home
user-header

                        
                        
НЕСКОЛЬКО УТОЧНЕНИЙ ПОСЛЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ФАНФАР
30 июля 2019 г., 20:46 1612

 Вашему вниманию заметка Почетного Гражданина Республики Саха (Якутия) Климента Егоровича Иванова о знаковом событии - открытии пассажирского движения со станции Нижний Бестях 27 июля 2019 года. 

Фото с сайта "Артык.ру": http://aartyk.ru/business/chleny-pravitelstva-sabotiruyut-proekt-sahatek/  


 

Отзвучали фанфары... Наконец, сбылась мечта многих поколений руководителей, строителей и жителей республики: Якутск торжественно встретил прибытие первого пассажирского поезда.
Да, история достаточно длинная  - железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск протяженностью около 800 км построена  за 34 года.
Народ достаточно хорошо осведомлен о великих стройках БАМ-а и южного участка  АЯМ-а. Известны имена героев этих ударных строек, их заслуги в свое время справедливо оценены.
Еще в далеком 1936 году очень аргументированно и настойчиво высказался о  необходимости строительства железной дороги до г. Якутска Максим Кирович Аммосов. Это произошло  на заседании правительства Союза ССР. В то время он работал  I секретарем Северо-Казахстанского Обкома ВКП(б), но оставался пламенным патриотом родной Якутии. В своем выступлении он сослался на итоги пятилетней исследовательской работы экспедиции АН СССР в Якутии. Уже тогда выдающийся сын якутского народа весьма отчетливо предначертил значение строительства  железной дороги до Якутска для промышленного освоения несметных богатств Якутии.
Как развивались в дальнейшем события, всем известно: построены Байкало-Амурская магистраль и южный участок Аяно-Якутской магистрали. В контексте развития этих строек нельзя забывать неотъемлемые заслуги первых секретарей Якутского обкома КПСС Г.И. Чиряева и Ю.Н. Прокопьева, которые в свое время ставили вопросы по строительству АЯМ-а перед руководством СССР с той настойчивостью и убежденностью, на которую только способны истинные патриоты. Во многом благодаря их решительным действиям, в конце 1978 года железнодорожная сеть дошла до п. Беркакит Нерюнгринского района. Тут необходимо непременно отметить вклад  руководителей Нерюнгринского района тех лет Пьянкова И.И., Кочнева М.П., Федорова П.С., глав района Торговкина Л.А. и  Эстерлейн Э.Я. В то время ответственность руководителей района  за выполнение планов во всех отраслях народного хозяйства была конкретной и очень высокой.  Каждый из перечисленных мной руководителей района  приложил немало усилий в создании условий труда и быта для строителей, выполнении производственных планов в каждом трудовом коллективе.
АЯМ принято называть малым БАМ-ом. Она на сегодняшний день – одна из самых длинных сетей в железнодорожной артерии страны. Ее  значение в развитии республики трудно переоценить. Одни только грузоперевозки решают целый ряд стратегических для нашего региона задач. Магистраль делится на три участка: южный (Тында-Беркакит), центральный (Беркакит-Томмот), северный (Томмот-Нижний Бестях). Протяженность  железной дороги от Беркакита до Томмота  - 377 км, а от  Томмота до Нижнего Бестяха – 439 км.
По ходатайству Якутского ОК КПСС в 1985 году было принято постановление СМ СССР о начале строительства Центрального участка АЯМ-а (Нерюнгри-Томмот). Однако, из-за отсутствия финансирования строительство затянулось.
Считаю необходимым  в этой небольшой статье осветить основные  моменты и эпизоды строительства железной дороги “Беркакит-Томмот”. Оно велось в самые  трудные годы экономического и политического кризиса в стране. Представить только: горбачевская перестройка затянулась, пробуксовала, и, в конец, зашла в глубокий тупик, Союз ССР развалился, наступил длительный экономический, финансовый кризис, вызвавший два  жесточайших дефолта в финансовой сфере страны (1991 и 1998 гг.). Сегодня все это немного подзабыто, и не так легко людям во всем этом разобраться. Но в каких непредсказуемых условиях приходилось работать руководителям тех лет и нести персональную ответственность за благополучие региона, все же отчасти можно представить.  
История строительства БАМ-а и южного участка АЯМ-а разворачивалась и проходила на глазах у всей страны. Много об этом в свое время рассказывалось, издано много книг самими участниками событий. Однако, ни в официальных выступлениях ответработников, ни в СМИ не придается серьезного значения осуществлению грандиозного проекта   строительства центрального участка АЯМ-а  “Беркакит-Томмот”. Основной акцент почему-то делается лишь  на участке “Томмот-Якутск”.
В этой связи считаю необходимым выразить свое твердое убеждение в том, что первый Президент республики М.Е. Николаев сделал невозможное возможным – ему удалось после долгой спячки пробудить к жизни проект  строительства АЯМ-а. Он принял смелое и правильное решение начать строительство железной дороги за счет средств республики. Это стало одним из ярких страниц реализации Декларации о государственном суверенитете на практике в части права республики на самофинансирование.
В 1991 году, после очередной встречи с руководителями правительства РФ, он убедился, что не настало еще то время, когда нужно остро ставить  перед федеральным центром вопрос о финансировании строительства АЯМ  из федерального  бюджета.   
В начале 1992 года с М.Е. Николаевым мы дважды были на приеме у министра путей сообщения РФ Г.М. Фадеева.  Михаил Ефимович настоятельно доказывал, приводил весомые аргументы  и убедил-таки министра начать строительство железной дороги “Беркакит-Томмот-Якутск”. В это же время состоялась еще одна важная встреча – М.Е. Николаев встретился с руководителем “Трансстроя” В.А. Брежневым. В ходе встречи Михаил Ефимович гарантировал финансирование строительства из бюджета республики, но при этом поставил вопрос о сохранении общенационального статуса управления проектом. Уже в середине 1992 г. коллегия министерства железных дорог России приняла решение реанимировать строительство железной дороги “Беркакит-Томмот-Якутск”. По предложению Президента М.Е. Николаева Верховный Совет РС(Я) XII созыва приняло постановление “О первоочередных мерах по продолжению строительства железнодорожной линии “Беркакит-Томмот”.
По настоянию правительства республики правительство РФ в середине 1993 г. приняло постановление “О мерах по завершению строительства железнодорожной линии “Беркакит-Томмот-Якутск”, согласно которому строительству официально был придан федеральный статус. Следовательно, благодаря активной позиции президента республики М.Е. Николаева строительству железной дороги придан новый эффективный импульс. Строительство линии до Томмота велось в основном за счет средств республики и хорошими темпами. Указом Президента была создана новая структура правительства – министерство РС(Я) по делам Амуро-Якутской Магистрали. Министром был назначен Д.Д. Трофимов, директором подрядной организации “Трансстроя”  А.Н. Дудников. А в 1995 году на базе министерства по делам АЯМ было создано государственноле предприятие “Дирекция по строительству железной дороги “Беркакит-Томмот-Якутск”, руководителем назначен Д.Д. Трофимов. С 1992 года строительство центрального участка АЯМ получило второе дыхание  и работа закипела. Как все знают, в 1996 году началась эксплуатация железнодорожного участка Нерюнгри-Алдан, а в 2002 году было открыто грузовое сообщение “Нерюнгри-Томмот”. Справились за 10 лет. И это вовсе не плохо.
Пронзительный гудок первого пассажирского поезда в Нижнем Бестяхе, который я услышал в ходе телевизионного репортажа, наполнило мое сердце чувством удовлетворенности тем, что в этом историческом событии есть частица моего незаметного труда в период работы Председателем Верховного Совета РС(Я) и постоянным представителем республики при Президенте РФ. Удовлетворен тем, что наряду с М.Е. Николаевым и А.С. Матвеевым мне приказом министра путей сообщения Г.М. Фадеева присвоено звание “Почетный железнодорожник России”. Это ведомственный знак, который  я очень ценю и бережно храню.
Таковы мои некоторые уточнения в освещении истории строительства центрального участка АЯМ-а “Беркакит-Томмот”.

Иванов К.Е.,
Почетный гражданин Республики Саха (Якутия)

28 июля 2019 г.

 

 

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал "Николай Барамыгин" на Ютуб: https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

Я в Инстаграме @nb2015p

 «Фейсбуке» https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

Персональная страница в "Фейсбуке": https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

 "Твиттер" https://twitter.com/NBaramygin

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Читайте также

Главнокомандующий подписал указ о начале призыва в армию с 1 апреля. Документ опубликован на интернет-портале правовой информации в понедельник 30 марта.

 

Призыв завершится 15 июля. Сроки военного призыва не изменились по сравнению с прошлым годом. Не изменилось и число людей, которые пополнят ряды вооруженных сил — согласно документу, с 1 апреля пойдут служить 135 тысяч человек.

 

20 марта глава Министерства обороны России Сергей Шойгу заявил, что весенний призыв не будет переноситься из-за коронавируса.

Как и во все времена, солдаты всякой бочке затычка. Куда смотрит пресловутый комитет солдатских матерей? 

Как будто в каждом районном военкомате призывников будут обеспечивать масками и держать на расстоянии 1,5 метров друг от друга.
Привезут со всех деревень и сел в одно здание. Погонят в одних трусах по врачам всех скопом. Потом все поедут обратно по домам. Кто даст гарантии что они не заразятся в военкомате и не принесут заразу к себе домой?
И пресловутое измерение температуры ничего не даст. Ибо призывник направляется на лечение, то есть признается негодным если у него прободение матки или трупные пятна.

 

Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь