home
user-header

                        
                        
По примеру предков
Шпак 17 июля 2021 г., 14:21 345

Продолжение статьи Мысли на бумаге

 

По велению предков, по родовым обычаям каждый якут свою судьбу устраивает сам.

В тяжелый для него период выводится вердикт: «дьылгата быьаарыа» - провидение правит его судьбой (далее по тексту - за точный перевод не ручаюсь).

Это можно понять по 2 критериям:

- Судьба, рок, участь человека неподвластна человеку и сопротивляться ему бесполезно;

- «Биир сымыыт ханна сытыйбата5ай! Биир Саха уола ханна төрөөн өлбөтө5өй!» - где не сгнивало одно яйцо, где не рождался один якут.

По этому замыслу, за свою судьбу надлежит бороться до последнего, не жалея зубов и жизни.

 

«Балык ыамнаах, киьи куннээх» - у рыбы бывает время, благоприятное для икрометания, у человека бывает время счастливых дней.

«Ситии сагаттан силбэнэн, сап сагаттан самсанан, оттон-мастан тардыьан» - используя любую благоприятную возможность.

Ты еще жив? Так давай!

 


 

Эти поговорки советуют и мотивируют якутского юношу попробовать свои силы ещё раз, держаться, идти-ползти вперед, обещая ему что будет и завтрашний день.

 

Для этого ему понадобится «курус дьулуур, беге санаа, ханыл сурэх»» -  сильное стремление, железная воля, выносливое сердце.

 

По преданиям, якутский юноша умирает и воскресает в день несколько раз.

Говорят, что «Уол ого уон эттээх-тириилээх» -м олодец имеет десять жизней.

Его каждый день поджидают опасности, которые обтачивают его как алмаз, превращая его в треугольный камень с восьми гранями «уол ого ус уьуктаах, агыс кырыылаах».

 

Такого целеустремленного юношу сама судьба хранит и его оберегает божье провидение «эр бэрдиттэн тымныы быалаах кымньыы сага тэйэр. Уол ого дьоллоох, танара баайдаах».

 

Есть такая якутская поговорка «Уол ого дьоло сир суерт еттугэр»

Дословно она переводится как юношу счастье поджидает с четырех сторон.

По моему мнению, она переводится шире, якутскому молодцу везде пути открыты, он найдет свое счастье в любой части света. Это означает, что куда бы он ни пошел, каким бы делом не занялся – его везде ждет удача и успех.

Следуя этому благословению, у якутов всегда найдутся те, кто будет пытаться изменить привычный уклад жизни. Они были, есть и будут.

Их недюжинный ум, могучая воля, неизмеримое стремление, объединившись оставили с древних времен свой след среди прочих двуногих, спередилицых, с неокрепшими головами, серых  «икки атахтаах, иннинэн сирэйдээх, босхо бастаах, борон ураанхай».

 

 

Чем же они так выделялись среди прочих?

Поднятием камней, переноской туши, перетягиванием палки, борьбой хапсагай – все это в те времена никого не удивляло.

Каждый обычный якут умел и косить сено с утра и до зари, заготавливать дрова каждый день, охотится и таскать тяжести.

Более того, в каждом якутском роду были свои именитые лучшие силачи которые походя умели делать  все что было не в силу другим.

 

С середины 19 в. во время расцвета торговли только исключительно сильные и смелые   люди брали подряд на торговлю «за счастьем» на восток до Охотска и на север до Усть-Яны.

Они брали под «бумагу и честное слово» у купцов чай, табак, аршинные ткани, домашнюю утварь, муку, спирт. И меняли их на пушнину.

Сказать что их путь был тяжел – значит ничего не сказать.

На такой дороге и раскрывался  истинный потенциал человека «киьи уйана-хатана»,

«Буулага мас курдук мускулла, ует талах курдук эриллэ».

 

Большие лишения, опасности, болезни, непогода, гнус, дикие животные, непроходимые леса и горы, реки и болота.

«Кус сатыылаан туоруур туруук хаас хайалары унуордаан, кыьынын тарынна, сайынан кута бадарааннарга туьутэлээн, соруктаах сирдэригэр суккуруур тыыннара эрэ ордон тиийэллэрэ».

 

Кроме того, везти грузы было опасным занятием: на дорогах днем и ночью поджидали бандиты и грабители, разбойничающие лихие люди, местные народности со своими законами.

 

Выносливость и неприхотливость якутских лошадей тоже доказывало свое преимущество в этих дорогах.

На одну лошадь нагружали 6-7 пудов груза (1 пуд это 16 кг). Обычно один человек перевозил 25-40 лошадей.

И как гласит закон бизнеса, конкурентов с собой не брали. То есть, никакой совместной артели нескольких караванов не было. Зачем сбивать цену? Отправлялись сами одни. Без других таких же «искателей счастья».

 

Известен случай, когда один такой сорвиголова из Кангалассцев по имени «Кэлэгэй Кириискэ огото биэс меьеекке барбатах бадьара дьоруо аттаах Мачайар Баьылай» попал в долги на 8 тыс рублей перед местными купцами.

Согласился за счет этого долга отправится на Север торговать. Взял еще на 1 тысячу рублей товаров и отправился в путь с 25 лошадьми. По дороге взял у других купцов подряд еще на 300 лошадей. И еще на 200.

Успешно поторговал на Севере. И вернулся в Якутск с 500 лошадьми, имея всего 4 помощников.

 

Известные якутские силачи Куустээх Уйбаан и Куустээх Куонаан занимались именно перевозкой булунской, янской, колымской, абыйской рыбы и меха в золотодобывающие места Бодойбо.

 

Да, были люди!

 

 

Как пишет В.Серошевский в своей книге «Якуты», в старину якуты, познав сладкую еду и чай, уже не были сильными и выносливыми как прежде.  

По его словам, раньше якуты косили месяцами, с утра до поздней ночи. «И еще как косили! Теперь так косить не умеют. И все были здоровы и крепки», - вздыхал тогда этнограф, отметив, что старые якуты порицали русскую еду – чай, хлеб, сахар, и почитали природную якутскую пищу, кумыс и кобылье молоко, от которых человек делается крепок и удал.

 

Вот мнение историка, ученого-антрополога СВФУ Еремея Габышев (я имел счастье учиться у него)

Сегодня среди якутов нет хороших вольных борцов, утверждает он. По его мнению, в 60-ых годах 20 века якутские борцы были намного сильнее, потому что … косили траву.

К этому я добавлю, потому что якутские борцы тогда ходили на охоту. На 2-3 месяца.

Но почему именно вольные борцы? Потому что из всех видов спорта вольная борьба – это единственный показатель силы, так как в драке вольноборец победит боксера; вольная борьба – это самый главный вид спорта, потому что по ней можно судить о силе целой нации, так как «вольная борьба» — значит «один на один».

 

А почему не греко-римская борьба? В ней главное большая масса тела.

В 60-70-ые годы лучшими среди вольных борцов были южане, впрочем, как и сейчас. Как советовал Коркин своим борцам – если боретесь с кавказцем, то его обязательно надо положить на лопатки, если не положите на лопатки, победа достанется ему.

Что это значит? Это значит, что у кавказцы выносливее и у них длинное дыхание. Говорят, этому способствует их тренировки высоко в горах, где разряженный воздух.

По мысли Габышева, спортсмены – это показатель того, какой народ сильнее. Раньше в спорте всех превосходили афроамериканцы, в частности в боксе, а сейчас их потеснили латиноамериканцы, поскольку у последних происходит пассионарный подъем.

По его словам, в вольной борьбе сегодня в России лидируют осетины и дагестанцы. Да и в других видах в числе первых тоже южане, в российской команде много спортсменов с Кавказа; в боксе в основном армяне.

 

С Габышевым согласен врач, ученый-педагог, доцент кафедры адаптивной физической культуры института физической культуры и спорта СВФУ Петр Кривошапкин. По его словам, в меню якутских борцов, безусловно, сахар присутствует. «Откуда тогда получать энергию? – вопрошает он. – Тем более после тренировок и выступлений?».

По его мнению, спортсмены сахар (сладкое, мучное) есть должны. Гиподинамия вредна, а не сахар.

Нередко борцы гоняют вес, и, смотря на их мучительные голодовки, невольно хочется узнать – а с какими силами они выступают? И энергия, и дыхалка должны быть в мышцах, поэтому еда тут не важна, объясняет врач.

Кстати, с тем что что дыхалка у современных борцов слабая, Петр Кривошапкин не согласен – якутские вольные борцы в кроссе, проводимом в Кисловодске, находятся в числе лучших и становятся даже абсолютными чемпионами.

 

Сладкое и мучное, а также сладкие фрукты в рационе должны присутствовать обязательно – глюкоза нужна, но употреблять их нужно строго до обеда и не совмещать с белками, чтобы они не превратились в плохой холестерин и не вызвали закисление организма и увеличения молочной кислоты.

По идее якутские спортсмены из мясного должны питаться только олениной, горным бараном, куропаткой, причем желательно особями мужского пола. Нельзя есть говяжий жир, свинину, сало (изредка). Жеребятину только комнатной температуры.

Как говорят европейские исследователи, 80 процентов энергии у нас уходит на борьбу с холодом, но может быть и все 100 процентов. Большая ошибка есть жеребятину в замороженном виде, поскольку, чтобы переварить мерзлое мясо, организм тратит очень много энергии.

Гормоны определяются генетикой. Скорость, реакция, сила, восстановление передаются от наших предков.

Как гласит мировая статистика, по 6-ти бальной шкале на один миллион людей самый высокий бал приходятся только пять человек, а нас, якутов, 984 307 чел, sakha.gov.ru›3272480

Значит у нас всего пять спортсменов с хорошими данными.

 

Спортсмен, если хочет добиться высоких результатов, получить золотую медаль, должен заботиться о своем организме, пользоваться им очень экономно, беречь себя, следить за каждым своим шагом. Съешь один окорочок (где очень много антибиотиков, гормона) – считай пропало, на целый месяц кровь будет испорчена; олимпийские чемпионы – очень ответственные люди; только лидер, мудрый спортсмен может стать чемпионом, подняться на высокий уровень.

Лучше всего для якутских спортсменов подходит своя национальная еда, поскольку она лучше усваивается и адаптирована под якутский организм, чем иная пища.

Жалко, что сейчас такое не практикуется и не учитывается, и все питаются в общей столовой, и о какой-то особой питательности говорить не приходится, поскольку меню там самое обыкновенное.

По мнению Еремея Габышева и Петра Кривошапкина, для якутских борцов (в целом якутских спортсменов) необходима именно якутская национальная кухня.

 

Так, это  - будущее.

 

Поэтому вернемся к нашим предкам.

Культ сильных и ловких людей, в нашем крае бытует с древнейших времен.

Потому что по настоящему сильных и ловких - истребили в свое время. Д̶о̶б̶р̶о̶в̶о̶л̶ь̶н̶о̶е̶ ̶в̶х̶о̶ж̶д̶е̶н̶и̶е̶ ̶Я̶к̶у̶т̶и̶и̶ ̶

Есть предание, что когда правую руку и ногу Чаллая (по другим преданиям - правый глаз Тыгына) отвезли самому русскому царю, увидев которых гарант повелел умертвить всех инородцев якуцкой земли «кто выше колеса... ». 

По трудам Серошевского, Ксенофонтова, Гоголева, средний рост якутов составлял 140-150 см. 

Поэтому среди якутов до сих пор бытует уважительное отношение к якутам высокого роста "икки саьаан". Это в последние 20-30 лет начали массово рождаться высокие.

До 80-90-х годов ХХ в. высоких (выше 180 см) якутов в селах было по пальцам одной руки пересчитать.

 

Единственным мерилом обладания силы осталось только «поднятие камня»

Когда я был в Черкехском музее Таттинского улуса (привет Володе!) видел там камень, который является реальным памятником всех живших когда-то в Якутии силачей, своеобразным материальным «приветом» от знаменитых предков: «Попробуйте, свои силушки, потомки. Поднимите!».

Попробовали и мы поднять этот камень.

Говорят, этот камень каждую неделю приходится возвращать на свое место.

У якутов вообще не принято выпячивать свою силу. Сколько прошло незаметно тех кто обладает «четвертью силы», не сосчитать.

 

Лишь некоторые стараются показать свою силу. Тот же сделанный легендой В.Манчаары. который жил в первой половине XIX века, и которого «никакие кандалы, тюремные решетки и замки не смогли удержать». Он  постоянно убегал,  перепрыгивая через высокие заборы, проходил тысячи верст через дикую тайгу, чтобы добраться до родины, до родного аласа Арыылаах.

Силой и резвостью ног своих прославился Манчаары. Рассказывают, что в спортивных состязаниях по видам «кылыы», «ыстанга» и «куобах» он побеждал всех. Ловкость свою Манчаары показывал и тем, что мог прыгать и бегать по макушкам столбов аласных изгородей. От столба до столба в среднем три с половиной метра.

Так вот, по преданиям Манчаары обладал всего четвертью силы. В одном из побегов его спутником был один тунгус, которому Манчаары и в подметки не годился ни по силе ни по выносливости. С тех пор Манчаары бросил кичится своей силой и жил мирно в ссылке в Вилюе.

 

Как определяли якуты силу человека?

Были такие критерии:

1. «Чиэппэр куустаах» - имеющий четверть силы

2. «Анаар куустээх» - имеющий половину силы

3. «Куустээх»  - имеющий силу .

Определяется это так:

1. Может поднять тяжести до 25 пудов, то есть 400 кг по нашим меркам

2. Может поднять тяжести  до 50 пудов, то есть 800 кг по нашим меркам.

3. Может поднять тяжести 100 пудов, то есть 1600 килограммов. Полторы тонны.

 

Как я уже написал, много людей, имеющих четверть силы (чиэппэр куустээх) прожили жизнь безвестными.

Многие ушли на ту войну и не вернулись. Что и говорить, когда из одного родового стойбища Кульбертинова ушли на войну 40 мужчин и вернулись всего 2.

 

Говорят, многие из них на тех самых проводинах впервые показали свою силу своим односельчанам, "чтобы помнили".

Среди якутов четверть силы - считается нормальным. Отапливая всю зиму якутскую печь, которая явно не приспособлена к зимним условиям, любой якут ежедневно проходил испытания на выносливость и силу.

Говорят, про тех, кто жалея свою скотину (быка, лошадь), которые не могли выдерживать ежедневный труд, сами впрягались в сани и возили дрова из леса, сено из аласов, воду из озер. Среди стариков таким был каждый. И сено они косят лучше и дольше чем молодые.

 

И по каким то приметам эти старики сразу выделяют среди ребят особо сильных «Оо бу беге тага керуннээх айылга куус еттунэн атагастаабатах огото» - вот дитя которого природа силушкой не обидела.

 

Когда в наши школьные годы вышла в газете новость про Оокко-бухатыыр и фото где он стоит с двумя бидонами в руках – все мы в школе попробовали таскать так бидоны с водой. Ничего сложного. Сам таскаю до сих пор когда бываю в деревне.

Помню, мешки с зайцами забрасывал в кузов машины. Пока отец не запретил.

На уборке картошки из-за высокого роста всегда последние 10 мешков приходилось закидывать мне.

В школе в старших классах таскал пустые железные бочки на плече.

После школы подрабатывал  одно время грузчиком в городе. До сих пор знаю, что значит разгружать ковры. Сперва нас было 15. Под конец рабочего дня подъехало еще 5 контейнеров с коврами. Нас осталось 6. Так с первых дней работал я стал наравне с опытными грузчиками.

В аспирантуре был чемпионом по перетягиванию палки.

Со своим сводным братом мы как то по очереди «подметали двор» спиной одного нашего зятя, окончившего физкультурное отделение.

По работе каждую весну бегал на спартакиадах среди спортсменов. Не выиграл ни разу ))

Два раза был на настоящей охоте, куда добирались сперва на самолете, потом на моторках, потом на лошадях. Одна только дорога до места охоты составила 14 дней. Были с ранней весны до осени.

Был один сезон на Севере. Добывали бивни мамонта кустарным способом. Тяжело.

За один летний день почти каждое лето в одиночку грузил 3 машины сена с жердями-подпорками (кто в теме тот знает) и разгружал сам. Машина-самосвал ЗИЛ 130.

Приезжает сосед вечером домой и спрашивает у своей жены, «у них родственники приехали что ли? Утром этих стогов не было».

Его жена отвечает «да нет, просто их сын приехал». Сосед говорит «ааа».

Соседи так привыкли к этому, что запросто «одалживали» меня у отца на погрузку сена. Или придержать скотину при забое ))

И это считалось и считается нормальным. Просто не обращаешь на это внимание. Это же обычная твоя жизнь. Которая у кого то считается сверхестественной.

Ну да, среди моих предков были необычные люди. 

 

В армии среди кадровых офицеров все были мастерами спорта сразу по нескольким видам спорта.

По офицерскому многоборью - обязательно! Были фанатики которые в любую погоду бегали по 10 км. каждое утро.

Так вот, инструктор по физподготовке решил меня подтянуть. Потому что у меня в графе «спортивные достижения» стояла только одна запись «разряд по шахматам». Мои заявления, что я же при штабе и личным примером мне никого вдохновлять не надо – его не устроили. Пришлось покориться в приказном порядке.

За месяц я сдал кандидата. Впервые в жизни. По трем видам. Инструктор только мотал головой, какой материал, из тебя как из глины что угодно лепить можно.

О том что я могу, я писал в посте Я все еще могу…

 

Так вот, при всем при этом, я не считаю себя сильным. Ранее я писал про своего одноклассника, который играючи разбрасывал нас в 11-классе, стоя на одной ноге Выдающиеся спортсмены выигрывают силой духа

 

Есть хорошая якутская пословица – на каждого сильного найдется свой соперник.

 

Якутские предания хранят воспоминания о тех, которые крутились семь раз на своем большом пальце руки «эрбэх урдугэр сэттэтэ эргийэр».

 

Кстати, насчет этой поговорки, не думаю, что это означает что они крутились на своем одном пальце. Это не китайские монахи ))

По моему, это было обозначение национального вида спорта «тутум эргиир».

В школе мы все крутились вокруг этой палки-вертушки. Зачет по моему был 8-10 раз.

 

Современный мир навязывает свои новые правила, где инфантильные жеманные юноши субтильного сложения становятся кумирами молодежи. Они проповедуют свой стиль жизни, обожествляют хрупкость и нежность, выходят на сцену, призывают быть людьми мира и более того, они геи. 

Им стремятся подражать. Ими восхищаются. 

Это в корне неправильно. Это участь рабов, обреченных на покорность и вымирание.

Древнее правило завоевателей: Хочешь уничтожить народ - лиши его потомства. Об этом написано тут Лата

 

Вывод: мой другой пост был о Играх Дыгына. Игры Дыгына? Нет, не видел.

Вот и посетили меня такие мысли.

Почему сейчас не воспользоваться актуальностью развития местного внутреннего российского туризма?

Ростуризм, региональные департаменты по туризму сейчас дают большие гранты и субсидии для развития внутреннего туризма.

 

Почему же не воссоздать экстремальный туристический маршрут Якутск-Охотск, Якутск - Усть-Яна?

Сроком на месяц-два.

Пустить по нему этих спортсменов из игр по этому маршруту с поклажей, пусть даже с 1 конем. Каждый якут должен уметь обращаться с лошадью.

Во и посмотрим кто же доберется до конца пути.

В отличие от своих предков им не придется еще возвращаться обратно тем же путем.

Это им не допингом напичкаться, не уколами встать на ноги и прыгать как зайчик от силы час-два, не транквилизаторами выигрывать машины. И не на велосипеде ехать под охраной машин до Полюса Холода.

 

Доберется тот, кто имеет сухие жилы, железную волю, спокойный характер - лучшие, отборные сыны своего народа  с горячей кровью и мужественным сердцем.

Вот тайга. Вот костер. Вот мужчина.

 

Избранное
  • 17 июля 2021 г., 17:30
    Kori_Night   Пожаловаться

    Вспомнила один случай из детства. На сенокосе мы полностью работали вручную, ничего у нас не было. Мы с сестрой девчонки подростки. Работаем на пределе своих физических возможностей. Вилами кидать сено физически очень тяжело, мы прям всегда были красные, потные, с перекошенными от напряжения лицами. Как то через наш алас проходил одноклассник сестры и предложил свою помощь. Мы сидели с сестрой и любовались над игрой мышц, лёгкими движениями и восхищались мужской силой. Совсем не похоже на нашу тяжёлую напряженную работу. Как лёгкий, красивый танец. Парень даже не вспотел. Тогда я полностью осознала как же женщины слабы по сравнению с мужчинами. Но это было только один раз. Нам каждое лето приходилось упахиваться на сенокосе.

    • Автор
      18 июля 2021 г., 12:27
      Шпак   Пожаловаться

      Kori_Night, меня до окончания школы дед не подпускал к сенокосу. Говорил его долю я сам сделаю "кино елуутун бэйэм да охсор инибин". Зато после школы он же все показал как надо и сенокос пошел влегкую как тренировки в спортзале, весело и в охотку.

  • Комментарий удален
    • Автор
      18 июля 2021 г., 12:59
      Шпак   Пожаловаться

      aub, есть предел человеческих возможностей. Иначе бы все стали чемпионами. С помощью тренировок и таблеток.

      В Новосибирске есть институт который на антропологическим и генетическим данным выявляет будущих спортсменов. Все подающие надежды спортсмены проходят через это сито.

      Например, привязка сухожилий на сгибах коленей и локтей у каждого человека разная, у кого то ближе, у кого то чуть дальше. Вот это "чуть" и определяет что человек пойдет на рекорд. А этот нет.

      В том же институте выявляют и проверяют реакцию спортсмена:

      время за которое спортсмен во время действия может прокрутить в голове несколько возможных вариантов действий и выбрать единственно правильное.

      Подготовленный спортсмен за 1 секунду выдает и перебирает 3 варианта.

      Футболист Аршавин выдавал 10 вариантов.

      Вот таких поддерживают и включают в сборную.

  • 21 июля 2021 г., 21:16
    Ghast   Пожаловаться

    Круто! Беру содержание поста на вооружение )

    будем чем блеснуть и как измерять силу настоящих мужчин 

    И желаю побольше таких статьей из якутской самобытной жизни.

     

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь