home
user-header
РЕЖИССЁР САХАЙЯ И ЕЁ «АРШИН МАЛ АЛАН»
5 февраля 2019 г., 22:18 465

РЕЖИССЁР САХАЙЯ И ЕЁ «АРШИН МАЛ АЛАН»

         В эти весенние якутские дни, театр эстрады республики подарил горожанам популярную музыкальную комедию выдающегося азербайджанского композитора Узеира Абдулы Гаджибекова «Аршин мал алан». Нам якутянам, воспитанным некогда на индийских фильмах, как никогда оказалась близка его чарующая музыка. Для справедливости ради, надо признать, что в столице Земли Олонхо, это бессмертное произведение уже ставилось в 1963 году прославленной певицей Якутии и режиссёром Анной Ивановной ЕГОРОВОЙ. Оркестром управляла наш главный дирижёр тех лет Галина Михайловна КРИВОШАПКО. А партию Гюльчохры  тогда исполнила (первая исполнительница «Якутской Татьяны» в опере «Евгений Онегин») Мария Семёновна ПЕТРИЩЕВА.

         В создании яркого и доступного спектакля Гаджибекову помогло глубокое знание азербайджанского фольклора, работа над научным исследованием, которая называлась «Основы азербайджанской народной музыки». Потому не удивительно, что «Аршин мал алан» был переведён на 100 языках мира, а в 1972 году был записан на фирме «Мелодия» и даже, потом,  был снят фильм. 

         В нашем случае, для нашей труппы театра эстрады, литературный текст был переведён известным поэтом – песенником Виктором ХОНом- Омук уола. Потому, теперь можно добавить, что «Аршин» переведён на 101 язык мира.

         Замечательный шедевр мирового искусства поставила для своего родного театра прославленная певица Якутии – САХАЙЯ в содружестве своих блестящих коллег: Клавдии и Германа ХАТЫЛАЕВЫХ (ударные инструменты), Наталья СТРУЧКОВОЙ (фортепиано), Амгалены БАРАШКОВОЙ (сценография), Андрея ЗЫКОВА (костюмы), Марии ФИЛИППОВОЙ (грим), Алины ПАВЛОВОЙ (танцы). 

         В показанной премьере спектакля от 20 марта были заняты следующие артисты театра: тенор Константин СТЕПАНОВ (АСКЕР), меццо-сопрано Тамара ПОПОВА (ДЖАХАН), баритон Иннокентий ЛЕБЕДЕВ (СУЛЕЙМАН), тенор АЙГЫЛААН (ВЕЛИ), Засл. арт. РС(Я) Александр БУРНАШОВ (СУЛТАНБЕК), сопрано Алёна ЯКОВЛЕВА (ГЮЛЬЧОХРА), сопрано Варя АМАНАТОВА (АСЬЯ), Меццо-сопрано Валентина РОМАНОВА (ТЕЛЛИ). 

         Если кратко описать сценарий спектакля, то он напоминает любое литературное произведение социалистической направленности, где герои отстаивают свои права на взаимную любовь. Не случайно, музыкальный критик Ф. АЛИЕВ тех лет писал: «Вдохновенные и романтичные, они лишены сословных предрассудков. Ради своей любви они готовы на всё».  Сам же композитор Гаджибеков писал в газете «Коммунист» от 11 апреля 1938 года: «…что Аскер – это человек, который подходит ко всему с купеческой точки зрения. Он оценивает девушку, на которой собирается жениться, так же как ситец в 12 копеек за аршин: как ситец, который бывает хорошим или гнилым, так и девушка может быть слепой, хромой, рябой, недостойной его. Именно поэтому,  купец хочет заполучить «товар» только после того, как увидит его…».

         А мы, с вами, дорогие читатели, не должны забывать своенравный  мусульманский обычай, который запрещал тогда видеть невесту до свадьбы. Вот почему, наш (социалистический) АСКЕР согласен полюбить свою невесту, после того, как увидит её.

         Итак, конец 19 века. Молодой купец Аскер (Е. СТЕПАНОВ) не находит себе места. Ему уже 28 лет. Он не спит, не ест, думает о своей будущей жизни. Его ария наполнена светлой грусти, где красивые обертона нашего якутского певца пленяют зрителя своей мягкостью,  музыкальностью, «интимностью» исполнения.  Появляется тётя Джахан, вдова (Т. ПОПОВА) абсолютно не понимающая грусти и хандры возмужавшегося родственника. Её разгульная песня с национальным колоритом рассеивает сценическую тоску, где наивность и простота воплощаемого образа, как никогда близка для «падучей и лежащей» певицы» якутской эстрады. На протяжении всего спектакля яркий и выразительный образ Джахан, воплощённый Тамарой Поповой, есть открытое общение с публикой и полное погружение  себя в развитии комедийного сюжета.

         Образ Вели – слуги Аскета, который выразительно и очень профессионально исполнил АЙГЫЛААН, заслуживает высокую оценку. Он комичен и умён, который знает причину печали своего хозяина, но представляется людям - простодушным чудаком. Следуя за движением и мыслью каждого человека, выполняя поручения своих хозяев, тем не менее, он с каждым разом приобретает свою внутреннюю свободу, где текст, вокал и пластика Айгылаана привносит в спектакль иронию, сарказм, гомерический хохот.       

         Целую «возню» первого действия, которая строится на мысли Аскера, который хочет жениться только на той девушке, которую он увидит и полюбит, разрешает друг Аскера - СУЛЕЙМАН, удачно воплощённым перспективным певцом эстрады Иннокентием ЛЕБЕДЕВЫМ. Его узнаваемый тембр с танцующими и поющими персонажами создают стабильность, уверенность - в делах людей. Прекрасный квартет Сулеймана, Гюльчохры, Асьи и Телли  - зрители тепло наградили аплодисментами. Добрый совет друга, переодеться Аскеру в одежду уличного торговца тканями и ходить по домам, заглядывая в лица девушек, приобретает в следующей сцене - реальность.

         Теперь мы видим, переодевшегося Аскера- торговца тканями, который зазывает людей словами: «Аршин мал алан» и в одном из домов, влюбляется в дочь богатого вдовца Султанбека - ГЮЛЬЧОХРУ. Пение и вокал СТЕПАНОВА приобретает в этой сцене драматическую ноту, которая построена в духе средневекового городского фольклора. Надо отметить, что номер Аскера с ансамблем родственниц  Султанбека очень театрализована и яркая.

         Роль Гюльчохры, исполнила в спектакле певица Алёна ЯКОВЛЕВА. Статичная, ограниченная жестом и мимикой (видимо, по задумке режиссёра, она должна быть холёной и любимой дочерью  вдовца бека) пение Алёны было связано с вокальной фразой, в поисках истины и сомнений, как и предполагается по литературному тексту. Певица легко спела свои номера, её серебристый тембр голоса был узнаваем. Её классический вокал, обрамлённый в эстрадную упаковку, выгодно отличал от других артистов своей полётностью звучания, тонким чувством стиля. Только мне показалось, что грим у Алёны был нарочито выпуклым и потому, со сцены Гюльчохра смотрелась старше своих родственниц Асьи и Телли. Её замечательный дуэт «Таптыыбын куускэ» с молодым возлюбленным звучало ярко и убедительно. 

         В следующей сцене мы видим и слышим песенные  размышления трёх абсолютно разных по темпераменту родственниц, которое  прерывается с появлением СУЛТАНБЕКА, - отца Гюльчохры, где знаменитый пародист Александр БУРНАШОВ ещё раз продемонстрировал свою природную актёрскую даровитость.                            

         Говоря о женщинах, надо остановиться на именах Асьи и Телли.  Асья – это двоюродная сестра Гюльчохры, которую сыграла Варя АМАНАТОВА. Её хитрый образ нёсёт лицо некой интриганки, воспитанной на мусульманской морали, но жажда любви к предприимчивому купцу Сулейману ломает все стереотипы. Аманатовой удалось отразить самобытный сценический облик. Ей удалось соединить народный характер пения с эстрадным артистизмом.

         Образ Телли, воплощённый потрясающей певицей Валентиной РОМАНОВОЙ, исполненной в партии меццо-сопрано (вместо сопрано, порученное композитором) превзошли все мои ожидания. Проницательная и хваткая служанка Телли, тоже влюблённая в слугу  в Вели (слуга Аскера), ведёт себя очень толково и с далёким прицелом. Этот типичный образ женщины из простого сословия изобретательно отразила со сцены наша узнаваемая артистка. Её низкий сильный голос, редкой красоты тембр голоса, экспрессивность, яркая трактовка образа своей героини – была доверительно сильным.     

         Таким образом, все герои, через любовь главного персонажа АСКЕРА влюбляются друг в друга. Даже старый и хитрый вдовец СУЛЕЙМАН пускается в пляс с новой возлюбленной ДЖАХАН (тётя Аскера).

         Вот такая счастливая концовка полного гротеска, изобилия и юмора спектакль «Аршин мал алан», которую я посмотрел со сцены Саха театра.

         Поставленная, выпускницей эстрадного факультета ГИТИС, заслуженной артисткой РС(Я)  САХАЕЙ, шедевр мирового искусства   выглядел добротно и основательно. Сама музыка композитора, автора Гимна Азербайджанской республики Узеира Гаджибекова, близка и понятна нам без слов. Новая работа театра, основанная на азербайджанских мотивах и песнях роднит с нашей якутской опереттой Г. Григоряна «Цветок Севера».

         Наши артисты эстрады должны гордиться тем, что они исполнили знаменитые образы прекрасного спектакля, которую исполняли в разные годы знаменитые певцы: Бюльбюль, Рашид Бейбутов, Муслим Магомаев, Мария Петрищева, Анна Егорова и другие…

         Дебют, прославленной эстрадной певицы Владлены Бурнашовой – Сахаи в качестве режиссёра – удался. Ей удалось подобрать ярких, влюблённых в своё дело артистов, которые продемонстрировали своё актерское мастерство, вокальное пение, импровизацию. Данный выбор спектакля на современный лад вызывает подлинный ренессанс, возвращение в памяти старых фильмов и песен. Спектакль зрелищный, интернациональный, придаёт людям оптимизм, бодрость духа.

         Отдельное спасибо Андрею ЗЫКОВУ, где его оформленные костюмы соответствовали духу и аромату того времени и более того, радовали глаза зрителей. Думаю, что этот спектакль будет самым прокатным, ведь он предназначен  для выступления на разных площадках, где заняты самые лучшие силы театра эстрады. Непременно, сельчане, по-достоинству оценят данную постановку, где в их селениях, до сих пор, бытуют некоторые отголоски сюжетной линии «Аршин мал алан». Недалёких Султанбеков и тётушек Джахан с молодыми Аскетами можно встретить везде и всюду и мы легко  распознаём их через  народные характеры в музыкальной комедии. 

         Таким образом, новый спектакль театра эстрады теперь становится и просветительским.  Пропагандируя шедевр мирового классического искусства через призму эстрадного искусства, где салютует природный народный юмор, редкая органичность ярких талантов – делает спектакль особенно близкой для самой широкой аудитории зрителей.

         Спасибо театру, режиссёру за приглашение и доставленное эстетическое удовольствие в мартовский воскресный вечер!

 

Владимир ИНДИГИРСКИЙ

Музыкальный обозреватель

     

         

 

             

         

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь