home
user-header

                        
                        
Ко дню космонавтики
Сур Бере
Pro аккаунт
11 апреля 2021 г., 22:14 323

Дайджест российской космонавтики к 12 апреля: ОДК рассказал о новом детонационном двигателе. Началось серийное производство ракет-носителей «Ангара-А5». Десантный модуль российско-европейская миссии на Марс «ЭкзоМарс-2022» обзаведется американской парашютной системой. «Роскосмос» заявил о намерении строить лунную станцию совместно с Китайским космическим агентством. Запуск ракеты-носителя «Союз-5» будет стоить примерно 50-55 млн долларов. В стране начали эскизные работы по созданию мощнейших ракет-носителей в мире. Срок адаптации космического корабля «Орел» к ракете «Ангара» сдвинута к концу лета. В России работают над созданием космоплана, уменьшенного варианта «Бурана». У «Роскосмоса» нашли нарушений на 30 млрд. НПО им.Лавочкина рассказал о состоянии первого постсоветского лунного аппарата «Луна-25».


 

1. Российский детонационный двигатель прошел первый этап испытаний

Объединенная двигателестроительная корпорация завершила первый этап испытаний прямоточного пульсирующего детонационного двигателя. Согласно сообщению госкорпорации «Ростех», на некоторых режимах работы двигатель показал 50-процентное увеличение удельной тяги по сравнению с силовыми установками традиционных схем. С какими именно двигателями проводилось сравнение показателей, не уточняется.

Пульсирующий прямоточный детонационный двигатель (ОДК)

 

Детонацией называется такое горение какого-либо вещества, в котором фронт горения распространяется быстрее скорости звука. При этом по веществу расходится ударная волна, за которой следует химическая реакция с выделением большого количества тепла. В современных авиационных и ракетных двигателях сгорание топлива происходит с дозвуковой скоростью; такой процесс называется дефлаграцией.

 

Детонационные двигатели сегодня делятся на два основных типа: импульсные (пульсирующие) и ротационные. Последние еще называют спиновыми. В импульсных двигателях происходят короткие взрывы по мере сгорания небольших порций топливо-воздушной смеси. В ротационных же горение смеси происходит постоянно без остановки, причем фронт горения «бежит» по кольцевой камере сгорания без перерыва.

 

Российский пульсирующий детонационный двигатель разрабатывается ОКБ имени Люльки, которое сформировало отдельное направление по изучению и разработки подобных силовых установок. По оценке разработчиков, применение детонационных двигателей на летательных аппаратах позволит в 1,3 — 1,5 раза увеличить их дальность полета и максимальную массу полезной нагрузки.

 

В ОКБ имени Люльки полагают, что детонационные двигатели можно будет устанавливать на орбитальные самолеты, гиперзвуковые летательные аппараты, а также ракеты.

 

Детонационные двигатели способны работать в широком пределе скоростей полета — от нуля до пяти чисел Маха (0-6,2 тысячи километров в час). Считается, что такие силовые установки могут выдавать большую мощность, потребляя топлива меньше, чем обычные реактивные двигатели. При этом конструкция детонационных двигателей относительно проста: в них отсутствует компрессор и многие движущиеся части.

 

В конце декабря 2016 года американская компания Aerojet Rocketdyne получила контракт Национальной лаборатории энергетических технологий США на разработку новой газотурбинной энергетической установки на базе ротационного детонационного двигателя. Работы, по итогам которых будет создан прототип новой установки, планировалось завершить к середине 2019 года, однако сроки окончания проекта были перенесены.

 

2. В России началось серийное производство тяжелой ракеты «Ангара-А5»

Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева приступил к серийному производству ракет-носителей «Ангара-А5» тяжелого класса. Как сообщает РИА Новости, производство ведется по заказу Министерства обороны России. Поставка ракет с заводскими номерами с 71757 по 71760 заказчику запланирована на 2022-2024 годы. Контракт на серийное производство ракеты был заключен 21 мая 2020 года.

«Ангара-А5» (Минобороны России)

 

Разработка ракет-носителей семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов. Изначально в него входили носители легкого класса «Ангара-1.1» и «Ангара-1.2», носители среднего класса «Ангара-А3», тяжелого класса «Ангара-А5» и сверхтяжелые «Ангара-А5В». Различные варианты ракеты-носителя реализованы с помощью различного числа универсальных ракетных модулей. Весной 2019 года «Роскосмос» объявил об отказе от разработки «Ангары-А3».

 

Ранее разработчики провели два летных испытания новой ракеты-носителя, один из которых состоялся в 2014 году, а второй — в декабре 2020 года. Ранее сообщалось, что по программе летных испытаний «Ангары-А5» должны быть произведены шесть запусков. Третий испытательный запуск ракеты с массо-габаритным макетом полезной нагрузки планируется на третий квартал 2021 года.

 

В 2016 году сообщалось, что «Роскосмос» планирует отказаться от строительства сверхтяжелого носителя «Ангара-А5В» с кислородно-водородным разгонным блоком. Сообщалось, что вместо «Ангары-А5В» планируется разработать новый сверхтяжелый носитель с жидкостными двигателями. Но отказа от сверхтяжелой «Ангары» так и не произошло. «Ангара-А5В» является частью российской лунной программы.

 

3. Десантный модуль миссии «ЭкзоМарс-2022» получит американский парашют

Десантный модуль миссии «ЭкзоМарс-2022» будет, скорее всего, садиться на Марс на американском парашюте, аналогичном тому, который использовался при посадке марсохода «Персеверанс», сообщил журналистам конструктор миссии Алексей Иванов во время телеконференции в НПО имени Лавочкина.

Испытательный макет десантного модуля (НПО имени Лавочкина)

 

В рамках проекта «Роскосмоса» и Европейского космического агентства «ЭкзоМарс» первые аппараты отправились к Марсу еще в 2016 году. Орбитальный зонд Tracer Gas Orbiter работает на орбите, а спускаемый модуль «Скиапарелли» разбился при посадке. Второй этап из-за пандемии ковида перенесен на 2022 год.

 

С 2018 года идут испытания парашютной системы десантного модуля, благодаря которым выяснилось, что ткань повреждается при разворачивании купола — испытательный макет потерпел крушение. Позднее специалисты испытали доработанную версию парашютной системы, которая успешно посадила макет, но на ткани все равно нашли разрывы.

 

Алексей Иванов сообщил, что весной по итогам испытаний в США было принято решение доработать парашют, частности, заменить на основной купол — теперь предполагается использовать парашют разработки того же американского подрядчика, который использовался при посадке марсохода «Персеверанс».

 

В июне этого года в шведской Кируне пройдут новые испытания парашютной системы, по итогам которых будет принято решение о том, каким будет облик парашютной системы. По словам Иванова, вероятнее всего будет использоваться американский парашют, прежний — созданный в Италии — останется в качестве запасного варианта.

 

Зонд Trace Gas Orbiter все эти годы работает на орбите и среди прочего обнаружил, что в марсианской атмосфере регулярно появляется и исчезает хлороводород. Подробнее об этом можно почитать в интервью с одним из авторов открытия, Александром Трохимовским из Института космических исследований РАН.

 

4. В «Роскосмосе» озвучили новую цену запуска ракеты «Союз-5»

По данным Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), запуск нового носителя обойдется примерно в 50-55 миллионов долларов. Таким образом, в теории ракета будет конкурентоспособной на мировом рынке.

«Союз-5» (Роскосмос)

 

«Союз-5» должна стать альтернативой украинскому «Зениту» и в перспективе может оказаться одной из основных российских ракет. Тем более что, как заявили в ЦЭНКИ, цена позволит носителю быть конкурентоспособным на мировом рынке ракетно-космических стартов.

 

По данным директора по сотрудничеству с Казахстаном в ЦЭНКИ Алексея Останина, стоимость пуска ракеты составит 50-55 миллионов долларов. Напомним, в 2018 году глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин говорил о 60 миллионах долларов.

 

«Союз-5» представляет собой носитель среднего класса, который сможет выводить на низкую опорную орбиту грузы массой 17 тонн. Ракета получит две ступени: на первой установят двигатель РД-171МВ, который считается мощнейшим в мире жидкостным ракетным двигателем.

 

Напомним, в прошлом году Россия впервые провела огневые испытания этого изделия. Предполагается, что, кроме «Союза-5», он найдет применение и на других новых российских носителях.

 

5. В России официально заявили о намерении строить лунную станцию вместе с Китаем

Появилось распоряжение российского правительства, в котором «Роскосмосу» поручили подписать меморандум с КНР о создании лунной станции. Ранее стало известно, что Россию исключили из экспертной группы, обсуждающей создание станции Gateway.

Луна с борта МКС (wikipedia)

 

Возможный отказ от МКС в обозримом будущем заставляет Россию все активнее искать новые цели и задачи для сферы космонавтики. При этом сложные отношения с Западом сильно ограничивают «пространство для маневра».

 

В качестве альтернативного партнера рассматривают Китай: как стало известно, Россия хочет подписать с КНР меморандум о создании лунной станции. «Принять предложение Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» <…> о подписании Меморандума о взаимопонимании между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции», — говорится в документе, размещенном на портале правовой информации.

 

publication.pravo.gov.ru

 

В кабмине разрешили космическому ведомству вносить в меморандум изменения, который не несут принципиальный характер. Идет ли речь об орбитальной станции или же комплексе на поверхности Луны, в документе не говорится. Специалисты между тем напоминают, что ранее китайцы представили концепт станции ILRS, расположенной в районе южного полюса Луны.

 

Информация о возможности совместного российско-китайского освоения Луны появлялась и раньше. В прошлом году источник в ракетно-космической индустрии сообщил, что Москва и Пекин ведут переговоры по строительству на поверхности спутника совместных баз. Основой концепции могут послужить космические аппараты, которые Китай и Россия создают для освоения Луны.

 

Графическая визуализация международной лунной базы (Синьхуа)

 

Китай сейчас активно реализует свою лунную программу. 23 ноября 2020 года Поднебесная запустила к Луне возвращаемую миссию «Чанъэ-5». Это первая китайская возвращаемая автоматическая межпланетная станция и первая возвращаемая миссия со спутника Земли с 1976 года, когда была запущена советская станция «Луна-24».


Китай также существенно продвинулся в вопросе разработки пилотируемого космического корабля нового поколения: прототип аппарата впервые запустили в мае 2020-го. Испытания прошли успешно.

 

России только предстоит провести испытания своего нового космического корабля, известного как «Орел» или «Федерация». Его первый запуск может состояться примерно в середине этого десятилетия.

 

6. Россия разрабатывает проекты мощнейших ракет-носителей из всех существующих и перспективных

Российские инженеры ведут работы над перспективными носителями, грузоподъемность которых будет достигать 200 тонн. Это существенно выше показателей «лунной» сверхтяжелой ракеты, известной как «Енисей».

Советская ракета Н-1 (ТАСС)

 

Россия в будущем может получить мощнейшую из всех когда-либо существовавших ракет. По крайней мере, сейчас в стране ведут эскизные работы в этом направлении.

 

О перспективных разработках рассказал руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев, выступая на симпозиуме «Человек в космосе». «Сейчас вовсю разрабатывается целая серия ракет-носителей “Ангара”, создаются некие первоначальные эскизные проекты, пока на стадии технических предложений, ракет-носителей сверхтяжелого класса — свыше 100 тонн и даже до 200 тонн. С их помощью можно будет осуществлять и полеты к Луне, и дальние полеты, в том числе на Марс», — заявил специалист.

 

По его словам, разработка таких носителей потребует от России очень больших трат, поэтому сейчас рассматривают вопрос реализации проектов совместно с другими странами.

 

Уместно напомнить, что в последнее время в России все чаще говорят о сотрудничестве в вопросе освоения космоса с КНР. Наиболее амбициозной в этом выглядит идея создать российско-китайскую лунную станцию. Пока в свободном доступе почти никаких подробностей об этой инициативе нет. «Международная научная лунная станция — комплекс экспериментально-исследовательских средств, создаваемый на поверхности и/или на орбите Луны», — говорится в пресс-релизе на сайте «Роскосмоса».

 

Один из ранних китайских проектов модульной научной станции на Луне (CAST)

 

Возможно, речь идет о долговременной станции на поверхности естественного спутника или же о строительстве станции на орбите Луны — наподобие той, которую хочет построить NASA совместно с партнерами и которая получила наименование Lunar Gateway.

 

В любом случае реализация чего-то подобного потребует принципиально новых ракет и космических кораблей нового типа, которые России и Китаю только предстоит разработать.

 

Исходный вариант «Енисея» и другие сверхтяжелые носители (Wikimedia Commons)

 

Напомним, российские специалисты уже определили новый облик сверхтяжелой ракеты «Енисей», которая может стать для «Роскосмоса» основным инструментом освоения Луны. Согласно данным, озвученным ранее, на низкую опорную орбиту ракета (по крайней мере, в более ранней версии) сможет вывести грузы массой около 100 тонн.

 

У версии повышенной грузоподъемности, получившей условное обозначение «Дон», этот показатель должен составлять 140 тонн, что делает ее потенциально мощнейшим из всех перспективных носителей, известных до сих пор.

 

7. Сроки адаптации космического корабля «Орел» к носителю «Ангара» сдвинули

Согласно новым сведениям, адаптацию российского космического корабля нового поколения к ракете «Ангара» сдвинули. Теперь ее планируют завершить в конце августа.

«Орел» (РИА Новости)

 

Связку из корабля «Орел» и ракеты «Ангара» можно назвать главной надеждой российской космической индустрии. Тем не менее сроки интеграции космического аппарата в состав носителя пришлось перенести. Об этом со ссылкой на сайт госзакупок сообщает РИА Новости.

 

В прошлом году главный конструктор по разработке корабля в «Энергии» Игорь Хамиц заявил, что подготовку эскизного проекта по созданию комплекса «Ангары» с «Орлом», в рамках которого проводят работы по интеграции ракеты-носителя с космическим аппаратом, должны завершить в первой половине 2021-го.

 

В декабре сообщалось, что космическое ведомство направит на проработку эскизного проекта 1,1 миллиарда рублей. В качестве даты завершения работ назвали март 2021-го. В свою очередь, согласно данным, представленным недавно на сайте госзакупок, разработать эскизный проект должны до 31 августа 2021 года.

 

Изначально в качестве носителя для корабля «Орел» хотели использовать новую ракету «Русь-М», однако впоследствии ее проект закрыли. После этого в качестве возможных носителей называли новую «Ангару» или перспективный «Союз-5». В итоге для первых запусков корабля выбрали первый вариант.

 

«Орел» должен стать многоразовым пилотируемым космическим кораблем, способным решать широкий круг задач. Предполагается, что его можно будет использовать для полетов к орбитальной станции и спутнику нашей планеты. При этом, согласно недавнему заявлению главы космического ведомства, для снабжения станции аппарат может оказаться «чересчур дорог».

 

Также, по словам руководителя «Роскосмоса», возможности ракеты-носителя «Ангара» позволят собирать на орбите пилотируемые комплексы, с помощью которых можно было бы исследовать дальний космос.

 

Напомним, недавно программа новой российской ракеты прошла важный этап: в Центре имени Хруничева приступили к сборке первых серийных носителей «Ангара-А5», ранее заказанных Минобороны. Всего в 2022-2024 годы военные должны получить четыре новые ракеты этого типа.

 

«Ангара-А5» (Центр Хруничева)

 

Сейчас на счету «А5» только два запуска. Первый произвели еще в 2014 году, второй состоялся в 2020-м. Третий старт ракеты, возможно, проведут в этом году. В качестве даты первого беспилотного запуска космического корабля «Орел» называли 2023-й. Пилотируемый старт может состояться в середине десятилетия.

 

8. Источник рассказал об особенностях перспективного российского космоплана

Недавно стало известно, что Россия в обозримом будущем может запустить новый космоплан. Как сообщил источник в ракетно-космической отрасли, он будет беспилотным.

«Буран» (npomolniya)

 

На днях руководитель НПО «Молния» Ольга Соколова сообщила, что в России активно работают над новым космопланом, который уже успел получить прозвище «мини-Буран» (его разработку ведет то же предприятие, которое создало советский челнок). Теперь источник в ракетно-космической отрасли рассказал о главной особенности нового комплекса.

 

По его словам, речь идет о беспилотном гражданском аналоге американского аппарата X-37B. Он будет доставлять грузы на орбиту и возвращать их обратно. «Разрабатываемый НПО “Молния” аппарат является беспилотным гражданским аналогом американского X-37B, то есть должен быть создан в той же размерности. Он не предназначен для пилотируемых полетов, а проектируется под доставку и возвращение грузов из космоса», — уточнил собеседник РИА Новости.

 

X-37B (Boeing)

 

Корабль, по информации источника агентства, будет выводить на орбиту ракета-носитель «Союз». Аппарат представляет собой инициативную работку «Молнии».

 

Напомним, по данным генерального директора предприятия Ольги Соколовой, аппарат могут запустить в космос «в ближайшие пять лет». Сейчас НПО «Молния» перешло от отдельных наработок к полноценному созданию космоплана. Помимо прочего, продолжается набор новых специалистов, которые будут работать в этом направлении.

 

Примечательно, что о возможном создании в России нового космоплана в прошлом году говорил и глава космического ведомства Дмитрий Рогозин. Он не уточнял никаких деталей, касающихся нового комплекса. При этом отметил, что другой аппарат — создаваемый пилотируемый космический корабль «Орел» (условный аналог американских Crew Dragon и CST-100) — может быть слишком дорог на снабжения орбитальной станции и его разумнее использовать для решения более важных задач.

 

Макеты «Орла» (wikipedia)

 

Напомним, Россия не оставляет своих «лунных» амбиций: это касается как беспилотного освоения спутника Земли, так и отправки к нему пилотируемых космических аппаратов. В разное время специалисты рассматривали различные варианты освоения лунной поверхности.

 

Самым логичным для решения этих задач эксперты считают применение связки сверхтяжелая ракета «Енисей» — космический корабль «Орел». Перспективы этого носителя, впрочем, в силу технической сложности и дороговизны остаются туманными.

 

9. У «Роскосмоса» выявили нарушения на 30 миллиардов рублей

К такому показателю по итогу проверок государственных компаний, предприятий и ФГУПов пришла Счетная палата. Эта сумма, однако, меньше, чем в предыдущие годы.

Генеральный директор госкорпорации “Роскосмос” Дмитрий Рогозин на строительной площадке стартового стола КРК “Ангара” космодрома Восточный (РИА Новости, Максим Богодвид)

 

За 2020 год госкорпорация «Роскосмос» совершила нарушений более чем на 30 миллиардов рублей, сообщил глава Счетной палаты Алексей Кудрин на встрече с Владимиром Путиным. «Это разного качества: где-то — бухгалтерский учет, где-то есть нецелевое, где-то есть нарушение нормативов финансирования. Во многих программах промышленности и других, в том числе в государственных корпорациях, которые выполняют функции главного распорядителя бюджетных средств», — уточнил он.

 

Однако эта сумма меньше, чем в 2019 году: благодаря ограничениям, введенным из-за Covid-19, поскольку орган финансового контроля отменил некоторые проверки, а остальные проходили преимущественно в удаленном формате. В этом году Счетная палата хочет проверить использование средств, направленных, в частности, на программу поддержания и развитие российской спутниковой системы ГЛОНАСС.

 

В «Роскосмосе» поспешили заверить, что обнаруженные нарушения «не носят материального характера»: «В ходе проверки Счетной палатой были выявлены нарушения, относящиеся исключительно к порядку оформления документов и формирования отчетных материалов. <…> В конструктивном взаимодействии со Счетной палатой госкорпорацией выработан план устранения замечаний, которые в большинстве своем на данный момент уже устранены», — заявила пресс-служба госкорпорации в комментарии для РИА Новости.

 

Ранее Счетная палата назвала худших исполнителей бюджетных расходов по итогам прошлого года: и «Роскосмос» вошел в тройку — наряду с Министерством здравоохранения и Минстроем. «Наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований на 2020 год (более 30 000,0 миллиона рублей) сложился по четырем главным распорядителям: Минстрою России (75 009,7 миллиона рублей, или 19,6% показателя сводной росписи с изменениями), госкорпорации “Роскосмос” (43 254,5 миллиона рублей, или 17,9%), Минздраву России (34 637,9 миллиона рублей, или 4,6%) и Минпросвещения России (31 901,1 миллиона рублей, или 11,6%)», — заявили в СП. А за девять месяцев 2019 года ведомство Дмитрия Рогозина внесло в бюджет 1,133 миллиарда рублей — вместо запланированных 5,285 миллиарда.

 

В 2018 году у «Роскосмоса» выявили самые масштабные финансовые нарушения, в том числе, как заявлял Кудрин, нерациональные траты. С 2004 по 2014 год Федеральное космическое агентство — предшественник «Роскосмоса» — 1,7 тысячи раз нарушило закон, около 200 сотрудников привлекли к ответственности.

 

10. В НПО Лавочкина сообщили о неготовности двух приборов «Луны-25»

Испытания аппарата «Луна-25» идут полным ходом, однако до сих пор не готовы два служебных прибора, необходимых для посадки станции. Как первую за 40 лет российскую миссию к Луне готовят в режиме санкций, разбиралась «Газета.Ru».

Павел Котляр («Газета.Ru») 

 

Руководство Роскосмоса и НПО Лавочкина ознакомило журналистов с ходом работ по подготовке двух важнейших межпланетных миссий, в которых участвуют российские ученые – российская «Луна-25», старт которой намечен на октябрь этого года, и российско-европейская ExoMars-2022 осенью 2022 года.

 

Миссия ExoMars-2022 — второй этап крупнейшего совместного проекта Роскосмоса и Европейского космического агентства, который должен был стартовать прошлым летом, однако запуск был отложен из-за неготовности европейской части проекта.

 

Миссия «Луна-25» («Луна-Глоб») должна символизировать возвращение России на Луну и стать первым шагом в новой отечественной лунной программе. На миссию очень надеются ученые и специалисты по ракетной технике –

Россия не отправляла аппараты и тем более не садилась на Луну с 1976 года (аппарат «Луна-24»), поэтому успех проекта даст возможность дальнейшего исследования Луны последующими станциями.

 

Во-вторых, выполнение заявленных задач сулит России важные научные открытия. Несмотря на то, что Луна и считается холодным безводным телом, данные с орбиты однозначно указывают, что в приполярных широтах, где сядет «Луна-25», есть залежи льда, особенно в вечно затененных крупных кратерах, на дно которых никогда не попадает солнечный свет.

 

Обнаружение этого льда в месте посадки (а на борту «Луны» будет специальный манипулятор и приборы для анализа) откроет перспективы для использования воды человеком и в качестве источника ракетного топлива в будущих пилотируемых миссиях, уверены ученые. Южную полярную область выбрали и в NASA, как место прилунения своих астронавтов после 2024 года.

 

Однако «Луна-25» стала самым ярким примером долгостроя в российском космосе. Изначально запуск планировался на 2014 год, но старт постоянно откладывался, в первую очередь, из-за неготовности аппарата и по причине западных санкций. Постоянные переносы миссии уже заставили выйти из нее зарубежных партнеров.

 

Так, шведские ученые покинули проект, не став размещать на спускаемом аппарате свой прибор «Лина-Эксан». Шведы не дождались запуска российского аппарата и поставили свой прибор на борту китайского лунного аппарата.

 

«Когда специалисты Лавочкина меня успокаивают, говоря, что мы что-то сделаем через некоторое время, я им обычно говорю — хотелось бы при жизни, — говорил в интервью телестудии Роскосмоса известный исследователь планет академик Михаил Маров, участвовавший в разработке большинства советских межпланетных миссий — Я уже так надеялся, что старт «Луны-Глоб» осуществится в 2019 году, но сейчас он перенесен на 2021 год, и конца этому не видно. А ведь «Луна-Глоб» имеет принципиальное значение — ведь мы разучились садиться на Луну. В 70-е годы мы делали это неоднократно, а сейчас мы утратили все то, что обеспечивало наши достижения».

 

Последний раз запуск «Луны-25» перенесли с 2019 года на 2021 и, хотя в отрасли об этом говорили еще с конца 2017 года, объявлено об этом было на Совете РАН по космосу в мае 2018 года.

 

Тогда-то и стало очевидным, как сработали западные санкции. Что касается научных приборов миссии, то они разрабатывались в Институте космических исследований РАН, уже давно готовы и ждут отправки на Луну.

Как сработали санкции

Проблема возникла со служебными приборами, точнее, как было объявлено на совете, одним — БИБ (Блок инерциальный бесплатформенный), который используется в системе навигации. За его разработку отвечало НПО ИТ.

 

По сути это гироскоп, однако не механический, который ранее применялся в авиации, а волоконно-оптический, в котором ориентация корабля отслеживается с помощью интерференции лазерного света. Такие блоки, кстати, первыми применялись еще американцами в программе «Аполлон», они компактнее и экономичнее механических гироскопов.

 

Прибор БИБ массой 1,5 кг от НПО ИТ к весне 2018 года был не готов – не прошел вибрационных испытаний, а его точность важна именно при посадке аппарата на Луну, когда он испытывает серьезную тряску.

 

При этом оперативно заменить его на аналогичный западный прибор Astrix 1000 было невозможно из-за санкций. Оставалось одно – разрабатывать новый прибор и в очередной раз переносить запуск. Однако разработка нового прибора требовала полтора года.

 

Совет РАН по космосу  

 

Впрочем, запустить «Луну-25» в 2020 году не представлялось возможным уже по баллистическим причинам: из-за малого запаса топлива в этот год у аппарата просто не хватило бы топлива, чтобы выйти на полярную орбиту вокруг Луны. Изначально лететь планировалось на индийской легкой ракете, потому аппарат исходно проектировался под ограниченные размеры с небольшим запасом топлива.

 

Так пуск оказался снова перенесен на осень 2021 года. «Я уверен, что это последний перенос, — рассказал тогда «Газете.Ru» Игорь Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований, где создавались научные приборы миссии. — В отличие от авиации, мы летаем один раз, и принцип тут должен быть один: «Не готов — не лететь».

 

Совет РАН по космосу

 

Делать новый прибор массой уже 10 кг доверили другой организации – НПЦАП имени Пилюгина, и как следовало из материалов совета по космосу, готовый прибор ожидали в феврале 2020 года.

 

Однако, как рассказал «Газете.Ru» главный конструктор проекта «Луна-Глоб» Павел Казмерчук, прибор этот еще не готов.

 

«Разработка его ведется, мы ждем, что в апреле будут поставлены летные образцы. Летный прибор изготовлен и они (НПЦАП) завершают его наземные испытания, — рассказал конструктор, уточнив, что прибор делался не с нуля, и НПЦАП имеет большой задел в производстве оптоволоконных гироскопов, – для нас они установили дополнительно акселерометр, то есть он измеряет не только угловые скорости, но и линейные, это нам нужно для посадки».

 

Кстати, прежний прибор – БИБ – также полетит на Луну в так называемом квалификационном режиме – он не будет включен в контур управления, но будет работать, чтобы инженеры могли понять его реальные характеристики для использования в орбитальных аппаратах.

 

ФГУП «НПЦАП»  

 

Выяснилось, что инерциальный блок — не единственный прибор, пока не готовый для установки. Не готов также доплеровский измеритель скорости и дальности (ДИСД), который еще должен поставить концерн «Вега». По данным этого прибора на конечном этапе полета бортовой комплекс управления (БКУ) оценивает вектор движения аппарата.

 

«С концерном «Вега» произошел сход прибора с испытаний, к сожалению, это бывает при отработке определенных приборов. С концерном мы сегодня согласовали догоночный график, и в июне данный прибор будет поставлен, — сообщил журналистам директор НПО Лавочкина Владимир Калмыков. — Это никаким образом не влияет на технологию сборки и испытания аппарата. Вопрос есть, но он отрегулирован и никаким образом не влияет на конечный результат и отправку аппарата на космодром и запуск».

 

Недавно сомнения в том, что миссия будет готова к октябрю, высказал эксперт по российской космической отрасли Анатолий Зак, главный редактор портала RussianSpaceWeb. «Согласно нескольким источникам в отрасли, комплекс БКУ остается ахиллесовой пятой аппарата… Источник, знакомый с вопросом, пояснил RussianSpaceWeb.com в начале марта, что бортовое программное обеспечение тестируется на стенде почти круглосуточно, однако еще не достигло нужного уровня готовности. Более того, настоящие электрические испытания собранного аппарата еще не начались,

 

а без их результата любые прогнозы о дате пуска преждевременны», — пишет Зак, добавив слова своего источника, назвавшего запуск миссии в октябре «нереалистичным».

 

«Новый аппарат, новые испытания. Всякое может быть, но пока мы идем в графике. Формально аппарат на стадии испытаний. Сейчас идут так называемые электрорадиотехнические испытания, — пояснил «Газете.Ru» первый заместитель генерального директора-генеральный конструктор НПО Лавочкина Александр Ширшаков. — Могут ли возникнуть какие-то проблемы? Могут, аппаратура новая, всякое может быть».

 

«По ПО работы находятся в графике. Основную часть, это бортовые алгоритмы при перелете, посадке, нам делал Институт прикладной математики имени Келдыша, все эти работы завершены, и программное обеспечение нам поставлено, все испытания у смежника закончены», — заверил Казмерчук.

 

В НПО Лавочкина журналистам рассказали, что всего к настоящему времени изготовлено 14 экспериментальных изделий, на которых завершены конструкторские, антенные, тепловакуумные испытания, бросковые и другие испытания. Осталось провести вибростатические испытания, и отработать вопросы с программным обеспечением.

 

По материалам N+1 (1, 2, 3), Naked Science (4, 5, 6, 7, 8, 9), Газета.ру (10)

#космос, #техника, #наукороссия

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь