home
user-header
Капремонт. Платить или не платить – вот в чем вопрос.
18 марта 2016 г., 19:02 696

Капремонт. Платить или не платить – вот в чем вопрос. 

Часть I

Сегодня многие собственники в многоквартирных домах с удивлением узнали о новых коммунальных платежах. А именно – взносы в фонд капремонта. 

История капремонта не такая и новая. Разработка программы началась еще лет пять назад, многие нормы Жилищного кодекса (ЖК) появлялись уже 2013. Но, как гласит народная мудрость: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». 

Множество граждан обеспокоено. Ходят слухи, что взимание платежей за капитальный ремонт незаконно, что его отменят, что можно не платить. Вот и встает поистине гамлетовский вопрос: платить или не платить? Данная статья носит чисто аналитический характер, не является пропагандой или агитацией. 

Раздел IX ЖК регулирует вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Это новый, большой раздел, включающий 35 статей. При этом, статьи сейчас гораздо объемнее, чем в эпоху когда ЖК создавался. Более того, согласно положениям этого раздела должны быть приняты региональные нормативные акты. В этих программах описано все вплоть до размера платежей и адресов домов. Все строго описано и соответствует положениям ЖК. Обязанность по уплате установлена статьей 169 ЖК. Поэтому, с формальной точки зрения все законно.

Рассмотрим основные моменты, касающиеся вопроса. На региональном уровне разрабатывается программа капитального ремонта. В ней описываются все многоквартирные дома и сроки проведения капитального ремонта. В региональной программе определяется минимальный размер взноса с каждого квадратного метра жилья в многоквартирных домах. Собственники могут определить и больший размер. Так же, создается региональный оператор.

Согласно ЖК, каждый собственник в многоквартирном доме должен отчислять определенный взнос на счет фонда капитального ремонта. Собственники могут определить лицо – владельца счета. Если решением собственников многоквартирного дома определен иной владелец счета, чем региональный оператор, то сами собственники определяют:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) смету расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты. 
При этом, срок проведения капитального ремонта не может быть позднее, чем установлен для конкретного дома. Если же, собственники не выбрали владельца счета, то по умолчанию, этим лицом становится региональный оператор. Статьи 180, 182 и 190 ЖК устанавливают, что в этом случае вышеперечисленные функции выполняет региональный оператор. Но, кроме них: определяет банк для хранения средств, подрядчиков на выполнение работ, утверждает акт приема-сдачи работ (по согласованию с органом местного самоуправления и лицом, представляющим всех собственников), а также осуществляет несколько менее значимые функции. 

В силу понятных причин, владельцем подавляющего большинства счетов многоквартирных домов будет региональный оператор со всеми вытекающими. 

Уже на этом этапе возникают некоторые вопросы. Если каждый дом индивидуально не похож на другой, то почему все платят одинаково? Закон имеет ответ. Суммы, оставшиеся после проведения капитального ремонта, будут возращены. Загвоздка в том, что платить надо сегодня. Может кому-то не хватит как раз этих денег на еду или лекарства. Или квартира будет продана. Неужели такой механизм может реально сбалансировать разницу в состоянии домов? Государство, как бы говорит, чтобы вы платили сейчас, а потом, может быть, вам что-то вернут. 

Не очень понятна и очередность проведения капитальных ремонтов. Есть дома, которые пройдут капремонт в возрасте за 60 лет, а есть дома, которым не исполнится и 25. 

Так или иначе, это данность. Не платить по квитанции в надежде на отмену капремонта, конечно можно. Как метод борьбы: может быть. Можно даже попробовать сыграть в игру «докажи государству его неправоту в суде», тем более есть на что опереться (об этом в следующей части). Но практика показывает, если российская власть решила изъять деньги у населения, сопротивляться бесполезно. Скорее, перепишут все законодательство, но поборы не отменят. 

Правовую оценку положениям о капремонте читайте в следующей части статьи.

Часть II

В этой части буду рассмотрены самые распространенные претензии к положениям о капремонте с юридической точки зрения. Не все они обоснованы, но для того, чтобы лучше понимать сложившуюся ситуацию, рассмотрим и те претензии, которые на первый взгляд кажутся уместными. 

Как ни странно, кроме ЖК есть и другие законы. Так, например, статья 178 ЖК устанавливает, что региональный оператор создается в организационно-правовой форме фонда. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» статья 7, а так же, статья 123.17 Гражданского кодекса (ГК) устанавливают, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. То есть, взносы в фонд - дело добровольное, но согласно статье 170 пункт 1 ЖК, вы будете платить пеню, в случае неуплат. И это законно, так как тот же ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит норму в редакции от 13.07.2015, согласно которой особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. Даже ссылка на статью 30 Конституции, согласно которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем некорректна, так как фонд – организация без членства. Граждане в фонд не вступают, они в него платят. Вместе с этим, есть еще и другие фонды, куда граждане платят обязательные взносы. Например: ПФР. То есть, ссылка на то что, в фонд платят добровольные взносы, в данном случае необоснованна. 

Так же следует отметить, статья 16, пункт 2 закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» косвенно устанавливает норму, согласно которой навязывание услуг ничтожно. Является ли обязание граждан осуществлять капремонт навязыванием услуг – вопрос риторический. Но, выходить в суд с таким основанием бессмысленно, поскольку услугу капремонта навязывает не региональный оператор. Фонд только выполняет предписание закона. Формальная логика подсказывает, что услуга навязана самим законом, следовательно, навязывает услугу орган, принявший такой закон. ОСАГО, по сути, тоже навязывание услуги, но никто его не отменят, все признают его законность. 

Есть один момент, который вряд ли юридически будет разрешен. Главные претензии с правовой точки зрения сводится к следующему: согласно статье 36 ЖК: собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. То есть, имущество подлежащее капремонту принадлежит собственникам на праве долевой собственности. А статья 246 ГК устанавливает: Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. То есть, по ГК, капремонт как распоряжение общим имуществом должен происходить по соглашению всех собственников дома. Нормы ЖК прямо нарушают это положение. Таким образом, происходит коллизия права. При этом, согласно юридической науке, преимущество должно отдаваться нормам ГК, так как жилищное право – подотрасль гражданского. Способ решения этой коллизии вызывает неподдельный интерес, так как положения статьи 246 ГК напрямую вытекают из содержания права собственности как такового. Конечно, можно возразить, что согласно тому же ГК, обязанность содержать имущество лежит на собственнике. Однако с точки зрения науки, такая обязанность означает право всех других субъектов не нести бремя содержания имущества конкретного собственника. В данном случае, если некий субъект вторгается в отношения собственников по поводу реализации их правомочий, то это ставит под вопрос саму правовую природу собственности. Вместе с этим, все знают степень защищенности (или незащищенности) права собственности в России. 

Есть еще один момент, который сразу не бросается в глаза. А именно: статья 179 ЖК устанавливает, что из платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Вспомним: далеко не все квартиры находятся в собственности граждан. Есть и муниципальное жилье. Однако вряд ли органы местного самоуправления будут вносить какие-либо средства в фонд капремонта до его завершения. Не факт, что эти средства вообще будут внесены. То есть, муниципалитет в явно более выигрышном положении по отношению к другим собственникам. Это нарушают статью 8 Конституции, которая говорит: В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Некоторые эксперты усматривают некоторые признаки возмездности в отношениях между региональным оператором и собственниками и, эти отношения должны строиться на общих положениях о сделках. Есть даже инициативнее группы граждан обращающихся по этому поводу в суд (г. Москва). Возможно судебные решения создадут какой-либо прецедент, но основной признак возмездности – плата за услуги. Еще раз возвращаемся к тому, что услуги по капремонту оказывает не региональный оператор. Услуги будут оказаны строительными фирмами. С формальной точки зрения доказать возмездность в данном случае очень сложно. 

Также генпрокуратура и группа депутатов госдумы обратились в Конституционный суд (по последним данным генпрокуратура заявление отозвала). Особо не вдаваясь в подробности, можно отметить, что основания, по которым будет рассмотрен вопрос, не оспаривают саму концепцию обязательных взносов за капремонт. То есть, даже если Конституционный суд признает неконституционными:
1) использование средств собственников жилья и финансирование капремонта в других домах;
2) неравное положение собственников сформировавших фонд капитального ремонта на счете регионального оператора и собственников со специальным счетом в банке;
3) невозможность распоряжаться перечисленными оператору деньгами из-за отсутствия соответствующего закона, который бы указывал объемы, сроки расходования и возврата денег, - это не ставит под сомнение саму плату за капремонт. Просто в законодательстве будут изменены лишь элементы, регулирующие данные правоотношения. 

Что же делать? Лучше собственникам жилья самим определять владельца счета фонда капремонта, самим принимать решения по его проведению, тогда и сами собственники будут выбирать подрядчиков, сами принимать их работу. Но и здесь встает философско-мировоззренческий вопрос: кому все это надо? К сожалению, большинство собственников относится халатно к общедомовой собственности. Есть исключения, есть ТСЖ и кооперативы эффективно решающие такого рода вопросы. Но это лишь исключения. Смотреть на вопрос капремонта как на нечто выходящее за рамки логики системы политико-экономического устройства российского общества наивно. Когда государство решает изъять деньги у населения, без сомнения, оно их изымет. Стоит ли бороться? Безусловно да. Вопрос в том, какая это борьба. Если под борьбой понимать неплатежи по капремонту, то, к сожалению, вероятность успеха очень низка.

Избранное
  • 18 марта 2016 г., 19:12
    Майя-яйаМ   Пожаловаться

    с июля 2014 года по сегодняшний день я заплатила за капремонт 2433 рубля 25 коп.

  • 18 марта 2016 г., 19:18
    bad_trip   Пожаловаться

    Плачу где то по 250 руб в месяц для меня не принципиально, были уже судебные прецеденты когда выбивали за этот несчастный кап ремонт с должников нахер мне лишний головняк из-за какой то мелочи.  Налог на квартиру меня например больше бесит 

  • Кто-то грамотно обдирает население. Что тут сказать: молодец!:-)

    • 20 марта 2016 г., 19:59
      Fotij   Пожаловаться

      Доктор_Бармалейкин, хэ..вот тут вынужден с вами согласится...кто-то (хотя известно кто и через кого) пользуясь неблагоприятной статистикой по аварийному жилфонду, просто тупо набивает себе мошну, вместо того, чтобы НАЛАДИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ силами ЖКХ...но видать это хлопотно (ведь нужны профессиональные кадры инженеров-теплотехников, сварщиков, сантехников, газовиков,  электриков, строителей, вентиляционщиков, проектантов и сметчиков и людьми, которые будут этой армией УМЕЛО УПРАВЛЯТЬ)... 

       

  • 18 марта 2016 г., 21:29
    AntonAlekseevi4   Пожаловаться

    Да *опа этот капремонт... В нашем доме только в 2033 году будут делать...

  • 19 марта 2016 г., 00:16
    TTcuXoJIoG   Пожаловаться

    у меня дома плата за кап.ремонт 1100р. я перестал платить с того года...

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь