home
user-header

                        
                        
О первой,о первом, о первых...(часть2)
27 апреля 2017 г., 12:19 207

         Надо ж все-таки продолжить начатое,дописать и додумать,довспоминать...

   Поскольку книги в моей жизни всегда,с самого детства, с первой самостоятельно выученной буквы,занимали чуть ли не главное место,я убеждена,что многие черты моего характера сформировались под влиянием многих-многих-многих героев книг и их авторов;события,истории,люди,о которых я читала,были для меня зачастую ближе,чем собственные родители,которым недосуг было мною особо заниматься-интересоваться-тяжелая работа,вечная нехватка денег,недовольство друг другом, мои младшие(я почти до 8-ми лет была одна) сестра и брат-погодки с их детскими болячками - а я росла довольно благополучным и самостоятельным,не избалованным и не требующим контроля ребенком...


    Даже читать я научилась без ведома старших,а изучение алфавита началось с пачки чая "со слоном"-"чай черный,байховый,первого сорта"и бабушкиной пачки папирос "Беломорканал",где не хватало еще нескольких букв алфавита, и поэтому,когда я решила прочитать слегка опешившим родителям газету,пришлось на ходу у них выяснять "как называется эта буква?". Читать я незадолго до до своего пятого дня рождения,а каждым летом рядом с нашим домом открывали "летнюю" (помните,были еще и летние кинотеатры?)библиотеку и ... для меня началась новая жизнь! Боже мой,это деревянное здание одноэтажное,почти не заметное из-за разросшихся большущих,пахучих тополей и черемух,но с высокими потолками,с высокими каменными ступенями широкими большого крыльца,где в трещинах прорастала трава,а в углах ступеней рос мягонький,бархатный,темно-зеленый мох,был для меня как заколдованный дворец,в котором прячутся сокровища(книги,много книг!) Я брала книжки и читала тут же, на крыльце,которое по утрам и после обеда оставалось тенистым,прохладным. Помню,как на странице складывается,но постоянно меняется узор от пронизанных солнечным светом веток и листьев...помню шебуршание в траве жучков-паучков,а иной раз и муравей ошалевший заберется и потерянно тычется в переплет между страницами,пока сама не смахнешь-пожалеешь или сам уползет к своим муравьиным делам...Женщина-библиотекарь ,поначалу с сомнением дававшая мне книжки(умею ли читать,такая мелкая?),потом засомневалась,прочитываю ли я книгу,поскольку читала я очень быстро.Пару раз даже спросила о героях и содержании...а потом я стала таким же неотъемлемым "атрибутом" летней библиотеки, как и она сама. И книги стала выбирать не по картинкам, а по названиям, или спрашивала у библиотекарши.Поняла,что "с картинками" совсем детские. Первая книга,которую запомнила и по содержанию , и по названию - "Лара-партизанка",про девочку Лару Михеенко-пинерку-героя(героиню).Потом,когда пошла в школу, даже рассказала о ней  на уроке внеклассного чтения (помните,был такой предмет?) Где-то уже зимой,взяв у той же библиотекарши,но в нормальной библиотеке,книгу арабских сказок "Тысяча и одна ночь..."(был "сказочный"период,я до сих пор часто читаю "тематически",беру книги или одного автора,или одного жанра,или по одной,примерно,тематике), решила порадовать маму,пересказать ей  прочитанные сказки. Одно слово -чресла-мне было непонятно,и я спросила у матери,что оно означает. Она попросила зачитать отрывок,а там было что-то типа"он обнажил свои чресла...она зачала... и т.п." Слова мамы-"Ничего себе,детские сказки!" В общем,не стала объяснять шестилетней дочери процесс появления детей. Сказки эти потом невнимательно,мимоходом перечитывала лет в 18 - хорошо,что мама сама их тогда не прочитала! Читала я все подряд и где придется,даже за чисткой картошки, родители ругались,дескать, дурочкой станешь или ослепнешь,пытались как-то "норму вводить" на чтение...Когда ничего нового не находилось рядом,а читать хотелось, "взрослые" книги читала-"Анну Каренину" в третьем классе,без названия валялась у родственников,без начала про "счастливые-несчастливые семьи", отрывок из романа "Берег" в журнале "Огонек" с эротической сценой причем, в четвертом. Раза два перечитала , чтобы хоть примерно представить,о чем речь!.. Когда перечитала "Герой нашего времени" в лет 37,была просто ошеломлена воздействием книги-сколько в ней психологизма,интонационной и эмоциональной верности в изображенных героях и их поступках! Многое из школьной программы перечитываю сейчас,люблю авторов соцреализма,как ни странно. Мне кажется,чем больше внешнее сдерживающее воздействие на писателя-поэта,тем глубже и насыщеннее эмоционально и фактически бывают произведения.Обожаю Ю.Бондарева,Ю.Трифонова,очень люблю зарубежную классику 19-начала 20 в.в.и классику нашу родную...Наверное,это правильно и хорошо, когда исподволь,ненавязчиво,практически незаметно для нас самих настоящая,глубокая книга учит чему-то сопереживать,что-то гневно отвергать, с чем-то соглашаться,она учит быть,она дает ответы,как,зачем,почему,так или не так... Иногда думаю-а стала бы я такой,какая я есть,если бы у меня не было возможности читать? Ответ очевиден...

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации