home
user-header

                        
                        
БОЛЬШОЙ НИМНЫР
16 сентября 2010 г., 13:39 в Путешествия по Якутии 5871

Cегодня первый день сплава.

Мечта всей зимы начинает сбываться...Еще год назад, сплавляясь по Тимптону, одной из крупных

притоков Алдана, мы с Андреем Портнягиным запланировали этот сплав по Большому

Нимныру. Плохо, что у наших ребят из объединения туристов –водников «Дохсун»,

Алексея Федорова и у самого Андрея , этим летом не получилось с графиком

отпусков. Но впереди у нас еще множество планов, поэтому еще не раз побудем

вместе на дальних путешествиях.

Вчера, после суточной езды по Неверской трассе и встречи с

алданскими водниками, прибыли на Большой Нимныр. С нами приехали

туристы из Чехии двумя экипажами на каноэ-двойках. Роман,

руководитель этой группы, побывавший в Якутии не раз и имевший уже сплавы по

Туостаху и Томпе, говорит, что без ума от нашей природы. Остальные трое,

Александра, Карел, Сюзанна, в России впервые...

По дороге в Большой Нимныр, по приглашению алданских друзей,

погостили в Алдане. « Алданские экстремалы», так называется туристический клуб,

руководимый Алексеем Минаковым, приняли нас в своем новом здании, рассказали о

предстоящем маршруте, об особенностях маршрута и продемонстрировали видео

сплава, снятое в начале этого года. Большая вода на Большом Нимныре опасна.

Без специальной подготовки и без соответствующих плавательных средств и

экипировки лучше не соваться: сплошное «родео на катах». Не зря Большой Нимныр

считается одним из самых сложных рек в Якутии по спортивному сплаву. Тех,

которые не посчитались с мощью реки, не уделили должного внимания ей, река

может наказать… Описание составленное Алексеем Минаковым:

«Большой Нимныр – правый приток Алдана. Протяженностью 204

км берет начало на окончании хребта Западные Янги, наивысшей отметкой которого

является гора Эвота – 1603м. Абсолютная отметка истока – 1200м, устья – 370м,

принимает 16 притоков длиной более 10 км. Площадь водосбора 5200 км2 ,

среднегодовой расход примерно 40м3/с. Вскрывается в конце мая, замерзает в

середине октября.

Б.Нимныр начинается от слияния двух рек Унга-Нимгеркана и

Хангас-Нимгеркана и первые километры течет в широкой заболоченной долине.

Ширина реки меняется от 10 до 50 м, длинные плесы чередуются перекатами и

каменистыми участками. Ниже правого притока р.Короть уклон реки увеличивается,

появляются несложные порожки и шиверы. За устьем Олонгорхона Б.Нимныр врывается

в верхнее 8 км ущелье с уклонами до 20-25м/км, следует серия сложных порогов,

два из которых – «Реаниматор» и «Негаборит» – 5к.сп. Ниже ущелья река

успокаивается и до п.Большой Нимныр бежит спокойно, лишь за устьем левого

притока р.Монохта, на коротком четырехкилометровом отрезке снова бурлит и

разбредается между каменных гряд. На левом берегу напротив поселка

располагалась стоянка древних людей (III-I в до н.э.). Здесь можно закончить

путешествие и воспользоваться попутной машиной выехать в г.Алдан или Нерюнгри,

либо продолжить сплав до р.Алдан с выходом в п.Тобук или г.Томмот.

За поселком начинается нижнее 50 км-ое ущелье, уклон русла

реки возрастает до 12-15м/км. Пороги тянутся по 200-500м, плесы редки, скорость

течения 1,5-2м/с. Удобных мест для ночевок в ущелье мало. Здесь сосредоточенно

70 препятствий, наиболее интересные три порога «2-е улово», «Горка», «Слабое

звено».Двумя километрами ниже ущелья на правый берег выходит вездеходная дорога

по которой можно сделать волок 20км. на р.Томмот.

До левого притока р.Хардагас тянется плес длиною 15 км. В

устье притока удобная стоянка, хорошая рыбалка. Перед впадением р.Томмот еще

один порог «Крайний», далее следует несколько шивер, долина расширяется и

Б.Нимныр уже спокойно несет свои воды к Алдану. После выхода на р.Алдан сплав

можно закончить в п.Тобук 140 км. или в г.Томмот – 290 км., где действует

ж.д.сообщение.

Протяженность сплава от п.Б.Нимныр – 240 км. до г.Томмота

390 км., продолжительность путешествия 9-12 дней, сезонность июнь-август,

категория сложности – III с элементами V (36порогов, 44 шиверы).

Протяженность сплава от истока – 340 км., с пешим подходом

15 км., до г.Томмот – 490 км., продолжительность 16-20дней, сезонность июнь,

июль категория сложности IV (58 порогов, 75 шивер).»

Во время встречи с алданскими водниками для нас приятной

новостью стало, что один экипаж алданцев решила совершить с нами сплав в первый

день. Сплав с алданцами поубавила бы некоторые сложности в реке, связанные с

определением сложных участков реки и схемы прохождения этих участков.

По приезду узнаем, что воды на реке очень мало.

Планировали сплавиться по средней воде, а она оказалась намного ниже годового

уровня. Может быть дожди, которые должны пройти по

прогнозу Гисметео в эти дни, прибавят немножко воды, и скроют камни, которые

повылазили, как бы, потянувшись к июльскому солнцу…

СПЛАВ

Перед стартом

По берегам Большого Нимныра множество огромных камней-валунов. В

узком ущелье, куда врывается река, эти камни нагромождают путь воде, создавая

опасные пороги, заканчивающиеся, как обычно, «бочками». Самые опасные пороги имеют названия. Сегодня должны пройти пороги

«Нимнырский», «Николкин Ключ», «Пропущенный» и «2-е Улово». В последних двух

ровно десять лет тому назад случилась трагедия, сопровождавшийся гибелью двух

опытных туристов из Якутска. Через пол километра сразу же

начинаются пороги и шивера, и начинается бескомпромистная борьба с течением. Стартуем. Немножко пропустив вперед «Мажой» , заходим в порог и двигаемся вслед за ними. Постепенно уклон воды

нарастает, возрастает скорость течения. Метров двести порога промелькнули

в миг и завершая слалом, река топит нас, как любит говорить Серега Осипов, «по

самые помидоры». Мокрые и счастливые, что прошли первый серьезный нимнырский

порог, чалимся и бежим менять страховщиков.

Порог «Нимнырский». Катамаран-двойка «Кулик-Мажой» ПФ

«ПневмоСибирь», г.Новосибирск

Стартуют чехи. Первыми идут опытные Роман и Саша. Рома

спокоен, то ли дело табанит, подправляя судно, а у Саши весло так и мелькает,

как сабля у кавалериста. Оба очень сосредоточены и внимательны. Вслед за ними порог проходят Карел и Сюзанна.

Настает черед «Большого Инзера. Большой Инзер оказался

большеватым для Большого Нимныра! В узкой трубе, с многочисленными,

разбросанными хаотично валунами , да и еще при малой воде, катамаран-четвертка

часто налетает на камни.

Порог Нимнырский. Катамаран-четвертка «Большой Инзер»

производства UREX, г.Уфа

Вода после порога, как бы, успокаивается. Следуют несколько

несложных порогов и шивер.

Порог "Николкин ключ" проходим после короткой разведки. По сложности такой же как и Нимнырский.

Порог «Николкин Ключ». Каноэ двойка «Bаrаkа». Брно, Чехия.

Роман и Александра.

«Пропущенный». По предположению Алексея Минакова, именно в

этом пороге десять лет тому назад могла произойти опрокидывание катамарана

якутских водников приведшего к трагедии. Чувствуется, что уклон воды больше

чем у первых двух, поэтому и скорость побольше. Заходим в порог, тоже, за

алданцами. Где-то в середине порога,

при выходе из бочки чувствую удар – правое колено соскальзывает и проваливается

в пустоту, я всем телом падаю на катамаран. В это время течение резко относит

судно вправо, меня бросает влево, но от падения удерживают стремена

коленной посадки. Чехи проходят порог отлично. На

этот раз «сабли» у Сюзанны. У «Инзера» опять не получается «проломить проход» и

мы долго наблюдаем, как ребята , почти что через весь порог, проносят

«катамаран на руках»

Порог «Пропущенный». Сюзанна и Кэрол.

Вечереет. Остается один порог-«2-е Улово». За порогом ребят

из Алдана должен ждать Алексей Минаков. К порогу подходит дорога, по которой на вездеходной машине можно подойти близко к реке, что очень удобно рыбакам и

нам, туристам, для выхода из маршрута. Река в этом месте делает резкий поворот

налево. Справа сразу же за порогом появляется мощное улово, которое и придало название порогу. Именно на этом месте до недавнего

времени висел на дереве спасжилет ребят из Якутска, поэтому, после долгих

переговоров с членами своего клуба, Сергей решает прикрепить памятную табличку

на той лиственнице.

Порог проходим спокойно. Инзер на этот раз умело обходит

камни, уже чувствуется слаженность в действиях экипажа. Тоже организовываем

страховку. Начинается накрапывать дождь и в конце сплава усиливается. Дождь –

это вода. Есть надежда, что вода на реке поднимется и последующие пороги

пройдем при хорошей воде. Одно плохо – становится опасно ходить по мокрым

камням.

За порогом встречаем рыбаков, там же находится Алексей,

приехавший за своими ребятами. Над горкой есть удобное место для стоянки и мы

располагаемся там. Дождь начинает лить все сильней. Сергей и Андрей быстро

разбирают свой катамаран, и уходят по тропе к машине. После ужина мы идем

закреплять табличку на дереве.

После установки таблички и короткой речи Сергея Осипова даем салют

сигнальными патронами из ружья.

5 июля Утро встретило нас солнцем. Как и ожидали – за ночь

вода поднялась сантиметров на пять. Днем проходим пороги «Пригорок-1»,

Пригорок-2», «Горки», «Слабое Звено»

По совету алданских водников на порогах «Горки» и «Слабое

Звено» организовали разведку порогов и страховку. По общему согласию пороги

первыми проходят чехи на своих юрких непотопляемых каноэ, следом мы, а потом

экипаж Большого Инзера, из-за неуклюжести, вдобавок еще названный чехами

«Автобусом».

Как мне показалось, пороги «Пригорок-1», «Пригорок-2»,

считающимся алданцами несложными, были интересными в планах съемки на фото-видеотехнику чем сам

порог «Горка», о чем мы сожалели после прохождения этих порогов сходу. Пороги

тянутся метров по пятьсот, и хотя там нет серьезных препятствий, водопадики над

обливняками, напоминающие ступени лестницы, и большая скорость воды из-за

крутого уклона, придают неописуемое ощущение родео на воде. С конца порогов

снизу было здорово наблюдать как «Большой Инзер» прыгает по этим ступеням .

Порог «Горки» точно соответствует своему названию и состоит

из последующих друг за другом горок. За каждой горкой по бочке. Самая последняя

горка – самая высокая, заканчивающиеся пенющейся бочкой, разделенной

надгорочным клыком на две половины.Проход осуществляется с правой стороны. При

попадании в бочку с левой стороны «клыка» может обернуться килем судна, так как

за клыком следует крупный облиняк, а с нее 1,5 метровый водопадик , где течение

имеет две косые струи, при попадании в которые обязательно понесет лагом и как

результат – оверкиль. Вся трудность заключается в том, что перед «клыком» нужно

сильно лавировать между камнями и не поддавшись стрежню течения, которая идет

влево, успеть протиснуться меж «клыком» и огромным валуном, лежащим у берега.

При правильном попадании, следующая за горкой бочка не так опасна, так как

уклон перед порогом менее пологистая чем у бочки слева.

Порог «Горки». Заход в завершающую часть порога. Роман и

Александра.

Порог «Горки». Катамаран-двойка «Вольный Ветер»,

доработанный специально для этого сплава. Дима и я.

Все экипаж проходят порог точно по схеме и поэтому без

проблем. Это придает уверенность прохождения более сложных «Слабого звена» и

«Крайнего».

«Слабое звено»

Порог назван так, что в этом месте кто-то из ранних сплавов

не выдержав напряжения покинул группу. «Слабое звено»- это буча. Не каждый

решится поиспытать себя в пенных ямах порога, которые следуют один за другим.

Порог «Слабое звено»

Чешкие спортсмены проходят порог очень технично без малейшей суеты и ошибок.

После них мы с Димой, решаемся на другую схему прохождения маршрута, выбрав более интересные, на

наш взгляд, места.

После продолжительного родео, представляющего скачку по

гребням волн направляем судно в бочки, которые находятся в середине течения.

Команда Сергея проходит порог отлично. Все таки «Большой

Инзер»-надежная машина!

6 июня

День выдался дождливым. Километров через пять на правом

берегу заметили сарайчик, приспособленный для жилья в нехолодное время. К сараю

подходит дорога. По следу шин было ясно, что сюда приезжали на вездеходном

Урале совсем недавно.

Перед Хардагасом вдалеке увидели медведя переплывающего

Нимныр. Сначала медведь переплыв через узкую протоку, остановился на маленьком

островке, встал на обе лапы и с интересом стал наблюдать за нами. Потом, когда

осталось метров двести до этого острова, медведь переплыл на правый берег и,

посмотрев на нас в последний раз, скрылся в кустах.

Километров за два до Хардагаса увидели УАЗ на шинах низкого

давления, а затем лодку резиновую со спущенным воздухом на левом берегу .

Видимо, рыбаки, переплыв реку на лодке, поднялись вдоль Хардагаса выше к

хариусам.

В Хардагас приплыли к обеду. Перед впадением в Большой

Нимныр речка Хардагас разделяется на два русла, образуя живописный остров с

высокими берегами с удобным причалом и с отличным местом для бивака.

Хозяин острова Хардагас

На Хардагасе решили сделать дневку, т.к. нужно было

подсушить одежду, хотя усилившийся дождь не дал это сделать, но мы все же

остались на ночевку, т.к. Хардагас своим видом напоминал речку с обилием рыб. К

вечеру наловили хариусов на мушку и на ужин Ганя Татаринов приготовил нам

отличную уху.

7 июня

Порог "Крайний"

Всю ночь опять лил дождь, вода заметно поднялась. Утром

пришлось натянуть на себя мокрую сплавную одежду, благо, что день был не очень

холодным. Через метров пятьсот от устья Хардагаса горы опять смыкаются,

образовывая узкое каменистое ущелье. Увеличивается наклон и река стремительно

врывается в скалы. Перед порогом «Крайний» проходим ,с предварительной

разведкой, безьымяный порог. Порог не опасный, поэтому не стали ставить

страховки. Через короткий перекат с шиверой еще один порог. Останавливаемся

правому берегу для разведки. Сергей с Романом пошли разведать порог, но вскоре

вернулся один Сергей и сказал, что это, видимо, еще не «Крайний». Мы с Димой

решили пройти порог первыми. Но как только отчалили от берега ребята стали нам

махать рукой и подняли весло лопастем вверх, что означало опасность. Но мы уже

входили в общую струю порога и смогли выйти с него только к противоположному

берегу. Вскоре к нам приплыли Роман с Сашей. Все вместе пошли на разведку.

Оказалось, что он заметил опасные «бочки» в конце порога, и разглядеть он их

смог только с близкого расстояния. Подошли к бочкам. Действительно они

представляли серьезную опасность. Как потом оказалось, страховку лучше

организовать с левого берега, т.к. бочкам можно было подойти непосредственно

близко и немаловажное значение имело то, что после бочек течение подходило к

левому берегу. Порог решили пройти мы первыми с Димой. По плану должны были

пройти между двумя концевыми бочками, но к подходу к бочкам нас стало

разворачивать течением и становится ясно, что не успеваем попасть на гребень,

из-за чего, выровнив судно, ныряем в левую бочку. Катамаран на мгновение

исчезает по воду, стоячая волна ударяет в лицо и вдруг происходит сильнейший

удар к ногам, нос катамарана резко приподнимается вверх, я наваливаюсь на него

одновременно схватываю веслом воду, то

же самое делает Дима. Немного поводив катамаран, как вздыбленную лошадь, бочка

отпускает нас от своего захвата.

После нас один за другим порог проходят экипажи чехов. Они

мастеровито проходят по гребню между двумя бочками. Последним проходит порог

экипаж Сергея.

Порог “Крайний”

Совершив мыслимые и немыслимые круговороты по порогу они,

каким-то, образом умудряются попасть в гребень между бочками. Но и это их не

спасает: на мгновение Инзер исчезает в пенящей шумной воде, вместе с

катамараном в бочку погружаются и сами гребцы, между волнами замечаем шлем Гули

. И как в замедленном кадре, как Летучий Голландец , появляющийся из тумана,

Большой Инзер вырастает из небытия…. Все! Все! Пороги пройдены!

Избранное
  • 16 сентября 2010 г., 15:31
    Samz   Пожаловаться

    вау люблю рафтинг!

  • Автор

    Большой Нимныр- это один из самых сложных по прохождению рек Якутии. Наш сплав начинался с моста, знакомого многим. Река в этом месте не показывает свой бурный нрав, но после нескольких поворотов, река принимает все черты горной реки. Мы преодолели несколько порогов четвертой и третьей категории сложности. До моста есть пороги пятой категории сложности - это Реаниматор и Негабарит. Для прохождения этих порогов нужно прибавить еще 100 км сплава. Многие из нас мечтают попасть в эти пороги. Время прохождения этих порогов- первая половина июня, когда Нимныр более полноводна. А пока они только в мечтах и планах.

  • 21 сентября 2010 г., 21:06
    ATB   Пожаловаться

    Здорово, выброс эмоций!

  • 21 сентября 2010 г., 23:24
    Kallamish   Пожаловаться

    Мощно!

  • Автор

    Несколько фотографий с этого похода:

    Ночевали под мостом. Проходящие поезда приветствовали нас гудками.

    Девушки из Чехии очень обоятельны!

    И техничны!

    Но наша Гуля лучше!

    Мишки бродят по Нимныру

    Был еще один, который встав на задние лапы, ожидал нас на маленьком островке...

  • Аноним
    7 февраля 2012 г., 01:41
    Аноним

    Класс!

  • Аноним
    3 августа 2012 г., 15:19
    Аноним

    мы буквально недавно вернулись со сплава по бол.Нимныру, но к счастию или сожалению мишек не увидели, только их следы

  • Аноним
    20 августа 2012 г., 23:38
    Аноним

    Спасибо за интересное и подробное описание, мы в этом году тоже прошли Б.Нимныр

  • Аноним
    17 ноября 2012 г., 22:03
    Аноним

    Были на Нимныре... Сплавлялись в июле-12, воды мало было, но все равно очень здорово и интересно. В Крайний ухнули без просмотра, перепутав его сверху с шиверой, но обошлось... На Алдане рыбалка подкачала - тайменей хотели взять, - не вышло, там вода высокая была...

    Калужане.

  • Автор

    Река опасная, особенно в большую и среднюю воду.

    Нынче наши решили твердо установить четвертую категорию для большой и средней воды. Предложение поступило с составителей нового справочника водных маршрутов и с этим согласились якутские водники. 

    Вот как будут оцениваться пороги: Р.Бол.Нимныр:

    Нижнее ущелье:

    Пор.19 Пропущенный 4  5

    Пор.21 2-е улово           4  5

    Пор.35 Пригорок-1       3  4

    Пор.37 Пригорок-2       3  4

    Пор.43 Горка                  4  5

    Пор.44 Слабое звено   4  5

    Пор.57 Крайний              4  5 

     

    Первая строчна- категория порога при среднем уровне воды, вторая строчка- категория порога при высоком уровне воды.    

  • Аноним
    11 января 2013 г., 11:51
    Аноним

    Владивосток. Случайным образом попали на Нимныр. Шли с 19 июля в условиях подъема воды. С классификацией порогов полностью согласны. Река понравилась. Из рыбы только хариус и случайный ленок.

  • Аноним
    4 сентября 2013 г., 21:40
    Аноним

    А можно по нимныру на обычной трехсотке сплавиться? а то вы все на крутых. нимныр сложнее ыллымаха?

  • 8 января 2014 г., 14:03
    DarSkay   Пожаловаться

    http://www.youtube.com/watch?v=-a14yzQ6UcI  проход по средней воде.

    На 300ке можно, но я бы не рискнул. Мы на ходили разорванную 300ку   сразу после порога "крайний", наполовину набитую пустыми бутылками, кто то выживал видно. Отличная река,а вот с классификацией порогов не согласен только в одном для пятой категории мне кажется пороги слабоваты (5 - -), а четверка не оспорима. Паводковая ситуация меняет реку, но при этом часть порогов заливает. Всем рекомендую этот маршрут главно подходить к нему с пониманием категорийности. К сожеление печальные проходы реки были...

  • Рафтинк)))круто!когда след раз поедете?

  • 4 августа 2014 г., 19:10
    Aleksandr4   Пожаловаться

    Мнение нерюнгринца,рафтера-дилетанта:сплавлялись вчетвером на одном катамаране-древней четверке,по средней воде, с 08.07.2014 г. до Томмота,время в пути- чуть менее трех недель.Неделю шли по Б. Нимныру-жесть!Река-сплошные пороги-"трубы" с захлестывающими двухметровыми волнами и пороги с "бочками"-некоторые   очень опасны!(таковых насчитал как минимум три)Сравнительно с Тимптоном,по которому ходили лет десять к ряду(в том числе один раз и до р.Алдан),сплав по Тимптону-детская прогулка:)

    В первый же день,спустя часа четыре после старта от автомобильного моста поселка Б.Нимныр,"клюнули" в бочку:послетали с ката,утопив три весла и некоторые ценные вещи-самоуверенность подвела:)Осталось одно весло,которое было в руках у человека в спасательном жилете(он не ушел под воду, как остальные,инстинктивно освободившие руки для выживания:)).И пришлось остаток пути идти с одним веслом, одной жердью и двумя веслами от резиновой лодки, наполовину обломанными в их гребной части:)Но ничего,прошли без особых эксцессов:лишь однажды двоим пришлось пройти пешком опасный порог-с километр длиною,тем самым облегчив кат и уменьшив риск искупаться ровно в два раза:)Ну и для съемок конечно-единственной "мыльницей",оставшейся в рабочем состоянии из трех камер:приличные после первой аварии стали,что называется, с "подмоченной репутацией":)


     

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации