home
user-header

                        
                        
8 ноября 2018 года Национальному художественному музею РС (Я) исполнилось 90 лет
8 ноября 2018 г., 19:18 738

 

Фотографии взяты из архива НХМ РС(Я)

 


 

Заметную роль в современном культурном пространстве республики занимает Национальный художественный музей – посредник между обществом и его культурой, между культурой прошлого и настоящего. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) представляет собой крупнейшее художественное собрание на северо-востоке Сибири, в котором кристаллизируется общественный опыт многих поколений якутян. 

 

 

П.А. Ойунский и А.И. Софронов

 

 

История музея восходит к далеким 1920-м годам и связана с научно-исследовательским обществом «Саха кэскилэ» («Будущее якутов»), в котором секцию искусства с самого начала возглавляли выдающиеся деятели национальной культуры, литературы и искусства: П. А. Ойунский и А.И. Софронов. Творческая деятельность общества была чрезвычайно активной: в 1925 году был предложен проект открытия Картинной галереи, в 1926 – организована выставка изобразительного искусства, в 1927 - вопрос о галерее был рассмотрен правительством Якутской АССР.

 

 

Левитан И.И. Поздняя осень

 

Поленов В.Д. Гора Фавор. 1882

 

Коровин К.А. Букет. 1908

 

 

Музей был основан 8 ноября 1928, когда состоялось открытие картинного зала при Областном краеведческом музее: основой собрания стали 27 живописных произведений из фондов Государственной Третьяковской галереи, переданных в дар республике. Эта небольшая коллекция представляла подбор характерных образцов русской живописи второй половины XIX – начала XX века. Среди картин была «Поздняя осень» И.И. Левитана; этюды В.Д. Поленова из палестинской серии; широко и свободно написанный натюрморт «Букет» К.А. Коровина, в котором нашли отражение характерные черты «русского импрессионизма». Также были два портрета с женскими образами – «Дама в черном» (1864) К.Е. Маковского и «Портрет Елены (?) Снегиревой» (1897) В.Е. Маковского. Эти произведения по своим живописным достоинствам и по значению представленных имен изначально задали качественный уровень, во многом определивший пути дальнейшего формирования коллекции.

 

 

В.А. Кандинский

 

 

В 1946 году приказом Управления по делам искусств и при деятельном участии ученого-этнографа С.И. Боло, художника М.М. Носова и председателя якутского Союза художников, народного художника Якутии П. П. Романова, картинный зал был преобразован в Якутский музей изобразительных искусств. Первым директором являлся народный художник Якутии В.А. Кандинский. 

 

 

В становлении музея большое значение сыграла деятельность Л.М. Габышева – художника, ставшего его директором с 1952-ого по 1975-ый годы. Он был знаком с якутскими деятелями искусства, с коллекционерами Москвы и проявил подлинный энтузиазм в деле развития якутского музея, придании ему  ментального облика национальной сокровищницы. Отобранные им произведения в различных запасниках страны, мастерских ведущих художников и частных коллекциях, обширная переписка со специалистами крупных российских музеев способствовали системным поступлениям в фонды качественных произведений старого и современного искусства.

 

 

М.Ф. Габышев

 

 

 Никколо Реньери. Святая Цецилия (1650-1660)

 

 

Фредерик де Мушерон. Пейзаж с речкой. XVII в 

 

Фламандский мастер первой четверти XVII в. Портрет

 

 

Яркой страницей в истории музейного дела в республике стала безвозмездная передача в 1962 году более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков из семейного собрания известного якутского ученого, доктора экономических наук, профессора М. Ф. Габышева. В составе дара можно отметить итальянских мастеров - Никколо Реньери, Джованни Баттиста Питтони, голландских художников - Александра Адриансена, Фредерико де Мушерона, превосходные портреты неизвестного фламандского мастера первой четверти ХVII века. На основе картин из коллекции М.Ф.Габышева в 1970 году, в бывшем здании Якутского уездного казначейства, построенного в 1909 году, был открыт филиал – «Музей западноевропейского искусства», преобразованный в 1995 году в «Галерею зарубежного искусства имени профессора М.Ф.Габышева».

 

 

Ф.Е. Вишневский

 

 

Куинджи А.И. Лунная ночь

 

Шишкин И.И. Сумерки 1883

 

Айвазовский И.К. Героиня Боболина с охотниками прорывается на катере сквозь

турецкий флот блокировавший Навили в 1827 г. 1880

 

 

Большую помощь музею в формировании собрания старого искусства оказал московский коллекционер Ф.Е. Вишневский, даривший на протяжении многих лет произведения русской и западноевропейской живописи. Среди них портрет  «Мальчик с погремушкой» неизвестного русского мастера второй половины ХVIII века, парадный «Портрет генерала М.Н.Муравьева», написанный около 1864 г. кистью Н.Г. Шильдера. Следует также отметить работы, позднее поступившие в отдел русского искусства, среди них пейзажи «Сумерки» И.И. Шишкина, «Лунная ночь» А.И. Куинджи, полотно И.К. Айвазовского «Героиня Боболина...».

 

 

 

Носов М.М. Вещи фронту. 1942

 

Романов П.П, Витязь с невестой.1938

 

Попов И.В. Якутск конца XVII столетия

 

 

Важнейшая часть музейного собрания - искусство Якутии, коллекция которого отличается полнотой и хронологической стройностью. Среди зачинателей якутского изобразительного искусства - народные художники Якутии: И.В.Попов (1874-1945), чье творчество явилось первым опытом изобразительной культуры и освоения традиций русского искусства на якутской земле; М.М. Носов (1887-1960), произведения которого отличает интерес к фольклорным сюжетам и материальной культуре народа саха; П.П. Романов (1902-1952), с именем которого связано профессиональное развитие Союза художников Якутии и становление самого музея.


Якутский отдел в музейном собрании определился в основных своих чертах в середине 1960-х годов, что было обусловлено успешным развитием профессионального изобразительного искусства республики. Огромное значение для его формирования имели крупные художественные выставки конца 1950-1980-х годов, проходившие в Якутии и России, создание зональных коллективов и ряд других факторов, стимулировавших творческий рост художников. 

 

 

  

Васильев В.Р. Счастье. 1969

 

Осипов А.Н. Осенние туманы. 2002

 

Собакин А.П. Танец стерхов. 1966

 

Мунхалов А.П. Пробуждение 1969

 

 

В 1970-е годы состав коллекции обогатился произведениями, отразившими самобытное, по-своему уникальное явление, как «якутская графика», характеризующаяся яркой национальной принадлежностью, своим кругом тем, образной структурой, а также применением самых различных техник: рисунка, офорта, линогравюры, литографии, ксилографии, монотипии и т.д.


Музей обладает большим количеством произведений, которые можно рассматривать как программные для творческого наследия многих якутских художников: живописцев А.Н. Осипова, В.Г. Петрова, А.П. Собакина, Э.И. Васильева, И.Е. Капитонова, Т.А. Степанова; графиков Э.С.Сивцева, А.П. Мунхалова, В.Р. Васильева, В.С. Карамзина, М.А. Рахлеевой; скульпторов К.Н. Пшенникова, С.А. Егорова, П.А. Захарова, Р.Н. Бурцевой; мастеров декоративно-прикладного искусства Т.В. Аммосова, С.Н. Пестерева, С.Н. Петрова, Е.Е. Аммосовой и многих других, представляющих тематические, образные, стилевые и традиционные особенности изобразительного искусства Якутии.

 

 

Старостин М.Г. Дорога домой. 1997

 

Лукина М.М. Якутский натюрморт с весами. 1997

 

 

Современный художественный процесс отражен в произведениях, отмеченных поисками декоративных пластических приемов, многозначностью смысла изображенного. Изменившийся взгляд на мир обусловил более широкое обращение художников к опыту мирового искусства, вызвал неоднозначное переосмысление реалий действительности, острую национальную окрашенность. Молодые художники, наряду с трактовкой актуальных общечеловеческих проблем, по-новому осмысляют тему взаимоотношения человека и общества, человека и среды. В связи с этим можно назвать имена А.Д. Васильева, М.Г. Старостина, М.М. Лукиной, Ю.В. Спиридонова, А. Чикачева, Т.Е. Шапошниковой, Э.И. Пахомова, С.К. Прокопьева.

 

 

Аммосов Т.В. Шахматы Олонхо. 1987

 

Амыдаев Н.Д Композиция Праздник лета. Ысыах. 1985

 

 

Особой гордостью музея является коллекция резной кости ХIХ-ХХ веков. Она представляет уникальное по своей художественной значимости культурное явление, свидетельствующее об оригинальности этнического мышления. По составу коллекции можно проследить эволюцию этого художественного промысла, известного с XVIII века, его характерные особенности - пластичность, выразительность, лаконизм в отборе изобразительных средств. Предметное и жанровое разнообразие велико – от традиционных шкатулок, декоративных кубков, пластин, шахмат, до многофигурных композиций с фольклорными мотивами, фигурок животных, сценок из сельской жизни, ножей, трубок и письменных приборов, выполненных из ископаемого бивня мамонта.

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации