home
user-header

                        
                        
Иван Горохов - о масштабных планах и исторических параллелях!
NikBara
Pro аккаунт
29 января 2019 г., 08:24 3819

Председатель комиссии по развитию села и арктических территорий Общественной Палаты Республики Саха (Якутия), видный спортсмен, инженер-строитель, государственный и политический деятель Иван Иванович Горохов дал новое интервью газете "Ил Тумэн"!

Фото газеты "Якутия" http://old.gazetayakutia.ru/index.php/component/k2/item/2549-stroitel-politik-sportsmen

 

 


О спортивных достижениях И.Горохова. http://sportyakutia.ru/stories/6107-ego-dvazhdy-priglashal-velikij-korkin-ivan-gorokhov-samorodok-iz-verkhoyanya

 

«Его дважды приглашал великий Коркин». Иван Горохов - самородок из Верхоянья

Жаль, что в его время не проводились Игры Дыгына. 70 лет летающему прыгуну Якутии 

 

 

10 января 2018

Справка «Спорта Якутии»

Иван Иванович Горохов родился 29 декабря 1947 года, в 1971 году окончил ЯГУ по специальности «промышленное и гражданское строительство», в 1986 году – Хабаровскую высшую партийную школу по специальности «политология».

Заслуженный работник народного хозяйства РС(Я) (1998), Почетный работник транспорта России (2001), лауреат Ассоциации «Сахаада-спорт ХХ века» (2001), Почетный работник  дорожного хозяйства (2007), воздушного транспорта (2013) РС(Я), лауреат Фонда Первого президента РС(Я) «Во славу и пользу республики» за содействие и развитие культуры, науки, образования в РС(Я), кавалер ордена Олимпийского комитета России «За заслуги в развитии национального спорта» за высокие спортивные достижения и большой вклад в развитие спорта РС(Я)(2007), Почетный строитель Якутии (2008), Почетный гражданин Верхоянского (2007), Хангаласского (2007), Абыйского, Вилюйского улусов, г.Верхоянска и с.Абый.

Награжден медалями «Память о восстановлении г. Ленска» (2011), АКМНС РС(Я) «За заслуги перед Севером (2013), «Почетный ветеран труда» (2013), «За вклад в развитии г.Покровска» (2007); Знаком отличия РС(Я) «Гражданская доблесть» (2013), юбилейными знаками «370 лет Якутия с Россией», «375 лет Якутия с Россией», «В память 220-летия Управления водными и сухопутными сообщениями» (2010), почетными знаками «За заслуги в развитии ФКиС и «Ветеран спорта РС(Я)», знаками «За заслуги в социально-экономическом развитии Хангаласского улуса» (2008), «За вклад в развитии Абыйского улуса» (2010), «За вклад в живую природу Якутии» (2013); Почетными грамотами Правительства РС(Я)(1998), Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)(2002),Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я).

Давно утихли жаркие споры о неповторимой по накалу борьбе за чемпионство по якутским прыжкам между Николаем Санниковым и Иваном Гороховым. Время постепенно стирает в памяти детали, но все более рельефно выделяет главное – образы честных, благородных атлетов, олицетворявших дух спорта своего времени.

Они  внешне не похожи, хотя оба смешанной крови, разные манеры, темперамент и характер. А похожи они сдержанностью, строгим к себе отношением, и, самое главное, гражданской ответственностью. Без этих качеств немыслимо отношение к любому порученному делу: будь это отстаивание спортивной чести республики или служебного долга. Они жили не за счет спорта, а для спорта, и именно благодаря им якутские прыжки совершили гигантский скачок в ХХ веке.

Сегодня наш рассказ об одном из них, удивительно чистом, цельном, крепком и красивом человеке – Иване Ивановиче Горохове. Ввиду того, что наша газета спортивная, рассказ пойдет о его спортивной карьере, но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Заслуги И.И. Горохова в социально-экономическом развитии республики кратко изложены выше.           Благородный, чуждый уверток и лукавства Иван Иванович и в жизни, и спорте жил и живет с открытым забралом, свою судьбу вершит в честной борьбе.

5O9G8570 2

Первый победитель международных юношеских соревнований

Юноша с задатками чемпиона – это всегда личность, всегда яркий характер, потому что без своего «я» в большом спорте делать нечего. Однако у нашего героя умение оставаться незаметным было второй натурой. Это, может, от трудного детства, когда он в 12-летнем возрасте остался круглым сиротой. Но шила в мешке не утаишь. Первой, удивившей земляков, что растет одаренный от природы мальчик, стала его, шестиклассника, победа над мужчинами в прыжках в длину на ысыахе родного села Столбы с результатом 4 м 72 см.  

В 1963 году после седьмого класса впервые в истории Верхоянского района за отличную учебу и примерное поведение ему вручили путевку во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Но он, круглый сирота, рано повзрослевший, не по годам рассудительный, подумав о расходах на поездку, отказался от путевки. Однако земляки всем миром помогли ему, особенно помогла учительница Анна Дмитриевна Чирикова, которая отстояла его кандидатуру, хотя на путевку претендовал сын одного из руководителей района. Во Всесоюзном лагере «Артек» отдыхали не только дети нашей страны, но и дети социалистических и дружественных стран, даже из Африки. И на международной спартакиаде Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» наш пострел везде поспел. Кед или полукед у приехавшего из далекого Верхоянья сироты не было, и он, как знаменитый марафонец Абебе Бикила в 1960 году на Римской Олимпиаде, бегая и прыгая босиком, выиграл четыре золотые медали с надписью «Спорт любить – сильным быть» в беге на 60 м, в прыжках в длину, метании мяча и эстафете 4х100м. Эти яркие убедительные победы над сверстниками из разных стран мира без подготовки еще раз доказывают о редкой природной одаренности мальчика из Верхоянска. Так, Ваня Горохов стал первым в истории спорта Якутии победителем международных детских соревнований.

Хорошо было бы учредить специальный приз Ивана Горохова как первого победителя детских международных соревнований на МСИ «Дети Азии» лучшему юному спортсмену из республики. Победами в «Артеке» Иван Горохов первым преодолел большой психологический барьер, стоящий перед стеснительными, скромными детьми саха: мол, как мы можем на равных соревноваться с детьми из центральных регионов и других стран, где  условия намного лучше.

Великий Коркин дважды приглашал в Чурапчу

Вольную борьбу в Верхоянске в начале 60-х годов одним из первых начал развивать Иннокентий Горохов по прозвищу Сыгынах Киэсэ. Во времена борцовского бума, после триумфальной победы якутских борцов на чемпионате России 1964 года в Якутске почти все стали заниматься борьбой. Без особого желания, но, как и все, борьбой стал заниматься и десятиклассник Ваня Горохов, скоро ставший чемпионом района среди взрослых. Весной 1965 года он, весивший 65 кг, в интересах команды Верхоянского района, выпив три литра воды, вышел на ковер молодежного первенства ЯАССР в Мекке борьбы Якутии – Чурапче в весе до 68 кг. Соперниками были воспитанники самого Н.Н. Волкова и начавшего восхождение на тренерский олимп Д.П. Коркина. Они, как соперника, всерьез не воспринимали какого-то «сахаляра» из Верхоянья. Однако паренек из Севера не пасовал перед опытными борцами. Обладая большой, внешне невидимой физической силой он был нацелен на плотный контакт, что характерно только уверенным в себе, в своей силе людям. Иван, удачно схватив соперников за ноги, поднимал высоко над ковром и добивался чистой победы, а в партере, не мудрствуя, силой опрокидывал на лопатки. Так, новичок десятиклассник из Верхоянска Ваня Горохов приехал, увидел и стал чемпионом республики среди молодежи. О высоком уровне этого турнира говорят имена чемпионов в других весовых категориях – Вячеслава Карпова, Романа Неустроева, Валерия Колодезникова, Симона Бойнова, которым секундировали Дмитрий Коркин, Николай Волков. Не случайность своего чемпионства среди молодежи в том году дерзкий школьник из Верхоянья подтвердил и на первенстве Областного совета ДСО «Спартак», уступив лишь по очкам первое место в финале в весе до 70 кг  чемпиону России 1964 года знаменитому Альберту Захарову в почти равной острой схватке. Великий тренер Д.П. Коркин, разглядев в Горохове физически удивительно сильного, быстрого и, главное, с «головой» борца, дважды приглашал его к себе в Чурапчу…

В спорте перед универсально одаренным молодым спортсменом всегда стоит выбор, какому виду спорта отдать предпочтение. Зачастую от ответа на этот вопрос зависит судьба спортсмена. Знаем, многие подающие надежды спортсмены, вовремя не найдя верное решение, сошли с арены. Здесь указать верный путь ученику, раскрыть его истинные возможности – самая ответственная задача тренера.

В 1964 году в Верхоянскую школу учителем физкультуры по назначению пришел работать выпускник ГЦОЛИФК мастер спорта и рекордсмен республики по якутским прыжкам, перворазрядник по легкой атлетике Петр Петрович Местников. Тренируясь под руководством высококвалифицированного тренера, Иван в 1965 году, к своему большому удивлению, стал двукратным победителем спартакиады учащихся республики по легкой атлетике. Он выиграл бег на 100 м у  признанного лидера того времени Вячеслава Попова, а также прыжки в длину. Этими победами парень из Верхоянья заслужил право представить республику на Всесоюзной спартакиаде учащихся в Смоленске, где с новым рекордом республики среди юношей по прыжкам в длину занял 13-е место из 98 участников. Тренеры были очень довольны его результатом. Вот поэтому и Ваня Горохов осенью не поехал в Чурапчу к Коркину. Правильно он сделал или нет, это на размышление вам, читателям.

Петр Местников в течение 65-го года с удовольствием занимался с десятиклассником Ваней Гороховым. Парень оказался на редкость одаренным, впитывал знания и умения, словно губка, и уже наметил специализацию: прыжки. Но, к сожалению, Местниковы переехали в Среднеколымск. Иван и его сверстники стали заниматься самостоятельно, бегали, прыгали, как учил учитель-мастер. В 1966 году директор Верхоянской школы Н.М. Неофитов, всегда поддерживавший спорт, вообще запретил заниматься спортом выпускным классам, а призвал готовиться целенаправленно к выпускным экзаменам, поэтому зимой Иван почти не занимался спортом. Весной отдохнувшие за зиму мышцы молодого человека рвались бой, и Иван, играя с ребятами на спортплощадке, показал отличный результат в прыжках кылыы – 39 м 50 см! Услышав об этом, его вызвал к себе директор школы и говорит: «Ваня, говорят, вчера ты показал очень высокий результат, сегодня сам измерять буду. Если ты обновишь рекорд республики Местникова по кылыы 41 м 68 см, отправим на пятую Спартакиаду народов Якутии». Слово директора закон. И он уже в первой попытке с результатом 42 м 30 см бьет рекорд республики, а в третьей улетает на 42 м 80 см, что на 1 м 12 см лучше рекорда Местникова!

Вот так без никакой подготовки на простой спортплощадке г. Верхоянска школьник как бы невзначай побил рекорд республики мастера спорта выпускника ГЦОЛИФК. А ведь прошли уже четыре Спартакиады народов ЯАССР, ежегодные чемпионаты республики по якутским прыжкам, были знаменитые мастера «крылатые кылыысыты» Андрей Донской, Афанасий Саввинов, Аркадий  Емельянов, Максим Куприянов, Михаил Габышев, Петр Местников. А получилось так, что всех их обогнал школьник из Верхоянска. И что еще удивительно, в это же время на ысыахе Нюрбы также играючи расправился с рекордами республики другой школьник Коля Санников, воспитанник выпускника института физкультуры имени Лесгафта А.М. Саввинова. Но его результаты также не признавались рекордами из-за того, что показаны они были не на официальных соревнованиях.

43

Спартакиада неожиданностей

Сказать, что пятая спартакиада народов Якутии 1966 года изобиловала неожиданностями, ничего не сказать. Потому что на этой спартакиаде подающие большие надежды выпускники школ Санников и Горохов впервые  официально «скрестили оружие», дав старт их спору за первенство, который длился 10 лет, в течение которого никто не мог вмешаться. Правда, за год до этого на спартакиаде учащихся Иван стал победителем в беге на 100 м и по прыжкам в длину, а Николай в тройном прыжке, но очно, лицом к лицу, в секторе для прыжков они не встречались и были не знакомы, разве что только слышали друг о друге.

Прыжки кылыы с внушительным рекордом республики 43 м 26 см выиграл Николай Санников. Иван с результатом 42 м 80 см занял второе место. И такие результаты они  показали на так называемой гаревой дорожке (смесь гравия и песка). Учитывая, что рекорды республики по прыжкам кылыы в те времена обновлялись редко и только сантиметрами, примерно в таком порядке: 1952, П.Судинов – 39 м 30 см; 1956, Афанасий Саввинов – 40 м 58 см; 1957, Андрей Донской – 40 м 72 см; 1962, Михаил Габышев – 40 м 81 см; 1964, Петр Местников – 41 м 68 см, рекорд которого был обновлен сразу двумя молодыми спортсменами соответственно на целых 1 м 58 см и на 1 м 12 см!

Это было свидетельство того, что в якутских прыжках наступили новые времена, пришли и надолго уверенные в себе дерзкие «самородки», подготовленные высококвалифицированными специалистами, обученными в вузах Москвы и Ленинграда Афанасием Саввиновым и Петром Местниковым.

Здесь были такие нюансы. После соревнований кылыы тренер Санникова Афанасий Саввинов, судья на линии отталкивания, сказал Горохову, что его результаты могли быть на порядок выше: «Ты каждый раз прыгал, не добегая до планки отталкивания 50-60 см». А это значило: Иван, скорректировав по ходу соревнований разбег, мог выиграть с результатом примерно 43м 30 или 40 см. В прыжках ыстанга, также обновив рекорд республики земляка Аркадия Емельянова на 12 см, выиграл Николай Санников, вторым был Горохов.

Бег на 100 м испокон веков является гвоздем программы «королевы спорта». Еще бы, на этой дистанции определяется самый быстрый человек планеты, в нашем случае, Якутии. Ивана Горохова допустили к стартам даже без официальной регистрации, мол, пусть бежит этот никому не известный паренек из Севера, все равно до финала ему не дойти. Но спорт прекрасен неожиданностями: «наглый» северянин, к большому изумлению специалистов, вышел в финал. В финал вышел еще один воспитанник Петра Местникова, которого он нашел и подготовил за одну зиму в Среднеколымске, - будущий многократный чемпион и рекордсмен республики на 100 м Евгений Прима. Ивану Горохову досталась самая разбитая, с ямами и ухабами первая дорожка, по шестой дорожке стартовал главный претендент на победу, перворазрядник Николай Кузнецов, которому заранее все прочили победу. Вопрос стоял только в том, кто станет вторым. Половину дистанции все бежали вместе, потом чуть вперед начал выходить Горохов и на линии финиша буквально на мгновенье опередил Кузнецова. Но судьи и организаторы никак не могли «переварить» только что совершивший перед их глазами факт – победу неизвестного парня из Верхоянья! И их отчасти понять можно, ведь за всю историю спорта республики не было, чтобы представитель народа саха выиграл короткие дистанции. Правда, в 1957 году на фестивале молодежи Якутии известный Аркадий Алексеев выиграл дистанцию 200 м и тогда тоже несогласные с таким явлением судьи и организаторы за один день заставили Алексеева пробежать 200 м пять раз со сменяющимися соперниками (своего рода рекорд Гиннесса). На этот раз судьи совещались более получаса и ввиду очевидной победы объявили по громкоговорителю: «Победил (пауза) Ваня Горохов, школьник из Верхоянска». Трибуны взорвались бурей аплодисментов, на их глазах произошла настоящая сенсация! Никому не известный парень саха оставил позади сильнейших спринтеров республики, обученных в спортивных школах профессиональными тренерами столицы, Алдана и др. А это означало, что самый быстрый человек Якутии отныне живет не в Якутске, Алдане или в промышленных и центральных районах, а в Полюсе холода – Верхоянске! Евгений Прима на этот раз не попал в призеры, но главные победы у него были впереди. Иван Горохов, как в борьбе Чурапче год назад, опять пришел, увидел, победил, но на этот раз по легкой атлетике.

Окрыленный этой блистательной победой он легко выиграл и соревнования по прыжкам в длину с результатом 6 м 36 см!

12

 

Вот так Иван Горохов и Николай Санников, только что окончившие 10 класс, как яркий метеор, ворвались в легкоатлетическую элиту республики, с необычайной легкостью ниспровергнув фаворитов и лидеров того времени, восхитив своими дальними сверхпрыжками, а Иван еще и молниеносным бегом специалистов и зрителей.

С 1966 по 1977 годы Иван стал чемпионом среди вузов ДСО «Спартак» по прыжкам в длину в Нальчике, многократным чемпионом и призером ЯАССР, Сибири и Дальнего Востока по якутским прыжкам, неоднократным чемпионом и призером ЯАССР, Сибири и Дальнего Востока, универсиад Сибири и Дальнего Востока, республик Средней Азии и Казахстана в гг.Фрунзе, Перми, Ташкенте по прыжкам в длину и тройной, финалистом первенства РСФСР по прыжкам в длину в закрытом помещении в Свердловске, чемпионом РСФСР по якутским прыжкам в Кызыле.

За все эти годы Иван Иванович никогда не делал трагедии из своих редких  поражений, и полный зрителями стадион «Спартак», каждый раз затаив дыхание, ждал его очередной дуэли с Николаем Санниковым. В период их наивысшего расцвета сил пришлось выступать таким известным мастерам якутских прыжков из Чурапчи, как Василий Посельский, Николай Адамов, Дмитрий Эверстов, из Якутска Владимир Алексеев, имена которых гремели бы намного громче, если бы они не попали «под пресс» тандема Санникова и Горохова. В 1977 году именно Алексеев и Адамов приняли эстафету победителей от них.

Иван в студенческие годы на тренировках без всякой предварительной подготовки поднимал на грудь и толкал вверх 150-килограммовую штангу. С годами у него сильно развились плечевой пояс и торс, широкоплечая фигура стала поистине богатырской. В 55-летнем возрасте он в присутствии заместителя председателя правительства Александра Власова поднял 184-килограммовый камень, лежащий во дворе музея Верхоянска.

В 1982 году во время поездки молодежной тургруппы в Италию и Мальту по вечерам проводились различные соревнования, в том числе и по скандербеку, где наши туристы, как правило, одерживали победы. И вот в один вечер раздосадованные мальтийцы привели такого богатыря, от одного вида  которого душа могла уйти в пятки – косая сажень в плечах, грузно бугрятся бицепсы рук и ног, будто наложенные друг на друга. И он стал играючи побеждать всех наших туристов одного за другим. Наступил довольно неприятный момент, и тут «за державу обидно стало» обычно державшемуся в тени Ивану Ивановичу. Уселся он напротив непобедимого богатыря и… победил трижды подряд. Мальтиец быстро ретировался и больше не появлялся.

Жаль, в его времена не проводились Игры Дыгына, вот где бы он мог бы реализовать свои истинно от бога дарованные возможности!

45

Высокие технические результаты на гаревой дорожке

В 1967 году первенстве ЯГУ на мокрой от луж – даже не гаревой, а земляной – дорожке университетского стадиона Иван Горохов первым в республике преодолел заветный семиметровый рубеж с результатом 7 м 07 см! В дальнейшем в очередной попытке он осторожно, чтобы не поскользнуться, разбегаясь через грязь, сумел приземлиться в районе 7 м 40 см, что превышает сегодняшний рекорд республики. Но прыжок не был засчитан – якобы был попутный сильный ветер!

Лучшие результаты: 100 м – 11.0 сек., кылыы – 44 м 84 см, ыстанга – 42 м 80 см, куобах – 37 м 45 см, тройной – 14 м 57 см, по сумме троеборья в один день 123 м 78 см, на разных соревнованиях 125 м 05 см.

Вот что рассказывает его главный соперник Николай Санников: «В Улан-Удэ на спартакиаде народов Сибири и Дальнего Востока 1970 года я установил рекорд республики по кылыы 45 м 23 см, а последняя попытка у Ивана Горохова. Он прыгал великолепно, до десятого прыжка опережал мой лучший результат примерно на 30 см, но на гаревой дорожке как раз попал в ямку и споткнулся, а так, шел явно в районе 45 м 50 – 45 м 70 см». И если бы он не споткнулся тогда, то его рекорд, как потом стало известно, простоял бы до 2003 года, то есть в течение 33 лет, когда Сергей Кривошапкин по новой методике тренировок заслуженного тренера республики А.Т.Прокопьева  на рекортановой дорожке стадиона «Туймаада» прыгнул на 47м 60 см.

Его тренер именитый Аркадий Алексеев в своем воспоминании о Горохове «Мой лучший ученик» пишет: «Если бы Иван Горохов в детстве учился в спортивной школе у профессиональных тренеров, он мог оставить нам рекорды на долгие годы по якутским прыжкам и по прыжкам в длину».

Иван Иванович сделал очень многое в развитии национальных видов спорта, доказал возможности достижения высоких результатов по легкой атлетике и в условиях сурового Севера, с 1993 по 2003 годы возглавлял федерацию по якутским национальным прыжкам, был вице-президентом Ассоциации «Сахаада-спорт». Именно в период руководства федерацией И.И. Гороховым обновили все мыслимые рекорды по якутским прыжкам выдающиеся мастера якутских прыжков Сергей Кривошапкин, Виталий Васильев (тренер А.Т. Прокопьев), Юрий Гаврильев (тренер В.И. Алексеев). По дипломному  проекту студента ЯГУ Ивана Горохова, строителя по призванию, в 80-х годах прошлого века на базе бывшего стадиона «Спартак» (ныне «Туймаада») с использованием подтрибунного пространства был построен легкоатлетический манеж, который много лет, вплоть до сегодняшнего дня, верой и правдой служит многим поколениям легкоатлетов республики.

Благодаря высокой внутренней культуре он сумел избежать так называемой «звездной болезни» в спорте и на работе. Его отличительной чертой всегда были порядочность и огромная терпимость к недостаткам других. Что, конечно, в большей степени объяснялось полученной им от родной и приемной матери, воспитавшей его с 12 лет, человеческой мудрости любить людей! И конечно, ему очень повезло в том, что всегда был окружен высшей степени заботливыми и умными людьми, которые много сделали для его становления как спортсмена и человека с большой буквы! Именно занятия спортом, горячие спортивные баталии закалили его характер и помогли ему стать государственным деятелем, хозяйственником и строителем в годы перемен и меняющихся задач, происходящих в стране!

Иннокентий ПТИЦЫН, Sportyakutia.ru

 

В газете "Якутия" в 2013 году: http://old.gazetayakutia.ru/index.php/component/k2/item/2549-stroitel-politik-sportsmen

 

Строитель, политик, спортсмен

 

Твои люди, Якутия!

 

 

Строитель, политик, спортсмен

 

 

И это все о нем — Иване Ивановиче Горохове.

 

Родился он в г. Верхоянске. По окончании средней школы поступил в ЯГУ. Темой дипломного проекта выбрал «Легкоатлетический манеж в г. Якутске», который был построен в 80‑х годах прошлого века на базе стадиона «Спартак» (ныне «Туймаада»). Получив диплом инженера по специальности «Промышленное и гражданское строительство», был направлен по госраспределению на возведение первенца стройиндустрии Якутии — цементного завода п.Мохсоголлох Орджоникидзевского района.

Еще будучи студентом, Иван подрабатывал техником стройотдела «Якутколхозпроект», что помогло ему без особого труда стать неплохим мастером, затем прорабом СМУ «Пром­строй» объединения «Якуттяж­строй». Активно участвовал в завершении строительства и сдаче в эксплуатацию цементного завода, затем успешно работал архитектором Орджоникидзевского райисполкома, главным инженером, начальником СМУ объединения «Якутколхозстрой».
После восьми лет напряженной работы энергичный и инициативный молодой человек был избран председателем Покровского поселкового Совета народных депутатов. При его непосредственном участии и руководстве было много сделано в Орджоникидзевском (ныне Хангаласском), Вилюйском, Абый­ском, Верхоянском районах. Итоги его деятельности впечатляют: строительство уже упомянутого цементного завода, арболитовых заводов в с. Кыл-Бастах и г. Вилюйске, реконструкция Покровского завода стройматериалов, начало строительства цеха КПД, впервые в Якутии построенный цех по производству утеплителя из базальтового волокна в п. Белая Гора, перевод котельных на газоконденсатное топливо в Вилюйском и Абыйском районах. И это далеко не полный перечень объектов, построенных с его участием.
В 1990 году впервые в истории республики состоялись выборы народных депутатов Верховного Совета ЯАССР ХII созыва на альтернативной основе. И. Горохов, являясь первым секретарем райкома КПСС, смог завоевать большинство голосов избирателей, благодаря успешности его дел и человеческим качествам — честности, бесконфликтности, тактичности в сочетании с компетентностью, доброжелательностью и справедливостью.
Как народный депутат двух созывов парламента И. Горохов активно участвовал в создании государственности, установлении и укреплении на конституционно-договорной основе федерализма, соблюдении законности и взаимодействия ветвей власти, разрешении проблем Арктики и села. Верховный Совет ЯАССР ХII созыва принял декларацию о Государственном суверенитете республики, разработал и утвердил ныне действующую Конституцию РС(Я). Парламент этого созыва стал легендарным, поскольку именно по принятым им основополагающим государ­ственным правовым документам сейчас развивается республика.
В 1992 году первый Президент РС(Я) Михаил Николаев, зная большую работоспособность И. Горохова и умение сплотить людей, назначил его главой администрации Верхоянского улуса — одного из самых проблемных на Севере. За шесть лет на этом посту он успешно выполнил главную задачу руководства республики — максимально сохранить общественно-политическую стабильность, уровень сельскохозяйственного и промышленного производства. Особенно важным для подъема духовного состояния населения Верхоянья явилось то, что после присвоения национальному празднику «Ысыах» Указом президента М. Николаева статуса государственного праздника народов РС(Я) верхоянцы одними из первых в 1993 году возродили древние ритуалы и традиции его проведения по описаниям Худякова и Серошевского. А организация выездных приемных комиссий учебных заведений дала возможность молодежи из северных районов получить образование в различных учебных заведениях Якутии и России.
Иван Иванович, пройдя несколько крупных выборов (в Верховный Совет, главой улуса, в Ил Тумэн), стал руководителем качественно новой формации. В 1998 г. указом главы республики он был назначен заместителем руководителя Администрации Президента РС(Я).
Есть его несомненная заслуга как народного депутата и опытного руководителя в том, что Якутия в новом тысячелетии вышла на новый уровень развития экономики. Являясь депутатом, Иван Иванович курировал именно транспортный комплекс республики. А одним из пунктов указа президента о структурных изменениях воздушного транспорта стала инициатива главы Верхоянского улуса И. Горохова создать авиакомпанию «Полярные авиалинии».
Решающее значение для жизнеобеспечения республики всегда имел своевременный завоз топливно-энергетических ресурсов и товаров первой необходимости. Будучи членом коллегии Совета директоров ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» и возглавляя работу навигационной комиссии в названных четырех улусах, Горохов держал в центре внимания выполнение планов навигации речниками, в частности, завоз водным путем в районы Крайнего Севера товаров упомянутой категории и материально-технического назначения. Своей принципиальностью в постановке вопросов и умением убеждать он профессионально подтолкнул власти к выделению необходимой суммы для финансирования дорожной отрасли республики.
К назначению И.Горохова в 2000 году генеральным директором Агентства дорожной службы республики предшественники оставили ему кредиторскую задолженность — около 500 миллионов рублей. Только в результате умелого руководства за годы его работы дорожники полностью рассчитались с подрядчиками за выполненные заказы прошлых лет, были ликвидированы огромные дебиторские и кредиторские задолженности. По всей республике было построено 434 км дорог, 879,4 погонных метра мостовых переходов. В итоге приоритетного выделения финансовых средств на дороге “Вилюй” в 2005 году были ликвидированы грунтовые разрывы. Эта дорога соединила западные алмазоносные улусы со столицей республики.
Большое внимание Иван Иванович уделяет кадровой политике. Воспитанные им за многие годы молодые специалисты ныне занимают руководящие посты в разных городах и улусах республики. Его уважают не только коллеги и знакомые, но признает общественность республики. С молодых лет он был кумиром молодежи как рекордсмен Якутии по легкой атлетике и национальным прыжкам. Мастер спорта РСФСР и ЯАССР по якутским национальным прыжкам, многократный чемпион Якутии, Сибири и Дальнего Востока. За выдающиеся достижения в спорте, большой вклад в развитие национальных видов спорта, активную пропаганду здорового образа жизни среди населения РС(Я) Иван Иванович признан лауреатом Ассоциации «Сахаада-спорт» ХХ века. В 2007 году он был награжден орденом Олимпийского комитета России «За заслуги в развитии национального спорта», Почетным знаком Министерства спорта и молодежной политики РС(Я) «За заслуги в развитии физической культуры и спорта». С 1998-го по 2003 год он президент Федерации по якутским национальным прыжкам, с 2003‑го — Почетный президент этой федерации. С 1998 года является вице-президентом Ассоциации «Сахаада-спорт».
Ивану Ивановичу присвоено звание лауреата Фонда первого Президента РС(Я) «Во славу и пользу республики» за содей­ствие развитию культуры, науки, образования в республике.
Иван Горохов — Почетный гражданин четырех улусов — Хангаласского, Вилюйского, Абыйского, Верхоянского и г. Верхоянска. Он награжден медалью «За вклад в развитие города Покровска, знаком «За заслуги в социально-экономическом развитии Хангаласского улуса», знаком «За вклад в развитие Абыйского улуса».
За заслуги в социально-экономическом развитии республики И.Горохову присвоены почетные звания заслуженного работника народного хозяйства РС(Я), Почетного работника транспорта РФ, Почетного работника дорожного хозяйства РС(Я), Почетного строителя Якутии.

 

Недавно состоялась открытие участка дороги "Амга", которую строил Иван Иванович: http://www.1sn.ru/220022.html

В Якутии открыли движение по автодороге Амга - Усть-Мая, строительство которой велось 20 лет

ИА SakhaNews. В Якутии 23 ноября торжественно открыли движение по круглогодичной республиканской автодороге Амга - Усть-Мая, строительство которой велось 20 лет.

 

«Сегодня знаменательное событие – мы открываем участок дороги «Амга», которая дает нам круглогодичное сообщение от посёлка Усть-Мая до Нижнего Бестяха. Это очень значимый объект для социально-экономического развития Усть-Майского района, – отметил на церемонии открытия первый заместитель председателя правительства республики Алексей Колодезников. – Будет наземная круглогодичная доставка продуктов питания и товаров для жизнеобеспечения района. Мы также возлагаем надежды, что теперь в богатом лесами Усть-Майском улусе начнется развитие лесопереработки. Это связано с возможностью транспортировки продукции лесопереработки по железной дороге с Нижнего Бестяха в центральные регионы России».

 

Круглогодичная автодорога выходит на Хабаровский край, объединяясь по сути с транспортной системой всей России, что делает целесообразным передать её в федеральную собственность. Соответствующий вопрос неделю назад на встрече с руководителем Росавтодора Андреем Костюком поднял глава республики Айсен Николаев. Федеральный чиновник поддержал это предложение. Правительство республики совместно с администрацией Хабаровского края сейчас готовит обращение в адрес руководства страны по передаче дороги «Амга» в федеральную собственность, сообщил Колодезников.

Автодорога «Амга» проходит по маршруту легендарного Аяно-Майского тракта. При передаче её в федеральную собственность появится возможность строительства транспортной магистрали Якутск – Амга – Усть-Мая – Эльдикан – Югоренок – Нелькан – Аян, протяженностью 1 261 км, которая обеспечит выход республики к Охотскому морю. Это создаст колоссальные перспективы для социально-экономического развития республики, ДФО, всей страны.

За 20 лет от Амги до Усть-Маи было проложено 164,56 км автомобильной дороги IV технической категории, с покрытием переходного типа, 4-х мостовых переходов через реки Хотуя, Нотара, Эбеке и Мокуя общей протяжённостью 248,78 погонных метра. Ранее Амгинский район и посёлок Усть-Мая соединял только автозимник. Автотрасса от Усть-Маи доходит до реки Амги, где организована паромная переправа.

Переломным в политическом решении вопроса о пути «встречь солнцу» стал 2003 год, когда властями Якутии было решено завершить строительство на участке автодороги Амга - Усть-Мая и далее от Усть-Маи до Нелькана, что получило одобрение на федеральном уровне и стало частью стратегии развития транспортной системы Северо-Востока России. В ходе реализации инвестиционного проекта на строительство автомобильной дороги было направлено более 4,9 млрд рублей, в том числе 1956,42 млн рублей из федерального бюджета, в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», а также иных межбюджетных трансфертов; 2824,06 млн рублей из средств Дорожного фонда РС(Я) и госбюджета; 119,52 млн рубей за счёт инвестиций АО «Республиканская инвестиционная компания».

 

На церемонии открытия дороги работникам дорожных предприятий, ветеранам, всем, кто участвовал в строительстве этого важного для развития республики объекта, были вручены государственные награды республики.

 

 

 

Статья о строительстве Мохсоголлохского цементного завода: http://www.exo-ykt.ru/articles/10/580/16483/

 

Трудовая вахта Ивана Горохова

 

 

Трудовая вахта Ивана Горохова

 

19.08.2016 

Автор: Будаев Аламжи

Количество показов: 600

 

45 лет назад, в сентябре 1971 года, в поселке Мохсоголлох Якутской Автономной Советской Социалистической Республики одна за другой вошли в строй две технологические линии по производству цемента.

 

Славный «Якутцемент»

С этого времени и начинается официальная история республиканского лидера отрасли строительных материалов и одного из крупнейших промышленных субъектов строительного комплекса Якутии – ОАО Производственное объединение «Якутцемент». 

История «Якутцемента» – это сплетенная в единый узел судьба великой страны, сурового региона и тысяч людей, энтузиастов, патриотов, которых объединил под одним крылом завод, стоящий на соколиной горе у поселка Мохсоголлох.

А еще это цемент. Собственно подавляющее большинство каменных домов, построенных после 1971 года в Якутске, сделаны из мохсоголлохских скал (известняк), суглинка и плюс к этому  олекминский гипс. Это три главных ингредиента якутского цемента. И, конечно, рабочие руки, мастерство и трудовой пот работников мохсоголлохского цементного завода. 

 

И студенты, и девушки, и уркаганы…

Но начиналось это все со строительства. Конечно, сюда было вложено много сил, начиная от комсомольцев со всех концов Якутии, которые корчевали тайгу. Рабочие десятков специальностей приехали сюда со всей страны строить этот завод. Не обошлось, как водилось в те годы на Севере, без труда заключенных. Под строительство завода была организована контрагентская исправительно-трудовая колония (ИТК) №6 усиленного режима. Как показала последующая эксплуатация цементного завода,  решение использовать при строительстве сложнейшего промышленного объекта труд спецконтингента было довольно спорным. Но таковы были реалии того времени. Инерция еще гулаговского опыта. Дармовой труд заключенных на неквалифицированных работах использовали, где могли, в том числе и в Якутске, где спецконтингент строил, к примеру, аэропорт и целый ряд других крупных объектов… Но руководили ими естественно не охранники, а образованные инженера. Первостроителей осталось мало. Одного из непосредственных строителей цемзавода – Ивана Ивановича Горохова – редакция нашла… 

 

Мастера своего дела

Мы сидим у него в кабинете. Иван Иванович – заместитель начальника отдела, советник генерального директора Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)». 

Он вспоминает о далеких годах, когда только стал инженером. «В ту пору, – говорит он, –Орджоникидзевский район (сегодня переименован в Хангаласский) был центром строительной индустрии Якутии, а Мохсоголохский цемзавод – передовой стройкой республики». Город Мирный тогда еще не гремел, о городе Нерюнгри даже речи не шло.

На стройку пускового цементного завода молодой выпускник Якутского государственного университета Иван Горохов приехал 18 июля 1971 года. «Нас было четверо выпускников инженерно-строительного факультета, – рассказывает Иван Иванович. – Наверное, четверо самых смелых. Других желающих здесь работать не было. Все знали, что работать придется с заключенными. На стройке нас определили мастерами. Условия работы были жесткими. Я сомневаюсь, что смог бы сегодня найти инженера, который бы согласился  трудиться в таких условиях. Для примера, я был мастером, а после – прорабом ночной смены и два месяца подряд отсыпался после смен на бильярдном столе в конторе СМУ «Промстрой». Спать удавалось от силы часа три. В конторе начинался рабочий день, какой уж тут дальше  сон… Помыться бегал на реку. Ребята не выдержали, ушли в сельское строительство, а я остался». 

 

На стройке цементного

«В моей смене были 34 девушки вольнонаемных из Покровска, они занимались штукатурно-отделочными работами, и бригада заключенных. Приводили их ночью под конвоем. Поначалу с ними было сложно. Вот их привели, глядь, а никого нет, все они разбежались, расползлись, попрятались по углам, закуточкам. И кто чем занимается: где-то в карты играют, где чефир заваривают, лишь бы не работать. Приходилось каждого натуральным образом вытаскивать и ставить задачу. Хорошо, парень я был крепкий, спортсмен, победитель республиканских и всесоюзных соревнований по легкой атлетике, вольной борьбе. А заключенные – людьми очень информированными, они это все знали. И обходилось без стычек, грубых слов, пререканий. Для них была важна справедливость и в этом отношении, между нами никаких обид не было. Но некоторые инциденты все же случались. Был у меня на практике молодой стажер, студент Владимир Кудреватых. Поднимаюсь я как-то на шлам-бассейн, а это сооружение немаленькое – 27 метров высотой. И вижу: два заключенных вытащили Володю из оконного проема и вот-вот сбросят. Сцепился с ними, выручил стажера. Начал разбираться. Оказалось, заключенные приставали к девушкам, а Кудреватых заступился…

Сложно было и с автобусами. Если на смену девушек привозили вовремя, то после смены приходилось ждать автобуса и по три часа. Стройка была огромной, здесь трудилось много подразделений, бригад. У всех план, всех поджимают сроки. Порой доходило до курьезов, когда не могли поделить раствор на  бетонно-смесительном узле. Стояли мастера, шум, гам, очередь. Я брал туда из своей смены нескольких самых страшных с виду уркаганов, и почему-то цемент нам всегда доставался без лишних споров. 

Помню, в день предварительного пуска печи случился казус. В цех заехал водитель на машине «КрАЗ» (это была наша машина), вывалил груз и забыл опустить кузов. И этим самым кузовом снес трубу, которая подводит к печи газ. А к этому событию собрали журналистов, телевидение, и пришлось всем разойтись, вернее разбежаться. Трубу, конечно, пришлось полностью менять, её подняли на несколько метров выше и облегченно выдохнули. Повезло, что такое произошло в тот момент, а если бы это было во время эксплуатации печи, страшная авария могла получиться…»

 

Трудовой путь

Сегодня тот молодой мастер, прораб ночной смены, – очень уважаемый человек в республике. Если перечислять все его регалии и заслуги, не хватит и целой страницы. Достаточно сказать, что он – заместитель председателя Общественной палаты РС (Я), 

Депутат Верховного Совета ЯАССР XII созыва, Депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) II созыва. Заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), почётный гражданин четырех районов Абыйского, Верхоянского, Вилюйского, Хангаласского улусов, г. Верхоянска, с. Абый. И до сих пор трудится на ниве народного хозяйства Якутии. Трудовой биографии того молодого инженера-строителя, не побоявшегося поехать в сложные условия строительства нового завода, хватило бы, наверное, и на пятерых. После пуска завода инженера заметили и пригласили в качестве главного инженера, начальника Орджоникидзевского СМУ «Якутколхозстроя». В 1979-1984 г. он – председатель исполкома Покровского поселкового, заместитель председателя исполкома Вилюйского районного Совета народных депутатов. С 1986 г. – председатель исполкома Абыйского районного Совета народных депутатов, 1-й секретарь Абыйского райкома КПСС, председатель районного Совета народных депутатов. 

С 1991 г. – заместитель генерального директора АПК «Север» по капитальному строительству. С 1992 г. по 1997 г. – глава Администрации Верхоянского улуса. С 1998 г. – заместитель руководителя Администрации Президента РС (Я). И сегодня Иван Иванович на своем трудовом посту. Работает и завод, в стенах которого есть доля труда и инженера Горохова.

 

 

И в газете "Ил Тумэн" 25 января 2019 года вышло интервью Ивана Горохова: http://news.iltumen.ru/gost-nomera/2019/01/o-masshtabnyih-planah-i-istoricheskih-parallelyah/

 

О масштабных планах и исторических параллелях

Иван Горохов – представитель поколения советской молодежи. Честно прошел все ступени роста своим упорством и волей к победе во всем. Его жизненное кредо – дорогу осилит идущий и фундаментальность во всем были заложены жизненным опытом. Он рано остался сиротой, как многие сельские мальчишки тех лет вырос в интернате, в жизни во всем полагался только на себя. Он преодолевал трудности и упорно шел к своей цели, что закалило его характер как лидера еще в юношеские годы. В 1963 году впервые в истории Верхоянского района ему за отличную учебу после седьмого класса вручили путевку в пионерский лагерь «Артек», куда на проезд ему собирали всем селом. На международной спартакиаде Всесоюзного лагеря, куда съехались дети всех социалистических и дружественных стран, Ваня Горохов из далекого Верхоянья бегая и прыгая в буквальном смысле босиком (кед у сироты не было) выиграл четыре золотые медали! Он стал первым в истории спорта Якутии победителем международных детских соревнований. Нелегкая судьба рано повзрослевшего парня, спорт и трудолюбие сформировали в нем прочный стержень, что в дальнейшем определило мощь его личности. Иван Горохов,  еще будучи старшеклассником, стал легендой якутского спорта, с легкостью побил республиканские рекорды по легкой атлетике, добавлял в своем весе несколько килограмм и побеждал именитых борцов того времени. Не раз становился чемпионом республики. Были бы в те времени Игры Дыгына, он бы точно никому не оставил шансов, вспоминают его друзья.

 

 

 

В советское время была неплохая система подготовки руководящих кадров. Молодого специалиста отправляли на работу в отдаленный сельскохозяйственный район, затем он проходил производственную закалку в низовых звеньях промышленности. Только после того, как он показывал себя непосредственно на производстве, его продвигали выше по карьерной лестнице. Запись в характеристике «Он прошел путь от рабочего до директора предприятия..» фактически не давала сбоя и была характерной для того времени. Не был исключением и Иван Горохов, который после окончания инженерно-технического факультета стал мастером, затем прорабом СМУ «Промстрой». Тогда молодого инженера перекинули на завершение строительства огромного объекта – Мохсоголлохского цемзавода, где ему довелось в качестве мастера руководить бригадой, часть из которых были спецконтингентом исправительно-трудовой колонии. Желающих работать здесь было немного. Порою дело доходило и до драки, но даже самые закоренелые работники боялись молодого, но физически сильного мастера. Позже они зауважали его за справедливость и трудолюбие. Два месяца он отсыпался после ночной смены на бильярдном столе в конторе СМУ «Промстрой». Спать удавалось от силы три часа. Многие не выдержали, ушли на другую работу, а он остался. Это было еще одним испытанием его характера, которое он преодолел с честью.
Благодаря деловым и личностным качествам он в любой работе добивался качественного результата. Его трудовая биография впечатляет – она насыщена яркими событиями и большими делами, уникальными достижениями и новаторскими идеями. Базовые отрасли тогда процветающей стройиндустрии республики – цемзавод, арболитовый завод в с.Кыл-Бастах и в г.Вилюйске, реконструкция Покровского завода стройматериалов, начало строительства цеха по производству крупнопанельных домов, строительство базальтового волокна в п.Белая Гора, перевод котельных на газоконденсат в Вилюйском и Абыйском районах и другие прошли через его трудовые руки. Так он прошел все ступени роста: начиная от мастера до руководителя районного и республиканского масштаба.

– Иван Иванович, вы ведь были одним из депутатов легендарного ХII созыва?
– Да, в 1990 году в республике прошли первые выборы на альтернативной основе ХII созыва Верховного Совета РС(Я). В те годы избиратели судили кандидатов по реальным делам, а выборы проходили честно и открыто. Тогда я работал первым секретарем райкома партии Абыйского района и получить доверие людей в условиях распада партийной системы было нелегко, тем не менее избиратели поддержали абсолютным большинством голосов. В новых условиях новой Якутии мы принимали судьбоносные для республики законы и основополагающие нормативные акты. Мне посчастливилось быть одним из тех депутатов, которые приняли участие в принятии и утверждении новой Конституции РС(Я), Федеративного договора и Декларации о государственном суверенитете республики. Решения проблем Арктики было моей первостепенной задачей, а их было достаточно в условиях распада страны. Я горжусь, что был соратником первого Президента республики М.Е.Николаева. В 1992 году он отправил меня главой родного Верхоянского района. Нам с трудом, но удалось стабилизировать нелегкую ситуацию в районе в нелегкие 90-е годы, когда закрывались промышленные производственные предприятия, а в экономике страны царил хаос. Нужно было не только упорядочить социально-экономическую ситуацию в районе, но и обеспечить общественно-политическую стабильность. С закрытием предприятий многие уезжали, нужно было спасать сельскохозяйственное и промышленное производство, воспитывать своих кадров, стоящих крепко на земле. Мы не торопились расформировать совхозы и общественные предприятия, чем сумели сохранить в то время поголовье скота и лошадей. Для духовного, культурного подъема и возрождения вековых традиций верхоянцы одними из первых провели ысыах «Дөһөгөй оҕото», спортивные состязания «Өбүгэлэр оонньуулара» по обряду предков, описанному Серошевским.

Чтобы не допустить дальнейшего распада гражданской авиации, имеющего стратегически важное значение для развития Арктических районов по инициативе главы Верхоянского района Ивана Горохова стало создание авиакомпании «Полярные авиалинии». Завоз топливно-энергетических ресурсов и социально-значимых товаров в северные районы удалось стабилизировать, благодаря жесткому контролю и слаженной работе речников.

– Вы руководили дорожной службой республики. Каким вы видите реализацию транспортной стратегии на севере-востоке страны и транспортной доступности Арктики в условиях глобального потепления и сокращения зимников?
– В годы большого дефицита бюджета и многолетнего развала дорожного хозяйства я принял предприятие в 2000 году с большими долгами и проблемами. За пять лет работы нам удалось не только расплатиться с огромными долгами, но и построить 417 км дорог, освоено 3,5 млрд рублей капитальных вложений, в т.ч.по дороге Вилюй. Нам удалось впоследствии передать автодорогу в федеральную собственность.

 

 

Глава республики Айсен Николаев совершенно правильно ставит приоритеты, что для экономического прорыва республики прежде всего необходима развитая транспортная инфраструктура – качественные федеральные и региональные дороги, доступное авиасообщение, железнодорожные и речные перевозки.  Я очень рад, что новый глава республики, понимая стратегически важное значение развития северных территорий и для поднятия уровня жизни северян, создал министерство по развитию Арктики и делам малочисленных народов. Основной задачей должна быть реализация разарабатываемой стратегии по социально-экономическому развитию Арктической зоны РС(Я) до 2030 года. Таким образом, республика включается в реализацию «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения безопасности страны». Для этого стратегия должна быть комплексной, реально выполнимой и подкрепленной финансовыми ресурсами как с республиканских, также с федеральных источников. Нужны принципиально новые подходы для повышения уровня жизни северян. В условиях изменения климата нужны принципиально новые технологии для раннего открытия и увеличения продолжительности эксплуатации «дорог жизни» для жителей северных территорий. Все помнят срыв завоза грузов для Индигирской группы улусов, когда население трех улусов оказались на грани замерзания и выживания. Тогда меня пригласили в качестве эксперта в комиссию по расследованию причин срыва завоза. Мне тогда удалось убедить Виктора Губарева – председателя парламентской комиссии Ил Тумэна, организованного А.Н.Жирковым, что необходим системный подход в эксплуатации дорог Арктики. Наскоками проблемы не решить, а сюрпризы матушка-природа будет преподносить, и в 2014 году было подписано распоряжение главы РС(Я) Егора Борисова о создании казенного предприятия «Дороги Арктики» для поддержания арктических дорог. Они сегодня занимаются только обустройством автозимников, протяженностью 5,3 тыс.км, в том числе ледовых 2,8 тыс км.
Что делать? Для эффективности обустройства и эксплуатации автозимников стратегически важно поработать над сокращением протяженности сезонных дорог – Якутск-Батамай-Себян, Сиэгэн Кел-Суордах-Батагай, что на 400 км короче чем действующий автозимник Якутск-Тополиный-Батагай. Обустройство наземных автозимников путем выхода от ледовых проездов – Среднеколымск – Арылах –Верхнеколымск (280 км) действует с 2013 года продолжительностью пять месяцев вместо трех, чем по льду реки Колыма. Эти резервы имеют исключительно важное значение для развития экономики арктических и северных территорий.
Думаю, настало время переломить сложившийся годами стереотип в обустройстве автозимников и начать применение одного из самых эффективных методов и малозатратных методов – ускорение наращивания льда на водоемах в осенне-зимний период естественным путем с использованием природных низких температур, т.е. периодически очищать поверхность льда по мере выпадения. Этот метод был опробирован в год срыва навигации на Индигирке. Были применены сподручные снегоходы «Буран» для ускорения естественного роста толщины льда за счет уплотнения снежного покрова и зимник открыли на два месяца раньше. Были спасены от замерзания Абый, Сутороха, Белая Гора, Кэбэргэнэ. Ускорение ледостава дает возможность продления зимника с 3-4 до 5-6 месяцев. Таким же образом, применяя малозатратные технические средства как воздушная подушка «Хивус», аэросани –амфибии «Нерпа» и других можно добиться ускорения ледостава на 1-1,5 месяца раньше используя естественные якутские морозы на ледовых переправах Якутск-Хатассы-Павловск-Даркылах– Нижний Бестях через реку Лена и другие крупные реки республики.
По поводу развития транспортной структуры республики хочу остановиться еще о стратегически важном моменте. Осенью принимал участие на открытии круглогодичной дороги Амга — Усть-Мая, которая строилась в течение 20 лет. За два десятилетия возведено 164,56 км автомобильной дороги с покрытием переходного типа и 4 мостовых перехода через реки Хотуя, Нуотара, Эбеке, Мокуя общей длиной 248,78 погонных метра, построено 4 мостовых перехода. Это очень важный объект не только для двух улусов, но и для дальнейшего развития транспортной стратегии республики, поскольку в будущем с выходом на Хабаровский край может связать два соседних региона. Она построена по маршруту наших дедов – знаменитого Якутско-Аянского тракта, который исторически еще с царских времен обеспечивал выход к Охотскому морю для перевозки грузов , людей и почты через г.Якутск. Дальше они добирались на судах русской флотилии и северо-американской судоходной кампании с Аяна до Камчатки и Аляски. Восстановление этой стратегически очень важной дороги разрешило бы многие вопросы северного завоза, а экономический эффект снял бы излишнюю загруженность расходной части бюджета республики. В свое время в 70-80-е годы силами «Якутзолото» была построена автомобильная дорога переходного типа протяженностью 350 км по машруту Югоренок-Эльдиган-Аян. Дальше 500 км до Нелькана, а с Нелькана до Аяна Охотского моря всего 260 км. Следовательно, включив в транспортную стратегию республики 700 км дороги и можно обеспечить прямой выход на Охотское море, что стратегически важно не только для социально-экономического развития Дальнего Востока, но и и с точки зрения обеспечения безопасности страны. Поэтому мною как председателю комиссии общественной палаты РС(Я) по развитию села, арктических и северных территорий внесено предложение о строительстве автомобильной дороги Югоренок-Нелькан-Аян в проект «Стратегии развития Дальневосточного федерального округа до 2025-2035 гг.
Выход первопроходцев к Охотскому морю, к Тихому океану – стал великим географическим подвигом, сыгравшим значительную роль в закреплении государства Российского в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Архивные сведения говорят о том, что первым путь к Охотскому морю в 1639 году проложил казачий отряд.
Что касается социально-экономического развития Арктики, для привлечения людей на север необходимо создать комфортные условия жизни. Раньше в 70-80-е годы массово строили крупнопанельные, фанерные дома 139 серии с утеплителем из фенолформальдегида. Такие утеплители небезопасны для жизни и здоровья людей и с годами рассыпаются и оседают. Срок годности таких домов 25 лет. В последние годы строительство многоквартирного жилья фактически не ведется в арктических улусах. В связи с чем необходимо разработать и включить в стратегию развития Арктики специальную программу по замене этих домов и обеспечению людей жильем. С 2019 года в России стартует новая программа переселения из ветхого и аварийного жилья. В первый этап реализации данной программы северные улусы не попали, необходимо этот пробел устранить в реализации второго этапа программы переселения из ветхого жилья. В перспективе в одном из северных улусов необходимо создание базы стройиндустрии, что будет существенным шагом в реализации стратегии развития Арктики. Для этого есть неплохие проекты по быстровозводимым домам в условиях Арктики, разработанные нашими специалистами.

– Иван Иванович, споры по поводу «Полюса холода» не утихают…

 

 

 

– По моим сведениям, в Росгидромете зарегистрирована только одна самая низкая температура –67,8 градуса, отмеченная в 1885 году С.Ф.Коваликом в Верхоянске. В Оймяконе в 1933 году было зарегистрировано –67,7 градуса. Правда, у них ниже среднегодовые температуры. Но Полюс холода – это Верхоянск, где зафиксирована абсолютно низкая температура. Он был им и остается, хотя споры не утихают до сих пор.
У нас периодически проводится фестиваль «Полюс Холода», который был задуман в те годы заместителем руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики, верхоянцем, большим патриотом своей малой родины Святославом Габышевым и проводился три раза при поддержке администраций района, города Верхоянска и общественности. К сожалению, в последующие годы он в связи с финансовыми трудностями не проводился. По инициативе и организации Святослава Сергеевича в декабре прошлого года мы собирались в Верхоянск с целью возобновления этой славной традиции для привлечения внимания общественности к туристической и исторической привлекательности района. Он горел новыми идеями и во что бы ни стало хотел общими усилиями восстановить историческую справедливость по присвоению Верхоянску статуса «Полюса холода». К сожалению, судьбой не суждено было сбыться его мечте. Но мы – его друзья и земляки будем дальше продвигать его идеи и планы.
В Верхоянье находятся легендарные горы Кисилях, природный памятник «Провал», природный памятник «Географический центр Якутии», ресурсный резерват «Туостах» , памятник природы «Мать-Гора», гора памяти Янлаг – Кестер . Как видите , Верхоянский район имеет гораздо больший потенциал в туристическом и имиджевом развитии республики. Еще Верхоянск – старейший город за Полярным кругом, основанный летом 1638 года.

 

 

Мой пост о заседании комиссии по Арктике Общественной Палаты РС (Я):

Как проложить зимник на месяц раньше? Круглый стол в Общественной Палате РС (Я)!

 

Мои посты о Верхоянье:

Таинственный котлован в Якутии! Фото местного жителя! 

Таинственный котлован в Якутии! Палеонтологический рай! 

Уникальный музей по пути на Кигилях!  

Дорога на Батагай! Апрель 2012 г.

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал "Николай Барамыгин" на Ютуб: 

https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true

Я в Инстаграме @nb2015p

 «Фейсбуке» https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

Персональная страница в "Фейсбуке": https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

 "Твиттер" https://twitter.com/NBaramygin

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь