home
user-header

                        
                        
Борьба хапсагай! Турнир на призы мастера спорта Марата Чердонова!
NikBara
Pro аккаунт
6 мая 2017 г., 19:03 6728

8 апреля 2017 года, в День сына Республики Саха (Якутия) в с. Токко Олекминского района прошел турнир по борьбе хапсагай на призы мастера спорта по борьбе "хапсагай" Марата Николаевича Чердонова.

Фото из газеты "Олекма".


О борьбе "Хапсагай" в Википедии пишут:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B9

Хапсагай (якут. хапсаҕай — проворный, ловкий, хваткий[1]) — якутское национальное единоборство, борьба.

 

Этимология

Существует несколько версий происхождения названия борьбы. По мнению Н. С. Григорьева, автора «Фразеологического словаря якутского языка», слово образовано из основы хапса (ловить, хватать, схватить) и старомонгольской приставки ҕай, означающей какое-либо действие, то есть возможный вариант перевода может быть «схвати и действуй». «Толковый словарь якутского языка» также определяет хапсаҕай как сочетание двух слов: хап (ловкость, быстрота, сила, выносливость) и саҕай (бросай, кидай). Т. И. Петрова в «Кратком якутско-русском словаре» переводит слово как проворный, ловкий, быстрый, и определяет слово, как неделимое. Э. К. Пекарский в «Словаре якутского языка» выдвигает версию происхождения слова хапсаҕай (хабыс + аҕай) от тюркского «капчаҕай», «капшаҕай» (быстрый, проворный), сравнимо с бурятским «габшагай» — ловкий, хваткий, подхватывать, увертка. По мнению кандидата культурологии Н. С. Попова, хапсаҕай — это исконно якутское слово, нераздельное, подвид слов хапсыҕыы, хапсыҕар (столкновение, сталкиваться).[2]

История

Хапсагай имеет древнюю историю, и установить, когда установились правила борьбы вряд ли представляется возможным. Уже в известном героическом эпосе олонхо дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы хапсагай.[3]

По преданиям, ещё в древности у якутов существовала система воспитания и подготовки воинов, которые составляли отдельную касту. Одним из составляющей такой подготовки являлось умение вести борьбу без оружия. Ребёнка, отобранного в касту воинов (нареченного стать боотуром) обучали различным воинским умениям и развивали соответствующие физические навыки, в том числе, премудростям национальной борьбы. Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждая семья держала в тайне.

Первое упоминание о хапсагае на русском языке имеется в трудах этнографа Г. Ф. Миллера, который дал подробное описание Ысыаха, проведённого 31 мая 1737 года в 14 верстах от Якутска, и в ходе которого прошли состязания по борьбе хапсагай. Затем упоминания о соревнованиях по этой борьбе встречались в «Трудах Второй Камчатской экспедиции» И. Г. Гмелина, в работах академика А. Д. Мидлендорфа, у писателя-декабриста А. А. Бестужева-Марлинского.

В старину соревнования по хапсагаю устраивались во время праздников, главным из которых являлся Ысыах, на свадьбах (Уруу) знатных родов, во время осенней подлёдной ловли рыбы (Мунха), во время скачек лошадей.[4] Борцы (даадары), по традиции покрытые бычьей кожей (с тем, чтобы соперники не видели друг друга) выходили из берестяных чумов на поляну, в круг сидящих зрителей. Арбитр, избираемый из почётных гостей, выводил борцов на середину круга, сбрасывал с них покрывало, и начиналась схватка.

Один из очевидцев, наблюдавший хапсагай во второй половине XVIII века писал:

«раздевшись донага, только оставив на себе одни штаны, и с разбега соединясь друг с другом и ударя одним другого по бокам, а потом ухватясь за свои штаны и ногами сплетясь, бросают о землю»

— http://www.knyazev-dojo.ru/xapsagaj/

Ограничений по времени схватки не существовало: она могла длиться по нескольку часов, а иногда «когда спор бывал особенно принципиален — случалось, продолжался в течение целого дня»[5], и даже продолжалась на следующий день[4].

Призом победителю соревнований традиционно служила мюсэ — варёная бедренная кость жеребца с мясом в верхней части. Впрочем, существовали и другие варианты наград, так И. А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске с 1867 по 1876 годы, описывал что побеждённому показывали оскорбительный кукиш, запачканный землёй, а победителю наливали чарку кумыса или водки, исполняли песню в его честь.[6]

В конце XIX века и начале XX века наблюдалось активизация увлечения хапсагаем на всей территории нынешней Якутии, появились известные мастера хапсагая. В 1932 году состоялись первые официальные соревнования по хапсагаю, которые были приурочены к десятилетнему юбилею образования автономной республики и после этого соревнования проводились систематически, как на праздниках, так и в ходе Всеякутских Спартакиад. К участию в соревнованиях были допущены и женщины, так в 1944 году соревнование женщин было включено в программу летней республиканской спартакиады Якутской АССР.

Во времена СССР, соревнования по борьбе хапсагай среди мужчин регулярно проводились сельским ДСО «Урожай» в четырёх возрастных группах: 18-35 лет, 35-40 лет, 40-45 лет и свыше 45 лет.[7]

В 1992 году была образована ассоциация «Сахаада-спорт», объединяющая восемь федераций по национальным видам спорта, включая хапсагай, а соревнования по этой борьбе проводятся под эгидой Федерации спортивной борьбы Республики Саха (Якутии) по борьбе хапсагай. 25 октября 2010 года хапсагай был признан Международной федерацией объединённых стилей борьбы (FILA), в результате чего был подписан договор между FILA и Ассоциацией национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт», в соответствии с которым борьба хапсагай вошла в FILA на правах официально признанного вида борьбы и может распространяться по всему миру[8]. В 2011 году хапсагай вызвал большой интерес федерации борьбы Бенина, и письмом президента этой федерации, хапсагай был признан и была выражена готовность стать базовым центром культивирования борьбы в Африке. С 22 по 25 декабря 2011 года должен был пройти первый чемпионат Африки по хапсагаю.[9][10]

После 2000 года ежегодно проводятся около двадцати соревнований республиканского уровня с мастерским нормативом.

Правила

Борцы обнажены до пояса, ниже пояса одеты в трусы или трико, как правило обуты в борцовки. Ранее, независимо от времени года, борцы боролись разутыми и одетыми только в шорты из ровдуги (мягкой кожи лося без шерсти). Схватки могут проводиться и на поляне, поросшей травой, но в настоящее время официальные схватки проводятся на борцовском ковре, диаметром 10 метров.

Любое касание борцом земли (ковра) какой-либо частью тела, кроме ступней, влечёт поражение. Исключение в современных правилах составляет касание земли (ковра) одной рукой, за что засчитывается штраф в 1 балл; касание двумя руками уже влечёт поражение.[7] При проведении приёма атакующий борец должен остаться на ногах. Борьбы в партере в хапсагае не имеется.

В борьбе разрешены любые захваты за любую часть тела, исключая пальцы рук и ног. Захваты борцов, как правило неглубокие, в ходе схватки большое значение имеет активная работа ног. В арсенале борцов имеются подсечкиподножки, обвивы, зацепы, выхваты, отхваты, подсады и иные различные броски. Так, распространёнными приёмами являются сваливание соперника захватом головы и ноги (тюргэн) и передняя подсечка (халбарыйан тэбии). Многие приёмы соединены в многоступенчатые комбинации. В технике хапсагая следует выделить оригинальное исполнение проходов в ноги и бросков через грудь (халбарыйыы). Проходы в ноги выполняются исключительно с наклоном и нырками: исполнение прохода в полёте или в падении влечёт проигрыш в схватке, поскольку атакующий так или иначе коснётся поверхности. Тем же самым обусловлено выполнение бросков через грудь, которые в греко-римской и вольной борьбе (броски прогибом), дзюдо и самбо выполняются в падении, с большой амплитудой, а в хапсагае это невозможно. Поэтому выработана оригинальная техника таких бросков, позволяющая атакующему остаться на ногах.

Продолжительность схватки ограничена 10 минутами[7], для взрослых это обычно 5 минут + 2 минуты в случае, если победитель не выявлен в основное время, для старших юношей 5 минут, для младших юношей — 4 минуты.[3]. Исход схватки — это победа одного из борцов или объявление обоих борцов проигравшими ввиду пассивного ведения борьбы.

До 1955 года в хапсагае не было разделения на весовые категории. С 1955 года взрослые борются в категориях до 53, 58, 64, 72, 80 килограммов и свыше 80 килограммов. У юношей и ветеранов разделение на категории другое.

Производные хапсагая

Кроме описанного хапсагая, как спортивной борьбы, существуют другие варианты хапсагая.

Так, в последнее время развивается известное с древности групповое направление борьбы, или хомуур хапсагай. В команде должно быть не менее пяти борцов в различных весовых категориях (например, двое до 70 килограммов и трое — свыше 70 килограммов). Соревнование начинают по одному борцу от каждой команды (по жребию). Затем борются по 2 борца от каждой весовой категории, следующим этапом борются по 3 борца от каждой команды, и наконец, в финальной схватке выходят все борцы противоборствующих команд — «стенка на стенку».

Ещё одним видом «хапсагая» является разработанный недавно хабыр хапсагай. Правила здесь не отличаются от ушу-саньда.[2]

Хапсагай и вольная борьба

Многие известные якутские борцы вольного стиля с детства занимались хапсагаем, что наложило отпечаток на их стиль борьбы. Так, Роман Дмитриев, чемпион и призёр Олимпийских игр и Павел Пинигин, чемпион Олимпийских игр, обучались хапсагаю. Роман Дмитриев в основу своего атакующего стиля положил чисто национальные приёмы и своей первой победе над иранским борцом Джавади на престижном международном турнире в Тбилиси он был обязан приёмам хапсагая.[11]

 

О борьбе "хапсагай"  можно прочитать в группе "ВК" https://vk.com/topic-30757859_25519078.

 

В 2014 году в рамках Российско-Японского Года боевых единоборств я принимал участие в презентации древних якутских боевых единоборств: мас-реслинга и борьбы "хапсагай" в Токио https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/714390.

 

Марат Чердонов является известным борцом Республики Саха (Якутия), кандидат в мастера спорта по вольной борьбе. Он достойно вписал свое имя в Историю спартакиад Манчаары: http://archive.li/N8Uuv.

До выхода в отставку он служил в Госнаркоконтроле в звании подполковника полиции.

 

На персональном сайте Александра Ким-Кимэна есть информация о присуждении спортивного звания "мастер спорта "Сахаада-спорт" по борьбе хапсагай": http://kimkimen.ru/node/1016

В прошедшие выходные, с 4-5 февраля 2017 года, внимание всех любителей якутской борьбы было приковано к престижному в республике открытому турниру – «Хаҥалас хапсаҕайа», посвященному памяти известного хангаласского богатыря-мастера спорта ЯАССР, РСФСР и СССР Ильи Кондратьева, который в этом году проводился в юбилейный - 20-й раз.

«Ассоциация «Сахаада – спорт» по согласованию с Министерством спорта Республики Саха (Якутия) учредило почетное звание Мастер спорта «Сахаада-спорт», которое призвано поднять мотивацию занятия спортом и поддержки спортивного духа среди ветеранов по борьбе Хапсагай, мас-рестлингу и якутским прыжкам.» - подчеркнул Александр Николаевич Ким-Кимэн и в торжественной обстановке вручил мастерские удостоверения выполнившим норматив ветеранам хапсагая республики. 

Вот имена спортсменов-ветеранов  получивших почетное звание Мастера спорта «Сахаада-спорт» по хапсагаю:

1.Дьячковский Захар – Якутск .

2.Данилов Вадим Усть-Алданский улус .

3.Васильев Дмитрий – Таттинский улус.

4.Барашков Иван – Усть-Алданский улус.

5.Чаприн Иннокентий – Намский улус.

6.Бочетов Михаил –Верхневилюйский улус.

7.Чердонов Марат – Олекминский улус.

8.Игнатьев Сергей – Верхневилюйский улус.

9.Павлов Семен – Сунтарский улус.

10.Попов Василий – Верхоянский улус.

11. Васильев Николай – Хангаласский улус.

12. Михайлов Александр – Сунтарский улус.

13. Каратаев Сергей – Кобяйский улус.

14.Егоров Яков – Верхневилюйский улус.

На фото: вручение удостоверения Игнатьеву Сергею.

 

 Про Марата Чердонова написали в книге про выдающихся жителей Токко.

 

 

 

Как писали в газете "Олекма" от 18 апреля 2017 г. http://gazetaolekma.ru/news/den_syna_po_tokkinski/2017-04-18-13838

День сына по-токкински

В рамках Дня сына в Токко прошел турнир по хапсагаю. У якутов всегда ценились сила, ловкость и смекалка у мужской половины. Такова сама природа мальчиков, юношей, мужчин. В сказаниях олонхо славились бесстрашные, сильные, ловкие герои, которые всегда выходили победителями в борьбе со злом.
Открытый турнир на призы мастера спорта по борьбе хапсагай Марата Николаевича Чердонова собрал более 50 юношей и взрослых.


Чердонов Марат Николаевич родился 25 июня 1969 года в Токко. В 1986 году окончил Токкинскую среднюю школу-интернат. В школьные годы активно занимался вольной борьбой у тренера Б.С. Чичирбынова. Стал чемпионом и призером районных, республиканских, зональных соревнований и турниров. Два года отслужил в пограничных войсках КГБ СССР. В 1992 году поступил в физкультурное отделение ЯГУ.
Первое серьезное испытание прошел на спартакиаде в 2009 году, где Марат Чердонов защищал честь Олекминского района. В копилку родного района Марат принес бронзовую медаль. В том же году стал победителем крупного турнира по хапсагаю на призы Сергея Ли-Фу.
В 2017 году в юбилейной спартакиаде Игр Манчаары в Верхневилюйске он будет третий раз представлять Олекминский район, путевка на участие уже завоевана. К слову, еще одна путевка на спартакиаду у токкинского борца Алексея Титова.


Праздник хапсагая открыл образцовый танцевальный коллектив «Чаринка» под руководством Снежаны Юрьевны Макаровой.


На ковер вышли борцы из Олекминска, Улахан-Мунку, Абаги, Токко, Олбута. Сменяя друг друга, они оспаривали медали и призы. После пяти часовой упорной борьбы стали известны имена чемпионов и призеров турнира:
до 24 кг: 1. Худаев Айаал (Токко), 2. Макаров Слава (Токко);
до 27 кг: 1. Титов Афоня (Токко), 2. Корнилов Марат (Олбут);
до 30 кг: 1.Власов Валентин (Токко), 2.Соловьев Данил (Токко);
до 35 кг: 1. Корнилов Игорь (Абага), 2. Федотов Саша (Олбут), 3. Дивдевилов Стас (Олбут);
до 38: 1. Оленев Кирилл (Олбут), 2. Барашков Максим (Токко), 3. Смогайлов Степа (Юнкюр);
до 42 кг: 1. Шараборин Юра (Улахан-Мунку), 2.Шараборин Лаврентий (Улахан-Мунку), 3. Афанасьев Ариян (Токко);.
до 50 кг: 1. Филатов Дима (город);
свыше 50 кг: 1. Ильинов Арнольд (Олбут); 2. Худаев Алексей (Токко); 3. Решетников Максим (Улахан-Мунку).
Среди юношей старше 2000 года рождения чемпионами и призерами стали:
до 50 кг: 1. Худаев Алексей (Токко), 2. Сектяев Виктор (Улахан-Мунку);
до 55 кг: 1. Ким Максим (Токко), 2. Решетников Эльдар (Улахан-Мунку), 3. Басыргасов Борис (Олбут);
до 62 кг: 1. Авелов Саша (Абага), 2. Дергунов Кирилл (город), 3. Потапов Павел (город);
до 70 кг: 1. Карташов Коля (Токко), 2. Макаров Кирилл (Токко);
до 80 кг: 1. Коротких Данил (Улахан-Мунку);
свыше 80 кг: 1. Свешников Егор (Олбут).


После схваток по весовым категориям на ковер вышли хапсагаисты оспаривать звание абсолютного чемпиона турнира. В весе до 38 килограммов за звание абсолютного чемпиона боролись 7 лучших борцов. Здесь правила борьбы жесткие, проиграл - выбываешь из дальнейшей борьбы. Одержав три ярких победы, абсолютным чемпионом становится Оленев Кирилл (Олбут).
Свыше 38 килограммов за звание абсолютного чемпиона встретились 12 спортсменов. Чемпион - Дергунов Кирилл (город).
Среди взрослых в финал вышли серебряный призер республиканского турнира на призы Бычырдаана Михаил Макаров (Токко) и мастер спорта РС(Я), ветеран борьбы Анатолий Уйгуров (Абага). В упорной борьбе победа достается Михаилу Макарову.


В церемонии награждения чемпионам и призерам Марат Николаевич сам вручил медали и призы - борцовки и трико. Победители абсолютных первенств, кроме золотых медалей, получили велосипеды и спутниковую антенну, календари с подписью легендарного Ивана Белолюбского.


Спонсорами турнира стали друзья Марата Чердонова: Дмитрий Грязнухин, Алексей Аргылов, Алексей Титов, Иван Белолюбский, родственники и родные.

 

Судейскую коллегию возглавил заместитель главы Жарханского национального наслега Титов Алексей Львович, арбитры на ковре - Ксенофонтов Игорь Ильич, Уйгуров Анатолий Афанасьевич. Почетные гости турнира, мастера спорта СССР - Петров Яков Кириллович, Киселев Александр Вениаминович, председатель федерации борьбы Олекминского района Тымыров Иннокентий Михайлович. 


За схватками юных хапсагаистов турнира следил аксакал этого вида спорта Олекминского района и республики Семен Николаевич Ыракыев.

Б.С. Чичирбынов.

 

Фотографии предоставлены М.Чердоновым.

 

На фото слева направо: Алексей Титов - инициатор проведения турнира, Марат Чердонов, Александр Киселев, Яков Петров и Игорь Ксенофонтов.

На открытии выступил Марат Чердонов.

Ансамбль "Чаринка". 

Участники соревнований.

 

 

 

Во время схваток. 

 

Вручение наград победителям.

 

Абсолютный чемпион среди взрослых Михаил Макаров.

 

Тренерам и ветеранам борьбы "хапсагай" были вручены календари с автографом 7 кратного чемпиона "Игр Дыгына", мастера спорта по мас-реслингу, по борьбе хапсагай, по лыжам, по силовому пятиборью Ивана Белолюбского.

На фото: тренер М.Чердонова Яков Петров.

Председатель федерации борьбы Олекминского улуса Иннокентий Тымыров.  

Тренер М. Чердонова Александр Киселев.

 

Первый тренер М.Чердонова Борис Чичирбынов.

 

Общее фотографирование.

 

Спонсорами соревнования выступили Василий Стручков (магазин "Виктория", с. Токко), Алексей Аргылов (магазин "Мир Антенн"), друзья - Корнилов Семен и Филиппов Алексей, Дмитрий Грязнухин, Алексей Аргылов, Алексей Титов, Иван Белолюбский, Павел Васильев, Николай Васильев и группы "Булчут" и "Чонхой".

Из далекой Швеции спонсором выступил друг М.Чердонова Юрий Хабаров. Из Анабарского улуса поддержал своего друга Савва Туприн.

Большую помощь оказали одноклассники и родственники.

 

Первый турнир состоялся. Заложена новая спортивная традиция в с.Токко Жарханского наслега Олекминского улуса. Мы верим, что турнир на призы Марата Чердонова послужит хорошим примером подрастающему поколению и молодежи Олекмы.

 

Пост о турнире 2021 года:

Борьба хапсагай! Турнир на призы мастера спорта Марата Чердонова в апреле 2021 года, с. Токко Олекминского улуса!

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: https://nikbara.ykt.ru/ 

Мой сайт: https://nikbara.ru/

 

Мой канал в «Яндекс Дзен» - NikBara

 

Просьба подписаться на мой канал "Николай Барамыгин" на Ютуб!

 https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

 

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

 

Персональная страница в "Фейсбуке": https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

 "Твиттер" https://twitter.com/NBaramygin

 

 

Избранное
  • Республика в нищете, в долгах и с протянутой рукой как попрошайка. А у нас каждую неделю всякие игрульки, соревнования, фестивали. 

     

    Позорщие. Чукчи вот красавы, им насрать кто и что про них думает, и знает  но у них средняя зп 120тыс рублей а МРОТ почти 40тыс. Они миллиарды на всякие национальные игрульки не спускают а строят жилье, они не золотые часики дарят а детсады открывают. И чукчакм глубоко насрать что про них говорят и шутят. Обратите внимание уже и анекдоты про чукчей неактуальны, потому что самый нищий чукча куда богаче среднего якутянина. А у нас одни понты национальные, зато сами с протянутой рукой сидим как попрошайки.

     

    И перед иностранцами пляшем в нацкостюмах, чтобы им понравилось, как мартышки. Подачку у них выпрашиваем. Позорище.

    • Автор
      7 мая 2017 г., 06:26
      NikBara   Пожаловаться

      SanctusEspiritus, очень тяжело сравнивать Чукотку с населением 50 тысяч человек с Республикой Саха (Якутия) с миллионным населением, чукчей с численностью 12 тысяч с полумиллионным якутским народом...

       

      Прочитайте статью про жизнь местного населения http://dv.land/spec/chukci. Зарплата чукчей в 3 раза меньше средней зарплаты на Чукотке, традиционные промыслы в упадке, практически забыты язык и традиции...

       

      Высокая средняя зарплата также обусловлена тем, что золоторудное месторождение "Купол" разрабатывает канадская компания с соответствующим уровнем зарплат работников.

       

      И очень большая роль миллиардера Абрамовича в развитии Чукотки с 2001 года http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/abramovich-kak-spasitel-chukchey.

       

      Поэтому, я считаю что якуты живут не хуже чукчей. 

    • Автор
      7 мая 2017 г., 06:38
      NikBara   Пожаловаться

      SanctusEspiritus, почитайте 15 заблуждений о Чукотке http://basov-chukotka.livejournal.com/106856.html

    • Автор
      7 мая 2017 г., 06:39
      NikBara   Пожаловаться

      SanctusEspiritus, посмотрите на цены на Чукотке http://gmichailov.livejournal.com/1069222.html

      • NikBara,  я понял вашу позицию. Вы не против унижений перед иностранцами и вечного попрошайничества. А те подачки которые выпрашиваем по вашему стоит спускать на всевозможные, бесконечные праздники. Как хорошо живем то а. Я изза дебильных Игр Дети Азии полгода без зарплаты сидел, потому что наши полудурки из правительства мою зарплату спустили на эти игрульки. Не СВОЮ заметьте, а МОЮ(сфера образования). А в позапрошлом году я три месяца без зарплаты сидел, потому что игрульки имени Манчары были. Перекрыли покровский тракт когда. Почему я должен все эти понты оплачивать своей нищенской зарплатой 18тысяч? Дохрена богато живем чтоли? Ну так платите из своего кармана. А на счет Чукотки чесать ненадо. Я лично был в Анадыре и Билибино, Омолоне. И видел как они живут и сколько получают. И с языком и культурой у них никаких проблем нет.

        • Автор
          7 мая 2017 г., 09:08
          NikBara   Пожаловаться

          SanctusEspiritus, я хочу привести слова одного моего друга. Он сказал (перевод с якутского): "Отец мой говорит, что чтобы русские тебя якута принимали за равного - ты должен быть на два пальца умнее и смекалистее"... Если мы не сможем конкурировать за трудовые места на равных с вахтовиками, мы будем все время как вы пишете "И перед иностранцами пляшем в нацкостюмах, чтобы им понравилось, как мартышки. Подачку у них выпрашиваем."

          И еще - то, что наша культура интересна иностранцам, и то что мы можем зарабатывать на своей культуре - это большое достижение! 

      • NikBara, может пора завязывать со всеми этими праздниками/турнирами/фестивалями/съездами. Прекратить ежегодное дарение золотых часов, квартир. Прекратить бесполезные катания по всему миру наших властей? А стоит вложить эти гигантские(там миллиарды только на игрульки, я уж про остальное молчу) суммы в реально полезные вещи?

         

        Почему я работая в образовании, неполучаю свои жалкие 18тысяч, потому что Борисов решил игры очередные провести? Вот сейчас снова готовимся в играм Манчары. Сколько я без зарплаты буду сидеть а? Я не хочу читать про проведение туриниров и игр. Я хочу читать что мне зарплату подняли, что новую школу/детсад открыли. Что в больницах улучшили питание. А на игры лично мне простому якутянину глубоко плевать. 

        • 7 мая 2017 г., 09:01
          Canico   Пожаловаться

          SanctusEspiritus, пожалуйста прочтите пост еще раз. Откуда деньги на турнир? Вы сами чего достигли? Самое простое обливать грязье все и вся.

          Я знаю Марата Николаевича, он очень скромный и честный человек.

        • Автор
          7 мая 2017 г., 09:13
          NikBara   Пожаловаться

          SanctusEspiritus, этот турнир прошел на призы МАРАТА НИКОЛАЕВИЧА ЧЕРДОНОВА. Ни копейки бюджетных денег не потрачено...

           

          Про Игры... То, что "Дети Азии" открывал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.Медведев, что команды 35 стран принимали участие, что Игры стали международными и в следующий раз пройдут в столице независимого государства - Улан Баторе - это достижение всего нашего народа, наших спортсменов и руководства республики!

           

        • SanctusEspiritus, Ему же друзья помогли, если конкретно про этот турнир. А в целом я с вами согласен.

          • Автор
            7 мая 2017 г., 09:56
            NikBara   Пожаловаться

            ТобулДойду, невозможно полностью отказаться от поездок, игр и строительства престижных объектов... 

            Часть этих затрат возвращается в виде роста туризма, иностранных и российских инвестиций...

             

            Посмотрите мой пост про Фестиваль "Зима начинается с Якутии" https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1049936.

            И если бы "Ленские Столбы" не были бы признаны достоянием всего человечества, то число туристов в Хангаласском улусе не выросло бы до 170 тыс. человек в прошлом году  https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1055645.

    • Автор
      7 мая 2017 г., 09:50
      NikBara   Пожаловаться

      SanctusEspiritus, мы на тему плясок с бубнами обсуждали с одним читателем в моем посте про День оленевода в Якутске https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1058609.

      Про индейцев Америки.

  • Молодец Марат!

    Ни копейки бюджетных денег не тратя провел турнир. Все на свои сбережения и на средства друзей и спонсоров.

    Всего тебе самого наилучшего, полицейский пенсионер!

    Пусть всем твоим начинаниям сопутствуют УДАЧА и УСПЕХ!

  • 8 мая 2017 г., 10:18
    саша123456   Пожаловаться

    молодец

  • 9 мая 2017 г., 20:10
    dear   Пожаловаться

    Где родился, там и пригодился. Молодец! Родному селу реальная помощь.

  • 16 июня 2017 г., 22:55
    рпр   Пожаловаться

    очередной неудачник и плакса,не надо таких слушать и видеть,я это про сантуса

  • Наоборот, надо проводить больше таких соревнований, приобщать детей к спорту. Очень полезное дело. Обязательно при этом выскочит какой-нибудь иллюминат и выступит против, конечно с красивыми словами. Им досадно, что дух народа не сломлен и они не занаркоманились, а спортом занимаются. Один из богатейших регионов олигархи обобрали и для спорта народ вынужден скидываться на свои средства. Где спрашивается государственное финансирование? Вот за это иллюминатам не стыдно?

    • Автор
      22 октября 2018 г., 07:36
      NikBara   Пожаловаться

      Бесхозныйзвездолет, да, это спортсмены сами проводят чемпионат для детей... При чем здесь иллюминаты?

      • NikBara, могу назвать глобалистами, разницы особой не вижу. Это враги человечества. 

        • Автор
          22 октября 2018 г., 07:46
          NikBara   Пожаловаться

          Бесхозныйзвездолет, государственное финансирование спорта в Республике Саха имеется... Но этот чемпионат в честь себя, спортсмен провел за свой счет.

          И совершенно правильно, национальный вид спорта - удар по глобалистам!

          • NikBara, якутские виды спорта ни с чем не сравнимы. Полностью соглашусь с мнением "Имея строгие, жёсткие, но простые правила, борьба хапса5ай воспитывает ценные для борцов качества: мышечное чувство, устойчивость, «чувство ковра» и дистанции, развитие анализаторов, умение удерживать дистанцию." (из группы В Контакте) Но самое важное - "В старину побеждённым считался тот, кто коснулся пальцем о землю, хотя бы споткнувшись". В этом я вижу гуманность спорта, когда состязания направлены не на нанесение увечий, как у глобалистов, а на всестороннее развитие спортсменов. Восторженные мнения по этому поводу писали зарубежные аналитики, когда увидели такие якутские виды спорта как перетягивание палки (мас тардыhыы) и мас-рестлинг. Считаю, что таким должен быть настоящий спорт. 

            "Якутия – специфический субъект в плане развития национальных видов спорта. Мы склонны считать, что находимся на первом месте в России по развитию национальных видов спорта. В Якутии их более 240", - сказал первый вице-президент Всероссийской федерации мас-рестлинга Николай Александрович Колодко (https://ria.ru/fcp_interview/20101029/290557484.html). 

             

            Надо еще больше популяризировать спорт ради молодежи, нам есть что показать миру и чем гордиться. Хотя кое-кто говорит, что хлеб важнее... а еще - забудь о своих проблемах, курни... выпей... Однако не хлебом единым... фак им

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь