community-header

Pro аккаунт
Сентябрьское путешествие к Каменным Людям Сундуруна.
Михаил_Местников
23 декабря 2021 г., 14:16 в Путешествия по Якутии 2309

Сентябрьский поход в Сундурун долгое время висел на волоске, т.к. я долго не мог собрать команду, а люди, записавшиеся заранее еще не определились. Твердые заявки для участия в походе стали приходить с середины июля, но возникла трудность в приобретении авиабилетов в Чокурдах, т.к.  это время возращения северян с отпусков. Поэтому за каждый билет, в прямом смысле, шла борьба, а последний билет пришлось приобрести, обратившись прямиком авиакомпании "Якутия".

В команде собрались разные люди, но тем не менее, объединенные с одной главное целью: во чтобы не стало, посетить Каменных Людей! Это Варвара, наша прошлогодняя участница похода на Сундурун. Варвара - уникальный человек: по многу раз посетила всех известных Кисиляхов, в том числе была участницей наших первых походов на Оймяконские Кисиляхи в 2012-13 годах. Она из немногих якутян, посетивших знаменитый Кайлас. Лично для меня ее второе участие в туре на Сундурун многое значило.

Нашим активным, сильным участником оказалась Саргылана Тимофеева. Она предпринимательница  из Амги. Вместе с ней приехал Николай - работник предприятия Саргыланы. Этот тур был презентован Николаю в знак благодарности за его многолетнюю работу.

Денис приехал из Екатеринбурга. После похода на Затерянный Мир Индигирки в 2019-м, Денис стал интересоваться Якутией и следить за нашими турами. Роднит с Денисом  Урал, где в студенчестве я начал заниматься спортивным туризмом.

Неожиданностью для нас было участие человека с далекого заполярного Нарьян-Мара. Северянка Олеся! Олеся - человек с Большой Букв : она при любых трудных ситуациях  сохранит позитивный настрой и поднимет дух всей команды!

На следующий день после прилета в Чокурдах из-за некоторых причин мы стартовали  только к 16-ти часам. Нужно было успеть пройти море, т.к. прогноз на завтрашний день был неутешительным.

К морю подошли уже затемно и после остановки на последнем острове, разделяющего Колымскую губу (протока Индигирки) от моря, решили ехать по ранее проложенным трекам в навигационных приложениях. При средней скорости этот участок можно пройти за полчаса, но из-за низкого уровня воды на море (был отлив) пришлось несколько верст, таща лодки,  идти пешком.

К устью Сундуруна приплыли-пришли к утру.

Здесь в прошлом году мы заметили семейство белых медведей. Это их места и поэтому они могли, учуяв нас, заглянуть в гости). Подбросив к костру побольше топляков, которых здесь было много, в скором времени лагерь уснул крепким сном)

Утром начался дождь и вместе с ним задул  с севера сильный ветер. На море и на самой реке поднялась волна.  Уе при приготовлении завтрака заметил быстрый подъем воды. У ребят настроение поднялось, т.к. в устье реки были протяженные участки с мелью, где мы бы потеряли много времени.

Сундурун - река которая виляет (меандрирует) по тундре: сделав многокилометровый крюк, можно возвратиться почти на то же место. С берега по прямой линии до Каменных Людей всего 80 километров, а по реке 160 км, т.е. в два раза длиннее.

Тундра в это время уже готовилась к зиме: гуси, сбивались в огромные стаи, видимо, тщательно подбирая своих попутчиков, и их беспокойный гогот заполонил тундру от краев до краев. Не было стерхов - они уже где-то в пути. С журавлей остались только серые, но они еще не спешили создавать стаи - пока летали только семейками, готовя молодняк к дальнему перелету. Последними отсюда улетят лебеди, так как повзрослевшие и набравшие вес птенцы еще не встали на крыло.

После обеда ветер и дождь усилились. К вечеру мы доехали до отапливаемого домика, где пришлось провести два последующих дня. По графику время позволяло - на разный случай были запасные дни.

Дождь лил сильно и видно было , что вода начинает подниматься и на этой части реки. Это значит, что мы сможет доехать до самих скал. Река в той части мелкая, перекатистая и в прошлом году, оставив лодки, мы потратили два дня, чтобы дойти до Каменных Людей. Теперь же, отсидев дополнительно два дня в доме, мы бы могли доехать до самих скал.

Так и случилось - мы доехали до места, откуда до первых скал всего 1.5 километра!

Сундурун имеет свою уникальность: здесь, в отличии от других северных рек, кустарник достигает больших размеров. По этой причине дровами для костра мы были обеспечены. Значит, питание всегда будет полноценным и можно сушить одежду, что немаловажно в холодные дождливые дни осени.

Первый день мы посетили ближние скалы. Сегодня нужно поднести дары и попросить Духа Скал, чтобы он принял нас дружелюбно, хотя установившаяся непогода наводила сомнения)

Саргылана, Николай, Варвара

Денис из Екатеринбурга

Утро встретило снегом!

В этот день посетили скалы находящиеся в средней дальности.

Так как низкая облачность полностью закрыло небо, день был не очень для фотографирования и только изредка где-то вдали появлялись светлые пятна от солнечных лучей .

Возможно у кого-то возникнет вопрос какую камеру и какие объективы взял с собой.

Со мной были Канон Марк-3 и два объектива: 35-я сигма и 200-я канон.  Камере уже 7 лет, а объективы вообще "древние") Также была хорошая устойчивая трехножка, с помощью которой очень хотел делать ночные фотографии: было большое желание увидеть северное сияние среди Каменных Людей.

Возвратившись в лагерь узнали, что вода на реке начала падать + из Якутска сообщили, что через три дня прогнозируется усиление ветра и поэтому нужно поскорей выбираться. Но двух дней - это мало и поэтому, посовещавшись с туристами, решили, что обязательно нужен третий день и в этот день  разделить группу на две команды: первая пойдет к дальним скалам, а вторая, повторно посетив ближние скалы, должна спуститься вниз по реке, миновать места, где появлялись перекаты и подождать первую команду в доме.

Так как в первом варианте, нужно было пройти в темпе большое расстояние, женщины (и это правильно!) выбрали второй вариант. Николай, подумав , решил остаться с ними. Это было также правильным решением, т.к.  наличие мужчины в группе немаловажно.

Утром быстро позавтракав, я с Денисом отправились в путь.

Денис - человек спортивный и поэтому мы быстро дошли до подножья дальних скал, но потратили много времени в поисках брода через речку, которая разделяла нас со скалами.

В поисках брода намного ушли сторону. Скалы остались далеко. После переправы, посчитав время, решили не возвращаться к тем скалам и построили другой план

Время от времени мы поднимали стаи гусей.

Сейчас они где-то на юге и ждут момента, когда возвратятся обратно - здесь их родина.

Возвратились в лагерь посветлу. Ждал нас только Саша, т.к. основная группа уже уехала.

Вода еще позволяла ехать на скорости и поэтому до темноты мы нашли дом, где нас уже ждал горячий вкусный ужин)

Ночью небо приоткрылась и, пусть с опозданием, боги решили показать нам красоту северного неба

Восточно-Сибирское море

До Чокурдаха также ехали два дня. Нам всем удалось поменять билеты на ближайший рейс, но из-за каких-то технических причин пришлось подождать самолет несколько дней

В дальних турах иногда бывает так, что мы в подчинении прихотям Природы и поэтому не всегда получается выполнить план по задуманному. Могло быть так, что могли вообще не доехать до Каменных Людей Сундуруна.  Решили, что при таких погодных условиях нам очень повезло, т.к. цель достигнут!

В этот походе с нами были наши друзья из Чокурдаха Саша, Арсен Трофимовы  и их друг Мичил. Без них бы этот поход не состоялся.  Огромное спасибо ребятам! С Наступающим Новым Годом!!!

Рыбы, конечно, наелись много, в том числе знаменитого чокурдахского чира)))

Июльское путешествие на Сундурун этого года:

О походе в прошлом году:

Часть первая https://dnevniki.ykt.ru/Михаил_Местников/1160836

Часть вторая https://dnevniki.ykt.ru/Михаил_Местников/1161155

Часть третья https://dnevniki.ykt.ru/Михаил_Местников/1161353

Часть четвертая https://dnevniki.ykt.ru/Михаил_Местников/1162721

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться