home
user-header

                        
                        
Черный квадрат судьбы ("Археологические портреты")
Фантазер 18 января 2016 г., 11:04 в Путешествия по Якутии 3442

рассказ археолога о погребении Бюгюйэх II


***

Пожалуй, нет такого человека, которого бы не волновала собственная смерть. Но кто-то относится к этому философски, воспринимая как неизбежное (мол, «все там будем»), а других только сама мысль об этом может заставить впасть в глубокую депрессию и отчаяние. Мы боимся летать самолетами, ездить на грузной машине по льду, прыгать с парашютом – ну, а вдруг?.. или стать случайной жертвой террористического акта или взрыва газа. Заболевая, попадая в экстремальные ситуации, в аварии мы все желаем только одного – отсрочить этот момент. Да, это случится, но пусть не сейчас, а потом… Через год, через месяц, пускай даже завтра, но только не сегодня. Мы молимся Богу, Аллаху, просто шепчем какие-то слова с одной лишь просьбой: пронеси!
Но страх смерти не может довлеть вечно. Работа, заботы, дети, повседневная суета уводят от тяжелых мыслей и в минуты умиротворения, веселясь с друзьями либо созерцая с бокалом вина, мы говорим себе: да, все мы смертны, но после нас останется память в наших детях, внуках, в сердцах родных и близких. Останется в том, что мы сделали, написали, построили. Нас радует нетлеющий огонь памяти, который будет гореть и после – что о нас расскажут, вспомнят, не забудут. Ощущение этого согревает как тό красное терпкое вино, размеренно плещущееся в бокале.

 

Самое примечательное, что можно рассказать об этом погребении – то, что о нем нельзя рассказать ничего примечательного. Оно как «Черный квадрат» Малевича – все знают, что такая картина есть и на ней изображен черный квадрат…, и на этом, собственно, все. Расположенное в Верхоянском районе, оно представляется, пожалуй, самым загадочным, потому что ничего ни доказать, ни опровергнуть невозможно и остается лишь констатировать его наличие и строить различные догадки.

 

 

 

 В 2010 году в ходе работ Саха-французской археологической экспедиции (организаторы – Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова и Университет III г. Тулузы им. Поля Сабатье) в Верхоянском районе нам довелось побывать в местности Бүгүйэх (як. изгиб, выгиб), прилегающей к поселку Боронук, который расположен по другую сторону реки прямо напротив Верхоянска. Может быть, не все знают, но изначально Верхоянское зимовье было возведено в 1638 году как раз на левом берегу Яны, «на Боронуковом лугу», и только после 1805-го года оно было перенесено на правый берег, где находится теперь сам город. Как свидетельствуют источники, одной из причин переноса стали пронесшиеся эпидемии оспы и кори, унесшие жизни множества якутов в 1754 и 1778 годах [Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн.2. СПб., 1886. – в книге П.Л. Казаряна «История Верхоянска», Якутск, 1998]. Понимая, что мы находимся, в общем-то, на месте «старого» – исторического – Верхоянска, естественно, что нашим желанием было обнаружить следы той самой ранней эпохи, когда освоение этого огромного приполярного края только-только начиналось.

 

 Проводя пешую разведку на местности, мы вышли к старому погосту (на восточной окраине Боронука), где нашли обрушенный арангас (без покойника), а в полукилометре от кладбища, на 50-метровой горе от уровня реки Яны наш сотрудник Василий Попов (зав. отделом археологии и этнографии Якутского Городского Краеведческого музея им. Ем. Ярославского) нашел четко выраженный могильный провал, говорящий о том, что здесь расположено погребение.

 

Интерес вызывало и то, что травяное покрытие на месте провала было ярко зеленым на общем – выгоревшем от солнца – желтоватом фоне. Это говорит о наличии в почве неких органических элементов, обогащающих ее состав и способствующих активному росту травы и растений. Как показывает практика, на местах погостов и кладбищ, даже заброшенных наблюдается более густая и поросшая дерновая растительность, поскольку рост корней обогащается за счет гумификации трупных останков [см. напр. Туманов Э.В., Кильдюшов Е.М., Соколова 3.Ю. Судебно-медицинская танатология. – М., 2011]. Само надмогильное сооружение не сохранилось даже фрагментарно и это давало основание полагать, что могила может быть очень и очень древней. Памятник получил название Бюгюйэх II.

Но вскоре меня постигло разочарование – после снятия верхнего покрова выяснилось, что слагающие горную гряду слои состоят из плотно сцементированного хаотично разбитого плиточного материала разных горных пород (конгломерата). Разбирать их вручную было довольно долго и затруднительно. К тому же у меня появились сомнения, что здесь может располагаться чья-то могила – уж слишком труден процесс раскопки ямы, с учетом того, что буквально в полукилометре есть места с мягкими рыхлыми отложениями, что называется, «копай, не хочу». Да и расположение провала довольно высокое и уединенное – все это создавало организаторам погребальной церемонии дополнительные неудобства. Нет, подумалось мне, вряд ли я, будь я на месте тех людей, кто совершал церемонию, стал совершать погребение здесь – слишком высоко, далеко и неудобно. Это были мои первые опыты по изучению древнеякутских погребений, но я посчитал, что мы обманулись, приняв за могилу обычную яму. Скорее всего, на этом месте когда-то росло массивное дерево, от которого осталось большое корневище, по каким-то причинам выкорчеванное, что и оставило после себя такой заметный след. Тем более что поблизости отмечаются спиленные пеньки, в недавнем времени тут происходили лесозаготовки.

 

 Однако мои старшие и более опытные коллеги продолжали упорно и методично разбирать плотно слипшиеся между собой обломки плиток, и – невероятно! – сантиметр за сантиметром из-под груды камней четко выделялись контуры могильного сооружения. Когда гроб был уже окончательно расчищен, в глаза бросилась его явная деформация – жесткие, в прямом смысле, условия вмещающих отложений привело к «сплющиванию» могильной конструкции, когда плахи крышки гроба находились практически на одном уровне с днищем, словно были придавлены тяжелым прессом. Я озадачился: кого же могли тут похоронить? Да и могло ли в таком состоянии что-то сохраниться цельным, не потревоженным и подлежащим реконструкции? К моменту окончательной расчистки наступил вечер, и работы пришлось приостановить до следующего дня.

 

***

Порой забвение страшит нас сильнее, чем смерть. Когда нас забывают, игнорируют, не обращают на нас внимания. Не видят, не слышат, не слушают. Когда вокруг тебя растет одно сплошное пустое пространство, называемое одиночеством. А «на миру и смерть красна», как говорится в русской пословице. Порой люди жертвуют собой во имя других людей и это их ничуть не пугает. Ученые ставят над собой опасные эксперименты, спасатели ценой своей жизни вытаскивают детей из горящего дома, полицейские гонятся за вооруженным преступником, рискуя попасть под пули и так далее, и так далее, и так далее. Мы не боимся смерти, когда нас сближает общее дело или общее горе, но те, кто бросают своих друзей и предают близких перед лицом смертельной угрозы – «спасают свою шкуру» – у всех народов во все времена вызывали только гнев и презрение. А о павших героях слагают песни и пишут книги.

 

 

Что я больше всего ценю в своей профессии? Радость открытия, предвкушение чуда, скорое приближение развязки с неожиданным финалом. Удивление, восторг, непонимание, гордость, шок, скепсис. Все те эмоции, которые вызывают движения кисточки, расчищающей скрытую доселе находку, о которой скоро станет все-все известно. Или же ввергнет исследователей в пучину новых поисков и сомнений.
И все эти эмоции я испытал. Сначала я был удивлен. Затем меня одолел восторг, что мы нашли что-то неизвестное. От осознания этого меня переполняло чувство гордости. Но вдруг я спохватился, а как же разгадать тогда это неизвестное и хватит ли для этого умений и знаний? И вообще, почему я решил, что это такое уж неизвестное? Мои коллеги не поддались моему изначальному пессимистическому настрою, и значит, догадывались, что мы можем найти. «А может, это и никакое и не открытие?» – шокировала меня внезапно мелькнувшая мысль. Но я прокручивал в уме все то, что я знал и не находил явных аналогий. «Значит мои коллеги более эрудированные, чем я?». «Ну – ну» – скептически подумалось мне. Я не хотел признавать, что могу ошибаться и вообще оказаться некомпетентным в этом вопросе. Никому не хочется выглядеть явным профаном среди специалистов. Самолюбие, как же.

 

Ничего. Под крышкой гроба оказалось ничего и никого. Но тогда для кого же делалась эта трудоемкая работа по раскопке ямы, на которую мы потратили всем коллективом целый день? Якуты не оставляют и не закапывают могилы пустыми, потому что это может привести к еще большим несчастьям. Туда бросали деревянную куклу или ритуально умерщвляли собак (собаку) или куриц, чтобы яма выполнила свое предназначение и стала последним пристанищем. Но может, это вовсе и не якутское погребение? Ведь оно удалено от старого деревенского погоста почти на полкилометра.

 Размеры могильного короба составили (ширина х длина) 70-80 см х 225 см, крышка гроба представлена четырьмя лиственничными ошкуренными тонкомерными бревнами (диаметром от 15 до 24 см) – часть их заметно обуглена с наружной стороны. Стенки гроба сохранились частично и не все – остались лишь две продольные плахи и фрагментарно одна поперечная, а само днище как таковое полностью отсутствовало. Внутри гроба довольно четко было выражено длинное вытянуто-овальное пятно, размерами (ширина х длина) 31-37 см х 176 см, местами красное, местами – черное, с большим количеством прокаленных обломков плиточника. И более ничего – ни костей, ни предметов. Единственное, что отмечается явно – это присутствие огня. Трупосожжение? Но в практике археологического изучения таких погребений не встречается ни одного случая (по крайней мере, я ничего о таком не знаю), чтобы не осталось даже никакой косточки, не говоря уж о сопроводительном инвентаре. Чтобы полностью кремировать человеческие останки нужно как минимум 8-12 часов непрерывного горения при высокой температуре, которую добиться путем разжиганием обычного костра довольно затруднительно. Это можно сделать в крематории, но никак в тех условиях, с которыми мы столкнулись.

 

В Якутии известны пока только два документально зафиксированных случая трупосожжения – в Таттинском улусе, в Октябрьском наслеге археолог, кандидат исторических наук Иван Константинов раскопал погребение, принадлежащее, по легенде знаменитому шаману Кынгырдыа. «Раскопки ничего не дали, поскольку погребение оказалось сгоревшим дотла. Обнаружены только подверженные действию огня пара железных стремян, железные подпружные пряжки, медная чашечка курительной трубки» [Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века (по материалам погребений). – Якутск, 1971, С. 36]. Второй случай был отмечен нашим известным ученым, доктором исторических наук, академиком АН РС(Я) Анатолием Игнатьевичем Гоголевым, когда в Горном улусе в Шелогонском наслеге были «обнаружены сгоревшие остатки двух костяков. Судя по остаткам кальцинированных костей, они были расположены перпендикулярно друг другу. Верхний костяк … принадлежал мужчине. (…) Около головы лежала якутская пальма. У правого бедра зафиксирован однолезвийный нож с остатками берестяной ножны. Такие же ножи лежали у черепа и у левой берцовой кости. Обнаружены также остатки боевого пояса в виде железного кольца и крючка для подвешивания колчана. От второго костяка сохранилось немногое. Он лежал поперек первого у ног. (…) На месте расположения пояса среди кальцинированных остатков костей извлечены два бронзовых украшения, представлявших собой круглые кольца с двумя рогообразными ответвлениями, заканчивающимися с обеих сторон стилизованными изображениями конских голов» [Гоголев А.И. Якуты: проблемы этногенеза и формирования культуры. Якутск, 1993. С. 98]. В обоих вышеприведенных случаях, несмотря на сильную степень воздействия огня, сохранился сопроводительный инвентарь, по которому, хоть и косвенно, но можно определить культурную и временную принадлежность погребенных, пусть даже приблизительно.

 Наши французские коллеги высказали предположение, что данная могила является кенотафом – «символической могилой» – связанной с каким-то экстраординарным случаем, когда невозможно было совершить сам акт погребения тела и его заменили имитацией [Crubézy E. Human adaptation in Verkoyansk. Mission Archeologique Francaise en Siberie Orientale 2010. Rapport (рукопись на франц. яз.). – Toulouse, 2011. Р. 83-84]. Возможно, что внутри и располагались какие-то жертвенные (не человеческие) останки, которые могли быть сожжены, но доказать это не представляется возможным. Может, были, а может и не были. Можно утверждать только одно: и могильная яма, и гроб сделаны по всем правилам традиционной погребальной практики. Это типичный вариант классического захоронения, но отсутствие в нем каких бы то ни было останков и сопроводительного материала приводит в полное замешательство. Это не позволяет нам делать какие-то обоснованные выводы и нам остается только принять во внимание наличие такого «оригинального» памятника. Отсутствие результата ведь тоже результат.

 

***

 Кто же он был? Тот человек – он или она, – которому посвящена эта история? И существовал ли он вообще? Этого мы никогда не узнаем. Мы никогда не прочитаем его судьбу и не различим даже каких-либо смутных намеков. Мы подошли к «Черному квадрату», заглянули в пустоту и увидели в ней только бездну, где нет ни фактов, ни гипотез, ни версий. И где в безмолвии остается лишь один немой вопрос: кто ты? Это тоже судьба – быть вырванной страницей из Книги Жизни, которую никто никогда не прочитает и не восстановит. Безымянный «герой» (герой ли?) ушедшего. Мы рассказали о тебе все, что могли. И больше нам добавить нечего.

 

Источник:

Кирьянов Н.С. Отчет о проведении археологических исследований на территории Верхоянского района Республики Саха (Якутия) в 2010 году // Архив Отдела полевых исследований Института археологии РАН. Утвержден протоколом № 736 от 15.07.2011 г. Том 1: 220 с.;

 

Авторский проект Николая Кирьянова "Археологические портреты"

 

Все опубликованные материалы: данные и фотографии являются авторской собственностью Саха-французской археолого-этнографической экспедицией и Музея археологии и этнографии Северо-Восточного федерального университета. При использовании данных материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Избранное
  • 18 января 2016 г., 11:35
    oddly   Пожаловаться

    Как все понятно и интересно изложено. Видно, что Вы-фанат своего дела. 

  • 18 января 2016 г., 12:10
    Я_Галина   Пожаловаться

    Да. Очень интересный пост.

  • 18 января 2016 г., 12:22
    YNS   Пожаловаться

    Зря копали.

  • 18 января 2016 г., 12:27
    Анастася   Пожаловаться

    А что значит "якутская пальма" ?

  • 18 января 2016 г., 12:29
    Prohogaya   Пожаловаться

    Николай, как всегда, безумно интересно читать,будто сама поучаствовала в раскопках 🏼

  • 18 января 2016 г., 12:52
    ANT0N   Пожаловаться

    Очень интересно описано

  • 18 января 2016 г., 14:01
    Powerbar   Пожаловаться

    А может, все что новое, хорошо забытое старое и перед нами неизвестный манипулятор, сымитировавший собственные похороны. Доктор Хаус так и закончился.

  • 18 января 2016 г., 19:51
    dafine4ka   Пожаловаться

    Ничего себе! Это же мои родные края, жалко что я правда лет 20 там не была!:( а Можно ли как то поучаствовать в вашей экспедиции в качестве волонтера?

    Есть небольшой опыт в поисках с использованием металлоискателя)

  • Автор
    18 января 2016 г., 21:15
    Фантазер   Пожаловаться
    dafine4ka, поучаствовать, безусловно, не возбраняется, но пока еще неизвестны сроки предстоящих экспедиций и их численный состав.
  • 19 января 2016 г., 12:21
    Ketlin   Пожаловаться

    может чей то дух, заключили и закопали, вроде бы так делают же если тело не упокоено якобы дух становясь у8р носится по земле бесчинствует пакостит, а так тело не нашли но дух заключили.

  • Спасибо, Николай! Прочитал на одном дыхании.

    Боронук мне близок, так как там живут близкие родственники, хотя там никогда не был.

    Возможно, таким образом похоронили Духа Оспы и утромбовали могильную яму плотно, чтоб он никогда не смог вырваться. Был проведен шаманский обряд.

    Только интересно прорастание травы, несвойственной окружающей местности. Над гробом был усыпан пепел от кремации умерших от оспы?

    • Автор
      20 января 2016 г., 09:02
      Фантазер   Пожаловаться

      meic, спасибо за отзыв! Возможно, вы и правы. Такое предположение тоже было и даже упомянуто в отчете, что здесь могли погребсти останки человека, умершего от оспы. Боясь её распространения могилу специально вырыли далеко и высоко, а плиточникую породу выбрали для того, чтобы болезнь не могла распространиться. Кремационный пепел, если и был, перемешался с гравием и щебнем, и выделить его отдельно возможности не было. В общем, если нам встретиться ещё такое подобное захоронение, мы будем более предусмотрительны. Это был наш первый опыт, и может, проделанной не совсем досконально.

    • Автор
      20 января 2016 г., 09:05
      Фантазер   Пожаловаться

      meic, пепел от сожжения останков обычно кладут в какую-то посуду, в туес или матарчах, который ставят поверх, так, например, было в Хангаласском улусе, в Ат-Дабане (раскопки Николая Прокопьевна, не опубликованы), но здесь такого не было.

  • 22 января 2016 г., 03:21
    TUtuma   Пожаловаться

    Коля, мне как то бабушка рассказывала...когда она была маленькой, пропал ее брат. Искали не нашли, через год останки тела обнаружили случайно, звери порастащили и т.д. Хоронили, то что осталось.

    Может это именно такой случай.

  • 9 апреля 2016 г., 09:59
    Солондо   Пожаловаться

    Возможно это было просто холбо. Туда мясо прячут от диких животных и строится он капитально, чтоб не растащили.

  • А я Ваше редкое фото нашел %)

  • 9 января 2017 г., 19:36
    Токэла   Пожаловаться

    Мне всегда интересно было, как определяют то место где надо копать, т.е. надо заранее знать, что тут когда-то жили люди, было поселение?

    И можно ли заразиться чем-нибудь вот так раскапывая древние могилы? Не страшно?)

     

    • Автор
      9 января 2017 г., 23:09
      Фантазер   Пожаловаться

      Токэла, не страшно. Это моя работа.

      Заразиться конечно можно, но мы соблюдаем меры предосторожности.

      Как определяют места - это опыт плюс активный поиск. Есть определённые признаки, по которым находят такие места.

      А вообще, моя работа приносит мне удовольствие. Это моя жизнь. Вечный поиск.

  • 23 июня 2017 г., 23:46
    фф   Пожаловаться

    Есть ли такая научная дисциплина как палеопсихология? Логика действий людей прошлого была ведь не такая как наша, поскольку жили они в совершенно ином восприятии действительности. Среди совершенно иных верований.

    А в этой могиле может погребли душу утонувшего, или пропавшего без вести, но гарантированно умершего?

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь