home
user-header

                        
                        
Задержка речевого развития
3 августа 2014 г., 01:48 970

Или попросту ЗРР. Многим родителям знаком этот "диагноз". Сегодня я хочу рассказать Вам о своем опыте.


Моему сыну 3,7. ЗРР нам поставили в начале года. Мы можем произнести мама, папа, нет, да, заменяем слова на слоги: бабочка - ба, автобус - ато, печенье - чье, дай - да и так далее. Все это - наш прорыв за последние три-четыре месяца. Теперь по порядку.

 

1. Причина.

Говорить и спорить о причинах ЗРР можно долго и бесмысленно. Мое мнение: это целый комплекс факторов. В целом существуют внутренние и внешние причины ЗРР. Подробнее о каждом из них Вы можете почитать в интернете, благо статей на эту тему много. В кратце: внутренние - гипоксия при беременности, болезни, психологическое и физическое состояние ребенка; внешние - стрессы, билингвизм, совместимость с родителями.

Чтобы узнать какие факторы в Вашем случае сыграли роль Вам помогут врачи: невролог, логопед, сурдолог, лор, психолог. Все. Желательно мнение нескольких специалистов.

 

2. Мифы и страхи.

Это реально мифы. 1. Ребенок должен говорить - общепринятые временные сроки есть, возможны вариации конечно, но в целом сроки примерно должны соблюдаться. 2. Не появится, либо будет сильно искаженной. 3. Не пройдут, либо не полностью с искажениями. 4. Не всегда и не всем и не только. 5. Не только, это могут быть и искажения и устойчивые замены и еще куча всего.

 

3. Что делать и как быть?

Первое и самое важное - успокойтесь!!! Я знаю мамочек, которые сами усугубляют ситуацию, так как сильно нервничают, паникуют, хотят все и сразу. НЕ НАДО! Паника ребенку не поможет. Только хуже сделаете. Ничего смертельного в ЗРР нет.

 

Второе: выясните Ваши факторы! Опять же опыт показывает, что родители получив "диагноз" от врача в поликлинике и устные рекомендации начинают лихорадочно бегать от логопеда к логопеду. Еще и ругаются, почему ребенок не заговорил. ПОМНИТЕ: то, что помогло другим, может не помочь Вам, тоже самое и наоборот. Разные факторы и разные их комбинации влияют на выбор способов помощи Вашему ребенку и скорости его развития.

Третье: не сидите сложа руки! Опять же опыт показывает, что есть реально запущенные случаи, которых можно было бы предотвратить!

 

 

 

 

Итак, что делала я и что у нас с сыном на данный момент происходит.

Мы прошли всех: невролог в поликлинике и платно в Виктори, логопеды в Мэри-Поппинс, Виктори, Логомастерской, лоры там же, психолог - знакомый врач. Мы проходили полный медосмотр, делали ЭГГ, проверяли нервные связи, "уздечку", делали огромное количество тестов. В итоге: физических отклонений нет, ЭГГ в норме. Возможными причинами назвали: гипоксию при беременности (почти весь срок), закатывания в год (он засыпал когда сильно плакал), наследственность (папа и вся его семья заговорили поздно), особенности личности ребенка (мой сын очень спокойный, визуал, ярко выраженный причем), стресс.

Что нам прописали и что мы делаем?

Стандартный набор:

1. Логопед (групповые и индивидуальные занятия). Не поленитесь попробовать нескольких. Мы своего нашли перепробова троих. Важны совместимость с ребенком, гибкость техник, которые она применяет, группа и как происходит взаимодействие в группе. Поможет только наблюдение.

2. Мелкая моторика. Ее в любом случае надо развивать. Мой сын очень усидчивый, спокойно можем заниматься 45 минут-час: лепим из пластилина, рисуем, катаем шарики, перебираем крупы(макароны, рис, гречка,фасоль).

3. Массаж - многие его недооценивают. А он в свою очередь дает огромный эффект. Взяв пару уроков можно делать самому.

Из индивидуального:

1. Игра "Что это?" - словарный запас у нас огромный: мы можем показать почти всех домашних животных и зверей, знаем все основные цвета и фигуры, счет до 5, логически может выявить предмет, который он не знает. Это все свойста визуалов. Таких надо тормошить, отдавать инициативу. Отныне я не прошу показать - я прошу назвать. Сперва это вызывало недоумение, потом протест (говорил не то специально или показывал другой предмет), теперь уже появились слоги, если слушать внимательно, то уже чужие люди его уже немного понимают (раньше понимала только я).

2. Аудиосказки - замена мультикам - опять же для визуалов. Стимулирует слушать, без отвлекания на сам предмет рассказа.

3. Раньше занимались йогой, теперь перешли на более активную зарядку. Это из-за мега спокойного состояния сына и большой его усидчивости. Расшевелить его было весьма проблематично. Теперь мы охотно прыгаем, учимся бегать правильно, очень любит ходить как гуси)

4. Коррекция собственного поведения. Я тоже визуал, немногословна, чаще говорю про себя. При том изменения как раз таки вызвано при беременности) Раньше была та еще болтушка. Теперь учусь снова болтать. Комментирую все движения: пойдем умываться, вставай на табуретку, что надо включить? вода холодная или горячая? давай помоем ручки, глазки, зубки. Что теперь? Сперва правую руку, а теперь левую руку. А лицо надо вытирать? Мы закончили? - вот такой примерно диалог с утра)

5. Изменение системы. У нас с рождения есть режим, свои ритуалы. Честно считаю, что они должны быть - это дисциплинирует. Конечно, он не строгий, чтоб прям по минутам. Режим варьируется, немного корректируется, появляется что-то новое, убираются какие-то элементы, но в целом он един. Теперь же мы иногда делаем дни наоборот - полный хаос в части привычных вещей, ходим целый день в пижаме, едим что нить вредное, но вкусное типа картошки фри, ходим в новые места, можем проваляться целый день в кровати, или ездить на автобусе целый день и все такое. Такие дни - расширение зоны комфорта. Основное правило - чтобы было весело и чтобы ребенок был готов и понимал, что все хорошо.

 

Честно, занимаемся мы не каждый день (имею в виду мелкую моторику или физкультуру). Не всегда есть настроение, время и силы. Но такие дни я пытаюсь компенсировать либо массажем,либо просто общением. Если не можете сами, ищите тех кто может, пусть у Вас будет приходящий массажист, занятия в каком нить кружке дважды в неделю - найти решение можно всегда, было бы только желание

 

Всем у кого ЗРР я бы посоветовала не паниковать и не расстраиваться - это не приговор! С должным системным подходом, эта проблема решаема, главное не останавливаться) За последние 4 месяца интенсивных целенаправленных занятий мой сын сделал огромный скачок в плане речи. У нас получилось - значит получится и у Вас!

 

 

 

 

 

Избранное
  • 3 августа 2014 г., 03:57
    Apwen   Пожаловаться

    спасибо большое за очень подробный пост и хорошие советы!Моему сыну 2,2 года,никаких диагнозов нам не ставили,слова говорил нормально,но для его возраста уже маловато кажется,хотя до недавнего времени я и не подозревала что мы можем отставать в развитии речи...К сожалению сын у меня очень активный,неусидчивый,со мной заниматься не хочет,но может сам часами играть конструктором или машинками.Почти всю беременность мне ставили диагноз гипоксия.Сейчас начала задумываться о массаже и логопеде.Понимает по якутски и русски,говорит тоже на обоих языках,но больше по якутски

    • Автор
      3 августа 2014 г., 07:56
      anka_knopka   Пожаловаться

      Apwen, не за что) билингвизм тоже одна из причин, хотя споров на эту тему еще больше. активность это не минус. просто подход нужен другой. активным детям обычно предлагают как ни странно физкультуру, чем активнее тем лучше. и повторяют: ходят как гуси и говорят га-га, прыгают из стороны в стороны как маятник часов - тик-так и так далее. это закрепление действие-слово. ваш сын скорее всего кинетик, исходя из этого и надо подбирать программы. удачи Вам)

  • 3 августа 2014 г., 09:48
    Лета   Пожаловаться

    Спасибо, что поделились вашим бесценным опытом. Нам 1,10 и что то уже начинаю беспокоиться, говорит совсем мало слов ((

    • Автор
      4 августа 2014 г., 08:57
      anka_knopka   Пожаловаться

      Лета, никогда не рано начать заниматься с ребенком) в Вашем случае, мне кажется, пока нужен набор словарного запаса - можно развесить по дому плакаты с простейшими словами (мама, луна, окно, дом, стул, стол и так далее) и когда ходите по дому время от времени останавливаться и проговаривать. Потом можно просить показать что-то)

  • 3 августа 2014 г., 23:58
    SLAINTE   Пожаловаться

    я теперь спокойна, как удав :)) мы заговорим! я это поняла, после "мама, я большая, мне круг не нужен" на купалке :) чуть воды не нахлебалась, услышав такую длиннющую фразу

    • Автор
      4 августа 2014 г., 08:59
      anka_knopka   Пожаловаться

      SLAINTE, ух ты))) 

      Мы доросли до "Мама, дай печенье" - один раз сказал))) я хожу и свечусь) хахахаха))) 

      Осталось произношение отрегулировать и дальше цепочки выстраивать, чтоб стабильно было))

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь