home
user-header

                        
                        
Первая российская водородная заправка стала автономной
Сур Бере
Pro аккаунт
1 декабря 2020 г., 17:58 263

В Центре компетенций Национальной технологической инициативы «Новые и мобильные источники энергии» при ИПХФ РАН в подмосковной Черноголовке появилась первая в России автономная водородная заправочная станция, не зависящая от поставок баллонного водорода, передает научный редактор Indicator.Ru. Это еще и первый элемент будущей программы «Водородная Россия-2050», предлагаемой для развития водородной энергетики в нашей стране.

Водородная заправка и электролизер из нее (Снежана Шабанова/Евгений Волков/ЦК НТИ при ИПХФ/Поликом)


 

Сама заправочная станция была разработана и построена в Германии для ЦК НТИ по российскому техническому заданию весной 2020 года, однако изначально она использовала дорогой баллонный водород. Сейчас к заправке будет подключен электролизный генератор сверхчистого водорода, созданный в результате многолетних исследований партнером ЦК НТИ - компанией «Поликом».

 

В этом устройстве используется технология бесщелочного электролиза на основе протонообменных мембран (PEM-электролиз, от слов Proton Exchange Membrane). Такой тип электролизеров обладает рядом преимуществ по сравнению с устаревшей щелочной технологией. В частности, отсутствует коррозия узлов системы, водород не имеет примесей щелочи и кислорода, нет необходимости продувки азотом, а обслуживание и ремонт гораздо менее трудоемки. Электролизеры с такой производительностью как в СССР, так и в современной России ранее не производились, это первая установка такого рода. Она позволяет получать гораздо более дешевый водород для заправки с чистотой 99,999%.

 

«Наши сотрудники, большинство из которых в прошлом ученые-электрохимики и мембранщики, обладают многолетним опытом в технологии PEM-электролиза. В ближайшем будущем такие установки станут коммерчески доступны не только для водородных заправок, но и для предприятий, испытывающих необходимость в водороде высокой чистоты», – говорит руководитель компании Евгений Волков.

 

Беспилотная водородная платформа (Снежана Шабанова/ЦК НТИ при ИПХФ)

 

Водородная инфраструктура, создание которой будет отрабатываться на новой заправочной станции – ключевой элемент предлагаемой программы «Водородная Россия-2050». Она предусматривает перевод коммунального хозяйства и транспорта города Черноголовки на водород, а также создание водородной инфраструктуры вдоль трассы Москва-Казань. Испытания заправки будут проходить в том числе на беспилотной транспортной платформе, водородный топливный элемент для которой тоже создан в Центре компетенций. Именно испытания топливных элементов, которые уже могут использоваться на транспорте – беспилотниках, водородных автобусах, грузовиках и легковых автомобилях и станут пока что главным направлением потребления водорода с заправки.

 

«Наша работа уже много лет связана с исследованиями в области водородно-воздушных топливных элементов. В настоящий момент мы проводим испытания энергоустановок на основе топливных элементов достаточно высокой мощности, а также ресурсные испытания энергоустановок для робототехники – все это требует огромного количества водорода. Использование водородной заправки в комплексе с электролизным генератором водорода позволяет решить проблемы поставок этого газа. При наших объемах потребления водорода на испытаниях топливных элементов срок окупаемости электролизного генератора водорода составит порядка 2-3 лет», – замечает ведущий научный сотрудник Центра НТИ Алексей Левченко.

 

Индикатор

#естественные_науки, #энергетика, #наукороссия

Избранное
  • 2 декабря 2020 г., 11:56
    Абракадабр   Пожаловаться

    А кислород куда? Просто в атмосферу?

    • Автор
      2 декабря 2020 г., 12:16
      Сур Бере   Пожаловаться

      Абракадабр, наверное :)

      • 2 декабря 2020 г., 12:30
        Абракадабр   Пожаловаться

        Сур Бере, это же считай половину выходящего результата выбросить и половину потраченной энергии. Не выгодно.

        • Автор
          2 декабря 2020 г., 12:35
          Сур Бере   Пожаловаться

          Абракадабр, в мембранной технологии нету кислорода, там получают только водород

           

          • 2 декабря 2020 г., 12:44
            Абракадабр   Пожаловаться

            Сур Бере, берем H2O, выделяем из нее водород, теперь вопрос куда денется О ?   :-)

            Вы уж решитесь вы про науку или фантазию на гора гоните. :-))))

             

            PS а еще бы интересно узнать как там с ОБЩИМ кпд, включающим в себя затраты на электричество, кпд самой установки и водородных двигателей, не проще ли и гораздо дешевле просто в итоге бензин жечь?

            • Автор
              2 декабря 2020 г., 13:04
              Сур Бере   Пожаловаться

              Абракадабр, авторы не рассказали об источнике водорода, скорее всего это не вода, а газ метан, где молекул водорода 4, тогда как в воде в 2 раза меньше 

               

              Вы уж решитесь вы про науку или фантазию на гора гоните. :-))))

              С чего вы это решили?

              • 2 декабря 2020 г., 19:22
                Абракадабр   Пожаловаться

                Сур Бере, ну для начала: https://ru.wikipedia.org/wiki/Производство_водорода

                 

                К производству из метана слово элетролиз не очень, а точнее совсем не подходит, электролиз из солей тоже так как там выделяющиеся кроме водорода вещества могут быть довольно опасными (в частности хлор), остается вода. А в этом случае если не собирать кислород то половину эффективности просто выбрасывают, плюс большое количество кислорода возле подобной заправки будет опасно физиологически для людей, физически для техники за счет окисления, ну и пожаробезопасность со счетов тоже не стоит сбрасывать при высоком содержании кислорода как известно горят и металлы. 

                 

                В итоге ваш оригинал статьи больше похож на рекламный плакат, а не на реальное описание чего либо работоспособного, если подумать.

                • Автор
                  2 декабря 2020 г., 20:16
                  Сур Бере   Пожаловаться

                  Абракадабр, я не химик, но вот посмотрим производство водорода электролизом на протонных мембранах в вики:

                  Кроме того, существует промышленная технология электролиза химически чистой воды, без применения каких-либо добавок. Фактически, устройство представляет собой обратимый топливный элемент с твёрдой полимерной мембраной

                   

                  Переходите по ссылке на топливный элемент и узнаете куда девается кислород :)

                  • 3 декабря 2020 г., 01:12
                    Абракадабр   Пожаловаться

                    Сур Бере, топливный элемент это фактически противоположное тому что у вас в статье,и да, там кислород расходуется вместе с водородом (в чистом виде или в виде того же метана). Вполне возможно что в данном устройстве и стоит обратимый топливный элемент, но если в одну сторону он и расходует кислород с водородом то в обратную при собственно электролизе воды кислород ни куда не денется и будет вырабатываться. 

                     

                    Ладно смысла тут спорить особо нет, все равно не договоримся ни до чего умного, а в самой статье описано через чур расплывчато. Удачи.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь