home
community-header

                    
                    
Pro аккаунт
ВелоАлтай2021. Часть1 "Первая велосипедная часть"
Lily_13
Pro аккаунт
17 сентября 2021 г., 16:38 в Velo.Ykt.Ru 988

Мечта прокатится на велосипеде по Алтаю зародилась еще 9 лет назад, когда я тут побывала впервые... Все это время я зрела для решения и ростила детей, для возможности оставить их дома на пару недель. И вот звезды сошлись, да так, что я всю зиму тщательно планировала и писала этот маршрут, а весной пригласила желающих в команду на своей странице в инстаграм @liliyagudkova_. Началась подготовка. Кто то вливался, кто то по разным причинам сливался, и вот к моменту старта сформировалась команда из 5 человек: два из Якутска и три из Томска.


Сроки проведения: 30 августа - 15 сентября

Нитка маршрута:

Первая велосипедная часть: Артыбаш- паром на юг телецкого озера- тур база Учар - перевал Кату-Ярык - Улаган - Акташ- Чуйский тракт- Инегень-Тюнгур

Пешая часть:Тунгур - проброска на ГАЗ-66 до стоянки 3 березы - Аккемская тропа - Аккемское озеро - перевал Кара-Тюрек - Кедровые стоянки - Курчелинское озеро - Кучерлинская тропа - Кабаржатники - проброска на УАЗ до Тюнгура

Вторая велосипедная часть: Тюнгур - Усть-Кокса - Усть-Кан - Яконур - Солонешное - Солоновка - Белокуриха

 График прохождения маршрута по дням:

 ПЕРВАЯ ВЕЛОСИПЕДНАЯ ЧАСТЬ.

 

День 0 (30 августа)

Перелет Якутск-Новосибирск. Трансфер до с. Артыбаш

 

Весь день провели в пути к месту старта. Утром, в 8:50 вылет на самолёте Якутск-Новосибирск АК Алроса, респект ей, без задержек, ровно по расписанию. Долго в порту перекладывали и взвешивали вещи. Велосипеды в чехлах с вещами в багаж плюс заплечники как ручная кладь. Хорошо что летела не одна, было куда переложить излишки. Итого 22,9 багаж и 9,9 ручная кладь Женщина за стойкой регистрации было уже хотела мерить наши велики проходят ли они по сумме трех измерений в 203см, но я уверила что мы дома все замерили. 4 часа полёта, получаем багаж и садимся в заранее заказное такси. Едем до Горно-Алтайска на микроавтобусе с прицепом. Очень долго. Ещё и эти пробки. Пыталась всю дорогу выспаться. С нами ехали ещё пассажиры, но все они до Горно-Алтайска, мы же договорились что нас увезут в Артыбаш. Высадив всех пассажиров, водитель сменил машину на маленькую, куда утрамбовали наш багаж разложив половину заднего сиденья.  Очень много времени потеряли что в пробках на трассе, что в городе, меняя машины, да на кафе два раза. По дороге заехали в магазин затарились продуктами на пару дней пути. В итоге, в Артыбаш прибыли уже в полной темноте. Здесь, в заранее забронированном доме на тур базе, нас уже ждали сладко спали, наши томские товарищи по походу. Они прибыли раньше нас на полдня. И вот, время ночь, но мы надеваем налобники и тут же, во дворе турбазы расчехляем велосипеды, собираем, проверяем целостность, упаковываем вещи в велоштаны, в общем успеваем полностью подготовиться, ведь завтра утром, в 6:00 уже отчаливает паром... Ложимся спать заполночь, а будильник ставим на 5 утра. 

День 1 (31 августа)

Артыбаш-проброска на юг телецкого озера - тур база Учар 
47,
8 км, набор 349 м, трек 

 

Наша база в Артыбаше называлась Кедровый дворик. Домик в котором мы жили был просто чудесный говорят и территория красива, кедры растут и вид на озеро прекрасен но мы приехали вчера в темноте и уезжаем утром рано тоже по темноте. Ничего не видела. Да и сам посёлок разглядела только с парома на рассвете уже отчалив. 
Паромщик с которым мы заранее договорились не явился к назначенному времени, телефон выключен☹️ Тут подплывает катер с вопросом не нас ли он забирает?  Оказалось какие то люди отправляя машину на пароме, решили ехать сами на катере.... Поняв что это не мы, позвонив кому то, узнал что тот паром отходит с другого причала и поплыл туда. Ну и мы конечно, слушав разговор, вскочили на велы и в том же направлении! Успели! Заезжаем на паром последними. И о чудо! Нас согласны перевести на южный берег Телецкого озера ещё и намного дешевле, чем было оговорено с другим паромом. Первый приятный сюрприз похода

Телецкое озеро – Байкал в миниатюре, входит в число 25-ти самых глубоких озер мира. Имеет статус памятника природы Алтая и внесен ЮНЕСКО в «Список Всемирного культурного и природного наследия» в 1998 г.
 Озеро лежит в северо-восточной, горнотаежной части Алтая, в глубокой тектонической котловине. Со всех сторон озеро окружено горными хребтами высотой до 2500 м. Местные жители называют озеро «АлтынКоль», Золотое озеро. Современное название озеро получило примерно 400 лет назад от первых русских исследователей. Озеро было названо в честь алтайских племен – телеутов (или телесов), которые ранее обитали на этих берегах. Общая протяженность озера составляет около 77,7 км, максимальная ширина – 5 км, а средняя – в пределах 2-3 км. Что касается глубины озера, то максимальная глубина достигает 330 м, а средняя – 175 м. Озеро очень чистое, поэтому его часто сравнивают с Байкалом. Вода в Телецком озере настолько чиста, что зимой, когда рыбаки освобождают лед от снега, сквозь холодную толщу прекрасно видно дно. Берега озера практически везде обрывисты и круты, прорезаны ущельями. К сожалению, вода в Телецком озере даже в жаркие летние дни не прогревается выше плюс 10 градусов Цельсия, так что искупаться, скорее всего, не получится. Почти всю восточную часть Алтая занимает Алтайский Государственный Природный Биосферный Заповедник – один из крупнейших заповедников России, он примыкает к Телецкому озеру. Заповедник создан специально для того, чтобы сохранить природу Тайги, высокогорной Тундры, Альпийского высотного пояса. Протяжность территории заповедника с юго-востока на северо-запад равна 230 км, а ширина – 30-40 км.


Паромщик обещал что плыть будем 5 часов. Круто! Я рассчитывала на 6. Но по пути мы два раза стояли посреди озера, из за поломки, и в итоге все равно на переправу ушло 6 часов. На пароме есть небольшая комната со скамейками, где нам предложили разместиться. Тут мы провели свое парт собрание: обсудили маршрут и я раздала ништяки в виде футболок, кепок и значков с эмблемой нашего похода, а так же бонусы которые нам предоставил магазин Спорт-Марафон. Отдельное им спасибо за это. Велосипедисты, ещё и в одинаковой форме привлекали внимание окружающих, всех интересовало кто мы, откуда и куда едем. Узнав маршрут, называли чокнутыми Времени вагон, общаемся, любуемся красотами озера, гуляя по парому. А кто то, в том числе и я даже умудрились выспаться на скамейке в нашей каморке
В 12:00 причалили к берегу и я позорно грохнулась с велика съехав с парома Оказалось зажевало штанину в колесо. Решили проблему, отъехали примерно км на 5 и встали у реки на обед. Сегодня у нас полноценный суп, никуда не спешим. И кажется зря.... Дорога редкостное г. Едем на 1/1 по прямой стиральная доска, и не заметный но ощутимый уклон вверх. Собираются тучи, гром, молния, ливануло.... И в этот момент перед нами появляется беседка, в аккурат на 5 велосипедов и нас. Скамеек внутри нет, но есть крыша. Нет переждать дождь это не про туристов. Но крыша это крутой бонус, чтоб достать дождевики, одеть бахилы и чехлы на велоштаны, немного перекусить орешками и в полной боевой готовности отправиться в дождь! 
К турбазе Учар приехали когда начало темнеть, а это происходит тут очень рано. В 19:30 уже заезжали с фонарями. 
На базе сняли беседку и место под палатку за 700 руб на всех. Готовим ужин сегодня на горелке, в этой местности проблема с дровами, плюс дождь. Сушим вещи в беседке, и по палаткам спать. 

 

 

День 2 (1 сентября)

пешая радиалка на водоскат Учар. Тур база Учар - поляна на реке Чулышман

пешком 16,8 км, набор 1081 м, трек

велосипед 18,7 км, набор 395, трек

 

Сегодня у нас пешая радиалка на водопад Учар.

Большой Чульчинский водопад, или Чульчинский, или Учар (южноалт. «летящий» или «неприступный») — каскадный водопад на реке Чульча на востоке Алтая. Административно расположен в Улаганском районе Республики Алтай, на территории Алтайского заповедника. Является самым большим в регионе, имея высоту падения около 160 метров.

Несмотря на устоявшееся название «водопад», на самом деле это скорее «водоскат» — падение воды реки с крутого, но не отвесного уступа

Двое, а это Дима и Юля изъявили желание остаться на базе. На Учаре они уже были много раз. Мы же втроём отправились на переправу через Чулышман. Тут за 1000 рублей (согласна, цены конские) переправляют через реку на моторке. Вдруг появилась ещё одна женщина, желающая отправится на Учар, объединились вместе. Так дешевле, да и очень интересно встречать и общаться с новыми людьми. Язык не поворачивается назвать эту женщину бабушкой, а ей 60 лет это был шок дня. Лариса с Подмосковья, путешествует по Алтаю в одиночку. Пробежала с нами на равне всю тропу туда и обратно. А она явно не для всех, весьма сложная и опасная. Верёвки, скобы вдоль водопада, сыпуха, бревна через речки и тд. Всю дорогу накрапывал дождь, периодически переставая и на пару секунд появлялось солнце, и снова пряталось. Но было по летнему тепло. За счёт дождя шлось легко и быстро. И я даже не считаю дождь тут минусом. На шикарный вид Учара он не влияет а вот прохождение тропы облегчает (в сравнении с жарой). 
После похода на водоскат, пообедали, собрали лагерь и двинули дальше. Снова по стиральной доске, периодически обьезжая её по проселочным дорогам. Скорость предельно мала, но виды я обожаю эту долину, и ехать медленно наслаждаясь каждым сантиметром чулышманских гор, было невероятное удовольствие До запланированной стоянки не доехали несколько километров, начало уже темнеть и мы встали на очень даже неплохой поляне у реки. Верное решение, так как уже после установки палатки закапал дождь
Воспользовались чехлом для велосипеда и треккинговыми палками для сооружения тента, добавили фонарь и получился симпатичный уютный лагерь 

 

 

 

День 3 (2 сентября)

долина реки Чулышман - перевал Кату-Ярык - Улаган

62,1 км, набор 1377 м, трек

 

Настал день Кату-Ярыка. Самого живописного и опасного перевала Алтая!

Кату-Яры́к (южно-алт. Кату Јарык. Кату - твёрдый, јарык - расщелина; буквально - теснина, ущелье[1]) — перевал в Алтайских горах, на территории Улаганского района Республики Алтай. Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 892 м, длина — 3,9 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м.

Час езды от стоянки до подъёма, погода непонятная, то солнце то тучки. Тут я подумала что даже не знаю, что лучше, чтоб шёл дождик на изнуряющем подъёме, чем облегчал бы его, либо чтоб светило солнце и было видно всю эту красотень И вот подъем, преимущественно пешеходно-толкательно-велосипедный, пару метров между крутыми горками можно крутить на 1/1. Идём мы и.... Нас освежает тёплый накрапывающий дождик и светит солнце Идеально! К обеду мы на верху. Влетаем в кафе и кажется сметаем все что можно Но на этом наши мучения не закончены.... Подъем продолжается с небольшими спусками, но вся дальнейшая дорога преимущественно вверх, то круто-пешеходная, то с усилием заезжабельная. Все мучения компенсируются шикарными видами и местами улетными спусками.  День выдался тяжёлым. Дорога - стиральная доска. не доезжая поселка Балыктуюль срезали по полям. этот участок был одним из лучших за сегодня. Твердая проселочная дорога, не большие уклоны и первый в походе брод через речку. Снова не доехали несколько км до планируемого места ночёвки. Благо проблем ни с речкой ни с лесом тут нет, закупились в Улагане продуктами и отъехав от посёлка пару км встали на ночёвку. 

 

День 4 (3 сентября)

Улаган- Акташ- Чуйский тракт-слияние Чуи и Катуни
133 км, Набор 2061, трек

 

Подъем продолжается. Тягунчик на 20 км как минимум с периодическими торчками на которые не хватает скорости 1/1, снова через раз толкаем велы в гору. Сегодня достигли самой высокой точки нашей велосипедной части похода, закатили велы на высоту 2080 на Улаганский перевал, перекусили в беседке и тут мы ощутили  счастье! В принципе, с этой максимально высокой точки теперь начинаются преимущественно спуски. Подъёмы и перевалы ещё будут, но общий уклон вниз. Я, в шоке от этих офигенное крутых перевалов Алтая, начинаю катится в низ и тут меня накрывает шок от этих офигенное крутых Алтайский спусков они же мега крутые, на несколько километров и черт возьми в основном по разбитой гравийке, по камням и стиральной доске! Лечу с бешеной скоростью, на тормозах! Кажется в один прекрасный момент получила легкое сотрясение мозга от тряски на участке стиральной доски на спуске. Закрадываются мысли что придётся прощаться с тормозными колодками ближе к Акташу появляется асфальт, сначала местами, сменяясь хорошей гравийкой а потом и вовсе галимый асфальт. Вот тут мы конечно от души по гоняли. И то приходится тормозить, так как уклон и расстояния такие что позволяют превышать даже автомобильное ограничение по скорости а это уже страшно. И так вылетели на тормозах в Акташ, пролетели его на раз, свернули на Чуйский и накатом ещё пару км катили до придорожного кафе. Обедаем, переводим дух, делимся эмоциями от дороги. Дальше по прямой по идеальному асфальту. С небольшими неприметными горочками. В принципе, после Кату Ярыка и Улаганского перевала, все перевалы и подъёмы для нас прямая если едем 1/1 без напряга, то это прямая
Так как за вчерашний и позавчерашний день мы немного стали отставать от графика, решено было наверстать километры и во что бы то не стало ночевать сегодня именно на запланированном месте. Благо дорога позволяет врубаем фонари и катим к слиянию Чуи и Катуни. На стоянку прибыли в 10 вечера. Тут уже в полной темноте находим неплохое место, быстренько готовим ужин на горелке и вот тут наконец то увидели какое крутое в горах звездное небо! Бонус за позднее прибытие на стоянку.

День 5 (4 сентября)

Слияние Чуи и Катуни - Инегень - Тюнгурская тропа - р.Кастахта

31,2 км, набор 890, трек

 

Начинается один из интереснейших и не однозначных участков маршрута. Тюнгурская тропа.

Тюнгурская тропа- это недостроенная горная дорога, вырубленная в скалах над порогами реки Катунь, на территории Республики Алтай, между селами Иня, Инегень и с.Тюнгур. Для справки: протяженность тропы Тюнгур-Инегень-Иня - 60 км, из них считается непроходимым для автомобилей ~20 километров. На машине в объезд - более 400 км.
"Тюнгурская тропа" возникла как путь для перегона скота из Монголии в Россию в 1920-х годах. Строительство дороги Тюнгур-Инегень началось после окончания Второй Мировой войны.
Основной рабочей силой были немецкие военнопленные, которые в 60-градусном склоне прорубали так называемую "копаную дорогу". Однако задача соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была выполнена.
Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд, некоторые даже расстреляны.

 Единственным транспортом могущим теперь преодолеть этот участок является мотоцикл или велосипед, ну и пешком туристы тоже ходят. Хотя за наше на ней пребывание мы не встретили ни души! Кроме егерей..   Но об этом позже.
Решив что 60км тропы это фигня, полетим и не заметим выдвинули со стоянки только в 11:00... Пока доехали до Инегень, затарились продуктами, залили воды на колонке, съели по мороженки. В общем двигались на расслабоне, а зря. Дальше по треку дорога шла полукругом, но по карте же есть прямая! Почему не по ней? Да по тому что не зря же я всю зиму треки рисовала значит была причина! Но я почему то об этом забыла прямая вывела к тропе... Да вот она, её видно, но она метров на 200 ниже нас как спускаться? Ещё и с велами гружеными? 
Зато какой вид! Кажется это была местная смотровая Сняла рюкзак, одела на плечи, чтоб вёл стал полегче и вперёд, точнее вниз. В общем сократили км но добавили час пути в лучших традициях "я знаю короткую дорогу" Отныне решено с трека не сходить! На этом спуске я потеряла стяжку, которой крепила рюкзак☹️ и всю дальнейшую дорогу промучалась, периодически поправляя сваливающийся рюкзак, из за этого сильно отставала. Да и дорога не давала разогнаться. Реально было страшно так, что местами шли пешком. Тропа узкая, рядом обрыв, внизу бежит река Катунь. С другой стороны скала, на тропе камни. Она петляет то вверх то вниз, вправо, влево я шла и материлась, какой дурак писал что это крутой велотрек? Это пешеходный велопоносинг не иначе! А потом ещё был перевал... В какой то момент мы поняли что давно не видели Андрея. "Да удрал вперёд наверно, он же говорил, что не хочет больше ставить палатку по темноте и надо двигаться быстрее".  После перевала была река Кастахта, отличное место, тут запланирован обед. Мы уже голодные и время уже 16:00, готовим еду. Но Андрея нет, где он? На другом берегу домик егерей. Иду к ним. Спрашиваю, не проезжал ли велосипедист? (тропа проходит через них). Ответили что нет не было. И разрушили всю нашу уверенность в том что он впереди, заявили что была тропа вниз к реке и многие уходят туда, блуждают, потом возвращаются, и что явно он заблудился, что точно не ушёл вперед, а ещё что тут ходят медведи, задрали у них овцу, так что знают вкус крови.... Отправляли нас его искать.... В общем сбили с толку окончательно, хотя мы все ещё были уверены что он впереди. Всетаки взрослый мужик, столько стран проехал в одного, навигатор есть, не мог он заблудиться! А вдруг? И так убив много времени на это выяснение, понимаем, что тропу до темноты (а темнеть тут начинает в 19:30) мы не успеем... Будут ли места для ночёвки на тропе дальше? Скорей всего нет. Карта говорит так. Палатку нашу увёз Андрей.... А тут егеря, можно к ним попросится. Решено, остаёмся на ночь тут. Егеря нам выделили свою палатку. Состояние неопределённости, почти не спала... Ждала утра.  

День 6 (5 сентября)

р.Кастахта - Тюнгурская тропа - Тюнгур

35,6 км, набор 896 м, трек

 

Утром с рассветом уже собрались, быстро позавтракали и двинули в путь. 
- А как же искать товарища? - Спросили егеря
- Он точно впереди! А если нет, то вернёмся со спасателям, если не придём значит все хорошо, нашёлся!
После р. Кастахта моё мнение о тропе поменялось. Потому что мы ехали по тропе! С шикарными видами, через поля, через лес вдоль края горы тут уже не страшно было, реально крутой велотрек Если бы не пробки на тропе из пасущихся лошадей, долетели бы ещё быстрее. А так стояли, мы боимся их, они нас, и смотрим кто кому уступит Как то все таки разошлись, угнав их на полтропы к Тюнгуру спустились по крутой тропе с горы на дорогу и поехали уже по проселочной дороге, вдоль реки по лесу... И едет нам на встречу Андрей. Как мы и думали изначально, он удрал вперёд, заселился на базу и ждал нас там, утром поняв, что нас нет, поехал на поиски...Разобрались, договорились, и не теряем друг друга больше. К обеду мы уже заселились на базу, благо сезон заканчивается, и на этот день места были. Ведь я бронировали её на вчерашний Теперь полдня релакса, никуда не надо спешить, отдыхаем. Затарились в местном скудном магазине тем что было на пешку на 4 дня. Сходили в баню, пожарили шашлыки, перебрали, постирали вещи и зависли, поймав вайфай в конце концов выспались в теплом домике, каждый в отдельной комнате на кроватях


А завтра начинается новая глава нашего похода!

 

#SummerLife2021

 

Продолжение тут - Часть 2 Пешая часть

Избранное
  • 18 сентября 2021 г., 00:02
    Iamanastasia   Пожаловаться

    Читается на одном дыхании, местами даже заставили попереживать)) Виды нереально красивые, природа. Вот что означает фраза: «Что бы ты не фотографировал на Алтае - всё красиво».

  • 18 сентября 2021 г., 17:46
    Абракадабр   Пожаловаться

    Кстати, если вашу раскладку с несколькими фото из чекпойнтов и вашими ФИО отослать в федерацию туризма для вас бумажки сделают с присвоением категорийности похода :-) четверку точно нарисуют. :-)

     

    А еще по Алтаю можно в мае катнуть по расслабону с организованной группой веллеров -- красноярцы обычно именно на алтае велопервомай отмечают. Я в 2010 и 11м ездил, много народа из разных концов страны иногда даже иностранцы прибиваются, есть радиалки к местным достопримечательностям и обычно не напряжный маршрут из-за заметного количества новичков.

    • Автор
      18 сентября 2021 г., 21:00
      Lily_13   Пожаловаться

      Абракадабр, про первомай вкурсе, но нам как раз таки именно НАПРЯЖНЫЙ маршрут по душе

      Про категорийность... Возможно. Но вроде там заморочек много🤔

      • 18 сентября 2021 г., 21:24
        Абракадабр   Пожаловаться

        Lily_13, поверьте, я ездил с красноярцами два раза, у них не напряжные маршруты обычно. Вот новосибирцы те да, они по длиннее маршруты выбирают, не всегда особо сложные но более длительные. По началу велопервомай был общий в 2009м году (на этот тоже ездил) :-), а позже орги как раз из-за разногласий о стиле маршрута и сложности разделились на 2 направления велопробег у новосибирцев где орг РашнКиллер и велофестиваль у красноярцев где оргом был Хых (сейчас кто где оргами не в курсе, не интересовался несколько лет).

        Но там всегда в обоих вариантах много новичков и не раскатанных, только что выехавших веллеров, так что в обоих вариантах маршруты выбираются из расчета чтоб никто не помер в процессе (и кстати в обоих вариантах предусмотрены "труповозки", для уставших и отставших)  :-)

         

        НУ и если сразу не уезжать после пробега то познакомившись с народом во время пробега можно влиться в местные компании -- частенько они сами предлагают их проверенные маршруты (как типа наши круги) так что после официала можно еще кучу километража намотать с любой удобной вам сложностью. :-)

         

        PS да вроде у вас все готово на категорию, расписание маршрута с километражом и подъемами готово, несколько фоток выберите для подтверждения что прошли маршрут и вроде этого должно хватить... вот правда что с этой категорией делать я не знаю :-) моя бумажка через пару месяцев где то затерялась и с концами :-)))

  • 18 сентября 2021 г., 21:32
    Абракадабр   Пожаловаться

    Lily_13, поверьте, я ездил с красноярцами два раза, у них не напряжные маршруты обычно. Вот новосибирцы те да, они по длиннее маршруты выбирают, не всегда особо сложные но более длительные. По началу велопервомай был общий в 2009м году (на этот тоже ездил) :-), а позже орги как раз из-за разногласий о стиле маршрута и сложности разделились на 2 направления велопробег у новосибирцев где орг РашнКиллер и велофестиваль у красноярцев где оргом был Хых (сейчас кто где оргами не в курсе, не интересовался несколько лет).

    Но там всегда в обоих вариантах много новичков и не раскатанных, только что выехавших веллеров, так что в обоих вариантах маршруты выбираются из расчета чтоб никто не помер в процессе (и кстати в обоих вариантах предусмотрены "труповозки", для уставших и отставших)  :-)

    Это кстати интересно с кучей разного народа прокатиться по общаться познакомиться :-) 

     

    НУ и если сразу не уезжать после пробега то познакомившись с народом во время пробега можно влиться в местные компании -- частенько они сами предлагают их проверенные маршруты (как типа наши круги) так что после официала можно еще кучу километража намотать с любой удобной вам сложностью. :-)

     

    PS да вроде у вас все готово на категорию, расписание маршрута с километражом и подъемами готово, несколько фоток выберите для подтверждения что прошли маршрут и вроде этого должно хватить... вот правда что с этой категорией делать я не знаю :-) моя бумажка через пару месяцев где то затерялась и с концами :-)))

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь