home
user-header

                        
                        
10 лэнд-арт проектов Николая Полисского
16 августа 2018 г., 17:42 598

 

 

В рамках V Международной якутской биеннале современного искусства в Якутске появятся 7 паблик-арт объектов как якутских художников, так и приглашенных гостей. На данный момент ведутся работы над проектом «Священный табун мифических лошадей» Николая Полисского – художника, основавшего крупнейший фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Ядром его работ является идея взаимодействия народных ремесленных традиций и художественных практик современного искусства. В данном материале мы рассмотрим 10 проектов Николая Полисского сделанных в соавторстве с жителями деревень Калужской области.​


 

Предыстория:

 

В 1480 году Никола-Ленивец оказался в центре военных действий между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III. Великое стояние на реке Угре, по мнению большинства российских историков, положило конец монголо-татарскому игу. В честь победы была построена деревянная часовая, которую тремя веками позже заменил каменный храм. В 1802 году была построена церковь, притягивавшая людей – на картах той эпохи населенный пункт Никола-Ленивца обозначался символом от 2000 до 10000 жителей. После прихода советской власти служба в церкви была запрещена, центр общественной жизни был перемещен в деревню Звизжи. Во время Великой Отечественной войны было сожжено большинство жилых домов, к началу 90-х годов в Никола-Ленивце оставалось семь ветхих домов послевоенной постройки и три местных жителя.

 

С 1992 года это место является особо охраняемой природно-исторической территорией в составе Национального парка «Угра». Именно сюда с 90-ых годов начинают съезжаться архитекторы, дизайнеры и художники.

 

По инициативе Николая Полисского, сегодня Никола-Ленивец известен как арт-парк, где на обширной площади представлено искусство, вписанное в ландшафт. Примечательным является формирование «Никола-Ленивецких промыслов» – артели местных жителей, участвующих в художественных и архитектурных проектах. Обеспечивая жизнь населения местности при помощи искусства, на данный момент опыт Никола-Ленивца является наиболее интересным примером ревитализации деревни в пост-советском пространстве. С 2010-ых годов в Никола-Ленивце появляется сервисная инфраструктура – предпринимательские инициативы жителей близлежащих деревень, поддержанные проектами молодых архитекторов – хостелы, скейтпарк, экоферма, дома на колесах, летний лагерь и кемпинг. Ежегодно здесь проводятся крупнейшие фестивали, такие как «Архстояние» и «Ночь новых медиа». 16 августа стартует фестиваль «Signal», стремящийся объединить электронную музыку и архитектуру.

 

«Снеговики»

Первый лэнд-арт объект был создан Николаем Полисским в Никола-Ленивце в 2000 году благодаря стечению двух обстоятельств: содействию местных жителей и осознанию художником важности природного материала. Проект назывался «Снеговики» и являл собой армию из 220 снеговиков; он внес деревню на карту современного искусства. Сам Николай вспоминает: «Все как-то откликнулись, и я почувствовал эту народную энергию». Сотворчество стало связующим звеном всех последующих проектов художника, а просторные поля и природные ландшафты – пространством для экспозиции арт-объектов.

 

 

 

«Медиабашня»

В 2003 году рефлексируя о репрезентации исторических архитектурных форм, Николай Полисский решает сделать серию башен. Для 26-метровой работы «Медиабашня» был использован ивняк, из которого чаще всего плетут корзины. На самом верху башни установлен часто присутствующий элемент крестьянских домов – антенна из велосипедных обод.

 

 

 

«Маяк на Угре»

18-метровая конструкция с лестницей, ведущей на смотровую площадку, была построена в 2004 году. При создании объекта использовались стволы и ветки деревьев, поеденных жуком-короедом, поэтому при ближайшем рассмотрении углядывался тончайший орнамент.

 

 

 

«Гиперболоидная градирня»

Выполненный в 2009 году из восполняемого природного материала – мелкой лозы, данный лэнд-арт объект будто вырывается из техногенной среды. Проект строился три года и был уподоблен градирне ТЭЦ, в которой конденсируется влага и из которой выходит лишний пар. Рукотворный вулкан также можно трактовать как размышление «о грани между первозданностью природы и стремлении человека ее поработить».

 

 

 

«Большой адронный коллайдер»

В том же году Николай Полисский и творцы «Никола-Ленивецких промыслов» были приглашены в Люксембургский музей современного искусства MUDAM. В то время в разных медиа продолжительно шли дискуссии на тему коллайдеров, художники решили собрать деревянный коллайдер и повезти его на двух огромных фурах из Никола-Ленивца в Люксембург

 

 

 

«Вселенский разум»

Продолжая научную серию, в 2012 году Николай Полисский и «Никола-Ленивецкие Промыслы» решили пойти дальше и создать у себя в деревне собственный искусственный интеллект. В доминанте скульптуры – огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга. Сюда ведет двойная колоннада, ссылающаяся к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При рассмотрении формы каждой из колонн напоминают космическую ракету. Во «Вселенском разуме» не крутятся шестеренки и не бегают электроны, но, воздействуя лишь формой, по задумке он создает внутри человека новые смыслы.

 

 

 

«Бобур»

Бобур – название квартала в Париже, в котором расположился Национальный музей современного искусства, более известный как Центр Жоржа Помпиду. Данная работа, сделанная в 2013 году, отсылает к вентиляционным трубам Бобура, но при этом рождает новую форму. «Когда я приезжаю в Париж и вижу абсолютно инородное для этого города здание, у меня появляется ощущение того, что оно мне очень нравится. Эйфелева башня мне меньше нравится, чем Бобур – ради этого здания сломали часть города, разозлили кучу парижан, но при этом превратили злачное место бывшего рыбного рынка в место культуры».

 

 

 

«Чермянка»

Парк «Чермянка» расположен на месте впадения одноименной реки в Яузу. Не использующееся пространство входило в часть охраняемого природного комплекса Москвы, но было заброшено. В 2011 году появилась идея создать на месте заросших оврагов парк, в котором могли бы проводить время жители района Отрадное. Тремя годами позже, в  2014 году, Николай Полисский возводит здесь скульптуру, напоминающую верши – рыболовные снасти из ивовых прутьев на каркасе, которыми пользовались на Руси. Она растягивается вдоль всего парка, то появляясь, то исчезая.

 

 

 

«Сельпо»

С уходом советской власти множество зданий оказались в запустении – та же участь настигла магазин в деревне Звизжи, который просуществовал до середины 90-х годов. Для проекта «Сельпо», сделанного в 2015 году, Николай Полисский снова работал с местными жителями, они превратили заброшенную коробку в центре деревни в тотальную скульптуру, покрытую сложной фактурой из деревянных блоков.

 

 

 

«Политехнические ворота»

Двенадцатиметровая инсталляция была вдохновлена научной деятельностью человека и напоминает спираль ДНК. Сотворенная из дерева и металла конструкция в виде буквы «П» на площади Промышленности в Москве стала одной из главных точек притяжения фестиваля «Политех», проходившего в мае 2015 года.

 

 

 

До сентября каждый желающий может присоединиться к работе над новым лэнд-арт объектом Николая Полисского. Подробности по телефону: 8(4112) 32-52-79, 8(924)769-96-80

 

 

 

Сайт Николая Полисского: http://polissky.ru
Фотографический материал взят из архива художника

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации