home
user-header

                        
                        
Год Тыгына в Хангаласском улусе!
NikBara
Pro аккаунт
10 декабря 2015 г., 14:28 7916

В Хангаласском улусе 2016 год объявлен Годом Тыгына Дархана!

(фото с интернета, портрет Тыгын Дархана висит в администрации Хангаласского улуса)

Тыгын Дархан - историческая личность, руководитель якутского народа в 17 веке, родоначальник якутов - Хангалассцев !


 

В Википедии пишут:

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D0%B3%D1%8B%D0%BD_%D0%94%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD

 

Тыгы́н Дарха́н (якут. Тыгын Дархан; ? — 1632) — тойон (князь) кангаласского племени якутов, известный герой многочисленных якутских преданий, подлинная историческая личность, жившая в конце XVI — первой трети XVII вв.

Согласно преданию, первым вождем якутов на Средней Лене был дед Тыгына, Баджей. В якутских легендах XIX-XX вв. он фигурирует как Дойдуса Дархан, а по данным С. И. Боло также Тюсюлге Дархан. У Тюсюлге было два сына: Мунньан Дархан и Молдьогор. Мунньан Дархан имел двух сыновей: Тыгына и Усун Ойууна.

Есть предположение, что Тыгын Дархан происходил от аргынского рода мейрам.

По преданиям имел усадьбы почти по всем приметным местам обширной долины Туймаады на левом берегу Лены. Держал много конного и крупного рогатого скота, воинов, холопов, зависимых табунщиков и коровников и прочей прислуги.

В наиболее распространенных вариантах легенд Тыгын изображался в виде богатыря-гиганта (преимущественно в хангаласских преданиях). По поводу его роли, как исторической личности, на данный момент нет единого мнения. Некоторые историки считают его наиболее вероятным объединителем якутских племён, в которых на тот момент происходил переход к раннеклассовому обществу и существовали предпосылки к появлению протогосударства. Другие обращают внимание на слишком жёсткие методы в его политике, которые не приводили к подчинению других родов, а напротив — отталкивали даже некоторых сподвижников и приводили к децентрализации.

Тыгын жил на стыке эпох, ему пришлось столкнуться с пришедшими с Енисея русскими казаками, вследствие чего происходили военные стычки и дипломатические переговоры. Достоверно неизвестно, когда и при каких обстоятельствах окончил свой жизненный путь первый верховный тойон якутов. Линденау пишет, что Тыгын был взят казаками в заложники и умер как пленник перед приездом первых воевод в Якутский острог. По другим сведениям, Тыгын умер уже дряхлым стариком, и вопрос, связана ли его смерть с приходом русских, остаётся открытым.

По мнению академика А. П. Окладникова, Тыгын, благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, стал повелителем большинства якутских родов и племён. Он стремился объединить их вокруг себя с целью создания основ государственности, примерно так же, как в IX в. происходило объединение Руси под властью киевских князей.

Именем Тыгына названа одна из гостиниц в центре Якутска — гостиница «Тыгын Дархан». Перу якутского писателя Яковлева В. С. — Далана принадлежит роман «Тыгын Дархан».

 

Его имя состоит из древнетюркских слов. Из Википедии:

Тегин (tigin, tiğin, кит. teqin, tiin 特勤, искаженно tèlè 铁勒[1]) — тюркский титул, обычно присоединяемый к именам младших мужских членов ханской семьи[2], принц крови.

 

Тархан (каз. дарқан; араб. طرخان; башк. тархан; кит. 達干; бур. , монг. дархан[примечание 1]; перс. ترخان‎; тат. tarxan, тархан; якут. дархан, тархан; чуваш. турхан;) — привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.

 

О книге "Тыгын Дархан", выпущенной издательством "Бичик" пишут на сайте:http://bookmix.ru/book.phtml?id=614449

 

 

Многоплановый исторический роман народного писателя Республики Саха, лауреата Государственной премии имени П.А.Ойунского Далана (Василия Семеновича Яковлева) - первое в якутской литературе произведение, обращенное ко времени и деяниям Тыгына - личности, с чьим именем связан один из поворотных пунктов в истории народа саха. Его образ воссоздан на фоне широкой панорамы жизни родов саха до прихода русских. Роман написан не в духе устоявшихся традиционных взглядов на события XVI - XVII вв., а с позиций нового мышления. Обо всём этом и не только в книгеТыгын Дархан (Далан)

 

В связи с предстоящим празднованием столетия якутской государственности в форме Якутской АССР и Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации, растет роль изучения истории родного края, истоков самоорганизации народа.

 

Находки тюркских рунических надписей подтверждают существование письменности народа саха, исторические предания якутского народа и исторические записи русских первопроходцев подтверждают сложную социальную организацию народа саха в судьбоносный период вхождения в состав Российского Государства.

 

Посещение якутскими тойонами Царей Всея Руси в Москве в 17 веке, создание Якутско-Иркутского тракта, участие в Великой Северной Экспедиции и в освоении Русской Америки в 18 веке, создание Степной Думы в 19 веке, неуклонное увеличение численности населения Якутии - показывают гибкость и приспособляемость якутского народа к изменениям условий существования и показывают насколько быстро якутский народ смог интегрироваться в жизнь России.

Все это было бы невозможно без элиты народа, огромный вклад в создание которой вложил Тыгын Дархан.

 

Главой и Правительством Республики принято решение об установке памятника Тыгыну Дархану и о сьемках фильма по роману Далана "Тыгын Дархан".

В газете "Якутия" вышла статья Аиты Шапошниковой http://www.gazetayakutia.ru/index.php/component/k2/item/19389-pod-znamenem-tygyna-darkhana

 

В «Сахафильме» началась подготовка к съемкам исторического фильма.
Полнометражную киноленту по роману Далана о легендарном предводителе якутов снимет кинорежиссер Никита Аржаков, известный по таким картинам, как «Журавли над Ильменем», «Снайпер саха», «Дивная весна» и другие.

 

— Что такое подготовка к съемкам?
— Надо сделать подробный график съемок, выбрать актеров, изготовить костюмы, декорации, утварь, оружие, доспехи. На четыре года разрабатывается финансовый план, которого мы будем строго придерживаться. Все это оговорено в распоряжении правительства РС(Я) от 12 ноября.
— Вы верите в знаки судьбы и роль личности в истории?
— Верю. Первый сигнал я получил еще в 90-е годы, когда Андрей Борисов дал мне роль Великого Кудангсы. Потом у меня вышло два фильма о воинах. А несколько лет назад в моем родовом аласе Биттики нашлись железные доспехи и серебряное кольцо с руническими письменами. Это все звенья одной цепи.
Мы постараемся соблюсти дух и букву романа. Это будет картина о драме человека, взявшего на себя ответственность за свой народ. Недавно широко обсуждались проекты памятника Тыгыну Дархану на его родине. Так вот, мой герой не похож на монумент. Я вижу живого человека со всеми страстями, ошибками и победами над собой. Он будет созревать и меняться в течение всего фильма. Подспудно зритель будет ощущать вызов: а как бы ты поступил на его месте? Предания о Тыгыне есть в каждом улусе. Это значит, что он не зря прожил свою жизнь. Без него история Якутии сложилась бы иначе. Так что трактовать его личность однобоко, в худшую сторону нельзя. Наш небольшой народ должен иметь свои каноны и чтить их.
Чтобы добиться жизненности, мы протянули нить в будущее через потомка Тыгына. В фильме появится его маленький внук, позже вошедший в историю как Мазары Бозеков, которому судьба дала шанс воплотить надежды деда.
— Расскажите о творческой группе фильма.
— В картине заняты лучшие кинематографические силы. Сценарий написал мой давний соратник Владимир Кузьмин. Вторым режиссером и помощником по актерам приглашен Александр Лукин, автор киноленты «Государственные дети». Операторский корпус очень мощный. С нами будут работать Юрий Бережнев, Джур Березкин, Михаил Кардашевский, Роман Слепцов и другие. Главный художник фильма — Петр Бояркин. У него есть опыт работы в команде самого Алексея Балабанова. Художник по костюмам — Дарья Дмитриева. Автора саундтрека ищем. Я думаю, это будет композитор кино уровня Эдуарда Артемьева. Кроме того у нас достойные консультанты: профессор истории Андриан Борисов, краевед Прокопий Ноговицын, молодой историк Владимир Попов и биолог Николай Аржаков.
— У вас есть на примете основные актеры?
— Мы собираем под знамя Тыгына Дархана весь наш народ. Проект должен быть общенародным. Природа Якутии будет показана во всем ее богатстве. Съемки намечены в Хангаласском, Намском, Усть-Алданском, Чурапчинском, Таттинском, Амгинском, Мегино-Кангаласском районе, в вилюйских улусах, в Верхоянье. В этих улусах предстоит выбрать натуру и сделать кастинги. Уже в ближайшие недели этим займется Александр Лукин. Рассчитываем набрать не только профессиональных актеров. Самородки есть и в глубинке. У нас два центральных персонажа — Тыгын Дархан и Ньырбачаан, а также более двадцати героев второго плана. Плюс сотни людей для массовых сцен.
Есть важное требование — мужчины и парни должны крепко держаться в седле. Для фильма понадобится много верховых якутских лошадей — большеголовых, лохматых, выносливых. Не меньше пятисот коней! И мы их найдем. Наш народ способен сплотиться ради хорошей идеи!

 

 

Распоряжением Главы Хангаласского улуса от 30.07.2015 №921-р принята Концепция Года Тыгына в Хангаласском улусе.

 

КОНЦЕПЦИЯ

Года Тыгына, объявленного в Хангаласском улусе в 2016 году

 

l. Общие положения

Концепция, объявленного Года Тыгына в Хангаласском улусе(далее Концепция), разработана в целях увековечения имени выдающегося исторического, политического деятеля, пропаганды духовных ценностей и распространения знаний об истории родного края, патриотического воспитания молодежи, воздавая дань личности, символической фигуре современной духовной и политической культуры якутского народа - Тыгыну ( тойона кангаласского племени якутов).

Образ Тыгына – национального героя столетия живет в этническом и общественном сознании якутского народа и его духовной культуре. В последние 25 лет учеными-историками Якутии проведена большая исследовательская работа по изучению жизни и деятельности Тыгына Дархана. Вместе с тем отмечено, что личность хангаласского предводителя в этническом сознании народа саха является символом единения, становления якутской нации. Прославленный в легендах, удостоившийся особого упоминания в русских документальных источниках предводитель якутов Тыгын, всегда вызывал живой интерес у исследователей На состоявшейся в столице Республики 12 марта 2015 года конференции «Тыгын: былыргы дьыллар мындааларыгар», научное сообщество поставило точку в многолетнем споре, и признало Тыгына исторической личностью.

По мнению академика А.П.Окладникова Тыгын, благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, стал повелителем большинства якутских родов и племен. Он стремился объединить их вокруг себя с целью создания основ государственности, примерно так же, как в IХ в. происходило объединение Руси под властью киевских князей.

Реальный исторический Тыгын по праву занимает важное место в истории не только благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, но и по общей роли в социально-политической истории Якутии.

 

II. Основные цели и задачи

 

Предпосылкой для объявления в улусе Года Тыгына стали, реализованная в Хангаласском улусе трехлетняя программа Годов Духовности на 2011-2013 гг., которая дала импульс для повышения интереса к исследовательской работе, обеспечения сохранности в области исторического и культурного наследия улуса, в воспитании патриотизма, активной гражданской позиции, осознания каждым сопричастности к героической истории хангаласской земли, своей малой родины; поручение Главы Республики Саха(Якутия) от 08.08.2014 г. п.6 Пр-255-А1 по подготовке проведения конкурса на определение лучшего эскиза памятника и сквера «Тыгын Дархан» на долине Эркээни и утвержденного министерством культуры и духовного развития Республики Саха(Якутия) положения о творческом конкурсе на лучший эскиз памятника «Тыгын Дархан»от 22 мая 2015 г. № 194.

Основные задачи:

в целях увековечения имени легендарного Тыгын Дархана как национального героя, живущего в современном этническом и общественном сознании народа саха, в его духовной культуре, организация благоприятных условий для создания художественных произведений, публицистической литературы, произведений изобразительного, театрального искусства, традиционного художественного творчества, фольклорных жанров, документальных и художественных фильмов;

проведение широкой просветительской, информационной, ознакомительной работы среди населения об исторических событиях, сохранившихся преданиях подлинно исторической личности, могущественного родоначальника хангаласских якутов, повелителя большинства якутских родов и племен, продолжение исследовательской работы по изучению жизни и деятельности Тыгын Дархана;

консолидация работ по охране, выявлению и сохранению священных, сакральных мест, связанных как с именем Тыгына, так и других исторических личностей, на территории Хангаласского улуса и внесение их в государственный реестр сакральных и священных мест;

установление новых традиций по привитию и воспитанию патриотического духа среди юношей, молодых людей с целью воспитания физически и духовно здорового поколения.

 

Подготовлен План мероприятий Года Дыгына, включающий в себя:

- Установка памятных знаков в наслегах и сакральных местах, связанных с именем Тыгына

- Установка памятника Тыгыну в м. Орто Дойду

- Установка памятного мемориала народному писателю Яковлеву В.Н.-Далану

- Содействие в съемках фильма о Тыгыне Дархане

- Выпуск брошюры и путеводителя по историческим местам Тыгына

- Выпуск очередного номера журнала «Ханыл»с материалами о Тыгыне

- Подготовка материалов к выпуску книги о легендарных воинах - боотурах и спортсменах - хангалассцах.

- Улусная научно-практическая конференция «Изучение образа Тыгына, как исторической личности»(в 2 этапа)

- Открытый улусный конкурс-выставка свитков самодеятельных художников «Легенды о Тыгыне сквозь времена и события»

- Читательская конференция по произведению Далана - Яковлева «Тыгын Дархан»

- Ритуальное действо в целях увековечения имени прославленных хангаласцев-богатырей: установление рекорда (с памятной фиксацией) по поднятию знаменательных камней(валунов) в с.Качикатцы и с.Улахан-Ан.

- Ысыах посвященный Тыгыну Дархану в местности Орто Дойду

и многое другое.

 

 

 

Общество "Хаҥалас" и объединение студентов "Дархан", объединяющие земляков - выходцев с Хангаласского улуса в г. Якутске, планируют принять активное участие в мероприятиях Года Тыгына в родном Хангаласском улусе.

 

Н. Макаров выступает по мероприятиям Года Дыгына на заседании Общества "Хаҥалас".

Известный краевед, консультант фильма о Тыгыне Дархане Прокопий Ноговицын провел встречу с земляками-хангаласцами.

 

Моя страница в Дневниках якт ру.: https://nikbara.ykt.ru/ 

Мой сайт: https://nikbara.ru/

 

Мой канал в «Яндекс Дзен» - NikBara

 

Просьба подписаться на мой канал "Николай Барамыгин" на Ютуб!

 https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

 

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

 

Персональная страница в "Фейсбуке": https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках» https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте» https://vk.com/nbaramygin

 "Твиттер" https://twitter.com/NBaramygin

 

Избранное
  • 10 декабря 2015 г., 14:47
    Betyun   Пожаловаться

    Ок сиэ, сана киинэ!)

  • 10 декабря 2015 г., 15:29
    Клуб_Знакомств   Пожаловаться

    Он, если я не ошибаюсь, из-за своей вражды не пришел на помощь Легой Тойону, когда казаки высадились на землях борогонцев?

  • 10 декабря 2015 г., 16:12
    Cassual_Game   Пожаловаться

    Дьэ бу учугэй! Кытаатын! 8бугэлэрбитин билиэхтээхпит! 

  • 10 декабря 2015 г., 16:15
    aik   Пожаловаться

    с кого портрет рисовали, интересно? %)

  • 10 декабря 2015 г., 17:37
    Pash   Пожаловаться

    Возле Макарова Николая очень серъезный молодой человек сидит 

  • 10 декабря 2015 г., 18:14
    Harri80   Пожаловаться

    Аргыны,если память мне не изменяет входят в средний жуз и ведут родословную от Мейрам сопы,так же что они родственны к кипчакам,и что они есть канглы.

    У аргынов есть поговорка,

    Аргын ага, остальные его жага.

    жага - воротник .

  • 10 декабря 2015 г., 19:06
    Pedroykt   Пожаловаться

    Вместо Ленина, Тыгына поставьте) так как Якутская культура на высоте, и при том что уже 25 лет нет Советского Союза и переименуйте площадь)

    • 10 декабря 2015 г., 19:52
      Fruit   Пожаловаться

      Pedroykt, Ленина не трожьте, он не мало сделал для якутского народа. Памятник Тыгын Дархану нужен! он обязательно должен быть!

      Отдельно можно поставить памятник Тыгын Дархану, там же где фонтан, пускай смотрит в сторону Ленина, а Ленин на него)) 

  • 10 декабря 2015 г., 20:37
    Пашкевичь   Пожаловаться

    Портрет на Чукрова похоже)

  • 10 декабря 2015 г., 21:14
    VasyaO   Пожаловаться

    Аргыны судя Википедии это казахи, средний жус:

     

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B3%D1%8B%D0%BD%D1%8B

     

    получается что хангаласские якуты это предки среднего жуса казахов? неверится!!! врят ли он был аргыном, так далеко на север из казахских теплых степей сложно было зайти, да и зачем!!

     

  • 10 декабря 2015 г., 21:49
    айаннаах   Пожаловаться

    Необходимо раскопать Московский Архив покорения Сибири и Северо Востока (первоисточнике) и плясать оттуда...   

       Если следовать, "Мирского управления якутов" Софронов 1822 г. НацАрхив г.Якутска, то легко можно проследить выборы наслежных старшин инородческих через каждые3 года и кто в частности отработал свой выборный срок сполна или за какие деяния был отстранен.

      А теперь глядя на  эту фотографию встречи "аристократического" закрытого клуба "Хаҥалас" и студенческой организации "Дархан" невольно приходит озарение, что Афанасий-имя сакральное для Хангаласцев, символизирующее предателей Трона и избирателей улуса, кто не выдержал даже законом отведенный срок установления местного самоуправления на местах, тут особого ума и не надо,стоит поднять график муниципальных выборов и их срок, и послужной срок Почетных могильщиков самоуправления в Хангаласском улусе и все дела)))

      видимо так оно и есть...

        

                         

     

    • Автор
      10 декабря 2015 г., 22:38
      NikBara   Пожаловаться

      айаннаах, насчет могильщиков самоуправления поподробнее...

      • 12 декабря 2015 г., 05:56
        айаннаах   Пожаловаться

        NikBara, похвально,что интересуешься кто-же убивал и душил зачатки МСУ на местах (это собирательный образ по республике учредившей Департамент по государственной и муниципальной политике, по узурпации народовластия)  всем главам поселений, и улусов, добровольносдавшим все Позиции в те года,года становления и переходные на МСУ по федеральному финансированию тех полномочий селян..

             Все это по хронологии освоения адресных финансовых поддержек власти народа прописанных по своим поселениям, значатся в Вестниках Парламента РС(Я) и по отчетам счетной Палаты...

          Государство строили не для содержания промежуточной цепочки власти регионов)))

    • 11 декабря 2015 г., 14:39
      valhalla   Пожаловаться

      айаннаах, никто не раскопал Московский Архив покорения Сибири и Северо Вотстока (первоисточники), а ты уже знаешь, что там написано;) Логика просто ммуа;) И вообще по твоей логике - учи собвстенную историю по иностранным историкам, типа Вторую мировую омерика победила, на Японию бомбы скинула СССР итд итп, а если вообще в эту степь пошло, узнавай про себя от своего соседа;))

      • 11 декабря 2015 г., 21:00
        айаннаах   Пожаловаться

        valhalla, Московском Архиве по материалам покорения Сибири и Северо-Востока (первоисточники) как раз известны, и это ни для кого не секрет, вопрос кому какой интерес и с какой  стороны ракурс?

           Исследование, и праздный интерес две разные вещи)))

  • 10 декабря 2015 г., 22:06
    Алекс21   Пожаловаться

    Свою историю надо любить,изучать, ею просвещать народы.Вспоминать своих Героев на этом взращивать молодежь.Для всего этого необходимо возвращаться к первоисточникам,архивам.

  • 11 декабря 2015 г., 02:04
    Uraanxai88   Пожаловаться

    Бэртээхэй сонун))

  • 11 декабря 2015 г., 03:00
    mina2014   Пожаловаться

    хорошая идея -памятник,только где поставить?в каком улусе?а портрет собирательный,видимо.

  • 11 декабря 2015 г., 09:00
    Austin   Пожаловаться

    Однозначно памятник должен стоять в г. Якутске, желательно в центре. Понимаю, что он родом из хангалассов, но человек он был масштаба всего народа и республики, а не отдельно взятого улуса. 
     

  • 11 декабря 2015 г., 09:37
    rikk56   Пожаловаться

    надо

  • 11 декабря 2015 г., 09:56
    nurbakana   Пожаловаться

    Да, памятник Тыгыну нужен. В центре г.Якутска или во въезде в гоород.

  • 11 декабря 2015 г., 09:59
    avelly   Пожаловаться

    бэт да бэт!:))))

  • 11 декабря 2015 г., 16:43
    AWACS   Пожаловаться

    Ну положим, своего рода памятник в городе в виде гостиницы еще Михаил Ефимович поставил. До сих пор стоит. А вот почему башню острога называют Башней Тыгына всегда интересовало.

  • 11 декабря 2015 г., 16:53
    x-side   Пожаловаться

    На озере Сайсары есть полуостров, вот там и надо поставить памятник Тыгыну. 

  • 11 декабря 2015 г., 16:58
    AWACS   Пожаловаться

    Не думаю, чтобы Тыгын занимался такого рода древним, русским оборонительным деревыянным зодчеством. Башню как и острог ставили казаки однозначно, а вот тендер на подряд Тыгын у Бекетова выиграть мог, хотя и в это верится с трудом, учитывая его отношение к пришлым. А вот Легей вполне мог сотрудничать, ведь первый казачий острог то был на его территории, если я не ошибаюсь. 

    • Автор
      11 декабря 2015 г., 17:45
      NikBara   Пожаловаться

      AWACS, у якутов были деревянные крепости, которые даже приходилось обстреливать из пушек. И в Русскую Америку якутов вербовали как строителей.

    • Автор
      11 декабря 2015 г., 17:46
      NikBara   Пожаловаться

      AWACS, первый острог был на территории тойона Мымака из Намского улуса. 

  • 11 декабря 2015 г., 16:59
    AWACS   Пожаловаться

    На озере надо ставить памятник старушке Сайсары... Истинной хозяйкой этих мест.

  • 11 декабря 2015 г., 22:02
    Alexander_Sakha_89   Пожаловаться

    Надеюсь фильм не слишком длинным сделают как книгу, Борисов в недалеком прошлом снял фильм про ЧХ из книги Лугинова, получилось УГ длительностью 3ч!!!!!!!!!

  • Автор
    21 декабря 2016 г., 07:11
    NikBara   Пожаловаться

    http://zaimka.ru/borisov-tygyn/?_utl_t=fb

    Якутский тойон Тыгын исторический и легендарный (опыт историко-биографической реконструкции)

     

    Сегодня в условиях национального подъема в Республике Саха (Якутии) имя якутского тойона Тыгына у всех на слуху. Прославленный в легендах, удостоившийся особого упоминания в русских документальных источниках предводитель якутов Тыгын всегда вызывал живой интерес у исследователей [1]. Образ властного тойона попал на страницы публицистической и художественной литературы, стал источником вдохновения для деятелей изобразительного и театрального искусства. Тыгын как символическая фигура стал достоянием современной духовной и политической культуры якутского народа. Составить его жизнеописание актуально и вместе с тем необычайно сложно. В лице Тыгына перед нами предстает не просто конкретная личность, но и целая эпоха, феномен фольклорного и этнического сознания [2].

    В огромном разнообразии легенд о Тыгыне чаще всего встречаются следующие мотивы: особые обстоятельства рождения, месть тунгусам за убийство родичей, истребление хоринцев и других древнеякутских уусов (кланов), нападения на прославленных богатырей Намского, Борогонского, Батурусского и других улусов, избиение своих сыновей Муос уола и Таас Уллунгаха, притеснения, чинимые брату Малльагару, изгнание многих якутов на р. Вилюй и р. Олекму. Кроме того, те же легенды наделяют Тыгына необычными качествами. Согласно некоторым из них, он обладал большой силой и мог переговариваться через Лену со своим братом Хара-Сырай-Джогудаем, а на громадного коня Тыгына можно было садиться только при помощи трех стремян. Таким грозным предстает Тыгын в фольклоре [3].

    Кем же был на самом деле Тыгын? Дату его рождения установить невозможно, т. к. нет источников. По косвенным данным можно предположить, что родился он не позднее 1580-х гг., ибо старшие сыновья его с первых лет русской колонизации уже действуют как самостоятельные тойоны.

    Его отец Мугджан-Мунньян (Мулзяк или Мындяк по русским документам), имел кроме Тыгына еще семь сыновей [4]. Свой род они вели от прародителя всех якутов Эллэя. По другой версии, Тыгын происходит от убитого тунгусами старшего сына Эллэя Хатан-Хангаласа [5]. В конце XVI — начале XVII в. ага ууса Тыгына переживал период подъема, возглавляя всех хангаласцев.

    Саха издревле жили кланами (ага ууса) — сравнительно небольшими группами, объединёнными кровно-родственными, идеологическими, хозяйственными связями. Русские документы называли ага ууса «родом», например: «взято государева ясаку с кангаласково князца с Еюка, да с отца ево Ники и с их роду и с улусных людей 100 соболей без хвостов». Численность таких объединений колебалась от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Основу клана составляли несколько родственных по отцовской линии семей (отсюда происхождение другого термина, обозначающего клан — «патронимия» и якутского — ага ууса, т. е. «клан отца»). В состав таких групп входили не только действительно родственные семьи, но также номинально родственные (приёмные или же просто верившие в своё родство с этим кланом) члены вместе со своими семьями, но имевшие зачастую равные права с ними. В этом одно из главных отличий ага ууса от понятия «род». Кроме того, в подчинении главной семьи всего клана (патронимической группы), которую возглавлял тойон ага басылык находились неродственные, неполноправные члены, иногда вместе со своими семьями. Русские документы XVII в. называют их «живущими подле» своих, как правило, богатых соседей. Наконец, совершенно бесправными членами ага ууса были кулуты (рабы), по письменным источникам известные как «холопы». В ага ууса верили в общее происхождение от одного знаменитого реально жившего предка — воина, шамана и т. д., но общая коллективная собственность ограничивалась пастбищами и охотничьими промыслами. Во главе ага ууса стоял тойон — представитель так называемой тойонской семьи, которая считалась таковой по степени наибольшей близости к первопредку (ещё один признак патронимии). Тойон мог принадлежать к военному сословию и содержать дружину, состоявшую из профессиональных воинов.

    Согласно одной из легенд тунгусы истребили почти все потомство Эллэя. Уцелел только четырехлетний мальчик. Это был Тыгын. Когда ему исполнилось шесть лет, боги ниспослали знамение будущего величия Тыгына в виде сгустка крови на острие копья [6]. Достоверное зерно содержится в указании на контактную этническую зону между тунгусами и якутами на западной окраине Хангаласского улуса. В древности там вполне могли иметь место частые столкновения из-за богатых в то время промысловых угодий.

    К тому моменту, когда на берегах Лены появились русские, Тыгын достиг наивысшего величия в качестве кланового главы хангаласцев. Например, в царском наказе первому якутскому воеводе Петру Головину от 6 августа 1638 г. Тыгын наравне с крупным мегинским тойоном Бодоем Борбоевым (Мегинский улус в то время был самым крупным по численности населения) назван «лутчим тайшей« [7], т. е. «лучшим князем» — отличным от остальных якутских тойонов-«князцов». Все легенды величают Тыгына не иначе как «саха мунгур ыраахтаагыта» — «якутским царем». Таковым он стал благодаря своему богатству, накопленному во время многочисленных походов на различные якутские уусы и улусы. Он имел обыкновение, услыхав о появлении где-нибудь сильных воинов, пытаться либо уничтожить таких людей, либо сделать послушными себе.

    Лучший знаток и собиратель якутского фольклора С. И. Боло обобщил основные варианты преданий и легенд о Тыгыне, где говорится об его возвышении над другими якутскими уусами и улусами. Тыгын назван потомком Эр Соготох Эллэй Боотура в шестом колене. Его дед Тюсюлгэ Даххан (Дойдуса Даххан) жил в Немюгинской земле. В то время здесь обитало много тунгусов, которые убили Тюсюлгэ Даххана. Тыгын воюет с тунгусами и изгоняет их на запад и на север.

    У Тыгына согласно легендам было шесть или восемь сыновей и дочь-удаганка (шаманка). Его окружали приглашённые им многочисленные боотуры и работники. Среди них такие известные фольклорные персонажи как батурусец Батас Мендюкээн и нахарец Бегюль Беге. Нахарцы, мальжегарцы, жемконцы были родственниками Тыгына.

    Владения кангаласского тойона простирались от Намского улуса до мальжегарцев. Местожительством Тыгына являлись озера Сахсары, Ытык, Юрюнг-кюель, Кытаанах Кырдал. Для расширения своего могущества и увеличения богатства Тыгын совершал многочисленные поход на соседние уусы и улусы. Особо неприязненные отношения сложились у него с потомками Омогой Баай«я — с уусами Вилюя, Нама, Хоро, Баягантайя. Отдельные кровнородственные группы во главе с такими известными родоначальниками как Кээрэкээн ойуун и Легей Тойон отошли от Тыгына и расселились на востоке от Лены. Уходили от Тыгына и некоторые его боотуры, например, Чоллооной, Нам огуса, Бекель Беге. На новых местах они дали начало целым уусам. Это дьохсогонцы, борогонцы, бахсытцы. Батас Мендюкээн, которого Тыгын согласно преданию увёз ещё мальчиком из родной Амги, возмужав, бежит на родину и от него впоследствии произошли хатылинцы.

    Таким образом, заключает С. И. Боло, влияние Тыгына постепенно слабеет из-за отпадения от него подчиненных ранее ему людей, положивших начало своим собственным уусам. К приходу русских Тыгын был уже дряхлым стариком. Умер он в Немюгюнцах [8].

    К сожалению, мы не имеем возможности сопоставить фольклорные данные с другими источниками. Именно от фольклорной традиции идет тенденция оценивать легендарные походы Тыгына как политику объединения якутского народа. Но если попытаться поискать в преданиях и легендах ее побудительные мотивы, то их практически нет в наличии. Как правило, консолидация в любом обществе будь то традиционное или современное происходит в силу экономических причин (производственная интеграция, торговля) или внешней угрозы (давление со стороны сильного внешнего противника). Наконец, объединительным фактором выступает государство. В якутском обществе в эпоху Тыгына государства не существовало.

    Клан Тыгына выделялся по сравнению с другими прежде всего своей многочисленностью, богатством скотом, его люди занимали лучшие земли. Из восьми сыновей Мугджана к приходу русских в документальных источниках упоминаются пять. Кроме Тыгына известны имена Ники (Семена), Сергуя Старого, Чегуная-шамана и Гадакая. Каждый возглавлял свое многочисленное семейство. Например, у Ники родилось шесть сыновей: Оттуй, Одукей, Еюк, Тогокта, Булканей, Оргузей. Сам же Тыгын имел 11 сыновей: Бозеко, Откурай, Кузагай, Чабда, Ивак, Етеня, Челяй, Чомчо, Тюсюк, Тесен, Куржегас [9]. Всего по ранним русским источникам восстанавливаются имена более 90 взрослых мужчин в трех поколениях от Мугджана по нисходящей линии. Это про них казачий атаман И. Галкин писал в 1634 г.: «кангаласские князцы людны и всею землею владеют, и иные многие князцы их боятца» [10].

    Численность хангаласцев можно установить по документам ясачного сбора. В одной из первых ясачных книг за 1641 г. было записано 35 кангаласцев, давших ясак. В 1648/49 г. стало 111 ясакоплательщиков, в 1656 г. — 328, в 1662 г. — 545, в 1700 г. — 738, в 1708 г. — 837 [11]. В число ясакоплательщиков включали взрослых мужчин примерно от 16–18 лет. Значит где-то в середине XVII в., когда относительное большинство якутского населения было объясачено и ясачные списки стали более или менее отражать действительное народонаселение, хангаласцев было около 2,7 тыс. чел. Таким образом, по мнению советских историков, улус входил в число шести крупнейших улусов, насчитывавших по 2–5 тыс. чел. каждый.

    Из десяти крупнейших семейно-родственных групп хангаласцев потомство Мугджана отличалось тем, что владело самым большим количеством скота — не менее 1600 голов [12]. В других улусах никто не мог с ними сравниться по этому показателю. Две из трех великих долин Лены (Туймаада, Эркээни, кроме Энгсиэли) находились под властью Тыгына. Также в число владений его клана входили земли на правом берегу Лены (современные Жемконские наслега, например). Не случайно память о богатстве Тыгына сохранилась в легендах.

    Такая экономическая мощь позволяла, по-видимому, иметь достаточно большое количество воинов. В легендах говорится, что в дружине Тыгына было до 200 боотуров [13]. Фольклорные источники косвенно подкрепляются письменными. Так, например, в середине 1636 г. сыновьям Тыгына — Откурай и Бозеко удалось для нападения на Ленский острог собрать 4-х-сотенное хангаласское ополчения. После неудачного столкновения с казаками хангаласские тойоны вновь организовали войско, причем «иных сторонних речных князцов собрали и с Мотмы (Ботомы?) и с Сини и с Лены рек, и нюрюптейского князца Киринея со всеми улусными людьми, сот с шесть и больше» [14]. Если даже сыновьям Тыгына удавалось собирать столь значительные по тем временам вооруженные силы, то что говорить о военных мероприятиях их отца — прославленного воителя?

    В 1631 г. атаман И. Галкин с отрядом выдержал бой с Тыгыном и князцом Бойдоном, которые, как он сообщал в своей челобитной грамоте царю, «с нами, холопами твоими, дрались по вся дни и твоего, государева, ясаку нам не дали и нас, государь, холопей твоих, не хотели ис своей земли выпустить» [15]. Таким образом, Тыгын был главой самого крупного кланового объединения не только среди хангаласцев, но и по сравнению с ага уустара из других якутских улусов.

    Более того, образ Тыгына несет в себе очень древние черты, относящиеся к дорусской эпохе. Они доказываются его неразрывной связью с образом богатыря-одиночки, самым ярким примером которого выступает Бэрт-Хара. В каждом улусе, кроме, естественно, Кангаласского, отчасти, Мегинского, есть свои легендарные богатыри-одиночки. Например, в бывшем Батурусском улусе это Батас Мэндюкээн и Ураанай-боотур, в бывшем Баягантайском — Тисикээн Бєгє и Модьукаан Бєгє, в Намском — Чорбогор-баатыр, Кююстээх Саалаах Кюсэнгэй-баатыр и т. д. При всей условности термина «богатырь-одиночка», есть общие черты, точнее целый набор фольклорных моментов, объединяющих перечисленные выше персонажи: главное занятие — охота, обладание сверхестественными личными качествами, состязание и победа на ысыахе, устрашение своих противников, например, мотив исполинского лука, который никто не может натянуть и т. д. Эти богатыри противостоят Тыгыну-захватчику, защищают свою землю, свой уус. В тех локальных устных традициях, где мы не наблюдаем образа богатыря-одиночки, также присутствует мотив борьбы против посягательств Тыгына, но герои этих легенд и преданий заметно отличаются от Бэрт Хара. Это мальжегарские герои Соххор-Дуурай, богатыри Хабар и Джапсар, бетюнские братья-«волки», амгинский Омоллоон, родоначальники многочисленных наслегов Мегинского улуса, например, Тєнгюлгэ ойуун, Согоруу Даары, Идельги боотур, отважные ходоринские витязи и др. В образах некоторых можно увидеть черты, сближающие их с образом Тыгына. Например, Омоллоон, подобно своему кангаласскому прототипу стремился расправиться с другими богатырями и захватить их жён, скот, земли.

    Таким образом, вычерчиваются два больших ареала. В одном господствует образ богатыря-одиночки, в другом воспевается властный Тыгын. Это результат сложных этнических процессов, протекавших на Средней Лене задолго до прихода русских. Такие критические периоды всегда рождают яркие образы в этническом самосознании, проявлением которого и являются так называемые исторические легенды и предания [16]. Это время запечатлелось в легендарной эпохе «кыргыс юйэтэ» («век войн»), когда господствовал принцип: «кто сильный, тот выживал». Яркую картину этого воинственного времени представил в своей книге якутский этнограф Ф. Ф. Васильев [17]. Та жестокость, с которой уничтожались целые уусы не может быть объяснена с морально-этических позиций. Так могли поступать только с иноплеменниками. Якутские легенды и предания запечатлели то отдалённое время, когда на Средней Лене происходило становление якутского этноса.

    К приходу русских Тыгын действительно выделялся своей экономической мощью и влиятельностью в качестве кланового главы среди других якутских тойонов. Об этом свидетельствуют и письменные, и фольклорные источники. В легендах очень подробно описывается первая встреча Тыгына с русскими [18]. Фольклор приписывает Тыгыну вначале благосклонную встречу двух самых первых русских пришельцев, которые понравились ему своей трудолюбивостью. Он даже взял их к себе в работники. Через некоторое время прибыли другие более многочисленные «люди с длинными носами». Они построили крепость, которую Тыгын и его воины пытались уничтожить. В одном из боев Тыгын погиб. Так говорят многие предания, помимо вышеприведенной версии С. Боло о смерти от старости.

    Г. В. Ксенофонтов, как и многие другие старые исследователи, рассматривая Тыгына в качестве верховного правителя саха, способного передать свою власть русскому царю. Быстрый успех небольшого отряда Бекетова (30 человек), подчинившего за один год 31 якутскую волость Ксенофонтов объясняет именно данным обстоятельством. Причём атаман попытался скрыть эту передачу власти, приписав покорение обширного края своей храбрости и деловитости. Смерть «виновника торжества Бекетова», который не успел «пожать плода своей дальновидной дипломатии», также способствовала завуалированию данного исторического факта. «Добровольное принятие Тыгыном подданства далёкого московского царя нельзя не рассматривать как акт зрелого размышления, а не минутного страха или старческого слабоумия. В легендах якутов Кангаласского улуса проскальзывает мотив о слишком большой дряхлости и отупении их Тыгына. Это несомненно результат обработки общественного мнения повстанческих отрядов, которым было необходимо аннулировать распоряжение своего умершего Тыгына. Последний по своему положению должен был получить подробную информацию о надвигающейся с запада казачьей опасности с того самого момента, когда казаки появились в верховьях Нижней Тунгуски и донесли в Москву о новом народе «якольцах», населяющих великую реку Лену, а это имело место ещё в 1620 г. В 1630 г. мангазейские казаки впервые поплыли вниз по Вилюю и добрались до устья Вилюя, повторив этот опыт и в следующее лето. Следовательно, якутский Тыгын прекрасно знал с каким народом имеет дело, каковы должны быть его силы и технические приёмы. Он должен был жить настороже, что казаки вот-вот появятся и вниз по Лене. И единственный путь спасения он мог видеть лишь в добровольном данничестве и в возможности сговориться с верхними слоями пришлых завоевателей. Переселиться со своим народом на другие места он не мог. дать вооружённый отпор, но как с луками итти против огнедышащего вооружения страшных пришельцев? Да и его люди давным давно перестали вести серьёзные войны, о чём рассказывается только в богатырских былинах» [19]. Если идея о природе политической власти Тыгына в трактовке Г. В. Ксенофонтова выглядит небесспорно, то в идее о причинах удивительно быстрого замирения якутов, по-видимому, есть рациональное зерно. Действительно, пример действий крупного и авторитетного тойона мог сильно повлиять на поведение других не столь сильных тойонов.

    В отличие от исследователей, относивших время «кыргыс юйэтэ» (эпоха легендарного Тыгына), к XVI — началу XVII в., мы считаем, что легендарное ядро фольклорного цикла сложилось в более древнее время. Возникшие после XVII в. исторические предания о временах близких к приходу русских оказали на него непосредственное воздействие. Первоначально во второй половине XVII в. возникает родовое предание об одном из реальных родоначальников кангаласских саха, оказавшем достойное сопротивление казаками и попавшем в русские документальные источники. Уважение, которое снискал этот воинственный кангаласский князец, было перенесено на весь род Тынины. Его сыновья в русских документах величаются не иначе как «Тыниненки» («Тыгыновичи») [20].

    В формировании ореола величия вокруг имени Тыгына важную роль сыграло то обстоятельство, что хангаласцы были сильнейшим подразделением древних саха и занимали самые лучшие земли в центре Якутии. В дальнейшем в связи с широкой хангаласской колонизацией (под давлением ясачного режима многие кланы и отдельные группы переселялись со Средней Лены на окраины) образ Тыгына стал приобретать всё большую известность. Рост политического самосознания якутских тойонов в XVII–XIX вв. также оказал воздействие на структуру предания. Происходит окончательное сращивание древней легенды о Тыгыне с историческими преданиями, отражающих событиях XVII в. Фольклорное произведение идеологизируется. Проводится мысль о Тыгыне — собирателе якутских земель. Легендарным набегам на другие улусы и уусы придаётся значение объединительных походов. Сильное развитие получает последняя часть предания, в которой говорится о приходе русских. В лице Тыгына стали видеть символ освободительной борьбы. В некоторых преданиях проскальзывает мысль, что с гибелью Тыгына земля саха поддалась русским. Личность этого деятеля содержит в себе все устремления предков саха, связанные с борьбой с иноземцами. Несколько странно, что имена других активных борцов с казачьими отрядами в фольклоре не упоминаются, например, бетунских князцов Камыка, Мазея, батулинского князца Ногуя, нерюктейского князца Киринея и многих других. В целом исторические события начала колонизации Якутии Русским государством концентрируются вокруг имени Тыгына. Процессу становления якутской нации, таким образом, как в случае и с другими этносами сопутствует формирование в этносознании народа определённого символа, воплощенного в идее единого правителя. Вот почему образ Тыгына — национального героя живёт в современном этническом и общественном сознании якутского народа, в его духовной культуре.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь