home
user-header

                        
                        
Основные тезисы прошедшей встречи с Терезой Латушевска-Сирда
16 октября 2018 г., 12:19 417

 

 

 

3 октября 2018 г. в Национальном художественном музее РС (Я) прошла творческая встреча с Терезой Латушевска-Сирда в рамках образовательной программы V Международной якутской биеннале современного искусства BY-18, проводимой при поддержке Фонда Президентских Грантов РФ 2018 г.


 

 

 

Тереза Латушевска-Сирда (г. Лодзь, Польша) – вице-президент фонда UrbanForms, внедряющего новый подход к развитию территорий посредством художественных практик и современного искусства. На встрече Тереза Латушевска-Сирда рассказала об опыте Лодзи в ревитализации городского пространства, организации проектов монументальной настенной живописи и их влиянии на внешний облик города.

 

В данном материале мы собрали основные тезисы прошедшей встречи, а также некоторые мысли польского эксперта по поводу якутских муралов. Помеченный курсивом текст - речь Терезы Латушевска-Сирда. 

 

 

 

 

Сити-арт – один из видов творческой деятельности, который затрагивает городское пространство. Сам термин «сити-арт» («городское искусство») шире, чем такие понятия, как уличное искусство или граффити. Он охватывает все формы визуальных искусств, созданных в общественных местах и воодушевленных самим городом – его историей, культурой и архитектурой.


Город – это контекст. В начале нашей работы контекст Лодзи был таков: 1. Город начал угасать после закрытия текстильной индустрии, которая раньше была важнейшим экономическим фактором. 2. Плачевное состояние городской инфраструктуры. 3. Серые стены, которые также называют слепыми стенами, окружают центральные улицы. 4. Очень низкий социальный капитал, люди чувствуют себя потерянно и дезинтегрированно. 

 

 

 

 

 

10 лет назад нам сказали, что ничего не может быть сделано, чтобы исправить ситуацию. Но в то же время, мы видели, что Лодзь, несмотря на видную заброшенность, был еще жив. И мы открыли галерею крупномасштабных муралов «Urban Forms Gallery». 

 

Для имплементации искусства в публичное пространство, мы придерживались нескольких простых правил: 

• Сити-арт должен быть доступен / близок друг к другу / в центре города.

• Его создают известные художники и талантливые дебютанты. 

• Никаких лимитов для работы художника, никакой рекламы и лого на муралах.

 

На данный момент в Лодзи можно увидеть 80 муралов, их география вышла за пределы центра и новые муралы находятся также в на периферии, в отдаленных спальных районах. Теперь о нашем городе знают во всем мире, инициативу поддерживают как горожане, так и администрация города.

 

Результаты работы Фонда и Галереи «Urban Forms» поспособствовали внедрению цветов в серость городских построений. Изменился внешний облик Лодзи. Искусство стало доступным всем – люди живут в этой галерее сити-арта, что помогает им интегрироваться с городом и идентифицировать многие пространства в нем.

 

 

 

 

 

 

 

Опыт Лодзи позволяет говорить о важности диалога о сити-арте и муралах. На стадии планирования муралов мы организовываем консультационные площадки рядом со зданиями.  На этих площадках художники ознакамливают жителей со своим проектом. Такая практика позволяет горожанам быть осведомленными об инициативе художника, у них также есть возможность высказать свои точки зрения. Еще мы используем партисипаторный подход – проводим воркшопы, которые позволяют резидентам города понять идею художника. В нашей практике, после проведения подобных воркшопов, горожане предстают вовлеченными в процесс и начинают поддерживать художника.  

 

Не так давно я размышляла: «Сколько еще можно делать муралы? Когда должна быть точка завершения?», на что мой друг ответил: «Дело в том, что муралы – это, прежде всего, искусство контекста. Основные факторы, влияющие и создающие его: история места, архитектура, городская инфраструктура, настоящие и будущие инвестиции, эстетические недостатки цвета, пространства и разнообразия, чувство принадлежности к месту, общие ценности. Муралы должны создаваться в местах, где все эти факторы верны, где люди и места нуждаются в таких монументальных настенных работах художников и эффектах подобных взаимодействий».

 

 

  

Мурал Андрея Адно 

 

Интересная работа. Мне нравится абстрактное искусство, но важно понимать, что оно не всем близко. Люди больше любят то, что они знают: фигуративную живопись и пейзажи. Ты ведь слушаешь музыку и смотришь фильмы, которые тебе нравятся – это важно на психологическом уровне, человеку свойственно окружать себя понятными ему идеями. Очень сложно сделать так, чтобы у людей появилось дружественное отношение к абстракциям. Это бывшее здание церкви, преобразованное в креативный кластер? Кажется, открывать кластеры – очень популярная в России практика в настоящий момент. До приезда в Якутск, я была в Москве и в Туле, кластеры там на каждом шагу. Мне кажется это сайт-специфичный проект, видно что художник много думал и исследовал место. Но так делают не все – некоторые художники делают всегда одно и то же, несмотря на место, страну. Это необязательно негативная тенденция, у людей есть та же работа, что в Лондоне или другом мегаполисе, они говорят: «Почти такой же мурал есть в Нью-Йорке». Это дуалистичная ситуация, нельзя сказать, что такие подходы негативны или позитивны, они просто есть. 

 

 

 

Северянка – Андрей Жевлаков

 

Кажется, в этом мурале есть референции к культуре и выполнено все в очень приятной манере. Это фигуративная настенная живопись, обращающаяся к образу человека и животных. Людям это близко и понятно, намного ближе чем абстрактная живопись. 

 

 

 

Богиня Айыыhыт – Лена Гоголева

 

Очень декоративная работа, в этом мурале скрыто, кажется, много знаков. Если люди останавливаются здесь прочитать все эти символы, изображенные на мурале – это прекрасно. Надеюсь люди не принимаются сравнивать эти два сити-арт объекта. Я думаю, неуместно сравнивать муралы, даже те, которые стоят совсем рядом. Должна ли быть связь между двумя муралами? Нет. Это идея и концепт художника – она решила обратиться к образу женщины и нужно это принимать. Хотелось бы, чтобы люди доверяли художнику, ведь часто он видит больше, чем мы. 

 

 

 

Чорон – Агустино Якурчи

 

Здорово увидеть здесь работу Агустино Якурчи – он очень известный творец сити-арта. Видно, что у художника глубокий интерес к этому месту, что он изучал культуру народа Саха и общался с людьми. Вместе с тем чувствуется творческий почерк художника. Коллеги мне рассказывали, что данный мурал вызвал негодование у горожан тем, что оно напоминает больше египетскую вазу, а не традиционный национальный сосуд. Конечно, все мы видим и воспринимаем по разному, такая реакция – это нормальное явление. Уверена, что многим горожанам этот мурал очень близок.  

 

 

 

 

Польские города очень серые, как долго мы можем делать такие  интервенции? До тех пор, пока есть контекст – социальный, культурный, исторический, целые слои контекстов. Если смотреть на внешний облик пространства здесь – согласитесь, он серый и безликий. А ведь город – это изменяющийся живой организм. И здорово, что здесь появляются муралы. Благодаря появлению таких художественных интервенций, город развивается. Продолжайте делать сити-арт, я думаю, что Якутск движется в правильном направлении. 

 

 

 

 

О проектах, реализованных фондом Urban Forms, читайте в нашем материале: sakhamuseum.ru/news/urban-forms-opyt-pol-skogo-goroda-lodz

Книга об опыте города Лодзь во внедрении сити-арта доступна в библиотеке НХМ РС (Я) по адресу: Кирова, 9, 3 этаж. Время работы: 10:00-18:00. 

 

 

 

 

 

Избранное
  • 16 октября 2018 г., 14:38
    Мария Мищенко   Пожаловаться

    Красота!)))

  • 16 октября 2018 г., 15:16
    Fotij   Пожаловаться

    думал, что за течение такое этот "мурал", потом понял....когда трущобы внутри, нельзя снести и построить сад, оберни её в красочный фантик-иллюзию снаружи...дёшево и сердито...) 

     

    p.s. иллюзию красивой жизни легче нарисовать дешёвыми красками, чем вырастить и построить город-сад, живя в котором каждый был бы счастлив, и о  котором многие горожане даже представления не имеют...

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации