home
user-header
Особенности бизнес-общения в Китае
girlnextdoor
Pro аккаунт
11 марта 2015 г., 23:58 3060

Быть агрессивным в бизнесе считалось, да и продолжает считаться, нормальным и необходимым. Правда, допустимые формы проявления агрессии меняются. Но в любом случае, настаивать на своем, отстаивать собственные интересы, подавлять оппонента, в том числе тоном, взглядом, жестами, отвоевывать рынок у конкурента - это все принято. Сама философия агрессивного поведения как необходимого условия для успеха в бизнесе - осталась.

У нас в принципе принято быть сдержанным в проявлениях печали, опасений, дружелюбия или радости от встречи с другим человеком, то у китайцев это принято и необходимо выражать. Человек нашей культуры автоматически привык подавлять проявление этих эмоций, у нас принято быть более сдержанными в деловом общении. А вот агрессию он не подавляет, по крайнем мере - в бизнесе. Зато в том же бизнесе он не позволяет себе почувствовать грусть, страх, не говоря уже о проявлении этих чувств. Потому что, если он это сделает, то в глазах представителей своей культуры рискует показаться слабым.

 


 

В Китае приветствуется быть более эмоциональным и общительным, соблюдая несколько правил:

 

1) Проявляйте искренний интерес к человеку

После знакомства с китайцем не сразу переходите к разговору о делах. Поддержите разговоры о человеческом. Расскажите о своей семье, детях, ваш знакомый тоже с удовольствием расскажет и о своей семье тоже. Проявляйте искренний интерес. Как правило, китайцы очень любят детей и с удовольствием поддержат ваш разговор на эту тему. Моя излюбленная тема - образование детей, китайцы с удовольствием говорят на эту тему. Не будьте смесью терминатора с калькулятором!

Кстати, чтобы китайцу было легче выберите себе китайское или легко произносимое английское или русское имя.

 

2) Никакой агрессии

В Китае принято быть мягче, гибче, доброжелательнее и вообще быть друзьями с бизнес-партнерами. При обсуждении какой-либо проблемы совершенно недопустимо давить на партнера и открыто настаивать на своем.

Агрессией будет считаться не только повышение голоса, переход на личности, но и ваш безжизненно ровный тон: "Нет, мне это не подходит. Вы не правы. Мне надо, чтобы вы сделали по-другому". Даже если вы сохраняете вежливое обращение - это все равно агрессия. Вы показываете другому человеку, что такой, какой он есть, он вас не устраивает. Или что ему надо "подвинуться" и вести себя не так, как он вел себя до этого.

 

3) Клиент не всегда прав

В России принято считать, что клиент всегда прав и даже находится чуть-чуть выше, чем продавец или менеджер по продажам. Если мы найдем какой-нибудь косяк, то готовы давить на менеджера, выбивая скидки или какую-нибудь достойную компенсацию. И это считается нормой. В Китае это не принято. Если найдете ошибку, то постарайтесь очень деликатно объяснить так, чтобы продавец сам понял, где ошибка. И так же деликатно разрешите эту ситуацию. Не забывайте о дальнейшем общении, не рвите все контакты! При этому пусть варианты решения предлагает китайская сторона. Поэтому всегда вкладывайте дополнительное время на такого рода случаи при поставках из Китая. Даже если вы платите деньги, это не означает, что все будет готово взмахом волшебной палочки. Пока ситуация не , дают понять о том, что что-то не так, разными окольными способами.

 

3) Терпение и труд все перетрут.

Напористость и категоричность будут вашими слабыми сторонами в Китае. Терпение и деликатность - вот, что вам нужно. К сожалению, на осознание этой проблемы у меня ушло 2,5 года и я потеряла многие важные контакты. Всегда помните о том, что любое действие рождает противодействие. Сделайте так, чтобы человеку было приятно с вами общаться не только по бизнесу, а вообще.Старайтесь видеть в человеке не менеджера или секретаря, а личность. Менеджер из фабрики будет больше для вас стараться как для своего друга, а не клиента из России.

 

4) Потеря лица

Самая главная катастрофа для китайца - это потеря лица. Что это означает? Представьте себе, что все люди изначально наделены уважением и доверием, а не вынуждены завоевывать или заслуживать это уважение и доверие, как какую-либо привилегию (на самом деле так и есть) И тут получается какая-нибудь щепетильная ситуация, вы недовольны и открыто об этом говорите своему собеседнику, тем самым ставите его в неловкое положение перед вами. Для китайца это будет означать "потерю лица" и в дальнейшем этот человек уже не будет с вами общаться, потому что для вас он "потерял лицо". Если в работе, мы допустили ошибку, исправили её и дальше продолжили деловое общение (у нас же ведь ничего личного!), то с китайцами всё наоборот.

Самое непростительное - это публичная потеря лица. Если тет-а-тет еще как-то терпимо, то говорить о недовольстве при других людях, это непростительная ошибка.

Так же и китайцы будут заботиться о том, чтобы вы не потеряли свое лицо. Например, если вы переслали в китайскую фирму какой-нибудь документ, и там заметили, что в него вкралась ошибка, вам об этом прямо не скажут. Скорее всего, вас попросят переслать акт еще раз. И тут главное "услышать" этот поданный сигнал, а не ворчать на них и дублировать документ еще раз. Возможно, документ "потеряется" еще раз. Если вы будете проявлять подобную "неслышимость", то можете потерять свои контакты.

Еще может быть такая ситуация: вы обнаружили ошибку и попросили коллегу сотрудника, допустившего ошибку, передать ему это. Вы поставите этого коллегу в неловкое положение перед вами и тем сотрудником. Ведь если он вам скажет, что надо общаться с тем бухгалтером, то по его понятиям, оскорбит вас. А если передаст коллеге - то оскорбит того. И не удивляйтесь, что он потом начнет вас избегать по очень простой причине: общение с вами опасно в плане "потери лица". Легче сделать вид, что забыл передать. Поэтому не всегда китайцы растеряхи и забывчивые.

 

Учитесь слышать намеки и улавливать полутона. Если китаец сказал "Я подумаю" и ничего не происходит, не давите на него и не "выжимайте" прямой отказ. Да, у китайцев нет слова "нет", есть "не да". Если вас просят что-то повторить или сделать повторно, значит где-то ошибка. После осознания всех этих нюансов,я стала как-то спокойнее внутренне, что проявляется в уважении к самой себе и к людям. Я понимаю, что когда другие хамят, они подают сигнал о своей слабости и боли. Можно пожелать таким людям мысленно добра и идти дальше.

 

Избранное
  • 12 марта 2015 г., 00:57
    dispencer   Пожаловаться

    Так здорово, спс за интересный пост! А мы ведь не знали об этом, ведь китайцы для россиян как инопланетяне :) сколько раз видели на рынке как наши тетки орут на них, размахивают руками над головой, типа тупые ослы, а ведь это оскорбительно для восточных людей. Что-же, возьмем на заметку.

  • 12 марта 2015 г., 00:57
    lumaks1969   Пожаловаться

    Даа... Не зря говорят китайцы человеколюбивый народ... По этому БОГ наградил такой многочисленностью населения. А то что говорят догадками это у всех азиатов так принято кажется. Напрямую претензии неговорят они. Факт....

  • 12 марта 2015 г., 12:57
    Прадовод   Пожаловаться
    знакомый ездил лечиться в Санью, говорит пока лечился, в этой клинике перезнакомился со всеми врачами и персоналом, они звали его когда шли курить на улицу, несколько раз приглашали отобедать у них в кухне, в итоге ему сделали скидку 15%..))
  • 12 марта 2015 г., 15:09
    kenulmurgun   Пожаловаться

    я не верю что где то в этом такое может существовать. вроде не сладкая жизнь там у большинства. как то не сходится.

  • 12 марта 2015 г., 15:32
    Peabody   Пожаловаться

    как всё сложно, особенно "Проявляйте искренний интерес"... по мне так пусть сделают что должны и отдыхают, без лишних разговоров

    • Автор
      12 марта 2015 г., 15:57
      girlnextdoor   Пожаловаться

      Peabody, а потом не удивляйтесь, почему у вас не получается работать с ними. В бизнесе очень важную роль играют именно отношения.

  • 12 марта 2015 г., 15:42
    zolotosakhal   Пожаловаться

    Это типичный азиатский менталитет, не только китайцы так делают но и японцы ьакже работают- никогда не скажут прямо. По сути прямота - это хамство. Просто в России обрусевшие азиатские народы многое забылось. А так по моему у якутов тоже прямоходов не любят.

    • Автор
      12 марта 2015 г., 22:17
      girlnextdoor   Пожаловаться

      zolotosakhal, с японцами я пока не знакома, да и неохота, если честно, особенно после общения с китайцами и корейцами. Ну, в том смысле, что японцы всегда были главными агрессорами в Азии. В отличие от тех же немцев, ни фига не признают.

  • 12 марта 2015 г., 16:05
    DISPANZER   Пожаловаться

    вот вот, точно, согласен ) 

  • 12 марта 2015 г., 16:49
    flyspear   Пожаловаться

    Супер статья :))) классно :))) - ровно ровно :))))

    и еще я слышал, что китайцы это как маленькие дети ... :))) 

    • Автор
      12 марта 2015 г., 22:15
      girlnextdoor   Пожаловаться

      flyspear, это точно! Они могут подрезать или влезть без очереди, в ответ на твое возмущение - ИСКРЕННЕЕ недоумение.

  • 12 марта 2015 г., 17:00
    Simbur   Пожаловаться

    Вот чего нам не хватает в повседневной жизни. 

  • 12 марта 2015 г., 17:01
    Gaston2013   Пожаловаться

    как много у вас опыта, спасибо за инфу. пригодится когда нибудь)

  • 12 марта 2015 г., 17:40
    Gaston2013   Пожаловаться

    на ошибках учатся, чтож поделашь. ведь у вас тогда не было подобных постов)

  • 12 марта 2015 г., 19:07
    PitS   Пожаловаться

    Не стоит забывать в то же время, что китайцам в гордость лохануть иностранца, это как геройство, проявление гениальности и успешности. Они всегда стараются лохануть покупателя по максимуму.

    • Автор
      12 марта 2015 г., 22:07
      girlnextdoor   Пожаловаться

      PitS, я не знаю, откуда такое представление пошло. Скорее всего, есть те, кто хочет заработать денег, это бизнес, или обмануть просто. А это уже совсем другое дело. Тут многое зависит от человека. Если нормально не заключать контракт, проводить проверки и контроли и вообще нормально строить свой бизнес, то "лохануть" и в Африке могут.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь