home
user-header
Чурапчинская СОШ имени Павлова – КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ
MYpressClub 20 декабря 2012 г., 14:02 3639

15 декабря этого года, я находился в командировке в Чурапчинском улусе, в селе Чурапча, в микрорайоне Мурун-Тымпыйа. Основной задачей было освещение спортивных соревнований, организованных выпускниками 1977 года. Однако в процессе работы, мне довелось познакомиться с интереснейшими и людьми и узнать много нового. Одним из таких людей стал директор Чурапчинской общеобразовательной школы им. Павлова Михаил Дьячковский. История, о которой он мне рассказал, скорее, напоминает времена раннего СССР, и являет собой истинный пример самоотверженности и патриотизма.

Автор: Анатолий ХРАМОВ

Как все начиналось

С героем нашего рассказа мы познакомились утром 15 декабря, как только мы приехали. В перерывах между работой я прогуливался по коридорам школы, рассматривая различные стенды. Как журналиста, меня заинтересовало то место, где я находился. Так, уже через несколько минут я общался с учителями в одном из кабинетов, а еще через некоторое время, взял интервью у директора школы Михаила Дьячковского. Мы сидели за широким столом в кабинете директора, Михаил Владимирович налил чаю, разговор предстоял долгий. Начинается наш рассказ с основания Чурапчинского промкомбината, еще в советское время. 

Михаил Дьячковский:

 

«Строили его наши отцы и матери, своими силами, финансов не выделяли. Сами вырубили лес, привезли, посредством субботников, строили. Здания столярных цехов, детский сад, двухэтажное общежитие… Очень хороший, сплоченный коллектив был, рабочий».

Что касается самого населенного пункта, то как микрорайон Мурун-Тымпыйа оформился в результате расширения селообразующего предприятия – деревообрабатывающего комбината, упомянутого выше. Со временем, микрорайон обрел свои традиции и стал одним из исторических мест Чурапчинского улуса.Проблема образования назрела здесь давно, до 1995 года, в микрорайоне не было никаких образовательных учреждений.Так как своей школы не было, детям приходилось ходить учиться за 3 километра.

«Мы все родились здесь. Я учился в школе-интернате, а друзья-соседи ходили учиться в среднюю школу за 3 километра. И, конечно, мы все мечтали о своей собственной школе, но это было недосягаемо, мы не могли даже публично где-то свою просьбу изъявить, боялись, что на смех поднимут. Ну, и, соответственно, где нет образования, там нет и развития инфраструктуры, культурного развития. Как говорится: «сын богача богатым будет, сын бедняка – бедным». Может поэтому, мы и учились не очень. Я, например, после восьмого класса поступил в вечернюю школу, многие парни так и поступали».

Всю свою жизнь Михаил проработал в сфере образования. Был директором во многих школах Чурапчинского улуса - Соловьевской, Сыланской, Болтогинской. В целях укрепления кадров, перспективного специалиста отправляли туда, где было тяжело.  Михаил Владимирович строил школы в селах Мырыла, Болтоно, а в Сылане – открыл интернат.

«У меня так получилось в жизни, что я больше строитель, чем директор. Даже в последние годы меня вместо Дня Учителя стали приглашать на День Строителя, как прораба настоящего награждают (смеется)».

В Болтогинском наслеге, прибывший в 1981-82 годах, директор столкнулся с серьезной проблемой. Школа 1976 года постройки была заражена грибом и восстановлению не подлежала, а после 5 лет использования, ее списать не могли. Не вдаваясь в специфику ситуации, сверху выделили деньги на бессмысленный по большому счету, ремонт школы. Понимая это, Михаил решил строить новую школу, на средства, выделенные для ремонта. Так как в то время было принято делать так, как сказали, строительство оформили как капитальный ремонт. Конечно, не обошлось и без «доброжелателей» своевременно сообщивших туда, куда следует.

«В 1986 году постройку закончил, приехала проверка. Смотрят, а школы нет, вместо нее другая построена, в которой до сих пор, по прошествии 28 лет дети учатся. Школу ввели, а меня уволили. Потом, правда, реабилитировали, но все равно больно было. Старался для народа, ночами не спал, а тут тебе такая благодарность».

Пора бы и своему микрорайону помочь

Начало 2000-х стало тяжелым временем для Чурапчинского ДОК, некогда сильное процветающее предприятие почти развалилось, не было  рабочих мест. Именно в тот момент, к тогда еще директору Сыланской средней школы Дьячковскому, обратились земляки.

«Однажды мне мои земляки сказали, что я везде в разных наслегах работал, а своему микрорайону ничего не сделал,  предложили школу построить, так сказать долг Родине отдать, как во время войны.Я согласился. Подумал, пока силы есть можно попробовать, а то когда постареем, совсем ничего сделать не сможем».

Оставив пост директора Сыланской школы, в середине августа 2001 года, Михаил, вместе с несколькими сыланскими учителями приехал в родной микрорайон заведующим детским садом. С началом учебного года, новоиспеченный директор, набрал 74 ученика, было укомплектовано 9 классов. Кадровый состав был также дополнен местными молодыми специалистами.

Учащиеся начали заниматься в спортивном зале, а все население дружно взялось за реконструкцию старой мастерской. Широкий и просторный цех цельным помещением, был без перегородок, на кабинеты и классы новую школу жители делили сами.

 

«У нас здесь имеются уникальные семейные союзы родственников. Так сказать 22 семейныхклана: Монастыревы, Федоровы, Дьячковские, Владимировы, Макаровы и т.д. Меня тогда знали, конечно же, не все, поэтому я собрал старейшин кланов и говорю: «Ну, дедушки, помогите! Денег нет, а школу хотим. Берите на себя по одному кабинету и делайте сами».

Например, кабинет русского языка взяли Федоровы, кабинет якутского языка – Макаровы… Распределили между союзами кабинеты и закипела работа. Строили для себя, добротно.

Стоит отметить, что все работы проводились полностью за свой счет. Даже двери, светильники, выключатели, устанавливали сами. Подгонял работников здоровый дух состязания, царивший вокруг.

«Мы покрывали потолок ДВП,устанавливали обычные светильники, когда зашел Константин Федоров.Походил, посмотрел, а свой кабинет они на замок закрывали.Работаем ведь вместе, видели, что они такой же,как и мы ДВП привозили. Смотрим, обратно материал увозят. Оказалось, они подвесные потолки устанавливать стали, лучше нас хотели сделать. Ну а мы что, беднее что ли?(смеется) Пришлось все потолки содрать и новые поставить».

Параллельно работал швейный цех, шторы в кабинетах вешали свои, но разного дизайна. Работники старались делать как можно лучше, стелили хороший линолеум, завозили дорогую мебель. Работы около 2 месяцев и День знаний ребята встречали уже в новой школе. В 2002 году, новая школа стала полноценной средней школой в 11 классов.

Как бы тяжело ни было – вперед!

Жизнь начала налаживаться, ученики продолжали прибавляться. Однако в 2006 году незаметно подкралась беда - школа сгорела. Как раз в то время с визитом прибыл Егор Борисов, в то время еще Председатель Правительства. Будущий Президент помог жителям и выделил 50 миллионов на строительство новой школы.

«18 августа 2006 года забили первую сваю, а в марте 2007 года мы уже въехали в новую школу. Егор Афанасьевич рекомендовал построить школу каркасного типа «сэндвич», так вышло бы дешевле и быстрее. Однако мы решили сделать по-своему и построили каменную школу. Узнав, что мы его не послушались, он обиделся и сказал, что мы не закончим, и наша школа станет памятником долгостроя».

В следующий раз Егор Борисов приехал в Чурапчу в январе 2007 года, когда работники уже занимались покраской и отделочными работами. Удивленный Председатель Правительства спросил: «Как вам удалось закончить так быстро?»

И в этот раз жители микрорайоназа дело взялись дружно, всей деревней от мала до велика. Семейные союзы работали посменно, один – по 2-3 дня. Женщины варили еду на всех, шили строителям рукавицы и кянчи.Кранов в распоряжении не было, поэтому ребятишки работали на тачках.  Бабушки стряпали оладьи, пекли пирожки. Таким образом, работали не покладая рук все, и днем и ночью. Узнав об этом, Егор Афанасьевич выделил школе еще 15 миллионов на строительство спортзала. С тех пор прошло уже почти 5 лет, и уже новая каменная Чурапчинская СОШ имени Павлова, продолжает развиваться.

 

 

Каждому по заслугам

Разговор наш длился уже достаточно долго, и мы решили передохнуть. Как я уже писал ранее, сидели мы за широким удобным письменным столом. Оказывается, стол, отвечающий всем современным мебельным стандартам, был произведен здесь, на деревообрабатывающем комбинате, по заказу директора.

Далее Михаил Владимирович подвел меня к полке с различными дипломами, кубками, сувенирами. Многие из них принадлежат лауреату многих международных конкурсов - школьному танцевально-фольклорному ансамблю, объездившему пол-Европы, побывавшему в Турции, Китае, Таиланде и в других странах.

  Обращаю внимание на дипломы. Оказывается, Михаил Дьячковский был признан победителем Всероссийских конкурсов - «Лучший Директор России», и проводимого Единой Россией конкурса директоров школ. Вот лежит удостоверение почетного гражданина села Чурапча, а рядом лежит каталог лучших директоров России 2012 года, куда по результатам конкурса вошел и директор Чурапчинской СОШ им. Павлова. Затем мой взгляд останавливается на свидетельстве о регистрации общественной организации семейных союзов.

«А семейные союзы, мы зарегистрировали как одну общественную организацию, со своим счетом, которая и стипендию учащимся вручает. Недавно прошел форум «Здоровая семья – здоровая нация». На всю республику было выделено 5 грантов, и один из них вице-президент РС (Я) Дмитрий Глушко вручил нашей школе».

Что касается педагогического состава, то учителя, работающие в школе, были удостоены многих титулов. Так, учитель русского языка Павлина Матвеева была названа лучшим учителем России 2012 года, финалисткой республиканского конкурса «Учитель года» стала учитель английского языка Инга Сивцева. Также некоторые учителями составляются собственные программы и элективные курсы. Школа может похвастаться и красавицами и спортсменами. Учащиеся постоянно участвуют во многих соревнованиях и конкурсах (напр. конкурсы красоты) различного уровня достигая высоких успехов.

 

«Несмотря на то, что наша школа сравнительно молодая – всего 10 лет работы, мы показываем хорошие результаты, в процентном соотношении превышающие результаты многих других учебных заведений. К примеру, в этом году мы выпускаем 4 медалиста, уже выпущено еще 6. Таким образом, за 10 лет, школу окончило 10 золотых медалистов.Что касается «олимпиадников», то в этом году на 220 учащихся, у нас имеется 24 республиканских финалиста, что также считается высоким показателем. По результатам участия в научно-практической конференции, из 22 наслегов, мы занимаем 3 место в улусе. Так что и ребята у нас хорошие и преподаватели сильные».

Школа названа в честь Ивана Михайлович Павлова, ветерана Великой Отечественной войны, награжденного орденами Славы, Отечественной Войны 1 степени, медалью «За боевые заслуги» и др.По образованию историк, Иван Михайлович в свои 97 лет продолжает читать лекции и выпускать книги. Этот великий человек внес большой вклад в дело увековечения павших в ВОВ. На улусном собрании депутатов,было утверждено новое название – школа имени Павлова. Указ войдет в силу после Нового Года, однако Павловской школу называют уже сейчас. В честь ветерана в школе проводятся республиканские Павловские чтения. В конференции принимают участие учащиеся из различных улусов. Так, в прошлом году в IПавловских чтениях, было представлено более 100 работ.

Замечания

Далее Михаил Владимирович поделился мыслями по поводу основной проблемы малокомплектных школ – выплате заработной платы по количеству учащихся.

« Так как ребят в школе учится мало, заработная плата у учителей невысокая. Сейчас деньги дают за количество учащихся. В этом то и заключается главная проблема малокомплектных школ. Я считаю, что мои учителя, очень патриотичны и верны своей работе, другие бы давно убежали бы. Например, учительница английского языка из малокомплектной школы дает 18 часов и зарабатывает 20 тысяч рублей, а ее однокурсница работая в школе с большим количеством учащихся, за те же 18 часов будет получать все 40000. Притом, наш преподаватель может выпускать по 2 золотых медалиста. Это очень сильно бьет по малокомплектным школам. В республике, в большей степени школы  сельской местности, в которых учится по 100 – 200 учащихся».

А также, директор дал оценку новому тестированию преподавательского состава.

«Сегодня вводится практика тестирования учителей.Кроме того, что онипроходят государственную аттестацию, учителей будут дополнительно проверять на знание своего предмета. Специалисты ведь окончили высшие учебные заведения, получили государственный диплом. Вот наберет преподаватель баллов 70-80, что потом ученики скажут? Говорят анонимно, а результаты все в интернете вывешены. Несмотря на то, что меня неоднократно пытались переубедить в этом вопросе, я по-прежнему остаюсь при своей позиции. Так как считаю, что тестирование учителей, не только мешает учебному процессу, но и уменьшает уважение и доверие к УЧИТЕЛЮ».

Закончив разговор, я задумался о том, насколько сильным может быть человек, о том, как крепки могут быть дружба и взаимовыручка. Я могу сравнить людей, не просто построивших школу, но, по большому счету, совершивших трудовой подвиг с теми, кто 60-70 лет назад строил новое государство – Советский Союз. Нет, не по идеологии, скорее по силе духа и несгибаемости характера. Островский писал, как закалялась сталь в 1932, я пишу, как она закаляется сегодня.

Избранное
  • 20 декабря 2012 г., 16:04
    Gortenzia   Пожаловаться

    Голомарева защитила в ГД малокомплектные школы - по числу детей больше не будут начислять зарплату.

  • Аноним
    20 декабря 2012 г., 18:31
    Аноним

    чурапчинцы молодцы. всегда были сплоченными

  • Аноним
    21 декабря 2012 г., 15:05
    Аноним

    знакомые лица))

  • Аноним
    30 декабря 2012 г., 22:27
    Аноним

    Пока всю статью не прочитал, но думаю концовка хорошая, это же про Чурапчинцев... Гувлик

  • 2 июля 2013 г., 17:00
    SkyIce   Пожаловаться

         Истинные патриоты Своей Родины!! Михаил Владимирович замечательный человек и руководитель. Дай Бог ему здоровица на долгие годы.

  • Аноним
    10 сентября 2013 г., 20:34
    Аноним

    почему вы врете и даже не задумываетесь ? Ребята учились в здании старого магазина. А новая школа которая сгорела начала работу только в 2005 году. Следует заметить что 1 выпуск школы закончили в здании местного клуба. Вот так вот думайте что хотите но я там был!

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь