home
user-header

                        
                        
Появление лепета и характер реакций родителей на него связали с богатством словарного запаса у детей
Сур Бере
Pro аккаунт
1 декабря 2020 г., 17:19 266

Богатство словарного запаса у годовалых детей связано с появлением в детской речи слогов или их сочетаний — лепета, а также с реакциями взрослых на этот лепет. Объем активного словаря больше у тех детей, чьи родители имитируют, исправляют произношение и дополняют до целого слова или фразы детский лепет. Причем важно, чтобы взрослые не просто называли объекты из окружающей младенца обстановки или вступали в диалог с ним, а пытались произнесенный ребенком слог преобразовать в похожее на него слово. Авторы поясняют, что так взрослые усиливают детские ассоциации между их собственным лепетом и способом использования этих слогов в языке, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Статья опубликована в журнале PLOS One.

giphy


 

С самого рождения младенцы издают рефлекторные звуки, такие как крик, смех, и вегетативные — например, кашель, икота, чихание. К трем месяцам они уже могут фыркать, визжать, рычать, вопить, шептать и воспроизводить протяжные певучие звуки, известные как гуление — это череда гласных, похожих [а], [у], [ы], часто с согласными [г], [м]. А примерно в семь месяцев дети произносят слоги или сочетания слогов — лепечут. Младенцы используют разные доречевые формы в общении, выражая свои желания, требования или играя, а около года появляются слова.

 

Исследования показывают, что определенные реакции взрослых на доречевые вокализации детей способствуют изучению языка: имитация или повторение детского лепета взрослым инициирует речь, а ответы, содержащие названия объектов, помогают установить ассоциацию между словом и объектом. При этом большая часть подобных результатов получены в лабораторных условиях, где нельзя исключить влияние экспериментатора на поведение детей и их родителей или других старших.

 

Чтобы восполнить эти пробелы и понять, какая форма реакций взрослого связана с формированием словарного запаса у маленьких детей, психологи под руководством Лукаса Лопеса (Lukas Lopez) из Калифорнийского университета провели эксперимент, в котором участвовали 53 младенца в возрасте 13 месяцев и их семьи. Находясь в привычной обстановке и без посторонних лиц, семьи записали общение с ребенком с помощью небольшого безопасного для детей диктофона LENA, который дети носят целый день. Запись длилась от 10 до 16 часов, расшифровка записи проводилась вручную. Также родители предоставили анкету с демографическими данными и заполнили Опросник детского коммуникативного развития МакAртура-Бейтс: слова и жесты.

 

Издаваемые детьми звуки включали 27 процентов лепета и 73 процента гулений и более ранних форм вокализаций. Взрослые реагировали на 21 процент вокализаций, что было заметно ниже, чем в лабораторных условиях. Среди реакций взрослых исследователи выделили 2 категории: содержательные — наименование, описание, вопрос, директива, запрет, и функциональные — имитация, исправление произношения, дополнение набора звуков ребенка путем их достраивания до слова или фразы.

 

Оказалось, что понимание слов зависит только от возраста ребенка и общего объема обращенной к нему речи (p < 0,005). А вот количество слов, которые ребенок может произнести (объем активного словаря), положительно связано с появлением у детей лепета — слогов, их сочетаний, и с такими реакциями родителей, как имитация, исправление и дополнение речи ребенка (p < 0,05), но никак не зависит от содержательных ответов взрослого (p > 0,05), что расходится с прежними лабораторными данными. Причем важно, чтобы воспроизводилась последовательность: детский лепет — ответ взрослого — детский лепет в ответ. Частота вокализаций ребенка и частота ответов взрослых на них также положительно связаны с объемом активного словаря младенца (p < 0,05). Авторы поясняют, что взрослые усиливают детские ассоциации между их собственными вокализациями и способом использования этих слогов в языке, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Причем взрослые не просто называют объект или рассказывают о нем, а стараются предугадать, что именно пытается произнести младенец, и ребенок старается снова повторить за взрослым. Авторы предполагают, что детский лепет побуждает взрослого отвечать на него, а ответ взрослого заставляет ребенка исправляться в ответ.

 

Интересно, что присутствие привлекательного взрослого влияет на количество и качество младенческих вокализаций, а косвенно, и на богатство словарного запаса. При этом более привлекательны для младенцев те взрослые, которые сами охотно имитируют действия и звуки детей. Это в своем эксперименте показали психологи из Лундского университета.

 

N+1

#психология

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Читайте также

Добрый день! Давно не был в дневниках, вот решил написать пост. Хочется созидать, развиватся что бы было много докторов клоунов и программа всегда обновлялось. Наша деятельность для детей попавших трудную жизненную ситуацию очень нужна, я убедился в этом давно и занимаюсь постоянно 2007 года. Хочется найти для нашей некоммерческой организации "Доктор Клоун" мецената или кто бы мог всегда нас поддерживать. Мои ребята, творческая молодежь у которых в основном нет постоянной работы, если даже есть постоянная работа многие не могут отрыватся от работы, это создает некоторые неудобство. Так хочется создать студию Доктор Клоун на профессиональном уровне так же как развитых странах, которые могут гордо говорить о своих Докторов Клоунов. Иметь свое помещение для занятий, хранение цирковых реквизитов атрибутов костюмов. Наш охват в осноном детская аудитория, но есть желание охватить взрослую аудиторию.

Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь