home
community-header

                    
                    
Пленочный фотобрак.
fotobaar 7 августа 2019 г., 21:11 в ФОТОМАНЫ 1521

               

            Фотографы мало выставляют свои бракованные фотографии. Ведь кто захочет показывать свои ошибки, особенно когда твой аппарат умеет больше чем ты сам. Избежать брака в цифре достаточно просто - сделал еще один дубль, посмотрел на экране, скорректировал свою работу. И дальше еще 5-10 фотошотов, опять посмотрел, быстренько удалил. Потому бОльшую часть времени  за работой современный фотограф выглядит примерно так:


 

А потом подбегает модель и  тоже самое делается уже вдвоем только теперь с капризами модели и оправданиями фотографа:

 

 

                Пленочный фотограф в этом смысле намного свободней. Ему проще думать об общей идее и моменте, ведь он не находится под прессом сиюминусекундного результата. Таким образом, пленка, с одной стороны очень ограничивает, но с другой стороны освобождает сам момент творчества.   Чтобы этого творчества было больше, надо знать  какой  риск и какой брак тебя подстерегает. Ведь только досконально зная свои технические возможности (и невозможности) можно полноценно их использовать. .

  Да да, именно так. Брак в пленке, дефекты съемки, отрицательные особенности пленки это именно то, что может сделать ваш снимок уникальным.

 

        Поколение "дигитал нэтив" уже выращено на кристально стерильных и резких по всему полю кадрах. Это все конечно здорово, но абсолютно басхарактерно, неакцентировано и скучно. Дело дошло до того, что производители камер в погоне за покупателем эмулируют внутрисофтовые профиля имитирующие пленку (никон, фуджи итд). Некоторые выводят барабанчики селекторы, аппаратно снаружи (фуджи).

 

Но лучше быть, чем казаться.  И всегда  хочется делать хорошие кадры. Но не все зависит от вас. А что зависит надо хорошо знать и использовать.

 

Тухлый проявитель/фотохимия в лабе.

  У каждого типа пленки есть свой характерный цветовой профиль. Вот этот снимок сделан на пленку Кодак Колор плюс 100. Сам снимок  делался "теста камеры для",  на вытянутых вверх над головой руках, потому за горизонт и общую композицию не ругайте. Кроме того снято было, в силу деградации пленки, с недодержкой в одну ступень. Далее, пленка была сдана в лабу по процессу С41. В лабу в которой химия не менялась, даже не скажу сколько... месяцев...? а может лет...?  . ну и  вот так примерно выглядит недодёр с шевеленкой в уплывшей химии. 

 

 

 

Недоэксп

 Недоэкспонирование. Это достаточно распространенный брак с который вы будете сталкиваться часто. Особенно, если переходите с цифры на пленку, и делаете замер по "цифровому" ИСО, таская 2 камеры - цифровую и пленочную, делая сперва снимок в цифре для оценки света в помещении.  Дело в том что ИСО в цифровом фотоаппарате это условная единица, которая у всех производителей камер разная.  Более того, ИСО пленки это не совсем физическая величина, и уж тем более она не линейная величина.

Т.е. вы запросто можете взять пленку 400, отнять ее как 200 и проявить как 800. (Сразу говорю не делайте так, проявляйте как снимали). Но если ваш опыт и творческий замысел выше физики, то пределов нет.

 

Снимок ниже сделан с недоэкспом в 2 ступени и вытянут сканированием. Как следствие цветовой шум зерно, потеря контраста.

Но , как вы наверное уже поняли, недоэксп был сделан по причине огромного количества света в окне на заднем плане.  Мне хотелось показать тепло солнечного света в контрасте холодного спортзала, которое бы провалилось в белую пустоту при правильной экспозиции главного объекта.

Стал от этого снимок хуже или лучше? мне трудно судить, потому-что проявлял его я сам.  И да да,  пальцы на фото отрезал - это плохо..

 

Как избежать ошибки недоэкспа? - Просто помнить что пленка любит переэкспонирование в +1 а иногда +2 ступени. Некоторые виды пленок спокойно тянут до +4 ступеней (Ilford HP5, Portra 400, Кодак 5222, Тасма 42Л).

 

 

Неверное сочетание фильтра и пленки

   Современные фотографы уже забыли что такое работать с фильтрами. Ведь потом легко можно сэмулировать все что угодно кроме ND , Polar и  градиента. Возможно я уже ошибаюсь, и это тоже доступно в цифре. Однако в пленке фильтры это замечательный инструмент. Если вы умеете ими пользоваться.

 

Вот тут по ошибке был накручен Оранжевый фильтр ОЦ-12. Я думал что у меня заряжена чернобелая пленка, когда на самом деле в камере была цветная кинопленка цветовой температуры 3200К. В результате полностью пропал синий канал. И теперь если попытаться вернуть цвета получится примерно так.  . 

 

Кстати этого дома уже нет.

 

 

Плохо промытая пленка. Соли.

Негатив важен. Пока фотография не напечатана, он важнее всего. Промывать нужно долго и в конце обязательно полоскать в дистиллированной воде. Иначе будут разводы и пятна. Здесь по верху кадра солевой след. Как лечить? Перемывать. Что и было сделано перед печатью.

 

 

 

 

Заедает затвор камеры.

 Барнаковская система затворов со временем может  заедать.  Скорость шторок может быть не синхронизированной. А может вовсе что-то мешать их движению (загустевшая смазка, ослабленные пружины, деформированный тормоз, ошибки электроники или саленоида). В одной из моих полуавтоматических камер это было по причине плохого контакта в батарейном блоке.. Выглядит это дело так. 

 

 

Испорченная Пленка/ Адская ломография

 Пленка сейчас удовольствие совсем не дешевое. Профессиональные свежие пленки стоят  от 600 до 1400 рублей ( 9-20 USD) за ролик. Из доступного, конечно же будет просрочка и ломо, а так же всякий фототреш, который надо тестировать и вычислять его фактическое, остаточное ИСО.

 

Снимок снизу сделан на дневную кинопленку которая хранится в жестяных банках и  была прожарена температурой одного жаркого лета с одной стороны. Цвета по низу кадра утекли вовсе, а общий недоэксп свалил цвета в рыжую кашу. Но мне кажется что портрет этого дядьки от этого не особо потерял, скорее наоборот.

 

 

 

Первый кадр

 Засвеченное начало у пленки всегда может попасть на кадр. Потому на ответственных работах прокручивают с запасом. Однако, есть любители и даже целые сообщества которые делятся крайними снимками из рулончика.  На фото последний кадр. Он тоже имеет засвет с бархоткой т.к. я наматываю пленку в намоточной машинке на свету. И крайний кадр в конце тоже имеет засвет.

 

 

 

Светит крышка кассетоприемника

 Ну тут все понятно - зарядили пленку, а поролон под крышкой сгнил, слипся и превратился в клей. Крышка стала пропускать свет, и через перфорацию, как по оптическому волноводу, свет проник в эмульсию. 

 

 

А бывает еще выпадают болтики шарнира самой крышки и свет попадает через отверстия, и просвечивает уже отснятый рулончик: 

 

 

 

Переэспонирование.

Не все пленки имеют пластичный и огромный диапазон. Например слайд позволит вам  ошибиться не больше чем на 1/3 eV.

А что может быть с чб пленкой?  ну примерно так:

 

 Это очень специфичная техническая пленка Kodak color separation 2238. Применяется как промежуточная пленка в кинопроизводстве или для архивных документов.  Имеет неразличимо мелкое зерно и без применения цветовых фильтров на обычном свете имеет очень узкий диапазон съемки.  Опять же кадр от этого особо не пострадал, и даже наоборот приобрел некоторое отрицательное виньетирование.

 

 

 

Зайцы.

А брак ли это вообще? В любом фото-видеоредакторе есть плагин LensFlare. Но всегда нужно знать возможности своей камеры и объектива держать контровой свет. это важно.

 

 

 

 Не зная как точно держит свет ваш объектив и есть ли переотражения внутри камеры, можно словить не художественный эффект в лучах гаек диафрагмы, а провал контрастности по всей сцене как ниже: Однозначно брак.

 

 

 

Заиграться в бокеху

Малый грип на открытых диафрагмах позволяет создавать в слабом освещении нужное настроение. Но пользоваться им нужно весьма осторожно, и не выпячивать там где это совсем неуместно. Частенько фотографы любят снимать на 2-1,4-1,2 только ради того чтобы показать какой крутой и дорогой объектив у них имеется. Такая картинка против нашей природы - ну не видят людские глаза в дневном освещении с таким малым грипом Потому смотрится неестественно:\

 

 

Отражения себя

 Кадр желательно строить изначально так чтобы не пришлось потом мучительно кропить. Но не забываем что в отражении вы можете попасть сами.

 

Окисление пленки по краям

 120 тип пленки уложенной в ракорд со временем окисляется по краям. Ниже пример пленки 2008 года, остнятой месяц назад. Фуджи Реала. В результате получилось что настоящее ИСО сохранилось внутри кадра, а по краям ИСО было потеряно. И это дало такой градиент при проявке. В квадратной кадре это дало интересный эффект света и тени в уже имевшиеся свет и тень кадра. Возможно яркие цвета возникли из-за применения ЦПВ-1. Новый вид ручной проявки С41  с примемением  более активной химии для полного выхода красителя.

 

 

 

 

Излишний кропфактор

Надев среднеформатный объектив через переходники на узкоформатную камеру  или наоборот, зарядив уф пленку в среднеформатный задник,  можно нарваться на излишний кропфактор. Особенно если ваш видоискатель не показывает вам реальный аспект кадра.

 

 

 

 

Фронт/ бэкфокус

Это самое страшное что может случится с любым фотографом. Причины чисто аппаратные. Как лечить? на цифре достаточно все просто юстировка, мира, разглядывание на мониторе попиксельно. Как лечить на пленке? тут сложнее дольше и затратнее. Но тоже можно

 

 

 

 

 

 

Тот же обьектив, но уже после проведения работ по юстировке:  

 Однако на этом фото видно другой дефект камеры, прохудившаяся штора. Тонкая трещина  в резиновом слое шторы пропускает малый свет и если камера долго стоит на свету без крышки  получается засвет. Дальномерная камера.

 

 

Что-то из чисто технических ошибок и дефектов идет на пользу фотографии, что-то нет. Как и нет однозначного ответа на вопрос что такое хорошее фото? Резкое, ровное, цветастое, красивое, размытое, с виньетом или без, с дисторсиями, или наоборот выправленное, с комой, или аккуратными ровными кружочками или вовсе порваное и засвеченное частями? Ответа прямого нет. Но самое важное -   в пленке не возникает желания что-то добавлять, убирать, переделывать, корректировать, менять. Фото получается такое, какое было создано игрой света, теней, молекул серебра, температурой и всего вокруг, что наполняет каждый момент нашего времени.

 

 Всем удачных кадров!

 

 

 

 

Избранное
  • 7 августа 2019 г., 22:07
    AntonTretiakov   Пожаловаться

    Некоторые браки можно даже воспринять как особенность ;)

  • 8 августа 2019 г., 00:52
    aaanam1   Пожаловаться

    Всегда, раньше, смотрел на тех кто занимался цветным фото как на волшебников. Тут с черно-белым то возни много, по мне. Смотрю на нынешние аппараты и гордость появляется за нас, за любителей, снимавших на простые фотоаппараты с «ручным» управлением и имеющие кучу черно-белых фото со школьных и студенческих времён. Как стоят и позируют молодые и весёлые, те кто сейчас возяться со внуками и тех кого уже нет с нами. 

  • 8 августа 2019 г., 10:20
    AnnAAnna93   Пожаловаться

    да, некоторые браки выглядят как нынешние фильтры)) 

  • 8 августа 2019 г., 11:09
    ykob   Пожаловаться

    ностальжи по пленочной возне ). еще труднее проявлять кинопленки которая требует много воды и т.п. Не помню уже какими химикатами проявлял ). Киноаппарат заводился ручкой. Это было в 1982 году кажись . Купили на профкомские взносы МСО -строительной организации. 

  • 8 августа 2019 г., 11:55
    RedNeck   Пожаловаться

    статья опоздала к выходу лет на 15 - 20 и более, когда был пик пленочной фотографии

    • Автор
      8 августа 2019 г., 21:28
      fotobaar   Пожаловаться

      RedNeck, где я? какой сейчас год?

    • 9 августа 2019 г., 05:44
      Ivan_the_Terrible   Пожаловаться

      RedNeck, учитывая, что даже в Якутске фотопленку можно купить в том же Технопойнте/ДНС, я бы не сказал, что пленочная фотография - это пережиток прошлого.

      • 9 августа 2019 г., 13:19
        Pandemonum   Пожаловаться

        Ivan_the_Terrible, плёнку то достать проще чем фотолабораторию работающую по тому же тех процессу C-41.

        Вот вчера видел пленку обращаемую от Свема советского производства и насколько помню эти пленки отправляли на проявку на завод изготовитель в Переяславль-Залесский. (по крайней мере так делала моя мама).

        Это на черно-белую пленку можно самому собрать состав проявителя и фиксажа, даже где-то в старых книгах по фотоделу были рецепты по их составлению своими руками.

        • Автор
          9 августа 2019 г., 19:01
          fotobaar   Пожаловаться

          Pandemonum,  Если у вас есть именно обращаемая чб то у меня гдето есть химия под нее

           

          а так вообще можно своими силами любую чб, как и любую негативную цветную пленку  превратить в обращаемую. 

           

  • 8 августа 2019 г., 13:26
    Corvair   Пожаловаться

    Тоже немножко застал плёнку, химичил как обычно, в ванной. Но сейчас, как и все, фотаю на вычислительную технику.

  • 9 августа 2019 г., 09:42
    RedNeck   Пожаловаться

    ну Вы мамонты, ппц - все равно вымрете, останутся единицы конечно, но одни чудики

    • Автор
      9 августа 2019 г., 10:41
      fotobaar   Пожаловаться

      RedNeck, скорее цифра себя скомпрометирует чем пленка вымрет. Вы наверное и не знаете что ваши новые звездные войны как и куча современных сериалов снимаются на пленку :)

  • 10 августа 2019 г., 13:25
    GORICK   Пожаловаться

    Ну вот, аналог сразу выявил меня как тёмную личность:))

     

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь