home
user-header
Амга - село моего детства (часть 28)
11 мая 2019 г., 12:18 в Путешествия по Якутии 133

УЧИТЕЛЬ — КРАЕВЕД .

Краеведов в Амге было немало. ЭтоДмитрий Гаврильев, Лаврентий Александров,Михаил Расторгуев, Василий Жожиков и , наконец, Илья Петров — заслуженный учитель ЯАССР, ровесник Октябрьской революции. Вспоминаю о своем учителе истории с большим пиететом. Илья Саввич также был основателем школьного краеведческого музея, директором вечерней школы.

Это был человек невысокого роста, плотного телосложения, лысоватый, высоколобый, с небольшими умными и внимательными глазами.Думаю, он очень подошел бы на роль Ленина — типаж просто похожий.

Я ходила в его кружок по истории Амги. Школьный музей открылся в небольшом старом здании с белой штукатуркой снаружи /ма5ан оппуохалаах дьиэ5э/, рядом с начальной школой по ул.Партизанская.

Мы, кружковцы, постоянно ходили туда — перебирали экспонаты, приводили все в порядок, мыли окна… Экспозиция музея , как сейчас помню, состояла из трех разделов . Первый - это дореволюционная жизнь нашей Слободы /старинная утварь, национальная одежда и т. д./, второй раздел был целиком посвящен писателю В.Короленко. Он прожил в Амге всего три года,а оставил после себя столько впечатлений, что стал почти национальным героем.Так, есть гора Короленко, средняя школа имени Короленко, улица Короленко, взрослая библиотека имени Короленко, его бюст находится возле гимназии. Третий раздел - это чучела зверей, гербарии,карты, макеты. Например, макет легендарной местности Саьыл Сыьыы, макет дома, где проживал Короленко, макет осады с.Амга во время гражданской войны. Все это было сделано, собрано руками самих учащихся под руководством Ильи Саввича.


 

Он очень интересно рассказывал про экспонаты. Помню рассказ про старинную булаву с шарообразной головкой, найденной у кого-то во дворе в Амге в 1961 году.

Итак, в начале 18-го века из центральных губерний России в ссылку были отправлены в Амгинскую Слободу татары-уголовники в большом количестве. Поселили их на восточном склоне горыХойуодуку /теперь гора Короленко/. Даже в наши дни остались следы от той татарской деревни /бол5ойон көрдөххө өрдөөҕутэ дэриэбинэ буола сылдьыбыта көстөр/. Ссыльные татары не стали заниматься земледелием или разведением скота, а существовали за счет случайных доходов и находок /быстах дохуокка, булумньуга сигэнэн олорбуттар/. Амгинцам они продавали самогон, затевали игры в карты /сууйсуулээх хаарты оонньуутун тэрийэллэрэ/. Иногда совершали кражу лошадей, скота у местного населения, тем самым делали много шума. / «Билбэтибит, хантан быьиги олбуорбутугар суөьу төбөтө кэлбитин» - дииллэрэ үһү уонна аҕыс айдааны таһаараллара/. В конце концов между жителями Слободы и ссыльными татарами /көс татаардар/ происходили кулачные бои /сутурук охсуьуута/. Для этого амгинцы изготовили ту самую опасную булаву /тимир ындыылаах болооччу оностубуттара/. "О самих схватках ничего не могу сказать, но о таких стычках подтверждают архивные документы" - , говорил Илья Саввич. Не знаю, сохранилась ли та булава в музее.

Уроки истории с Ильей Саввичем проходили очень интересно. А главное — его уважительное отношение к каждому ученику. Также он долгое время был директором амгинской вечерней школы. Туда принимали с 16-ти до 36-ти лет, учились они в нашей школе с 19:30 вечера. После работы, конечно все были уставшие и в отличие от школьников не бегали по коридорам, а полулежали на партах во время перемены.

Никогда не держать детей в праздности, чем-то заинтересовать их — этого добивался наш учитель во вне урочное время.

Конечно, он был истинным патриотом Амги. Думаю, частичку своей любви к родной земле он передал и нам, своим ученикам.


 

Продолжение следует.

Автор: Валентина Николаева

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь