home
community-header

                    
                    
Pro аккаунт
Мунха в Бэдьимэ
meic 16 ноября 2017 г., 10:05 в Путешествия по Якутии 5937

 

На прошлых по приглашению главы наслега Бэдьимэ Баишева Федора Константиновича и общественного активиста Захарова Егора Егоровича наша команда «Норд Стрим» приняла участие в подледной рыбалке якутским способом «Мунха» в двух озерах наслега.


 

«Якутская муҥха - древний способ подледной рыбной ловли, бережно хранимая из века в век,  переданная из поколения в поколение - традиция и культура древнего  народа саха. Идущая своими корнями в глубину веков и что примечательно,  в мало своем измененном состоянии дошедшая до наших дней.
Мунха - как правило проводится по первому ледоставу на аласных озёрах.  В конце октября,  в начале ноября.  При большом скоплении народа, как коллективная загонная охота, а иначе никак.  Отработанные годами движения,  приемы промысла, здесь каждый знает своё рабочее  место и что от него требуется.  В эти дни непререкаемым авторитетом пользуются старейшие рыбаки, знающие особенности рельефа, дна , чистых участков водоёма. К их мнению прислушиваются, их распоряжения беспрекословно выполняются.
На мунха выходят и стар и млад, и женщины и дети.  Кто то очищает проруби ото льда, кто то толкая воду жердинами  в лунках загоняет рыбу в невод-мунха.
Тем самым в мунха и выражается самый настоящий, народный дух охоты. Люди подзадоривают, смеются, веселятся, шутят друг с другом. В старину не зря мунха называли вторым,  зимним ысыахом. И в действительности оно так и было. После ысыаха это был ещё один благой повод встретиться родичам из дальних наслегов, ведь в то время якуты жили весьма разрозненно в глухих таёжных аласах, каждая семья обособленно. Здесь приходили нарядно одетые молодые парни,  девушки, как говорится на других посмотреть, да и себя показать.  Катались на льду в торбазах, унтах,  роняли друг друга, веселились, знакомились.  Так зарождались светлые чувства, зарождалась новая жизнь,  жил,  проявляя сильную волю к жизни в суровых условиях - скромный, трудолюбивый якутский народ - урааҥхай сахалар.
Мунха и поныне продолжается.  И это радует.  Ею увлекаются не только люди старшего возраста, к ней примыкает и молодёжь. Мунха это и спорт и традиции предков, это есть и важный промысел в наше рыночное время - заготовка свежей рыбы на долгую, якутскую зиму. А это значит замечательные традиции народа саха - будут жить»

Это описание мунха Ча5ыла – Евгения Васильева, заядлого рыбака, автора многих рассказов на тему рыбалки и охоты в популярном Журнале «Байанай», популяризатора якутских видов рыбалки. Ча5ыл постоянный член нашей команды, организатор многих наших мероприятий.

 День первый

Бэдьимэ нас встретил с «хлебом и солью» - на подносе преподнесли якутские оладьи, жареные караси и кумыс! Мы, не ожидавшие такой теплой встречи, были в восторге! Так как предстояло рыбачить в течении двух дней, наслег нам предоставил для размещения большую комнату в здании, который раньше был интернатом, где создали все условия для ночевки.

 

​Быстро разместились и сразу поехали на озеро Хотоотой

 По пути сделали остановку на местности Кукуна, где раньше жило много людей 

Историческая достопримечательность местности - это двухэтажный амбар дореволюционного предпринимателя Боллоос Баайа - Сергучева Петра Назаровича с прорезями для стрельбы - таким образом предприниматели защищались от разбойников, грабивших их. Рассказывают, что, проезжая рядом, Манчаары пожалел этого предпринимателя, сказав, что не будет трогать родственника по линии матери.

 Памятники Кукуна.

Много людей отправились отсюда защищать Москву, Ленинград, Сталинград...Многие не вернулись с полей боя...

Недалеко от этого места родился и вырос Федор Попов - Герой Советского Союза.

"Стрелок 3-й стрелковой роты 467-го стрелкового полка (81-я стрелковая дивизия, 61-я армия, Центральный фронт) красноармеец Фёдор Попов одним из первых в полку в составе отделения 1 октября 1943 года переправился через реку Днепр у деревни Глушец. Своими смелыми действиями способствовал преодолению реки другими стрелковыми подразделениями полка: в рукопашной схватке в траншее врага уничтожил до 50 солдат и офицеров противника и удерживал плацдарм до переправы основных сил."

 Память помощи Москве в начале 19-го века.

Написано, что Батаринский князь Бычыгырас (Корякин Алексей) дал 45 рублей на восстановление Москвы после пожара, устроенного Наполеоном Бонапартом в 1812-м году.

Байанай в первый день нас угостил!

 К сожалению, камеру в первый день не взял с собой фотокамеру и поэтому сьемки делал на камеру телефона.

 Карась

"Не будет преувеличением сказать,  про то, что якутский карась для народа саха - священная рыба. Не кто иначе, как он разве не спасал в голодные, лютые годы людей от верной, голодной смерти..Когда с последней надеждой люди обращались к духу озера - Эбэ,  взглянуть на них ласково.  Когда покидали лоно озера последние взрослые,  весной в лихую годину, еле перезимовав, тщетно продолбив несколько дней проруби,  в поисках желанных карасей, когда от последних сил пробивал маленький мальчик-якут одну единственную прорубь,  и с могучим напором воды внаружу выплескивалась жизнь! Жизнь в виде серебристых, кувыркающихся в ледовом крошеве карасей..Караси - давшие жизнь нам, следующим, многочисленным поколениям урааҥхайцев-саха. Одно слово - собо(карась) , это значит очень многое для целого, отдельно взятого немногочисленного северного народа. В нем - целая культура, традиция, и  глубокая, вековая философия..."

Ча5ыл

День второй

 В этот день нас ждал мунха на озере Кыдьыhын.

 Спуск невода на воду.

Пожалуй, самая ответственная работа и поэтому здесь находятся  только самые опытные рыбаки.

 

 Далее моменты мунха

​В мунха работают все - никто не стоит.

Наверное, деревенские мужики вначале были другого мнения о городских дамах:)...

Уверен, что наши женщины оставили о себе хорошее впечатление.

 В течении двух дней я также достаточно поработал с пешней - специально для этого привез с города свою пешню)

​Вот замечательная поездка у нас была на прошлых выходных - отдохнули от души + привезли домой много рыбы!

 

Хочется сказать искренние слова благодарности главе наслега Бэдьимэ Федору Константиновичу Баишеву, организаторам мунха Корякину Иннокетию Иннокентьевичу, Сергучеву Владимиру Николаевичу, Кривошапкину Василию Иннокетьевичу, нашему водителю Дмитриеву Николаю Васильевичу и, конечно, человеку, который организовал это мероприятие – Захарову Егору Егоровичу.

Крепкого здоровья, успехов, счастья!

Спасибо!!!

Избранное
  • 16 ноября 2017 г., 10:22
    Yanes   Пожаловаться

    Где рыба? не видно

  • 16 ноября 2017 г., 10:46
    NADEJDANOG   Пожаловаться

    Отлично , Михаил . Спасибо за организацию этого  познавательного и очень эмоционального этнотура в Бэдьимэ.

    Мечты сбываются и в прошлые выходные я погрузилась в традиции  нашего народа - народного праздника Мунха.

    Эмоции были как у героев картин Андрея Чикачева .

  • 16 ноября 2017 г., 11:18
    Arrries   Пожаловаться

    Как рассказывал мой друг, приехал он помогать на мунха к своим родственникам. Два дня на озере работали человек 30. Когда приходила пора делить улов набралось человек 200, раздавали по головам, включая детей. Отложили 10 мешков для "тойонов". Приехал убитый и немного разочарованный.

    • 17 ноября 2017 г., 10:09
      эверс   Пожаловаться

      Arrries, видимо ваш друг не знал, что по обычаю улов делится между всеми, кто находится на момент раздачи улова. Это древний обычай, спасший не одну семью. Сейчас, конечно, многие этим злоупотребляют. Сам не раз с этим встречался. На это обычно бывают старшие, которые могут кому то добавить, как хорошо работавшему.

    • 17 ноября 2017 г., 10:12
      Yanes   Пожаловаться

      Arrries, так и должно быть!!! на не окрепший лед должны выходить только кто работает!!! а вот при дележе работникам должны отдельно дать, хозяину мунха, тойонам и  потом всем остальным желающим. 

    • 17 ноября 2017 г., 11:29
      qwwwerty   Пожаловаться

      Arrries, скорее всего только-только начало холодать и улов был большой, поэтому организаторы позвали народ с деревни чтобы раздать излишки рыбы. Это делается потому, что рыба из раннего улова долго не хранится и быстро обветривается, т.к. холода как таковые еще не наступили, ну и обычаи которые происходят от давних и голодных времен.

      Это я к тому, что нельзя обвинять людей в жадности и лени, не зная сути происходящего.

    • 17 ноября 2017 г., 12:28
      Буккун-наах   Пожаловаться

      Arrries, в последнее время такое явление изредко, но имеется. Другое дело, если озеро прямо возле села или недалеко и в муҥха выходит все село. В этом случае не всем разрешается выйти в озеро. Но, если озеро на приличном расстоянии в несколько часов пути, то появление людей в конце, которые не приняли участие в муҥха и получающие свою долю в раздаче - это не совсем хорошо. Также я лично не поощряю раздачу дополнительной доли для владельцев автотранспорта, которые приехали на своем личном транспорте и не взявших никого в борт. Также и Главе наслега и т.п., кроме ветеранов, пожилых людей, которые в силу возраста не могут участвовать в нем, т.к. в настоящее время делается сбор от каждого участника в размере 100-200 рублей в бюджет наслега. Конечно, все зависит от организации. Будет хорошая организация - будет хорошая муҥха. А, если будет бардак, где одни работают, а другие "отдыхают" - толку никакого не будет. Но, отмечу, что в большинстве все происходит по справедливости в рамках устоявшейся с древности обычая муҥха.

      Что касается моментов муҥха, что в фото, отметил бы индивидуальность, усовершенствованность Сүүр (черпак-решето), круглый самодельный. Рыбу таскают очень далеко на больших мисках(?), но сразу распределяют по стандарту объема миски. Тем самым вроде как убивают двух зайцев. В стандартной муҥха рыбу сперва выносят и слаживают в одном месте, а потом только распределяют по кругу лопатами. На фото не увидел момент использования палки для бэчимэ (бечева невода), вытягивают руками.

      В целом, как всегда, позитивно, Миша!

      • Автор
        17 ноября 2017 г., 12:44
        meic   Пожаловаться

        Буккун-наах, да, бэчимэ не было. Когда был мальчиком, эта палка с крюком посередине была мне по душе:))) -таская его, делая петлю на его чувствовал себя взрослым)

        Рыбу таскают в баках и сразу выливают в отдаленности друг от друга - очень удобно при распределении (одна миска на одного или на двоих...)

    • Автор
      17 ноября 2017 г., 12:30
      meic   Пожаловаться

      Arrries, знаю такое дело - не раз встречался в советское время) Сейчас все нормально.

       

  • 17 ноября 2017 г., 10:06
    Движок1   Пожаловаться

    учугэй кэпсээн

  • 17 ноября 2017 г., 10:08
    J.Smith   Пожаловаться

    Онтон балыккыт?

  • 17 ноября 2017 г., 10:24
    varvaraconsta   Пожаловаться

    Оо, родина моих предков. Семейная версия этой легенды: Боллос баай построил амбар, положил туда все свои богатства и начал ждать, что к нему придет Манчаары. Соседи-богачи сказали ему, чтобы Боллос баай готовился к его прибытию. Однажды к нему на огонек зашел мужчина в белоснежной одежде, хозяин его радушно встретил, по якутским традициям угостил вкусной едой, дал ночлег, они от души поговорили обо всем на свете. А на завтрашний день гость отправился в путь. Затем те же соседи поинтересовались: ну, что, говорят, Манчаары вчера был в твоих владениях, ограбил тебя? И тут Боллос баай понял, что это и приходил к нему Манчаары. 

  • 17 ноября 2017 г., 10:26
    varvaraconsta   Пожаловаться

    Вижу на стеле имена родственников, также старшего брата моей бабушки. Он ушел на фронт и не вернулся, совсем молодой был. Даже в семейном архиве сохранилась фотография, как его провожали всей семьей у балагана. Эх

  • 17 ноября 2017 г., 10:26
    oddly   Пожаловаться

    Среди знакомых женщин много было желающих поучаствовать в этом мунха. Оттолкнула цена  (4500 без питания) и пеший переход через переправу. Если туда еще куда ни шло, а обратно с рыбой как?

    • 17 ноября 2017 г., 12:05
      vitek1976   Пожаловаться

      oddly, за что деньги?

    • Автор
      17 ноября 2017 г., 12:18
      meic   Пожаловаться

      oddly, рыбу переправили)

      4500 - это транспортные полностью за два, за организацию. 

       

      Понятно, что за эти деньги можно купить карасей в рынке столько же сколько наловили, но участие в мунхе - это особое мероприятие.

       

      Много искали вариантов удешевить тур, но закрытая переправа, отдаленность - все это накладывает на стоимость тура.

       

      Рады бы делать услуги совсем бесплатно...но в случае субсидирования туров от кого либо:))) А так, это наша работа) Люди ездят, людям нравится.

      • 17 ноября 2017 г., 12:41
        oddly   Пожаловаться

        meic, о, еще и комментарии о неудачной поездке на мунха удаляют...

        Ну наверно есть люди (в частности женщин касается), которым нравится весь день палкой на морозе воду в лунке гонять и они готовы платить за это такие деньги, не спорю.

        • Автор
          17 ноября 2017 г., 13:42
          meic   Пожаловаться

          oddly, эта ведь была не наша рыбалка - рыбалка организованная другими неизвестными нам людьми. Зачем чужой негатив писать тут? 

          • 17 ноября 2017 г., 14:12
            oddly   Пожаловаться

            meic, чтобы Вы на их фоне лучше выглядели :))

            • Автор
              17 ноября 2017 г., 14:53
              meic   Пожаловаться

              oddly, спасибо!

              Так то мы занимаемся организацией рыбалки не только внутри республики и не только для наших жителей. Приезжают люди с разных регионов, стран, у которых бывают очень высокие требования к рыбалке, к туру и поэтому соответственно планку держим.

  • 17 ноября 2017 г., 10:47
    avosat   Пожаловаться

    На восстановление Москвы направил деньги не Сергучев, а Корякин. Сергучев построил двухэтажный амбар.

  • 17 ноября 2017 г., 11:37
    Izyskannyi_Mertvets   Пожаловаться

    Отличный пост, Михаил! ;-)

     

    Однако, небольшое пояснение дам.

    Удачей на рыбалке "заведует" не Баай Барыылаах Байанай, а Кюех Боллох Тойон. Байанай "заведует" зверьём и крылатой дичью.

     

    Для читателей ещё добавлю.

    Дух воды и рыбацкой удачи в мифологии саха не один. О них мне рассказывал дед Спиридон Афанасьевич, 1914 г.р. Кроме Кюех Боллох Тойон есть духи Уу Чонкуруун Тойон, Улуу Уукун и Сыраанда.

    Как я понял, Кюех Боллох Тойон "заведует" озёрной рыбой и в старицах по руслам рек. Не зря его название отсылает к тине, ряске, водорослям.

    А Уу Чонкуруун Тойон то ли отец, то ли, наоборот, сын Кюех Боллох Тойона. В зоне его ответственности реки, ручьи, ручейки. То есть, водоёмы с течением. 

    Кто такой Улуу Уукун, уже не смогу сказать. Дед рассказывал всё это мне 33 года назад и всего лишь один раз. Возможно, это отец и Кюех Боллоха, и Уу Чонкурууна. Но вполне может быть, что это - второе название Уу Чонкурууна.

     Про Сыраанду мельком слышал недавно. Это дух-женщина, говорили. Видать, происходит от слова "сыраан" - слюни. Но тут уж ничего особо говорить не буду. Дед мой был носителем мифологии и фольклора саха, а про Сыраанду прочитал в ватсапе. 

     

    И на памятнике написано боЛЛоос, а в твоём тексте почему-то боППоос баай...

    Жаль, что сейчас в командировке нахожусь. Добавил бы сюда ещё "схему расчёта дележа добычи на мунха", который был принят с древнейших времён. Там всё чётко определено: хозяин невода, быков, подвод (сыар5а), спускающие, прорубатели лунок, загонщики и т.д.

    • 17 ноября 2017 г., 11:52
      Arrries   Пожаловаться

      Izyskannyi_Mertvets, ждем расклада! =)

    • 17 ноября 2017 г., 12:07
      Izyskannyi_Mertvets   Пожаловаться

      Кстати, некоторые говорят, что дух водной стихии и рыбацкой удачи не мужского пола, а женского - Кюех Боллох Хотун, а не Тойон.

      Вот это - полная ахинея. Прошу всех читателей запомнить. В народе саха издревле было принято держать женщин подальше от охоты и рыбалки. Они выступали лишь в качестве вспомогательной силы. В крайних случаях, женщины охотились и рыбачили, конечно. Но обязаны были сначала испросить разрешения у духов, провести особый обряд, объяснить и доказать, что действительно обстоятельства вынудили её стать добытчиком.

    • Автор
      17 ноября 2017 г., 12:18
      meic   Пожаловаться

      Izyskannyi_Mertvets, да, конечно знаю, что Куех Боллох) 

      Спасибо за развернутый комментарий!

  • 17 ноября 2017 г., 13:52
    Гайечка   Пожаловаться

    Оо, как здорово! Классные фотографии, такие солнечные, чистые :))

  • 17 ноября 2017 г., 14:20
    mm66   Пожаловаться

    Жаль, что сейчас в командировке нахожусь. Добавил бы сюда ещё "схему расчёта дележа добычи на мунха", который был принят с древнейших времён. Там всё чётко определено: хозяин невода, быков, подвод (сыар5а), спускающие, прорубатели лунок, загонщики и т.д.

    ;Ждем расклада..интересно узнать как в старину добычу делили

     

  • Скоро запретят. Так что радуйтесь пока. Вот тогда я приду. Рыбинспектор.

  • 18 ноября 2017 г., 04:19
    Трентор   Пожаловаться

    Yчyгэй гынан баран, тойотторго то5о ордук эмис 10 куул собо ууруллуохтаа5ый: Баттабыл буотах дуо? Туох иhин? Норуот туhугар син биир тугу эрэ оноруохтаа5ар, аймахтарын эрэ ейеллер.

    • Автор
      18 ноября 2017 г., 06:15
      meic   Пожаловаться

      Трентор, ба5ар куоракка министерстволарга кэьии гынан илдьэллэригэр анаан диэн буолуо. Балыктаах сиртэн кэллэххинэ эйигин кууллаах собо курдук керееччулэр - онно уерэнэн хаалбыттар) Ол иьин администрация5а диэн туспа елуулууллэрэ буолуо. Тус бэйэм оннукка тубэьэн кере иликпин..

  • Автор
    18 ноября 2017 г., 06:31
    meic   Пожаловаться

    Сегодня наша команда отправилась на Мунха в Усть-Алданский улус.

    Удачи, ребята!

  • 18 ноября 2017 г., 07:15
    Ча5ыл_   Пожаловаться

    Таасчытом у нас выступал наш.друг Андрей, он хоть и не рос в этих местах.  Но его дед в свое время председательствовал в совхоза Героя Попова. Старейшины участвовавшие и руководящие в муҥха, тепло встретили Андрея. Потому как его Дед запомнился им не просто как председатель и умелый хозяйственник но и как человек,  с личными яркими человеческими качествами. В знак уважения деды отправили уважаемому ветерану тыла, труда отдельный мешок карасей в город. Ну и как таасчыта тоже не забыли одарить, отборными карасями. Андрей пробовал было отказаться, но решение старейшин было непреклонным.)) Отказать, значит показать.неуважение к ним и традициям предков, простой человеческой памяти и благодарности.

    Дед в городе был несказанно рад неожиданному гостинцу от своих старинных друзей!))

     

  • 18 ноября 2017 г., 08:59
    MaxNur   Пожаловаться

    Эти прорези и есть древние окна.

  • 18 ноября 2017 г., 09:07
    Galbatoriks   Пожаловаться

    А где рыба то?)))

  • 19 ноября 2017 г., 10:41
    тиинч   Пожаловаться

    Аныгы дьахтар наьаа барытыгар орооьор, ити чахчы эр дьон улэлэрэ. Биьиги эдэр сылдьан уопсай балыгы ууруугэ эрэ киллэрэллэрэ кыргыттары уонна саастаах дьахталлар. Атын дьахталлар бары дьиэ-уот, о5о уруу керуутугэр хаалаллара. 

  • 22 ноября 2017 г., 15:04
    Движок1   Пожаловаться

    Этот двухэтажный амбар ясаков которые у простых людей брали дань ввиде пушнины изза этого недовольные люди грабили

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации