home
user-header

                        
                        
После коронавируса: возврат к якутским усадьбам?
NikBara
Pro аккаунт
21 августа 2020 г., 08:59 5028

12 марта 2020 года на сайте "Саха Парламент" вышла знаковая статья Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева "О пространственном развитии и территориальном управлении в контексте народосбережения в Республике Саха".

В свете пандемии коронавируса, нашего опыта самоизоляции в течение 5 месяцев, главная идея статьи - создание поселений усадебного типа становится еще более актуальной.

Помещаю репост статьи.


О пространственном развитии и территориальном управлении в контексте народосбережения в Республике Саха

Государственный советник Республики Саха (Якутия), первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев предоставил нашей редакции аналитическую статью о стратегическом развитии родной республики. Представляем вниманию наших читателей.

 

6 марта 2017 года в республиканских газетах была опубликована моя статья под названием «Новое развитие», где был изложен важнейший приоритет на право нового развития республики в предстоящие годы. Сегодня, продолжая эту тему, я хотел бы обратить внимание граждан республики на вопросы пространственного развития и территориального управления в контексте народосбережения. Считаю это исключительным важным сегментом общего развития республики.

 

В принятых и реализуемых документах страны: Концепции пространственного развития РФ, национальных проектах, программах развития сельских территорий заложен потенциал колоссального синергетического эффекта. В предлагаемой статье обсуждаются пути раскрытия этого потенциала. Наша задача состоит в том, чтобы эти три основополагающих документа объединить (дополнить) идеей общественного развития, направленной на достижение трех, крайне важных и актуальных для республики целевых задач:

А). Демографического роста;

Б). Экономического прорыва;

В). Консолидации общества.

 

Ключевая роль в реализации этих целей отводится Концепции пространственного развития страны, которая есть не что иное, как формирование нового образа субъекта РФ, где каждый регион в равной степени должен быть привлекательным для жизни наших граждан.

 

Объединительная идея общественного развития подразумевает вовлеченность населения в преобразовательные процессы и повышение к ним интереса, опираясь на конкретного человека и его базовые потребности, на человеческий капитал, ведь в конечном итоге условия проживания будут оценивать сами люди.

 

Исторический облик любой территории определяется расселенческой и градостроительной политикой, которые в свою очередь на протяжении всей истории формировались под влиянием таких факторов, как прокладывание торговых путей и природных коммуникаций, развитие производительных сил и размещение полезных ископаемых, а также соображениями оборонного и стратегического значения.

 

В наше время – в век высоких технологий и глобализации – роль данных факторов, как объективной необходимости, в расселение людей в значительной степени ослаблена. А это означает, что расселенческая политика и градостроительные решения в максимальной степени должны соответствовать естественным запросам и пожеланиям граждан. У нас в республике испокон веков люди использовали жилье усадебного типа. И сегодня до 70 процентов жителей республики хотят жить в собственном доме, городские жители в летнее время переезжают на дачные участки. Поэтому продекларированный в концепции пространственного развития агломерационный тип страны станет ответом на этот естественный запрос населения.

Агломерации должны иметь не центростремительный, как сейчас, а центробежный вектор развития. В 1990-е годы у нас в республике строились дома на 60-65 процентов усадебного типа, причем строились силами самих жителей, и республика это поддерживала.

 

В национальном проекте «Жилье», как известно, планируется обеспечивать ввод к 2024 г. по 120 млн кв. метров жилья в год, из них 80 млн. кв. метров жилья - многоэтажного и 40 млн. кв. метров – индивидуального. В пересчете на площадь квартир и домов в итоге мы получили следующую структуру вводимого жилья: 80 процентов будут приходиться на квартиры и лишь 20 процентов - на индивидуальные дома. Однако, люди желают как раз обратной пропорции. И надо идти им навстречу, т.е. все ресурсы направить именно на поддержку строительства усадебного жилья.

 

Искусство государственного управления в настоящее время в том и состоит, чтобы через поддержку усадебного строительства жилья одновременно решить проблему демографии и экономического роста. Ведь массовое вовлечение жителей республики в обустройство собственного индивидуального жилья, безусловно, приведет и к повышению градуса общественной консолидации общества. Кроме того, под новый образ пространственного развития республики должен быть востребован и новый формат местного самоуправления. Что нам необходимо делать для практической реализации образа поселений усадебного типа.

 

Первое. Главное значение будет иметь финансовая поддержка строительства индивидуального, усадебного типа жилья со стороны  республики, институтов развития и бизнеса. Каждая семья республики, желающая построить жилье усадебного типа и приобрести дом, должна иметь доступ к финансовым институтам в виде долгосрочного кредитования и заемным средствам на срок от 10 до 25 лет, полученных под минимальный процент от 1 до 3 процентов, причем размер кредита и срок должны дифференцироваться по арктическим, центральным и городским территориям.

Государству и бизнесу экономически выгодно вкладывать в улучшение качества жизни и стимулирование рождаемости. Посудите сами, среднестатистический житель республики производит за свою трудовую жизнь ВВП в размере более 60 млн. рублей, а профинансировать надо в объеме материнского капитала уже не 450 тыс. рублей, а 1 млн. рублей для того чтобы на свет появился еще один житель нашей страны– это очень оправдано во всех отношениях и, главное, в геополитическом. Расчеты показывают при строительстве 10 тысяч домов в год в десятилетнем цикле рождаемость в республике увеличится на 10 тыс. человек в год, т.е. в полтора раза больше к существующей.

В России, сейчас развивается система, внедренная у нас в 1990-е годы, когда применялась выдача молодым семьям беспроцентного кредита на строительство индивидуального жилья, возврат которого обеспечивался через систему списания кредита с рождением первого ребенка на 25 процентов, с рождением второго ребенка - на 50 процентов, а с рождением третьего ребенка кредит списывался полностью. Это был наиболее эффективный метод решения политики улучшения демографии республики.

 

Второе. Масштабное усадебное строительство приведет к массовому увеличению сельского предпринимательства, особенно к перспективному его сегменту – сельскому промышленному бизнесу (производство строительных материалов, товаров и услуг), производству и переработке продуктов питания, к различным рекреационным и туристическим услугам.

Целенаправленная работа должна проводиться по вовлечению состоятельных граждан из городских мест в сельские родовые гнезда, для размещения своего бизнеса на льготных условиях на сельских территориях.

 

Третье. Инфраструктурное и социальное обустройство усадебного строительства потребует четкой организации на местах и немалых финансовых затрат. При этом обеспечение такими ресурсами, как электроэнергия, газификация, широкополосный доступ к Интернету должны осуществляться за счет инвестиционных средств ресурсообеспечивающих организаций, а затраты на воду -муниципалитетами и самими застройщиками. Строительство дорог, подъездных путей, а также социальная инфраструктура должны обеспечиваться за счет средств, предусмотренных в бюджетах соответствующих национальных проектов, а также в бюджете республики.

 

Четвертое. Важное значение для формирования нового образа республики заслуживают проекты экономического развития каждой ее территории. Определяются приоритетные направления использования природного потенциала: пашни, леса, реки, озера, развитие малого бизнеса по предоставлению рекреационных, спортивно-оздоровительных, туристических  и прочих сервисных услуг. Приоритетной экономической моделью должны стать семейные фермы, семейное предприятие, а также их объединения и различные кооперативы.

 

Пятое. Одновременно должна происходить и реконструкция культурно-исторического и духовного пространства, чем всегда славилась сельская жизнь. Данный проект, а также развитие социальной инфраструктуры должны стать частью национального проекта «Культура» и ряда других национальных проектов, предусматривающих строительство и обновление, они должны органически вписаться в общий контекст преобразований.

 

Шестое. Строгие региональные экологические стандарты, организация жизнеустройства в гармонии с природой должны  пронизывать все сферы деятельности: промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, градо- и сельскую строительную политику, а также  общественное сознание.

Территория республики должна ассоциироваться у всех -проживающих и гостей, как территория, где растительный и животный мир, воздух и вода находятся в первозданном виде, а люди живут в гармонии с природой. Желательно добиться особого экологического статуса – природного или национального парка .

 

И последнее. Чтобы придать новому усадебному образу пространственного развития республики устойчивый и постоянного совершенствующийся характер, необходимо, на мой взгляд, перейти на новую парадигму организации местного самоуправления, которая развивала бы гражданскую ответственность и инициативу граждан, покончила бы с иждивенчеством и патернализмом, действительно была народной публичной властью.

 

Людей, прежде всего, интересует состояние здравоохранения, образования, безопасность, сбор налогов в местный бюджет, справедливое разрешение споров, сбор и хранение бытовых отходов и т.д. Следовательно, на основе профессионального представительства в местных органах власти должны избираться представители: а) здравоохранения - врач. б) образования - учитель. в) правопорядка – участковый милиционер (полицейский), г) бюджетный смотритель - налоговый инспектор, а также мировой судья, предприниматель,  и другие представители социальных групп и т.п.

Все они избираются всеобщим тайным голосованием. Одновременно в составе совета избирают одного или двух наиболее авторитетных и опытных граждан, которые будут представлять интересы народной общины в вышестоящем выборном органе, например, в районном совете или в республиканских организациях. Избранный совет общины избирает неосвобожденного председателя Совета.

Кроме того, Совет нанимает по договору главного администратора – управляющего общиной, который исполняет обязанности общин с небольшой по численности командой специалистов.

 

15 января 2020 года свое Послание Федеральному Собранию Президент РФ начал с вопроса демографии, отметив, что демография - это сфера, где нет какого-то универсального, узковедомственного решения. Каждый новый закон, каждая государственная программа должны оцениваться, прежде всего, с точки зрения высшего национального приоритета - сбережения и приумножения народа России, что нужно исходить от конкретных жизненных ситуаций.

Поэтому с учетом исторически сложившихся условий реализация вышесказанных мною предложений в формате 13-го всеобъемлющего национального проекта с программой развития сельских территорий в купе с концепцией пространственного развития приведет к мощному фактору экономического подъема, социальному оптимизму и политической консолидации общества.

Для этого нам следовало бы воспользоваться правом законодательной инициативы, чтобы привести в соответствие местное самоуправление как составной части единой системы государственного управления. Республика Саха могла бы выступить в порядке пилотного проекта.

 

В книге М. Тырылгина «Феноменальные способности народа саха» приводится анализ демографического развития народа саха, где путем  прикладного анализа делается вывод, что к 70-х годам XXI века он может достигнуть 1 млн. человек. И это вовсе не утопия, а чем не национальная идея на ближайшие 50 лет.

Время у нас есть. Надо успеть.

 

Михаил НИКОЛАЕВ

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: https://nikbara.ykt.ru/ 

Мой сайт (в процессе строительства): https://nikbara.ru/

 

Просьба подписаться на мой канал "Николай Барамыгин" на Ютуб!

 https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

 

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

 

Персональная страница в "Фейсбуке": https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

 "Твиттер" https://twitter.com/NBaramygin

Избранное
  • 21 августа 2020 г., 10:22
    trn   Пожаловаться

    Ох как хорошо звучит "должны осуществляться за счет инвестиционных средств ресурсообеспечивающих организаций, а затраты на воду -муниципалитетами и самими застройщиками." В реальности же: нет инфраструктуры (абсолютно никакой), не подъездных дорог, нет планировки, нет мостов, нет ничего. Кто будет инвестировать в деревню? Никто. Надо добиваться в первую очередь планировки дорог и будущих кварталов. Ну хоть в пример взять тот же сша или канаду. Эх...

    • Автор
      21 августа 2020 г., 10:36
      NikBara   Пожаловаться

      trn, сейчас есть федеральная программа благоустройства сельских территорий... Например сейчас ремонтируется дорога между Октемцами и Техтюром...

      • 21 августа 2020 г., 10:45
        trn   Пожаловаться

        NikBara, ключевое слово ремонтируется. А проектов новых дорог нет. Мне лично нравится концепция highway, и реализация у амеров или канадцев. Что мешает здесь такое же проворачивать. Стыдно открывать карту России, где дорога в рамках какого нибудь региона - 1 шт, а у тех куча дорог.

      • 21 августа 2020 г., 13:49
        хых   Пожаловаться

        Межулусные дороги есть у нас? Только до Якутска.

  • 21 августа 2020 г., 10:46
    сип4жилы   Пожаловаться

    землю продать свою не может что ли

    • Автор
      21 августа 2020 г., 10:57
      NikBara   Пожаловаться

      сип4жилы, при чем здесь продать землю? В России был план оставить всего 7-10 мегаполисов, и Якутия не входит в него...

  • 21 августа 2020 г., 14:07
    Rim05   Пожаловаться

    Идея уважаемого Михаила Ефимовича претендует на очередную утопию. Само по себе желание идеализированное и понятное. Но где экономическая основа? Чем жители этих усадеб будут заниматься, Сельским хозяйством? Так оно и так убыточное, а вкупе с разрозненностью усадеб, отсутствием дорог, энергии - еще более убыточное. Вряд ли ресурсоснабжающие организации будут инвестировать в инфраструктуру усадеб. А бюджет не потянет. Даже рекламированные дороги и лэп к «гектарам» не строятся.

    Есть пример - усадьба Чомчоевых. Но он пенсионер, т.е. имеет хоть какой то доход. Да и цели у него другие.

    А так конечно, желающим надо раздавать земли, пусть строят усадьбы, содержат хозяйство. Но это потянут единицы, массового перехода к усадебному типу вряд ли получится.

  • 21 августа 2020 г., 14:16
    qwaszx1953v   Пожаловаться

    Усадьба громко сказано, а вот дача 8 соток так мило и сил хватает и средств содержать и обрабатывать, много земли это труд тяжкий и налоги обременительные.

    • Автор
      21 августа 2020 г., 15:12
      NikBara   Пожаловаться

      qwaszx1953v, 8 соток для участка это же совсем мало...

      Если там строить жилье...

      • 21 августа 2020 г., 15:16
        qwaszx1953v   Пожаловаться

        NikBara, даача5а сеп, оттон тыа5а 25 сотай наада биhиэдээн 6х6 дьиэ турар, 5х7 кухня турар, уонна 10 гряда, картошка сирэ, ойо5оско моонньо5он эрээтэ, аллараа кладовка, туалет, кухня кэннигэр ойуур зона. Сеп бытта. А, гараж 6х4.

  • 21 августа 2020 г., 15:27
    сип4жилы   Пожаловаться

    ему под комплексное развитие села деньжат выбить хочется  что ли 

  • 21 августа 2020 г., 20:39
    Kuosta   Пожаловаться

    Программы Пространственное развитие территорий;

    Комплексное развитие сельских территорий;

    Развитие с/х;

    Экология;

    Промышленность;

    объединить в одну Комплексную программу устойчивого развития территорий, с экономикой комплексного рационального природопользования.

    Наступает время перехода от городских агломераций на развитие каждой территории. Как в старые добрые времена, когда жили и использовались все аласы и урочища...

    Сейчас мы используем примерно около 60% земель от объема 80-х годов, и примерно 40% от 20-30-х годов прошлого века. Все остальное заброшено, заболочено, заросло...

    Новая парадигма - это скорее всего забытое старое (культура и уклад) + новые технологии, техника, методы и методики...

    • 21 августа 2020 г., 20:44
      Kuosta   Пожаловаться

      И "деньги нужны" - кнешно нужны и хорошо. Но при нынешних возможностях техники и технологии не это самое главное, а ЖЕЛАНИЕ, т.е. самосознание...

    • Автор
      21 августа 2020 г., 21:21
      NikBara   Пожаловаться

      Kuosta, в точку! На новой элементной базе, на новых технологиях...

      • 23 августа 2020 г., 20:35
        Kuosta   Пожаловаться

        NikBara, некоторые мысли о парадигме в тему поста...

        Весь ХХ век все научные, экономические, политические и общественные парадигмы основывались на том, что "человек разумный и всезнающий" со своей машиной и динамитом сильнее природы, что все в мире единообразно и нету ни природных, ни этнических ни других различий, есть только сильные и слабые, большинство и меньшинство.

        Но с начала ХХI века мы начали осознавать, что эти парадигмы не совпадают с реалиями жизни, что не стоит пытаться нарушать законы природы, а задуматься о жизни в природе, в широком ее понимании...

        • 23 августа 2020 г., 20:43
          Kuosta   Пожаловаться

          Многие во всем мире уже начинают писать, что существующие парадигмы не совпадают с реалью жизни... Новая парадигма наверное хоть и на основе новых технологий, но все таки базисом и основой должна быть природа. Точнее гармония с природой, в государственном и экономическом устройстве...

          Некоторые мысли на эту тему тоже...

          Все не перестаю восхищаться красотой и совершенством устройства природы и мироздания!

          Как она богата всею жизнью и гармонична во всем деянии, где множество идентичных своим согласием и согласованностью, взаимностью и взаимодополняемостью создают единое разнообразное цельное, что невольно думается: "нам бы так".

          Нам бы так, жить и мыслить, планировать и действовать. Ведь основы устройств всех живых систем одинаковы, будь это березовая роща или общество, алас или государство...

          • Автор
            23 августа 2020 г., 21:17
            NikBara   Пожаловаться

            Kuosta, я читал, что сейчас человечество находится в точке бифуркации, в точке выбора будущего...

            • 24 августа 2020 г., 19:43
              Kuosta   Пожаловаться

              NikBara, незнаю почему, но мне тоже так кажется... Если рассматривать комплексно за последние скажем 100 лет изменения в отношения общества (людей во всем мире) ко всему, религии, жизненной философии, ценностям, приоритетам и т.п. (По большому счету все человечество меняется одинакого. Только пути разнятся, типа у кого то коммунизм, а у кого то капитализм). И оно как будто связано с каждым технологическим прорывом. Но в этот раз, по моим наблюдениям, оно еще связано с изменениями в природе. Так, за последние 7-8 лет природа меняется (уровень воды снижается, ландшафты верх и вниз идут, активность солнца, насыщение кислородом и еще что то создают условия для пожаров, земля сильно трескается зимой, меняется мерзлота и т.д.)...

              Поэтому наверное не очень стоит стремиться слишком копировать западные модели государственного и социально-экономического устройства, а задуматься о новом, собственном, на веки вперед уходящем...

              Еще почему то кажется, что этот переходный период 2000-летнего периода. Так что...

              • Автор
                24 августа 2020 г., 19:50
                NikBara   Пожаловаться

                Kuosta, я наоборот полагаю, что нельзя отказываться от опыта человечества, накопленного передовыми странами, и нужно развиваться опираясь на их опыт...

                • 24 августа 2020 г., 20:23
                  Kuosta   Пожаловаться

                  NikBara, это само собой. Но учитывать региональные особенности во всем. Именно во всем. А природа (это ведь не только лес, вода и климат, а еще ментальность, культура, уклад и т.п.) должна быть основой...

                  • 24 августа 2020 г., 20:31
                    Kuosta   Пожаловаться

                    Хотя, проще "копировать-вставить" не ломая голову))...

                    • Автор
                      24 августа 2020 г., 20:56
                      NikBara   Пожаловаться

                      Kuosta, надо перенимать с учетом местной специфики... Но отказываться от столбовой дороги цивилизации - это тупик...

                  • 24 августа 2020 г., 20:41
                    Kuosta   Пожаловаться

                    Например, Китай никогда не отказывался, а наоборот основывался на своей культуре, традиции и жизненной философии основанной на Конфуцианстве...

                    • Автор
                      24 августа 2020 г., 20:57
                      NikBara   Пожаловаться

                      Kuosta, но и даосизме, буддизме, китайской народной религии тоже... Но сейчас Китай успешно копирует развитые страны Запада и ворует новейшие технологии...

                  • Автор
                    24 августа 2020 г., 20:55
                    NikBara   Пожаловаться

                    Kuosta, мы должны конкурировать с более развитыми народами... Для того, чтобы быть наравне, нам надо учиться и перенимать полезные навыки... Не зря Кулаковский в "Письме якутской интеллигенции" писал о грядущих опасностях, грозящих нашему малому народу...

                    • 25 августа 2020 г., 20:40
                      Kuosta   Пожаловаться

                      NikBara, Да. Но при этом сохранить свою идентичность. Что бы навыки, технологии, инструменты не стали ценностями. Для этого мы должны понимать что "исконно, постоянно и в основе" и что является "навыком и инструментом" облегчающим труд и повышающее качество жизни...

                      Как говорится, в ногу со временем, используя новые технологии, но всегда на основе своей традиции...

                      • Автор
                        25 августа 2020 г., 21:21
                        NikBara   Пожаловаться

                        Kuosta, однозначно... Вопрос как и что нужно сохранить, чтобы сохранить свою идентичность...

                        • 26 августа 2020 г., 21:10
                          Kuosta   Пожаловаться

                          NikBara, вооот... Сложный вопрос. Но который стоит нашему поколению воссоздать. Потому что оно является ядром развития и народа и государства. Оттуда вытекают все системные цели и задачи.

                          Кажется поэтому у нас пока не решена системная проблема, оттого и стратегические задачи...

                          • Автор
                            26 августа 2020 г., 21:12
                            NikBara   Пожаловаться

                            Kuosta, для того, чтобы так ставить вопрос, руководство республики должно быть на уровне Софрона Сыранова, который ставил вопросы о самоуправлении якутов и Степной Думе перед Екатериной Великой...

                            • 27 августа 2020 г., 20:51
                              Kuosta   Пожаловаться

                              NikBara, незнаю... Дело даже не в руководстве, а скорей всего в нас самих...

                              • Автор
                                27 августа 2020 г., 21:03
                                NikBara   Пожаловаться

                                Kuosta, мы выбираем руководство Республики Саха, а наше руководство должно ставить вопросы перед руководством страны...

                                • 29 августа 2020 г., 20:49
                                  Kuosta   Пожаловаться

                                  NikBara, так оно так, но... Что такое идентичность нации и этноса? Если мы сами в погоне за "высокой модой" потеряем свою идентичность, пусть даже при самоуправлении и отдельном государстве, это хорошо или плохо? Например Россия после развала чуть не потеряла свою идентичность, в том числе мы тоже. Хотя на первый взгляд у нас еще вроде бы наоборот, национальное самосознание повысилось. Но если покопаться вглубь, имеются тревожные моменты...

                                  • 29 августа 2020 г., 21:13
                                    Kuosta   Пожаловаться

                                    Как то один мой учитель сказал, что культура - это отношение ко всему окружающему...

                                    В этом мире все, начиная от мельчайших частиц и заканчивая гигантскими планетами и системами, зависит от их отношения. Какого отношение, таково и взимодействие. Так и у любой общности, индивида и человека.

                                    В свою очередь, у всех данное отношение зависит от окружающей среды...

                                    Так вот это и есть культура народа и человека. Потому и отличается у всех, в зависимости от среды обитания...

                                    Мы, сперва в силу идеологии равенства без этноса и т.п., а потом в силу эйфории от "свободы" и от прорыва информационных технологий, вот уже третье поколенье теряем свою культуру...

                                    В этом плане, возвращаясь в тему поста, возврат к родовым поместьям (урочищам), было бы подспорьем к возрождению своей культуры, соответственно - своей идентичности...

                                    Родовое поместье - это ведь не участок 8м*8м и даже не 1 га. Это жизненная философия каждого народа. Все великие русские мыслители - вышли из родовых поместий. Все яркие личности Саха, тоже вышли из родовых поместий. Вплоть до наших отцов...

                                    • 29 августа 2020 г., 21:20
                                      Kuosta   Пожаловаться

                                      Былыр оннооҕор, муус ылар сирдээх буолар этибит...

                                      Хас да сыллааҕыта биир убайым, "дьиҥэр омуктарга холоотоххо биһиги баайдык олоробут. Холобур мин, дьиэбин-уоппун, тиэхиньикэбин, сүөһүбүн-сылгыбын аахпакка, дөссө эбии тус бэйэбэр, сайылык, ходуһа сирдээхпин, бултуур сирдээхпин, оннооҕор муус ылар сирдээхпин..." - диэн, бэйэтин олоҕун астынан-дуоһуйан эппитэ, сүнньүнэн кэлэр үйэлэргэ туһуланар араас санаалары үөскэтэр...

                                      Кырдьык, билигин да биһиэхэ, ходуһа, бултуур сири этэ да барбакка, хас ыал барыта муус ылар кытары сирдээх (күөлгэ тус учаастак). Онтон атын киһи муус ылбат. Ол, өр сылларга олохсуйбут, ханна да суруллубатах сокуон-ыйаах, олохпут сиэригэр олоҕурбут, дьаһахпыт диэххэ сөбө буолуо. Ол гынан, аныгы олох укулаатын, өй-санаа уларыйыытын санаатахха, бу "көстүү" - билиги эрэ кэмҥэ, онуоха-маныаха эрэ диэри баар буолуох курдук.

                                      Соннук, кэлиҥҥи сылларга, "сокуон хараҕар" олоҕуран" - дии-дии, бултуур ыырдары кэсиһии, төрүт ходуһа сирдэри тарасыһыы үксээтэр үксээн иһэр. "Ким урутаабыт..." - дэһэ-дэһэ, "муус ылар сир" улам сүтэн, симэлийэн эрэр. Сыл-хонук аастаҕын аайы, маннык холобурдар олох атын да өрүттэригэр туһуланар быһыыга-майгыга, улам элбээтэр элбээн иһэллэр. Соннук, аҕа саастаахха ытыктабыл, кырдьаҕастан толлуу курдук уопсай өйтөн-санааттан тахсар, бар дьоҥҥо сыһыаҥҥа. Бу - аныгы үйэҕэ олохпут сиэрэ, онтон сылтаан дьаһаҕа уларыйан эбитэ дуу, хайдаҕа дуу?

                                      Биир өттүнэн, олохпут кырдьык, хайаабыт да иһин, "сокуон хараҕар" олоҕуруохтаах буоллаҕа. Аны, бу үлүгэр аан-дойду үрдүнэн глобализация бара турдаҕына, түҥ хааһах буолан "былыргылыы" олорбокко, омук "билиитин" эмиэ өйбүтүгэр-санаабытыгар эбиниэхтээхпит уонна оччотугар эрэ "сайдабыт" быһыылаах.

                                      Атын өттүттэн көрдөххө, хайа да омук, дьон-сэргэ, түөлбэлээн олохсуйбут сиригэр-уотугар олоҕурар, бэйэтэ туһунан философиялаах - сиэрдээх, уонна ол сиэригэр сиэттэрэн дьаһаҕын түстүүр, олоҕун тэринэр. Ону дьиҥэ ылсарбыт буоллар, хайдах эрэ гынан, тугу эрэ тобулан, бэйэбит сахабыт философиятыгар - сиэригэр олоҕурар, ол гынан сокуону - ыйааҕы тутуһар олохпут укулаатын - дьаһаҕын түстээн, кэнчээри ыччаппытыгар хаалларыахпытын сөбө буолуо. Кэнэҕэһин да оҕолорбут барахсаттар, "оннооҕор муус ылар сирдээх" буолалларын туһугар.

                                      Ол гынан эмиэ да, кэлэр үйэлэргэ оннук, "муус ылар сир" бар дьоҥҥо туһалаах, туохха эмэ суолталаах буолуо дуо?...

                                      • Автор
                                        29 августа 2020 г., 23:24
                                        NikBara   Пожаловаться

                                        Kuosta, дириҥ боппуруостары туруорбуккун... Сокуон итинниги билиммэтэ хомолтолоох, бэл хотугу омуктар балыктыыр бырааптарын сарбыйан тураллар... Онон сокуоннарга уларытыылары, биһиги хотугу дойдубутугар сөптөөх оҥорууну Киин былааска туруорсар наада!

                                        • 30 августа 2020 г., 21:08
                                          Kuosta   Пожаловаться

                                          NikBara, оннук, туруорсар наадалаах. Ол гынан, ол туруорсарга бастаан утаа бэйэбит сирбитигэр-уоппутугар, сиэрбитигэр-майгыбытыгар уонна аныгы кэм ирдэбиллэригэр сөп түбэһэр олохпут дьаһаҕын (укулаатын) тобулуохпутун наада. Билигин ол тиийбэт курдук. Ол иһин онто, биир кэлимсэ көрүүтэ суох туруорсуулар итэҕэс-быһаҕас буолан иһэллэр быһыылаах...

                                          • 30 августа 2020 г., 21:14
                                            Kuosta   Пожаловаться

                                            Онтон бэйэбит испитигэр сиэр-майгы ыһыллыытыгар бэйэбит ылыстахпытына эрэ буолуо. Былаас, туһааннаах тэрилтэлэр, уопсастыба болҕомто ууран көмөлөөн бииргэ үлэлээн...

                                            Син соторутааҕыта диэри, ханна да сокуоҥҥа суруллубатах сиэринэн, бэйэ бэйэҕэ үтүөнэн сыһыаннаһан олорбуппут. Бу кэлиҥҥи сылларга киһи бэлиэтии көрөр буолан эрэр...

                                            • 30 августа 2020 г., 21:19
                                              Kuosta   Пожаловаться

                                              Бары үөрэхтэнэн-билиилэнэн бэйэ бэйэҕэ саха сиэринэн буолбакка, "култуурунайдык", "сокуонунан" сыһыаннаһар, олорор буоллубут))...

                                            • Автор
                                              31 августа 2020 г., 06:27
                                              NikBara   Пожаловаться

                                              Kuosta, ол соторутааҥҥы кэмнэргэ эдэр ыччат төрөппүттэриттэн аккаастанар этэ, таҥара дьиэлэрин урусхаллыыра... Хас көлүөнэ аайы саҥаттан саҥа киирэн иһэр буолбат дуо...

                                          • Автор
                                            31 августа 2020 г., 06:28
                                            NikBara   Пожаловаться

                                            Kuosta, биһиги Арассыыйа састаабыгар киирбиппит 400 сыла буолара чугаһаата... 400 сыл үөһэттэн этэллэринэн, улуу дойдубут сокуоннарынан олоробут... 

                                            • 31 августа 2020 г., 21:29
                                              Kuosta   Пожаловаться

                                              NikBara, оннук ээ, хас көлүөнэ аайы туох эрэ саҥа мучумаан кэлэн иһэр. Ол эмиэ, хайдах да буолбутун иһин, олох тупсан иһэрин туоһута буолуо...

                                              Ол гынан атын өттүттэн, остуоруйаны көрдөххө, хайа да омук төрүтэ, олоҕо суох буоллаҕына (гостомысл), көтүмэх өйгө-санааҕа ылларымтыа буолар, олоҕун сиэрэ ыһыллан эстэр суолга үктэнэр быһыылаах.

                                              Ол иһин биһи дьиҥэр төһө кыалларынан төрүппүтүн сөргүтэн, олохпутун оҥосто (олохтоох буолан), 100 сылтан бэттэх быста сыспыт силиспитин-мутукпутун оһоруна сатыырбыт буоллар дуу...

                                              Төһө да байбыппыт-тайбыппыт иһин, ыччаппыт сиэрэ-майгыта ыһылыннаҕына, оннук олох туһалаах буолара дуу, суоҕа дуу өссө биллибэт.

                                              Хайлаҕа буолла, баҕар омук киинэлэрин бүтэһигэр курдук, харчы уоран баран ханна эрэ арыыга күрээн тиийэн баайдык-тоттук, дьоллоохтук киһи олороро буолуо. Туох билиэ баарай...

                                              • 31 августа 2020 г., 21:34
                                                Kuosta   Пожаловаться

                                                Манна сөп түбэһэр санаам торумнара

                                                Үһүйээн

                                                Кэлиҥҥи сылларга киһи аймах, общественнай, политическэй, экэнэмиичэскэй парадигмалара баччааҥҥа диэри "киһи айылҕаттан таһыччы кыахтаах" - диэҥҥэ олоҕурбуттара олоххо-дьаһахха сөп түбэспэттэрин өйдөөн, саҥа, айылҕа арааһыгар-эгэлгэтигэр олоҕурбут парадигмалары көрдүү сатыыр курдук...

                                                Хайа да омук былыр былыргыттан, бэйэтин айылҕатын үөрэтэр билимнээх - философиялаах. Бу, олорор айылҕатын бары эйгэтиттэн үөскүүр омук өйө-санаата, олоҕун философията, сахалыы - СИЭР диэн буолар быһыылаах. Оттон сиэртэн үөскүүр уонна сиэргэ олоҕурар, олох араас эйгэтигэр кэминэн-кэрдиитинэн, сөбүнэн көрөн туттуллар "бараабылалар" - ТУОМНАР буолуохтарыгар сөп. Сиэргэ олоҕурбут, туомнары тутуһар олох "укулаата" - ДЬАҺАХ буолар. Ол иһин, олох дьаһаҕа суох буолбат.

                                                Кэлиҥҥи сүүс сылтан бэттэх уопсай үһүйээн (информация) ылсыыта-бэссиитэ түргэтээн, онно эбиитин саҥа технологическай кэмҥэ көһөн эбитэ дуу, үгүс омук олоҕун сиэрэ ыһыллыбыкка дылы. Ол туһунан, ханна да олох философията ыһылынна диэн, аан дойду өйдөөхтөрө суруйаллар. Бу, баҕар ааспыт үйэ саҥатыгар бастаан утаа, дьобуруопа сыаннастара өтөн киирэн үгүс омук төрүт сиэрин ыспыт буоллаҕына, кэлиҥҥи 20 сылтан бэттэх аны, сорох омук бэйэтин тус сиэрин кыралаан да буоллар сөргүтэ сатыырга дылы. Ону эмиэ буккуллуу диэхтэригэр сөп. Соннук Россияҕа, ол иһигэр сахаҕа эмиэ, ааспыт үйэтээҕи "ыһыллыы" кэннэ, бастаан утаа омук сиэрин, сыаннаһын-өйдөбүлүн ордугурҕаан ылына сатаабыппыт, бэйэбит айылҕабытыгар, онтон сылтаан олохпутугар-дьаһахпытыгар сөп түбэспэтэ кыралаан да буоллар биллэн, биллэрэн эрэр курдук. Ону өйдөөн кэлиҥҥи сылларга биһи судаарыстыбабыт бэйэ сиэригэр олоҕурарга дьулуһара улам күүһүрэн иһэр.

                                                Аны, киһи аймахха ааспыт ХХ-с үйэ былаһын, олоҕун философията буккуллар-тэккилэр кэмэ кэлэн ааспыт буоллаҕына, бу кэлэр үйэ саҕаланыаҕыттан, омук бэйэтин төрүт өйдөбүлүгэр, өйүгэр-санаатыгар олоҕуруохтаах диэн санаа аан дойду үрдүнэн үксээн иһэр. Хас биирдии омук олорор айылҕатыттан, сириттэн-уотуттан үөскүүр, быһаччы ситимнээх-тутулуктаах буолан, кини сиэрэ-туома, олоҕо-дьаһаҕа, онтон сылтаан сиэрэ-майгыта уратылаах буоллаҕа. Ол иһин, хайдах да технологическай кэм кэллин, ханнык да саҥа тэрили туһан, олоҕуҥ-дьаһаҕыҥ барыта, сириҥ-дойдуҥ сиэригэр олоҕуран, сиэр туомнарын тутуһан, бэйэ сиэригэр-майгытыгар сөп түбэһиэхтээҕэ буолуо. Инньэ гымматахха, этэллэрин курдук, олоҕун философията ыһылларыгар, сиэрэ суох буоларыгар тиийэр...

                                              • Автор
                                                1 сентября 2020 г., 09:58
                                                NikBara   Пожаловаться

                                                Kuosta, оннук... Эдэр ыччат - омук кэскилэ буолар, онон о5олорбутун гаджеттарга былдьаттахпытына иэдээн...

                                                • 1 сентября 2020 г., 21:45
                                                  Kuosta   Пожаловаться

                                                  NikBara, вам бы с вашим знанием и опытом международного масштаба организовать на данную тему типа общественных дискуссий и т.п. с привлечением экспертов ит.д. Тема ведь сложная, сразу ответа не найдешь...

                                                  Глобализация - естественный процесс, имеющий свои плюсы и минусы. И в этом сохранить свою идентичность сложно. С одной стороны, если мир в силу всестороннего развития все смешивается в одну общность, то насколько нужно такое сохранение, остаться эдаким самобытным островком? С другой стороны, в последние годы мир наоборот начал склоняться с глобализма в сторону регионализма...

                                                  В природе любое единое целое состоит из множества идентичных и своебразных которые взимодополняют друг друга. Нету в ней ни большинства ни меньшинства, ни великого ни малого...

                                                  Наш мир как ни крути устроен по законам природы. От этого не отклониться, никуда не деться. Потому наверное любое государственное устройство, любая экономика должны иметь основу подобную таковой...

                                                  Это сложный вопрос. Но если мы, наше поколение, за оставшиеся годы осилим и заложим фундамант-основу данной жизненной философии (беседа в этом посте), то это почему то думается, будет на несколько веков вперед для будущих поколений.

                                                  Ведь от этого (от жизненной философии - сиэр) начинаются комплекс системных, стратегических, экономических, социальных и т.д. задач...

                                    • Автор
                                      29 августа 2020 г., 23:19
                                      NikBara   Пожаловаться

                                      Kuosta, возврат к истокам в любом случае должен идти по спирали, на новых технологиях, на новой базе... Главное - как совместить с экономикой, чтобы усадебная жизнь была рентабельной в условиях Крайнего Севера... Когда я работал в МВС РС (Я), мы как-то принимали делегацию Кабардино-Балкарской республики. Территория республики около 10 тысяч кв.км - половина Мегино-Кангаласского улуса, из которой 60% составляют предгорья горы Эльбрус... И на такой территории живет 1 миллион человек... Местное население выживает за счет приусадебных участков по 6 соток, где в год выращивают по 2 урожая...

                                      • 30 августа 2020 г., 21:41
                                        Kuosta   Пожаловаться

                                        NikBara, да. Но стоит исходить из того, что основа любой экономики народа это земля и природа. Возможности земли и природных особенностей вплоть до менталитета...

                                        У нас, на взглад издалека, работа идет по разным направлениям как бы частного характера. А системного, комплексного подхода почему то еще не начинаем. Оттого и вроде бы развитие по отдельным направлениям идет, но в то же время как бы буксуем на месте. Например, сельское хозяйство и сельские территории...

                                        Жизнь ведь сложная штука, и основа жизни это гармония. Взять например оркестр. Если каждый инструмент будет играть "как бы самому лучше сыграть", то общего звучания не выйдет. Все зависит от аранжировки группового исполнения.

                                        Также и в госуправлении, начиная от МО и заканчивая государством. Да даже наверное везде, в семье и в любом предприятии.

                                        Кажется, у нас пока нехватает этого...

                                        • Автор
                                          31 августа 2020 г., 06:24
                                          NikBara   Пожаловаться

                                          Kuosta, вс таки, вся столбовая дорога человеческой цивилизации - это уход от природы и создание искусственных условий для существования цивилизации... Мы в Якутии живем в крайне суровых условиях и мы полностью зависим от природы, но наш путь и наш пример не характерны для всего человечества...

                                          • 31 августа 2020 г., 21:55
                                            Kuosta   Пожаловаться

                                            NikBara, меня поражает то, что Конфуций еще 450 лет до н.э. об этом сказал, что люди ушли от природы и у них искусственности слишком много стало. Но впринципе мы ведь живы и живем еще))...

                                            Но правда в том что, это правда. В этом плане, благодаря может быть суровым природно-климатическим условиям, а может быть из-за того что мы здесь живем уже 10 тысяч лет. Как бы в природе данной среды, или данного ландшафта как говорит Л. Гумилев...

                                            Потому еще не известно на счет нашего примера, насколько оно характерно для остального мира. Если судить по взглядам ведущих людей мира принципа "Устойчивого развития", по тому как растет интерес иностранцев к нашей Республике, и по другим тому подобным признакам, незнаю, незнаю...

                                            Скорей от нас самих зависит...

                                            • Автор
                                              1 сентября 2020 г., 10:00
                                              NikBara   Пожаловаться

                                              Kuosta, интерес иностранцев растет, потому что в мире мало таких нехоженых и неосвоенных мест как наша Якутия... И то это благодаря подвижникам, которые пропагандируют нашу республику, таких как Вячеслав Бродников...

                                  • Автор
                                    29 августа 2020 г., 23:15
                                    NikBara   Пожаловаться

                                    Kuosta, не только теряем... В 90-е годы у народов Республики Саха был возврат к истокам, к родной культуре... Но теперь наша идентичность, наша культура, наши языки попали под удар гаджетов, под удар интернета... Теперь нам надо выиграть битву за умы наших детей, как в далеких 90-х...

                                    • 30 августа 2020 г., 21:54
                                      Kuosta   Пожаловаться

                                      NikBara, Россия в последние годы начала курс на собственную идентичность и культуру. Это радует. Но все зависит от воспитания. После 90-х это забылось. Нам бы заострить внимание в этом вопросе...

                                      Кажется из за этого размылись понятия и ценности. (А может причина в другом). Оттого и виноваты гаджеты и интернет. Это ведь всего навсего инструменты. Мы сами не воспитываем и не впитываем...

                                      • Автор
                                        31 августа 2020 г., 06:21
                                        NikBara   Пожаловаться

                                        Kuosta, согласен, отдаем воспитание наших детей на откуп гаджетам, улице, воспитателям и учителям...

  • 22 августа 2020 г., 13:14
    zzmmllpp   Пожаловаться

    А что это с ним он сам всех разгонял совхозы ,теперь они хором около вокзала тусуются

    • Автор
      22 августа 2020 г., 21:16
      NikBara   Пожаловаться

      zzmmllpp, вы почитайте статьи К.Е.Иванова в моем блоге, Климент Егорович пишет. что разгон совхозов - это была идея федерального центра...

      И совхозы были убыточны еще при социализме...

      К сожалению, те кто тусуются возле вокзала в основном не работали в совхозах...

      • 23 августа 2020 г., 09:09
        zzmmllpp   Пожаловаться

        NikBara, И.Винокуров Нам норуотун туһугар Сталинҥа киирэ сылдьыбыта,онон эрэ бу баччааҥҥа диэри кэллэхпит. Хаһан баҕарар ,ханна баҕарар аһыыр астаах,тыынар салгыннаах,сирдээх уоттаах эрэ буоллаххына киһи,омук быһыытынан харыстанап хаалабыт,атын дойдуга дьонҥо эрэл суох!

        • Автор
          23 августа 2020 г., 09:31
          NikBara   Пожаловаться

          zzmmllpp, совхозтар оннук үчүгэйдик үлэлииллэрэ олох көстүбэт этэ... Ас барыта талон этэ буолбат дуо...

  • 22 августа 2020 г., 15:09
    Vyrviglaz   Пожаловаться

    Когда МЕН решил устроить Дети Азии, строить медцентр, стадионы, новые учебные корпуса, общежития, принял программу ЗОЖ, новые промышленные кафедры в ЯГУ, его только ленивый не пинал, не смеялся. А теперь те же люди превозносят его за все его деяния. А ошибки, кто его не совершал?! Только тот, кто ничего не делает не ошибается. А Михаил Ефимович заслужил своё место в истории. А совхозы уже анахронизм, отдайте всё частнику и частник в разы поднимет хозяйство, по сравнению с совхозом.

    До революции наш народ в большинстве жил аласами, для каждого хозяйства свои угодья, потому и смогли расселиться по всей республике. А согнали народ в колхозы в деревнях коммунисты, так легче контролировать массы. Плоды этого мы теперь и пожинаем, пастбищ и сенокосных угодий вокруг деревень не хватает. А предки были не глупее нас, потому и жили аласами, не мешая друг другу.

    • Автор
      22 августа 2020 г., 21:14
      NikBara   Пожаловаться

      Vyrviglaz, полностью согласен! Наши предки полностью освоили пригодные для сенокошения угодья от озера Ессей на Енисее до Охотского Моря, от Амура до Северного Ледовитого Океана...

  • 22 августа 2020 г., 17:40
    Шпак   Пожаловаться

    интересно, кто из власть имущих и креслозанимающих по своей воле вернется в алас?

    • Автор
      22 августа 2020 г., 19:17
      NikBara   Пожаловаться

      Шпак, если ситуация обострится...

    • 22 августа 2020 г., 21:34
      Vyrviglaz   Пожаловаться

      Шпак, вы утрируете, не надо так. Не обязательно повторять "хождение в народ" конца 19 века. Не надо тащить всех насильно, только желающих, а их немало. Вопрос требует проработки и времени, как говорится, шлифовать и шлифовать, чтоб устранить недостатки. Идея с усадьбами интересная и имеет право на жизнь. Некоторые фермеры уже переносят свои хозяйства в прежние летники и находятся там круглогодично, этим достигают сразу несколько целей - складирование сена, комбикормов не ограничивается ничем, пастбище под боком, водопой свой, не надо тратиться на водовозку(!), навоз складируется рядом, для последующей продажи, лес для ремонта недалеко, дома для персонала также рядом, но и не тонут в навозе. Молочный цех в будущем также отвечает СНИПам, на расстоянии от села. К сожалению, это возможно при наличии э/э. Будем надеяться, в будущем этот вопрос решат.

  • 22 августа 2020 г., 21:11
    Дьулуруйар   Пожаловаться

    Төрүт алаастарга төттөрү төннөргө үлэ барара буоллар.

    Уот ситимэ алаастарга тиийэригэр дойду салалтата үлэ ыытыан сөп этэ.

    ГАЗ уматыгы цистернанан чэпчэтиллибит сыананан атыылпһарбыт буоллар алааска олор саҕа үчүгэй суох буолуо этэ.

    Интернет ситимэ баар буоллаҕына, үөрэхтээһин үлэтэ алаастан тахсыбакка эрэ эмиэ барыан сөп этэ.

  • 23 августа 2020 г., 20:54
    Kuosta   Пожаловаться

    Төрүт сиргэ-уокка дьон-сэргэ олохсуйара бары өттүнэн туһалаах, омук туһунан сиэрэ (олоҕун философията), судаарыстыбаннаһын көрүҥэ, иллээх-эйэлээх олоҕо буоллаҕа дии...

    Иллээх-эйэлээх олох

    Былыр былыргыттан киһи аймах ахсаана улам элбээн, бу сиргэ төттөрү таары хамсаан, бэйэ бэйэтин кытары билсэн-көрсөн буккуһан, араас билиитин, отун-маһын, аһын-үөлүн үллэстэн, аан дойду үрдүнэн уопсай глобализация хаамыыта баран иһэр. Бу дьиҥэр киһи аймах уопсай сайдыытыгар туох да куһаҕана суох буоллаҕа, эйэнэн-сүбэнэн эбитэ буоллар...

    Былыр-былыргыттан киһи барахсан айылҕатынан сонумсах, ордугумсах, бэйэмсэх уонна онтукатын куруук үрдүктүк тутан күөнтэһэр, күрэстэһэр идэлээх. Инньэ гынан бу глобализация үтүө өрүтүн тэҥэ уопсай буккуһуу-тэккиһии түмүгэр, омук бэйэтин төрүт айылҕатыгар, дойдутугар хоноһо-ыалдьыт курдук сыһыаннаһан, сиэрэ - олоҕун философията буккуллар, төрүт өйдөбүллэргэ олоҕурбут дьаһаҕа - укулаата ыһыллар, дьиҥ ис итэҕэлэ мөлтүүр, иллээх-эйэлээх олоҕо кэхтэн, омук омук быһыытынан симэлийэр. Л. Гумилев этэринэн, балтараа тыһыынча сыл кэриҥинэн, үөскээн, күннээн-күөнэхтээн баран, кырдьан-мөлтөөн эстэр суолга үктэнэр.

    Ол гынан сорох омук, бэйэтин айылҕатыгар сөп түбэһэр сиэрин тобулан, тыһыынчанан сылларга тыынын сүтэрбэккэ, өйүн-санаатын, тылын-өһүн ыһыктыбакка илдьэ сылдьар. Бу омук, бачча тухары хаҥаан кэлбит билиитигэр олоҕуран буолуо, бэйэтин олорор айылҕатын уонна сирин-уотун сиэринэн, иллээх-эйэлээх олоҕун хаһан да, ханнык да түгэҥҥэ ыһа сатаабат.

    Дьиҥэр ыллахха Ил - Судаарыстыбаннас, былыр былыргыттан хайа да омук түмсэр, сомоҕолоһор өйдөбүлэ буоллаҕа. Ол өйдөбүлэ, судаарыстыбаннаһын тутула хас омук аайы олорор айылҕата, сирэ-уота тус туһунан буолан уратылаах. Холобур сорох, сирэ-уота биир сиргэ дьон тоҕуоруһан олороругар эппиэттэһэр буолан бииргэ олорор-дьаһанар, онтон сорохтору сирдэрэ-уоттара күргүөмүнэн көһө сылдьан олорорго күһэйэр. Омук омук сиэрэ-туома, сиэрэ-майгыта, онтон сылтаан олоҕо-дьаһаҕа тус туһунан буоллаҕа. Ол иһин, хайа да омугу атыҥыраан, Илэ суох диэн, улуутумсуйан-улаатымсыйан бэйэ эрэ судаарыстыбаннаһын өйдөбүлүн соҥнуу сатыыр соччото суох буолуо.

    Саха айылҕата күһэйэн, сирэ-уота кыараҕас буолан алаастарынан, сыһыыларынан, биирдии-иккилии ыалынан ыһыллан, ол оннугар, бачча киэҥ сиринэн бүтүннүү тайаан, баһылаан олорор. Ол иһин, тэйиччи-тэйиччинэн, дөрүн-дөрүннүк олорор омук буолан, чахчы даҕаны бэйэ бэйэҕэ ис иһиттэн итэҕэйсэр, эрэнсэр, итэҕэллээх-эрэллээх буоллаҕына биирдэ эрэ биир тыыннах, иллээх-эйэлээх олохтоноро буолуо. Ол эмиэ, тыһыынчанан сылларга үгэс быһыытынан көлүөнэттэн көлүөнэҕэ бэриллэн кэлбит Ил - судаарыстыбаннас төрүөтүн биир көрүҥэ буоллаҕа. Дэлэҕэ этиллиэ дуо, "Иллээх-эйэлээх олох" диэн...

    • Автор
      23 августа 2020 г., 21:40
      NikBara   Пожаловаться

      Kuosta, самай сөп этии... М.Е.Николаев этэрин курдук саха дьоно Ырассыыйа императордарыгар быһа туруорсан, бэйэни улуус таһымыгар салайыныы быраабын, онтон Степной Думаны ситиспиттэрэ. Аан бастаан Иркутскай губерния иһинэн уобалас буолан баран, 1881 с. Якутская область диэн губерния статуһун ылбыттара.

      Онон автономия, өрөспүүбүлүкэ статуһун ылыы, уруккуттан баран иһэр процесс салҕааһына буолар.

  • 24 августа 2020 г., 12:07
    kktk   Пожаловаться

    На вилюйском тракте уже 100 лет обещают газ провести.

    Когда в 80 годах дачу получали, газ был всего в двух километрах, ветка шла. с тех пор ничего не изменилось, во всю вилюйскую группу улусов и далее газ идет мимо нас.

    Да и арктические улусы газ проводят в год по ненсколько десятков сел подключают, а где мы? Несправедливость на лицо.

    У нас проживают не пол сотни человек, как в этих поселках, а намного больше и мы ближе всего к ГРЭС. Сейчас-то много кто живет тут круглый год, а при газе большинство точно бы жило. Людям нравится уединение с природой и свежий воздух.

    • Автор
      24 августа 2020 г., 19:52
      NikBara   Пожаловаться

      kktk, эту мысль надо донести до руководства "Сахатранснефтегаза"... Конечно, емкость рынка выше и себестоимость газификации ниже, в случае многолюдных пригородов...

      А как вы относитесь к идее М.Е.Николаева о товарной составляющей усадебного хозяйства и семейной экономики?

  • 24 августа 2020 г., 20:08
    Kuosta   Пожаловаться

    NikBara, оннуук, оннук. Өссө 10 тыһыынча сыл буолуо баҕар. Ханна да суруллан туоһу хаалбатаҕын аанньа, "остуоруйаҕа суох" диибит буоллаҕа...

    Былыр былыргаттан хас омук барыта Иллээх - судаарыстыбаннастаах. Онто уонна олорор сирин-дойдутун кытары быһа ситимнээх, өйдөбүлэ онтон үөскүүр буоллаҕа. Биһиги Илбит өйдөбүлэ бары өттүнэн төрүт сирбитинэн-уоппутунан тарҕанан олорууга олоҕурара буолуо...

    Ол, биһиги Илбит мөлтөөбүтэ, колхуостааһынтан, ааспыт үйэ 30-с сылларыттан аахтахха, номнуо 3 көлүөнэ ааста...

    Төрүт сирэ-уота суох дьон сэргэлээх буолаллар дуо? "Дьон-сэргэ" диэн мээнэҕэ бииргэ этиллибэтэ буолуо. Даҕатан эттэххэ, квартира иһигэр сэргэ анньыбаккын буоллаҕа...

    Бу санаа сыыһа буолуо диэн, араастаан көрө, илдьиритэ сатыыбын да, сырыы аайы төттөрү улам туоһуланан иһэр курдук. Хайдаҕын бу диэн өйдүү иликпин...

    • Автор
      24 августа 2020 г., 21:01
      NikBara   Пожаловаться

      Kuosta, билигин аан дойдуга 4 промышленнай революция бара турар кэмигэр, элбэх омук бэйэбит курдук мунтуйа сылдьар...

      "Ленские встречи": Навстречу 4-й промышленной революции бу мунньахха 2016 сыллаахха этэн тураллар - омуктар кэскиллэрин оҥостуох тустаахтар, биитэр сайдыы арыыларыгар, биитэр дьиикэй олох акыйааннарыгар кэнэҕэски көлүөнэлэр олороллорун туһугар...

      • 25 августа 2020 г., 20:45
        Kuosta   Пожаловаться

        NikBara, оннук. Кырдьык уопсай парадигмалар уларыйар кэмнэрэ кэллэ быһыылаах. Биһиги саатар системнай проблемаларбытыгар подходтарбытын - уопсай көрүүлэрбитин чопчулуурбут буоллар...

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь