home
user-header

                        
                        
Моим читателям: о ситуации в экономике Якутской АССР в конце 1980-х...
NikBara
Pro аккаунт
1 декабря 2021 г., 09:33 1854

Мне пишут много комментов при публикации постов о суверенитете Республики Саха (Якутия), многие с тоской вспоминают совхозы, тоскуют о "московском" и "ленинградском" снабжении в северных поселках...

Я неоднократно приводил пример ГДР, как витрины социализма, и как западные немцы вложили 180 миллиардов долларов, чтобы продать за 40 миллиардов долларов имущество социалистической Германии оцениваемое в 800 миллиардов долларов...

Вашему вниманию глава из книги "Сокровенная история республики" известного журналиста и аналитика Ивана Николаева о ситуации в республике перед суверенитетом. Публикую с любезного разрешения автора.

 


 

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИКИ ЯКУТИИ


Экономика ЯАССР была одной из ярких характеристик особенностей социалистической системы СССР.
Основными проблемами экономики республики, как и практически всех дальних советских территорий, были:
—    сложные условия жизни в районах Крайнего Севера;
—    сырьевая направленность — доминирование горнодобывающей промышленности;
—    высокая капиталоемкость хозяйственного освоения;
—    чрезвычайно высокие транспортные затраты;
—    хроническое отставание развития производственной инфраструктуры — энергетики, транспорта, замещающего привозные ресурсы местного производства.


Привлечь огромные массы людей для более-менее долговременного проживания на суровом Севере можно было только ценой очень значительных материальных и социальных стимулов.
Поэтому возник механизм «районного коэффициента» и «северных надбавок», причем надбавки росли постепенно, с учетом стажа работы и/или проживания на Севере. Также были другие социальные стимулы: так называемые «подъемные» при переезде; оплата расходов на переезд с семьей; возмещение расходов на обратный переезд к прежнему месту жительства (включая провоз всего нажитого имущества); увеличенные отпуска; оплата проезда в отпуск раз в несколько лет; выделение целевых чеков на приобре-тение дефицитных товаров, в первую очередь — автомобилей. Существовала практика разрешения лицам, «проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 лет, организовывать жилищно-строительные кооперативы для строительства жилых домов в городах других республик, краев и областей, кроме административных центров союзных республик, городов Москва и Ленинград, Московской области, а также курортных местностей».
Кроме того, создавались города и поселки практически на пустом месте, куда доставка стройматериалов и даже просто мебели была чрезвычайно затратной, с большим объемом благоустроенного жилья, социальной инфраструктуры — школ, больниц, детсадов, культурных центров, столовых и пр. Их содержание также было высокозатратным.

Только социалистическая централизованно-плановая экономика могла осилить такую грандиозную задачу.
Также система районных коэффициентов и северных надбавок, а также ряд льгот, например, оплата «подъемных» при переезде из одного района республики в другой, с 1967 года была распространена на все население ЯАССР, хотя изначально предполагалось, что эта система будет работать только в отношении привлекаемых извне региона трудовых ресурсов. Это также повышало издержки социалистического хозяйства в отношении общего развития ЯАССР.


Сырьевая экономика Якутии могла бы выйти на хотя бы минимальную реальную рентабельность, если бы социалистическая практика централизованного инвестирования продолжалась еще как минимум 30 лет, и за это время была бы создана оптимальная транспортная сеть и введены достаточные энергетические мощности, а также было бы налажено местное производство необходимого количества продукции, товаров и продовольствия.
Но к 1990-1991 годам до этого было далеко — вся экономика Якутии держалась на плаву только за счет неэквивалентного обмена ресурсами, когда учитывалась не реальная цена, допустим, каждой тонны доставленной на Север солярки, а некая плановая цена. А на Север доставлялась очень большая номенклатура производственно-технической продукции, товаров народного потребления и продовольствия. Для перемещения всей этой массы грузов, а также пассажиров содержался огромный речной флот, задействованный толь-ко несколько месяцев в год, грузовой транспорт крупных автопредприятий также был преимущественно нацелен на массовые сезонные перевозки зимниками. Авиация обслуживала самые отдаленные населенные пункты. Вся эта транспортная инфраструктура была планово-убыточной, особенно авиация.
Социалистическая экономика Якутии была обречена на мгновенный коллапс, как только исчезло бы централизованное плановое распределение ресурсов.


Сельское хозяйство — основная сфера применения труда коренного населения — также было глубоко убыточно и не могло даже обеспечить потребности Якутии в продовольствии.
К 1985 году сельское хозяйство ЯАССР обеспечивало потребности республики в мясе только на 48,7%, в молоке — на 53,7%, в картофеле — на 66%, в овощах — на 49,8% и в яйцах — на 61%.
С 1974 года все колхозы в Якутии перестали существовать, их заменили совхозы, количество которых в 1985 году достигло 116. Если благополучие колхоза зиждилось на том, сколько сумели заработать, то в совхозах все затраты несло государство, которое обильно дотировало убытки совхозов. Создание совхозов диктовалось политикой обеспечения занятости в сельском хозяйстве, стремлением создать общегосударственный товарный сектор по стабильному производству аграрной продукции.
В 1985 году даже в центральной части РСФСР совхозы с численностью рабочих меньше 500 человек были преимущественно убыточными. А в Якутии с громадными расходами на доставку сельскохозяйственной техники, ГСМ, комбикормов и пр. в 1985 году средняя численность рабочих совхозов составила 397 человек.
Некоторые считают, что аграрный сектор даже в самых высокоразвитых странах дотируется, поэтому глубоко дотационный характер сельского хозяйства в СССР — нормальное явление.
Но вопрос состоит в характере и объеме дотаций.
В развитых странах (США, ЕС, Канаде, других странах Организации экономического сотрудничества и развития, куда всего входят 34 страны) прямая государственная поддержка сельскохозяйственных производителей составляет одну треть от получаемых ими доходов. Но из общего объема поддержки сельского хозяйства на долю бюджетных субсидий приходится только чуть больше половины, остальное обеспечивается мерами по защите рынка.
А в СССР практиковались бюджетные субсидии сельскому хозяйству. В условиях Якутии средний размер государственной поддержки совхозам в 1985 году превышал 120%. Иначе говоря, на заработанный якутскими совхозами рубль приходилось 1,2 рубля убытков. По мере увеличения капиталовложений в аграрный сектор республики общий объем дотаций рос пропорционально.
В развитие материально-технической базы сельского хозяйства еще очень многое предстояло сделать: энерговооруженность одного рабочего совхоза к 1985 году достигла 24,2 л.с., что ниже средних показателей РСФСР — 42,7 л.с. (а к 1990 году средние показатели в РСФСР достигли 55,5 л.с.). Уровень комплексной механизации в 1985 году в совхозах ЯАССР составил только 4,3%, 77% рабочих совхозов было занято ручным трудом. Поэтому предстояло вложить еще очень много инвестиций в развитие материально-технической базы аграрного сектора, на развитие мелиорации.
К 1985 году в сельское хозяйство ЯАССР было вложено за 20 с лишним лет примерно 2 млрд. рублей (около 200 млрд. рублей 2015 года, если считать по курсу доллара), причем значительная часть капиталовложений пришлась на 1980-1985 годы — почти миллиард рублей, с 1985 года инвестиции увеличивались каждый год. И это считая только прямые бюджетные субсидии

совхозам, а строительство транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры (учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.) н селе шло по другим статьям госбюджета.
Также косвенная дотация сельского хозяйства шла за счет низких, планово-убыточных транспортных и энергетических тарифов, цен на ГСМ, химические удобрения и комбикорма, на сельскохозяйственную технику (например, за 1971-1985 годы совхозы Якутии получили 12 тыс. тракторов, 11,2 тыс. автомобилей, 1,9 тыс. комбайнов). Поэтому реальный объем дотаций в конечном счете получался фактически в два-три раза выше, чем отражалось н статистике по государственной поддержке аграрного сектора.
Если бы социалистическая система хозяйствования продлилась, как отмечалось выше, еще на 30 лет минимум, то формирование высокотоварного аграрного сектора в Якутии могло бы привести к появлению стабильно рен-табельного производства аграрной продукции.
Для этого предстояло не только повысить инвестиции в сельское хозяйство, но и преодолеть практику игнорирования экономической работы в хозяйствах, низкую трудовую дисциплину.
Предстояло развить механизмы экономического стимулирования, определения и финансирования приоритетных направлений, масштабное внедрение новых технологий. Еще было необходимо повысить квалификацию рабочих совхозов — удельный вес специалистов I и II класса среди механизаторов в 1985 году составил 33%, что было в 2 раза ниже, чем в РСФСР.
Но крах СССР не дал такой возможности.
Аграрный сектор ЯАССР при смене идеологического и экономического курса государства неизбежно должен был рухнуть.
Вместе с тем совхозы сыграли очень значительную роль в повышении материального благосостояния коренных народов, хотя их доходы сильно уступали заработкам в горнодобывающей отрасли. Среднемесячная зарплата рабочих и служащих совхозов ЯАССР в 1980 году достигла 260 рублей (по РСФСР было 157 рублей), преимущественно за счет районных коэффициен-тов и северных надбавок. А в 1965 году средняя оплата труда колхозника в ЯАССР составляла 76 рублей, большей частью натурой [молоком, маслом, мясом и т.д.), а не деньгами.
Благодаря совхозам сельчане стали получать стабильные зарплаты, а также пенсии, совхозы строили жилье, детсады, школы, спортзалы, культурные центры и пр.
Процесс создания и укрепления совхозов сопровождался укрупнением сельских населенных пунктов — к началу 1969 года было свыше 4,4 тысяч сельских поселений, а к концу 1980-х годов их число уменьшилось до 641, поскольку социальную инфраструктуру было рациональнее создавать и содержать для меньшего количества населенных пунктов.


Как подчеркивает историк Лилия Винокурова: «Цепь экономически не-оправданных административных реорганизаций в сельском хозяйстве, практика предоставления постоянных дотаций нерентабельным хозяйствам оказали неблагоприятное воздействие на социальное здоровье коренного населения. Гарантированная оплата работы без учета его качества и целесообразности подорвала культуру сельскохозяйственного труда, его престиж и перспективы. Произошло отчуждение якутского крестьянства от земли, ко-торое было лишено права на самоорганизацию труда и на его результаты... Преимущественная ориентация на сельскохозяйственный труд (в подготовке национальных кадров высшей квалификации также преобладают гума-нитарные и сельскохозяйственные специальности) усугубляла процесс отчуждения. Коренное население Якутии оказалось заложником сложившейся системы социально-экономических отношений... Разрушились механизмы передачи социального опыта, появились эрозия традиционной трудовой морали, психология иждивенчества. В этой связи можно утверждать о феномене рабочих совхозов Якутии как социально-этническом маргинале».


Как видим, горнодобывающая промышленность (за исключением добычи алмазов] и аграрный сектор Якутии были дотационными заложниками коммунистической формы социализма. Пока существовал СССР, такая форма обеспечивала развитие экономики республики, а переход на другую модель хозяйствования означал полное разрушение экономики республики и массовое обнищание населения.
 

Мои посты о развитии села в Республике Саха (Якутия):

В Общественной Палате РС (Я) обсудили Программу сельского хозяйства!

После коронавируса: возврат к якутским усадьбам?

Год пандемии - экономия еды в Китае, в ООН 10-летие семейных фермерских хозяйств и "семейная экономика" в Республике Саха!

Александр Атласов: о проблематике развития сельских территорий

Новые технологии для усадебных хозяйств Якутии.

Эркээни должна стать долиной опережающего развития!

Новые технологии для усадебных хозяйств Якутии - 2. Ответ Николая Находкина на комменты!

Национальная идея народосбережения - основа обращения Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева в марте 2020 года

Усадебное хозяйство в Якутии!

Эволюция системы расселения Якутии: долгосрочные тренды и видение будущего

Национальная идея народосбережения. О новом облике и стимуле для экономического развития якутского села!

Демография села в Республике Саха (Якутия): 46% детей рождаются вне брака, высокая мужская смертность, безбрачие...

Предложения помощника Первого Президента Республики Саха!

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: https://nikbara.ykt.ru/ 

Мой сайт: https://nikbara.ru/

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии https://usadbaykt.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» - NikBara

 

Просьба подписаться на мой канал "Николай Барамыгин" на Ютуб!

 https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

 

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

 

Персональная страница в "Фейсбуке": https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

 "Твиттер" https://twitter.com/NBaramygin

Избранное
  • 1 декабря 2021 г., 11:22
    aegisss   Пожаловаться

    Добрый день!

    где найти книгу?

  • 1 декабря 2021 г., 11:44
    Popovvl   Пожаловаться

    Стоит ознакомиться с серьезным трудом Николаева.

  • 1 декабря 2021 г., 11:55
    айкы   Пожаловаться

    Было не рентабельно,потому что работать не хотели.Якутов в совхозы согнали большевики с аласосов.Расскажите эти сказки пригородным хозяйствам,которые цветут и пахнут,например Эм.Есть такой кооператив Саныяхтахский,состоящий из трех поселков,они почему то не распались 1991 по велению МЕНа,а до сих пор существуют,и люди там работают,хоть и не за большую зарплату,но работа есть.Население этих поселков потомки ямщиков.Так что не надо сказки рассказывать про трудолюбие местого насесения.Если в днк человека нет гена отвечающего за работу,то он там никогда не появиться,а вот петь и танцевать это всегда пожалуйста.Если бы не пришли в свое время казаки жили бы тут люди с определенным отставанием в развитии во всех планах.

    • 1 декабря 2021 г., 12:39
      UncleSem   Пожаловаться

      айкы, хватит тут сидеть и ненавидеть коренной народ.

    • 1 декабря 2021 г., 12:51
      Full_do   Пожаловаться

      айкы,Если бы местные жители были патологически ленивы, то просто бы не выжили к приходу русских. Аграрный сектор был нерентабельным потому,что коммунисты тупо переносили опыт планового сельского хозяйства центральной полосы РСФСР в районы Крайнего Севера и потом начинали героически бороться с заморозками.

      • Автор
        1 декабря 2021 г., 14:16
        NikBara   Пожаловаться

        Full_do, посевную и уборку делали по команде из райкома партии... Меня удивляют цифры удоев, численность голов КРС, тонны заготовленного мяса и картошки - куда все девалось в конце концов?

        Хотя как я помню, картошка сгнивала в картофелехранилищах, где горожане героически бились за сохранение урожая...

      • 1 декабря 2021 г., 14:20
        айкы   Пожаловаться

        Full_do, расскажите это скопцам!Когда их сослали в Нюрбу и Олекминск они собирали урожаи почти всех видов овощей по больше чем скопцы в Красноярске и Иркутске,где климат на много мягче!

        • Автор
          1 декабря 2021 г., 14:26
          NikBara   Пожаловаться

          айкы, их сослали в 19 веке... Они не были первопроходцами...

          • 1 декабря 2021 г., 14:37
            айкы   Пожаловаться

            NikBara, они не были первороходцами,но однако все выращивали и дома их до сих пор стоят,и жили они в разы лучше местного населения!

        • 1 декабря 2021 г., 15:20
          Full_do   Пожаловаться

          айкы, То, что наши скопцы лучше ихних - оно понятно, гордость переполняет, но они, кагбе, немножко не социалистические хозяйства были. Вы внимательно читайте текст - там про советский период

          • 1 декабря 2021 г., 15:52
            айкы   Пожаловаться

            Full_do, про скопцов я написал ,что они все выращивали в суровых условиях при ручном труде

            • 1 декабря 2021 г., 16:54
              Full_do   Пожаловаться

              айкы, дело в том, что скопцы - это секта с устройством, сильно отличающимся от устройства традиционного крестьянского хозяйства. Скопцы и от обычных дореволюционных крестьян отличались по производительности труда, насколько мне известно.

            • 3 декабря 2021 г., 10:21
              MuzzleToff   Пожаловаться

              айкы, скопцы не появились здесь в якутии, а их насильно перевезли, так что они приехали с багажом знаний по сельскому хозяйству и земледелию, а местные откуда знали все это.

              Если тебя сейчас отправить в амазонские леса, то по сравнению с тамошними индейцами, с твоими познаниями математики ты будешь как Энштейн! но если они дадут тебе копье, лук и стрелы, и попросят убить капибару, то уже ты будешь в их глазах полнейшим дикарём и тупицей)))

    • 1 декабря 2021 г., 13:35
      polius   Пожаловаться

      айкы, у якутов все отобрали. У моих предков отобрали 2000 коров и около 5000 лошадей. Всю семью репрессировали. В советское время, вплоть до Горбачева потомкам не позволяли учиться в высшие учебные заведения. После всего этого, вы думаете работали бы на врагов народа?

      • Автор
        1 декабря 2021 г., 14:16
        NikBara   Пожаловаться

        polius, и получать палочки трудодней или 70 рублей зарплаты...

      • 1 декабря 2021 г., 14:17
        айкы   Пожаловаться

        polius, сказочник,такого поголовья скота не было даже в крупных совхозах при СССР!Это сколько сена надо чтоб прокормить такое поголовье,и это в то время когда не было косилок и конных граблей!Вы хоть в курсе сколько сьедает корова и лошадь за одну долгую якутскую зиму?Да вы столько аласов ни в одном улусе не найдете!

        • Автор
          1 декабря 2021 г., 20:33
          NikBara   Пожаловаться

          айкы, а предания про Чоочо бая? Сейчас в Хангаласском улусе есть частник с более 1000 голов скота...

    • Автор
      1 декабря 2021 г., 14:13
      NikBara   Пожаловаться

      айкы, ленивые люди не принесли до Арктики животноводство, с учетом 9 месяцев зимы - требуется огромное трудолюбие для создания запасов корма летом и для ежедневной поездки за сухостоем в тайгу...

      Земледелие принесли не казаки, а пашенные крестьяне, которых поселили в Амге... А ямщики по Иркутскому тракту были сосланы в Якутию в дар якутским князцам в конце 18 века...

      • 1 декабря 2021 г., 14:31
        айкы   Пожаловаться

        NikBara, земледеле как раз привезли казаки,ямщики не только ездили,но и занимались земледелием и скотоводством почти на каждой станции!А на счет рентабельности сельского хозяйства спросите у предприятий,что расположены между Мапхой и Жатаем,где ранньше был совхоз Якутский,так вот они ответят вам,что вы просто не хотите и не умеете работать!

    • 2 декабря 2021 г., 12:32
      thunderbird   Пожаловаться

      айкы, масштабы хозяйства эма , да продлит аллах его дни, вообще не сравнимы, с совхозом якутский, на чьих землях он работает, капля в море! на картошку в школе в этот совхоз не ездили? или вы молоды или скорее всего не местный,  а мы ездили и видели эти бескрайние поля, там где сейчас одни коттеджи, эти огромные коровники под мархой, кстати мясо из них куда пропадало при совке - большой вопрос...или вы думаете эм и другие современные хозяйства дотаций и субсидий не получают? ха-ха

      что касается олекминского района так там кроме спк саныяхтахский еще 27 сельхозпредприятий уж не знаю почему вы его только выделяете только потому что у тамошнего населения 0,01% ямщицкой крови))

      https://mr-olekminskij.sakha.gov.ru/selskoe-hozjajstvo/informatsija-o-kolichestve-selskohozjajstvennyh-predprijatij-kooperativov-olekminskogo-rajona

      речь о том, что работа в совхозе убила напрочь мотивацию, таков закон рынка, да и не только рынка, а жизни в целом, рыба ищет где глубже, а человек где больше денег, совхозники решили, что нечего сидеть голодными и ушли туда где больше денег- в строительство, предпринимательство, промышленность, в город, где больше возможностей -вот и вся мораль

      что касается куда пропадало мясо, а на поддержку дружественных режимов не хотите? когда в польше начались протесты "Солидарности" валенсы было решено поддержать продовольствием правительство ярузельского, для этого выгребли из сусеков все мясо в союзе, и удержали польшу пусть и ненадолго, оно того стоило?  

      Из рабочей записи заседания Политбюро ЦК КПСС, 22 октября 1981 года.

      …7. О просьбе т. В. Ярузельского (спец. № 1084 из Варшавы от 20 октября 1981 года)
      БРЕЖНЕВ. Товарищи, видимо, читали, что тов. Ярузельский (министр национальной обороны Польши, в феврале 1981 года, во время внутриполитического кризиса, назначенный председателем Совета министров ПНР и в октябре 1981 года избранный первым секретарем правящей Польской объединенной рабочей партии.— «История») накануне следующего пленума ЦК ПОРП (который как будто бы намечается на пятницу) обратился к советскому руководству с настоятельной просьбой — подкрепить его позицию на пленуме и в сейме, предоставив Польше (возможно взаимообразно) 50 тысяч тонн мяса.
      Более тяжелую для нас просьбу трудно придумать, это ясно всем.

      Однако ясно и другое: если уж мы возлагаем какие-то надежды на то, что Ярузельский начнет поправлять положение в стране, то надо помочь ему не споткнуться у самого порога.
      Давайте все же посмотрим, что можно сделать, чтобы ему помочь.
      Определить это надо в самое ближайшее время, может быть, сегодня же.
      Поручим т. т. Байбакову (председатель Госплана СССР.— «История») и Патоличеву (министр внешней торговли СССР.— «История») дать конкретные предложения.
      АРХИПОВ (первый заместитель председателя Совета министров СССР.— «История»). Я должен сказать, что положение с мясом у нас очень тяжелое. Мы недополучили от республик по союзному фонду 205 тыс. тонн, в частности, плохо выполняют планы такие республики, как Белоруссия, Казахстан, РСФСР.
      Министр торговли т. Струев присылал в ЦК КПСС записку относительно того, чтобы закупить 450 тыс. тонн мяса. Мы рассматривали это предложение и пока что не изыскали средств для того, чтобы купить такое количество мяса. А там еще дело складывается у нас с сахаром не совсем хорошо. Хотя мы уже купили 1 млн. тонн, нам придется закупить еще 1 млн. тонн. Плохо складывается дело с растительными маслами. Надо приобретать примерно 700–800 тыс. тонн масла.

      это только один пример, а сколько ушло на кормление других дружественных режимов один эм знает, поэтому разумным людям ясно, что от империй хорошего не жди, граждане империй рано или поздно будут втянуты или в войну или в голод

  • 1 декабря 2021 г., 12:18
    Acapulco   Пожаловаться

    меня в советское время удивляло, что в деревнях мужики вообще не работали. гоняли чаи и курили весь день перед сельсоветом. в коровниках одни бабы что-то делали. но зато в каждом дворе стояли автомашины, мотоциклы, лодки с моторами, в домах цветные телевизоры.

    теперь понятно почему ))

    • Автор
      1 декабря 2021 г., 14:17
      NikBara   Пожаловаться

      Acapulco, выдача аванса и зарплаты была под контролем райкома партии... Зарплата не имела отношения к результатам труда...

    • 1 декабря 2021 г., 15:00
      япокемон   Пожаловаться

      Acapulco, да похоже на нашу деревню совхоз.мужики старики в большинстве были как на кавказе.Ежедневно окло крыльца не сельсовета а конторы совхоза с самого утра в рабочее время почему то всегда ошивались люди..в основном ленивый народ. Нарушииели.алкаши.старики пенс онеры тож бывшие лодыри..и сидеть базарить галдеть точить лясы как бабы могли до самого .обеда . .некотрые могли придти и после обеды.Это полевые гаражные работники разнорабочие трактористы шофера грузчики помощники трактористов.строители плотники .строй бригад пилорамщики. и тд..мало того людей там еще технику трактора пригоняли даж большие типа т 150 .и их тож почемуто никогда не глушили.они тож часами впустую вхолостую молотили пока их хозяева не соезвалит придти.и среди не было ни одной женщины девушек старушек..им негогда было рассиживатся.Вся работа на них.семья дом дети свои коровы.работа дояркой .и так всю жизнь.в животноводсве такого не было

      Туда на фермы выходили ежедневно. Без аыходных праздников Скотинка как человек каждый кушать хочет.Хотя вроде были.управляющие полевые бригадиры.обычно разнорядки путевые кому куда роздавали утром в гараже. Но иногда часто какойто сбой получался чтоли.и вся эта толпа трактористы разнорабочие плотники ломились в контору.с вопросом что седня дальше делать.это было при отделении.потом при совхозе.и с этим вроде боролись.но безупешно.Когда стал новый совхоз молодой директор пытался разогнать это столпотворение собрание .но мужики старики было намного старше его.были много еще живы работали участники ветераны войны.они просто посылали его куда подальше .не говоря уже о руководителях рангом ниже на них вообще чихали главные инженеры зоотехники агрономы завгары механики..А так то жизнь работа кипела.людей не хватало. Население деревня дома полные ни одного пустого дома никот никуда не уезжал.после школы армии почти все оставались жить работать.в селе..коровы в каждой семье. Много ферм.скотины больше чем людей.поля все засеяны..Осенью.баржами увозили скот в город на мясобазу.с полей тоннами машинами баржами увозили каршошку капусту.на уборку привлекали .приезжали сотни тысячи студентов. Счас совсем другая жизнь.ничего нет не осталось.пустые разваленые остовы глазницы бывших ферм ангаров гаражей котельных контор домов.Половина села целые улицы дома заколоченные брошенные..кто получше уехали.остались кто похуже кому деватся некуда.безработица разгул .криминал.а.повальное пьянство.Рентабельно нерентабельно не знаю.но за сче т работы совхозов удерживали население в деревне .После разала ссср вся эта лава ринулась в город.переполнив и без того забитый город.Все средства видно бросают в город.строится много жилье.оно сало покупным.в ссср только по очереди городским сельчанам нини.Куча образовательных учреждений школ.город превратился в огромный насос по выкачиванию молодежи из сел.раньше они все осталисьбы в селах

      • Автор
        1 декабря 2021 г., 20:37
        NikBara   Пожаловаться

        япокемон, сейчас на селе у каждой семьи трактор, сенокос занимает 2-3 недели, у фермеров доильные аппараты, ручной труд намного уменьшился...

        Могли бы задержать людей земледелием, но не создана система закупки, транспортировки, хранения и сбыта продукции... Сейчас дошло до того, что даже в Синске только 2 фермера осталось...

        • 1 декабря 2021 г., 21:01
          япокемон   Пожаловаться

          NikBara, да счас какаято поддержка есть на поголовье молоко.сенокосов много.многие отказались от коров.техника почти у всех. Руками уже как раньше не косят.Сам тож 90 держал больше 10 .техника тракторв машины орудия.но тогдв как счас помощи не было.не кредитов.субсидий.но жить можно.было.работящие при любой власти выживают

    • 2 декабря 2021 г., 15:14
      thunderbird   Пожаловаться

      Acapulco, у меня родственники сдавали мясо, за счет этого где-то в середине 80-х накупили москвичей, а мотоциклы и моторки у них и до этого были, так что это не за счет зарплаты, которая позволяла разве что не издохнуть от голода, впрочем как и всегда в россии

  • 1 декабря 2021 г., 12:43
    Rim05   Пожаловаться

    Правда впечатляет?! Ясное дело - советская экономика, это одни убытки!

    Но нюансы то советской системы хозяйствования были совершенно иные. Те же «убыточные» предприятия по добыче полезных ископаемых и совхозы полностью содержали социально-экономическую инфраструктуру. На примере совхозов: директор совхоза был царь и бог! Он имел отношение ко всем - фермам, тракторам, строительству, садикам, школам и тд вплоть до решения вопросов по алкоголикам, пенсионерам, новорожденным! Это не сегодняшняя разрозненная система, все было в одних руках! Приводится цифра, что дотация была более 50% (на 1 заработанный рубль государство давало 1,2 рубля). А сегодня что? Простой расчёт показывает, что дотаций не менее 50%. Обьем сельхозпродукции в республике за год составляет 26 млрд рублей. А дотации с бюджета - 12 млрд (и это только республиканский бюджет, есть еще поступления из федерации). И это при том, что вся социальные затраты относятся к бюджету. Так что советская система сельского хозяйства была более эффективна, чем сейчас. Обьемы были больше, территории и земли были освоены, люди были трудоустроены! И главное - была перспектива!

    • Автор
      1 декабря 2021 г., 14:19
      NikBara   Пожаловаться

      Rim05, перспективы не было, вот в чем вопрос... И совхозы и их земли были на балансе Министерства сельского хозяйства РСФСР, республика была только свидетелем...

      Сейчас хоть землю людям вернули... Разрешают и даже платят людям за поголовье коров...

      • 1 декабря 2021 г., 14:56
        Rim05   Пожаловаться

        NikBara, вы рассуждаете, как собственник. А я говорю про перспективы для простых людей - гарантированная работа, относительно неплохая зарплата, для тех кто работает, дальнейшее развитие села, социальная система…

        • Автор
          1 декабря 2021 г., 20:41
          NikBara   Пожаловаться

          Rim05, в статье пишут про укрупнение сел и т.д. У нас в совхозе "Октемский" большее развитие получило село Октемцы, а Техтюр и Улах-Ан отстали в развитии...

          У простых людей какие перспективы? Не зря многие уезжали из сел, получали образование и осваивали новые места для работы... У многих моих знакомых родители, простые совхозники, не хотели, чтобы их дети работали на селе(((

          И было очень обидно, когда совхоз забирал 70% сена у селян, которые косили остатки совхозных земель...

          • 1 декабря 2021 г., 20:58
            Rim05   Пожаловаться

            NikBara, согласен, были отдельные решения, которые не устраивали некоторых людей. Всем людям не угодишь, а в целом советская совхозная система была для Якутии наиболее подходящей. Во всяком случае развитие республики ощущалось лучше, чем сейчас. А насчет того, что люди не хотели, чтобы дети не оставались в селе, так это вопрос извечный. Все родители хотят лучшей доли для детей, чем ихняя. И доярка считала, что ее работа самая трудная, надо рано вставать, работать без выходных, ручной труд и тд. Учитель тоже считает, что у него адский труд - с утра до вечера стоять у доски, вечером проверка тетрадей, успеваемость, как ладить с трудными детьми и тд! Шофер тоже считал, что у него тяжелая работа. Актриса жалуется на бесконечные гастроли, вечерние спектакли и тд. Так что, здесь все субьективно. А перспектива была в том, что все они знали точно - совхоз будет всегда, без работы не останемся! Если что всегда можно приехать обратно в село и жить не хуже других.

            • Автор
              1 декабря 2021 г., 21:05
              NikBara   Пожаловаться

              Rim05, при советской власти, как вы помните, было понятие "тунеядец"... Безработный мог даже попасть в тюрьму за уклонение от работы... Не зря Виктор Цой и многие рок музыканты работали кочегарами...

              А сейчас 4 промышленная революция, уже не только фабричные рабочие, уже офисный планктон не нужен...

    • 1 декабря 2021 г., 18:16
      aegisss   Пожаловаться

      Rim05, хахаха

       

       

      эффективная она была ....ага

      • 1 декабря 2021 г., 18:46
        Rim05   Пожаловаться

        aegisss, может для кого и ха-ха. Внимательно! Во-первых разговор идет о сельском хозяйстве Якутии. Во-вторых речь идет об относительной эффективности - совхозы советского времени решали социально-экономические вопросы в целом, комплексно. А в настоящее время, несмотря на обособление сельского хозяйства (социальными проблемами полностью занимается бюджет), несмотря на некоторое решение земельных вопросов, прорывного повышения эффективности сельского хозяйства не наблюдается.

        • Автор
          1 декабря 2021 г., 20:44
          NikBara   Пожаловаться

          Rim05, согласен, у нас достаточно развита переработка молока, но к сожалению, даже не организован сбыт местной овощной продукции и картофеля...

          Хотя в этом году из-за неурожая и коронавируса в Китае, в Хангаласском улусе был хороший сбыт урожая...

          • 2 декабря 2021 г., 02:05
            САМОСБОР   Пожаловаться

            NikBara, переработка молока у нас развита. Ух как развита, так развита что аж замминистров периодически лицом в пыль кладут за получение откатов по субсидиям.

  • 1 декабря 2021 г., 13:04
    Сюзик   Пожаловаться

    Перекати поле развили Якутию,смешно же

    • Автор
      1 декабря 2021 г., 14:21
      NikBara   Пожаловаться

      Сюзик, они ехали за запахом тайги... 

    • 2 декабря 2021 г., 02:06
      САМОСБОР   Пожаловаться

      Сюзик, не развалили а отстроили и модернизировали. Как бы автор поста тут не надрывался пытаясь доказать обратное.

      • Автор
        2 декабря 2021 г., 08:35
        NikBara   Пожаловаться

        САМОСБОР, а где вы видите, что автор книги "надрывался пытаясь доказать обратное"? Автор пишет, что только советское государство могло развивать Север не считая экономическую целесообразность инвестиций...

  • 1 декабря 2021 г., 13:16
    Федик Петров   Пожаловаться

    Северных надбавок за стаж не было у местных почти до конца Союза

  • 1 декабря 2021 г., 13:20
    Scholiast   Пожаловаться

    Северные льготы в которых как сыр в масле катались северяне,остались в настоящее время для всех бюджетников и работников предприятий монополистов.Эти северные льготы еще и увеличились ,т.к. в советское время на начисления выше 300 рублей они уже не действовали,а в наше время нет никаких пределов.Можно только догадываться какое страшное бремя несёт экономика России и Якутии,ни одно малое предприятие не может обеспечить такие льготы своим работникам,отсюда и дикие цены на продукцию местных производителей чтоб обеспечить себя на уровне бюджетников и монополистов.

    • Автор
      1 декабря 2021 г., 14:23
      NikBara   Пожаловаться

      Scholiast, средняя зарплата работников крупных предприятий со всеми надбавками ниже или на уровне средней зарплаты в Москве...

      Только для бюджетников с очень низкими окладами эти надбавки и коэффициенты имеют какое-то значение...

      • 1 декабря 2021 г., 14:41
        Scholiast   Пожаловаться

        NikBara, не надо забывать в Москве тоже надбавки ,сравните зарплаты других регионов.

        • Автор
          1 декабря 2021 г., 20:45
          NikBara   Пожаловаться

          Scholiast, мы должны сравнивать себя с Москвой, Санкт-Петербургом, Татарстаном, Башкирией и нефтедобывающими регионами...

          • 1 декабря 2021 г., 22:58
            aaanam1   Пожаловаться

            NikBara, в виду транспортной удаленности  и тяжелых условий жизни, высоких цен на продукты и товары первой необходимости, здесь должны получать больше. Надбавки и коэффициент как раз это и предусматривали. Нынешние работодатели устанавливают такие зарплаты, которые были бы не больше, чем в России и это со всеми надбавками и коэффициентом. 

            • Автор
              1 декабря 2021 г., 23:26
              NikBara   Пожаловаться

              aaanam1, сейчас разве есть политика помощи северянам?

              Недавно в Общественной Палате обсуждали переселение из аврийного и ветхого жилья в  арктических улусах:

              • 2 декабря 2021 г., 00:26
                aaanam1   Пожаловаться

                NikBara, при нынешней политической власти и экономической ситуации надеяться на помощь северянам последнее дело. Ваша общественная палата делает нужное дело акцентируя внимание на проблемах людей. Но власть то давно, даже не социалистическая и не для народа и не во имя народа.

                • Автор
                  2 декабря 2021 г., 08:36
                  NikBara   Пожаловаться

                  aaanam1, а социалистическая власть была разве для народа и во имя народа?

                  • 2 декабря 2021 г., 10:31
                    aaanam1   Пожаловаться

                    NikBara, по крайней мере худо-бедно люди работали,, в частности, в сельском хозяйстве и госвласти не работала на обогащение олигархов поставивших своих людей во власть.

                    • Автор
                      2 декабря 2021 г., 14:37
                      NikBara   Пожаловаться

                      aaanam1, госвласти работали ради касты партаппаратчиков - номенклатурщиков... Народ был участником нерушимого блока коммунистов и беспартийных...

                      • 2 декабря 2021 г., 14:58
                        aaanam1   Пожаловаться

                        NikBara, да уж, лучший из партийной касты Николаев М. Е. в каком доме и даче жил в то время и в каком доме жил мэр Якутска. Николаев А. С. две большие разницы. Так что не надо сказки рассказывать про работу госвласти на партноменклатуру. Госвласти и управляли народным хозяйством под чутким контролем и руководством коммунистической партии. Нынче госвласти и Едро так и работают на благо и процветание олигархический касты.

                        • Автор
                          7 декабря 2021 г., 13:34
                          NikBara   Пожаловаться

                          aaanam1, Черномырдин как-то сказал про партстроительство в России: "Получается КПСС..."

                          Но сейчас демагогии поменьше, раньше больше врали про заботу о народе...

                          • 7 декабря 2021 г., 15:45
                            aaanam1   Пожаловаться

                            NikBara, ну, да, сейчас правительство всё в заботе об народе, всё заботятся, всё заботятся, а олигархи богатеют. Сам то понял, что написал? И, чем это больше врали?

                            • Автор
                              7 декабря 2021 г., 22:34
                              NikBara   Пожаловаться

                              aaanam1, что пролетариат гегемон, что коммунистическая власть - власть рабочих и крестьян, что капитализм загнивает и т.д. и т.п.

                              А что не заботятся что ли? А пособия матерям одиночкам? Дотации на подключение к газу и к центральному отоплению? Разве этого нет?

                              Пенсионерам вот на выборах десятку кинули...

                              А олигархи богатеют, с этим я с вами полностью согласен...

                              Но как вы относитесь к эффективным менеджерам госкорпораций? Это же почти как при СССР, который вам нравится...

                              • 8 декабря 2021 г., 12:35
                                aaanam1   Пожаловаться

                                NikBara, тогда было было более-менее терпимая разница в зарплатах рабочего и директора, не как сейчас, когда годовой заработок рабочего ГОСКОРПАРАЦИЙ меньше в разы, чем месячный заработок "топ" менеджера, тем более госкорпораций. А на пенсии и пособия матерям одиночка можно нормально жить? Какие дотации к подключению к газу и ЦО? Я сам копал и платил за материалы при проведении газа, а деньги газовики брали как буд-то сами копали и делали, это нынче бесплатно до участка ввод соизволили сделать, хотя это должно было быть обязанность продающего. Конечно, за десятку большое спасибо, но плохо, что разово. Мне не нравится взятое направление в экономике при перестройке приведшее к нынешним результатам, когда уже почти всё Советское раздербанили и "закопали", а лучшее забрали в собственность.

  • 1 декабря 2021 г., 23:10
    Айаролох   Пожаловаться

    Прочитал половину комментариев и все они возмущаются на информацию из первой половины статьи. Вы почему до конца стать не читаете? Все ваши возмущения имеют раскрытый ответ во второй половине статьи. Для сосланного шовиниста Лилия Винокурова доходчиво объяснила, хотя его цель исполнять приказы "разделяй и властвуй"

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь