home
user-header

                        
                        
Интеллектуальные игры в образовании (Шахматы, Шашки, Манкала, Го и Жипто)
20 июня 2017 г., 03:02 188

На сайтах Amazon (искать по имени автора)

 

 

Шахматисты прилагают большие усилия для внедрения своей игры в образование. Одним из значимых итогов этих действий было принятие 15 марта 2012 года Декларации Европейского парламента о введении программы «Шахматы в школе» в образовательную систему Европейского союза, подписанной 415 депутатами (из 736).

Президент Европейского шахматного союза (ECU / European Chess Union) Сильвио Данаилов заявил, что это решение является историческим и «помещает шахматы на высшую ступень общественного признания не только в качестве вида спорта, но и неотьемлемой части образования в современном мире» (http://www.echecs.asso.fr/Actu.aspx?Ref=5902).


Известно, что Данаилов и Гарри Каспаров были главными лоббистами этой декларации, которые «находились в Европейском парламенте в Страсбурге в среду 15 марта 2012 года. Целью Каспарова, создавшего "Kasparov Chess Foundation Europe", была встреча с максимальным количеством европейских депутатов, чтобы получить их подписи и поддержку написанной в 2011 году декларации «Шахматы в образовательной системе Европейского союза» … Президент ECU Сильвио Данаилов также приложил большие усилия, чтобы получить подписи перламентариев. Етьен Меснш добивался поддержки депутатов из Франции.» (http://www.europe-echecs.com/art/kasparov-danailov-au-parlement-4081.html)

Французская федерация шахмат подчеркивает успехи своих лоббистов в следующих терминах: « В течении нескольких лет, благодаря усилиям лобби нашей федерации, Министерство национального образования распространяет тексты, поощряющие введение шахмат в школу. » (http://www.echecs.asso.fr/ Actu.aspx?Ref=6110).

Данная книга посвящена анализу аргументации этих и подобных им документов с обзором послуживших их основой исследований. Например, аргументы российских сторонников внедрения шахмат в образование изложены в статье "Шахматное образование в России" Михаила Николаева, Первого президента Республики Саха (Якутия), бывшего в момент публикации этой статьи в Учительском вестнике (13 августа 2009 года) Заместителем Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Приведем отрывок из этой статьи:

« Мировое лидерство в шахматах было следствием популярности этой игры в стране и особенностей национальной системы образования, способствующей формированию аналитического склада ума. Эта система не только давала знания человеку, но и, что более важно, делала его способным к творчеству и саморазвитию.

Можно постоянно наращивать объем знаний и при этом не создавать ничего нового. В настоящее время наша страна с большим трудом пытается перейти на путь инновационного развития. Причина трудностей находится не в экономике, а в человеке, его менталитете.

Практически все науки и образование в России сегодня ориентированы не на творческий поиск, а на количественный рост знаний. Возможно, поэтому происходит «топтание на месте» и нет качественного прорыва, основанного на умении использовать уже имеющиеся знания и навыков анализа конкретной ситуации. Интеллектуализация общества означает не просто механический прирост знаний в целом и у каждого человека в отдельности. Это, прежде всего, освоение логического мышления и творческого поиска для принятия оптимального решения в той или иной конкретной ситуации. Такие навыки и способности могут сформировать только лишь шахматы.»

С этими высказываниями не согласуется следующий отрывок из книги М.Е.Николаева "Для будущих поколений" (1999):

« Интеллектуальная игра преследования СОНОР была изобретена в 1987 году профессором Г.В.Томским, о котором я уже говорил, он в то время работал в Якутском государственном университете. Она официально признана, как национальный вид интеллектуального спорта в нашей республике…

Человечество недавно с грустью наблюдало за поражением чемпиона мира по шахматам в игре с компьютером. Через несколько лет обычные бытовые шахматные компьютеры, продающиеся в магазинах, будут побеждать самых сильных гроссмейстеров. Произошло событие, о котором еще в 1991 году предупреждал Виктор Корчной: "Даю не больше десяти лет, и компьютеры с легкостью побьют шахматного чемпиона. И после этого люди с машинами играть перестанут. Но при этом-то компьютеры останутся в нашей жизни и будут отрицательно влиять на процесс шахматного искусства. И вот тогда все кончится. И с этим ничего не поделаешь. Такова реальность".

Самое удивительное, что в игре СОНОР только с шестью фигурами (один "преследователь" и пятеро "убегающих") по мнению специалистов по математической теории игр компьютер никогда не сможет полностью гарантировать себе победу над человеком. Я искренне горжусь, что такая игра родилась в Якутии. »

Сонор является базовой версией многовариантной игры ЖИПТО / JIPTO (Jeux Intellectuels de Poursuite de Tomski), разработанной в качестве стимулятора творчества в течении всей жизни, начиная с детского сада.

Можно привести также много хороших высказываний о Шашках, игре Го, Манкала и других известных интеллектуальных играх. Поэтому мы были вынуждены написать данную книгу, предназначенную для широкого круга читателей, желающих разобраться в реальном месте интеллектуальных игр в образовании, в первую очередь для:

- широкого круга родителей;

- педагогов всех уровней и видов образования, в частности, дошкольного образования;

- для специалистов министерств и органов народного образования;

- для парламентариев и других государственных деятелей.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

 

ДОКУМЕНТЫ О МЕСТЕ ШАХМАТ В ОБРАЗОВАНИИ

Циркуляр N 2012-011 Министерства образования Франции 

Европейская директива P7_TA(2012)0097 

Основные аргументы 

 

ШАХМАТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ

Шахматы в СССР 

Психологический портрет шахматиста 

О роли раннего приобщения к игре 

Аргументация сторонников внедрения шахмат в образование 

Опыт внедрения шахмат в образовании 

Об использовании интеллектуальных игр в образовании 

 

ЖИПТО И ОБРАЗОВАНИЕ

Система безошибочного определения математических талантов 

Элементарная геометрия преследования 

Математика ЖИПТО 

Интеллектуальные игры, математическое моделирование и искусственный интеллект 

Искусство ЖИПТО 

Использование ЖИПТО в дошкольном образовании 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИДЖИП 

ЮНЕСКО и ФИДЖИП 

Сети и дипломы ФИДЖИП 

Творчество, публикации и награды 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комментарии о ЖИПТО и правила игры 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации