home
user-header

                        
                        
1000 километров на фэтбайке или фэтбайкинг для чайников
12 августа 2016 г., 23:46 в Velo.Ykt.Ru 14774

1000 километров, много это или мало? Для автомобиля или для поезда это пустяки, а для пешехода или велотуриста – большое расстояние. Все ведь познается в сравнении. О первой тысяче километров моего нового велосипеда я хочу вам рассказать.

Данный отчет не претендует на подробный технический мануал или профессиональное описание всех нюансов фэтбайкинга. Это просто личные впечатления, изложенные простым человеческим языком. А по сути, тут просто много фото :)


ВНИМАНИЕ! Полный отчет о путешествии, надеюсь, выйдет в ближайшее время. С подробным описанием наших приключений :) Данная статья целиком и полностью посвящена лишь одному из велосипедов :)

 

С недавнего времени у меня есть фэтбайк. Это довольно хороший велосипед фирмы Surly модель Moonlander (Луноход) 2016 года. Я заказывал его из Германии и долго ждал, считая дни до получения посылки.

 

Конечно, это была не самая первая его тысяча. Это не выглядело как «достал из коробки, собрал и поехал». Нет, сперва Луноход был обкатан в более простых походах, но с элементами небольшого экстрима. Нужно было прочувствовать его, понять поведение, слиться с ним в единое целое. Перед этой тысячей я накатал на нем примерно 500 км «из коробки».

 

Фэтбайки – это велосипеды с большими и толстыми колесами. Сейчас они становятся очень популярны для путешествий и просто покатушек. Очень много информации по фэтбайкам есть в интернете.

Боевое крещение Лунохода произошло на веломаршруте 4-й категории сложности «Северобайкальск-Иркутск». Примерная нить маршрута выглядела так: Северобайкальск - Новый Уоян – Кумора – Зимник «110 км» - Улюнхан – Баргузин – Усть-Баргузин – о.Ольхон – Хужир – Сахюрта – Еланцы – Бугульдейка – Мал.Голоустное – Иркутск». Велосипедная часть маршрута заняла 15 ходовых дней и составила 1018 км. Общий набор высоты получился 8340 метров. Маршрут является классическим летним велотуристическим маршрутом (мы даже встретили ребят из Питера, двигающихся в этом же направлении в это же время). Наша группа состояла из 5 человек, включая одну девушку. Прошли с интересом весь путь немного опередив график.

За подробнейшее описание данного маршрута огромное спасибо Игорю Томасу!

 

К месту старта мы забрасывались на поезде. Для транспортировки в поезде или автобусе велосипеды нужно упаковывать в специальные чехлы. Фирма ПИК-99 делает отличные чехлы всех размеров на любые типы велосипедов.

Для фэтбайков идеально подходит чехол размерности XXXL. Не пришлось даже руль снимать. Сняв переднее колесо, передний багажник и педали – за пару минут сложил все это в чехол.

В плацкартных вагонах старого типа есть отличные третьи полки, на которые можно уместить 3-4 велосипеда поперек.

Немножко о Луноходе. Это фэтбайк с классической стальной рамой, с ригидной (не амортизационной) вилкой и с колесами диаметром 26 дюймов. А вот ширина покрышек на нем максимальная доступная на сегодняшний день (серийно-доступная) и составляет 4,8 дюйма. Это примерно 12 сантиметров. Для такой резины используются обода шириной 100 мм. В связи с этим колеса имеют специфический внешний вид.

Все остальные компоненты велосипеда, в принципе, стандартные, как и на всех остальных горных велосипедах. У меня фэтбайк в заводской комплектации. Дополнительно были докуплены два багажника (передний и задний), сумочки для мелочей, крылья-щитки от грязи и рога на руль – они нужны для смены положения рук при длительном движении. Также, был установлен GPS-навигатор Garmin eTrex Vista и пара фонарей для освещения. Велосипеды Surly и в частности Moonlander является одним из лучших вариантов для автономного велотуризма еще и потому, что оснащен множеством крепежей для багажников, сумок и держателей. Я использовал два крепежа для флягодержателей на вилке и один на нижней трубе рамы.

В качестве основного багажного отделения был использован велорюкзак-штаны все той же фирмы ПИК-99, подрамная сумка для инструмента, нарамная сумочка для гаджетов и батареек. Передний багажник был «на подхвате» и был оснащен резинками-эспандерами с крючками.

 

Наш путь был насыщен всеми видами дорожных покрытий. Асфальт, грунтовка, гравийка, каменистые спуски и подъемы, немного песочка, лесные дорожки-тропинки и естественно, водные преграды – броды и лужи. Специфика фэтбайка, точнее, его колес, заключается в том, что для разных дорожных условий можно подобрать такое давление в шинах, при которых ехать становится не только удобно и комфортно, но и вообще возможно :) Благодаря низкому давлению фэтбайки могут проехать там, где другие велосипеды зарываются, пробуксовывают и отказываются ехать. В определенных условиях, конечно, приходится и фэт тащить на себе. Это как в поговорке – «чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Так и тут – «фэтбайк это такой велосипед, который начинаешь тащить тогда, когда все остальные веллеры уже давно идут пешком». Гыгыгы.

Вот мой субъективный взгляд на поведение фэта на разных поверхностях планеты.

Асфальт. Да, фэт катит! Вопреки визуальному восприятию окружающих «не тяжело?», фэт идет по асфальту легко. Главное, подкачать чуть сильнее колеса. Шум при движении фэта по асфальту стоит эпичный. Как от автомобиля. Напоминаю, что использую пока стоковые покрышки Surly Bud и Lou. Для асфальта есть более накатистые покрышки, например Surly Big Fat Larry, но я пока их не приобрел :)

 

Эпичный вокзал имени Гейдара Алиева в с.Ангоя

Грунт/гравий/щебень. И снова фэт катит! Такие типы дорог, как грунтовки, гравийки и щебеночные дороги приносят много проблем велотуристам. Особенно, затяжные спуски с поворотами или грунтовки с так называемой «стиральной доской».

Часто такие дороги бывают щедро присыпаны песочком или мелкими камешками. Тряска и бесплатный антицеллюлитный массаж вам обеспечены. При длительной тряске разбалтываются все плохо затянутые болты и гайки. На одном из длинных каменистых спусков я потерял болт от флягодержателя.

На «трясучках» сильно устают руки. По ощущениям – фэтбайк трясет значительно меньше, чем простой MTB, но найти соотношение «давление/комфорт» мне не удалось. Опасался слишком сильно снизить давление, ведь велосипед был качественно нагружен (особенно заднее колесо), а на больших камнях или корнях при приличной скорости это могло привести к пробою камеры от удара обода. В общем, однозначно, комфорта на пересеченной местности от езды на фэтбайке существенно больше, чем на узкоколеснике. Многие кочки и неровности на скорости даже не чувствуются

Песок. Это родная стихия фэтбайка. По песку на фэте можно ездить вдоль и поперек, держа руль одной рукой, при этом болтая по телефону. Рыхлость, цвет и температура песка не играют никакой роли. По песку можно ездить бесконечно. Чем сильнее нагружен фэт, тем более низкую передачу приходится ставить. При движении по песку главное не «зарыть» переднее колесо, а для этого давление в нем нужно существенно понизить. Песчаные спуски – это просто эйфория. Песчаные подъемы чуть посложнее, но опять-таки – на фэте можно с легкостью ехать и играть на губной гармошке J

Горы. Конкретно этот наш маршрут был достаточно «перевалистым». Несколько тысячников с очень плохим покрытием и множество разнообразных «тягунов» дали нам суммарные 8300 метров набора высоты. Это почти Эверест. Хотя и за 15 дней.

В горах все просто. Груженный фэт в гору едет тяжело, не груженый – легко. В принципе, эта схема работает на всех велосипедах. Тут большое значение имеет трансмиссия, передаточные числа, соотношения звезд. Признаюсь, иногда мне не хватало передачи 1:1 (у Лунохода это 22:34). Сама трансмиссия на этой модели 20-ти скоростная (2х10). Ну и физическая форма велотуриста тоже играет большую роль :)

Броды. В 90% бродов фэт приходилось переносить на ручках. Там, где можно было проехать или прокатить (уровень воды до каретки и втулок) – ехалось и катилось.

Первые несколько рек мы скидывали велорюкзаки с велосипедов, а уже на второй день стали таскать их через реки не развьючивая :)

В общем, с бродами как и со всеми другими велосипедами – придется потаскаться. Только чуть тяжелее.

В случаях с реками «до колена и выше» фэт просто переносили. Ну как «просто»… Два человека брали его за перья и за руль с двух сторон и аккуратно, чтобы не поскользнуться на круглых речных камнях медленно шли, тихонько матерясь, по ледяной воде, от которой сводило ноги уже через 5 секунд.

Сильное течение горных рек сносит переносчиков фэта меньше, чем других (вес больше – прижимная сила выше! Физика, однако!).

Множество каменистых участках преодолевалось только пешком.

Самая сложная часть маршрута - автозимник "110 км", протяженностью около 150 км - самая красивая.

За время поездки попадались и грязные глинистые дороги.

Глина налипает на покрышки и на какое-то время полностью залепляет протекторы, превращая резину в большие жирные скользкие слики :) Но это временно.

 

Мыть фэтбайк приятнее, чем обычный. Не знаю почему. Просто понравилось больше.

Мы выживали, как могли  :)

Для того, чтобы попасть на остров Ольхон, мы заблаговременно заказали катер. Порт отправления - Усть-Баргузин.

Катер, хоть и небольшой, но довольно вместительный. Луноход пришлось привязать снаружи.

Плывем на Ольхон!

Ольхон состоит из множества дико рельефных и совершенно фантастических дорог. Этакое искривление привычного велосипедного пространства.

Передний багажник отлично подходит для перевозки 5 литров воды (уверен, что и две пятилитровки по бокам - это не проблема)

Какули :)

 

Уже на подъезде к Иркутску встретили пару польских велотуристов, идущих навстречу нам (у парня тоже оказался велосипед Surly, правда, не фэт). Для них приключения только начинаются!

Вот такие дороги и просторы Бурятии и Иркутской области мы повидали, оставили на пыльных дорогах свои велоследы :)

По достижению конечно точки путешествия (г. Иркутск) решено было отправить наших железных коней домой через транспортную компанию. Для этого нам понадобились коробки из под новых велосипедов, которые нам любезно и безвозмездно предоставил магазин "Триал-Спорт" в Иркутске. Спасибо Денису! Для запаковки фэта понадобилось две стандартные коробки. Переднее колесо пришлось паковать отдельно. Коробки из под фэтбайка на тот момент в "Триал-Спорте" не нашлось…

 

Итак, общие впечатления от первой серьезной 1000 километров крайне положительные. Фэтбайк катит по всем видам дорог, нужно только немного поиграть с давлением (кстати, для этого желательно купить качественный мощный насос). Привыкаешь к управлению, разгону, торможению, да и вообще к поведению фэта довольно быстро и через 100 км уже начинаешь получать удовольствие. На всем протяжении маршрута не было не единого прокола. Мне кажется, нужно очень постараться, чтобы пробить покрышку фэтбайка :) Также, никаких поломок серьезных не произошло. То есть, для дальнобойного (и не только) автономного туризма - велосипеды Surly, а именно фэтбайки - подходят идеально!

Если у вас появились какие-то вопросы относительно покупки, эксплуатации или технических моментов по фэтбайку – пишите, постараюсь ответить.

В отчете использованы фотографии участников похода, за что им большое спасибо!

 

Избранное
  • 13 августа 2016 г., 00:22
    RAlex   Пожаловаться

    А не тяжело? =)))))))))))))))

  • 13 августа 2016 г., 00:32
    RAlex   Пожаловаться

    Отчет хорош! Фет-катит, фет-рулит =)) Еще один вид дорог - "стиралочка", она же "ситральная доска", она же "смерть заднему ободу", она же "@@@@ть, когдаж ты кончишься?"

  • 13 августа 2016 г., 00:47
    belanna   Пожаловаться

    Отличные фото! Пеши исчо!

  • 13 августа 2016 г., 02:59
    seagull   Пожаловаться

    Красота )

  • 13 августа 2016 г., 07:55
    LXA   Пожаловаться

    Фэт норм. Пост хорош.

    Как обычно, интересует вопрос, во сколько обошолся фэт с доставкой? Не меньше 40 т.р.?

  • 13 августа 2016 г., 12:41
    veloyakutsk   Пожаловаться

    Отличный отчет! Фэт валит!

  • 13 августа 2016 г., 23:49
    рдн   Пожаловаться

    Класс!!!

  • 14 августа 2016 г., 20:11
    Grenadier_Thomas   Пожаловаться

    Супер!

  • 14 августа 2016 г., 20:16
    -Smog-   Пожаловаться

    Велосипедище!

  • 14 августа 2016 г., 21:51
    INOVA   Пожаловаться

    Как насчет проколов?

  • 14 августа 2016 г., 22:22
    ReXtor   Пожаловаться

    Восхитительно!

  • 15 августа 2016 г., 08:51
    Сергей1111   Пожаловаться

    Поздравляю!)

  • 15 августа 2016 г., 10:16
    yamaoto_ko   Пожаловаться

    Круто! На предпоследнем фото - это ведь облака да?

  • 15 августа 2016 г., 10:17
    yamaoto_ko   Пожаловаться

    На вилке еще NotShox ахах

  • 15 августа 2016 г., 11:44
    Абракадабр   Пожаловаться

    Мастра жжошь: "переносчики фэта"... блин как прям переносчики малярии. :-)

  • 15 августа 2016 г., 12:11
    Сергей1111   Пожаловаться

    отчет про сам поход будете писать?)

  • 15 августа 2016 г., 13:50
    TRAX   Пожаловаться

    Как всегда, крутышки!!! 

  • 15 августа 2016 г., 14:00
    Aleks_N   Пожаловаться
    Все равно гнетут большие колеса))) наверно адово в гору)
    • Автор
      15 августа 2016 г., 14:02
      MasterNik   Пожаловаться

      Aleks_N, в гору чуть тяжелее, чем на обычном MTB, но и то при сильной загруженности. На "голом" фэтбайке - горы не проблема, ведь пониженные передачи никто не отменял :)

  • 15 августа 2016 г., 15:05
    NIKA   Пожаловаться

    здорово! про фэт не знала, это ликбез для меня. Сразу захотелось себе такой :)

  • 15 августа 2016 г., 16:59
    1Vitos1   Пожаловаться

    Ндаа повезло вам ребятки

  • 15 августа 2016 г., 16:59
    1Vitos1   Пожаловаться

    А я все сплю и вижу как едим по Исландииииии

  • 15 августа 2016 г., 17:00
    1Vitos1   Пожаловаться

    Эхххх Исландия

  • 22 августа 2016 г., 10:23
    Zirkou   Пожаловаться

    где брали surly?

  • 4 октября 2016 г., 00:09
    Rollo   Пожаловаться

    на такой резине не тяжело?

  • 4 октября 2016 г., 12:18
    BS   Пожаловаться

    1000 км - это сильно :) я за лето наверное и 300т не накатал :) 

  • 4 октября 2016 г., 12:44
    DISPANZER   Пожаловаться

    как же скучно я живу )

  • 4 октября 2016 г., 12:48
    Империоли   Пожаловаться

    Какая же белая зависть зарождается во мне, дорогие товарищи! Не описать! Молодцы, пацаны ваще ребята! Могете! Жду большой отчёт)

  • 4 октября 2016 г., 12:59
    destan   Пожаловаться

    ну вы психи(в хорошем смысле слова), классное приключение

  • 4 октября 2016 г., 13:16
    Makc_al   Пожаловаться

    А я думал "Фэтбайкинг" - это когда садишься на велотренажер и сгоняешь вес.

  • 4 октября 2016 г., 16:39
    Евгениия   Пожаловаться

    фотки супер!!))) а я до Покровска ездила))) на обычном велике, давно и не правда))))

  • 4 октября 2016 г., 16:45
    Червь   Пожаловаться

    Не тяжело на таких сидушках большие расстояния?

  • 4 октября 2016 г., 16:51
    dancer   Пожаловаться

    Женя, а не приходила никогда в голову идея прикупить эндуро ? :)  таже свобода, что на веле, но с мотором и побыстрее катит. не ?

    • Автор
      4 октября 2016 г., 16:58
      MasterNik   Пожаловаться

      Лёха, о какой "свободе" на моте идет речь? :)

      - зимой не поездишь;

      - не перевезешь в поезде на 3000 км или в самолете на 6000 км до места покатушек и обратно;

      - нужно заправлять бензином;

      - нужен гараж;

      - нужны права на управление;

      - не проедет там, где велосипед можно просто перенести на руках;

      - шум, выхлоп.

      Фукака, в общем :)

      • 4 октября 2016 г., 22:41
        dancer   Пожаловаться

        MasterNik, и не поспоришь :-)

      • 5 октября 2016 г., 12:01
        Myron   Пожаловаться

        MasterNik, опять же как-то неубедительно :)

        1. зимой и на велике не поездишь, если так думать :)

        2. а он сам доедет, не надо его ни на какой поезд :) да и грузовые контейнеры никто еще не отменял.

        3. а в чем проблема то? бензин есть повсеместно.

        4. нужен настолько же, насколько и для велика.

        5. ну тут да, правда это не преграда при желании. и как ты там любишь говорит? все в ваших руках? :)

        6. эндуро легко проедет там, где вы тащите свои велики на руках :)

        7. шум, выхлоп. и что? на скорости, на малых оборотах их не слышно.

        з.ы. мот - олицетворение свободы, однако :)

        • Автор
          5 октября 2016 г., 12:21
          MasterNik   Пожаловаться

          Myron, 

          1. Зимних велосипедистов гораздо больше, чем зимних мотоциклистов :)

          2. Да, каких то-то три-четыре недели и мотоциклист своим ходом в Питере, вау! А на самолете с велосипедом - полдня. Контейнер? Например, в Магадан? А пять мотов перевезти на одном микроавтобусе, если понадобится можно?

          3. Бензин есть там, где цивилизация. Например, на старой колымской трассе на протяжении 500 км количество заправочных станций 0. На Пресловутом Зимнике 110 км, протяженностью 200 км - 0. Запас хода у мота сколько? :) К тому же есть одно обстоятельство - бензин стоит денег :)

          4. Я свои три велосипеда просто заношу в квартиру на 4-м этаже. И 90% веллеров делают так же. Попробуй затащить эндуро хотя бы на 2-й этаж КПД :)

          5. Бывают физические ограничения у людей по здоровью, не? Не все могут получить права.

          6. Давай как-нить прокатимся - покажу места, где мы просто пройдем пешком с великом под мышкой, а эндуристы... Ммм... останутся плакать перед грязью/бродами/подъемами/густым лесом/сугробами по пояс/заборами/трубопроводами/оврагами. Нужное подчеркнуть.

          7. Действительно, и что? Выхлопа же нет на малых оборотах, да и шум не слышен, когда газуешь :)

          Каждому свое :) И понятие свободы у всех разное. Для кого-то свобода - это в пятницу вечером пива попить.

          • 5 октября 2016 г., 13:05
            Myron   Пожаловаться

            MasterNik, нуу...

            1. великов может и больше, не знаю. но это не делает зимних веллеров больше :) любой байк может стать зимним от желания своего хозяина :)

            2. можно подумать, что на поезде до питера это ужасно быстро :) опять же грузовые самолеты никуда не делись, если очень хочется. до магадана мот везти не надо, лучше просто ехать :)

            3. запас хода сильно зависит от условий. но грубо говоря одна канистра 20 л. должна везти около 300 км. то есть даже при отрезках в 500 км достаточно иметь запасную канистру и все. бензин стоит денег конечно же, как и все в нашем мире, но деньги эти совершенно небольшие. тыщи две, за две канистры.

            4. у меня есть два гаража, но это неважно. у меня так же есть родня с частным домом и участком к нему :) само собой каждый день я на эндуре кататься не собираюсь, но и в путешествия каждый день никто не ездит, даже мастерник :)

            5. 90% (как любит говорить мастерник) людей способны получить права. точно говорю :)

            6. ну если специально искать, то можно найти что угодно. а если говорить о разумных вещах, то мало где нельзя проехать на моте, реально мало. всегда есть обходные пути и смекалка, да и пешком толкать подгазовывая намного проще чем тащить чисто на руках :) про глубокие сугробы и заборы улыбнул :)

            7. нельзя сделать одновременно малые обороты и газовать. это как бы аксиома :) ездил вообще на байке? когда едешь ровно, на приличной скорости, внатяг - звук двигателя никак тебя не беспокоит, ветер гораздо шумнее получается.

            з.ы. про пивные пристрастия не надо мне рассказывать, частенько в одном кабаке возлиялись. для меня нынче свобода это когда я могу спокойно лечь спать вечером, переложив все заботы на жену :)

             

            • Автор
              5 октября 2016 г., 13:31
              MasterNik   Пожаловаться

              Myron, мне кажется все вышеуказанные доводы ограничивают лишь свободу. "Могут", "Нельзя", "Зависит от условий" и т.д. Все упирается в определенные границы понимания свободы, как таковой. Но ради справедливости скажу - да, мото-эндуро это чрезвычайно круто! :)

  • 4 октября 2016 г., 18:34
    Marty_Mc   Пожаловаться

    Я думал, вы до байкала на великах. А так фото класс!

    Завидую свободным как вы людям!

  • 5 октября 2016 г., 08:17
    демонтажник   Пожаловаться

    По деньгам скока вышло

  • 6 октября 2016 г., 17:08
    демонтажник   Пожаловаться

    Ок, а так позитивно. Наедине с природой.

  • Молодцы!!! Хорошее путешествие. Я с этого года тоже стал обладателем фэтбайка. Взял двуподвес 21передача (3×7). Колёса 26×4. Подбираю велоприцеп. Сын подрастёт думаю тоже махнуть с ним красоты страны повидать.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь