home
user-header

                        
                        
Язык мой - враг мой?
23 мая 2018 г., 17:51 2900

Принцип добровольности обучения на родном языке ведет к деградации

 

В своей статье от 29.09.17 г. «Язык до Киева доведет» возмущался требованиям писать заявление на обучение на родном языке. При всем при этом якутский язык является государственным языком и его использование, обучение гарантировано Конституцией РФ и федеральным законом «О языках народов Российской Федерации».

 

 

 

 

 


 

 

Я тогда писал, что из-за ретивости части чиновников и родителей противоречия в вопросах обучения (не обучения) государственных языков в обязательном (необязательном) порядке в национальных республиках становятся камнем преткновения и вопросом федеративной (региональной) политики.

 

В этом году, оказывается, часть таких же «ретивых» депутатов Госдумы (при этом некоторые даже представляют национальные республики) подготовили законопроект, открыто ущемляющий государственные языки. Кстати, один из них потом убрал свою подпись под законопроектом.

 

Вот выдержки из законопроекта:

«В статье  14  ФЗ «Об образовании» часть 3 изложить в следующей редакции: «В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республик Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации… Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.»

Далее часть 6 данной статьи предлагается изложить таким образом: «При выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).»

 

Это получается, я (саха), проживая в Республике Саха (Якутия), которая является субъектом РФ (государством в РФ - статья 5 Конституции РФ), должен буду просить обучение моего чадо на языке саха в своем письменном заявлении.  Это как понимать? А как же государственность языка? Мы ведь живем в федеративном государстве. 

 

Я, конечно, не юрист, но даже особо не разбирающийся человек, прочитав законопроект поймет, что после принятия закона, родители саха будут писать заявления, чтобы их чадо обучалось на родном языке. Необходимо понимать, что лет через эдак пятьдесят таких заявлений о добровольном обучении на родном (государственном) языке будет все меньше и меньше. А это ведь, иными словами, ассимиляция…

 

Считаю, что обучение на родном государственном языке наряду с русским должно быть обязательным для саха и это право  должно быть гарантировано государством. Это наше право, а не пожелание, выраженное в заявлении. Пусть пишут заявления об отказе те, кто не хочет обучаться на государственном якутском, а не наоборот.  

 

Далее похоже изучение на родном языке хотят поставить в один ряд с факультативными предметами:

«2) пункт 1 части 3 статье 44 изложить в следующей редакции:

«1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования, формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык обучения и воспитания, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включая родной язык из числа языков народов Российской Федерации и государственный язык республик Российской Федерации».

 

Ход законопроекта здесь:  http://sozd.parliament.gov.ru/bill/438863-7​

 

Факультатив означает пятый, шестой уроки, которые необязательны для посещения. Со временем родители и дети сами начнут отказываться от дополнительной нагрузки в виде такого факультатива. Учителя якутского языка и литературы станут не основными "предметчиками". Как бывший студент факультета якутской филологии и культуры ЯГУ уже вижу сотни разочаровавшихся и уволившихся учителей. Как бывший главный редактор газеты на якутском языке вижу сокращение читателей газет. Язык станет не престижным, как мы видим в других республиках.

 

Факультативы и принцип добровольности ведет языки к деградации. Это также нарушает наши конституционные права и основные принципы федерализма.

 

Понимая негативные тенденции при принятии законопроекта, на днях общественники из национальных республик организовали круглый стол в Москве. Подробнее о круглом столе можно прочитать здесь: https://www.business-gazeta.ru/article/383142. В круглом столе принимал участие депутат Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иван Шамаев.

 

Приведу выступление своего коллеги, генерального директора телеканала ТНВ (Татарстан), депутата  Госсовета РТ Ильшата Аминова: «С каждым шагом положение о государственных языках республик ухудшалось. И мы все время думали, что это, в конце концов, школьных программ не коснется. Но осень 2017 года нам показала, что чем больше мы молчали, тем больше они себе позволили. Все образовательные стандарты, закон об изменении закона об образовании, действия различных органов — все, по сути, пока есть у нас такая Конституция, являются антиконституционными. Это просто очевидные вещи. Потому что говорить о вариативности государственного языка — это нонсенс. Говорить, что по желанию можно изучать государственный язык, — еще больший нонсенс. Тогда поменяйте Конституцию».

 

 

Похоже действительно вопрос обучения на языках народов РФ превращается в вопрос реального федерализма и политики. Если сегодня примут такой ущербный и антиконституционный закон, а что будет завтра…  

 

А для тех, кто считает, что есть "малые языки" или не думает об проблемах якутского языка, прошу тыкнуть сюда: "Малых языков не бывает" 

 

Статья 68 Конституции РФ гласит: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

 

 

 

Далее ссылки на другие похожие статьи:

 

Малых языков не бывает, 10.11.2017 г.

 

Язык до Киева доведёт, 29.09.17 г. 

 

На лицо разные, но русские внутри, 18.11.2016 г.

 

Страхи и фобии национальной политики, 2.11.2016 г.

 

 

Избранное
Комментарии 102   Написать комментарий
  • 23 мая 2018 г., 19:01
    pons   Пожаловаться

    Ассимиляция и вымирание языков у которых мало носителей - это естественный процесс. Как бы кто это ни отрицал. К тому же сейчас в языковой сфере главенствует принцип конкурентоспособности, а малые языки в современном мире, увы, неконкурентны. Владея английским вам доступна большая часть информации в интернете, практически все научные статьи и исследования, вы можете читать Шекспира в оригинале. А что вы получите зная чукотский или какой другой язык КМНС? Эти языки реально интересны разве что этнографам и узкоспециализированным лингвистам. Так что все эти меры господдержки лишь замедлят окончательное их вымирание еще на поколение или два, но итог неизменен.
    Что касается якутского языка, то его шансы на выживание высокие, т.к. носителей довольно много. Образование на якутском безусловно нужно, чтобы в будущем язык не скатился до состояния современного юкагирского. Но мне интересно каким образом вы предлагаете это осуществить.

     
    P.S. Никакого федерализма в России давно нет. Страна федерация только по названию, а на деле это сверхцентрализованное унитарное государство. 

  • Комментарий удален
    • 24 мая 2018 г., 14:14
      sakhaintek   Пожаловаться

      скорость1980, в 21 веке 3 языка много по вашему ? Нужно 4-5 языков знать не в каменном веке живем. Кто знает 2 языка свободно тот подобен компу с 2-х ядерным процессором, 3 языка - 3 ядерный процессор ! Что в этом плохого ? 

      • Комментарий удален
        • 24 мая 2018 г., 14:29
          sakhaintek   Пожаловаться

          скорость1980, ну это вы по себе судите, я например 3 языка знаю, большинство сахаязычных знают 3 языка. И мы не страдаем ведь.

          • Комментарий удален
            • 24 мая 2018 г., 14:55
              sakhaintek   Пожаловаться

              скорость1980, ха-ха, а почему тогда процент знания русского языка по результатам ЕГЭ у республики выше среднего по РФ, выше многих центральных областей ? И почему очень многие русскоязычные жители центральных областей РФ вообще без орфографических правил пишут, как слышут так и пишут. Знаю, что говорю учился с ними))) 

    • 24 мая 2018 г., 14:25
      sakhaintek   Пожаловаться

      скорость1980, "У якутского языка нет будущего" - неправильно, любой язык может развиваться, просто нельзя на него давить искусственно при помощи "законов". Похоже вы вообще не понимаете роль языка. Даже в библии говорится сначала было "слово". Вопрос к вам, а почему фильмы на якутском языке завоевывают призы на кинофестивалях, если они сняты на ненужном языке ?

    • 24 мая 2018 г., 16:33
      wafedejuho   Пожаловаться

      скорость1980, У якутского языка нет будущего

       

      Как вы это определили? Обоснуйте пожалуйста. И в чем собственно будущность языка?

      Имхо вы туповаты. Я знаю три языка Саха, Русский, Английский. Изучал со школы. Проблем с этим нет. Может это только Вам туго дается изучать? Не несите бред.

  • 23 мая 2018 г., 19:50
    Иваныч.   Пожаловаться

    Апогей развития якутского языка как литературного, образовательного и языка общения - промежуток от войны до 92 года. Как ни парадоксально, но в этот период творили те кого изучают на уроках литературы, появились учебники на якутском как по языку так и предметные. Но при этом - пара якутских школ в Якутске, в районных центрах засилье русских классов.

    Странно что с суверенитетом и появлением красивых концепций национальных школ ситуация стала хуже и возникла нужда заставлять якутов учится на родном.

  • 23 мая 2018 г., 19:57
    V1nSand   Пожаловаться

    Никого не надо заставлять. Просто почаще разговаривайте.

    • 24 мая 2018 г., 14:07
      sakhaintek   Пожаловаться

      V1nSand, а где вы видели, слышали что в Якутии ЗАСТАВЛЯЮТ (?!) учить якутский. Наоборот очень много родителей желающих учить детей на родном якутском штурмуют каждый февраль те несколько якутских школ что есть в Якутске. 

  • Первое. От народа, который потерял не по своей воле свои язык и корни, ничего хорошего ожидать нельзя. Прежде всего другим народам, живущим вперемешку с этим народом.

    Второе. За государство, не уважающее историю и традиции предков гражданина, этот гражданин впрягаться не будет. Да, государство может насильно заставить что-то делать, славить себя, но это не будет искренним. Это тупиковый путь, чреватый общественными катаклизмами. Пружина когда-то все равно распрямится.

    Пора всем понять, что от благополучия соседа зависит собственное благополучие. Помните, расхожую притчу, о том, что когда пришли за коммунистами, человек молчал, он ведь не коммунист? Когда пришли за евреями, за антифашистами, за кем то еще - человек опять молчал, ведь он не был ни тем, ни другим. А когда пришли за ним - некому было выступить, всех уже забрали...

    Гражданское общество тем и сильно, что старается соблюсти интересы всех, даже самых малочисленных и слабых. Во имя себя. В конечном счете.

  • 24 мая 2018 г., 09:59
    seagull   Пожаловаться

    Что за передергивания?

    "Я должен просить?" - выразить письменное согласие (пожелание, выбор) по вашему есть просить, напишите еще умолять...

    "на родном государственном языке наряду с русским должно быть обязательным (например, для саха)" - а на родном русском государственном? что-то вы тянете одеяло исключительно в одну сторону...

    • Автор
      24 мая 2018 г., 11:36
      kremniy   Пожаловаться

      seagull, на русском государственном - обязательное обучение, гарантированное государством. Такой же подход должен быть для других государственных языков.  Равнроправие языков установлено законом "О языках народов РФ":

      Статья 2. Государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации: 

       

      1. Равноправие языков народов Российской Федерации - совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

       

      2. Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

       

      3. Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

       

      4. Равноправие языков народов Российской Федерации охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Нормы, устанавливаемые настоящим Законом, распространяются на граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

       

    • 24 мая 2018 г., 14:04
      sakhaintek   Пожаловаться

      seagull, передергиваете как раз вы сами, читать на русском языке  сами умеете ? Где написано, что русскому языку будут учить по заявлениям родителей ?

      • 24 мая 2018 г., 21:58
        seagull   Пожаловаться

        sakhaintek, в том то и дело что ни где.

        Обучение русскому языку обязательно в рамках формирования единого информационного пространства, языка межнационального общения, если хотите. И любой гражданин РФ должен быть в этом заинтересован.

        А в том что сейчас обучающимся предоставляется выбор - нет ничего плохого, и заявление как форма выражения этого выбора не есть дискриминация и ущемление прав.

        А ваша реплика: "читать сами умеете", расценивается мною как хамство и характеризует вас не с лучшей стороны.

        И доводя до уровня "абсурда":

        может поднимем вопрос о дискриминации населения, для которого русский является родным. Почему кому-то позволительно изучать родной язык как разговорный, а русский как родной игнорируется?

        • 28 мая 2018 г., 23:14
          sakhaintek   Пожаловаться

          seagull, "Почему кому-то позволительно изучать родной язык как разговорный, а русский как родной игнорируется?" - ну тогда пусть все пишут заявление независимо от национальности т.е. русские в том числе, чтобы учиться "родному языку как разговорный". Это же по вашему "предоставляется выбор - нет ничего плохого, и заявление как форма выражения".

          • 28 мая 2018 г., 23:29
            seagull   Пожаловаться

            sakhaintek, ну что тут сказать... кто не хочет, тот не услышит... либо не хочет либо не может понять...

             

             

            ВСЕ! ВСЕ! ВСЕЕЕЕЕЕ!  теперь пишут заявление выбирая какой предмет изучать в рамках региональной составляющей. 

  • 24 мая 2018 г., 12:42
    Тараб   Пожаловаться

    В РФ проживают представители около 190 народностей.

    В РФ население говорит на около 150 языках

    В РФ национальных республик - 22

    Государственных языков - 37

    Официальных - 15

     

    Во-вторых, первая строчка Конституции РФ - "мы, многонациональный народ," (например во Франции - мы французский народ).

     

    Вывод только один - обязательными для обучения должны быть все государственные языки в РФ.

     

    По желанию и исходя из возможностей системы образования - любой другой язык.

  • 24 мая 2018 г., 13:11
    emdeela   Пожаловаться

    Язык саха в национальной республике должен быть обязательным к обучению в средней школе, где есть представители национальности Саха.
    Другой вопрос, понадобиться ли им это в будущем при трудоустройстве, выборе университета. Вот здесь уже по желанию, человек осознанно может сделать выбор.

     

    Если мы поддержим то, что нам навязывают,  а именно - выбор перед родителями, учить или не учить детям якутский язык в школах, это все в конечном счете приведет к тому, что дети АБСОЛЮТНО перестанут говорить и ПОНИМАТЬ язык своей национальности.

    А это уже ужасно.
     

    Давайте будем честны - многие родители не понимают, что делают с детьми. Они дают им планшеты, чтобы их дети им попросту не мешали читать ватсап и смотреть инстаграм. Не понимают чему обучают, к чему ведут детей. Таких родителей очень много. И ставить перед ними вопрос жизни национального языка - просто бред.


    Нынешнее поколение взрослых людей национальности саха 80% обязательно учили якутский язык. Хуже они не стали определенно, не наблюдаю также такого, что из-за "лишних" уроков они не преуспели в чем-либо другом.

    Ведь не секрет, что с развитием интернета дети смотрят видеоблоги итд. В итоге, дети подражая своим кумирам из интернета друг с другом говорят на русском языке, вставляют неологизмы из английских слов, даже в селах. Раньше такого не наблюдалось. 


    Однако понимание родного языка должно непременно остаться. Чего мы можем добиться только поддержкой статуса языка как государственного. Нас пытаются попросту "умельчить" такими законами. 
    Только обязательное обучение в школах.

    Как вариант - возможность отказа от уроков якутского языка. Но не более, этого итак много.

    • 24 мая 2018 г., 14:42
      sakhaintek   Пожаловаться

      emdeela, согласен с вами. Для саха (именно для саха), обучение на якутском языке должно быть обязательным. Другие тоже пусть учатся на своем родном языке. Потому, что родной язык это не только средство общения, это основной элемент культуры, который вообще формирует ментальность человека, характер. Языки возникают не просто так, а по историческим, природным даже законам. Бог создал якутов, русских и т.д. со своими особенными языками вовсе не зря.

    • 24 мая 2018 г., 16:47
      wafedejuho   Пожаловаться

      emdeela, все верно. Добавлю, что родной Якутский учить должны в обязательном порядке.

      Предмет Якутского языка и литературы должен быть представлен на должном уросне во всех СОШ !

       

      Просто пусть этнически русский ребенок имеет право отказаться от уроков якутского языка. А в принципе может и учить. Что в этом плохого? Саха же учат русский язык. Русскому ребенку что тяжего будет осилить еще один язык? От этого он только выиграет, получит вариативность мышления, и тем станет еще лучше.

       

      Не надо тут искать национализм приплетать.

      Язык Саха - это язык как и все языки мира, язык впринципе интернационален, это инстумент общения.

  • 24 мая 2018 г., 13:24
    yatito   Пожаловаться

    это недальновидность московских политиков может привести к развалу России, вспомните конец 80х-начало 90х, по тому же сценарию

  • 24 мая 2018 г., 13:45
    Zavmir   Пожаловаться

    Иными словами, вы хотите перенести ответственность с родителей на государство? Это позиция слабых людей. В мире столько примеров, когда в открытую запрещали говорить на языке, (евреям, цыганам) но они сохраняли язык и идентичность. Это принижает народ Саха, дескать, наш народец забудет язык если государство не станет заставлять учить его из-под палки. У нас есть культура и обычаи, а стало быть и язык. К чему это? Учи - не хочу, это есть свобода.

    • Комментарий удален
      • 24 мая 2018 г., 15:00
        sakhaintek   Пожаловаться

        скорость1980, значит место якутского языка в семье, в кухне ? А как насчет письменного языка, грамматических, орфографических правил, литературного наследия, олонхо наконец (шедевр ЮНЕСКО). Якутский по факту уже давно вышел из кухни не знали что ли ?

    • 24 мая 2018 г., 15:21
      emdeela   Пожаловаться

      Zavmir, тут вопрос об ассимиляции языка. Здесь и сейчас, как ситуация показывает, явно важно количество людей, понимающих свой язык. Сейчас это важно. Возможно, в дальнейшем такого не понадобится.

  • 24 мая 2018 г., 14:38
    TUTOR   Пожаловаться

    Принцип добровольности ни к какой деградации не ведет. Гарантированное право совсем не означает, что его должны навязывать в принудительном порядке. Право, в отличие от обязанности или повинности, для того и существует, чтобы человек мог им воспользоваться в нужный ему момент и в добровольном порядке. Так что паника по "языковому вопросу" раздувается лишь теми, кто еще является сторонником "самостийности" парада суверенитетов. Мы хорошо помним, к чему это привело, когда регионам было дано Ельциным хапнуть суверенитета "сколько унесете". За якутский язык переживать нужды нет. Носителей его много, в сознании жителей республики он осознанно необходим. Право им пользоваться на уровне государственных гарантий предоставлено. А уж будете вы им пользоваться или нет - вопрос вашего добровольного выбора, а совсем не того, что к этому вас будут принуждать на уровне законодательства. К тому же, как обеспечить "обязательность" изучения родного языка для всех тех национальностей, которые не относятся к титульной или КМНС в Якутии? Калмыки, дагестанцы, чеченцы, удмурты, татары, украинцы, армяне и многие прочие? Или для них по вашему закону якутский, эвенкийский или юкагирский должны стать родными? 

    • Автор
      24 мая 2018 г., 14:46
      kremniy   Пожаловаться

      TUTOR, "Мы хорошо помним, к чему это привело, когда регионам было дано Ельциным хапнуть суверенитета "сколько унесете"  ...

       

      Ничего плохого в этом периоде не вижу. Во время "парада суверенитетов" был построен Медцентр, созданы созданы предприятия, госкомпании Алроса, Якутуголь, Сахателеком. Благодаря тому, что эти субъекты остались в собственности республики, а не розданы олигархам, Якутия сейчас нормально живет, хоть нормально деньги берет при приватизации.

       

      "Обязательность" изучения родного языка для всех тех национальностей, которые не относятся к титульной или КМНС в Якутии, нет необходимости. И сейчас никто насильно не учит якутскому. Обязательность для саха - это гарантия сохранения народа. 

      • 24 мая 2018 г., 14:52
        TUTOR   Пожаловаться

        kremniy, гарантия сохранения народа - это самосознание самого народа. Вам надо, чтобы вас по закону обязывали быть саха и знать родной язык? Гарантии никто этим законом не отменяет. Просто дают возможность выбора, о котором все так усиленно "страдают" некоторые "свободолюбцы" в стране. Хочешь - заяви о своем добровольном выборе. Не хочешь - принуждать никто не будет.

         

        А насчет "ничего плохого" всего два примера: чеченская война и нынешнее стремление татарских националистов принудить всех без исключения учить татарский язык. В остальном, сложилось, как сложилось. Хорошо, что страна не разбежалась на "самостийные улусы".

        • Автор
          24 мая 2018 г., 15:03
          kremniy   Пожаловаться

          TUTOR, на счет Чечни и Татарстана согласен. По другому объясню, сейчас, живя в городе, я чувствую как сужается область применения якутского языка. Проблема не в политике ассимиляции. Это влияние интернет и ТВ среды на подрастающее поколение. Сколько программ на якутском языке? 1-2? Сколько постов в ютубе на якутском? 100? Знаю одного ребенка из улуса, так он не говорит (не понимает) на якутском. Просто смотрел мультики и интернет. И дома разговаривали на русском.

           

          Если бы я не отдал детей в сахаязычный детсад, а затем в школы с национальными классами, вышли бы люди с 50% знаниями якутского языка. Знаю многих саха, у кого дети не разговаривают по якутски, даже несмотря на сахаязычный детсад и школы. Далее, представьте, что эти дети с 50-70% знаниями якутского языка, воспитают детей в такой же среде с уже 20-30% знанием языка (как алтайцы, хакасы). Через три поколения, их потомки уже забудут свой родной язык. Они не будут писать заявления об обучение на родном языке. Ведь, сами не будут знать.  

           

          Калмыкия живой пример. Там разговаривают только в степи да старики.

           

          Просто вы не в той среде. Со стороны кажется, что все благополучно, развивается якутское кино, литература... Но, ведь, процесс то деградации языков идет. Почитайте тут:  Малых языков не бывает, 10.11.2017 г. 

          • 24 мая 2018 г., 15:27
            TUTOR   Пожаловаться

            kremniy, ну, с тем, что сами люди способствуют деградации языка и прочего я соглашусь. Но кто и у кого отбирает право или гарантии? И как расценивать с точки зрения выбора, если родители саха решат, что их ребенку будет в жизни нужнее русский и английский, а их по умолчанию будут определять в сахаязычный детский сад или школу? Может быть с точки зрения отсутствия такого "по умолчанию" какие-то опасения и существуют, зато перегибов в обязаловке может быть столько, что люди просто взвоют. И вопрос, в большей степени, заключается в том, как сказано в первом комментарии, что некоторые языки не выдерживают конкуренции. И ладно бы, если национальные социумы уничтожали и загоняли в резервации, как индейцев, или старались пропустить через "правильный котел" единой нации с единым языком. Нет же, гарантии самые широкие, свобода выбора предоставлена. Нет, находятся еще недовольные тем, что они могут по тем или иным причинам добровольно деградировать. Не понять мне такой позиции. Всё в ваших руках - действуйте сами и добровольно.

            • Автор
              24 мая 2018 г., 15:43
              kremniy   Пожаловаться

              TUTOR, повторюсь. Пусть те саха, кто не желает обучать своего ребенка якутскому пусть пишут заявление. Их будет до 3-5 процентов. Это все равно меньше чем 95% саха. А не наоборот: те 95% будут просить обучать на якутском, а 5 процентов нет. Это же ведет к чувству второсортности языка для этих 95%, и никак не способствует единству нации. 

              • 24 мая 2018 г., 15:55
                TUTOR   Пожаловаться

                kremniy, вот только не надо надумывать себе очередных "комплексов ущербности". Ни о какой "второсортности" это не говорит. И еще раз подчеркну, проблема перегибов со стороны некоторых упоротых националистов в отдельных регионах решена в масштабе всей страны. А вы тут свою кочку разглядываете с обиженным видом.

              • kremniy, а вы не поменяете понятия? "Учить якутскому языку" и "обучаться на якутском языке" - это совершенно разные вещи! Как вы будете учить русскому языку на якутском?! Или английскому языку? Или химии? Как ваш ребенок потом, обремененный вашим принудительным выбором, будет сдавать ЕГЭ по предметам на русском (!) языке?

                • 24 мая 2018 г., 17:21
                  TUTOR   Пожаловаться

                  Невидимка_, весьма уместное замечание, кстати. Изучать язык и учиться на языке - это принципиально разные вещи. И кто будет заниматься переводом терминологии на те или иные языки, которые и близко не располагали подобной областью знаний? И сможет ли в глобальном масштабе адаптироваться потом обученный таким образом специалист? 

                  • TUTOR, на ваши вопросы ответов нет. А вот примеров такой "подмены" - масса. Слишком жесткие требования предъявляют нашим детям в современном мире. И сдача ЕГЭ - первое серьезное испытание. И если ребенок не умеет мыслить на русском языке, он никогда не сдаст прилично.

                • Автор
                  24 мая 2018 г., 17:25
                  kremniy   Пожаловаться

                  Невидимка_, не передергивайте, речь идет только о предмете "Якутский язык" и "Якутская литература" до 11 класса (часов итак не так много), а также обучение на якутском в начальных классах как и сейчас идет. (кстати, там на предмете "Русский язык" учатся по-русски,а через якутский). Химию, физику изучал на русском. Проблем не вижу.  

                  • kremniy, я не передергиваю, а отвечаю вам на ваш же комментарий.

                    Интересно, а как вы научите писать сочинение на русском языке, если изучали русский язык посредством якутского языка?!

                    • Автор
                      24 мая 2018 г., 17:50
                      kremniy   Пожаловаться

                      Невидимка_, русский язык обучается всегда напрямую, а не через якутский язык. Это с первого класса. У меня первоклассник есть, не спорьте.  

                      • kremniy, и не собиралась спорить)) Просто вы так написали туманно, что подумалось, будто вы изучали русский язык через якутский. Ваши слова: 

                        "(кстати, там на предмете "Русский язык" учатся по-русски,а через якутский)".

      • 24 мая 2018 г., 22:17
        seagull   Пожаловаться

        Никто насильно не учит?

        Вы, видимо, не в курсе, что якутский язык вплоть до этого года являлся обязательным предметом в рамках региональной составляющей, в ряде школ совершенно точно.

        И "ущемления" которые описываются а этом посте - это введение со следующего учебного года возможности выбрать какой предмет изучать в рамках региональной составляющей.

        Т.е. предоставить возможность обучающимся отказаться от изучения якутского языка в пользу другого предмета или наоборот.

    • 24 мая 2018 г., 14:47
      sakhaintek   Пожаловаться

      TUTOR, "навязывать в принудительном порядке" - а вы сами на русском языке читать умеете ? Внимательно прочтите пост автора, он не говорит об обязательности якутского языка для неякутов. Как раз наоборот, якутский язык должен обучаться ЯКУТАМИ же без всяких бумажек. Это что ущемление чьих то прав ?

      • 24 мая 2018 г., 14:57
        TUTOR   Пожаловаться

        sakhaintek, проблему создали татарские националисты. Там уже много лет мусолится желание законодательно принудить всех без разбора в обязательном порядке учить татарский язык. Так где реальное ущемление прав, в предоставлении добровольного выбора или в принуждении учить неродной язык? Гарантии-то никто не отменял.

        • 24 мая 2018 г., 15:03
          sakhaintek   Пожаловаться

          TUTOR, ну вот татарам и предъявляйте претензии. В Якутии никто принудительно якутскому языку не учил.

          • 24 мая 2018 г., 15:29
            TUTOR   Пожаловаться

            sakhaintek, а как насчет одинаковых законов для всех? Подобные федеральные законы для того и принимаются, чтобы ограничить возможность региональной "художественной самодеятельности" всех упоротых националистов в масштабе страны. Иначе будет бардак, как в девяностых. Так что неумение воспринимать глобальное - это проблемы тех, людей, которые с этим живут.

            • 28 мая 2018 г., 22:16
              sakhaintek   Пожаловаться

              TUTOR, "а как насчет одинаковых законов для всех? " - а это как раз тот случай. В Конституции РФ есть положение о гарантии получать образование на родном языке. А это основной закон РФ ! А вы нормально умеете нормально читать, посты ? Автор вовсе не говорит, что якутский должны учить неякуты, речь идет о праве якутов учить СВОЙ же родной язык без заявлений.

          • 25 мая 2018 г., 21:46
            seagull   Пожаловаться

            sakhaintek, учили! до этого годжа якутский был обязателен в школах где его включили в состав региональной составляющей!

            • 28 мая 2018 г., 22:11
              sakhaintek   Пожаловаться

              seagull, в том то и дело "в состав региональной составляющей!" - это не обязательная часть. А это предметы по выбору, значит сами выбрали. 

              • 28 мая 2018 г., 22:40
                seagull   Пожаловаться

                sakhaintek, лично никто не выбирал, исключительно в результате обращения родителя изменили порядок и появилась возможность посредством тех самые заявлений, которые так возмутили автора сделать выбор.

        • 25 мая 2018 г., 00:23
          prorochestvo   Пожаловаться

          TUTOR, Правильно и делают Татары. Саха должны брать пример с них. У нас в Саха-Якутии слишком много России, наша Саха-Якутская идентичность теряется. Скоро отменят выборы Ил Дархана Республики (а у нас пока они есть) пока как в Бурятии их нет, там назначают сверху с Кремля. И вы хотите чтобы и в нашей республике было так же? чтобы какой то Русский тут хозяйничал на земле Саха?

          Я прочитал ваши ответы, мне кажется вам далеко наплевать на народ Саха и на их будущее. Что сказать с парада суверенитетов, то это только по влияла на пользу нации. Ведь до этих событий, в СССР, язык Саха был ограничен, в магазинах и в общ. местах не так уж и говорили тогда как сейчас. Да и сама республика образовывалась на основе нации Саха, досталась такая земля наша родная. Это всё язык. Вы даже не понимаете.

          • 25 мая 2018 г., 14:38
            TUTOR   Пожаловаться

            prorochestvo, ну что Вам сказать... Вы либо не изучали хорошо родную историю, либо пользовались какими-то альтернативными источниками, коих сегодня полно. В частности, неплохо было бы знать, когда и как произошло объединение племен в единую нацию саха. Да и сама субъектность тоже не совсем заслуга местных энтузиастов. И в этом нет ничего обидного или унизительного. Это история - факты прошлого.

            Вы, вообще-то, являетесь гражданином Российской Федерации - равноправным наряду с любым другим гражданином страны. Никто не мешает "хозяйничать", если на то ума хватает. Но тут снова можно обратиться к истории становления республики, чтобы понимать, что, будучи автономными и независимыми, в космос саха первыми бы, увы, не полетели. И радио не изобрели. Да с землепашеством не всё так просто оказалось. Так что, при рачительном хозяйствовании, во главе должен стоять тот, у кого для этого ума достаточно. А если делать выбор по размеру черепа и форме носа - это всегда плохо заканчивается.

            Мне не плевать на Якутию - она мой отчий дом, где мы всегда и со всеми жили в мире и согласии. Будет очень грустно, если, руководствуясь подобными рассуждениями, ситуацию доведут до межнациональных распрей. Это самая большая глупость, какая только может существовать, поскольку точно приведет к краху всего.   

            • 26 мая 2018 г., 22:30
              prorochestvo   Пожаловаться

              TUTOR, А что с вас сказать... по вам всё видно как вы изучили историю, не боюсь с самых достоверных переписанных источников? Если вы не знали, Саха не были единой нацией, ранее нация была одна, Тюркская вот и они позже разошлись и нашли себе новую территорию, причем большую, решили они создать своё государство, нашли себе лидера Тыгына, да, жили они по регионам по улусам, территория то большая. Но позже всего этого не стала, пришли "первопроходцы" которые не считали местное население за людей, что произошло дальше вы сами думаю знаете. Да это история, причем печальная. Что самое главное, такое произошло и со всеми народами населявшую ту Россию, обидно конечно.

              Да, я гражданин Росийской Федерации, так же и являющийся и гражданином Республики Саха. Страна наша федерация, не унитарная государство. Республика в составе федерации, является демократическим правовым государством с коренным населением КМНС и Саха. Так что тут "местный" хозяин как раз таки и нужен, зачем нужен тот который и понятие не имеет о Саха-Якутии? тем более не коренной... Да и космос кому он нужен с тем же радио, если всё итак есть и все побывали, главное чтобы народ твой жил в достатке. Как показывает опыт, это всегда хорошо получалось если есть желание. Я думаю будет очень грустно, если нынешняя ситуация в республике будет продолжаться, и если не взяться за опыт Татар, Башкир и Тувин то Саха в своей же земле не смогут проконтролировать ситуацию, и упустят самое значительные и решающие точки в жизни нации. А потом исправить будет куда труднее и сложнее, тем более в нынешнее время. Порой это сложно понять другим людям, которые не понимают значение происходящего, если ты еще и не являешься участником и носителем этого значения. 

              • 26 мая 2018 г., 23:32
                TUTOR   Пожаловаться

                prorochestvo, простите, но я не могу без изумления видеть подобное невежество. Это знание "истории" на уровне сказок и публикаций из желтой прессы. Какие свидетельства государственности достались нам из истории, после того как "нашли" Тыгына и образовали "государство"? Может быть хотя бы глиняные таблички с иероглифами, или какой-нибудь каменный столб со сводом законов? А может упоминание о столице какое существует? Знакомо понятие родо-племенной образ жизни? Подсказать, сколько еще народов, состоящие из родов и племен, жили кочевым образом и обрели государственность с помощью России? А сколько народов, имевших к тому времени государственность со всеми признаками, могли быть уничтоженными, если бы не защита России? Это я не к тому, что Россия во всем этом главная. А к тому, что многие "протоукры" теперь утверждают, что они были такими великими, что если бы не "отсталая" Россия, то они были бы сегодня, как минимум, наравне с какой-нибудь условной Францией, или Японией. Забывая, при этом, об участи тех же американских индейцев или африканцев, "осчастливленных" самыми активными колонизаторами того времени. Кстати, та же Индия, несмотря на свои масштабы и древнейшую историю, зафиксированную многочисленными артефактами, освободилась от колониального гнета 15 августа 1947 года. В каком они были состоянии тогда? А Юго-Восточная Азия? Вот где по-настоящему печальная история.

                 

                Так что вспомните, в какого времени существовала Якутская область Иркутской губернии со столицей в Якутске прежде, чем стать автономной республикой, и пришлось ли за истекшие столетия вести масштабные кровопролитные войны за это. Да, не забудьте вспомнить, с кого началась письменность. Заодно поинтересуйтесь, когда начался учет количества населения, и как изменялась статистика по проведенным переписям. Знание он носит. 

                 

                p.s. Вот тут, кстати, Андрей Саввич интересное интервью дал. )))

                https://iz.ru/news/324757

      • 25 мая 2018 г., 21:49
        seagull   Пожаловаться

        sakhaintek, что вас бумажки то так взбудоражили? родители каждый год пишут подобные бумажки.

        И в этих бумажках никто не просит умолять обеспечить ребенку возможность изучать родной язык!

        В этих бумажках родители выбирают какой предмет изучать ребенку в рамках региональной составляющей.

        • 28 мая 2018 г., 22:23
          sakhaintek   Пожаловаться

          seagull, во-первых, неэтично требовать от людей бумаги живя в одном государстве по национальному признаку. Дескать ты якут поэтому пиши заявление, а вот ты русский не пиши.  Во-вторых, если такой закон примут, будут приняты регламенты усложняющие и бюрократизирующие процесс подачи заявления. Например, могут требовать заявление обоих родителей, а если родители в разводе или один, то неси справку о местожительстве или вовсе нотариально заявления заверять заставят. 

          • 28 мая 2018 г., 22:42
            seagull   Пожаловаться

            sakhaintek, "неэтично требовать от людей бумаги живя в одном государстве по национальному признаку. Дескать ты якут поэтому пиши заявление," это исключительно ваши домыслы, деление по национальному признаку результат исключительно подачи материала в этом посте.

            • 28 мая 2018 г., 22:57
              sakhaintek   Пожаловаться

              seagull, это не домыслы это станет законом. Представьте якутскому языку якутов будут учить по заявлению, а вот английскому языку без всякого заявления и бюрократических препон. Т.О. якутский язык в Якутии будет считаться 3 сортным по значимости. И так по всей России, вы считаете, что будет это способствовать межнациональным отношениям ? 

              • 28 мая 2018 г., 23:26
                seagull   Пожаловаться

                sakhaintek, будет, а вот ваше нытье по этому поводу изменений, что реализуют право выбора и ваше деление людей на людей "якутской" и "неякутской" национальности" не будет.

                 

      • 25 мая 2018 г., 21:56
        seagull   Пожаловаться

        sakhaintek, изменения о которых пишет автор как раз направлены на то чтобы отменить обязательность изучения якутского языка. Именно этим автор не доволен. Тем что возможно говорящие на якутском языке не выберут предмет "якутский язык" как разговорный. Что в приницпе предсказуемо, потому что предмет изучается с нуля.

        • 28 мая 2018 г., 22:29
          sakhaintek   Пожаловаться

          seagull, неправильно, заявления должны писать люди неякутской национальности, для которых якутский не родной. Если хотят пусть пишут и учат, нет так нет. А вот дети якутской национальности (с якутским родным языком) не должны писать заявление. Почему они должны писать заявление об учебе родному языку, если свободное изучение родного языка гарантируется Конституцией РФ.  

    • 24 мая 2018 г., 16:56
      wafedejuho   Пожаловаться

      TUTOR, Принцип добровольности ни к какой деградации не ведет. Гарантированное право совсем не означает, что его должны навязывать в принудительном порядке

       

      знаете, может, очень даже привести к деградации. Вот это как может произойти. Имеется СОШ где есть 10 классов. Где учатся этнически саха и русские дети. Недалекие родители потакая детям откажутся от обучения Саха языка. Некоторые продолжат обучать.

      Но придет время когда в школе 80% не будут учить Саха тыла. Потом выйдет так что скажут что содержать преподавателя и весь процесс обучения Саха тыла экономически накладно ради 20% тех кто хочет изучать.

      И все. Поставят вопрос о закрытии предмета. Что вы об этом думаете? Мне кажется это банальная очевидная ожидаемая последовательность. Не надо быть таким уж и дальновидным.

       

      Так что этнические Саха должны изучать свой язык!

      • 24 мая 2018 г., 17:11
        TUTOR   Пожаловаться

        wafedejuho, это, знаете ли, уже перегибание палки. Почему люди должны отказываться от изучения родного языка - я не понимаю. Но ситуация с "несознательными родителями, дети которых должны изучать свой язык" очень напоминает бабушку, которая насильно кормит внучат потому, что они "ничего не едят сами", и ей, бабушке, виднее, как должно быть. А потом мы получаем ожирение и прочие проблемы со здоровьем ребенка.

        Еще раз подчеркиваю, никто не отнимает и даже не посягает на право изучать родной язык. Всего лишь защитили от перегибов эту область межнациональных взаимоотношений на федеральном уровне. 

         

        А фантазировать на эту тему, доводя до абсурда можно сколько угодно. Равно, как и придумывать себе множество скрытых "контекстов" по ущемлению чего-либо. Все права и гарантии остались по-прежнему. Зато какие-нибудь упоротые националисты не будут требовать от других то, что этим людям не нужно и не обязательно. 

        • 24 мая 2018 г., 19:51
          wafedejuho   Пожаловаться

          TUTOR, Почему люди должны отказываться от изучения родного языка - я не понимаю

           

          Согласен. Но это практическое, фактическое явление. Факторов много, приведу пример:

          - скажут "дети не хотят". В силу того что ютуб на русском, одноклассники говорят только на русском. И поведутся ведь родители, по принципу "лишь бы не плакал и был здоров".

          - "нужно писать заявление, пусть не учит, проблем нам меньше" - скажет родитель.

          - в силу "мнений", "трендов". Не думайте, что все люди рациональны. Вы может да, а вот большинство нет. Есть такие типы как [скорость1980] которые будут говорить о "будущности" и "безперспективности" Саха Тыла. Некоторые поведутся и затащут на волне многих. А просто напросто нет таких понятий как  "будущность" и "безперспективность" языка. Именно наличие таких рассуждений и убивает язык.

           

          Тут нет перегибания палки, как вы говорите. Есть массовые процессы, на которые что то да влияет, и бывает что процессы могут пойти по пути в котором сложно уже что либо корректировать.

          Вы можете гарантировать сохранность языка при текущих установках (законах и трендах) через 50 и 100 лет? Не говорите слово "абсурд". Тут нацистов нет, есть националисты (как и русские, французские, итальянские, немецкие) которые хотят равные условия (все, ситуационные, материальные, нематериальные) для сохранности своей культуры и языка.

          • 24 мая 2018 г., 20:07
            TUTOR   Пожаловаться

            wafedejuho, так проводите работу в республике, кто мешает-то? Объясняйте людям преимущества сохранения своего языка и билингвальности (куда уж теперь без неё). Я ничего и никому гарантировать не могу по определению, я ведь не Конституция. И о нацистах я ничего не говорил. Просто знаю, что национализм бывает разной степени радикальности. И чем яростнее за него бьются, тем больше перегибов допускают. Так что язык, как Вы сами выразились, убивает лень, недальновидность и снижение масштабов использования. Никто и ничем Вас не ограничивает в работе над этими вопросами. Поэтому хватит уже обвинять кого-попало. Что за инфантилизм. Добивайтесь равных условий, просвещайте, занимайтесь популяризации. Просто делайте и всё.

            • 25 мая 2018 г., 12:43
              wafedejuho   Пожаловаться

              TUTOR,  так проводите работу в республике, кто мешает-то?

              ну так кричать с колокольни это каждый может. Вы суть то не поняли что я сказал.

               

              Представтье живут 10 человек один из которых француз, а остальные итальянцы. У всех равные права. Каковы шансы у француза сохранить свой язык? Каковы шансы что его ребенок будет говорить на французком если все остальные дети говорят на итальянском? Он же будет учиться в основном у сверстников которые говорят на итальянском. Пример недалекий, но ясный.

               

              Просто знаю, что национализм бывает разной степени радикальности

              это коню ясно. Но по вашему тону ясно что в слове национализм вы в первую очередь видите лишь радикальную форму. И поэтому делаете не те умозаключения и решения.

               

               Никто и ничем Вас не ограничивает в работе над этими вопросами. Поэтому хватит уже обвинять кого-попало. Что за инфантилизм. 

              да не берите на штыки. Че вы боитесь что ли.

               

              Добивайтесь равных условий, просвещайте, занимайтесь популяризации. Просто делайте и всё.

              "просто" - говорите, ну ну... 

               

              Изначально количественно неравных, равные права не уравнивают. Поймите же наконец.

              Не говорите что обязательное изучение родного языка это зло.

              Раз уж так, то давайте введем не обязательность русского языка для всей России. Пусть дети отказываются от русского и изучают только английский и иврит.

              • 25 мая 2018 г., 14:23
                TUTOR   Пожаловаться

                wafedejuho, может Вам уже поинтересоваться опытом других мультиязычных стран? Канада, Швейцария и т.д. Вы ведь тоже компактно проживаете, правда?

                Увы, националисты, чаще всего, демонстрируют именно радикальные формы своих убеждений и устремлений. И это не обязательно кровь. Это, в первую очередь, попытка подмять других под себя. 

                Я нигде и ни разу не сказал, что изучение национального языка - это зло. Я напротив говорю, что все возможности для этого есть, вам нужно только по уму самоорганизоваться для этого, а не ждать, как всегда, что кто-то это будет делать за вас, включая "царя-батюшку". И бояться мне совершенно нечего. Я лишь реагирую на раздувание из мухи слона, при общем инфантильном подходе некоторых жалобщиков на свою "тяжкую долюшку".

                • 25 мая 2018 г., 16:11
                  wafedejuho   Пожаловаться

                  TUTOR, Я нигде и ни разу не сказал, что изучение национального языка - это зло

                  - посыл ваш был тут:

                  TUTOR, Но ситуация с "несознательными родителями, дети которых должны изучать свой язык" очень напоминает бабушку, которая насильно кормит внучат потому, что они "ничего не едят сами", и ей, бабушке, виднее, как должно быть. А потом мы получаем ожирение и прочие проблемы со здоровьем ребенка.

                   

                  И че вы говорите что "мы" должны "по уму самоорганизоваться" ? Это к чему? У "нас" все в порядке.

                  Только вот не нужен закон, который "позволяет отказаться от своего родного языка". И тем более что по закону "ребенок априори в отказе, потом по заявлению просит учить его родному языку".

                  Это странно. Перечитайте коммент предыдущий мой осознанно.

                  Не принимайте в стереотипе, читайте обнулив ваши предрассудки. И не надо обзываться "инфантильные", "жалобщики", "раздувальщики".

        • 24 мая 2018 г., 20:57
          alaas965   Пожаловаться

          TUTOR, требовать у саха заявление , чтобы ребенок мог учить родной язык я считаю неправильным. У нас ведь равноправие? Разве русскому скажут пишите заявление чтобы ваш ребенок учил русский язык, не напишите он не будет учить язык. Да, возможно вы скажете что это государственный язык, но в рся язык саха тоже является государственным. А теперь сравним с иностранным, его учат без всяких заявлений хотя родным он ни для кого не является.

          • 25 мая 2018 г., 12:44
            wafedejuho   Пожаловаться

            alaas965, +1

          • 25 мая 2018 г., 14:58
            TUTOR   Пожаловаться

            alaas965, иностранный язык в школе тоже по выбору, если что. Можете изучать английский, можете немецкий, можете французский. В законе не прописано, что именно с саха нужно требовать заявление для возможности изучать родной язык. Там прописано добровольное волеизъявление о желании его изучать. Не ставьте с ног на голову. И мера принята потому, что такие вот упоротые хотят обязать всех жителей поголовно изучать язык, который многим людям может оказаться ненужным. Скажите спасибо татарским националистам. Если бы не они, с их идиотским требованием обязать всех поголовно, то и закона этого не было бы. А так, теперь пишите заявление, которое будет на документальном уровне подтверждать, что ваши дети учат язык добровольно, а не по принуждению.

        • 28 мая 2018 г., 22:41
          sakhaintek   Пожаловаться

          TUTOR, дело не в отказе от изучения родного языка. Дело в пренебрежении на законодательном уровне к определенным языкам, по национальному признаку. Ты саха, татарин, башкир, чеченец пиши заявление к такому то сроку, иначе без языка останешься, а ты русский не пиши. Это будет по всей России действовать и восприниматься как унижение нацменов, соответственно будет расти бытовой национализм. Как раз такие вещи приводят конфликтам. А нужно то всего, требовать, чтобы такие заявления писали как раз те кому данный язык неродной. Т.е. русских, белорусов или татар не надо заставлять учить язык саха, но если хотят пусть учат по заявлению. А этнические саха пусть не пишут это же для них родной язык.

  • 24 мая 2018 г., 15:55
    fifth_element   Пожаловаться

    Раздули то как.... Сложно бумажку написать?Что вы на ровном месте истерите?

  • 24 мая 2018 г., 15:58
    Тараб   Пожаловаться

    Добровольность = не обязательность = отказ от изучения родного языка. 

     

    Живешь в национальной республике - учи государственный язык республики.

     

    И надо четко делить родные языки и государственный язык.

    В Якутии два государственных языка - русский и якутский. И проживает до 200 национальностей. Если система образования позволяет (как написано в Конституции РФ) - пусть эвенк учит свой родной язык. 

    Что тут не понятного?

    Английский, немецкий учат же и ничего. 

    Да, английский не обязательно учить, но не надо тут его с якутским сравнивать. Не в Англии живешь. В Якутии.

    • 24 мая 2018 г., 17:56
      Zavmir   Пожаловаться

      В современном мире значение английского языка как международного сложно переоценить. Наверное помните, как об этом говорил Первый президент Николаев? Например, я в школе учил 3 языка, и это достижимо.

    • 25 мая 2018 г., 00:08
      prorochestvo   Пожаловаться

      Тараб, какие тут 200 национальностей? КМНС и Саха - остальные народы, лишь как в гостях живут у нас. 

      Это в Дагестане 200 национальностей.

    • 26 мая 2018 г., 20:29
      kutlug   Пожаловаться

      Тараб, да, у нас часто ставят знак равенства якутский язык = родной язык. Эта ошибка тем более подогревается наличием "дня родного языка", а не "дня якутского языка" как в других субъектах. К примеру: Иенгринская сельская школа в Нерюнгринском районе. Дети обучаются на русском языке, но у них есть предмет - якутский языка как государственный и родной язык - эвенкийский. Аналогично в п.Нижний Бестях дети обучаются по-русски, у них есть обязательный предмет - якутский как государственный и еще узбекский язык как родной.

  • Автор
    24 мая 2018 г., 16:19
    kremniy   Пожаловаться

    Еще одна статья:

     

    https://www.kommersant.ru/doc/3635986 

    Представители республик создают движение за обязательное изучение родных языков

  • 24 мая 2018 г., 16:45
    zlobniykot   Пожаловаться

    Язык мой - враг мой? Для автора это не вопрос, а констатация. 

  • 24 мая 2018 г., 17:06
    roman   Пожаловаться

    В кабинете иностранного языка (немецкий) в моей Ытык-Кюельской средней школе висела эта цитата на немецком "Человек столько раз человек, сколько языков он знает".  Кстати этот кабинет находился тут же рядом с кабинетом якутского языка.

    • Автор
      24 мая 2018 г., 17:12
      kremniy   Пожаловаться

      roman, такое же выражение есть на турецком. Бир лисан - бир инсан. Один язык - один человек... То бишь, два языка - два человека. Меня аж четыре тогда: якутский, русский, турецкий, английский. -)

  • дома ребенка учить надо и разговаривать на родном языке, меня вот учили учили и не научили))

  • 24 мая 2018 г., 18:48
    JuiZ   Пожаловаться

    Изучение родных языков как предмет, а тем более государственных языков республик Российской Федерации должны быть в инвариативной части учебной программы. Нужно соэранить все языки России, для этого и создается государство. Государство-это народ.

  • 24 мая 2018 г., 21:35
    БМП-1   Пожаловаться

    так то вообще то это твои однопартийцы так ретиво кинулись исполнять волю и слова ВВП. Да и где ты в России нашел федерализм?

  • 25 мая 2018 г., 00:05
    prorochestvo   Пожаловаться

    Вот ваш Путин, и ваша Россия.

    Почему при Ельцине было всё можно, а сейчас всё нельзя? Все наше с 2000х забрала Москва. Никто ничего не продавал, просто указ сверху должен выполняться.

    • 25 мая 2018 г., 09:20
      Zavmir   Пожаловаться

      prorochestvo, при Ельцине страна разваливалась на части, в этом нет ничего хорошего.

      • 26 мая 2018 г., 21:52
        prorochestvo   Пожаловаться

        Zavmir, Страна не разваливалась, она восстанавливалась после реорганизации СССР. А Ельцинский период можно точно назвать период настоящей формы федерации. А то что сейчас это далеко не федерация, а унитаризация страны, процессы вертикали власти центра, процесс разграбления природных ресурсов с Сибири и обогащение их только в европейской части России. Сибирь забыли, пусть живут как выживут. Такой большой стране как Россия нужна лишь форма Федерации или Конфедерации, только так лишь регионы могут выжить и остаться в составе России.

        • 26 мая 2018 г., 21:59
          Zavmir   Пожаловаться

          prorochestvo, не согласен. Только сильное и централизованное государство может обеспечить стабильность гражданского общества. Вообще жили в то время? Там была разруха и бандитизм, зарплаты не выплачивали месяцами. Не говоря уже о сепаратизме и разгулу криминалитета. Нам США посылали гуманитарку в виде ножек Буша, это разве показатель успешной страны?

          • 26 мая 2018 г., 22:46
            prorochestvo   Пожаловаться

            Zavmir, Русские конечно не согласны. Другие народы имеют иное мнение, они как раз жили в своем новом государстве (республике). Для Саха-Якутии это был период развития и начала нового времени, пока как в Москве и областях не знали куда дальше ийти там и была разруха и бандитизм. Стабильность могут нести несколько центров, если на территории живут несколько народов. Если за всех будет решать один центр, будет создан дисбаланс мнение некоторых других народов просто не будут учтены, и позже всё это может взорваться. Сейчас, наше мнение просто даже не могут выслушать в Москве и не хотят считать нас за равных. Пока как в 90-е годы наше мнение всегда учитывались в центре и вводились в силу того времени нашим первым президентом. Думаю тут могут быть разные мнения, отталкиваясь от национальности.

  • Сахалыы билбэт эрээри, манна куолулуу олорор дьоннор тылларын адьас истмэц! Кинилэр син биир утараллар.  TUTOR бу суруйбуппун аа5ар ейдуур буоллаххына эппиэттээ.

  • 25 мая 2018 г., 16:23
    Иваныч.   Пожаловаться

    Добиваться надо не обязательности - добиваться надо доступности. При том даже не сколько на школьном уровне а на дошкольном - когда язык закладывается и закрепляется.

    Все эти возвышенные обсуждения об обязательности изучения родного суть чепуха если рядом с домом только русский детсад :)

  • Автор
    25 мая 2018 г., 18:41
    kremniy   Пожаловаться

    В Ил Тумэне сегодня был круглый стол, в котором также общественники и депутаты высказались против законодательной инициативы Госдумы

     

  • 26 мая 2018 г., 15:36
    cecik   Пожаловаться

    Уважаемый Чокуур Николаевич! Полностью разделяю Вашу озабоченность. Я сам юрист, стаж работы 12 лет. В своей сфере уже принимал меры по защите якутского языка. Позвольте выразить ряд мыслей.

    Сначала немного теории и истории. Что есть государственный язык? Определений много, но суть такова. Это язык государственного управления, язык реализации общественных функций. На государственном языка в стране доступны все виды услуг, работ и т.д. и т.п. Республика Саха является государством в силу Конституции РФ. Субъектом федерации, но все же государством. Эта же Конституция разрешила ей установить свой государственный язык – якутский. Якутский язык является государственным для всех его жителей, а не только граждан якутской национальности. Но стал ли якутский язык государственным за 26 лет в полном смысле этого слова? Что можно осуществить на якутском языке. Можно ли жить, используя якутский язык? Нет. Язык практически не используется в работе органов власти, общественно жизни. Его не достаточно даже для получения среднего образования. Язык не используется в работе предприятий и организаций, на нем нельзя заключить элементарные гражданские договоры, заплатить квартплату, получить медицинский рецепт и так далее. 

    Короче говоря, на якутском языке в Якутии нельзя получить весь перечень государственных и муниципальных услуг, т.е. нельзя нормально жить и работать.

    Скептики спросят: «А зачем? Есть же русский язык. Пусть якуты сами говорят на своем языке».

    Такой вопрос в корне не верен потому что якутский язык является именно государственным языком, точно таким же как и русский, т.е. обязателен. В чем отличия статуса русского и якутского языка? Только в территориальном охвате. Русский государственный (официальный) на всей территории России, а якутский официальный на территории Якутии. Соответственно в Якутии они равны. Что это значит? Что все что делаешь на русском языке – должно быть доступно и на якутском языке.

    Это так сказать теоритическая концепция, которая должна быть закреплена на бумаге.   

    Зачем якутский язык признан государственным? Какова была цель? Именно та, которая указана выше – т.е. создать из якутского языка реальный язык государства. Основная цель (!) обучить якутскому языку все население Республики, создать общую языковую среду. Как вы знаете прекрасно – Чокуур Николаевич, только создание якутской языковой среды может гарантировать само существование языка. Сужение языковой сферы как происходит сейчас это шаги в пропасть, т.е. постепенного полного вытеснения языка. Нельзя сохранить язык разговаривая на нем только дома, только осуждая семьи, бабушек и дедушек, что они не учат детей якутскому языку.

    Почему надо создавать общую языковую среду -  т.е. обучить якутскому языку всех жителей республики? Потому что нельзя в современных условиях отделить якутское население от иного населения, нельзя создать отдельную этническую среду в условиях чересполосного расселения, в первую очередь в Якутске. Только политика, что якутский язык – это наше общее достояние – это язык нас всех и русских и якутов и эвенков и киргизов в Якутии, только такая политика приведет в выживанию якутского языка. Все другое – это только отсрочивание смерти языка.

    О конфликтах. Как бесконфликтно этого добиться? Как не получить обвинения в якутизации русских и т.п. (замечу что проводя политику русификации народов России, в т.ч. якутов, насаждая русский язык федеральный центр отвергает все обвинения в русификации). Здесь конечно нужна твердая государственная политика, которая может быть похожа на политику Татарстана или иных республик в частности.

    Пути два:

    1)                        создавать во всех сферах жизни якутскую альтернативу, всячески ее поддерживать, в сотни раз увеличить визуальную составляющую языка, пропагандировать язык;

    2)                        обучать языку всех и вся.

    Подробно остановимся на втором пункте. Обучать языку, кого и как? Не вдаваясь в дебри педагогики поясним, что обучение взрослых так же необходимо, но им надо показать необходимость языка. Детей можно обучать не объясняя ее необходимость.

    Современное образование в части использования и изучения языков у нас водятся к четырем типам: полностью русскоязычное без якутского языка даже в качестве предмета, якутско-русскоязычное (с 1 по 4 класс якутское, затем переход к русскоязычному, полностью завершаемый к 9 классу, это так называемая "якутская школа", "якутские классы"), русскоязычное с якутским языком как предмет в качестве родного, когда часть детей учит якутский язык, а часть нет, русскоязычная с якутским языком как государственным, когда якутский язык как предмет изучают как предмет все.

    Какие реформы этой системы нужны здесь? Первое: восстановить полное якутское образование, с 1 по 11 класс полное обучение на якутском языке всех предметов и ЕГЭ по всем предметам на якутском языке. Второе: ввести обязательный якутский язык во все школы всех классов – тут возможна градация классов на группы исходя из изначального знания языка или нет с постепенным сведением всех учеников в одну группу к завершению обучения – чтобы не было разделения и чтобы уровнять знания учеников. Третье: если родной язык учеников не русский и не якутский, то ввести обязательное обучение этому языку в школе, для этого разработать отдельные критерии: ввести обязательное обучение языкам КМНС во всех селах их проживания для всех учеников, пусть якуты в Андрюшкино учат юкагирский язык; отдать полномочия местным властям вводит обучение киргизскому языку в Якутске или украинскому языку в Алдане.

    Это должна быть конечная цель.

    Кстати вопрос: почему в Татарстане очень важным считают обучению татарскому языку в качестве предмета? Потому что они практически свернули образование на татарском языке обучения. У нас проблема находится на предыдущей стадии потому что хотя бы формально у нас еще есть обучение на якутском языке.

    Что делать сейчас, чтобы выйти на такую систему образования:

    Первое: всячески препятствовать сворачиванию и расширять полностью якутско-язычное образование. Это по силам нашему МИНОБРНАУКИ;

    Второе: требовать от Ил Тумэна и Ил Дархана искать законодательные лазейки по сохранению якутского языка в русских школах, но не для якутов в качестве родного, а для всех и каждого ученика, вести широкую общественную работу на эту тему;

    Третье: вести пропаганду обучения якутскому языку и активно влиять на руководителей местных властей и руководство конкретных школ по языковой составляющей обучения.  

    Что касается первого пути: которую я назвал создание якутской альтернативы:

    Конечно, современный федеральный законодатель очень много сделал для ограничения использования государственных языков республик. Однако, и сейчас есть законодательные лазейки, которые позволяют вести работу за якутский язык.

    Здесь подход необходим как государственный так и общественный.

    Государственный: создать специальный государственный орган по якутскому языку, не по родным языкам и языкам КМНС и т.п., а только по государственной поддержке якутского языка. Это может быть управление, отдел в управлении, желательно в составе Администрации президента и правительства. Самое главное подобная структура должна быть независима от министерств и ведомств и подчинятся напрямую Ил Дархану. Как ее назвать: как угодно: совет, инспекция или как хотите. К примеру: «управление государственного языка», инспекция государственного языка или что то вроде. Есть же «Министерство по развитию институтов гражданского общества».  Как назвать – это отдельный вопрос, который можно обсудить.

    Деньги? Штат может быть совсем небольшой – пять человек. Но что будет делать этот орган – ВСЕ!!! Защищать якутский язык всюду и везде, в образовании и управлении, в СМИ и т.п. и т.д.

    Общественный подход: создать специальную инициативную группу по пропаганде якутского языка, включить туда молодежь. Что оно будет делать:

    1)                 разъяснять всем и вся как должен применяться и где якутский язык, постоянно спрашивать: а почему нет этого же на якутском языке, почему нет обслуживания на якутском языке, делать акции в духе «мин татарча сөйлэшем» в Татарстане и т.п.;

    2)                 требовать исполнения существующих законов об использовании якутского языка.

    Так, согласно Статьи 35. Закона Республики Саха (Якутия) о государственных языках тексты вывесок с наименованиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций оформляются на государственных языках Республики Саха (Якутия), а в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера - и на местных официальных языках. Тексты вывесок, объявлений, рекламы и иных информационных средств, содержащие информацию в наглядной форме, оформляются на государственных языках Республики Саха (Якутия) и на местных официальных языках. Почему эта норма исполняется не всеми??? Почему нет вывесок на якутском языке на СахаЭкспоЦентре например? Почему повсеместно не исполняется требование об обязательном переводе иных информационных средств, содержащие информацию в наглядной форме, т.е. всех надписей, на улице. Эта норма обязывает переводить все надписи: «Продукты – Аһылык” на магазине, “Цирк – Сыырка” на цирке, “Торговый центр – Эргиэн Дьиэтэ” и т.д. и т.п., в том числе и на зданиях государственной власти.

    Представьте себе как приобразиться Якутск если все эти надписи появятся? Это тут же, пусть не намного, но поднимет престиж якутского языка.

    Также неисполняеся нормы статьи 32 этого же языка: Наименования географических объектов на дорожных и иных указателях на территории Республики Саха (Якутия) пишутся на государственных языках Республики Саха (Якутия). При необходимости указанные наименования пишутся и на других языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения соответствующих территорий, а также могут дублироваться буквами латинского алфавита.

    Коричневые указатели администрация города Якутска действительно установила. А дальше что? Почему не переводятся дорожные указатели на дорогах республики кроме нескольких в Хангаласском и Чурапчинском районах?

    Это только малая часть вопросов, которые можно решить даже без изменения федерального законодательства, которое безусловно нуждается в коренной реформе.

    При этом, важно подчеркунть, что отстаивая якутий язык надо оставаться вне политики. Не важно кто у власти: Единая Россия, КПРФ или кто-то другой. Важно одно – якутский язык.

    Данным комментарием выражаю юридичекую, отчасти социолингвистическую точку зрения.

    Чокуур Николаевич! Если Вам будет интересно, то я могу подробнее и обоснованнее изложить каждый постулат, указанный мною Выше, и привести нормативное обоснование.

    С уважением, ...

    • 26 мая 2018 г., 21:56
      prorochestvo   Пожаловаться

      cecik, Это есть Ельцинская конституция, которую хотят полностью изменить нынешние руководители страны-бандиты из питера.

    • 26 мая 2018 г., 22:03
      Zavmir   Пожаловаться

      cecik, с точки зрения закона нет разницы между представителем народа саха и русским, украинцем или даже среднеазиата с российским гражданством. Их тоже будете заставлять учить язык? Интересует именно реализация.

      • 27 мая 2018 г., 13:54
        cecik   Пожаловаться

        Zavmir, это не совсем так. Факт того, что в паспорте теперь нет сведений о национальности не означает, что в законодательстве не различают национальность. В частности, по национальности определяется и родной язык ученика, что уже имеет правовое значение. По поводу "заставлять". Вас заставлюят ходить на работу? А мыть посуду или смотреть за ребенком? Астрономия, МХК, этикет, алгебра в школе это заставление или принуждение или необходимость или что? Школьное образование имеет свою историю. В разное время в разных культурах по разному выбирали предметы. Что учили в киданьской школе в 11 веке: курс киданьской философии, курс китайской философии, каллиграфия, стрельба из лука на скаку и киданьский, китайский, тюркский языки. Но что важно. Практически в любой школьной программе от древности до наших дней всегда изучали много языков. Потому что чем больше знаешь языков, тем больше "ключей" у тебя в кармане.  Ну это я немного отвлекся. 

        Реализация проста: во всех школах преподают и русский и якутский как обязательные предметы, разница только в часах и подходах к преподаванию. Кроме того, для детей, родной язык которых не якутский и не русский, преподается еще и их родной язык: украинский, киргизский, бурятский и т.п. по решению местных властей при наличии достаточного количества учеников. Языки КМНС преподаются обязательно во всех населенных пунктах их традиционного проживания, даже если они уже не составляют там большинства населения - причем все учениками независимо ни от чего. 

      • 28 мая 2018 г., 23:22
        sakhaintek   Пожаловаться

        Zavmir, вот именно. Т.е. либо пусть пишут все не зависимо от национальности и родного языка, либо пусть все не пишут. Как объяснить детям, вот твой друг его родителям не надо писать заявление, а ты саха пусть твои родители подойдут напишут заявление до завтра, опоздают тебя учить не будем. Даже на таком уровне, это не порядочный закон.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации