home
user-header

                        
                        
"" Призрачно всё в этом мире бушующем... "
10 апреля 2018 г., 20:42 457

  Если бы Руфь не подвигла нас на очередной кипиш, то я, скорее всего, даже точно не написала бы этот пост. И не узнала бы столько нового для самой себя... Не вспомнила бы свои чувства, прекрасные и такие яркие...Не задумалась бы в очередной раз о судьбах родины о качестве российского кинематографа и индивидуальном  "знаке качества" киноактера, который он "ставит" на своей каждой роли... Не спела бы (про себя, в голове) великолепные песни, устареть и исчезнуть которым не дает удивительное свойство - музыка и слова в них слились, объединились так гениально, что несколько поколений россиян их поют.


  Я люблю фильм "Земля Санникова" преданной зрительской любовью, он трогает в моей душе какие-то романтические и потаенные струны, которые перестают звучать в большинстве из нас с возрастом, задавленные громким и требовательным звуком клавиш обыденности и повседневности. Совсем не помню, когда его впервые посмотрела! Уверена, что это случилось в далёком 73-м, когда он вышел на экраны, потому что моя бабушка работала в Доме офицеров, гарнизонном оазисе культуры, и я беспрепятственно попадала на все фильмы, что там шли...ну,за исключением совсем уж "взрослых", хммм. Если бабуля считала, несмотря на строгую приписку "до 16 лет", что фильм не "взрослый", я могла смотреть его, прячась за плюшевой портьерой входа на балкон. Да, в тогдашнем затрапезном очень далеком гарнизоне ЗабВО Дом офицеров был такой, как показывают в фильме "Карнавальная ночь"- с балконами, с залом, в который надо было спускаться по широкой центральной лестнице, с огромным фойе и гардеробом, с рядами обитых плюшем откидывающихся кресел. Каких артистов я видела! Никто из знаменитых и популярных тогда не брезговал ездить в такие вот уголки Родины, танцевали, пели, декламировали, общались без понтов и пафоса. Дааа...Так вот, я не помню "первого раза" с "Землей Санникова", потому что тогда у меня был другой любимый фильм и другой  Герой - Яшка -цыган из "Неуловимых мстителей".Как трепетало всё мое детское тщедушное тельце, когда мой неповторимый Вася Васильев, приехавший с труппой театра "Ромэн", танцевал на сцене нашего ДО! В розовой атласной рубашке, темно-синих шароварах с черным кушаком, в хромовых блестящих щегольских черных же сапожках, с буйными кудрями, которые он небрежным,но гордым движением головы откидывал назад! Я сидела во втором ряду (спасибо бабушке), затаив дыхание и чуть не плача от восторга. Если бы тогда меня спросили, как выглядит бог, я бы с воодушевлением и убежденностью указала бы на Васю Васильева, ахах...Ох, простите мне мою ностальгию )))

  "Земля Санникова", как предмет обожания и любви, "обозначился" позже, он будил в нас, ребятишках, фантазию и тягу к путешествиям, его герои были "из другой эпохи", романтизированные авторами и актерами, но  такие настоящие в своих чувствах и поступках! Мы играли в "Землю Санникова", назначая друг друга на роли "хороших" героев по очереди, чтобы без обид...Мы замирали и горячо переживали, когда карабкался на высоченную колокольню отчаянный и неприкаянный Крестовский (О.Даль)! Как смеялись над героем Г.Вицина, когда ему досталась в невесты  "Дюймовочка"-онкилонка! Как напряженно ждали, каков будет ответ "духов воды" - возьмет он жертвенного оленя или нет... А каков сам Шаман в исполнении  Махмуда Эсанбаева! Актер Ю.Назаров,сыгравший  роль ссыльного и бунтаря, как мне кажется, больше ни в одной своей роли не был так по-мужски красив, породист и благороден.Что уж тут говорить про Ильина - В.Дворжецкого! Его бездонный взгляд одинокого и одержимого человека, его глубокий бархатный голос мог затмить разве что "мой"дерзкий черноокий порывисто-изящный Вася Васильев! 

  Роясь в интернете в поисках инфы про фильм "Земля Санникова", нашла на разных сайтах кучу интересных историй, связанных со съемками, актерами, даже написанием сценария. Но пост и так получился "многа букафф", потому просто скопировала часть текста из Википедии :

 

Идея снять фильм по роману Владимира Обручева принадлежала руководству «Мосфильма». Сценарий был написан Владиславом Федосеевым. Режиссёров было два, ими были выбраны дебютанты кинорежиссуры Альберт Мкртчян и Леонид Попов. А. Мкртчян решил радикально переработать сценарий и обратился за этим к Марку Захарову, который в то время активно занимался публицистикой, например, именно Захаров написал тексты писем Сухова («Белое солнце пустыни»). Марк Захаров даже не прочёл роман Владимира Обручева, а на замечание Мкртчяна ответил: «Ты мне обрисуй тему и что ты хочешь увидеть». Альберт Мкртчян вспоминал:

Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть.

Первоначально к участию в фильме планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского) и Марину Влади (на роль невесты Ильина). Высоцкий был очень вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Однако на радио «Немецкая волна» прошла передача с записями песен В. Высоцкого. В контексте этой передачи Высоцкий был представлен бунтарём и диссидентом. Дорога к съёмкам в «Земле Санникова» Высоцкому и Влади была закрыта. (Песня «Белое безмолвие» впоследствии вошла в фильм «Семьдесят два градуса ниже нуля».)

В спешном порядке на роль Крестовского был приглашён Олег Даль. Он приехал на съёмки в Зеленогорск в жутком настроении и в «разобранном» состоянии (т.е. бывшего в сильнейшем загуле).

На роль Ильина приглашение, по его словам, получил Муслим Магомаев. Однако певец пришел к выводу, что режиссёры пытаются использовать лишь его популярность, и не чувствуя в себе способностей драматического артиста, отказался.

На роль беглого политического каторжанина был утверждён Сергей Шакуров. Он и стал катализатором разногласий актёрского состава с режиссёрами фильма. Конфликт разгорелся на фоне того, что актёры считали режиссёров дилетантами, не умеющими снимать кино. Сергей Шакуров в открытую шёл на конфликт и в итоге отказался выполнять установки режиссёров. К этому бунту присоединились Владислав Дворжецкий и Олег Даль. Георгий Вицин в этой ситуации выдерживал нейтральную позицию, но всё же подписал общую с актёрами-бунтовщиками телеграмму, отправленную руководству «Мосфильма»:

Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров

Актёры требовали заменить двух, по их мнению, непрофессионалов на одного нормального режиссёра. Однако руководство «Мосфильма» заняло принципиальную позицию — не менять режиссёров. Переговоры с актёрами шли месяц. Переубедить удалось всех, кроме Сергея Шакурова. В итоге он получил выговор и был снят с роли. На его место был приглашён Юрий Назаров, но в эпизоде передачи воды Ильину видно лицо Сергея Шакурова, хоть в титрах его фамилии и нет

С воодушевлением отнёсся к сценарию фильма исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий, надеявшийся на то, что она станет одной из лучших в его послужном списке.

В исполнении трюка подъёма Крестовского на колокольню принимали участие ленинградские альпинисты Владимир Мясников и Эдуард Часов  Во время съёмки данной сцены оператор заметил, что в кадр попали телевизионные антенны на крышах соседних домов. Пришлось членам съёмочной группы подниматься на крыши и сваливать все антенны. В это время шёл футбольный матч, показ футбола по телевизору был прерван, и разъярённые жители выскочили на улицу. Для того чтобы погасить скандал, местным жителям по указанию режиссёра было выдано по 100 рублей.

В первом варианте «Есть только миг» и другие песни в исполнении героя Олега Даля — Крестовского исполнил сам актёр, но, когда фильм сдавался худсовету «Мосфильма», было принято решение переозвучить эти песни. Для перезаписи пригласили популярного в то время певца Олега Анофриева. Олег Анофриев перезвонил Олегу Далю и спросил у него разрешения. Даль ответил: «Записывайся».

  Знаете, я рада, что в фильме не снялись Высоцкий с Шакуровым ( да не быть мне закиданной тапками фанатами их!). Потому что с ними фильм был бы совершенно другой! В нем не было бы надрыва Даля, не было бы сдержанной внутренней силы и страстности Назарова, и наверняка, по пословице "Короля делает свита" - отрешенной задумчивости Дворжецкого...и песни! Их бы не было! Песни Высоцкого все равно остались, нашли применение в других фильмах, а этих, чудесных и берущих за душу, - не было бы!

                                                                    

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации