community-header

Таджикистан - В краю ирбиса и аргали/W krainie irbisa i argali - путешествие студентов по Средней Азии.
sviv 6 ноября 2018 г., 00:27 в Дикари 1222

Осенью 2018 года студенты Института естественных наук СВФУ и Сельскохозяйственного университета в Кракове посетили Среднюю Азию и Казахстан.

Это наше 4 совместная поездка. Студенты проводят научные исследования, итоги которых затем представляют на конференциях и в научных статьях.

В этом году у нас был такой маршрут: Москва - Душанбе-Гармчашма-Хорог-Аличур-Мургаб-Ош-Каракол-Алматы-Аральск-Астана. Группа была компактная - всего 9 человек. 6 человек из Польши и нас 3 чел.

Встреча группы назначена в аэропорту Внуково, куда польская часть группы прилетела из Вены. Я приехала в аэропорт заранее, решила быстрее сдать багаж. Нашла стойки Utair и заняла очередь. Подошла к стойке и девушка сообщила, что на Душанбе регистрация отдельно. Жду. Постепенно подтягиваются попутчики. Наконец, началась регистрация. Работники впускают к стойкам строго по одному, заставляют распаковывать багаж (упаковка стоит 800 руб.), оплачивать второе место багажа. Отношение к пассажирам совершенно скотское, хамское. Давно я с таким не сталкивалась. Вообще, эта авиакомпания не очень. За выбор места в самолете нужно платить, питание тоже (несчастный бутерброд стоит 350 руб.). Да и Внуково на мой взгляд наихудший из московских аэропортов. Но выбора не было, пришлось лететь этим рейсом. Паспортный контроль прошла быстро. Вскоре прилетел самолет из Вены и наша группа объединилась! Все в волнении перед предстоящей поездкой.

Объявили посадку. И опять покрикивания, какие-то высокомерные замечания пассажирам нашего несчастного душанбинского рейса. Все-же без проблем сели в самолет. Летим. Внизу огоньки бесчисленных деревень и городов. Получила свой бутерброд с курицей. Довольно вкусно. Стюардессы приветливые, сгладили неприятные впечатления от внуковских работников. Точно по расписанию самолет совершил посадку в аэропорту Душанбе. Мы в Таджикистане! Первым делом - паспортный контроль. Очередь небольшая, иностранцев в самолете немного. Но работник развернул меня обратно - надо заполнить миграционную карту. Вся очередь после меня тоже развернулась, все начали заполнять документы. Сам контроль прошел быстро, и я услышала наконец: "Добро пожаловать в Таджикистан!". Мне позвонил наш водитель Хамза и сообщил, что ждет нас в аэропорту. Вообще Хамза оказался очень ответственным, иногда даже чересчур опекал нас и волновался за нашу сохранность. Получив багаж, вышли из аэропорта в сопровождении Хамзы. Первое впечатление от Душанбе - теплоооо. Ночь темная и очень теплая. Я сообщила Хамзе название нашего хостела - Йети. Хамза не в курсе, где он находится. 2GIS у него отсутствует, а у меня нет интернета. Кружим по ночному Душанбе. Он весь залит разноцветными огнями. Улицы пустынны. Еле-еле нашли хостел. Внутри еще один сюрприз. Дежурный администратор куда-то пропал. Битый час постояльцы хостела громко звали и искали его, разбудив всех гостей. Появился и сообщил, что ничего о нашей группе не знает. Показала ему листок с бронью. Он поворчал немного и расселил нас по разным комнатам. Хостел располагается в частном двухэтажном доме. В комнате по 6-8 чел, кухня внизу. Завтрак входит в стоимость.

Утром долго не спали - нам троим россиянам нужно получить пропуск в Горный Бадахшан, без него на Памир не пускают. Это приграничная территория. Поляки получили пропуск вместе с визой. Выдают пропуск в ОВИРе на ул. Турсунзаде. На первом этаже ОВИРа много окошек, но нам нужно зайти в дверь справа и подойти к дальнему окошку. Там нам дали инструкции, что надо заполнить и сдать. Первым делом - госпошлина в 20 сомони (примерно 140 рублей). Оплатили в банке, там же поменяли доллары и евро на сомони. Принимают рубли. Вернулись в ОВИР и сдали документы в окошко около входной двери. Работник сообщил, что в 16.00 пропуск будет готов. Все оказалось просто и быстро.

Около здания ОВИРа мы увидели большую группу женщин в оранжевых жилетах, они убирают улицы. Хамза сказал, что для мужчины быть дворником позорно.

До 16.00 есть время и мы поехали в центр города. Главный памятник Душанбе - Исмоил Сомони, основатель первого таджикского государства. Жил он больше 1000 лет назад. Памятник большой

На площади много фонтанов

Цветут розы

Вокруг гуляют нарядные люди: через два дня праздник "День независимости". Мы встретили учителей одной из школ, в честь праздника в национальной одежде

Солнце поднимается выше, стало жарко. Захотелось мороженого

Заглянули в книжный магазин, купили карты Таджикистана. Жаль, но в этом магазине не оказалось атласов страны. Зато много атласов России. Учатся дети по российским учебникам.

Купили сувениры. Самые недорогие и легкие - мелкие аммониты и бирюза. Таджикские самоцветы и аммониты - бренд страны. Кроме бирюзы это лазурит, розовый кварц, аметист, оникс.В магазине как в музее, есть огромные аммониты, национальная одежда, украшения.

В центре много студентов. Все в костюмах и белых рубашках

Детский садик

Далее мы пошли на рынок Мехргон. Он совсем новый.

На улице продают дыни, арбузы, яблоки, мед. Чего только нет. Есть огромный чайный зал. Чаи десятков сортов продают на развес. Я купила молочный улун. До сих пор жалею, что не купила другие сорта. В Таджикистане чай очень вкусный. В любом кафе, ресторане подают только заварной чай. Никаких пакетиков. Настоящий чайный рай.

В другом зале - мед, фрукты

К рынку приехал наш Хамза. Мы купили чай, дыни и арбузы. Начитавшись о том, что на востоке все торгуются, сделала попытку поторговаться. Ничего не получилось. Продавец стоял на своем и цену не снижал. Все равно купили, так как дешево

Наши пропуска готовы. Все, теперь можно ехать, все  необходимые документы в комплекте

Хамза решил показать водопад около города. Тут тихо. Вечереет

Ужинали в самом центре в чайхане. Цены очень даже приятные, как и вся окружающая обстановка. Вечером прогулялись в парке. Вход платный

Здесь многолюдно

В центре парка

Поздно вечером поехали в хостел. По пути видели роскошную резиденцию президента Таджикистана Э. Рахмона. Это настоящий дворец султана на площади несколько гектар. А забор это просто произведение искусства.

А на следующий день началась поездка на Памир по маршруту Душанбе-Куляб-Гармчашма-Хорог-Аличур-Мургаб-граница Кыргызстана.

Выехали рано, так как путь неблизкий. Остановились около магазинчика купить продукты

По пути туннель

А это водохранилище Нурекской ГЭС

Это главная электростанция Таджикистана, она дает 75% всей электроэнергии страны. Таджикистан  экспортирует электроэнергию в Узбекистан, Кыргызстан и Афганистан.

Пообедали в чайхане

Там целый ряд продавцов. Еда готовится в котлах тут же.

Мимо проехала внушительная колонна военных. Оказалось, что президент Э. Рахмон День независимости проведет в г. Хорог, это на пути нашего маршрута. Хамза решил примоститься к военным, для пущей, так сказать безопасности.

Портреты президента везде. Президент в цветах, на ковре, с детьми, на лугу и т.д.

Проехали большой город Куляб

Кулябский базар

Коровы переходят дорогу

За Кулябом начинается Памир. Тут горы еще совсем низкие

На границе Горно-Бадахшанской автономной области - первый паспортный контроль. Хамза собирает паспорта, нужно вложить в них миграционные карты, разрешение на посещение ГБАО и визы. Наши данные переписывают в журнал и затем будут сверять по мере нашего продвижения с данными других точек контроля. Их будет так много, что я сбилась со счета

Яблоневый сад, за которым ухаживают военные

Горный Бадахшан- уникальный регион. В мире есть только два подобных места - Тибетское и Боливийское высокогорья. Здесь можно увидеть высокогорные пустыни, ледники, горы высотой выше 7000 м, Самая высокая точка Памира - гора Сомони, раньше называлась пик Коммунизма и являлась самой высокой вершиной СССР (7495 м).

Горы все выше

Впереди едет охрана президента. Хамза старается не отставать

Дорога идет вдоль реки Пяндж. На другом берегу-Афганистан.

Очередная остановка. Едем уже несколько часов и нужно подкрепиться в чайхане

Наша группа с Хамзой в чайхане

Принесли заказ. Вкууусно. И конечно, заварной чай!

Рядом с чайханой - родник

Очень красивые горы. Но Хамза не останавливается. Он говорит, что афганцы все от мала до велика вооружены автоматами и мало ли, вдруг начнут стрелять по нашему берегу. Мы сомневаемся, но с Хамзой не спорим. Так и проехали все красивые места

Солнце село, стало темно, а мы все едем-едем не спеша. Охрана президента доехала до его дачи (конечно, тоже шикарной), а мы едем дальше. Глубокой ночью приехали в Хорог. Хамза решил вздремнуть до рассвета.

Утром приехали в Гармчашму - здесь есть горячие целебные источники. Деревня расположена в стороне от границы и здесь безопасно. Устроились в этом доме

Хозяева - молодая семья с 4 очаровательными дочками. Самой старшей 9 лет, младшей несколько месяцев.

Женщины села расстилают на улице ковры и добросовестно трут-трут, стирают. И так каждый день.

Село вытянулось вдоль реки

Главная достопримечательность Гармчашмы - горячие источники. Вход платный. Есть бассейн под открытым небом и закрытые бассейны, отдельно для мужчин и женщин. Посещение открытого бассейна по часам, тоже отдельно для мужчин и женщин. Мужчинам отведено лучшее время - позднее утро, вечер. Женщинам достались раннее утро и день. Вот как-то несправедливо распределено. Днем и так жарко, да тут еще вода имеет температуру +40С. Поэтому открытый бассейн так остался для меня недосягаемым. Пришлось довольствоваться закрытым. Он заурядный

А это открытый (фотография не моя - отсюда). Разница очевидна

В селе много гостиниц

Речка Гармчашма. Деревьев в Горном Бадахшане мало, в основном, посаженные. Каждое дерево защищают и берегут

На источниках провели день и едем дальше в сторону Мургаба. Опять Пяндж. До Афганистана рукой подать. Время от времени на той стороне видны афганцы

Видна дорога на афганской стороне.

Приехали в Хорог. Это довольно большой город с населением почти 30 тыс. чел., центр Горно-Бадахшанской автономной области. Стоит город на берегу р. Пяндж, там, где впадает р. Гунт

Тут нам надо купить газовую плитку и продукты. Хорогский базар расположен в самом центре

Эта вывеска привлекает внимание всех

Пошли в магазин купить воду в 5-литровых бутылках. Так и не нашли, пришлось купить 1,5 л.

Дорога от Хорога поворачивает на восток. Нам туда

Дорога асфальтированная, на мой взгляд очень даже хорошая.

Но Хамза недоволен и критикует дорогу. Проезжаем многочисленные  деревни. Все заборы каменные, дома тоже: мало древесины

Эта дорога идет до Китая. Ощущается приближение великого соседа. Автомобили китайские, водители таджикские

Меню в чайхане на русском и китайском

Обстановка непритязательная

Чем дальше на восток, тем засушливее климат. Ландшафт изменился

А вот и скульптура аргали

И ирбис

Ближе к полуночи приехали на озеро Яшикуль. Кругом темно и дует сильный пронизывающий ветер. Температура опустилась ниже нуля - вода покрылась корочкой льда. Тут уже высоко и самочувствие не очень хорошее.

Заночевали в горном селе Аличур. В первом гостевом доме не было свободных мест. Мы постучались в дверь соседнего дома и договорились за небольшую плату провести ночь. Хозяева нам выделили две комнаты и натопили от души печку. Вообще, таких доброжелательных людей как в Таджикистане я больше нигде не встречала! И дети, и взрослые очень гостеприимные и приветливые. Можно быть уверенным, что в Таджикистане не останешься голодным и без крыши над головой.

Вот наш дом

Утром позавтракали

Аличурская милиция

Село становится популярным у туристов. Можно остановиться в гостиницах. Их тут несколько. В основном, как я поняла, их открывают местные киргизы

И еще один отель

Гостиницы, несмотря на скромный вид, благоустроенные.

В местной школе мы встретились с выпускниками и рассказали о наших университетах

Школьники в форме. Малыши очень смешные

Пока мы гуляли по селу, Камил, один из краковских студентов, делал измерения по своей научной теме. И стал свидетелем забоя скота. От неожиданности ему стало плохо. Я не видела этой картины, но моя студентка Вера сказала, что было страшно, так как несчастных животных не оглушают.

Аличур совершенно не похож ни на одну деревню, которую я когда-либо видела. Крыши домов плоские, сами дома из камней и глины. Это самое высокогорное село бывшего СССР - 4000 м. Так как дров нет топят кизяком.

Группа мужчин готовится к забою

Одного из этих бычков вскорости забили

Аличур затерялся среди гор вдали от населенных регионов. Жители жалуются, что нет нормального интернета, только мобильный, очень медленный.

А мы поехали дальше. Пейзаж вокруг все более становится инопланетным. Дорога убегает вдаль, прямая как стрела

Ни одного деревца. Влаги не хватает

Наш лагерь на берегу реки Гунт. Газовая горелка оказалась весьма кстати

Река Гунт небольшая. Вода прозрачная и чистая. По берегам растут колючие растения, босиком не походишь. Студенты занимались сбором научной информации, а я отдыхала. Не хватает кислорода, если идти быстро или в гору, то сердце бешенно начинает колотиться

Вечером ветер усилился и стало холодно

Утро было свежим и солнечным. Сегодня нужно доехать до села Мургаб. Это большое село, расположенное недалеко от границы с Китаем и Киргизией. Живет здесь 6,3 тыс. чел

Устроились в гостинице "Памир", но не в главном здании, а в юрте

В гостинице есть душ, WC (редкость для Памира). В гостинице много туристов, в основном иностранцы из Германии, Бельгии, Австралии. В Мургабе ждут президента Э. Рахмона, в его честь - очередной портрет

В чайхане попробовали мясо яка. Оно очень жирное, сытное, на любителя.

В честь приезда президента вдоль всей главной улицы Мургаба вытянулась длинная шеренга детей

Все приветствуют нас: "Hello!", некоторые спрашивают по английски как нас зовут и откуда мы.

Стояли дети часов 6, и это при том, что президент должен приехать лишь завтра

В Мургабе обменяли деньги в Амонат банке

Монумент в честь таджикско-киргизской дружбы. Только тут заметила, что на киргизском флаге изображена верхушка юрты, а герб Таджикистана советский

Вот верхушка юрты

Это туристский центр Мургаба

В Мургабе живут памирцы, таджики, киргизы, причем последних большинство.

Маленькая жительница Мургаба

На следующий день выехали из Мургаба ни свет, ни заря, так как в шесть утра дорогу на север должны были закрыть из-за приезда президента. Успели. Ночью на Памире выпал снег

Дорога идет вдоль границы с Киргизией. На границе длинный забор

Солнце поднимается выше и снег растаял. Здесь машины встречаются редко, особенно ранним утром

От окружающих видов захватывает дух. И можно прыгать от восторга

Вдали увидели озеро Каракуль - самое большое озеро Таджикистана. Его площадь 380 кв. км.

Около озера расположено одноименное село. Оно довольно большое - 3,5 тыс. чел. Здесь можно остановиться в нескольких гостевых домах, есть чайхана.

Все проголодались и с удовольствием съели яичницу, а чай хозяйка предоставила бесплатно

Затем пошли на озеро.

Купальный сезон тут совсем короткий - июль и половина августа. Озеро лежит высоко в горах, на высоте 3900 м. Вода чуть соленая. Летом можно поставить тут палатку и провести несколько дней в тишине

Берега озера засоленные

После завтрака едем дальше к границе. Вокруг высокогорная пустыня

Прощай, Мургабский район

Поднимаемся на перевал

Встречаем чеха-велосипедиста, путешествующего в одиночку

На границе Хамзе не разрешили ехать в Кыргызстан, начальник дал ему какой-то пакет и попросил отвезти в Мургаб. А Хамза хотел ехать через Киргизию, так как дорога до Душанбе короче. Попрощались с нашим водителем, и вот впереди Кыргызстан!

Часть 2. Кыргызстан

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети