home
community-header

                    
                    
Pro аккаунт
Полюс Холода – Сердце России – Родина Юрэн Хосууна. Путешествие длиною в год!
Nhr 13 октября 2019 г., 00:43 в Дикари 4193

  

Бурятские степи и чабан.

 

В ближайшие десять минут вы насладитесь небольшим богато иллюстрированным рассказом, пропитанным адреналином и состоянием души, возникающим во время галопа на седле резвого коня.


 

Зимняя стройка и Полюс Холода

Набираем воду для раствора арболита. Свежесть морозного утра! Оз.Тулуна Эбэтэ. Середина декабря.

 

Лето и осень 2018 года дали старт насыщенным событиям. Эйфория от смены госслужбы на творческий труд стала катализатором второго дыхания. Вся энергия была направлена на строительство социального объекта в дар Усть-Алданскому району, к юбилею знаменитого дедушки – народного художника РСФСР Терентия Аммосова. Параллельно, на вдохновении, легко писались статьи о медиках района, сверстали первый электронный журнал.  

 

Верстка автора. Дизайн обложки - Людмила Аммосова. Первый!!!

 

Ощутимую поддержку в нашей благотворительной стройке оказал Усть-Алданский техникум, направив свой военно-патриотический отряд на подмогу. Волонтеры десантировались два раза. В итоге, с середины сентября по декабрь 2018 года была сооружена первая очередь врачебной амбулатории – железобетонное подсобное помещение.

Ким и Айтал - мои верные помощники!

Военно-патриотический клуб "Щит и Меч". Командир Ньургун Копырин - кавалер Ордена "Мужество".

Научил ребят азам сварки и работы с бетоном.

Айтал за сваркой. Снизу вверх накладывать сварной шов сложно. Айтал смог!

 

Главным достижением трудового трехмесячника стала Победа моего юного помощника Айтала Бурнашёва в научно-практической конференции, приуроченной  к 300-летию МВД России, 200-летию МВД Якутии и 100-летию Комсомола.

Большое спасибо организаторам! Очень полезный опыт для ребят.

 

В декабре, исчерпав финансовые запасы, вылетел на Полюс Холода спасать оймяконцев и зарабатывать на фундамент второй очереди нашей народной строки.

Братья Мироновы - продолжатели славных традиций оленеводов из Эвено-Бытантайского национального района.

Их бабушка Мария Миронова и сейчас работает в стаде - ей девятый десяток!

Встреча в порту перед вылетом в Оймякон.

Эвено-Бытантай стал для меня родным за годы службы хирургом, а затем - реаниматологом.

 Первая операция на Полюсе Холода!

Интернациональный коллектив принимает благодарность от спасенного пациента.

 

Оймяконский район встретил меня брендовыми морозами и высокой оперативной активностью. Благодаря профессиональному интернациональному коллективу, прекрасного больничного комплекса, нам удалось спасти немало тяжелобольных, в числе которых были экстремалы и туристы со всех концов света.

Спасенные польские экстремалы с коллективом Оймяконской ЦРБ.

 

И вот наступила весна, оттепель. Подходил к концу мой северный контракт – среднестатистическая для молодого якутского хирурга зарплата в 150000 рублей оказалась для экс-помощника министра сверхминистерской. Для тех, кто не в курсе: помощник министра зарабатывает 43000 рублей, министр – 130000. Привет коллегам, не желающим трудиться на селе за 200000 рублей!

 

Опера о Садко: из Полюса Холода в Сердце Страны

Ударный труд на «сверхминистерской» зарплате позволил закупить и завести цемента тоннами и металла для монолитного фундамента второй очереди социального объекта в Усть-Алданском районе. Помимо того, осталось и на покупку нового железного коня – заместителя моему верному «Труженнику», старому-доброму раритетному внедорожнику  «ГАЗ-69».

Мои помощники: народный мастер Иван Бурцев, Аргыс Назарович и абитуриент Вася.

 

Старина «Труженник», безусловно, показал себя большим молодцом. Первая очередь нашей стройки была выполнена благодаря великолепным техническим характеристикам «ГАЗ-69». Именно на нем мы завезли около 5 тонн строительных материалов и оборудования по бездорожью. Но нам была необходима грузоподъемность повыше, при схожей проходимости и надежности.

"ЗиЛ-131" с дизельным двигателем. Полуприцеп груженый - 7 тонн.

 

Мне импонировали военные грузовики эпохи СССР, благодаря опыту с неубиваемым советским «ГАЗ-69». «ЗиЛ-131» либо «ГАЗ-66». Первый был могуч, но отличался ненасытностью в отношении ГСМ. На расход бензина, в 40 литров на сто километров дороги, никакой "сверхминистерской" зарплаты не хватит. «ГАЗ-66» («шишига») обладал лучшей проходимостью, но брал в два раза меньше груза, в сравнении с «ЗиЛ-131». Зато расход топлива был на 10 литров меньше. Но посидев один раз за рулем «Шишиги» я понял, что не обладаю гибкостью йога, чтобы переключать рычаг коробки передач за спинкой сиденья. Выход нашелся. По заказу Министерства обороны России на замену легендарному «ГАЗ-66» пришел «ГАЗ-3308», он же грузовик повышенной проходимости «Садко». «Оперный» герой выделялся просторным салоном, удобным расположением рычагов, регулируемым сидением, а главным его плюсом, с точки зрения вояк, была капотная компоновка – при подрыве на мине экипаж оставался жив, так как передний мост располагался под капотом.

 

Итак, за «Садко» в Центр Страны!

С механиком экспедиции Антоном Трофимовым - северяне в Центре Страааны!

 

Здесь я позволю себе перефразировать известную фразу: Дальний Восток – не балласт, а центр России!

Новосибирск встретил нас людьми с доброй душой. Одним из великодушных сибиряков оказался Александр - хозяин «Садко». Оказалось, что трудовую карьеру профессионального строителя мой новый знакомый начинал в Южной Якутии. Позже, он стал очень востребованным строителем, почетным членом профессионального международного реестра. Получив грузовик в погашение задолженности по зарплате на прежней работе, Александр был приглашен в Никарагуа, руководить строительством фармацевтического завода. Два года длилась стройка, а «Садко» грустил и ржавел в одиночестве на охраняемой автобазе в Сибири. Два раза в год хозяин автобазы, друг никарагуанского строителя, заводил «оперного героя», чтобы происходила естественная смазка узлов.

За рулем свежекупленного "Садко"!

 

После недолгих переговоров никарагуанский строитель Александр, проникся рассказами северян «за душу» и подарил значительную скидку «землякам» с ностальгической молодости.

Александр и Антон чинят, а я - не мешаю :-)

 

Историю очередного автопутешествия не поместит данный ресурс. Вкратце: это был не просто перегон грузовика, а экстремальный туризм, полный впечатлений!

 

Северное назначение: «Чтобы строить!»

"Золотой" металл на каркас.

 

Вернувшись на свою новую родину «Садко» был задействован поочередно на двух строительных объектах. Первый – завоз строительного материала, нового оборудования и завершение  «навесных» монолитных полов в подсобном помещении на усть-алданской стройке. После частичной отсыпки песочной подушки под фундамент второй очереди социального объекта – здания врачебной амбулатории, было принято решение приостановить строительство до получения документов на аренду земельного участка.

Не дождались договора аренды (ждали 8 мес) от местного поселения

и написали заявление на аренду главе района 18 июня 2019 года.

 

С сентября 2018 года была вложена немалая сумма, завершалось строительство первой очереди объекта, а обещанных усть-алданцами документов на трехлетнюю аренду участка все еще получено не было. А без документов на аренду земли невозможно провести электричество, необходимое для полноценной и экономичной (прежде работал генератор) работы строительного оборудования. Кроме того, для выполнения изысканий также потребовались бы бумаги. Вынужденная пауза была использована для возведения здания минизавода арболитовых блоков в пригороде Якутска.

Наставник и друг Афанасий Саввин на свежем цементе.

 

На «Садко» было очень удобно перевозить габаритные грузы, щебень, песок, металлоконструкции весом до трех тонн. Расход по трассе был в пределах 29 литров на сто километров, груженым. Использовали самый дешевый низкооктановый бензин «АИ-80 н».

Без комментариев

В рюмке - чай: "Ну, за пионерию!".

Расфасовали и загрузили мешками 2100 кг щебня. Помог Афанасий Саввин.

 

Проходимость грузовика, также, была на высоте. Причиной тому трансмиссия и мосты с блокировками от легендарного предшественника – «Шишиги». В непростых условиях выручала механическая лебедка, работающая от двигателя – эдакая палочка-выручалочка, сорокаметровая рука помощи.

Аргыс Назарович бдит!

 

Август, вечер, прожектор. Под моросящим грибным дождем, в ограниченном радиусе теплого луча, заливаем с помощниками Василием Сергеевым и Афанасием Саввиным среднюю опалубку окончатого ленточного фундамента – последний штрих двухдневной работы с бетоном. Вырисовывается контур нашего будущего минизавода арболитовых блоков.

Афанасий Саввин и Василий Сергеев. Ручная заливка монолита в среднюю ленту.

Минизавод арболитовых блоков.

 Готовые арболитовые блоки собственного производства.

Пробная партия ождидает проверки на прочность.

 

Отмыв бетономешалку, решили сохранить для истории значимый этап строительства.  Смартфон неохотно определяет забетонированный отпечаток пальца. Над дюжиной сообщений выделяется неизвестный корпоративный МТС с предложением, от которого невозможно отказаться. Недели утомительных походов в компетентные подразделения, куча согласований. Наконец куплен билет на место службы – на Север!

Живописные просторы Оленекского эвенкийского национального района.

 

В иллюминаторе огромная территория самого большого района Якутии. Бесценная тайга с первозданной красотой могучих елей, корни которых питают бурные реки с минеральной водой, изобилием рыбы и богатыми зверем скалистыми берегами.  Панорамы подобны живописной повести известного якутского писателя Далана. Родина воинственных гордых кочевников эвенков – потомков Юрэн Хосууна!

 

Несмотря на огромную территорию и экономическую значимость для республики и России в целом, материально-техническая база центральной районной больницы Оленекского национального эвенкийского района оставляет желать лучшего. Деревянные, ветхие, крайне неэнергоэффективные и пожароопасные сооружения, разбросанные по всему району.

Ветхий фонд. Он повсеместно :(

Коллектив сплоченый!

 

К счастью, руководство района, республиканский минздрав и руководство республики пришли к единому мнению о необходимости возведения современного медицинского комплекса в самом большом по территории районе Якутии.

Отремонтировали своими силами прежнее детское отделение.

Субботник к Году консолидации-2019, объявленному главой Якутии.

 

На территории Швеции, где мне посчастливилось учиться в 2006-2007 годах, в каждом труднодоступном районе имеется современный больничный комплекс со своей вертолетной площадкой. Больной в течение получаса доставляется в высокотехнологичный центр и получает своевременную квалифицированную медицинскую помощь.

Мои однокурсники. Лекция профессора Леннарда Нистрома.

Цикл "Организация здравоохранения" на базе госпиталя г.Умео (Швеция). Сентябрь 2006 года.

 

А чем хуже мы? Почему должны страдать коренные народы севера, земля которых дает мегатонны дохода в бюджет страны?

Торжественное открытие памятника "Потомок Юрэн Хосууна" 12 октября 2019 года.

Автор - Афанасий Романов.

 

Назар Аммосов

Фото: автора, Нь.Латышевой и эвенкийского журналиста Айсайын.

 

П.С. Детальное описание автопробега и других разделов статьи в следующих материалах, если читателю интересно.

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь