home
user-header

                        
                        
НА ФРОНТ ЧЕРЕЗ ПОЛЮС ХОЛОДА
24 ноября 2017 г., 02:27 в Author.Ykt.Ru 4308

 

В этом году исполнилось 75 лет легендарной воздушной  трассе Аляска  Сибирь, по которой в годы войны перегонялись самолеты по ленд-лизу из США в СССР.  Немалая часть этого маршрута пролегала над  территорией нашей республики. А первым якутским аэропортом, который принял американские самолеты стал аэропорт Оймякон.


 

 

 

Как и все аэропорты трассы Аляска – Сибирь, аэропорт Оймякон был построен в крайне сжатые сроки. 

 

Строительство началось 12 августа 1942 года, а уже 6 сентября на его взлетно-посадочную полосу приземлился первый самолет. Это был наш отечественный Г-2, а шасси «американцев» коснулись оймяконской земли  ровно через месяц.
 

Удивительно, но даже в те годы при строительстве взлетно-посадочной полосы и подъездной дороги было задействовано немало техники. У подрядчика (имеется в виду Дальстроя) на объекте имелось 4 трактора, 2 катка, автомобиль ЗИС-5, кран-укосина и т. д. Было также 23 лошади.
 

Подъездная дорога к аэропорту. Оймякон, 1940-е гг.

 

Много работало и людей, в том числе и местные жители, но все же львиную долю рабсилы представляли заключённые. Из ближайших прорабств было привезено около двухсот человек.

 

Условия для последних были крайне тяжелыми.  Например, по воспоминаниям коренного жителя Оймяконья Анания Степановича Винокурова, у заключенных не имелось даже рукавиц и валенок, вместо них было намотано тряпье. Стоило кому-то из  заключенных во время работы остановиться, например, для того, чтобы подправить свои обмотки, охрана сразу же начинала его избивать. Нередко забивали до смерти. Трупы сжигали, либо закапывали прямо на трассе, если это происходило во время дорожных работ. 

 

Работы шли почти безостановочно, но, тем не менее, в начале 1943 года было отмечено сильное отставание от графика. Основными причинами этого были:


           -  большое количество дней с крайне низкими температурами из-за чего почти все работы приостанавливались;
           - отсутствие или дефицит некоторых крепежных изделий или необходимых деталей;
           - отсутствие ГСМ и транспорта т. д.  Имеющиеся 4 трактора уже в начале зимы все вышли из строя. Это привело к затруднению доставки лесоматериалов. Часть лошадей пала, часть была съедена.

 

Кстати, отдельной и очень большой проблемой стали перебои с питанием заключенных. Ведь с декабря по начало февраля из-за заносов пути по трассе, связи с Адыгалахом и Магаданом не было. 
               

Как вспоминал бывший охранник Дальстроя Александр Николаевич Любимов, заключенные были настолько истощенными, что в попытке обогреться у костра, нередко падали прямо на огонь, но ни у кого из находившихся поблизости людей не было сил ему помочь.  Об этом начальник порта В.В. Успенский писал следующее: «С 30 января рабочие спец. строительства до 09.02.43 г. из-за отсутствия продуктов питания не работали, заключенные стали умирать. 10.02.43 г. вышли работать — привезли одну машину муки. Но это ненадолго, так как этого мало. Производительность пала на 50%. Да с них и требовать сейчас не приходится, так как им дают только 400 грамм хлеба одного на день».

 

Позже некоторые из заключенных, выйдя на свободу, так и остались жить в Оймяконе, обзавелись семьями. Например, Федор Шпнёв, уроженец Омской области, женился на местной девушке Пелагее Винокуровой с которой они вырастили семерых детей. После войны оба работали в аэропорту. 

 

В связи со всеми вышеперечисленными проблемами окончательные работы по строительству были перенесены на весну-лето 1943 года. До конца года были ликвидированы все дефекты строительства, построили котельную, провели работы по теплофикации. В 1944 г. в порту был введен в эксплуатацию радиоцентр и ряд других зданий.
  

Строительные работы продолжались вплоть до 1946 г. К этому времени в автопарке аэропорта имелось 12 автомобилей, в том числе 4 грузовика,  7 машин для техобслуживания и 1 легковой автомобиль. С завершением работы трассы все материальные ценности ВТКУ были безвозмездно переданы на баланс Якутскому управлению ГВФ.

***

Теперь немного по теме перегонки самолетов. Несмотря на то, что аэропорт Оймякон считался не основным портом, работы здесь было не меньше, чем в аэропортах I класса, ведь требовалось постоянная готовность к приемке самолетов. 
 

 

Кроме перегоняемых из США машин по трассе курсировало множество других самолетов, перевозившие грузы, почту, а также людей, среди которых были и довольно известные личности. Так, например, в январе 1945 года  в Оймяконе побывал митрополит Вениамин — экзарх Московской Патриархии в Америке, председатель Русско-американского Комитета помощи России, человек, получивший право в любое время суток входить с докладом к президенту США. 

 

Митрополит Вениамин летел из США в Москву для участия в Поместном соборе 1945 г., созываемого для избрания Патриарха Московского и всея Руси. Об этом случае нам рассказала дочь тогдашнего начальника аэропорта Данила Петровича Рожанец, Ирина Даниловна: «Как-то папа привел в дом гостя. Это был какой-то священнослужитель. Попил у нас чаю, говорил, что очень скучает по дому. Меня тогда по-просили перед ним почитать какое-нибудь стихотворение. Я старательно продекламировала ему Некрасова «Мужичок с ноготок», за что получила в подарок от гостя белый и очень воздушный платочек с вышитой на ней буковкой "В"». 

 

Особенно много самолетов аэропорт Оймякон принял в 1943 году. Так, в период с июня по октябрь техническо-эксплуатационная бригада аэропорта обслужила 835 самолетов. При этом, видимо, наиболее высокие темпы перегонки наблюдались в конце июля — только за 8 дней аэропортом было обслужено 167 самолетов. 
 

 

 

За годы войны в аэропорту в общей сложности проработало не менее 260 человек со всех концов СССР. См. карту ниже, где мелкими кружками отмечены места рождения всех этих людей (отмечены в основном только крупные города), крупный кружок — аэропорт Оймякон.

 

Первоначально основной костяк работников порта (120 чел.) был сформирован в Хабаровске, когда для этой цели укомплектовали отдельную воинскую часть (№ 78727-Ж), командиром которой был назначен майор Александр Прокопьевич Смертин. 

 

Добравшись по железной дороге из Хабаровска в бухту Находка, военные на теплоходе прибыли Магадан, а оттуда по трассе 12 декабря доехали до Оймякона. В общей сложности, чтобы преодолеть весь этот путь длиной более 4,5 тыс. км, им понадобился почти месяц. Несмотря на ряд сложностей, а именно, большой объем перевозимого груза,  потенциальную опасность, исходящую от Императорского флота Японии во время плавания по Охотскому морю, сложную дорогу по маршруту Магадан — Оймякон, и, конечно же, лютый холод, перебазирование прошло успешно — ни один военнослужащий не пострадал, а 60 т груза были доставлены на место дислокации авиабазы в целости и сохранности.

 

Военнослужащие в/ч  № 78727-Ж, прибывшие в Оймякон в декабре 1942 года.


Среди военнослужащих аэропорта было и 9 оймяконцев. По воспоминаниям одного из них, а именно Николая Петровича Слепцова, никаких справок о том, что они служили в военном аэропорту им выдано не было: «...после демобилизации никаких документов нам не дали. Указали в сторону Томтора и сказали: 
       — Вот стоит ваш колхоз, идите туда, работайте. Для этого не нужны документы. И так все знают, что вы тут служили... 
          А мы тогда сглупили, ничего требовать не стали и ушли восвояси домой. Поэтому не то что медали с головой Сталина, даже бумажки о службе в порту у меня нет...» 

Только в этом году имена всех этих людей были документально подтверждены благодаря штатно-должностным спискам аэропорта Оймякон за 1945-1946 гг., которые хранятся  в фондах Национального архива РС (Я).

   

 

***

Несмотря на огромную поисковую работу, проводимую как видными историками, так и энтузиастами-краеведами, до сих пор в истории Алсиба немало еще неразгаданных тайн, спорных моментов, а порою и заблуждений. Так, например, долгое время считалось,  что в Оймяконе захоронен капитан Д.М. Лобарев, экипаж которого погиб 24 марта 1943 г. 

 

В 1975 г. в Томторе на могиле летчика был даже установлен памятник, посвященным летчикам-перегонщикам. На это мероприятие приехали из Воронежа в Томтор дочери Лобарева – Алевтина Чузавкова и Лариса Сладкова.

 
 

 

Так что же послужило причиной этой ошибки? Как оказалось, в ходе поисков информации о месте гибели своего отца, дочери Лобарева познакомились в Воронеже с одним из ветеранов трассы Митрофаном Болотовым.

 

Митрофан Никитович рассказал им, что в марте 1943 г. на трассе произошла только одна катастрофа А-20, и это случилось в Оймяконе. Он также поведал, что лично принимал участие в похоронах экипажа. Но, вспоминая этот случай, Болотов имел в виду экипаж капитана Федора Салова, который разбился неподалеку от участка Кюбюме. 

 

Только в 1987 г. около Киренска поисковики обнаружили обломки самолета Лобарева. А могила, которую тогда посчитали местом его захоронения, была потом приписана Францу Игнатьевичу Биох — летчику, который погиб около села Томтор в сентябре 1943 года.  Однако, на самом деле, Биох похоронен на поселковом кладбище в Сеймчане, а та могила, скорее всего,  принадлежит авиамеханику Григорию Шаповалову, которого не стало зимой 1942 года в результате несчастного случая.  
Позже дочери Лобарева написали очень теплое письмо томторцам: 
 

«…Неважно, что произошла ошибка. Но дело в том, что как мы, так и Ваша школа, администрация п. Томтор, мы все явились первопроходцами в этом благородном деле. Ведь был 1974 год, когда мы написали Вам первое письмо. Годы застоя, годы, когда нельзя ничего было говорить и делать… 
…В 1975 г. мы побывали у Вас, поставили с помощью Вас и Вашего руководства памятник. И по моим сведениям — это первый памятник летчикам-перегонщикам. Это дань не только нашему отцу, это символический памятник всем летчикам той поры. Мы сдвинули с точки замерзания это дело…»


Вернемся же к Францу Биох… В прошлом году мы нашли его родственников, и оказалось, что они до сих пор полагали, что Франц Игнатьевич без вести пропал еще во время Советско-Финской войны.

 

 

Рассказывая об Алсибе нельзя не упомянуть о большой роли якутян, служивших  в качестве трудармейцев на различных стройучастках трассы. К примеру, из 283 трудармейцев, подлежащих демобилизации из Киренского стройучастка в 1946 году, 112 являлись представителями народа саха. Людей катастрофически не хватало, поэтому призывали даже стариков (некоторым было даже 65 лет) и инвалидов. 

 

Наши земляки строили дороги, здания, заготавливали стройматериалы и т. д., но их вклад в дело Великой Победы в настоящее время незаслуженно  позабыт. Сколько же всего на трассе проработало трудармейцев-якутян  сказать точно сложно. Лишь известно, что в 1944-1945 гг. только из трех северных районов (Верхоянского, Оймяконского и Среднеколымского) планировалось мобилизовать, ни много ни мало, 600 человек. Если же говорить только об Оймяконе, на сегодняшний день установлены имена 120 человек.

 

А по данным от 1 мая 1945 г., на стройучастках трассы всего работало 1009 человек. Кроме того, в этом документе указывалось, что необходимо дополнительно набрать 1250 трудармейцев, в том числе для Киренска — 250, Якутска — 150, Танюрера — 350, Усть-Юдомы — 150, Аяна — 300 и 50 человек для стройучастка в бухте Лаврентия. 

 

 

Данный пост является своего рода предысторией будущего поста о торжественных мероприятиях, которые прошли на днях в селе Томтор Оймяконского района в честь этой юбилейной даты.

 

Автор благодарит главного исследователя истории трассы АЛСИБ, Почетного гражданина РС (Я), кандидата исторических наук  Ивана Ефимовича Негенбля за ценные советы при подготовке поста, а также своих земляков-краеведов за помощь при сборе материалов.

 

P.S. С недавних пор завел себе профиль с Instagram, так что заходите в гости  @spiridon_sleptsov

 

 

Избранное
  • 24 ноября 2017 г., 02:59
    Kosulin   Пожаловаться

    Хороший пост, очень понравился. Примечательно, что в статье увидел фотографию одного из любимых мною православных авторов митрополита Вениамина (Федченкова), чьи "Архиерейские записки" и "Заметки о Божьих людях" перечитывал не раз.

  • 24 ноября 2017 г., 03:02
    ХимХим   Пожаловаться

    Спасибо за псто.

    Кстате, в сокращенном виде вроде по TV Звезда что-то подобное запускали.

    Там конечно не про Оймякон было в таких подробностях, но всеже.

    Что я вынес для себя следующее - вот как тогда за полгода иле за сколько аэропорты построили, так они в общем и целом так и есть теперь и эксплуатируются...., ну за искл Якутска

    Уж 72 года прошло с окончания войны, а взлетно-посадочные полосы в улусах даже скальником не отдренажили, а сверху могли мы песка из Лены после дноуглубительных работ навозить и трамбануть, а потом ПАГи уложить, и не  вязли бы шасси самолетиефф в глине после дождей...

  • 24 ноября 2017 г., 10:43
    Trimid2   Пожаловаться

    Можно я опубликую статью на сайте yakutia24. Планируем открывать историческую рубрику. Гиперссылку и авторство укажу, само собой.

  • 24 ноября 2017 г., 12:56
    Прогресс1   Пожаловаться

    читаю и слезы наворачиваются(( Прости Господи, когда  я сидя у себя в теплой уютной квартире жалуюсь на жизнь! Сколько мук прошли эти бедные люди от голода, холода и жестокого обращения к себе

  • 24 ноября 2017 г., 14:18
    Вас1902   Пожаловаться

    Такие статьи нужны! Люди должны знать свою историю! Молодежь историю плохо знает, ликбез про нашу республику просто необходим! 

  • 24 ноября 2017 г., 14:35
    TAS   Пожаловаться

    Отличная статья, познавательно.

  • 24 ноября 2017 г., 14:35
    dasha677000   Пожаловаться

    Молодец Спиридон! Все дышит большой любовью к Родине. Пиши еще.

  • 24 ноября 2017 г., 14:39
    todgo   Пожаловаться

    Отличный пост, но вы не поверите это здание аэропорта до сих пор стоит

  • 24 ноября 2017 г., 14:42
    YNCH   Пожаловаться

    Спасибо!

  • 24 ноября 2017 г., 14:46
    oda2015   Пожаловаться

    Хорошая статья. Друг с Оймякона. Проезжая с Нерюнгри на Якутск в начале 90-х часто видел слева от дороги  у Хайысардаха домик 2- квартирный деревянный. думал зачем этот домик в тайге? А потом на какой-то иностранный летной карте увидел метку Хайысардах и понял, что это был . наверное, приводной маяк для летчиков. Еще помню, в 72 -74 за Булгуняхтатом в лесу на дороге на Аартык валялась зеленая нержавеющее металлическое полотно. Потом стал увлекаться авиацией и понял, что это было часть крыла самолета. Но простит меня судьба, из-за малолетства не стал разбираться. Может что-то было связанное с перегоном самолетом на фронт? Как оно оказалось там?

  • 24 ноября 2017 г., 15:08
    grex-87   Пожаловаться

    Отличная статья

  • 24 ноября 2017 г., 16:08
    saygon08   Пожаловаться

    спасибо! в далеком детстве бывал в селе Томторе, в 70-е года аэропорт функционировал, самолеты летали еженедельно до Якутска, про АЛЬСИБ слышал, читал, а вот о другой стороны строительства аэродрома узнал от Вашей статьи. еще раз спасибо!

  • 24 ноября 2017 г., 16:47
    Erop_28   Пожаловаться

    Отлично! Очень многое узнал. Жаль, что мы "похерили" все, что было нажито непосильным трудом наших предков. 

  • 24 ноября 2017 г., 17:03
    Фантазер   Пожаловаться

    Прочитал на одном дыхании, спасибо, Спиридон!

  • 24 ноября 2017 г., 17:24
    567   Пожаловаться

    Через какие аэропорты проходила перегонка

  • 24 ноября 2017 г., 17:36
    oda2015   Пожаловаться

    Чульман тоже их этого ряда. 

  • 24 ноября 2017 г., 17:43
    567   Пожаловаться

    Гдето есть наверное четкие данные сколько перелетело самолетов и какая часть из них через якутия. Конечно обеспечение дозаправки самолетов на территории якутии было сложно . Но с другой стороны есть в деревенских музеях американские мешки из под муки ботинки. С самолетов сбрасывали над деревнями

  • 24 ноября 2017 г., 22:09
    Skyscraper   Пожаловаться

    Узнать бы, как проходила американская часть перегона. Интересно люди там в каких условиях работали и жили, а то у нас все на костях....

  • В Верхоянье в верховьях речки Барайа в конце 1980-х годов наши геологи с ГФЭ-6 ПГО Якутскгеология находили обломки одноместного самолета американского производства \отдельные части обшивки самолета с надписями на английском языке, патроны от пулемета/.

  • 25 ноября 2017 г., 09:43
    ykob57   Пожаловаться

    "Нередко забивали до смерти. Трупы сжигали, либо закапывали прямо на трассе, " страшные времена .. !

  • 25 ноября 2017 г., 11:03
    Nfybz   Пожаловаться

    Через каждые 2-3 км по трассе есть братские могилы со столбами с номерами. Когда гулаг закрыли тщательно уничтожали лагеря. Да только в кустах были куски колючей проволоки. Сама не раз ранила ноги бесшабашной девчонкой.

  • 26 ноября 2017 г., 15:11
    Strogaya   Пожаловаться

    Очень интересный и познавательный пост. Вы действительно работали не один день над этим материалом. Еще хотелось бы знать, что нибудь такое про вашу родину.

  • 27 ноября 2017 г., 10:05
    Cabi   Пожаловаться

    Сколько работы проделано. В Вас есть большой потенциал.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации