home
community-header

                    
                    
Летающий кран на вечной мерзлоте. Как в Якутске телевышку строили
Ninelle_Ykt 21 июля 2021 г., 18:11 в Якутск. Городские легенды 2968

Якутская телебашня была подарком к 60-летнему юбилею ЯАССР. В ее строительстве участвовали специалисты со всего Союза – она стала второй в истории страны, смонтированной с воздуха.

241-метровую вышку собирали посекционно, в центре города, средь бела дня.  Фото: pastvu.com

 


4 дня вместо трех месяцев

 

На начальном этапе строительством телевышки занималась бригада из Хабаровска. Они соорудили мощный свайный фундамент под опоры основания. Чтобы удержать конструкцию весом почти 500 тонн в условиях вечной мерзлоты, каждую из них выполнили в виде квадрата со сторонами в 31 метр (полный текст статьи - здесь).

На первом этапе монтажа конструкций работал подвесной кран грузоподъемностью до 2,5 тонны. По мере набора высоты подключился 12-тонный кран. Изначально предполагалось, что сборка вышки будет вестись традиционным способом. Но потом передумали – чтобы сэкономить время и деньги, 13 верхних секций и антенну монтировали с воздуха. Вместо трех месяцев, положенных для земных методов сборки, работы заняли 4 дня и обошлись на 230 тысяч рублей дешевле.

На этом кадре отлично видно, как изменился Якутск за эти годы. Фото: Городские проекты.

 

Летом 1982 года в Якутск прибыл экипаж военного транспортного вертолета Ми-10К вертолетчиков из Тюмени во главе с заслуженным пилотом СССР Н.Н.Бабинцевым. Николай Николаевич был одним из лучших «воздушных монтажников» в стране, поэтому ему доверили первым в мире монтировать телевышку на вечной мерзлоте.

Н.Н.Бабинцев и Н.Быкадоров 

 

Ми-10К – разработка советских конструкторов, его ещё называли «летающим краном». Он мог поднять в воздух до 15 тонн груза и отличался высочайшей точностью, поэтому был очень востребован в стране и за рубежом. В Якутске крылатые помощники подключились к работе с отметки 138 метров.

 

Команда «Вышка»

 

Элементы решетки выполнены из бесшовных горячекатаных металлических труб. Конструкции собирали на городском ипподроме – секции монтировали и готовили к перевозке Василий Духанин, Александр Лымарь, Анатолий Серебряков, Олег Емцов, Николай Ларин, Виктор Перелыгин, Анатолий Косабуцкий и Николай Бородин. Между собой участники операции общались по радиосвязи.

Перед подъемом в воздух места стыков стоек и блоков шлифовали, а затем проверяли каждый ограничитель, каждую «ловушку». Когда вертолет взлетал с ипподрома, в эфире звучала команда «Вышка».

С городского ипподрома поднимают финальную деталь, установленную с вертолета, - 16-метровую антенну. Фото: gallery.ykt.ru/AIRBUS.

 

Монтаж многотонных конструкций на лету шел средь бела дня в самом центре города. За определение маршрута винтокрылой машины над Якутском отвечала целая комиссия. Из соображений безопасности секции с ипподрома везли в обход города: через Сергелях, в сторону Чочур-Мурана, к Хатынг-Юряху и уже оттуда – над улицей Кирова к месту сборки. С учетом возможного изменения направления ветра подходы к объекту были отработаны с двух сторон – северной и южной.

В Якутске впервые в стране «обкатали» новую технологию монтажа с нижней кабины. Под кабиной пилота находилась еще одна, подвесная, застеклённая со всех сторон, – место ведущего оператора. Его занимал сидящий лицом к хвостовой части винтокрылой машины Бабинцев. Когда «летающий кран» зависал над башней, он брал управление на себя и в одиночку «сажал» на место многотонные конструкции. В такие моменты из-за ветра огромный вертолет ходил ходуном – встать на ноги в кабине было практически невозможно.

Г.Кадымаев и Г.Майструк

 

Принимали и закрепляли блок-секции верхолазы-монтажники из Хабаровска: Н.Быкадоров, А.Поночевный, А.Гадзанов, А.Разгильдеев, Ю.Ростов и Г.Кадымаев. Руководил «отчаянной семеркой» опытный бригадир Григорий Майструк, который участвовал в монтаже Останкинской телебашни.

 

Отклонения – в миллиметрах

 

При таком весе сооружения допустимые отклонения от проекта исчисляются в миллиметрах. Поэтому монтажникам и вертолетчикам помогали геодезисты Михаил Пикулык, Анатолий Иванихов, Валерий Сутарихин и Эдуард Гастиловский. Они находились в разных точках города и корректировали действия вертолетчиков и верхолазов, чтобы башня стояла строго вертикально.

Установку антенных устройств производили бригады Г.А.Герасименко и В.А.Эдемиллера из радиотелевизионного передающего центра ПТУС ЯАССР и бригада Е.А.Никитина из СМУ-2 Московского управления строительства Минсвязи СССР. Стальные детали, электрооборудование и аппаратуру для якутской башни изготовили и привезли со всех концов страны.

Телевышка, которую ввели в эксплуатацию в октябре 1982 года, позволила якутянам смот­реть не две, а три прог­раммы. Благодаря ей радиус телевещания увеличился до 70 км, повысилось качество при­ема на «голубых экранах» Якутска, Жатая, Октемцев и Кангалассов. Значи­тельно улучшился телеприем в Мохсоголлохе, Борогонцах и Намцах.

За шикарное фото спасибо Иону Иванову.

 

Телебашня Якутска – седьмая по высоте в России. Сегодня она обеспечивает вещание двух мультиплексов цифрового ТВ и 8 FM-радиостанций, её обслуживанием занимаются 8 специалистов-высотников. Красно-белый цвет у башни не для красоты – это сигнал, обозначающий линейное препятствие, который пилоты самолетов видят издалека.

Телесигнал с башни охватывает более 308 тысяч человек в 32 населенных пунктах.

___________

 

С телевышкой Якутска у меня связана личная история – она сразу всплыла в памяти, когда приступила к работе над текстом.

 

В середине 90-х мы ходили всем классом в театр. Когда отгремел балет, вскрылась неприятная история: из пакета, в который мы сложили несколько меховых шапок (в гардероб их тогда не принимали), одну украли. Мою – норковую, моднявую, купленную буквально пару недель назад. Вызвали тогда ещё милицию, и приехавший наряд увез меня и двух одноклассников Артема и Сергея в первый ГОМ. Пока составили протокол и записали показания, на часах была почти полночь. Однако стражей порядка это не смутило: закончив, они милостиво отпустили нас на все четыре стороны.

Картина маслом под названием «Где-то в Сайсарах»: темень, ни одного фонаря и трое школьников в двух шапках. Район никто из нас не знал. Вышли из участка, огляделись и пошли в сторону самой широкой улицы – решили сориентироваться по ее названию. Правда, это ничего не дало, и мы вконец растерялись. И тут я увидела огни городской телевышки. Мы пошли на них, и уже через каких-то 10-15 минут начали узнавать местность, а через час стояли возле моего подъезда. Такая вот история про путеводную башню.

Избранное
  • 21 июля 2021 г., 19:53
    shadowcat   Пожаловаться

    в бытность абитурой по ней нашла дорогу домой с Сергеляха^.^ 

    на фотках города с высоты ориентир смотреть где дом:)

  • 21 июля 2021 г., 20:50
    NikBara   Пожаловаться

    А шапку нашли?

  • 21 июля 2021 г., 22:53
    Denizgo   Пожаловаться

    А у всех работает второй мультиплекс?

  • 22 июля 2021 г., 00:12
    Anoriel   Пожаловаться

    Никогда даже и не задумывалась о том, как строили эту вышку 🙃 Впечатляет ))

  • 22 июля 2021 г., 01:00
    Iamanastasia   Пожаловаться

    Вау, спасибо за пост. Отец рассказывал, что в Чите в Забайкальском крае по телевизору показывали строительство якутской телебашни. Он служил там и скучал по Родине. 

  • 22 июля 2021 г., 09:02
    Parkso   Пожаловаться

    на ипподроме вертелы эти базировались. пилоты почему то ящиками лимонад постоянно покупали)))

  • Спасибо за пост, покажу своей внучке, буквально недавно спросила об этом. В детстве я видела эти вертолеты, как они строили. 

  • 22 июля 2021 г., 10:56
    Курильщик   Пожаловаться

    Наблюдал монтаж вышки вертолетами из окна дома, было весьма захватывающее зрелище

  • ))) а я была уже подростком и приехала на каникулы к сестре и оказывается мне довелось быть свидетелем такого значимого события и еще помню в тот год, было большое событие 360-летие и моя сестра была среди тех кто эти цифры изображал на стадионе, смотрели телевизор все вместе и смеялись. У них еще юбки такие двусторонние были, белая и красная сторона и они двечонки еще смущались, когда по сценарию они должны были на ходу поменять их ))) веселое время было )))

  • 22 июля 2021 г., 10:58
    Corvair   Пожаловаться

    Кстати, что наша, что Эйфелева башня - это типичные вышки, так как внутренний объём не используется, а Останкинская именно башня, поскольку имеет используемый внутренний объём.

  • 22 июля 2021 г., 11:10
    Alexykt50   Пожаловаться

    Мне было 12 лет и мы с пацанами целой ватагой на велосипедах приехали к ипподрому, там стояли конструкции, и оттуда вертолет их возил... Это было конечно событие)

  • 22 июля 2021 г., 11:14
    Россия24   Пожаловаться

    Помню как её строили!Особенно помню когда у нас показывала только одна программа и то что то по часам-местная и в записи первый канал вроде передавали.Постоянно что то отключалось, ломалось непоказывало.Когда остов поставили без шпильки стали доступны вроде бы стали доступны 3 программы.1 й канал 2 й день в день и третий.Типо как то так.У нас был телевизор таурас ламповый ч/б  и мы тогда купили первый полупроводниковый телевизор цветной...ох не помню название.

    Это была всесоюзная стройка которая дала толчок к развитию Якутска и Якутии в целом!Вот вам и ненавистный СССР!) 

    • Автор
      22 июля 2021 г., 11:19
      Ninelle_Ykt   Пожаловаться

      Россия24, тоже не помню ничего хорошего про телевидение в детстве - пичаль, да и только.

      С другой стороны, может и хорошо - все время на воздухе были, во дворах, с друзьями

    • 22 июля 2021 г., 14:33
      And_   Пожаловаться

      Россия24, Как монтировали тоже, прекрасно помню - у нас с балкона был шикарный вид), но вот, какого то "вау!" качества вещания после ввода в эксплуатацию - не помню. Скорее всего, переход к новым форматам был постепенным, по мере ввода в строй новой приемо-передающей аппаратуры и для нас (в центре) высота вышки значения не имела. Помню только, что стала показывать 3-я программа, но ее никто не смотрел. А!, ну еще, по моему, увеличилось время вещания по второй, только, не помню когда именно это произошло.

      • 22 июля 2021 г., 18:31
        Россия24   Пожаловаться

        And_, Да!Что типо того! Я уже смутно помню.Но вроде так и было.Постепенно вещание улучшилось.Большой проект-длительная реализация.Там помимо конструкции первое-обеспечение правительственной связи.Электричество сами антенны-передатчики-оборудование. Конечно все делалось постепенно.!Но на то время для нас это было вау!!)))

      • 22 июля 2021 г., 18:32
        Россия24   Пожаловаться

        And_, если с нынешним сравнить конечно на тот момент все двигалось семимильными шагами!-ну что ж сделаешь другие времена-другие технологии!)

        • 22 июля 2021 г., 23:17
          And_   Пожаловаться

          Россия24, Зато, это была репетиция показа первых "мыльных" сериалов - с возгласами: "летит, летииит!!", жизнь замирала - народ останавливался на улицах, вываливался из магазинов, высыпал на балконы. И смотрел. 10-15 минут полного прекращения всех остальных видов деятельности - как при показе "Изауры" или чего еще там было не помню в начале 90-х))))

  • 22 июля 2021 г., 11:20
    тихас   Пожаловаться

    служил в армии-81-83, не мог посмотреть на сие красоту.

  • 22 июля 2021 г., 11:21
    Ro_   Пожаловаться

    202 мкр и не пахнет, на оржанке деревяшки. Клево

  • 22 июля 2021 г., 11:48
    AntonTretiakov   Пожаловаться

    Великолепная публикация! 

  • 22 июля 2021 г., 12:23
    alexa   Пожаловаться

    Однажды в башню чуть грузовой "антей" не налетел на взлёте. Круто вправо маневрировал чтобы облететь. Мы жили почти под башней и всё лето на улице время проводили. Когда огромные вертолеты над нами зависали зрелище было для детворы потрясное.

    • Автор
      22 июля 2021 г., 12:24
      Ninelle_Ykt   Пожаловаться

      alexa, ого, вот это да! Про Антей история во время строительства башни была или позже?

    • 22 июля 2021 г., 15:10
      AntonTretiakov   Пожаловаться

      alexa, вы уверены, что это был Антей, он же Ан-22? Дело в том, что курс взлёта с обеих (тогда используемых) полос аэропорта Якутск пролегает очень в стороне от местоположения телебашни. И в Якутске, насколько я знаю, не было ни одного базового Ан-22, только Ан-12.

      • 22 июля 2021 г., 15:22
        alexa   Пожаловаться

        AntonTretiakov, В те времена антеи еще летали достаточно активно и взлетали часто над центром, а тот самолет очень близко от башни пролетел. Резкий крен вправо, затем влево и далее курсом. Вряд ли пилоты решили просто так крылом помахать. Кажется круче гула двигателей антея только гул двигателей "медведей".

  • 22 июля 2021 г., 12:29
    Карузо   Пожаловаться

    Спасибо Великому Советскому союзу и  народу! Сейчас квазикапиталисты уже который год рожают только проект не то что постройку моста. Советы бы сделали быстро и качественно. //////// Да я помню то лето, было жарко как нынче.

    • Автор
      22 июля 2021 г., 12:31
      Ninelle_Ykt   Пожаловаться

      Карузо, интересно, почему в советские годы вопрос строительства моста активно не ставили? 

       

      • 22 июля 2021 г., 12:41
        Карузо   Пожаловаться

        Ninelle_Ykt, потому что мост был не нужен, в настоящее время проблема так же не актуальна. Из этой стороны реки нечего вывозить. Вот если найдут золотую жилу или кимберлитовую трубку , то мост построят в режиме Крымского.  В настоящее время накал страстей возбуждают только заречные ради своих житейно-бытовых нужд. Что касается высоких цен на товары в городе и округе, то ситуация вполне решаемая без 100 млрд инвестиций  в долг. Всего  то надо запустить на полную мощность жд возможности и дополнительно приобрести 10 паромов.

        • Автор
          22 июля 2021 г., 12:54
          Ninelle_Ykt   Пожаловаться

          Карузо, частично соглашусь: если найдут новое месторождение, его за пару лет поставят.
          Жд и паромы полностью проблему с ценами не решат: к тому же, сейчас  разница в стоимости с другими регионами уже не так велика, как раньше. Ну и про межсезонье забывать не стоит. 
          Дело не только в житейско-бытовых нуждах - имхо, в 21 веке у региона должна быть круглогодичная транспортная доступность. 

           

          • 22 июля 2021 г., 13:14
            Карузо   Пожаловаться

            Ninelle_Ykt, цель должна оправдывать средства . Что касается круглогодичной трансп. доступности, в целом 2 мес. ожидания перехода через реку ничего не меняет. В этой связи, необходимо развивать малую авиацию . 

            • Автор
              22 июля 2021 г., 13:46
              Ninelle_Ykt   Пожаловаться

              Карузо, малая авиация не решит проблему - всё равно будет дорого. 

              А 2 месяца - это 1/6 часть года, немаленький срок так-то.
              Если всё вместе на должном уровне будет: и жд, и паромы, и малая авиация, и билету субсидированные, да еще и работать четко всё будет - тогда еще куда ни шло. 

              Но это вряд ли...

      • 22 июля 2021 г., 23:31
        And_   Пожаловаться

        Ninelle_Ykt, Здрасьте, приехали)

        Еще как ставили. Точнее, этот вопрос был уже "решенным", а так как это был СССР с плановой экономикой и он казался всем вечным и незыблемым, ни у кого не возникало даже намека на мысль: "а что, если не построят?". Я могу напомнить, что опоры ЛЭП под Табагой ставили то ли в 81-м то ли в 82-м году как раз, в том числе, для "обкатки" технологии возведения опор для моста. А напротив Табаги, в Хаптагае был построен вахтовый поселок для будущих мостостроителей. Кстати, несколько работников, приехавших на его предполагаемое строительство в то время так там и остались (не знаю, живы ли еще).... Потихоньку затухать проект стал с начала перестройки, а в 88-89-м его окончательно "похоронили". До "лучших времен".

        ЗЫ Лишь бы не как в крылатых строках: "Жаль, только жить в это время прекрасное, уж не придется ни мне ни тебе")  

  • 22 июля 2021 г., 13:47
    СМУРФИК   Пожаловаться

    Ух ты!
    Какая же полноводна и широка была наша Лена! 

  • 22 июля 2021 г., 14:17
    vikvik   Пожаловаться

    Очень интересно, спасибо!

    Мы жили на Орджоникидзе 45, как раз через дорогу от старой вышки. И очень хорошо всё видели и слышали из окна квартиры. Все эти дни кот просидел под кроватью, первый улавливал шум вертолёта и пулей летел прятаться.

    А при монтаже все живы остались? Что то какие воспоминания о том, что упал при монтаже кто то(((

    Ну и мы после купили цветной ТВ, до этого был маленький телевизор  и помню каждодневный ч/б мультик "Волк Вова и заяц Петя" . Но за неимением других смотрели этих предшественников "Ну, погоди!"

    • Автор
      22 июля 2021 г., 14:20
      Ninelle_Ykt   Пожаловаться

      vikvik, кот соображал! : )))
      Про пострадавших на монтаже информации не встречала  при подготовке текста.
      Но условия работы там были крайне опасные, не исключено, что и было что-то, но замолчали. 

  • 22 июля 2021 г., 15:59
    Afanasii   Пожаловаться

    Интересно.

  • 22 июля 2021 г., 18:53
    VladimirGrig   Пожаловаться

    Имел честь лично наблюдать за этим вертолетом и процессом с крыльца техздания Якутского радиоцентра. Сегодня само здание стоит, но радиоцентра давно нет

    • Автор
      22 июля 2021 г., 19:21
      Ninelle_Ykt   Пожаловаться

      VladimirGrig, класс! Может, вы проясните - выше в комментах писали, что вовремя монтажа вышки 

      упал кран и даже кто-то пострадал. Было такое?

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь