home
user-header

                        
                        
Гравюра 18 век. Вид Якутска
Zamora 18 января 2012 г., 08:38 8760

Якутск конца 17 века. Гравюра из разряда сказочных образов сибирского града, принадлежавшая бургомистру Амстердама Витсену Н.К. Автор гравюры неизвестен.

Офорт происходит из парижского атласа А.Ф. Ле Клерка «Физическая, моральная, гражданская и политическая история современной России» (1768–1784) и является работой мастеров одной из самых интересных и сильных школ гравировального искусства XVIII в. — французской.

Представленные в атласе города Российской империи были наиболее известными для своего времени. В атлас включались виды городов Сибири, а также Петербурга, Твери, Новгорода, Казани, Кронштадта и планы Петербурга и Москвы. Во второй половине XVIII в. эти изображения были, безусловно, одними из первых и наиболее достоверных, поскольку отражали своеобразие пейзажа и этнографические особенности одежды местного населения, что соответствовало восприятию иностранцами России как экзотической страны. Гравюру интересно сравнить с другими видами сибирских городов, в том числе с работами русских граверов.

 

Гравюра вид Якутска выполнена по оригиналу французского художника Шарля де Леспинаса гравером Нике под руководством известного французского мастера Франсуа-Дени Нее (1732 - 1817) .

Франсуа-Дени Нее – известный французский гравер, родился в Париже в 1732 году. Ученик Жака Филиппа Леба (Jacques-Philippe Le Bas, 1707-1783), который много сотрудничал с Луи Жозефом Маскелье (Louis Joseph Masquelier, 1741-1811) над видами Швейцарии. Нее  создал множество гравюр в жанре пейзажа и книжных иллюстраций. Имел собственную мастерскую. Работы Франсуа-Дени Нее и его учеников отличает прекрасная техника.

 

Лист с видом Якутска считается одним из самых красивых в альбоме, благодаря изображению знаменитых гор. 

 

Среди ранних работ, посвященных нашему городу, особое место принадлежит гравюре «Вид г. Якутска середины 18 века». 

В 18-начале 19 в. альбом «Собрание Российских и сибирских городов был в свободной продаже, отдельные листы использовались в заграничных изданиях. Имеется полный комплект гравюр в фондах Государственного Русского музея, Гос. Эрмитажа, в том числе хранятся все доски, с которых они печатались. Экземпляры гравюр есть и в фондах Якутского республиканского музея изобразительных искусств им. Габышева. 

В 1733-1743 гг. на территории Якутии работала Вторая Камчатская экспедиция во главе с В.И. Берингом. В её состав входили натуралист И.Г. Гмелин, астроном Людовик Делиль де ля Кройер, историк Г.Ф.Миллер и другие. Среди них было два «живописца» - И.Х.Беркхан и И.В. Люрсениус. Экспедицией была проделана огромная работа. В обязанности «маляров» И.В.Люрсениуса и И.Х. Беркхана входило «в рисовании трудиться и сверх того при сей экспедиции копиистскую должность править, а каких городов и мест они проспекты соимут и другие знатные рисунки учинят, то все…. Не ожидая окончиния сего путешествия, присылать в Сенат, дабы труд их виден был, а из Сената отосланы быть имеют в Академию наук…» 

И.В.Люрсениус , как и Г.Ф.Миллер, жил в Якутске в 1736-1737 годах. Вид города был исполнен им в 1736 году.

Иоганн-Вильгельм Люрсениус (1704-после 1768) был сыном мелкого чиновника из Кенигсберга. Приехал в 1728 году в Петербург, где стал копиистом Академии Наук. Он не был профессиональным художником, однако в 1733 году «по особливому доношению» профессора Миллера его назначили для отправления в экспедицию с окладом 400 рублей в год и обязали не только « править копиистскую должность», но и рисовать. В 1735 году Беркхан серьёзно заболел, и рисование проспектов перешло к Люрсениусу. В 1738 году Беркхан уехал на Камчатку. В течение 10 лет Люрсениус следовал за Миллером, выполняя все его поручения по переписке рукописей, снятию проспектов и пользовался репутацией трудолюбивого и честного мастера. 

Всего за время экспедиции было сделано 27 проспектов, из них 9- И.Х.Беркханом, 16 –И.В.Люрсениусом, 3- И.Деккером. Люрсениусу принадлежат виды Енисейска, Иркутска, Красноярска, Илимска, Нерчинска, Мангазеи, Удинска (1735), Якутска (1736) и др. Цель и задачи научной экспедиции требовали от «маляров» точной фиксации местности. Рисунки делались строго по инструкции, где особый параграф посвящался сниманию проспектов. Работы художников Камчатской экспедиции долго лежали без движения. Лишь в 1753-58гг. рисунки миллеровской серии, выполненные Люрсениусом и Беркханом, были перерисованы и исправлены мастером рисовальной палаты Элиасом Гриммелем, но не изданы. Только в 1769-71гг. они были гравированы, как и виды городов Поволжья, исполненные с натуры в 1764г. подполковником А.И.Свечиным, а затем в 1766-1768гг. перерисованные М.Махеевым и В.А. Усачевым. В работе принимал участие весь состав Гравильной палаты: Н.Я.Саблин, Н.Ф. Челнаков, П.Артемьев, П.Балавин, В.Соколов, Е.Федосеев, И.Стрижев, И.Бугреев, А.Рудаков, А.Колпашников, Н.Остапов, А.Шухин. Общее наблюдение вел Я.Штелин. 

 

«Вид города Якутска» был гравирован в мае 1770 г. самым молодым из граверов, принимавших участие в создании видов городов, Алексеем Гавриловичем Рудаковым (1748 – после 1803).  Сам город изображается видимым из-за реки на третьем плане, но можно различить планировку и отдельные его постройки. На первый план Рудаков вводит декоративные деревья и растения, которые придают прорыв в глубину.Под изображением надпись на русском и французском языках: Видъ города Якуцка – vue de la ville de jacoutzk. 

Облик Якутска 18 века, созданный художником А.Г. Рудаковым с рис. И.В. Люрсениуса, имеет не только историческую ценность, но является одним из первых художественных произведений, посвященных столице северного края, и доныне сохраняет притягательную силу обаяния.

 Леспинас Луи Николя (1780-1863). Виды русских городов (Новгород, Тверь, Казань, Екатеринбург, Тобольск, Якутск, Кяхты). 1780-е гг. Иллюстрации к изданию Ле Клерка "История России"

#the_first #История

Избранное
  • Спасибо, интересный пост. Достали уже эти посты сопливых, гламурных девченок о смысле жизни, даже пробегать мимо тошно.

  • 18 января 2012 г., 16:32
    Сур Бере   Пожаловаться

    очень хороший и познавательный пост! :)

  • 25 января 2012 г., 16:28
    ed   Пожаловаться

    не совсем понятно с гравюрой Якутска у француза

    там где город находится сейчас холмы не так близко подходят к городу

    если смотреть - как будто Табага

    но там нет таких столбов как у него на гравюре

    et des rochers в форме колонны называются столбы

    не уж то были у Табаги такие?

    еще на картинке слишком близко к воде поставили

    весной как пить дать полностью затопит

    • Автор
      25 января 2012 г., 18:24
      Zamora   Пожаловаться

      Гравюра француза Леспинаса - это общее обобщенное предствавление о Якутии. Он никогда не был в Сибири. Зато у него были записи  о Ленских столбах . Он представил город Якутск очень красивым европейским городом. Каменные здания, европейская одежда, лодки в виде гондолы.

      Вид города Якутска - это реальный рисунок, сделанный во время Камчатской экспедиции.  А то, что слишком близко к воде поставили, так раньше к Кружале подходили корабли и суда.

      • 25 января 2012 г., 18:55
        Shopgirl   Пожаловаться

        Отличный пост -)

        А насчет того, что близко к воде, тут вы правы. 

        На фото хорошо видна переправа через озеро Заложное (ныне Теплое), видите лодку? На заднем плане — здание Прогимназии, расположенное на улице Логовой (сейчас Кулаковского). До строительства городской дамбы озеро заливалось паводком, отрезая Залог водой от центральной части города. Снимок сделан в начале XX века.

        • 25 января 2012 г., 19:26
          ed   Пожаловаться

          очень интересное фото

          не подскажете где это сейчас?

          слева как будто пристань

          детишки на фотографии хорошо получились

          • 26 января 2012 г., 08:57
            Shopgirl   Пожаловаться

            Да, фотография замечательная, она из альбома Крафта, который был издан еще в 1914 году. Попала мне в руки благодаря Александру Дьяконову. Мы с ним хотели издать репринт альбома, но не вышло.

            Видите деревянное двухэтажное здание? Это здание прогимназии, которое до сих пор существует и находится на перекрестке улиц Ярославского и Кулаковского. Пока пустует, Саша говорит, туда должен вскоре переехать музей фольклора.

            Вообще все фотографии того, дореволюционного периода будто наполнены светом, не знаю, как объяснить, от них исходит какое-то спокойствие, благодать. От людей, от зданий, может потому что был другой уклад жизни, и передвигались тогда на лошадях и на лодках -)

            Нет какой-то давлеющей тяжести, которая обычно присутствует на советских черно-белых снимках.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь