user-header

Лучшее место на земле
12 сентября 2019 г., 14:16 в chtivo 987

Холодно. Капли конденсата повисли на стенках палатки и при каждом порыве ветра капают на лицо. Спал плохо, это потому что водка уже как четыре дня назад закончилась. Зазноба давно проснулась и копошилась в рюкзаке, в поисках чая и сахара.

Теша себя надеждой, что сегодня к вечеру мы будем обедать горячими позами с холодным пивом, кряхтя вылез. Туман и холод. Черные, рубленные валуны, щедро рассыпаны вокруг небольшого островка мягкой земли, где мы и команда из Иркутска расположились на ночлег.

От холода и постоянной сырости нервничаю. Из обмокшей и потрепанной пачки вытащил последнюю сигарету. Курим молча, поочередно передавая друг другу большую эмалированную кружку с чаем, в обмен на пару затяжек. Выдыхаем в горный воздух дым и теплый пар.

Чем дольше смотрим на раскинувшуюся под нами зеленую долину с нависающей над ней громадной горой, тем спокойнее становится на душе… словно туман рассеивается перед рассветом.

Предстоит последний сложный спуск:

- Как пойдем? Как люди или как кони? – спросил я, имея ввиду длинную, пологую конскую тропу или прямой спуск вдоль водопада метров на триста почти по отвесной скале.

- Как люди.

«Человек – это звучит гордо» - подумалось мне в ответ.

Обмазав толстым слоем нурофена разбитое колено и заклеив лопнувшие мозоли, повертел в руках пачку кеторола. «Еще потерплю» - подумал я и забросил её обратно в аптечку. Колено разбил на первом спуске с перевала – надеюсь простое растяжение, но боль за два дня передышки на Шумаке ни на грамм не уменьшилась.

Со смешанным чувством гордости и зависти посмотрел, как Зазноба словно сайгак поскакала по камням в сторону спуска.

- Удачной дороги! – крикнули мне вслед улыбающиеся Иркутяне.

- И вам мягкого подъема.

Вчера мы взяли перевал, Иркутяне наоборот идут на штурм.

Мы покидаем Шумак, спускаемся на равнину. Зазноба торопится, потому что еще не знает, что её ждет внизу, что она в итоге потеряет. В горах самое интересное это люди. Природа, конечно завораживает, но горные туристы, скалолазы, альпинисты, сплавщики – это особая каста людей.

Когда в первый раз спустился с горы, я несколько дней привыкал к равнинным людям. Заставлял себя не улыбаться каждому встречному, не желать «приятного аппетита» людям в кафе, не рассказывать всем подряд о себе, не предлагать выпить чаю или спирта. В горах я приобрел всеобъемлющее дружелюбие и взаимопомощь, но там же её и оставил. В горы можно ходить только ради интересных и добрых людей, ради веры в человечество.

Зазноба мягонько, как кошка, начала спуск вдоль водопада. Резкие и крутые изгибы стропы, которая порой исчезает, натыкаясь на отвесный спуск. Огромные, двухметровые валуны прижимают к грохочущей водяной стене. Я помню, как она поднималась сюда – испуганная, нерешительная, временами закрывая глаза от страха и ужаса перед трехсотметровой высотой.

Шумак изменил её, также как двенадцать лет назад изменил меня. Страха нет, появилась любовь к горам, понимание суровой и молчаливой красоты, принятие боли, желание преодолеть себя. В ней теперь чувствуется уважение к себе, гордость за пройденные испытания. Горы меняют людей.

- Эй! Веселее, мы в хоккее! – глядя на то, как я ковыляю и спотыкаюсь, подбадривает меня Зазноба.

В ответ улыбаюсь и продолжаю ковылять. Нет, все-таки не всю веру в человечество оставлю здесь, я заберу её в Зазнобе. Когда спустимся, мы уже не будем так одиноки и беззащитны среди сплетен, эгоизма, грубости и зависти. Когда мне будет тяжело и противно - я точно знаю, что есть человек в этом мире, который хлопнет по плечу и скажет что «мы в хоккее».

Мимо нас прошел караван на Шумак. Пацан лет шести, покачиваясь в седле с дедом, с интересом разглядывает нас. Всадники приветствуют меня на бурятском, что-то спрашивают про Улан-Удэ. А я отвечаю, что якут. Улыбаются в ответ и желают удачи в пути. Здесь так классно и ярко улыбаются. Даже старики.

Вспомнился Петрович его друзья - рыбаки. Четверо стариков далеко за 60. Мы с ними ночевали в одном зимовье. И ночью у костра слушали их байки о рыбе, горных реках и соседях по даче. Они не жаловались на болезни и маленькую пенсию, на олигархов и нерадивых детей, не было тоски и о Советском союзе. И они были счастливы вместе в горах - в рваных дождевиках, потертых куртках и старых сапогах. Они шли к Ямин-Гол за хариусом, с пятью пачками соли и разбитыми ногами. Задорные, как дети с кульком казинак. Единственное сожаление их было в том, что туристы стали редко таскать с собой гитары.

Обедать мы сели только к двум, когда дошли до первой нашей стоянки. Дождь на время перестал накрапывать и мы уселись за огромный стол, срубленный сиротами из свалившегося кедра. Местный лесник решил собирать детей из детских домов и вместе с ними обустраивать стоянки и зимовья на туристических тропах в Саянах. Ребята, которыми он руководил, совсем не были похожи на озлобленных и брошенных детей. Старательные, дружные и крепкие. И это ведь в самом сложном возрасте от 12 до 17 лет. Восхитительный этот бурятский лесник, который не только верит в будущее детей, но и сам его создаёт. Такие пацаны будут крепкой опорой, что на военной службе, что в гражданской жизни.

За эти семь дней в горах мы встретили столько восхитительных людей: Сашка из Русского Устья огромный добрый бородач - отец пятерых детей, ребят из Магнитогорска с пацанами-щеглами 6 и 8 лет, Иркутянин Димка с кедровым самогоном, и задорная команда водных-туристов из Чувашии, в первый раз поднявшаяся в горы.

Хлюпая не разварившимся Ролтоном, думаю, что нужно сохранить в себе всю ту доброту, которую мы встретили. Не расплескать в буднях, не растерять на равнине. Беречь как сокровище.

- Надо вернуться. – оглядываясь вокруг, сказала Зазноба.

- Обязательно вернемся.

- Это лучшее место на земле. – выдохнула она и начала собирать походную посуду.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться