home
community-header

                    
                    
Пирамиды майя: памятники древней цивилизации
Кюн-ууса 5 мая 2020 г., 17:44 в Дикари 244

Коба́ (исп. Cobá) — руины города майя, расположенные в 40 км северо-западнее Тулума в Мексике. Церемониальные постройки в городе были воздвигнуты во время классического периода развития майя (около 250—900 годов н. э.). В период развития цивилизации майя Коба являлся одним из крупнейших городов на Юкатане. По неизвестным до сегодняшнего дня причинам город был покинут майя уже после прибытия на полуостров испанцев.

В Кобе находятся пять групп зданий. К группе Нохоч-Муль относится пирамида Эль-Кастильо высотой 42 метра. К вершине пирамиды ведут 120 ступеней. На вершине пирамиды находится небольшое ритуальное помещение с алтарём, которые, предположительно, применялись для жертвоприношения богам. Туристам в настоящий момент открыта для посещения небольшая часть построек ввиду нехватки денежных средств у мексиканского правительства на реконструкцию руин. Согласно оценкам площадь построек майя занимает до 120 км².

 

 

Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.  Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов МексикиГватемалыГондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследияПаленкеЧичен-ИцаУшмаль в МексикеТикаль и Киригуа в ГватемалеКопан в ГондурасеХойя-де-Серен в Сальвадоре.

 

 

 

В Мексике есть 10 тысяч городов Мезоамериканской цивилизации. Ацтеки. Тольтеки. Ольмеки. Майя. Сапотеки. Миштеки. И другие

строили города и были создателями городской цивилизации. Майя жили городами государствами. Которые постоянно воевали и торговали между собой.Население было 8-10 миллионов человек. майя были малорослыми, от 130 см.  до 150 см. Жизнь им давали подземные воды из пещер сенотов.  Экскурсия на три пирамиды предусматривает плавание на чудесном сеноте. Вода в ней прохладная. Чуть ли не холодная. Свет пробивает через дыру наверху.  В Тулуме можно подняться на главную пирамиду. 140 ступеней где то. Но Тулум обширный. В нем много зданий.

 

 

Обнаруженные стадионы сильно отличаются в размерах, но все имеют длинные узкие поля, ограниченные стенами, от которых может отскакивать мяч. Правила игры неизвестны, однако, если судить по производным играм (таким, как улама), то они были похожи на правила ракетбола или волейбола, где целью является удержание мяча в игре. Каменные кольца на стенах являются поздним добавлением к игре.  В наиболее распространённой версии игры игроки должны были бить по мячу бёдрами, хотя в некоторых версиях также разрешалось использовать локти, ракетки, биты и камни. Мяч был сделан из цельного куска резины и весил четыре и более кг. Размер мяча сильно зависел от времени и версии игры.

Крупные игры в мяч проводились в качестве ритуальных событий, иногда совмещаемых с человеческими жертвоприношениями

 

Сеноты основа жизни на Юкатане. Как алаасы в Якутии, здесь вся цивилизация основано на сенотах. Подземное озеро с питьевой

водой. Сюда бросали людей Богу дождя. Постоянно на дне водолазы находят черепа и кости. Там есть и золотые украшения.

За ними ныряют. Туристы во время экскурсии обязательно окунаются в сеноты, где вода холодная.  

 

 

 

На языках майя Чичен-Ица означает «В устье колодца Ица» или «Рот колодца колдунов воды». Чи может означать «рот» или «край», а чен — скважина/источник. Ица являются этнической народностью, в своё время добившейся политического и экономического превосходства в регионе, расположенном вокруг города[2]. Название Ица, вероятно, означает слово «чародей», а точнее иц — «колдун» и xa — «вода»[3].

В кодексе Чилам-Балам указывается другое имя города, использующееся вероятно до начала гегемонии Ица, однако из-за того, что правила орфографии расшифрованы не до конца, известно лишь приближенное название, доступное в нескольких вариантахː а именно Юук Ябнал, (Семь великих домов)[4], Юук Хаб Нал (Семь Кустистых Местностей)[5], Юукуабнал (Семь великих правителей)[6] и Ук Абнал (Семь путей Абнала)[К 1]. Данное имя упоминается в каллиграфических текстах позднего классического периода майя[7].  

Наиболее известное строение на территории города, ставшее фактически символом Чичен-Ица, — ступенча­тая пирамида Кукулькана (ее также часто называют Эль Кастильо). Она имеет в основании квадрат, а высота ее достигает 23 м. В дни весеннего и осеннего равноден­ствий (20 марта и 21 сентября) приблизительно в три часа дня лучи солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень об­разуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих, в свою очередь, тело тридцатисемиметровой змеи, «ползущей» по мере передвижения солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы. Это зрелище настолько таинственно, что в каждый день осеннего или весеннего равноденствия здесь собираются тысячи людей, чтобы увидеть все своими глазами.

Образ Пернатого змея («змея, покрытого зелеными перьями») часто встречается в мифологии майя и толь­теков и может быть связан с какими-либо сельскохо­зяйственными ритуалами. Существует также тольтекская легенда о том, что в 987 г. Кецалькоатль потерпел по­ражение и был изгнан на плоту, состоящем из змей. Легенда майя говорит о том, что в том же году вождь по имени Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») прибыл в эту местность и сделал Чичен-Ица своей столицей. Ко времени испанского завоевания (XVI в.) в образе Ку­кулькана слились представления о нем майя как одном из глав­ных божеств и легенды об историческом лице, предводителе тольтеков, вторгшемся в X в. на Юкатан.

Пирамида Кукулькана посвящена также культу Солн­ца. Каждая из четырех лестниц состоит из 91 ступени, их общее число равняется 364, а вместе с платформой, ле­жащей в основании, полная сумма ступеней составляет 365, что соответствует количеству дней в году. Боковые части строения также разделены на восемнадцать секций в соответствии с числом месяцев в календаре майя.

 

В период майя, который совпал с расцветом наук и искусств, Чичен-Ица приобрел статус выдающегося религиозного и церемониального центра. Подтверждением этому служат постройки того времени: Красный дом, Дом оленя, монастырь и пристройки к нему, церковь, Акаб Дзиб, Храм с тремя перемычками и Дом Пали.

После того как по загадочным причинам циви­лизация майя пришла в упадок и люди покинули большие города, отдав предпочтение более мелким поселениям, крупные святые места, подобные Чичен-Ица, про­должали использоваться только для захоронений и про­ведения ограниченного числа ритуалов. Предполагается, что новые жители появились в городе только в X в. н. э.

Важной составной частью религии тольтеков была практика человеческих жертвоприношений. Создается впечатление, что сотни мужчин, женщин и детей прино­сились в жертву богу дождя непосредственно в Жертвен­ном сеноте. Необходимо все же отметить, что в настоящее время среди исследователей нет единого мнения относи­тельно загадочного предназначения этого колодца. Некоторые ученые считают, что дети могли случайно падать в сенот во вре­мя игр. Так или иначе, присутствие ритуальных артефак­тов рядом с колодцем указывает на его использование в религиозных целях.

 

«Большое поле для игры в мяч» (Уэго де Пелота) — самая большая игровая площадка из всех созданных майя. В Чичен-Ица находятся еще восемь подобных сооружений, но «Большое поле» намного превосходит их по размерам. Длина игрового поля достигает 135 м. Существуют неко­торые свидетельства того, что игре в мяч сопутствовала определенная жестокость.Вырезанные на стенах картины изображают, например, одного из игроков обезглавленным, С фонтанами крови, бьющими из шеи, в то время как другой человек поднимает в воздух его отрубленную голову. Такие изображения либо являются случаями проявления черного юмора времен майя, либо запечатлели сцены, свя­занные с практикой принесения человеческих жертв, либо иллюстрировали игру, призванную заменить народу войну с сопровождающим ее кровопролитием.

 

На территории Чичен-Ицы неоднократно производились археологические раскопки, в результате которых были открыты архитектурные памятники майя-тольтеков:

« Храм Кукулькана» — 9-ступенчатая пирамида высотой 24 метра с широкими лестницами на каждой из сторон; «Храм воинов» на 4-ступенчатой пирамиде; «Храм ягуаров» (оба с настенными росписями); «Караколь» — обсерватория ; 7 «стадионов» для  игры в мяч, из которых «Уэго де Пелота» (дословно, «Большое поле для игры в мяч») — самая большая игровая площадка из всех созданных майя. Длина поля составляет 135 м.; «Группа тысячи колонн» — руины 4 колоннад, образующие прямоугольник; Священный сенот — природный колодец глубиной около 50 м, который служил для  жертвоприношений.

Также сохранились статуи божеств с характерной стилизацией пластических форм, рельефы, богатые растительной и геометрической орнаментикой, произведения мелкой пластики и художественных ремёсел.

После 1194 года город окончательно опустел. Точные данные о том, что послужило тому причиной, отсутствуют. Политика испанских завоевателей, вторгшихся на территорию Мексики, включала в себя сожжение манускриптов и убийство священнослужителей народа майя. Однако археологами было выяснено, что в XIII веке Чичен-Ица подвергалась нападению и была разграблена, в то же время экономическое влияние города на соседние регионы стало слабеть, что вероятно привело к исходу городской элиты и опустению Чичен-Ицы. Когда в Мексику вторглись испанцы, они нашли город пустым, но, согласно испанским источникам, в самом городе или вокруг него располагались компактные поселения майя. Испанские источники утверждали, что для индейцев руины города стали местом паломничества.

Археологи в 1980-х годах пришли к выводу, что в отличие от большинства городов майя позднего классического периода, Чичен-Ица не контролировалась одним правителем или династией. Вместо этого существовал совет, состоящий из так называемой элитной касты, которая осуществляла правление через совет. Теория оставалась популярной и в 1990-е годы, однако позже была поставлена под вопрос, так как в последнее время появилось всё больше доказательств в сторону традиционной формы правления, как и в остальных городах майя.

Чичен-Ица в период своего расцвета оставалась мощной экономической державой, чьё влияние распространялось на северные земли майя, в частности жители города могли добывать труднодоступные ресурсы, такие, как обсидиан из центральной части Мексики и золото из западно-центральной Америки. Между 900 и 1050 годами н.э., Чичен-Ица стала экономической державой и торговым оазисом, контролирующим экономику северного и центрального Юкатана.

Тулум был ранее известен под названием Сама, что означает «город рассвета». Слово «tulúm» на юкатекском языке означает «забор» или «стена», и стены вокруг города позволяли защищать его от нападений. Учитывая многочисленные изображения (в том числе на фресках) Спускающегося бога, можно предположить, что Тулум был важным центром поклонения этому божеству.

 

 

Сразу после испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями письменности майя стали испанские монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым известным из них был Диего де Ланда, второй епископ Юкатана, который в 1566 году написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды, иероглифы майя были сродни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определённую букву.

Наибольшего успеха в расшифровке текстов майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Учёный предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нём соответствовал определённой комбинации одного согласного с одним гласным. Соединённые вместе знаки были фонетической записью слов. На Западе большой вклад в расшифровку иероглифов древних майя внесли Генрих Берлин и Татьяна Проскурякова.

В результате открытий XX века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определённом порядке в прямолинейной решётке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей. Внутри этой решётки иероглифические блоки образуют ряды и колонки, чтение которых подчинялось особым правилам[9]. Также большой вес имеют пиктографические знаки, изображающие, зачастую детально, животных, людей, части тела и предметы быта.

 

Архитектура Тулума типична для городов майя восточного побережья полуострова. Характеризуется ступенями к зданию, которое расположено на невысоком постаменте. Дверные проёмы как правило узкие; если здание большое, то его поддерживают колонны. Ближе к крыше, как правило, расположены две лепнины. В комнатах обычно имеются одно или два небольших окна и алтарь у задней стены. Крыша выполнена перегородками или сводом.[3] Подобный стиль архитектуры использован в расположенном неподалёку городе Чичен-Ица, только в больших масштабах.[2]

С одной стороны Тулум защищали крутые утёсы, обрывающиеся в море, а со стороны суши — стена высотой 3—5 м. Крепостная стена была толщиной около 8 м и имела длину 400 м с параллельной побережью стороны. Боковые части стены были длиной 170 м каждая. Столь монументальное укрепление говорит о высокой значимости города для майя. В юго-западном и северо-западном углах располагались строения, вероятно использовавшиеся как сторожевые башни. По два узких прохода располагались с северной и южной стороны и ещё один находился в западной стене. Небольшой сенот у северной стены давал жителям города свежую воду. Эта внушительная оборонительная стена делает Тулум одним из наиболее известных укреплённых городов майя.

Экскурсия на три пирамиды полуострова Юкатан. Это Тулум. Коба. И Чичен ица. 150 долларов. Одна пирамида 50 долларов получается. Экономичная экскурсия. Но это получается слишком торопливо. Рекомендую самому добраться на автобусе до Тулума и Коба. И посмотреть изучить все здания в джунглях и помедитировать.  Коба это торговый порт. Несколько зданий. Древние Майя иногда сравнивают с древними греками. Что в корне неправильно. Индейские цивилизации это каменный век.
Это палеолит, 40 тысяч лет назад дюктайцы перешли через Берингов пролив. Микролитических орудий труда т е до неолита ещё далеко. У них были острые из обсидиана топоры. А на Юкатане почва из известняка.  Природный строительный материал. Вот обсидиановыми орудиями труда резали известняковые породы. Получали правильной квадратной формы и ставили друг на друга.
Так строили пирамиды. Пирамиды предназначались Богам и обряду жертвоприношения для них. На алтаре вырезали сердце и бросали Богу дождя.

 

 

 

Среди последних — фрески на стенах стадионов, например, в Эль-Тахине (850—1100 гг.) и Чичен-Ица (900—1200 гг.), а также известная каменная плита с изображением обезглавленного игрока. Религиозный и полу-исторический источник постклассического периода Пополь-Вух также свидетельствуют о человеческих жертвоприношениях.

В искусстве цивилизации майя жертвы изображались довольно часто, что позволяет предположить об их священном статусе, который они получали после выигрыша в ритуальном матче, так как считалось почётным быть принесёнными в жертву богам (особенно капитанов выигравших команд как самых достойных). С игрой наиболее сильно ассоциируется обезглавливание — отрезанные головы можно часто встретить в искусстве позднего классического периода, а также в «Пополь-Вухе». Предполагалось также, что головы и черепа использовались в игре в качестве мяча. Однако археологами пока не были найдены захоронения связанные с игрой в мяч, поэтому вероятно жертвоприношения носили на самом деле редкий характер. Ещё более сомнительными представляются предположения о жертвоприношениях целых команд[2].

Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатиричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как нуль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.

Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.

Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.  Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племён, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоёв общества. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высших слоёв противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки.

 

Для больших промежутков времени майя использовали так называемый длинный счёт, представляющий собой количество дней, выраженное в смешанной 20-, 18- и 13-ричной системе счисления. Минимальной единицей в Длинном счёте является кин (день). Более крупные единицы:

уиналь = 20 дней; 1  тун = 18 уиналей = 360 дней (приблизительно 1 год); 1  катун = 20 тунов = 7200 дней (19 лет 265 дней); 1  бактун = 20 катунов = 144 000 дней (394 года 190 дней; 400 тунов); 1  пиктун = 20 бактунов = 2 880 000 дней (7890 лет 150 дней; 8000 тунов); 1  калабтун = 20 пиктунов = 57 600 000 дней (156 164 года 140 дней; 160 000 тунов); 1  кинчилбтун = 20 калабтунов = 1 152 000 000 дней (3 156 164 года 140 дней; 3 200 000 тунов); 1  алаутун = 20 кинчилбтунов = 23 040 000 000 дней (63 123 287 лет 245 дней; 64 000 000 тунов); 1  хаблатун = 20 алаутунов = 460 800 000 000 дней (1 262 465 753 лет 155 дней, 1 280 000 000 тунов, только у Спиндена).

Кин, тун и катун принимают значения от 0 до 19. Уиналь принимает значения от 0 до 17.

 

Матема́тика ма́йя в своей основе использовала двадцатеричную систему счисления для записи чисел. Вычисления производились на специальном приспособлении (наподобие абака), счётными единицами которых служили какао-бобы или различные по цвету камешки. Математика позволяла майя производить сложные подсчёты в хозяйственной деятельности, была базой многих точных наук, которые оперировали числами. Уровень развития математики майя, учитывая сложность некоторых вычислений, найденных в виде записей на некоторых плитах (например, стела № 10 в Тикале), опережал развитие математических знаний Старого Света.

 

 

 

Исследования в области астрономии у майя традиционно проводили жрецы. Для наблюдения за небосводом, звёздным небом и другими планетами майя строили специальные обсерватории — караколи. Их можно увидеть, например, в ТикалеКопанеПаленкеЧичен-Ице и других городах. Жрецам-астрономам были известны шесть планет. Для созвездий майя придумали собственные имена. Одной из основных целей в майской астрономии была помощь земледельцам правильно организовать сельскохозяйственные работы. Жрецы майя могли определять даты солнечных и лунных затмений, что выдавали простым майя за контроль над природой и своё могущество, чем добивались авторитета в обществе.

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь