home
user-header
Навстречу солнцу в новогодние дни (пробный автостоп в якутские минус 45 градусов Цельсия)
8 января 2016 г., 03:53 в Дикари 1733

 

 

 Почему-то каждое утро мы шли навстречу солнцу!!! Сперва выходили за пределы населённого пункта, далее шли любуясь нашими красотами и весело приветствовали встречный транспорт, потом если было темно, то останавливали попутные машины.


       И поверьте, большинство встречных машин сперва робко приветствовали нас взмахом ладошек, затем некоторые весело гудели клаксоном, а особо лояльные отвечали и ладошками и клаксонами и плюс ещё мигающими фарами!!! И это круто веселило нас!!!

      Вот классический взмах руки автостопщика: 

    Летом я ходила в солопешку с элементами автостопа http://dnevniki.ykt.ru/myself/740539, а после встречи с Антоном Кротовым - вольным путешественником http://dnevniki.ykt.ru/%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B1%D1%80/746233?qf=11841940&qs=59444110  захотелось и зимой проверить себя 

 

                 Антон Кротов обошёл, объехал земной шар автостопом: 

     И это не только в одиночку, но и группами: 

    Пунктирные линии- это путь на судах: 

             "Всё не случайно в этом мире" - и это правда!!! Далее в декабре бросила клич в нашей ватсап-группе пешеводных туристов о воскресной пешке Якутск-Нижний Бестях. Записалось 3, но к вскр осталась со мной только Екатерина,т.к. похолодало  -43 и стоял туман. В 10 утра 20.12.15г. мы с ней встретились в холле гостиницы "Полярная звезда" и потопали в Нижний Бестях, по дороге в реале познакомились, нашли много общих тем. Далее 28.12.15г. перед новым годом Катя спросила у меня про поездку за продуктами в Нижний Бестях, но тема буквально за две минуты развилась до автостопа в Чурапчу. Дату наметили на 02.01.16г..  

           Подготовительная работа состояла в обеспечении безопасности автостопа - определили конечные и промежуточные пункты остановок, ночёвки у знакомых в деревнях, в шитье СОП (светоотражающих полосок), в укладке рюкзака с "крайне необходимыми" вещами.

                    02.01.2016г. в 16 часов 30 минут встретились на площади Ленина. Народ гулял, погода баловала нас: 

                        Было уже темно, быстро прошли вечный огонь, Зелёный луг... На протоке притормозила машина и подсадила нас. Водитель Иван с Тюнгюлю отметил с одобрением наши СОП, быстро домчал до Нижнего Бестяха и высадил на центральной улице. До Хаптагая километров 28-30, решили выйти за пределы населённого пункта и идти голосуя попутному транспорту. Хоть машин было мало в праздничный день, но нам повезло - до развилки с.Павловск быстро домчались с бойкой девушкой Ульяной на стильной Ниссан-Кашкай. До Хаптагая осталось примерно 12 км, дойдём максимум за 2 часа - настроились так, т.к.реально машин не было видно и слышно! Представьте : только свет от звёзд, пустая трасса, снежный лес с обеих сторон...как говорят "Очкобыт оонньоото" - подкралось сомнение в благополучном исходе. Быстро стряхнули наваждение и тОпнули - 12 км при нашей круглогодичной пешей подготовке можно пройти за 1 час 40 минут!!! Шли примерно час (часто стряхивали иней с шарфов, грели примороженные щёки ладошками, горячего чаю с термосов и шоколадок не хотелось), проехали 2-3 машины навстречу - на приветствие вообще не отвечали - может испугались нас )))... и промчались мимо нас тоже столько же. И мы обрадовались, когда объехав нас метров 100 притормозила легковая машина - потом в салоне жена водителя объяснила: из за СОП издалека они приняли нас за автодорожников, но когда увидели рюкзаки и девчачьи лица мельком она попросила мужа остановиться и спросить в чём дело)))) через несколько минут уже очутились возле школы с.Хаптагай: 

                Подруга Екатерины с мамой гостеприимно приняли нас, вкусно вкусно поели, долго сидели разговаривали.

Итог вечера: 8 км пешком, 39 км на разных авто.

               Наутро 03.01.2016г. сразу смотрим в окно: -38, будет солнечно.

               Хаптага́й (якут. "Хаптаҕай", в переводе Плоский")  это сельскохозяйственное село с населением около 1083 человек, агропрофилированная СОШ имени Кеши Алексеева, где учится примерно 180 детей, основные производства — мясо-молочное скотоводство, мясное табунное коневодство. Если смотреть с этого берега реки Лена, то можно увидеть напротив Табагинского мыса наш Хаптагай. Имеются также Дом культуры, учреждения здравоохранения и торговли.

В 1735—1756 годах недалеко от Хаптагая действовал старейший в Якутии Тамгинский железоделательный завод. 

Тамгинский завод — железоделательный завод на территории современной Якутии, существовавший в XVIII веке. Был первым предприятием чёрной металлургии на Дальнем Востоке России. Располагался на берегу небольшой реки Тамги (ныне — Тамма) к югу от современного села Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса.

Завод был построен в 1735 году для обеспечения железными изделиями Второй Камчатской экспедиции. Подчинялся Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов. Руда поставлялась с Ленских столбов. В 1735—1743 годах завод произвёл более 260 т кричного железа и более 140 т «дельного железа». В 1742—1743 годах рядом с заводом было найдено небольшое месторождение серебра, выплавка которого также началась на этом предприятии. С окончанием Второй Камчатской экспедиции в 1745 году, Берг-коллегия решила прекратить производство железа на Тамгинском заводе. В 1748 году завод пострадал от сильного половодья, а в 1753 году прекратилась и добыча серебра в его окрестностях. В 1754 году завод был восстановлен соликамским купцом Иваном Александровым, но в 1756 году он был окончательно закрыт, а мастера переведены в Нерчинск. В 1750-е годы заводские мастера участвовали в поиске полезных ископаемых на Камчатке, Курилах и Командорах. В 1756 году завод был закрыт.

                  В 2002 году была проведена экспедиция, которая обнаружила местоположение бывшего завода. Также были найдены следы металлургического производства (шлак, плавильный горшок, кованые предметы) и остатки построек (бревенчатый частокол) http://st-yak.narod.ru/index4-7-2.html

             Утренний Хаптагай:

  

      Двор гостеприимного дома - лёд питьевой под снегом, старое сэргэ: 

           Спасибо Ульяне и её матери за кров и вкусняшки: 

               Мост среди елей: 

 Школьный двор с сэргэ выпускников: 

 Школа названа в честь героя Кеши Алексеева:

 

 

  

                  Вышли с села в на Неверскую трассу. Проходим участок Эляковка (тут живут работники Хаптагайского комбикормового завода - говорят не работает этот гигант сельхозпроизводства - процедура банкротства по данным интернета идёт с ноября 2012 года, поэтому туда не повернули) 

  Фотографируемся на память возле названий населённых пунктов

               Дорога пустынна, праздники продолжаются. Обычно тут весьма оживлённо: 

 

Раздел Хаптагайских и Павловских земель:

 Ни одной машины, только собаки бегают по обочине...

И на этой стороне пустынно, уныло...

 День зимний очень короткий  

 И опять останавливается машина, знакомимся, это семья Егорова Дмитрия Дмитриевича. Оживлённо беседуем о нынешнем туризме, о наслежных новостях.. Они едут в Хатассы-Якутск, поэтому с контейнерной идём пешком до Нижнего Бестяха: 

  

 Так странно наблюдать пустынные улицы в Нижнем Бестяхе!!! Магазины не работают до 05.01.16г.!!! Это слишком странно... 

      Подруга встречает с праздничным меню, у нас лёгкий шок ))) В горшочке: нежнейшее мясо с тонко порезанной картошкой в чудесном соусе - и это было восхитительно!!!

 Ещё второе блюдо - мои любимые спагетти)))

 

    Здесь мы подурачились, переоделись в Снегурочку и Деда Мороза!!!   

  

    В 15 часов вышли с гостеприимного дома и двинулись в с.Чыаппара Чурапчинского улуса. На заправке температура чуть врёт, по ощущениям и по ГисМетео -39-40 мороза. Одели опять СОП, чтоб водители издалека видели нас: 

   Сумеречно, машин негусто. Это кажись начались уже земли с.Техтюр: 

      Точно, это техтюрские земли. С интернета :"Предложение о переименовании наслега было обосновано волеизъявлением жителей наслега о восстановлении исконно-исторического названия, выраженного решением VI очередной сессии наслежного совета депутатов муниципального образования «Томторский наслег» от 01 октября 2013 года". Томторский бывший, теперь Жанхадинский наслег. 

      Скоро остановился УАЗ, водитель Пётр с Баяги довёз нас до чайной в местности Чаачыгый. Тут наша дорога идёт налево с трассы, до Чепара (Чыаппара) примерно 12 км. Спустились с трассы на деревенскую дорогу, Катя положила мамины оладушки родной земле. Только звёзды, тишина, снежные аласы и лес...и звук наших шагов (тихий шрк-шырк Катиных унтов, и хрясь-хрясь моих кееновских зимних сапог).

     Настройка была весь путь пройти пешком, т.к.довольно поздно, село маленькое, все отдыхают...но не тут то было...через километра 2-3 спереди верхушки деревьев осветились ярким светом - дальний свет фар в темноте расцвечивал лес, это мчалась по накатанной дороге какая то машина...а мы как раз прошли крутой поворот и чтоб не напугать водителя - встали вдоль узкой дороги с приветственным взмахом руки )))   И вот с поворота быстро выезжает машина, проехала мимо на скорости и вдруг остановилась. Когда подошли и открылась дверь, первый вопрос был :"Тугуй?" ))) Михаил с Чепары домчал нас до родственников Кати, в 17:50 мы уже ужинали в большом доме. 

   Катя среди своих:

  Завалинки вокруг дома сделаны из снега, дома полы теплее становятся: 

      Итоги дня 03.01.16г. 12км пешком, 104 на авто. 

          Утро 04.01.16г.температура  -42С, с.Чыаппара Чурапчинского улуса. День грядёт солнечный. Утром я пробежалась по селу. Чыаппара знаменита мужским хором, спортсменами и артистами, героями и семейными династиями, ЗОЖ... Солнце только только выглядывает. 

 Дом, где жил герой Протодьяконов. Кстати, в чайной на развилке Чаачыгый, заведение в центре содержит его внук с женой -  мы там ели и разговаривали с хозяйкой. На панораме битвы за Сталинград на Мамаевом кургане в центре изображён Гаврил Протодьяконов-артиллерист.  

 По воспоминаниям Маршала Советского Союза Чуйкова, в пору Сталинграда командующем 62 армией, Г.Протодьяконов был рослым и сильным артиллеристом: 

 

 

 

 

 В центре села в память об артиллеристе стоит орудие в мемориальном комплексе: 

  Память о бестрашном земляке:

  Недюжинная смекалка 30-летнего Гавриила Протодьяконова, неприхотливость, работоспособность наверно помогли выжить ему в войне:

 

 Старая школа...и церковь... 

 

 Алагарская школа носит имя героя-земляка: 

 

  У школы есть сайт http://alagar.ucoz.ru/

 

На новогодние каникулы назначены ответственные за всякую безопасность, списки со всеми телефонами висят на дверях магазинов...

Понравились снежные и ледяные фигурки во дворе детского сада )))

 

 

Солнце медленно всходит, разгоняет туман, везде кубажи озёрного льда и дров. Муниципальные заведения отапливаются центральными котельными.

Летом тут наверно красиво:

Во дворах стоит различная сельхозтехника:

Деревня очень чистая, дворовые постройки очень функциональны: 

Подумала, что это игрушечный домик, оказалась летняя кухня:

К сожалению, тут нет газа, это часть зимнийего запаса дров, плюс привозной уголь:

 Солнце...мы снова идём в сторону солнца )), на Чурапчу:

 

Выходим с с.Чепара

На окраине молодняк идёт с водопоя: 

  

 

С Чепара прошли немного почти до моста и добрый человек Герасимов подсадил нас до развилки чайной:

        Эта старая чайная не работает, а два рядом исправно обогревают и калорийно питают путников:

     С правой стороны дороги рядом с полем висит табличка "Манчаары тала5а"...интересно, про что это... 

    Буквально на днях сообразила, что информацию об этом можно узнать у музейщиков, а т.к.земли были мегинские Жабыльские, то позвонила в краеведческий музей с.Майя по телефону 8/41143/41-175, и мне любезно рассказали: С именем Манчаары связано 44 памятных мест, есть книги краеведа Абрамова Василия Михайловича, которые можно найти в библиотеках. Ну, а если нужно поподробнее, то лучше позвонить Эверстову Александру Владимировичу. Сегодня 15.01.16г. у него узнала: В местности Дьыаппаралдьы (площадью 1 га) в ивняке ("талах" по якутски) с восточной стороны Манчаары сторожил богача Чаттай, но так и не дождался - слишком много людей охраняли богача, и Манчаары ушёл оттуда в сторону Алагар.

     Солнце светит в глаза, идти легко: 

     Встречные машины приветствуют, и мы переговариваемся: как интересно  нас там обсуждают в проезжающих мимо машинах?...одобряют или осуждают... В чайной несколько раз подходили и предлагали подвезти за N-ную сумму до Чурапчи. Мы терпеливо объясняли суть автостопа. И на дороге, конечно, останавливались машины и хотели подвозить за деньги, мы вежливо отказывались, желали счастливой дороги. И вот через час-полтора притормозили машину - Юрий с Таатты рассказал много интересного про Мому, Усть-Неру, строительстве автодорог и об охоте... высадил нас возле памятника в с.Чурапча: 

      Название села "Чурапчы/Чурапча" по версии краеведов произошло от якутского «чарапчы»— навес, козырёк от солнца. Село раскинулось на девяти холмах и нескольких аласах — пологосклонных ложбинах овальной формы на берегу одноимённого озера: местность болотистая и пыльная. В периоды дождей и таяния снега холмы превращаются в непроходимое препятствие для потоков воды, и улицы села покрываются жидким месивом. В эту пору ездить по ним удаётся только водителям уазиков и трактористам. Но, за последнее время проведена серьёзная работа как по изменению состояния дорожно–уличной сети, так и по благоустройству села и улучшению жизни сельчан. Благодаря XIX спартакиаде по национальным видам спорта «Игры Манчаары» и Ысыах Олонхо, которые прошли в Чурапче. Т.к. Чурапчу не знаем, позвонили родным, быстренько за нами подъехал на машине зять Кати и довёз до гостеприимного дома. Пообедали, решили ознакомиться с Чурапчой, в 15 часов уже солнце садится...

     Чурапча очень похорошела: 

 За два последних года здесь построили спортивную школу–интернат, стадион и спорткомплекс, парк культуры и отдыха, комбинат школьного и общественного питания, новые здания РОВД и столовой, котельные, электролинию ПС 35/10 кВ, кооперативный рынок с овощехранилищем. Естественный ежегодный прирост в Чурапче составляет 300 человек.  Население административного центра, занятое в основном в сельском хозяйстве, содержит более 1700 голов крупного рогатого скота и 1000 голов лошадей.

В целом же в Чурапчинском улусе насчитывается свыше 30 тысяч голов крупного рогатого скота, более 19 тысяч голов лошадей, 2000 личных подворий, а также 350 крестьянских хозяйств. Лидер отрасли — СХПК «Чурапча», продукция которого пользуется спросом не только в республике, но и по всей России. Работают в Чурапче и промышленные предприятия: гранильный завод, кондитерский цех, производители мебели и строительных материалов.

      Мостов в Чурапче очень много, и старых и новых:

 

 И даже с красными сердечками-замками и скамейками: 

 

1942 год, массовый переезд почти пяти тысяч жителей Чурапчинского улуса в северные районы на добычу рыбы для фронта. Переселение было крайне плохо организовано и превратилось в поистине бесчеловечное мероприятие, в результате которого немногие вернулись в родные сёла. Вход в Мемориальный комплекс:

 Подсветок и ледяных скульптур очень много:

 

 Оказалось, это здание кинотеатра, много людей спешило на сеанс кино: 

 Внутри дома культуры "Айылгы" (приветливые работники зажгли для нас свет в зале урасе с коническим стеклянным куполом): 

 Скоро состоится концерт якутских звёзд. Подготовка идёт полным ходом. Взгляд с пульта операторской на сцену: 

 Понравилась из галереи копия картины Романова П.П. "Кынаттаах кылыыhыт" (1937 год): 

 В одном из новых МФСК: 

 Большой универсальный зал:

 Много посадочных мест:

 Борцовский зал, рядом есть также боксёрский зал с рингом:

 В воздухе чувствуется запах жженого угля, котельные работают без устали:

 Создаются причудливые картины: 

 Тымныы Кыhын и Хаарчаана из снега - великолепно смотрятся. Монументальны: 

 Титаны нашей зимы ))) 

 На площади еле еле заметили символ Советской власти: 

 Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить...в Чурапче. Значки с его изображением (октябрятский, пионерский, комсомольский) были нашими украшениями на школьных фартучках и были символами единства, патриотизма

 Говорят, тут летом бурлит фонтан:  

 

 Все предпочитают пить живую ледяную воду и смотреть много каналов с тарелок:

 

 

 

  В гостях :

 

В общей сложности прошли за день всего 23,5 км (с учётом прогулки по Чурапче), проехали 72 км.

 

05.01.2016г., температура -45С, с.Чурапча. Смог-туман в Чурапче, на трассе надеемся будет солнечно.. Сегодня должны осуществить мечту: отправить открытки с почты родным и близким:

К ним придут такие ретро новогодние открытки:

На выезде с Чурапчи заправка, их несколько, цены почти одинаковы:

Пейзажи радуют, лес в кружеве кисейно-белом-снежном-кружевном:

        Трасса не очень оживлённа

 

      До бронзовых сэргэ не дошли, вдруг из остановившейся машины выбежала девушка и начала фотографировать нас и кричать - поедете с нами или пойдёте пешком?))) - это была наша знакомая пешая Саргылана с семьёй. Они и довезли до Нижнего Бестяха.

      Итог дня - 10 км пешком,  155 на авто.

     Попали на праздничный стол. Идут приготовления: 

  Утром 06.01.16г.в Нижнем Бестяхе -36 С, по нашим меркам очень тепло))), пасмурно.

       Из википедии: "Нижний Бестях возник в 1920-х годах как транспортно-перевалочный пункт. Отнесён к категории рабочих посёлков в 1971 году. Является местным организующим центром. Кроме районной администрации, в Нижнем Бестяхе располагается администрация муниципального образования «Посёлок Нижний Бестях».

Выполняет транспортные функции. Население занято в транспортно-перевалочных организациях межрайонного значения. В посёлке — речная пристань, автопредприятия, торговые складские базы, грязелечебница. Имеются Дом культуры, две общеобразовательные школы, транспортный техникум, профтехучилище, учреждения здравоохранения, торговли и бытового обслуживания.

Нижний Бестях — один из развивающихся населённых пунктов Дальнего Востока . Является транспортным узлом местного значения, здесь стыкуются две автодороги федерального значения:А360 Лена и  Колыма, а также автодорога республиканского значения Амга. Связан с Якутском грузопассажирской паромной переправой, работающей в летний период с окончания ледохода до начала ледостава. Ходит также пассажирский речной трамвай и частные катера. Тарифное расстояние между населёнными пунктами — 23 км. Зимой связь осуществляется по льду реки. В межсезонье связь возможна вертолётом или судном на воздушной подушке.

В связи со строительством Амуро-Якутской железнодорожной магистрали Нижний Бестях станет крупным транспортным узлом Якутии. В связи с этим посёлку планируется придать статус города

Строится железнодорожная станция Нижний Бестях, которая находится не в самом посёлке, а в 10 км к юго-юго-востоку от него, в урочище Булгунняхтах, на территории соседнего села Павловск. Укладка рельсов дошла туда ещё в конце 2011 года открытие станции для грузовой работы планируется сделать в 2014 году, пассажирское движение — в 2015 году.

Планируется также построить мост через Лену, что обеспечит бесперебойную круглогодичную связь со столицей республики городом Якутском. Существуют также планы продолжения железной дороги до Магадана". Информация немножко устарела, но правдива)))

Здание транспортного техникума в новогоднем обрамлении:

Маша провожает по закоулкам:

 По пути фотаю старенькое здание музыкальной школы: 

 Воон справа вывеска "Мэнэ уу" - живая вода.. 

 На том берегу г.Якутск 

 

 Зимник открыт для транспорта до 20 тонн:

 

 

Нижний Бестях остаётся позади 

 Ещё одно маленькое путешествие скоро закончится, немножко грустно...делаем выводы и уже планируем другие маршруты!!!

 Итог последнего дня: 5 км пешком, 16 км на авто.

Из книжки советов Кротова: 

 

Наша статистика: пешком - 58,5км, на авто 386. Всего 444,5 км. Было очень комфортно с напарницей))). С Катей уверенно можно идти на любое направление автостопа, чтобы увидеть нашу Якутию!!! 

    Если увидите нас, мы будем рады поехать с вами попутно и рассказать про наши увлечения, про наших друзей туристов )))

 

Избранное
  • 10 января 2016 г., 08:46
    Борода-63   Пожаловаться

    Молодцы девчата. И поход=пешка отличные и нам мужикам укор, что от стола в праздники мало отрываемся. Моя искренняя благодарность вам и всем тем добрым людям, кто вам в походе помог. Дай Бог здоровья.

  • 12 января 2016 г., 10:33
    Гюль   Пожаловаться

    Респект нашим активным пешикам Марии Рум и Кате Земляничке! Желаю им интересных маршрутов, прямой дороги и добрых попутчиков!

  • 12 января 2016 г., 10:44
    Chopchyaana   Пожаловаться

    Наһаа бэрткэ астыктык сылдьыбыккыт. Маладыастаар. Хаһан эмэ барсыам.

  • 12 января 2016 г., 17:04
    Сиэр   Пожаловаться

    Мария, как всегда СУПЕР, написано очень интересно и познавательно. Мои восхищения Рум и Земляничке! Дай Бог здоровья!

  • 19 января 2016 г., 17:01
    GGeT   Пожаловаться

    Пост супер на одном дыхании читается МОЛОДЦЫ сталю лайк

  • 24 января 2016 г., 02:15
    Sweetheart_   Пожаловаться

    Отчаянно то как Помню в молодые годы вечером в Покровск поехали с подругой, не хотела оставаться у её родных и решили обратно, а такси уже нет, время позднее, вечер уже, март месяц, на улице наверно -25 (сколько обычно в начале марта?) одеты мы вообще легко, думали что автостопом типа поедем, целый час стояли, потом подбросили по дороге до Ой, и дальше пошли пешком, машины вообще не останавливались. Это было жесть. Думали что замерзнем. Потом Машина останавливается и разворачивается. Дверь открывается и четыре парня сидят и пиво выпивают! Но мы сели к ним, парни хорошие попались хотя и под шофе, в общем в Якт приехали и с тех пор так отчаянно никуда! 

     

    Как вы не боитесь, а вдруг всякие... Тьфу3 не дай Бог 

    • Автор
      25 января 2016 г., 12:39
      myself   Пожаловаться

      Sweetheart_, доля авантюризма всегда присутствует в походах! Но безопасность превыше всего!!! Везде мы себе обеспечили поддержку заранее - нас к вечеру ждали, сейчас мобильная связь везде работает!!! Главное - сохранить заряд на телефонах, т.е. держать мобильники и зарядники в тепле!

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации