home
user-header

                        
                        
25 апреля 2010 г. он ушел. Ушееел.. ЛиАЗ-677
29 апреля 2018 г., 11:33 4176

 

 

 

 


25 апреля 2010 г. мэрия ГО "Якутск" запретило эксплуатацию автобусов ЛиАЗ-677М всех годов. Последние бегали около 10-15 штук, каждый год этих автобусов списывали по дюжину. 

 

 

 

История этого автобуса в Якутске начинается с 1968 года, тогда прибыл первый опытный автобус ЛиАЗ-677А северной модификации на испытания. Через два года в январе 1970 г. прибыли еще 6 штук, 1969 года выпуска цвет белый с бордовой юбкой. Тут на фотографии 1970 г. видно автобус ЛиАЗ-677 спереди, а ззади старый ЗиЛ-158В.

 

Ставлю ремарку, как раз из этой партии в 2013 г. валялся на свалке самый старый ЛиАЗ-677 в СССР, но увы порезан. Под голубой краской прослеживается родной цвет бордовый, заводской автобуса - 661 из 200 тыс. 

 

На фотографии А. Фаламова 1975 г. видно получше.

 

 Ну а через три года в мае 1973 г. поступили еще 12 новых ЛиАЗ-677 уже в разных цветах выполненные в полосках. серия госномера 77-27 яке

 

 

 

 Тут цвет кузова палевый с синей полосой. Возможно 77-26 яке

 

 По воспоминаниям людей новый автобус встретили с теплотой, его ждали на остановках минуя все старые ЗиЛ-158-ые. Автобус вмещал в себя 110 пассажиров по паспорту, однако кто соблюдал эти предписания? В час пик люди забивались лишь бы не остаться, даже выдавливали стекла. Стекол конечно не хватало особенно на севере, тут на фото видно т.н. "бронестекло".

 

 

 Оплата по компостеру. "Совесть пассажира лучший контроллер", "За безбилетный проезд штраф 10 руб" проезд 6 копеек при коммунизме конечно же.

 

Отзывы водителя были двоякие, с одной стороны автобус был прогрессивный и современный в отличие от ЗиЛов-158-ых где не было ни гидроусилителя, ни шумоизоляции от двигателя, ни синхронизатора у механической коробки. Не зря новый автобус получил награды в международной ярмарке в Лейпциге - просторный, большие входы, пневмоподвеска как у лойрайдеров обеспечивала автобусу плавный ход, коробка автомат - ГМП "Львiв" переключение передачами пультом на руле, ведущий мост RABA.

 

С другой стороны автобус уже морально устарел к годам 70-80-ым. Изношенный ЛиАЗ-677 это мучение водителя - шумный жаркий двигатель под боком, довольно громкая трансмиссия и ведущий мост, загазованность салона пахло бензином, слабый кузов, прожорливость двигателя ЗиЛ-375Я7 на 100 километров 50 литров. (Это армейский двигатель ставился на военные Уралы-375). Этот автобус разогнать было трудно а тормозить еще труднее. В гору он не мог поднятся, экстремально кренился на поворотах. В простонародье в Якутске назван "сараем" потому-что реально был сараем на колесах)

 

Водители часто экономили бензин движением накатом, ставился режим "нейтраль" и автобус тихо по кочкам докатывался. Вот она коробка ГМП "Львiв". Звук бутылок исходил не от него, а от карданного вала шедшего к нему от двигателя.

 

А вот сам пульт управлением коробкой, тут 4 передачи - "ПП" - это принудительная передача, можно сказать пониженная включалась в час пик чтобы хоть тронутся с места. "А" - собственно автомат. "Н" - нейтральная передача. "ЗХ" - Задний ход. Я в детстве думал что это за три икс)

 

Конец 70-х - 80-ые уже пик поступления этих автобусов больше 200 штук, несмотря на развал Союза автобусы продолжали поступать. Сам автобус прекратили выпускать в 1994 году, однако многие заводы выпускали его до 2004 года. К нам в сентябре 2002 года пришли последние 20 штук ЛиАЗ-677М Тосненского завода.  Почти все 80-ые их выпускали в желтом цвете по паспорту "охра"

 90-ые годы

 

 1997 год эти фото мне прислал фин Jarmo Moilanen, он говорил о том что в автобусы было не зайти, проезд был бесплатный на муниципальных автобусах.

 

Последние сараи 2009-2010 

 

 

 

 

 Ровно 40 лет бороздил дороги Якутска. Но УАЗ буханка живет дольше с 1965 по н.в.)) Я считаю этот автобус лучшим в мире. Но икарус был намного прогрессивнее и технологичнее по тем временам, но их было мало и стоили дороже..

 

 

 Блин забыл сказать что единственный ходовой ЛиАЗ-677 в республике работает в Тикси. Год выпуска примерно 1981. Но он к Якутску не относится и мы его вычеркнем. Фото ВГТРК "Вести-Саха".

 

Избранное
  • 29 апреля 2018 г., 11:39
    скейтбордист   Пожаловаться

    Автобус моего детства, казался космическим кораблем в 70-е годы) Круче был только  венгерский Икарус, тот вообще супер)

  • 29 апреля 2018 г., 11:44
    СэмСэмыч   Пожаловаться

    Хороший пост)

    Мое любимое место было сзади, в углу, был закуток такой, от давки самое то)

  • 29 апреля 2018 г., 11:46
    Дьуу   Пожаловаться

    Я приехал когда проезд был 7 рублей. 

  • 29 апреля 2018 г., 12:07
    DeNissan   Пожаловаться

    В Арзамасе до сих пор "скотовозы" бегают, правда сейчас началась программа по замене подвижного состава- Москва свои старые автобусы передаёт Арзамасу.

    Я последний раз на нём ездил в 2007 году, а в каком году их у нас сняли с линии не знаю, наверное в том же 2007-м или 2008-м...

  • 29 апреля 2018 г., 12:09
    чучело   Пожаловаться

    Касса с крутилкой и "Пробейте билетик пожалуйста"

    • 29 апреля 2018 г., 12:15
      скейтбордист   Пожаловаться

      Чучело, пробейте позже было, дурацкие компостеры) а касса это тема, бросишь 6 копеек, крутнешь и считаешь цифры, счастливый, нет) и ведь честно платили 99%, людей, совесть была тогда.

  • Такой "улыбающийся автобус и этот милый звук бутылок

  • 29 апреля 2018 г., 14:35
    Телепортация   Пожаловаться

    Ох, я их ждала на остановке, как явление Христа народу

  • 29 апреля 2018 г., 15:19
    Начооо   Пожаловаться

    На единице и шестерке ездил на Грес .Утром народу пресс ,возле колеса трешся .

  • 29 апреля 2018 г., 15:39
    Parkso   Пожаловаться

    очень интересно водители украшали свои кабины. в детстве глаз не мог оторвать от флажков,вымпелов, значков)))подсветка щитка такая зеленоватая была

  • 29 апреля 2018 г., 15:43
    Anhen   Пожаловаться

    Самый удобный из автобусов. Молоточки еще висели. При аварии разбить стекло молотком. Написано

  • 29 апреля 2018 г., 16:14
    ТобулДойду   Пожаловаться

    Мда, лицо этого автобуса напоминает детство. Много воспоминаний связано с ним. некоторыми решил поделиться ниже.

    С начала мое место было перед стеклом спереди, наблюдения за водителем смачно крутившим большую баранку, Щелкавшим семечки, которые покупал на зеленом рынке во время остановки (это относится к водителям тройки), или кушавшим мороженое. Разглядывание флажков, вымпелов и значков водителя комсомольско-молодежного экипажа.

    Затем в подростковом возрасте конечно сьеденные счастливые и встречные билеты, озирание по сторонам когда бросаеш две копейки и крутиш кассу, желательно до того момента пока твоя оплата не скроется в недрах железной кассы. По 3-4 раза прокомпостированные талоны. Когда едешь зайцем бросало в дрожь от объявления что на линии работает контроль. Подпрыгивание на кочках на задней площадке. Райское место в заднем углу огороженном только для тебя. Конечно же иногда выходили на остановку раньше своей чтобы доехать до дому уже зацепившись сзади.

    Молодость конечно это обнимашки и поцеловашки с подругой на заднем сиденье, иногда драки на задней площадке и, чего греха таить, выпивания алкогольных напитков.

    Никогда не забуду как в нем было холодно в зимние морозы, и как жарко летом. Форточка не выручала. А как пахло заводской краской, новым резиновым ковриком в новеньком Лиазе. Запаска стоявшая или лежавшая на задней площадке тоже была сиденьем.

    Много чего хорошего и плохого происходило в этом автобусе.

  • 29 апреля 2018 г., 16:16
    ursar   Пожаловаться

    помню в гору на вилюйском долго поднимался еще и народу полно

  • 29 апреля 2018 г., 17:23
    Дима1446   Пожаловаться

    Автобус детства , зимой впереди очень тепло а летом прыгать на задней площадке  забавно было. Трубы выхлопные зимой выводили наверх как паровозы и окна двойные . Отличный пост!   P.S  Видел лиазы ходят в Волгодонске по сей день.

  • 29 апреля 2018 г., 18:13
    NU2012   Пожаловаться

    Мы эти автобусы называли лоховозами. 

    • 29 апреля 2018 г., 20:40
      скейтбордист   Пожаловаться

      NU2012, было такое, когда я ездил на киа-беста платной тогда по 5 рублей в середине 90-х) и даже Михальчук на ней ездил, сидели рядом в одинаковых турецких дубленках, до сих пор ржу, но он еще мэром не стал)

  • 29 апреля 2018 г., 20:22
    Slevin_Kelevra   Пожаловаться

    С Вилюйский сопки вообще двигло отключали :) шли своим ходом , потом запускали . Летом жара стояла неимоверная . Попадал в экстремальные ситуации с устойчивостью автобуса . Это конечно было страшно . Один раз чуть не перевернулись . Водителя некоторые были конченными .

    • Автор
      29 апреля 2018 г., 21:23
      Grenadier_Thomas   Пожаловаться

      Slevin_Kelevra, Как это прям отключал двигун? может на нейтраль переводил? Движок же качает воздух в тормозную систему и гидроусилитель руля также работает от движка, во время хода запрещено выключать движок)

      • 30 апреля 2018 г., 02:23
        Slevin_Kelevra   Пожаловаться

        Grenadier_Thomas, ну утверждать точно не буду :) мне казалось, что идём на отключённом двигателе . С кнопочки на ходу заводились :) может жара в голову ударила и все перепутал и забыл :) в России много чего запрещено , но не исполняется :)

  • 29 апреля 2018 г., 20:38
    sf-5   Пожаловаться

    Такие в очень хорошем состоянии были у аэропорта и МВД их тоже списали интересно?

    • Автор
      29 апреля 2018 г., 21:21
      Grenadier_Thomas   Пожаловаться

      sf-5, Списаны

       

      вот М 110 ММ, второго остов пока не находил. Эти ЛиАЗы 1993 г.в. и покрасили их на заводе без грунта) Во многих городах ЛиАЗы поступали в 90-х без окон, без сидений, не покрашенные и т.д.

       

       

  • 29 апреля 2018 г., 21:08
    MK86   Пожаловаться

    В задней части автобуса мы будучи детьми очень любили кататься, стоя и смотря в заднее окно, держась за перила мы лихо подпрыгивали на ухабах, это было очень занимательно)))))

  • 29 апреля 2018 г., 23:09
    Yavykt   Пожаловаться

    Еще спаренные, удлиненные гармошкой были))

  • 29 апреля 2018 г., 23:21
    oleg_gnezdilov   Пожаловаться

    Некоторые водители-приколисты на табличке водитель писали "холост"

  • 29 апреля 2018 г., 23:26
    cummins   Пожаловаться

    Ндаа, счас на перекрытых ГИБДД улицах машин все равно больше , чем на открытом для движения проспекте Ленина а 1975 году ))  Помнится в те времена, можно было спокойно на полуспортивном Спутнике ( велике ) гонять под дорогам на равне с ЛИАЗами, особенно если ветер попутный, даже помню насколько воздух был чище, не было такой загазованности, пыли тоже такой не было , ведь древние египтяне  советские дорожники знали великий секрет, что снег зимой можно просто убирать а не засыпать его сверху, не убирая, тоннами песка 

  • 29 апреля 2018 г., 23:47
    dab   Пожаловаться

    Однажды его почему то на рейс якутск н.бестях поставили. Мы реально прыгнуть хотели когда он на гору взбирался. Водила полный газ дает а автобус почти не двигается. Еле еле ползет и своеобразный вой зиловского двигателя на полных оборотах. Может кто помнит он както жалостливо так выл. В салоне сразу жарко так стало хотя начало марта кажется было. Ну и мужик в белой рубашке всегда внимание привлекал.

  • 30 апреля 2018 г., 00:26
    Aleks_N   Пожаловаться

    Город чище

  • 30 апреля 2018 г., 08:14
    khabir   Пожаловаться

    103 Хатасский!

  • 30 апреля 2018 г., 09:12
    Z201167   Пожаловаться

    Детство вспомнил. Хорошо стало

  • 30 апреля 2018 г., 12:52
    mics   Пожаловаться

    103 на постоменте в каком районе стоит?

  • 30 апреля 2018 г., 18:14
    Хан   Пожаловаться

    За безбилетный проезд штраф был 1 рубль. Позже, примерно во второй половине 80-х, штраф увеличили до 3 руб.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь