home
community-header

                    
                    
Ошибка Колчака-Плаха старика-Северная венеция
onkilonia 30 октября 2017 г., 18:07 в Дикари 199

 


 (Продолжение) Вот и показался берег. Мы входим в устье маленькой речушки откуда и начинали наш выход в Куубу. Где-то здесь спрятана импровизированная заправка

 

 Заправишись бензином и вкусной яичницей продолжили путь вверх по реке. Надо отметить, что весь бассейн реки Яна имеет очень большой уклон около 15 см на 1 километр и движение вверх по течению затруднительно. Очень интересно смотреть как буквально за считанные минуты природные пояса сменяют друг друга. Бескрайняя тундра сменилась кустарниками, потом стали появляться деревца. По берегам речки на каждом повороте распололожены рыбацкие участки, эдакие местные дачи.

 

 

 

 Встречаются даже двухэтажные фазенды с мансардами, где попивая вечерний чай полужелал на плетеном кресле старик-пенсионер. Захотелось такой же дачи, но припомня комаров отогнал эту глупую мысль.

 

 Томтор

 

 Старые "Етехи"

 

 Проезжая старый поселок Мохнатка (странное название) мне захотелось увидеть артефакты и вообще сам поселок. На мое пожелание рулевой отрезал "Темнеет, ты рискуешь увидеть лишнее". 

 

 

 Наконец мы останавливаемся у рыбаков, точнее дедушки одного из попутчиков. Отсюда можно позвонить по сотовому.

 

 Участок представляет собой целый комплекс строений: Жилой дом, Домик гостей, Баня, Радиорубка, Подвал

 

 

 

 Предназначение этого страшного строения я побоялся спросить

 

  2-х цилиндровый двигатель для карбасов. Кажется было 12 л.с. 

 

 Подвал для хранения летней рыбы

 

 

 Напротив жилища я увидел нарты. Данный тип нарт называется "Якутская" и широко распространена на Севере Якутии. Нарта хотя и тяжелая, но практична по своему устройству. В основном служит для транспортировки грузов на собаках, оленях и снегоходах. Есть разные размеры нарт, но общее техническое устройство одинаковое.

 

 Вот что пишет Словарь экспедиционных терминов Григория Лучанского  http://geolmarshrut.ru:

НАРТЫ – санки,  передвигаемые ручной тягой или путем упряжки в них северных оленей или собак. Употребляются на С. Европы, Азии и Америки. Полозья от нарт были найдены торфяниках Финляндии и С. Урала (2–1-е тысячелетия до н. э.). Наиболее древними образцами нарт являлись ручные нарты разных типов, которые человек тащил сам. Из ручных нарт развились различные типы собачьих и оленьих нар. Оленьи нарты подразделяются на 3 основных типа: 1) Дугокопыльные нарты, у которых 6–7 копыльев (деревянных стоек) представляют собой дуги, концы которых укрепляются в полозья (рис.1).  На дугах сооружается рама для сидения или груза. Pаспространены на северо-востоке Сибири у чукчей и коряков. 2) Прямокопыльные нарты, на полозьях которых укреплены 3 пары вертикально поставленных копыльев, с дощатым настилом и дугой спереди (рис.2).

Применяются гл. обр. в Сев. Якутии у эвенков и якутов.  3) Косокопыльные нарты, имеющие 3-4 (и более)  пары высоких копыльев, к верхним копыльям которых прикрепляется настил (рис.3). Бывают в зап. части Сибири у ненцев, нганасан, долган, хантов, а также у части сев. якутов, эвенков и др. Грузовые оленьи нарты отличаются от ездовых массивностью и нек-рыми деталями. В нарты запрягаются от 1 до 7 оленей. В некоторых районах Сибири (Таймыр и др.) нартами называют лишь низкие нарты второго типа, части которых связываются. Высокие нарты  третьего типа называют здесь санками.

 

В нашем случае была представлен именно второй тип нарт.

 Нарты.jpg

 

 

 

 Так как нарты были сделаны стариком по технологиям еще древних стариков будем считать данный тип эталлонным. Какой бы не была разная технология изготовления нарт на Севере везде принцип один -они должны быть гибкими. Каждая часть должна быть надежно связана и "играла" в ходе движения. Таким образом достигается долгоиграемость нарт в жестких условиях тундры. Северные люди такие же, гибкие и глубоко связаны традициями. Жесткий и циничный человек быстро ломается. 

В 1902 году пока не Великий император Сибири, а обычный завхоз экспедиции барона Толля проведя ревизию нарт для предстоящей экспедиции вступил в перепалку с каюрами. Он отмечал никчемность креплений нарт и волевым решением взял молоток да и всадил железные скобы в нарты.

 

 

Вот реальные доказательства в музее: тот самый молоток, части нарт с железными скобами, были еще и копылья (стойки) с железными скобами. В результате нарты на половине пути стали рассыпаться и Колчак бубня себе под нос выковырял оставшиеся скобы. Каюры народ скромный и не стали тролить несчастного и молча смотрели на эту отмену инноваций. 

 

Как видим ниже все соединения "играют" 

 

 

 

На представленной накануне нарте от современных якутских фирм отчетливо видна та же ошибка. Нарты накрепко сбиты в один монолит. В советское время инженеры то же озадачивались поиском технологического решения для нарт, но натыкались на те же грабли. Народ в поначалу восхитился крепким продуктом совпрома, но со временем начали отламываться стойки. Беспорно что нарты от технопарка прослужат дольше советских, но никак не дольше стариковских. Надо бы улучшить то что есть. Представленные якутскими инженерами соверемнные нарты бесспорно хороши. Скажем так, нарты для недальних походов и с легким грузом по ровной накатанной дороге. Я бы предложил нашим фирмам продолжить в этом направлении и разработать уже грузовые нарты. При разработке учесть все нюансы, веками наработанные в ходе эксплуатации нарт. В нашем случае это обязательная гибкость всех креплений и стоек по всем осям. Повторяя сказанное еще раз отмечу -нарты используются в пресеченной местности, где много неровностей. Именно способность повторять рельеф в ходе движения дает преимущества у старых технологий. 

 

 Вот как это делают в фины в этом направлении

 

 отечественная разработка

 

 Новая технология с использованием пластиковых труб. Впервые пластиковые трубы от водопроводов из геологоических участков стали использовать еще давно, но только для полозьев. Вот теперь перешли и на копылья (стойки). 

 

На прошлом слете оленеводов я видел экспозицию нарт в похожем исполнении. Люди говорят нарты намного удобнее при езде по неровностям и долгоиграемость хорошая, но опять же пластик устает как и металл и лопается. Однозначно дело остается за старыми проверенными технолгиями (Гибкость жестких стоек по осям). Вообще было бы здоров, если начали выпускать сами копылья из композитных материалов, да и все детали якутских нарт. Изготовление этих частей в полевых условиях очень сложный и трудоемкий процесс, да и притом цена рукотворных нарт высокая. Этой осенью проездом из Якутска в наш гараж зашел опытный оленевод. Тогда мой водитель делал себе нарты для перевозки рыбы. Кстати этот мужик герой популярного ролика с танцующим охотником в тундре:). Он сразу забраковал подготовленные копылья и пошел искать новый материал. Сидя у печки он мастерски, на глаз одним только топориком изготовил одну стойку. Причем когда делал, делал замечания и уточнения. Затаив дыхание мужики сидели вокруг него и внимали бесценному опыту. Наблюдая за процессом я понял, что самое трудоемкое это изготовление копыльев. На мой вопрос "А что если будут уже готовые копылья продавать?" он ответил "А это идея, главное чтоб по уму сделали и разных размеров". "Конечно хорошо было бы, а еще лучше все части нарт как конструктор". Как ни пытались мы его оставить в поселке он изготовил все стойки, дал советы мужикам и уехал к себе домой. В следующий раз надо его поймать и уже в спокойной обстановке сделать мастер-класс. А еще лучше в соавторстве написать книжку методичку, на севере матера стареют, технологии начинают утрачиваться.

  

 Заночевав мы отправились дальше. Перед отправкой будучи уже в лодке я спросил про предназначение той странной плахи. Оказывается это место где хорошо ловиться билайн и старик сидя на пне разговаривает с родными

 Показались дома старого Устьянска. Село основано в 1780 году промышленником и исследователем Яковом Санниковым (Википедия). Само "Устьянское зимовье" основано почти одновременно с "Верхоянским острожком". Хотя есть разные толкования Устьянска, в том числе и обозначение Устьянском населенного пункта Казачье (II-Ноготский наслег). Это все относится к категории споров белой и красной розы, концов яйца и полюса холода, т.е. требует конкретного научного изучения и вынесения официального вердикта. А сейчас пусть Устьянск остается Устьянском. 

 

На кургане спецтехника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Как видим здесь все дома стоят на высоких сваях и весной тут начинается настоящий аврал. Устьянцы несмотря на неизбежные наводнения упорно живут здесь и даже процветают. Прижились с условиям природы "Зато каждую весну бесплатная управляющая компания убирает весь мусор нахрен отсюда" -смеются они. Вот такая вот Венеция.

 

 

 

 Берег-пристань служит как бы общественным центром, здесь встречаются, обсуждают дела, слушают новости, знакомятся с приезжими. Место никогда не пустует. Побродив по поселку, отметившись в администрации мы отплываем по направлению на юг, впереди сотни километров дороги айу айа. На этом наша экспедиция заканчивается и в следующую весну мы обязательно увезем кучу аккумуляторов. 

 

Послесловие:

Почему бы не продавать паровые электрогенераторы. Портативные и негромоздкие. Взял в карман такой с собой, сидя у костра в тундре наливаешь в бачок водички из озера и бросаешь горсть хвороста в топку и все. Движок пыхтит, дает стабильный ток для питания аккумулятора от 12 до 5 вольт. Утопично, но когда сидишь в тундре а вокруг на сотни километров ни души, то в сознании и не такие агрегаты рождаются. Вот во время войны на рыбацких участках стояли паровые генераторы и ничего, давали ток для всего поселения и затрат только на ложку дегтя. 

 

  • 30 октября 2017 г., 18:21
    Мэхээлэп   Пожаловаться

    Там каждый год приходят удалые предприниматели и меняют рыбу на технику, например вот эти моторки куплены за счет рыбы. Но такая установка стоит гораздо меньше, чем стоимость рыбы которые берут предприниматели. Короче не выгодный бартер получается, но что поделаешь что есть то есть. Как то раз видел, машину с буранами, которые предназначались на обмен на рыбу.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации