home
user-header

                        
                        
НИКОЛАЙ БАРАМЫГИН: «РАЗРЫВ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ ОГРОМНЫЙ»
12 июля 2020 г., 19:29 5590

26 июня 2020 года в газете "Якутск Вечерний" вышло мое интервью с таким названием.

Вашему вниманию текст моего интервью с дополнительными фото и видео на темы интервью.

Октябрь 2018 года. Квасим капусту! 


 

НИКОЛАЙ БАРАМЫГИН: «РАЗРЫВ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ ОГРОМНЫЙ»

Общественник, блогер, моряк, банкир, востоковед, кулинар, огородник. Ему интересно всё, что происходит в республике. Он ежедневно информирует читателей и зрителей на всех известных платформах в интернете о том, что происходит вокруг. Человек, которому небезразлично. Сегодня гость «ЯВ» - член Общественной палаты Якутии Николай Барамыгин.

 

ВЬЕТНАМЦЫ ХОТЕЛИ ПОБИТЬ

 

- Как ты поступил в Дальневосточное высшее морское инженерное училище имени адмирала Невельского? Квота?  

На 5 курсе ДВВИМУ.

- Я в детстве, когда жил в селе Техтюр Орджоникидзевского района, мечтал посетить дальние страны. Зачитывался всякими книгами вроде «Водители фрегатов» Николая Чуковского.  Окончив физмат класс покровской школы, меня пригласили сразу в ЯГУ и в Новосибирский госуниверситет. Но я написал в высшее морское училище во Владивосток. Мама воспитывала троих детей, я подумал, что будет лучше, если буду носить военную форму, жить в казарме и учиться за государственный счёт. Учась в школе последние три года, жил в интернате, поэтому житейский опыт был. Главное условие в училище  было – годность службы на подводной лодке. Многие отсеивались в основном по здоровью. Поступил очень легко, хотя конкурс был большой. Учился тоже легко после физмат-класса. Плюс ко всему мне легко давались иностранные языки. Меня не хотели брать на судоводительский факультет, я был всего 1,55 ростом, и был единственным на курсе азиатом. Но взяли.

 

- Национализма не почувствовал?

- Конечно, нет!  У нас был интернациональный курс из 350 человек – русские, украинцы, немцы, евреи. Но я был очень заметный! Из-за этого часто получал наряды.

Наша группа 10 "А" роты 

 

- И когда осуществилась мечта о дальних странах?

- Нас сразу готовили в загранпоездки. И учились мы 5,5 лет, потому что необходимо было получить практику в качестве матроса. А диплом штурмана можно было выпуститься с практикой в 18 месяцев. В 1983 году я посетил Северную Корею и Вьетнам. После этого мне показалось, что СССР – это очень развитое государство, и мы живём очень неплохо!

 

- Почему?

В тропиках 

 

- Корейцы строем ходили на работу и строем возвращались. У меня был шок, мы до этого не дошли. У каждого был на лацкане значок с изображением Ким Ир Сена. У нас КПСС не так афишировал разницу между социальными слоями. Конечно, аппаратчики жили лучше, чем простые люди, но такого разрыва не было. Помню, при их бедности и разрухе корейский тойон приехал на «мерседесе» в Интерклуб для иностранцев в отличном костюме и золотым значком, и все сотрудники вышли и поклонились ему в пояс. Это резануло глаз.

Во Вьетнаме поразило, что один банан стоил один донг, а зарплата была 140 донгов. Кило мяса – 300 донгов. И на месячную зарплату рабочий мог купить полкило мяса. Это была нищая страна. Поразило, что люди в лохмотьях хвастались, как убивали на войне американцев. Еще в первую поездку запомнилось, что меня хотели побить вьетнамцы, приняв за китайца. Человек 30 за мной гнались! Быстрые ноги спасли, сбежал. А однажды на пароход упало облако саранчи, покрыло палубу сантиметров на 40. Мы были в шоке, а вьетнамцы принялись радостно собирать насекомых в банки. Для жарки и поедания.  

1985 год. Ня-Чанг. С вьетнамскими детьми 

 

ПОЛИТИКА И ПОРНОГРАФИЯ

На практике 

 

- Ты один из немногих в Якутии японистов. Как туда попал?

- В 1984 году мы отплыли от порта «Пластун», этот пункт создавался для поставки круглого леса в Японию. Поразила картина: высокая сопка была завалена гниющих лесом два метра высотой. Для меня, как для якута, это было неприятно. Через двое суток приплыли в Японию. Там газон, живая изгородь, деревья растут. Я спрашиваю у матросов: «Зачем мы в парк прибыли?». Отвечают: «Ты дурак? Это их лесопильный завод!». И этот контраст мне запомнился на всю жизнь. Второй эпизод тоже не забуду: у нас на судне, помимо секретных агентов, про которых ты никогда не скажешь, что это агент, были официальные помполиты - помощники капитана по политической части. Они подслушивали и подсматривали за нами, писали донесения по каждому рейсу на каждого человека. И помполит во время рейса провел собрание и сообщил: «Там есть такая штука, как порнография! Она морально разлагает советского человека!». А я понятия не имел, что такое порнография. И сразу решил: если так рассказывает, надо обязательно найти и посмотреть! В японском порту нам дали увольнение. Я первым делом сразу отправился в супермаркет в поисках порнографии. Нашел книжный отдел и слышу, кто-то за стеллажом хлюпает губами. Выглянул, а там сам помполит стоит и разглядывает порножурнал!

- И ты решил выучить японский?

- Когда учился в школе, я понимал, что Япония – это самая развитая страна Азии. Но когда там побывал, у меня начался конкретный интерес к этой стране. Я начал учить язык сам. Купил самоучитель, словари, разговорники. Сам. В 1986 году, когда закончил училище, через министерство морского флота меня распределили в Тикси. Там времени было навалом после вахты!

- А разве можно без наставника самому выучить такой сложный язык?

- Было бы желание. Но разговаривать на японском я стал позже. В 90-м году в Якутске была мода на комсомольские предприятия. В законодательстве было «окошко»: вроде бы кооператив, но НТТМ – научно-техническое творчество молодежи. Можно было делать хорошие деньги. Например, Михаил Ходорковский поднялся именно по такой схеме. При ЯГУ мы создали инженерный центр при поддержке комсомола. Меня избрали гендиректором Ассоциации   «Саха-японского сотрудничества». В то время в Якутии было всего два япониста – Дмитрий Оконешников, окончивший восточный факультет Дальневосточного университета и Анатолий Яковлев, окончивший институт стран Азии и Африки МГУ. И я третий, самоучка.

И в 1991 году президент Михаил Николаев отправил большую группу якутян учиться в Академию внешней торговли. Там мне сказали, что мне нет смысла учить английский, потому что я его хорошо знаю. Сказали: выбирай язык. Выбрал японский. Мне преподавал два года профессор Лев Анатольевич Немзер. Он после войны в Токио в районе Синагава покупал для СССР земельные участки для строительства Торгпредства СССР. Я ему очень благодарен за то, что заговорил. Он меня поучал: «Снимай свой зажим-боязнь! Носители прекрасно знают свой язык, поэтому поймут тебя!».  И я начал говорить по-японски всеми известными словами.

И когда в 1992 году я был на стажировке в Японии, начал разговаривать.

Встреча в МИД Японии по оказанию гуманитарной помощи Якутии. 1992 год. 

 

В 1993 году мы с моим другом Анатолием Яковлевым по заданию президента Николаева создали в Токио якутское торгпредство. И при школе делового японского при JETRO Японской организации внешней торговли написал тест. Каково же было мое удивление, когда узнал, что у меня уровень выпускника языкового вуза. Тогда же я узнал, что речь образованных японцев резко отличается от простонародной речи. Или что у токийцев совсем иное произношение. Там есть диалект нижнего города, и при беседе понятно, что этот человек простолюдин.

 

САХА И ЯПОНЦЫ «СЧИТЫВАЮТ» ДРУГ ДРУГА

 

- Как считаешь, есть ли сходство между народами саха и японцами?

- Я читал исследования генетиков: треть японского народа пришла на острова с севера. Это были всадники на конях. И генетически близки  к этим протояпонцам, к народу Ямато – это основная этническая группа Японии – именно буряты, живущие на западе Байкала и саха, которые, как известно, тоже пришли на север с того края. То есть народ Ямато тоже прорвался с боями в Японию из Байкала. В 6-м веке нашей эры последняя японская территория на корейском полуострове была потеряна. До этого там на юге была область Нимана и японцы ее очень долго обороняли.

Их буддизм и конфуцианство не имеют ничего общего с нашей культурой, на которую все-таки наложилось православие.  У них синтоизм, а мы называем себя родственниками Бога, Айи аймаха. То есть мы все родственники Богу, а у них родственниками Богу, или по-иному Солнцу, могут быть только члены императорской династии. Однако эмоционально мы очень похожи. Европейцы не смогут прочитать, что у нас в глазах. А мы друг друга отлично «считываем».

 

- У нас Китае учится множество якутян. А почему нет культурных, образовательных связей с Японией?

Посол Японии Ясуо Сайто (в центре) на встрече со студентами кафедры восточных языков и страноведения ЯГУ. Справа от Посла почетный профессор ЯГУ Хидэо Кацуки.

 

-  У нас развитие в образовательной сфере идёт поступательно. В 1991 году мы помогли организовать преподавание японского языка в ЯГУ. Профессор Хидео Кацуки – первый японист, который приехал к нам преподавать язык. В 1992 году была открыта кафедра восточных языков, где в том числе изучают японский. Сейчас уже два раза в Якутске был проведен экзамен на знание японского языка – в прошлом и позапрошлом годах. И в прошлом году впервые был проведен набор в японский вуз за счет министерства образовании Японии. Но Китай и Японию сравнивать нельзя. Во-первых, цены в Китае на учёбу намного ниже, чем в Японии. Да и уровень жизни в целом. Во-вторых, у якутского малого бизнеса с китайцами все-таки больше проектов. Иными словами, в Якутске проще найти работу со знанием китайского, чем японского. И обратите внимание: на кафедре восточных языков СВФУ сейчас самый популярный язык вовсе не китайский, а корейский! Прямо бум! Корейцы вкладывают большие деньги в продвижение своей культуры за рубежом, финансируют определенные мероприятия, также их поп-музыка и драмы очень популярны, поэтому интерес огромный.

 

- Расскажи про японский дом на Дзержинского. Мало кто знает, что он полностью построен японцами по их же технологии…

- Дом приняла решение построить компания «Саха Даймонд корпорейшн». Строительство было начато в 2006-м году. Наши ресурсосодержащие организации города должны быть очень благодарны японцам!

 

- Почему?

- Они извлекли большие плюсы от строительства этого дома. Вокруг этого дома полностью заменено водоснабжение и канализация, уложили новые трубы за счет японцев. Они совершенно бесплатно построили трансформатор на полтора мегаватта. Плюс была подведена дополнительная линия электропередачи длиной 2 километра. Короче говоря, одна выгода мэрии!

Кстати, шикарному корейскому дому на улице Орджоникидзе мы тоже обязаны японцам! Когда в Якутск прилетал президент корейской компании LG, тогдашний президент Вячеслав Штыров показал японский дом. И тогда кореец сказал: «Как так? Японцы свой дом строят, а корейского дома нет!». Так и возник корейский дом с логотипом LG.   

Но плановому вводу японского дома в эксплуатацию помешал кризис 2008-го года. Построили только в 2011-м году. Когда обсуждали строительство дома с мэром Ильей Михальчуком, он аргументировал тем, что в городе количество работников иностранных компаний растет, и предполагалось, что приедут специалисты крупных корпораций, сделать из этого дома гостевую гостиницу. Вроде бы не гостиничные номера, а целые комфортабельные квартиры.

 

- Там какая-то уникальная планировка структура дома, да?

- Там индивидуальная очистная станция на весь дом, люди сразу могут пить воду из под крана. Единая система кондиционирования была предусмотрена на стадии строительства. То есть встроенные кондиционеры стоят уже в каждых апартаментах. У нас стандарты квартир сильно отличаются от  японских. В Японии туалет – это священно, самое стерильное место в квартире! Поэтому наличие гостевого туалета строго обязательно. 

 

- А мне казалось, что японцы живут в очень тесных квартирах!

- Да, и даже в тесной будет два туалета и два душа. В основном в маленьких квартирах кухня и (по-нашему) зал совмещены, а в спальне своя туалетная комната. То есть я якутском японском дом в двух комнатной квартире два туалета, в трехкомнатной – три. Кроме того, во всех квартирах сразу предусмотрены помещения для хранения одежды – гардеробные. Конечно, нашим строителям экономически невыгодно возводить такие дома. Это премиум-класс. У нас седьмой год идёт обнищание населения, платежеспособность падает, поэтому, напротив, для нас строят очень маленькие квартиры с минимальными затратами.

 

- Кто там сейчас живёт?

- Никто.  Головных иностранных компаний мы из-за кризиса так и не дождались, некому платить долгосрочную аренду, как задумывалось. У нас только российские компании-гиганты работают в Якутии, но они не держат здесь своих специалистов, все управляется из Москвы. Поэтому весь дом перепрофилировали под офисные помещения. После страшного пожара в торговом центре в Кемерово все здание окончательно оформили именно под офисные требования.  

 

«У НАС НЕ ПОЛНЫЙ ОДОМРЯМ-С»

Члены Общественной палаты РС (Я) 3-го состава

 - Ты член Общественной палаты. Как считаешь, общественники играют какую-то роль? Я, например, полагаю, что это декоративный и, извини, бесполезный орган. Вы же ни на что не влияете! И созданы, чтобы продемонстрировать видимость диалога общества и власти…

- Отчасти согласен, кстати. Смотри, как формируется палата: из 66 членов 22 – представители российских общественных организаций. А их назначает глава республики. Еще 22 члена от общественных организаций республиканского уровня избираются тайным голосованием депутатами Ил Тумэн. Оставшиеся 22 члена – представители городских и улусных организаций, их отбирают те, кто назначен главой и избран парламентом. Такая система набора. В условиях развитой демократии чаяния народа должны выражать депутаты всех уровней, а не общественники. У нас прошла пробуксовка: разрыв между народом и властью – огромный! Думаю, и Путин это понял, и чтобы заполнить этот разрыв придумал структуру, которая могла бы выражать мнения народа. Так появилась Общественная палата. Активность людей надо было канализировать. И ОП зависит от её членов. Если мы будем полный «одобрям-с», то ничего не получится.

- Так «одобрямс» и происходит!

-  Не всегда! У нас бывают дискуссии! У нас есть член палаты от Ленского района Александр Саморцев. Он стал во главе народного движения против строительства очистного сооружения на речке Мухтуйка, куда выше водозабора Ленска «Газпром» планировал сваливать сточные воды. Люди возмутились. Саморцев этот вопрос поднял до уровня правительства Якутии и «Газпром» отказался от своих планов, хотя выяснилось, что все согласования на уровне администрации района, от главы Ленска, у них были на руках. Это ли не общественный контроль? За мэрами, главами, улусными депутатами нужен контроль!

- Ну давай далеко ходить не будем: разлив ядовитых веществ в селе Аргахтах. Чой-то я не слышу воплей среднеколымской общественности!

- Меня в соцсетях ругают, что в ОП много бывших чиновников. Тех, кто работает с комсомольским задором. А  у них есть огонь в глазах! Это состояние души. А молодежь в общественники не рвется! Все рвутся в чиновники. В Аргахтахе всё случилось из-за порочной системы недофинансирования. Всё то, что было построено на исходе советской власти, уже отслужило два срока. Ты слышал про проблему-2003?

- Нет.

- Если считать 1988 год последним годом, когда планово делались все ремонты и вообще все работы по регламентам, то вся советская инфраструктура выработала свой ресурс в 2003-м году! Даже атомные бомбы! И одна треть населения России в 2003-м году стала пенсионерами. Мы в Якутии этого не понимаем, потому что благодаря политике первого президента у нас с рождаемостью всё было в порядке. Поэтому у нас много молодёжи. А в центральной России на три крупных деревни с 10-тысячным населением была всего одна школа, в которой учились 10 детей.  И когда от огромных цен на нефть в Россию поступили огромные деньги, они были заморожены. Их не пустили на обновление инфраструктуры. Вот ёмкости в Норильске, которые были построены в конце 80-х, тому подтверждение. В Аргахтахе емкости, я уверен, тоже старье. У нас никто не слушает специалистов!

Общественная Палата РС (Я). Сентябрь 2018 года. Сотрудник Института Мерзлотоведения Семен Готовцев рассказывает об опасности ВСЕХ дамб Якутии!

 

Ученые института мерзлотоведения давно кричат, бьют в колокола о том, что цикл похолодания и потепления давно изменился! Все объекты, которые построены на вечной мерзлоте, под угрозой, особенно дамбы. Тоже советские стройки. Кто их слушает? Никто.

А что касается конкретно Аргахтаха, то резонанс еще будет. Всё-таки это очень отдаленная деревня, к тому же везде действует режим самоизоляции.

Да, ОП не очень эффективна. Много вопросов решить не удалось. Та же экологическая катастрофа на реке Вилюй отработана плохо. Хотя все суды выписаны, штраф АЛРОСА не выписан. Выиграли в Верховном суде 30 тысяч рублей…

 

- Всего?

- Сейчас вопрос штрафа на 4 миллиарда.

 

- Не 20 миллиардов, как декларировалось?

- Если река длиннее 600 км – это федеральная река. Это Вилюй. Если меньше, как Ирелях и Малая Буотобия, то региональная. По региональным выписан штраф в 4 миллиарда АЛРОСА. По Вилюю был выписан штраф 22 миллиарда, но Росприроднадзор в Москве решил, что этот штраф необоснован, якобы это форс-мажор. Они там переговорили и вопрос сняли. АЛРОСА даже 4 миллиарда оспаривает! Суды идут, мы ходим на судебные как группа поддержки и грозно молчим в углу. Ничего поделать не можем: идёт битва юристов.

 

- Ты не считаешь, что наше общество аморфно? Всем на всё наплевать. Лидеров мнений крайне мало.

- Я бы так не сказал. Учёные констатирует, что социально активным может быть крайне малый процент общества. Все не могут быть лидерами мнений. Иван Степанов, Сулустаана Мыраан, самый известный якут на планете – Александр Габышев. Люди есть. Но это вопрос поколений. Многие активисты родились в 50-х годах, когда после войны была большая рождаемость. В 60-е годы был спад. Нас меньше. После нас идут семидесятники, поколение Айсена Николаева, там вообще мало инициативных. Я удивляюсь, почему наш глава такой активный. 

 

- Ты говоришь, что члены ОП должны быть беспартийными. Но вы же всё равно продвигаете политику!

- Чью?

 

- Руководящей и направляющей партии, правительства. Вон всех общественников страны напрягли заниматься голосованием к поправкам к Конституции. 

- Я лично никакими поправками в Конституцию не занимаюсь, хотя в ОП создана по этому поводу рабочая группа.

 

- Давай так: есть ли в ОП оппозиционеры?

- Как кто?

 

- Как Сулустаана, например.

- Если её выдвинуло бы юридическое оформленное движение, она вполне могла бы пройти. Но она сейчас уже политик. У нас политических амбиций нет. А так у нас есть несогласные! Кто у нас самый громкий-то в третьем составе? (Долго думает, вспомнить не может).

 

МОНЕТИЗИРОВАТЬ СОЦСЕТИ ТРУДНО

Октябрь 2017 г. Общее фото на встрече блогеров с Ил Дарханом Е.Борисовым. Фото Айаала Черноградского. 

- У тебя 2 тысячи с лишним подписчиков в ютубе, где ты выкладываешь самое разнообразное видео. Ты есть во всех абсолютно соцсетях. Зачем тебе это? Хочешь монетизировать?

- Это очень сложно – монетизировать. Меня молодые банкиры научили соцсетям, когда я работал в «Алмазэргиенбанке». Пишу в дневниках на якт, недавно открыл свой сайт nikbara.ru, фейсбуке, одноклассниках, в контакте, твиттере. У меня есть уникальная база, первый цифровой фотоаппарат появился у меня в 1999 году, в прошлом веке.

Рекламирую цифровой фотоаппарат. 1999 год.

 

 

Благодаря самоизоляции оцифровал своё видео с 1994 года. Достаю свои старые записи, публикую, людям это нравится.

2001 год, Покровск. Захват видео на компьютер.

 

 

Открыл свой сайт, сын познакомил с ютубом. Контент совершенно разный на разных площадках.

Михаил Кожухов о том, что журналисты думают о блогерах.

 

 

Сейчас в силу возраста увлекся цветоводством, огородом. Советы о том, как я тренируюсь, как кошу траву и что делаю с черной смородиной, моим ровесникам нравятся, судя по тому, что у меня прирост аудитории в Ютуб ежемесячно – по 70 человек.

Поездка в хатассы за натуральным удобрением.

 

 

Две дочки выросли и живут отдельно. Мы с женой остались с сыном-школьником. Энергии у меня осталось много! Поэтому, как говорит моя жена, общественная работа мне необходима, иначе я просто не выдержу.

Беседовал Михаил РОМАНОВ

 

 

 

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: https://nikbara.ykt.ru/ 

Мой сайт (в процессе строительства): https://nikbara.ru/

 

Просьба подписаться на мой канал "Николай Барамыгин" на Ютуб!

 https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

 

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

 

Персональная страница в "Фейсбуке": https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

 "Твиттер" https://twitter.com/NBaramygin

 

 

Избранное
Комментарии 147   Написать комментарий
  • 12 июля 2020 г., 21:38
    selex   Пожаловаться

    Интересное интервью.

    Сейчас вьетнамцы подружились с Америкой.

  • 13 июля 2020 г., 02:38
    telesik   Пожаловаться

    Отличное и очень интересное интервью!

  • 13 июля 2020 г., 05:10
    Rim05   Пожаловаться

    Если бы СССР не развалился, то у Барамыгина могла быть действительно интересная биография. В 90-х автор занимался сотрудничеством с японцами, а положительные результаты есть? Мнение автора, как члена ОП, по вопросам экологии, к сожалению, дилетантское. И по вопросу технологического проезда по нефтепроводу так же. Преподносится как заслуга выступление члена ленского ОП против очистных. Необходимо членам ОП учиться, самосовершенствоваться, познавать новое, неизведанное. А не почивать на лаврах самолюбования и заигрывания с населением. Общественной палате нужно подходить к любому вопросу с обьективной и эффективной точки зрения, а не пиариться и не идти на поводу у толпы. Извините, если слишком прямолинейно. Не хотел никого обижать.

    • Автор
      13 июля 2020 г., 08:26
      NikBara   Пожаловаться

      Rim05, насчёт экологии, нас как то назвали "псевдо экологами"... Общественная Палата это площадка для встречи и обсуждения острых тем для общественников и представителей власти... Если посмотрите мои посты, на наших круглых столах участвовали специалисты... А вы как инженер, что скажете про Ленск, как можно было согласовать слив канализации ВЫШЕ водозабора города Ленск и городского пляжа?

      • 13 июля 2020 г., 08:38
        Rim05   Пожаловаться

        NikBara, как я понял из публикаций, в Ленске был не слив канализации, а сброс очищенных вод после того, как жидкие бытовые отходы прошли через станцию биологической очистки. Степень очистки воды таких станций по характеристикам производителя соответствует ПДК, а значит по качеству лучше природной воды. Т.е. никакой угрозы для Ленска не было. Было только возмущение безграмотной общественности. Народу нужно довести и понять, что технологии развиваются. Жидкие отходы канализации требуется очищать до требуемого качества прежде чем сбрасывать в водные обьекты. Все капитальные производственные предприятия без станций очистки использованной воды не вводятся в эксплуатацию. Другое дело, везде есть разгильдяи и нужен надзор за качеством сбрасываемых вод, с большими штрафами.

        • Автор
          13 июля 2020 г., 08:58
          NikBara   Пожаловаться

          Rim05, насчёт разгильдяев согласен на 100%... На ваш взгляд была опасность для Ленска или нет?

          • 13 июля 2020 г., 11:23
            Rim05   Пожаловаться

            NikBara, если все построено и эксплуатируется по требованиям законодательства, то особых рисков нет. Это примерно как Тулагино пьет воду с нижнего течения Якутска. Но (но!) с учетом современных реалий, когда у Якутска построены очистные сооружения. Требования сейчас такие, что при входе (водозабор) вода проходит очистку (водоочистка) и при сбросе канализационных стоков в водные обьекты также проводится очистка (очистные сооружения). Другое дело - сегодня в республике примерно 70-80 % населенных пунктов (50-60 % населения) не имеют водоочистку. И примерно 90% населенных пунктов (более 70% населения) не имеют очистных сооружений. А если имеются, то уже устаревшие, проблемные сооружения. Это задача властей, жкх. Но, как говорится, денег нет.

            • Автор
              13 июля 2020 г., 11:38
              NikBara   Пожаловаться

              Rim05, и как контролировать госкорпорации?

              • 13 июля 2020 г., 13:52
                Rim05   Пожаловаться

                NikBara, ну уж! В нашей стране в контролерах недостатка никогда не было! По одному только вопросу экологии - прокуратура, природоохранная прокуратура, росприроднадзор, роспотребнадзор, минэкологии, муниципальные власти, депутаты всех мастей... Теперь уже ОП, блогеры, граждане... Спокойно работать не дадут!

                • Автор
                  13 июля 2020 г., 17:06
                  NikBara   Пожаловаться

                  Rim05, а практически, после экологической катастрофы на Вилюе АЛРОСА судится из-за 30 тысяч рублей штрафа...

                  Посмотрим как в Норильске, какой счет выставят...

                  Получается, кроме как населению, никому не интересен контроль за госкорпорациями(((

                  • 13 июля 2020 г., 19:17
                    Rim05   Пожаловаться

                    NikBara, вот опять! Не было никакой «экологической катастрофы». Незнание терминов ведет к полной неразберихе и к заблуждению. Термин «катастрофа» относится к авариям с человеческими жертвами. А характеристика «экологическая» - от дилетантства. На самом деле было «загрязнение воды региональным геохимическим фоном (т.е. природной пылью и грязью), вследствие одномоментно выпавших ливневых осадков в количестве, превышающем двухмесячную норму и вызвавших небывалое половодье». Да куда далеко ходить? В Якутске вследствие 30 минутного ливня город парализует. Так что никакой экологической катастрофы не было. Дамбу смыло, но эта дамба огораживала дражный полигон, где кроме ила, глины и песка других экзотических химических элементов не было. Компанию оштрафовали на 30 тр за не вовремя оформленные документы (это «нарушение» не является причиной ливневых дождей). Так что не ждите, никаких млрд штрафов не должно быть. В Росприроднадзоре еще не выжили с ума, последствия загрязнений от ливневых осадков они умеют различать.

      • 13 июля 2020 г., 17:50
        aek5005   Пожаловаться

        NikBara, как-то, довольно давно, читала, что в пресловутой Европе забор воды из реки каким-либо промышленным предприятием специально делают ниже по течению её сбросу.

    • 13 июля 2020 г., 09:59
      GEOstudent   Пожаловаться

      Rim05, современный мир такой же. Кучка неудачников и школоты анонимно "оценивает" и поднимает хайп по любому поводу. В некоторых случаях по указке и манипуляции некоторых хайп блогеров и журналистов (естественно не за бесплатно)...

      А эти вынуждены перед ними отчитываться.

      • Автор
        13 июля 2020 г., 11:39
        NikBara   Пожаловаться

        GEOstudent, и ещё про госдеп напишите...

        • 14 июля 2020 г., 20:05
          GEOstudent   Пожаловаться

          NikBara, вы недооцениваете соцсети))

          • Автор
            14 июля 2020 г., 21:05
            NikBara   Пожаловаться

            GEOstudent, это власть недооценивала социальные сети... После "арабской весны" 2011 года все понимают силу социальных сетей...

            • 19 июля 2020 г., 13:48
              GEOstudent   Пожаловаться

              NikBara, а что так далеко заглядывать?) Майдан, агитация грудинина и прочие хайпы Ютуба.

              Сколько вы думаете стоить протолкнуть видос на Ютубе в тренды?)

            • 19 июля 2020 г., 13:50
              GEOstudent   Пожаловаться

              NikBara, я думаю у Первый Канал, Россия1, Россия 24 просто разорятся чтобы держать там в трендах свои видосы )))

              • Автор
                19 июля 2020 г., 22:20
                NikBara   Пожаловаться

                GEOstudent, я читал, что не так дорого и поэтому там раньше было много китайских видео...

                • 20 июля 2020 г., 10:21
                  GEOstudent   Пожаловаться

                  NikBara, и где читали?)думаете что этот либерастный бред который постоянно в трендах висит просто так?... Мда.

                  А этот Фургал который везде на Ютубе? Неужели думаете что правительство идиоты, которые не хотят и не пытаются заткнуть их?) Какое нить позитивное видео о РФ просто тонет в море негатива и информационном фоне против РФ, которое явно очень щедро финансируется...

                  • Автор
                    20 июля 2020 г., 11:07
                    NikBara   Пожаловаться

                    GEOstudent, я же Ютуб блогер... Вы можете впаривать такие мысли тем. кто не в курсе насчет социальных сетей...

                    • 20 июля 2020 г., 23:12
                      GEOstudent   Пожаловаться

                      NikBara, о да) давайте попробуйте вывести свое видео в тренды. Чтобы я нажал на вкладку тренды и ваше видео было в десятке...)

                      • Автор
                        20 июля 2020 г., 23:39
                        NikBara   Пожаловаться

                        GEOstudent, тогда надо соответствующую тематику ролика, организовать просмотры и лайки... Это надо быть моложе, чтобы быть в тренде... Например как Дудь... Или Слепаков... Или ЛитлБиг... Или надо быть симпатичной девушкой))) Но это уже инстаграмм)))

                  • Автор
                    20 июля 2020 г., 11:12
                    NikBara   Пожаловаться

                    GEOstudent, посмотрите скриншот трендов Ютуба... Где вы видите госдеп и Фургала?

                    Что мешает героическому Первому каналу, который уже пять лет рассказывает, как плохо живут на Украине, сбацать такие видосы?

                     

                     

                     

            • 19 июля 2020 г., 13:54
              GEOstudent   Пожаловаться

              NikBara, может это паранойя) но мы живём в мире, где США влезли с войной в кучу нефтяных и газовых стран мира, с сотнями тысячами убитых мирных жителей за последние 30 лет.

              А с них как с гуся вода... В нормальном мире их критиковали бы все СМИ и правительства всех стран мира... Но мы живём в мире где считается что самые опасные страны мира это - РФ и Северная Корея ...

              И всё благодаря СМИ и интернету.

              • Автор
                19 июля 2020 г., 22:22
                NikBara   Пожаловаться

                GEOstudent, однополярный мир... Вашингтонский обком... США лезут и не только в нефтяные и газовые страны, они везде...

                • 20 июля 2020 г., 10:25
                  GEOstudent   Пожаловаться

                  NikBara, и что им мешает, проделать то что они делали и делают с неугодными правительствами стран мира - проделать с РФ ?)

                  Черный пиар, провокации, бунты и перевороты. Украинский майдан - дипломная работа юных госдеповцев))

                  А РФ нефтяным и газовым компаниям как кость в горле, уже лет 15. Уже тогда многим не понравилось как Путин быстро организовал газовый бизнес Газпрома с ЕС, включив свои старые связи в Германии... Толстым намеком был Август 2008....

                  • Автор
                    20 июля 2020 г., 11:06
                    NikBara   Пожаловаться

                    GEOstudent, для того чтобы этого не случилось у нас в стране должна быть честная и справедливая власть, не должно быть повального вывоза капиталов за границу, во власти не должны быть люди с иностранными паспортами, у которых дети и внуки живут за границей, в том числе в ваших любимых США...

                    • 20 июля 2020 г., 23:11
                      GEOstudent   Пожаловаться

                      NikBara, и где вы найдете таких людей в России ?)) Более менее честные люди сплошь слабохарактерные люди без амбиции...

                      После всех переворотов и революций, просто перестреляют самых смелых да решительных. А во власть сядут ещё более ушлые и хитрые люди.

                      Как говорится, благими намерениями...

                • 20 июля 2020 г., 10:29
                  GEOstudent   Пожаловаться

                  NikBara, и слава Богу что мы граничим с Китаем. Иначе бы санкции и экономическая блокада имела бы куда больший эффект...

                  • Автор
                    20 июля 2020 г., 11:06
                    NikBara   Пожаловаться

                    GEOstudent, японцы говорят, что никто и никогда не выигрывал работая с китайцами... У них такая психология, что если никого не обманули - плохо спят...

                    • 20 июля 2020 г., 23:22
                      GEOstudent   Пожаловаться

                      NikBara, но лучше выживать торгуя с ними, чем вообще голодать в экономической блокаде.

                      Не будь у нас общей границы, было бы очень трудно РФ.

                      Так что, по вашему стоит отказаться от продажи газа ЕС?)

                      • Автор
                        20 июля 2020 г., 23:33
                        NikBara   Пожаловаться

                        GEOstudent, вы ошибаетесь, это ЕС отказывается от покупки российского газа... Не надо было шутить с отключением газа зимой...

                        • 20 июля 2020 г., 23:43
                          GEOstudent   Пожаловаться

                          NikBara, мдааа.... Ладно. Конечно.

                          ПРИ ЧЕМ ТУТ эти популистские СМИ поводы?))

                          Есть РФ и Газпром. Есть 2 страны по которым течет газ в Европу. Это Украина и Белоруссия. Одну уже вымутили. Кое как удалось оставить Крым (Чёрное море) и успеть развязать войну на Донбассе (этим держать за яйца правительство Украины, и невозможность вступления укры в НАТО). Беларусы пока держатся, но тоже играют на 2 фронта, вкушая с 2 сторон барыши. ЕС очень нужен российский газ...

                          Но есть ещё те кто вложился в катарский проект газа. Не будь его кому нафиг была бы нужна Сирия и Асад?))

            • 19 июля 2020 г., 13:54
              GEOstudent   Пожаловаться

              NikBara, от участи Югославии, Ливии, Ирака и Сирии, нас отделяет только ядерный арсенал.

              • Автор
                19 июля 2020 г., 22:22
                NikBara   Пожаловаться

                GEOstudent, вы слышали про проблему 2003 года в России?

                • 20 июля 2020 г., 10:17
                  GEOstudent   Пожаловаться

                  NikBara, о да, наследие святых 90-х. и как мы перескочили этот год?

                  • Автор
                    20 июля 2020 г., 11:04
                    NikBara   Пожаловаться

                    GEOstudent, при чем здесь 90-е? Все началось в 80-х... Считается, что 1988 год был последним годом нормального функционирования советского хозяйства, и получается что все советское, включая ракеты с атомными бомбами, было полностью самортизировано к 2003 году... 

                    Я в 1997 году читал в каком-то журнале "Ньюсвик" или "Лайф" статью об атомной войне между США и Россией, и там уже писали. что 60% ракет не взлетит((( Но часть ракет должна была взлететь, пройти американскую систему обороны и поразить города США... Вывод был, что война преждевременна...

                    Вы как-то интересно пишете, что вдруг и внезапно узнали про госдеп и войны США, это же нормальная ситуация - распространение "мягкой силы" дипломатии и "система канонерок" вооруженных сил...

                    Жаль, что наша страна не умеет пользоваться этими инструментами в полной мере...

                    • 20 июля 2020 г., 23:28
                      GEOstudent   Пожаловаться

                      NikBara, нихрена се нормальная ситуация ...)) ага конечно, и не то напишут у них в журналах))

                      Мягкая сила обходится дешевле и безопаснее, чем открытая война.

                      Россия обречена. Пока есть сильная воля лидера, кое как эти шакалы кооперируются. Потом будет как в 90-е. Рак, лебедь и щука. И очень много тырящих всё и вся на фоне всеобщего песеца....

                      Понимаете, Россия как кость в горле у пендосов. И они никогда не смирятся с этой угрозой. Рано или поздно любым способом устранят проблему.

                      Из топ 10 нефтяных стран, независимые остались только Иран РФ и Венесуэла (да и то уже под большим сомнением, да и благодаря тому что основные запасы нашли всего 10 лет назад)... Иран живёт худо бедно под санкциями полвека и никуда почти не лезут.

                      • Автор
                        20 июля 2020 г., 23:30
                        NikBara   Пожаловаться

                        GEOstudent, вы читали толстую книгу "Нефть"?

                        • 20 июля 2020 г., 23:38
                          GEOstudent   Пожаловаться

                          NikBara, нет. Смотрел было половину фильма. Да и то совсем не понравилось.

                          • Автор
                            20 июля 2020 г., 23:40
                            NikBara   Пожаловаться

                            GEOstudent, вы прочитайте и тогда поймёте про нефтяной рынок... А так у вас сплошной госдеп туда, госдеп сюда)))

                            • 20 июля 2020 г., 23:52
                              GEOstudent   Пожаловаться

                              NikBara, ну просветите вкратце)) почему пендосы лезут войной в нефтяные страны, при которых погибли сотни тысяч ни в чем не повинных людей?

                            • 20 июля 2020 г., 23:58
                              GEOstudent   Пожаловаться

                              NikBara, почему цветущие Сирия и Ливия - сейчас филиалы Ада?

                              • Автор
                                21 июля 2020 г., 09:47
                                NikBara   Пожаловаться

                                GEOstudent, диктаторы достали народ, народ устает от слишком долгого сидения у власти одного и того же лица... В Индонезии Сухарто тоже возьмите, в Зимбабве Мугабэ... Это чисто человеческая психология, вырастают новые люди и сносят все старое, если оно уже не соответствует новому времени...

                            • 21 июля 2020 г., 00:07
                              GEOstudent   Пожаловаться

                              NikBara, вам до того про#р@ли можно что вы не видите истинного песеца который творится в мире... Это ужасный мир. И в нем творятся ужасные вещи. По указке самых алчных и всемогущих людей...

                              • Автор
                                21 июля 2020 г., 09:45
                                NikBara   Пожаловаться

                                GEOstudent, мы оба говорим одно и тоже, но разными словами... Не надо в своей слабости упрекать чужой нам госдеп, он за разбитые лампочки в подъезде точно не в ответе...

                            • 21 июля 2020 г., 00:09
                              GEOstudent   Пожаловаться

                              NikBara, а вы говорите о какой то справедливости и блаблабла. В мире действует только право сильных. Завёрнутые в разные обертки и красивые упаковки....

                              • Автор
                                21 июля 2020 г., 09:44
                                NikBara   Пожаловаться

                                GEOstudent, я об этом и пишу вам, тот прав у кого больше прав... И Россия должна быть сильной и процветающей, чтобы к нам приезжали, а не так чтобы 25% российских женщин выходили замуж за иностранцев и уезжали из России...

  • 13 июля 2020 г., 07:13
    Квад   Пожаловаться

    Как так получилось, что отрабатывать в Тикси не пришлось? 

    • Автор
      13 июля 2020 г., 08:27
      NikBara   Пожаловаться

      Квад, по распределению должен был работать в Сахалинском морском пароходстве, но через Министерство морского флота я перевелся в Тикси...

      • 13 июля 2020 г., 20:10
        Квад   Пожаловаться

        NikBara, Я почему спросил: Я распределился через Якутское управления ГА в Чокурдах, там и пролетал 10 лет. И даже не было вопросов, что я имею право перевестись куда-то. А вы уже в 1990 году в Якутске блистаете... У меня таких стартеров не было. Не завидую - просто констатирую. Не все мы в равных условиях были, видимо...

  • 13 июля 2020 г., 07:37
    Parkso   Пожаловаться

    очень у вас экзотическая молодость была)))наверно из республики, самый первый побывали в ныне таком популярном Нячанге))

  • 13 июля 2020 г., 09:39
    Inlex   Пожаловаться

    Всегда очень интересно читать Вас.

  • 13 июля 2020 г., 10:56
    NelliNik   Пожаловаться

    Из текста делаю вывод, что общественники это некая прослойка, ведущая диалог между правительством и народом. Но судя по тому КАК он избирается подвожу себя к мысли, что "левых" людей там нет, и все "свои". Насколько в этом случае, может быть обьективной деятельность ОП.

    И откуда финансируется деятельность ОП, из бюджета?

    • Автор
      13 июля 2020 г., 11:41
      NikBara   Пожаловаться

      NelliNik, финансирование из бюджета, есть бюджетное учреждение "Аппарат Общественной Палаты РС (Я)", недавно я поместил пост про назначение нового руководителя

  • 13 июля 2020 г., 11:09
    вантуфри   Пожаловаться

    барамыгин типичный лизун всех властей - от советских до путинских

    якуты, конечно, в тяжелом положении - полностью зависимы от госбюджета. отсюда преклонение перед государством, даже таким подлым как сейчас!

    • Автор
      13 июля 2020 г., 11:42
      NikBara   Пожаловаться

      вантуфри, насчёт лизуна вы загнули... А что вы знаете о якутах?

    • 13 июля 2020 г., 13:02
      NelliNik   Пожаловаться

      вантуфри, я тоже недолюбливаю околоправительственные организации. Но надо же подходить с какими то аргументами и фундаментом. Не все там сидят негодяи и подхалимы, есть и просто работяги, есть и настоящие патриоты, которые душой болеют за свой народ (отмечу, что такие в меньшинстве, однако). Я вон выше спросил про финансирование ОП. Значит они бюджетники. Это во многом объясняет практически все положение ОП. Неугодных оттуда турят, сидят безусловно в большинстве лизоблюды. Безусловно! Но ОП это не революционный совет, а организация по диалогу населения и власти. Понимаете? Это не оппозиционеры и иже с ними. А вполне себе госорган.

      Однако, конкретно Барамыгин. Какие к нему могут быть обвинения? Разве он подписал, что то похожее на поправки к Конституции или поддержка оного, или повышение пенсионного возраста? Я могу ошибаться. Да, он лоялен к власти, однако открытых пропагандистких лозунгов за ним не наблюдается. Более того, полагаю, что он понимает всю слабость ОП, кумовство и другие пороки власти и там и тут, но он сохраняет нейтралитет. Да и глупо требовать с него нечто такое. Зачем? Это не депутат, не чиновник, не предприниматель, не оппозиционер. Это общественник! У него задача осветить проблемы в целом скорее.

      Да и многих ли вы знаете общественников, кто в открытую ведет диалог в интернете?

      По моему никбар один из единственных.

      И поливать вот так запросто помоями, человека во многом нейтрального и в целом делающего что то более менее полезное считаю глупостью и недоразвитостью, смелость которого объясняется лишь анонимностью.

      По себе знаю, что быть публичным человеком значит подвергнуть себя уязвимости.

      Так что, пожалуйста, конкретику с вашей стороны, иначе расцениваю ваши слова не более, чем пердёж в воду в общественном месте

      • Автор
        13 июля 2020 г., 13:08
        NikBara   Пожаловаться

        NelliNik, большое спасибо за понимание! Члены Общественной Палаты работают на безвозмездной основе, даже председатель и его замы...

    • 13 июля 2020 г., 15:32
      Попутно   Пожаловаться

      вантуфри, как человек хороший ))) а так , испорченный и подкупленный властьимущими

  • 13 июля 2020 г., 11:38
    Tiit   Пожаловаться

    Хорошее интервью. Вы очень правильно подметили, что власть не слушает специалистов. 

  • 13 июля 2020 г., 12:06
    снак   Пожаловаться

    По идее разве общественники у нас не депутаты разных уровней должны быть, которые обязаны работать в интересах своего народа?

    А то как-то так интересненько получается. Для чего тогда депутаты, раз к ним на помощь идет общественная палата?

    Когда выборы начнутся, то депутаты начнут ездить к своим выборщикам и общаться с ними, а потом опять пропадут на несколько лет до выборов?

    То что власть далека от народа, разве это не вина власти, что сама отгородилась за стенами депутатов и общественников?

    Столько много вопросов

  • 13 июля 2020 г., 12:11
    vdd   Пожаловаться

    В 1993 году мы с моим другом Анатолием Яковлевым по заданию президента Николаева создали в Токио якутское торгпредство - «РАЗРЫВ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ ОГРОМНЫЙ». Что правда, то правда

    • Автор
      13 июля 2020 г., 12:38
      NikBara   Пожаловаться

      vdd, к тому, что Республика Саха создавала и имеет представительства за рубежом свои представительства какие у вас вопросы?

  • 13 июля 2020 г., 12:13
    Дацан   Пожаловаться

    Вот ты реально-коси траву..это наследственно...это то...для чего ты родился..сенокос...смородина..картошку выращивай...и не лезь туда,где ничего не понимаешь....

    • Автор
      13 июля 2020 г., 12:41
      NikBara   Пожаловаться

      Дацан, мой отец был бухгалтером, моя мама учительницей, дед был приемщиком "Заготпушнины", дядя был председателем сельсовета, прадед был князем наслега... Это моя наследственность... А косить траву - это для души, уважаемый Дацан...

      • 13 июля 2020 г., 12:53
        Дацан   Пожаловаться

        NikBara, как при такой наследственности...сам никем не стал?

        • Автор
          13 июля 2020 г., 13:04
          NikBara   Пожаловаться

          Дацан, как никем? Был представителем Республики Саха в Японии, 1 зам. министра внешних связей Республики Саха, заместителем председателя правления АКБ "Алмазэргиэнбанк"... Жизнь продолжается)))

          • 13 июля 2020 г., 14:23
            Дацан   Пожаловаться

            NikBara, Это считаешь реально достижения...ты какую пользу принёс Республике..народу...???  ты за счёт этого народа в Японии болтался..какие то внешние связи..в банке сидел...теперь в ОП пристроился-ты реальный приспособленец...правильно ранее написали-подлиза и подхалим...

            • Автор
              13 июля 2020 г., 15:02
              NikBara   Пожаловаться

              Дацан, в 1992 году от имени Республики Саха провел переговоры в МИД Японии о включении республики в список регионов - получателей японской гуманитарной помощи... Может кто-то помнит как грудным детям раздавали японское сухое молоко? В Японии в том числе мы участвовали в переговорах по изменению стороны Генерального Соглашения по южноякутскому углю на "Якутуголь".... В министерстве внешних связей я курировал участие республики на ЭКСПО-2005.... В банке я открыл корсчета в Строительном Банке Китая и Коммерцбанке в Германии, мы впервые в России экспортировали золото в Японию и Китай.... Есть что вспомнить)))

              • 13 июля 2020 г., 17:26
                Дацан   Пожаловаться

                NikBara, Офигеть..провёл переговоры...открыл счета...даааааааааааа....это серьёзные достижения.......а..ещё курировал....самому то не смешно от своей деятельности...бездельники...ничего делать не хотите.....и дальше продолжаете на шее сидеть у государства и его же( Государство) в лице Путина ненавидеть...

                • Автор
                  13 июля 2020 г., 17:49
                  NikBara   Пожаловаться

                  Дацан, по итогам переговоров дети республики БЕСПЛАТНО получали сухое молоко из Японии в течение нескольких лет... "Алмазэргиэнбанк" первым из России поставил слитки золота в Китай, получил лицензию Народного Банка Китая на ввоз золота в Китай, с определенной прибылью... Это работа и конкретные итоги работы...

                  Вам только Путин... 

                  • 13 июля 2020 г., 18:00
                    Дацан   Пожаловаться

                    NikBara, Надо было сельское хозяйство не разваливать...чтобы дети пили нормальное молоко,а не сухое...бредятину несёшь.....заслуги он тут свои перечисляет....не пудри людям мозги.....Сухой Молочник...

                • 14 июля 2020 г., 01:21
                  Галюс2017   Пожаловаться

                  Дацан, а что ты сделал???

        • 13 июля 2020 г., 13:06
          NelliNik   Пожаловаться

          Дацан, а ты кем стал? Мудилкой комментатором? Был ли твой отец интернетным троллем?

  • 13 июля 2020 г., 12:48
    prien   Пожаловаться

    знание языка можно было бы более эффективно использовать. например, хоть это и банально, но заниматься поставками иномарок из япии и запчастей. а то сидим тут и переплачиваем через несколько колен. или хотя бы открыть сервис по помощи при покупке авто с аукционов в японии.

    • Автор
      13 июля 2020 г., 13:05
      NikBara   Пожаловаться

      prien, очень много кто занимается этим бизнесом, я к сожалению никогда ввозом иномарок не занимался

  • 13 июля 2020 г., 12:59
    morriseyy   Пожаловаться

    Очень интересно)

    • Автор
      13 июля 2020 г., 13:05
      NikBara   Пожаловаться

      morriseyy, спасибо!

      • 13 июля 2020 г., 13:55
        AlpYuri   Пожаловаться

        NikBara, всё очень интересно как все ваши публикации! Только совсем мало написали про своего друга Анатолия Яковлева. Думаю, он своевременно понял, что в России ловить нечего и убежал в Японию. Как он живет, чем занимается, остались ли у вас связи?

  • 13 июля 2020 г., 13:32
    prien   Пожаловаться

    тут занимаются всякие жулики. во владике тоже, кидала на кидале. норм фирм нет.почему бы не открыть поедставительство японской фирмы тут? по сбыту бу япономашин?

    не занимались раньше, займитесь сейчас.

  • 13 июля 2020 г., 15:50
    kyn-kihite-keeri   Пожаловаться

    Улээлээбэтэх киьи сэмэлэммэт. Куускэ ылыныма, ол-бу санарар - суруйар дьон элбэх буо. Уьус курска уолаттар бары да эдэр красавчиктар эбиккит! Разгильдяй Апрелков капитанныы сылдьарыттан олус уербутум. Мечта буолла5а ди...

  • Үчүгэй кэпсээн.

  • 13 июля 2020 г., 16:30
    prien   Пожаловаться

    понятно. комсомольцы. одно бла бла))

  • 13 июля 2020 г., 18:12
    someykt   Пожаловаться

    Всегда читаю ваши статьи. Очень познавательные и интересные! Вы - человек неиссякаемой энергии, разнообразными интересами, с активной жизненной позицией, позитивным настроем и, несмотря на попытки злопыхателей, неизменно доброжелателен и вежлив. Здоровья, долгих лет бодрости, благополучия и успешной деятельности!

  • 13 июля 2020 г., 20:47
    Шпак   Пожаловаться

    страшно далеко они от народа

  • Николай маладьыас киhигин, уонна а5а быhыытынан адьас мааны быhылааххын, аны кэлбитин барбытын, ити япон профессора фурор бе5е онорбута дии, о5о бе5етин уерэттэ быhылаах, билигин кестибэт буолла.

  • 14 июля 2020 г., 03:46
    NucaS_   Пожаловаться

    Всем давно известно...

  • 14 июля 2020 г., 21:48
    Yktianin   Пожаловаться

    Про японский дом интересно было и еще про загрязнение рек, много узнал.

  • 15 июля 2020 г., 10:33
    Уйгулан62   Пожаловаться

    Наьа бэккэ суруйбуккун. Мориман эбиккин дии. Мин эмиэ морской флотка службалаабытым подводнай лодка5а Балтика5а.

  • 21 июля 2020 г., 02:59
    moskuba   Пожаловаться

    Бачча уорэхтээх, билиилээх, сырыылаах киhини республика туhаммата кыhыылаах эбит.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь