community-header

Это Мома, детка х 3 ! (часть 3: горная)
sagiNF 7 мая 2018 г., 03:06 в Путешествия по Якутии 2955

Горная часть с Соболооха до Тебюлэха протяженностью около 130 км с полной выкладкой (или «все свое ношу с собой») - самая сложная и тяжелая для всей команды...

С Соболооха местные подбросили нас до Индигирки, затем на моторках доехали до местности Тыаллаах, откуда и начался пеший поход длиною в 9 дней.

В Тыаллаах встретили сенокосчиков, которые угостили нас чаем, расспрашивали и удивлялись, что за кайф ходить с тяжеленными рюкзаками по местам, где даже местные не ходят!

С Тыаллаах нас немного сопроводил Виктор, показав дорогу, хотя на самом деле никаких дорог там нет:)

В первый день прошли совсем немного, к рюкзаку весом 20 кг нужно привыкнуть! Нескончаемые алыы, болота, ноги утопают в мокром мху, бесконечные переходы рек и поиски брода, каменистые ущелья, гнус, попадающий в рот и нос – хорошо, что погода была ясной и не выпал снег.​

Наше любимое алыы...

В горной части мы перешли на облегченное питание: быстрорастворимые каши, супы, пюре и сухари, никаких консервов (благо стали выпускать тушенку в мягкой упаковке). Катастрофически не хватало сахара и сладкого. Сгущенка и джемы улетучивались на глазах!

Про гнус: его мноооого! Но вырабатывается иммунитет и привыкаешь что ли. Я, например, всегда ношу шляпу с сеткой, но кто-то не может ее носить, дышать трудно. С сеткой (паранжой, как называла ее одна московская туристка) связано много приколов, чаще всего забываешься и начинаешь кушать или пить через нее:)))

Посмотрев после похода фото, решили с девочками больше не фотаться в сетках (лицо черное:))) Гульчатай, открой личико!

Шли несколько дней вдоль речки Тихон, переходя ее вброд. Вода холоднющая, но чистая, вкусная! Течение сносит, сбивая с ног.

К вечеру разбивали лагерь и первым делом сушились, чтобы на следующий день надеть сухие сапоги и носки...и к вечеру опять промокнуть:))) Промокали в любом случае: если не от залившейся воды при переходах вброд, то от образующегося конденсата в сапогах-болотниках.

На 3-ий день встретили местного оленевода Спиридона, который в одиночку на двух лошадях добирался к стаду по пути нашего следования. Спира любезно вызвался помочь нам и взял часть груза, который оставил в условленном месте, до которого мы дошли лишь на следующий день. Вообще в Моме такие душевные люди!

Местами попадались красные ковры.

Местами - вот такие следы! Бррр! Слава богу, в этот раз не повстречали.

Один раз на пути увидели лабаз - навес на деревянных сваях для хранения припасов и сохранения от хищных зверей. Конечно, захотелось посмотреть, что же там лежит?

Приставили бревно и меня, как самую легковесную, послали... залезть туда.

Лабаз был полон того, чего никак не ожидалось увидеть там - оленьих рогов! Под ними лежали несколько пачек макарон и коробков спичек... Все осталось лежать, как было.

Сейчас будет грибное отступление:))) Грибов в Моме - спотыкаешься! И все чистые, хорошенькие, прямо не оторваться!

Дружно собирали и так же дружно чистили...

Ммм, скорей бы лето!

Очень удобное приспособление - вилка или ложка на палке. Можно помешивать еду в котелке не обжигая рук.

На 6-ой день встали лагерем на месте стоянки оленеводов в местности Тумнар (в тот момент их там не было). Здесь у нас была дневка (день отдыха).

В Моме часто можно увидеть висящие на дереве черепа и кости. Издалека показалось, что это скелет гигантской рыбы!

Поднялись полюбоваться окрестностями на одну из вершин. С этой стороны видно откуда мы пришли, речка Тихон.

А с другой стороны - горы, горы, горы. Видите отчетливые тропинки чубуку?

Рекламная пауза :)

Спасибо турфирме "Нордстрим" за открытие родной Якутии! Ездим за границу, а нашу республику не знаем. Даже не представляю, что могла бы не увидеть всей этой красоты!

Сейчас маленький ликбез. Сама не различала, но в этом году наглядно увидела, как выглядит настоящая лечебная волчья трава. Справа - другая травка. Слева - волчья трава (Бэрэ ото) или щитовник пахучий: 1. Стебель не ровный голый, а слегка заросший. 2. Ближе к корню стебель влажный, немного смолистый. 3. Трава имеет характерный насыщенный запах.

На дневке есть время, чтобы даже в походных условиях приготовить что-нибудь необычное.

Придумалось новое блюдо: котлеты из овсянки (если в овсянку добавить немного сала и пакетик мясной «Горячей кружки», то получаются очень даже мясные котлетки).

Но самым необычным блюдом стали суши с овсянкой и салом. Нашелся соевый соус и даже икра в баночках.

Сейчас объясню про икру и суши... У туристов есть игра "Сюрприз": каждый берет с собой в дальний поход вкусняшку, которой нет в повседневном рационе: земляничное варенье, мед, компот, шоколад, маринованный имбирь и т.п. Даша взяла ингредиенты для суши, но поскольку мы всегда не вписывались в график, то дневок и времени готовить суши практически не было. А тут огурцы съедены, рыбы нет...Но есть смекалка! И совсем неожиданно Аня вытащила из рюкзака баночку икры, которую мы намазывали на суши. Такая вкуснятина!

Отдохнув день, мы двинулись дальше. Впереди сплошные горы, каньоны, камни...

Уснули 31 августа летом, а проснулись 1 сентября осенью. Реально! Всего за ночь наступила осень и природа нарядилась яркими красками, словно вышитый гобелен.

Шли по каньону, перешагивая с камня на камень. Впереди показалась гора-пирамида. Наш инструктор Вячеслав конечно знал куда идти, а я шла и гадала, куда мы повернем направо или налево?

Оказалось - напево:)))

Дошли до стоянки оленеводов, к которой шел Спиридон. В надежде увидеть его подождали, пообедав в домике, на внешней стене которого была растянута свежая шкура Тогочьеимянельзяназывать. Спиру не дождались, он ушел со стадом на свежие пастбища.

Оленеводы угостили нас Его мясом. Когда ешь мясо - нужно говорить "Хук!", как бы повторяя карканье вороны...

В домике над входом мы нашли следы пребывания нашего латвийского друга Саши. Познакомились в 2015 г. в Затерянном мире (мой пост так и называется "Затерянный мир", посмотрите, если интересно). В 2016 г. он вновь приехал в Якутию и уже в одиночку ходил по Моме.

Подойдя к перевалу, за которым начинался спуск к Тебюлэху (или на карте Чумпу Кытыл), увидели вот такой рогатый знак.

Тут нашему взору представилась невообразимая картина, поражающая сознание - дорога-серпантин, спускающаяся с гор к реке Индигирка. Высоко в горах, повторяя и огибая их контуры, в 50-60-ых гг. узники лагерей построили дорогу.

Она до сих пор в хорошем состоянии, но ею не пользуются по назначению (строили для вывоза добытого урана или золота), зато для местных жителей это зимник, дорога жизни.

Теперь представьте, что путь от Соболооха до Тебюлэха, который мы прошли за 9 дней, местные жители проходят за 2-3 дня. А еще в какой-то год школьники пешком ходили сдавать ЕГЭ с Тебюляха до Хонуу! Вот где надо снимать передачу "Дорога в школу"! (кто смотрит - тот поймет).

Дорога-серпантин вывела нас к речке Сиегэй (с якут. Сметанная), названной так за свою белоснежность. Слева - Тулайах хайа (Одинокая гора), напротив которой через Индигирку и расположился пос. Тебюлэх.

Внизу увидели небольшую наледь.

Все дни нам везло с погодой, дождей не было. И вот когда оставалось немного дойти до реки и переправиться, нам сверху был послан старожил Сэмэн, который быстро вывел нас к реке и помог с переправой. Как раз небо начало темнеть, предвещая грозу и дождь. Но мы успели!

Вид на Тебюлэх. Вдалеке видна конусообразная гора, которую местные называют Коламбия пикчерз.

В Тюбелэхе нам встретил зам. главы Петр Никифоров и жительницы села Марина Эверстова и Татьяна Ильинична. Голодные, после 9 дней в горах, мы с жадностью уплетали оладушки с вареньем и аппетитные пышки, мясной суп и нежное картофельное пюре с жареным хариусом. После ужина нас ждала баня – ни с чем несравнимое «чистое» удовольствие!

Около здания администрации.

Артур - сын Марины, фанат "Нордстрима", мечтающий стать инструктором-проводником. Встречает и провожает всех туристов!.

С Тебюлэха на моторках в Усть-Неру, оттуда на машине в Якутск.

Большой Момский переход, длившийся 36 дней, завершился!

Спасибо жителям Момского улуса, встретившимся на нашем пути, открытым, гостеприимным и человечным. Мома богата не только своей неповторимой природой, но и своими людьми.

Скоро лето, а значит новые походы! Присоединяйтесь! Походы у "Нордстрима" разные: и по сложности, и по количеству дней и по видам (пешие, водные, конно-пешие).

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети