home
user-header
МОМЕНТ ИСТИНЫ
ivanshamaev 21 ноября 2020 г., 16:49 4807

 

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Моя общественная деятельность началась в 1982 году – организовал через газету заочную математическую школу для учащихся среднего звена со всей республики. Эта деятельность постепенно расширялась и с 1998 года стала общественно-политической. Уже тогда пришло понимание того, что скоро суверенитеты республик ограничат, для нас наступят трудные времена. Было ясно, что надо начинать устанавливать контакты с общественниками братских республик.
И вот, однажды, решил совместить выезд в Новосибирск с поездкой в Горно-Алтайск. Получалось так, что я смогу побыть в столице Республики Алтай всего лишь сутки :  вечером приезжаю и на другой день, после обеда, еду обратно в Новосибирск. 


За советом обратился к моему школьному другу, ученому филологу Юрию Васильеву-Дьаргыстай, который в своё время окончил Горноалтайский пединститут, три года проработал русоведом в Кош-Агаче. На мой вопрос, с кем мне лучше связаться в Республике Алтай, он сразу посоветовал обратиться к ученому филологу Ларисе Тыбыковой, дочери доктора филологических наук А.Т. Тыбыковой. 
И вот в одно прекрасное утро я постучался в квартиру Тыбыковых. Александра Тайбановна и Лариса Николаевна встретили очень приветливо, угостили чаем. Лариса Николаевна сказала, что познакомит с Василием Кудирмековым, общественным деятелем, выпускающим газету на алтайском языке. После чаепития мы с Ларисой Николаевной отправились в офис Василия Дмитриевича на улице Чаптынова. 
Вот так состоялось мое первое знакомство с представителями алтайской общественности. С тех пор мы с Василием Дмитриевичем не прерываем связи, вместе пытаемся расширить круг содружества общественников разных регионов страны.
*
Из уст моего друга Юрия Васильевича-Дьаргыстая еще в молодые годы я имел представление о степени близости алтайского и якутского языков. Помню, будучи аспирантом Новосибирского университета, обзавелся книгой алтайского эпоса "Кобланды-батыр", изданной на алтайском и русском языках, и в часы досуга увлекался поиском алтайско-якутских параллелей.
Краткая поездка в Горно-Алтайск, беседы с алтайцами укрепили мое ощущение близости наших этносов не только по языку, но и по духу, менталитету и культуре. Для того, чтобы пробудить у учащихся нашей школы интерес к тюркскому миру, истории своего народа, трижды организовал познавательные поездки групп учеников школы по Республике Алтай. Эти поездки проходили во время летних каникул, предполагали обучение алтайскому языку, ознакомление с жизнью, бытом и культурой родственного нам алтайского народа.
В одной из таких поездок в качестве руководителя группы выехала молодая учительница нашей школы Александра Попова, выпускница факультета якутского языка Якутского университета, активная общественница. Из поездки Александра привезла с собой не только книги и альбомы, но и, как мне кажется, ключ к пониманию духа алтайского народа. Она с восхищением рассказывала о прекрасных днях, проведенных ею с учащимися на Горном Алтае. Так, с её легкой руки, мы, якутяне,  познакомились с творчеством замечательного алтайского прозаика Дибаша Каинчина. 
Лично я навсегда полюбил его небольшие по объему философские рассказы-притчи. Глубоко убежден: Дибаш Каинчин – это писатель всех малых народов мира. Его рассказы, написанные в постсоветское время, пронизанные болью за свой народ, должны быть переведены на мировые языки, стать достоянием народов, чьи языки и культуры находятся под угрозой исчезновения.
*
В 2010 году во время пребывания на курорте в Белокурихе я дважды приезжал в Горно-Алтайск. В первый раз я уговорил Василия Дмитриевича организовать собрание алтайских общественников и пригласить Дибаша Каинчина. Помню, с каким волнением встретил и слушал Дибаша Беруковича. Высокий, светлый, мудрый человек с болью в сердце говорил о необходимости сохранения родного языка, родной культуры. Через несколько дней я второй раз приехал в Горно-Алтайск с целью повидаться и поговорить с Дибашем Каинчиным. Благодаря Василию Дмитриевичу мы с отцом троих призеров мира (двое по борьбе, один по шашкам), тренером по борьбе, шашкам и лыжному спорту Степаном Контоевым, побывали в квартире Дибаша Беруковича, имели счастье поговорить по душам с выдающимся писателем.
В 2015 году я с семьей приезжал на Алтай и несколько дней жили в айыле историка Григория Самаева, кстати, моего однофамильца, в его родном поселке Оро. На обратном пути мы специально заехали в родное село Д. Каинчина, побывали в усадьбе, где проживал писатель. Сохранился старый домик, в котором писатель проживал с семьей. Вот сейчас, благодаря газете “Улалу”, представился прекрасный случай донести до общественности Республики Алтай мой вопрос:  может, стоит взяться за организацию музей-усадьбы Дибаша Каинчина в селе Яконур на государственном уровне.
*
За все время я пять или шесть раз ездил в Республику Алтай, но мне все мало. Якута, даже впервые приехавшего на Алтай, не покидает постоянное чувство дежавю – когда-то давным-давно я был здесь. Это чувство усиливается, когда слышишь: "бис Горно-Алтайск бараарыс", "Не солун бар?", "Мында кафе бар", произносимые с чисто якутской интонацией. 
Как получилось так, что народ, не превышающий 100 тысяч, живущий на одной из самых красивейших мест России,  выдерживает натиск алчущих отхватить все хорошее, сохраняет свой язык, традиции и культуру? Возможно, ошибаюсь, но, как мне кажется, основным защитным механизмом алтайского народа является институт сеоков, зайсанов и Тос Торгоо. Например, мы , саха, практически забыли наши древние роды, их наименования частично сохранились в названиях административно-территориальных единиц и лишь единицы саха смогут гордо назвать свои роды, которые в реальности уже не существуют. Примерно такую картину наблюдаем у бурят, татар, башкир, количество которых на порядок превышает количество алтайцев. Думаю, алтайцы сами прекрасно понимают, что этот общественный институт, сохранившийся с древних времен, нужно беречь как зеницу ока.
Убедившись на примере алтайцев в особой полезности сеоков, мы, саха-"алтаефилы", много лет думаем над вопросом возрождения такого типа общности для саха, но пока можем сказать лишь одно – восстановить утерянное бесконечно трудно.
*
Наступают очень трудные дни для национальных республик. 1 июля были приняты поправки в Конституции РФ, попирающие основные принципы федерализма, а теперь, на основе принятых поправок уже принимаются такие законы как ФЗ о федеральной территории и ликвидации конституционных (уставных) судов субъектов федерации. Режим, теряющий все позиции во внешней и внутренней политике, одерживает "блестящие" победы над своими субъектами, а проще говоря, занимается демонтажом федеративного устройства государства. Сейчас трудно сказать, насколько далеко пойдет по этому пути федеральный центр, который, не умея отвечать на реальные вызовы, пытается такой бурной деятельностью убедить кого-то, а скорее всего лишь самого себя, как же он старается “укрепить” Россию. Думаю, мы должны быть готовы на все.
*
Кажется, языковая ситуация в наших республиках схожая – живой язык сохранить сумели, но перспектива мрачная. Государство, в котором мы живем, практически сняло с себя всю ответственность по сохранению родных языков своих народов и делает все для того, чтобы эти народы не смогли реализовать свои права на изучение родного языка и обучение на родном языке, формально декларируемые в федеральных законах.
В этом отношении оказалось, что мы предоставлены самим себе. Более того, против родных языков ополчилась глобализация. В последнее время весьма ощутимой стало влияние гаджетов: дети, живущие даже в глухих деревнях, заговорили на русском языке. Если мы не сумеем в течение каких-то трех-пяти лет найти в себе силы и переломить ситуацию, и не добьемся развивающегося, а не угасающего, режима для наших языков, то процесс исчезновения наших языков станет необратимым.
Великий индийский писатель Рабиндранат Тагор говорил: “Долг каждой нации проявить перед миром свою национальную сущность. Если же нация ничего не дала миру, это следует рассматривать как национальное преступление, это хуже смерти и никогда не прощается человеческой историей. Нация обязана представить лучшее из того, что есть у нее. Благородная душа и есть богатство нации, а ее достояние в умении, преодолевая свои узкие интересы, отправить всему миру приглашение принять участие в празднике ее духовной культуры”.
Получилось так, что момент истины для наших народов наступил именно в наше время и от этого нам убежать некуда. Сегодняшняя духовная элита алтайского и якутского народов должна проникнуться всей глубиной тагоровской ответственности перед будущим наших народов и пробить путь к сохранению и развитию наших родных языков.
Иван Шамаев
20 ноября 2020 года

Избранное
Комментарии 125   Написать комментарий
  • 21 ноября 2020 г., 18:48
    IvanIvanov1   Пожаловаться

    Правильные вопросы, ждущие ответов.

  • 22 ноября 2020 г., 11:05
    ТВлад   Пожаловаться

    Своевременные и правильные вопросы.

  • 22 ноября 2020 г., 11:08
    Xtrail43   Пожаловаться

    Пробившиеся рк шники насколько я знаю все за бугром(((

  • 22 ноября 2020 г., 11:22
    DearDear   Пожаловаться

    Как донести до людей, что надо сохранять свой язык?

    • 22 ноября 2020 г., 12:12
      айкы   Пожаловаться

      DearDear, кому надо тот сохранит родной язык,а так закон природы:сильнейший поедает слабого!

    • 22 ноября 2020 г., 12:49
      nthn   Пожаловаться

      DearDear, Стыдить русскоязычных за то, что они русскоязычные! И над их акцентом смеяться. Правда, до сих пор еще не помогло. Но в будущем обязательно поможет! (сарказм)

  • 22 ноября 2020 г., 11:23
    Вов-   Пожаловаться

    Выбор свободный. Никто не препятствует.. Но молодёжь выбирает будущее..

  • Хорошая статья! В этом направлении и нужно работать. Против лома нет приема, но всегда можно найти защиту. Наши предки находили ее

  • 22 ноября 2020 г., 11:29
    MakArtur   Пожаловаться

    Начало конца это правительство варягов, которым плевать на республику

  • 22 ноября 2020 г., 11:37
    Вася Петров   Пожаловаться

    Надо сделать моду на родной язык через гаджеты, через игры, головоломки, и т.д. и т.п.

  • 22 ноября 2020 г., 11:48
    Доместос   Пожаловаться

    Правильно, нужно сохранять язык, создавать мультфильмы для взрослых и детей, социальные ролики на родном языке

  • 22 ноября 2020 г., 12:10
    Саллар   Пожаловаться

    В правительство пришли варяги, это будет большим уроном для якутского народа.

  • 22 ноября 2020 г., 12:12
    Ardis   Пожаловаться

    Тут не духовная элита нужна, а использование языка в обычной жизни. Или он станет мертвым языком особо духовных людей типа латыни. Особенно сильно вредят распространению языка привычка стыдить русскоязычных и насмешки над теми кто с акцентом разговаривает. Пусть учатся и те для кого язык неродной. Надо снимать кино, мультики, создавать интересный контент, игры, песни. Без назидания и высокомерия.

    • 10 часов назад
      NikBara   Пожаловаться

      Ardis, русскоязычным якутам надо перестать стыдиться своего акцента... Ибо только разговорная практика даст возможность научиться правильному выговору...

  • 22 ноября 2020 г., 12:14
    АманаФ   Пожаловаться

    Для детей нужен обучающий, игровой ютюб канал, мультфильмы на родном языке. Сделать родной язык в школах обязательным предметом.

  • 22 ноября 2020 г., 12:18
    айкы   Пожаловаться

    Он пишет дети в глухих деревнях заговорили на русском языке,а как без знания русского языка?Он же не будет сидеть всю жизнь в глухой деревне,сам то пишет на чистом русском,так езжай тады к себе в глухую деревню и возрождай там родной язык!

    • 22 ноября 2020 г., 13:14
      Amak   Пожаловаться

      айкы, по поводу русского языка не беспокойтесь. Мы россияне и русский язык мы выучим в любом случае, хотим мы этого или нет. А вот родной по крови язык мы забываем. Поэтому нужно учить усиленно родной язык.

    • 10 часов назад
      NikBara   Пожаловаться

      айкы, русский дети учат автоматически, через гаджеты... Вырастает новое поколение детей с проблемами в разговорном языке... 

      Можно подумать, что вы живете в мировой столице...

  • 22 ноября 2020 г., 12:45
    prorochestvo   Пожаловаться

    Впереди укрупнение и губернизация территорий с последующей принятием унитарного статуса России. 

    Как бы имя не потеряли "Российская Федерация"

  • 22 ноября 2020 г., 12:58
    olga_wp   Пожаловаться

    Почему молчали до принятия поправок? Я не говорю о постах в дневниках, а о конкретных действия (в рамках закона, разумеется). Например, разъяснять поправки, касающиеся этноса и т.д. Многие повелись на пропаганду, но особенно противно было, когда наши чиновники (особенно из Саха) яро агитировали за поправки. Я русская, но моя Родина Якутия, какой бы статус ей не наделили.

    • 22 ноября 2020 г., 13:34
      Tiit   Пожаловаться

      olga_wp, вообще то общественники, в том числе и Иван Иванович, давно высказывали тревогу по поводу угрозы ассимиляции нашего народа. Что касается чиновников, яро агитировавших за поправки, то не надо забывать о том, что наша Федерация чисто имитационная, на самом деле наш государственный строй - феодально-колониальная империя, где вся полнота власти находится у наместников царя, полпредов, а главы субьектов превращены в марионеток. Поэтому нам надо самим найти способ, путь к сохранению национальной идентичности в этих условиях, не надеясь на чиновников.

    • 22 ноября 2020 г., 17:19
      nikvasvas   Пожаловаться

      olga_wp, 100% согласна с вами

  • 22 ноября 2020 г., 13:06
    Alv1   Пожаловаться

    Действительно, ничего плохого в том что в деревнях дети научились русскому. Мы живём в России, и должны знать языки. Как якутский так и русский.

    А я хочу спросить: где же наши аксакалы литературы? Где литература на якутском языке, которая бы пропагандировала знание языка? Чтение делает человека грамотным. Гаджеты сейчас только искажают язык, применительно терминов- однодневок.

    Нужна та литература, ради которой можно было изучить язык .

  • 22 ноября 2020 г., 13:06
    valensy   Пожаловаться

    Как вы думаете, какая сейчас Национальная идея народа САХА?

    • 22 ноября 2020 г., 13:22
      prorochestvo   Пожаловаться

      valensy, Любая нация стремится к независимости, но нам об этом думать пока рано, особенно когда у власти питерская мафия из спецслужб которые держат в страхе всю страну.

      • 22 ноября 2020 г., 17:32
        Урицкий   Пожаловаться

        prorochestvo, правильно, евенки и эвены, юкагиры и русские должны выйти из состава РС(Я). Мы должны входить в состав Федерации на равных с якутами. Мирнинский, Олекминский, Ленский, Нерюнгринский, Алданский районы должны отделиться и создать свою республику. Томпонский и часть Оймяконского должны создать эвенскую республику и тд и тп. Мы должны бороться с якутизацией КМНС, а то спрашиваешь эвена или эвенка про их язык, а они ни слова не знают, только по сахалыы. Сколько можно это терпеть!

        • 22 ноября 2020 г., 18:29
          кулумнуур   Пожаловаться

          Урицкий, конечно якутский язык распространен в республике. Но не вина Саха, что ваши предки не были образованы. Якуты добились автономии. Если не якуты, то мнс давно забыли язык.

          Все национальные республики берут опыт с Якутии по сохранению родного языка

          • 22 ноября 2020 г., 18:45
            Урицкий   Пожаловаться

            кулумнуур, я и говорю, пора отделяться, пока не поздно. Согласен? Ты же не империалист?

            • 22 ноября 2020 г., 20:17
              YktHunter   Пожаловаться

              Урицкий, Без шуток, почему бы не отделится? Финны обрели суверенитет 1917 году, и на сегодня самое социальное государство в  мире и население всего 5 млн.

              • 22 ноября 2020 г., 23:13
                Урицкий   Пожаловаться

                YktHunter, согласен. Я и название придумал, Ленская русская народная республика, Эвенская республика, Юкагиро- русская республика и тд.

            • 23 ноября 2020 г., 09:01
              кулумнуур   Пожаловаться

              Урицкий, вы говорите про отделение группы улусов из состава республики или республики из состава федерации?

              Никто вам не даст. Это нынешние реалии.

              Поэтому нужно искать другие варианты решения этой проблемы

      • 22 ноября 2020 г., 23:30
        Amak   Пожаловаться

        prorochestvo, о независимости никто не говорит. В сегодняшних реалиях стоит ассимиляция. Если ассимиляция выиграет, то можно сказать, что остальное уже никогда не будет нам нужно совсем.

    • valensy, национальной идеи нету- в этом вся проблема, нет религии, нет веры, а любая национальная идея превращается у быдла в тупой мамбетизм и национализм, который не решает реальных проблем, всё заканчивается дикой пьянкой и справлением нужды в подьезде с криками "уруй айхал"

      • 22 ноября 2020 г., 20:20
        Amak   Пожаловаться

        килбиэннээх_толон, причём тут идея? Это не идея, а просто не воспитанность отдельных индивидов. Тут национальность не причем.

  • 22 ноября 2020 г., 13:08
    att-mob   Пожаловаться

    всё это сказки, и не более...

    действий никаких...

  • 22 ноября 2020 г., 13:13
    sakhaintek   Пожаловаться

    До тех пор пока сахалар будут думать, что знание своего РОДНОГО языка вопрос образования или только практического общения ничего не изменится. Мы должны понять, знание своего родного языка это не вопрос образования, а вопрос исключительно чести и достоинства т.е. неотъемлемая часть личности. 

  • 22 ноября 2020 г., 13:25
    MakArtur   Пожаловаться

    Самое для меня непонятное - родители вроде хотят чтоб дети говорили на родном языке, отдают в классы с якутским образованием. Но в итоге из 30 детей, якутского класса в самой якутской 2-й школе, знают и разговаривают на якутском без акцента менее 10-ти детей. А остальные не знают и не знали, потомучто дома общаются на русском, Ну если ты хочешь чтоб твой ребенок знал родной язык, учи его, в школе то не будут учить языку, там учат грамматике и т.д.

    • 22 ноября 2020 г., 13:46
      Tiit   Пожаловаться

      MakArtur, вот это и есть самое страшное - процесс русификации зашел очень далеко, есть угроза исчезновения нашего языка через одно поколение. Вопрос остется актуальным во все века: Что делать?

    • 22 ноября 2020 г., 23:14
      Amak   Пожаловаться

      MakArtur, детсадка миэстэ суох салыы группаҕа. Сүрүннээн онно сытар тыл сайдыыта. Оҕо сааскыттан саҥаран барбатын да кэлин ыарахан.

    • 10 часов назад
      NikBara   Пожаловаться

      MakArtur, полностью согласен...

    • 9 часов назад
      айкы   Пожаловаться

      MakArtur, полностью согласен,раньше не было письменности у якутского языка,он устно передавался из поколения в поколение,а сколько потомков квзаков и ямщиков которые остались здесь прекрасно владеет якутским языком не изучая его в школе В первую очередь надо с ребенком в семье общаться на родном языке.

  • Саха Тыла - табыгастаах тыл. Биьиги Итэ5элбит курдук, бу Тыл бу тыйыс сиргэ дьуерэлии уескээбит тыл, син-биир, киьи оло5ун-дьаьа5ын курдук. Араастаан кубулуйбакка, Айыл5а биэрбитин, онорбутун илдьэ сылдьарбыт - бу биьиги кемускэлбит, биьиги бу сиргэ баарбыт туоьута.

  • 22 ноября 2020 г., 13:50
    Rim05   Пожаловаться

    Я ничего против языка не имею. Учился в национальной школе, пишу, читаю на якутском. Когда слышу и читаю призывы учить и сохранить родной язык не понимаю самого главного. Зачем? Обьясните! Слова Тагора, приведенные в статье Шамаева - одни высокие слова, смысла я не понимаю. Должна быть необходимость в изучении языка. Есть насущная необходимость, будут учить. Нет - будут учить другие языки, заниматься другим делом. К примеру, призывы руководителей Кмнс о сохранении оленеводства также не понимаю. Получается руководители Кмнс толкают своих людей в вечную кочевую, в целом отсталую жизнь. Но у этих руководителей есть живой интерес - сидеть у сытного корыта начальства организованных ассоциаций. А в сохранении якутского языка в чем и у кого выгода?

    • 22 ноября 2020 г., 14:48
      olga_wp   Пожаловаться

      Rim05, это скорее для национальной самоидентификации. Хотя могу и ошибаться) И кстати очень интересная тема для дискуссии)

    • 22 ноября 2020 г., 15:50
      Viza888   Пожаловаться

      Если человек намерен только выживать, знание языка практической значимости не имеет. Но если человек хочет развиваться не только в горизонтальной позиции - есть, пить, богатеть, но ещё и чувствовать жизнь в полной мере, ощущать себя частичкой вселенной, то тут уже родной язык, традиции очень важны.

      • 22 ноября 2020 г., 16:46
        Rim05   Пожаловаться

        Viza888, а мне кажется наоборот. Если человек выживает, то он никуда не выезжал, живет на одном месте, общается только со своими. И ему кроме родного другой язык не нужен. А если хочет развиваться, он учится, работает, ездит по разным странам ну и т.д.

        • 22 ноября 2020 г., 18:07
          Viza888   Пожаловаться

          Rim05, я не об этом. Ездить, работать - это все горизонтальная плоскость, социальный потребительский уровень. Это развитие личности. И знание других языков это только в плюс. Развиваться как человек, развивать природное это уже другой уровень. Этот уровень намного выше чем потребительский. Хочешь познать себя, внутренние процессы, связь с природой, со вселенной, ответить на вопрос «Кто я?», научиться пользоваться своим физическим и энергетическим телом - вот тогда знание своего языка, традиций рода и народа становятся фундаментом.

          • 22 ноября 2020 г., 18:37
            Rim05   Пожаловаться

            Viza888, ваша позиция ясна. Но лично я не из этой группы. Мне не нужно дальше познать природу, мир, себя, посредством развития родного языка. Того, что знаю, достаточно. И таких как я - подавляющее большинство.

            Подозреваю, что подобные высокосознательные «выше потребительского» уровня сообщества, включая Шамаева, составляют не более 3-5 % от общей численности населения (безусловно, кроме этой сознательной группы есть и малограмотные, которые сами не понимая о чем, слепо будут повторять о необходимости изучения родного языка). И они вряд ли толком смогут ответить на вопрос - зачем?

            • 22 ноября 2020 г., 20:08
              Viza888   Пожаловаться

              Rim05, придёт время когда захотите познать себя. Потому что чувство и ощущение счастья напрямую связаны именно с познанием себя. И это касается почти каждого человека.

            • 22 ноября 2020 г., 20:25
              YktHunter   Пожаловаться

              Rim05, Человек силен духом если у него есть корни, а духовные корни есть  если сам человек знает об этих корнях(язык-культура-предки). Кавказ силен тейпами, мы должны знать про а5а-уус.

            • 22 ноября 2020 г., 23:46
              кент123   Пожаловаться

              Rim05, куттазаскын эн 

    • 22 ноября 2020 г., 23:27
      Amak   Пожаловаться

      Rim05, эн билэҕин, атыттар билбэттэр. Саха буолан төрөөн баран хайдах билиэҥ суоҕай. Билиэхтээххин хайдах да буолбутуҥ иһин. Таҥара тоҕо эрэ дьону араас гына оҥордоҕо дии, онтон атын сир үрдүгэр бары биир тыллаах-өстөөх буолуо этибит буо. Ол аата ханнык омугунан төрөөтүҥ да тылгын баҕас билиэхтээх буоллаҕын эбээт. Былыргы үһүйээн баар дии Вавилон тутуутун туһунан. Ол саҕана сир дьоно барыта биир тыллааҕа диэн. Онтон таҥара ону сөбүлээбэккэ дьону араас тыллаах кыммыт.

  • 22 ноября 2020 г., 13:51
    Tiit   Пожаловаться

    Полностью согласен с вами. Но как убедить наших детей, внуков в нужности знания родного языка? Сейчас 98% информации об окпужающем мире дети полчают на русском языке...

  • 22 ноября 2020 г., 14:12
    mtrhf85   Пожаловаться

    Надо было раньше этим заниматься. Можно же было делать якутские озвучки фильмов, мультфильмов, сериалов итд наподобие лостфильм. В 90-е надо было не ВУЗы открывать, а якутоязычные ПТУ. Кому нужны сейчас юристы и экономисты. Речное училище, ПТУ, ягити, радиотехнический колледж итд якутов туда особо не брали потому что знали что это самые востребованные рабочие профессии.

    Ну и конечно же улусничество. Ну здесь вообще без комментариев...

    Я думаю поезд уехал.

    • 22 ноября 2020 г., 14:48
      Tiit   Пожаловаться

      mtrhf85, и что, махнем на процесс русификации рукой и будем безучастно сидеть и наблюдать, как умирает наш родной язык??? Наоборот надо собраться всем народом и продумать конкретные шаги для исправления ситуации.

  • 22 ноября 2020 г., 15:10
    T1000   Пожаловаться

    Молодежи не нужно изучать якутский язык. Почему? Нет необходимости и не будет в практическом смысле.

    Стоит вопрос национальной самоидентификации. Надо быть саха, гордиться достижениями, видеть пример успешных людей (не борцух-насильников), иметь может быть не национальную идею, но хотя бы какие-то определенные типичные черты нации (добродетельность, честь и тд), которыми и будет гордиться молодежь и стремиться заявить о своей нации. Увы, старшее поколение (40 и выше) потеряло связь с младшим. Бытовой национализм (ну кто этим будет гордиться из цивилизованных людей), стремление захапать больше денег в ущерб людям и тд и тп, сплошной набор отрицательного...

    • 10 часов назад
      NikBara   Пожаловаться

      T1000, а пример возрождения кельтского (Гэльского) языка или еврейского (иврит) языка вам ничего не говорит?

  • 22 ноября 2020 г., 15:14
    СергейКо   Пожаловаться

    Как РКшник и русский, могу сказать, что меня огорчает англификация русского языка- включаю муз тв и в современных песнях половину слов не понимаю. Еще и голос и речь обработана компьютером настолько, что кажется, что поют инопланетяне и для инопланетян.

    Думаю у Якутского языка есть будущее, а вот у малочисленных народов Якутии перспектив для сохранения языка и своих генов нет. Рано или поздно, КМНС переедут в город и там навсегда затеряются.

  • 22 ноября 2020 г., 15:59
    нуэтоваще   Пожаловаться

    Я вот тут че-та не понял: "Государство, в котором мы живем, практически сняло с себя всю ответственность по сохранению родных языков своих народов и делает все для того, чтобы эти народы не смогли реализовать свои права на изучение родного языка и обучение на родном языке, формально декларируемые в федеральных законах".

    Покажите, Иван Иваныч, где государство препятствует изучению языка? В сельских школах сахалыы повсеместно, там больше английского, чем русского языка. В Якутске нет проблем с якутскими классами - правда, методичками соответствующими и нормальными учебниками на якутском пока школы особо не загружены. Но главный вопрос: зачем навязывать изучение языка, к примеру, подростку, который намерен поступать в центральный вуз и потом работать в промышленности? Или мы не хотим, чтобы наши дети работали в промышленности, а хотим, чтобы они крутили хвосты коровам?

    И второе. Шамаев пишет: "В этом отношении оказалось, что мы предоставлены самим себе". Так вам мешают или вы предоставлены сами себе? Это две большие разницы. За саха никто якутский язык пропагандировать не будет. Что такое "мы предоставлены сами себе"? Вам из мАсквы надо учителей якутского выписывать?

    На мой взгляд, на бытовом уровне любовь к родному языку должна прививаться в семье. Если семья этого не хочет, хоть вы замучайте ребенка, в школе его языку не  научите. Вот это чисто шамаевский бзик: надо как можно больше якутских классов, и тогда мы ого-го, ага-га. Ничего подобного.Кроме создания атмосферы скандалезности эти выплески ни к чему не приводят.

    • 22 ноября 2020 г., 18:54
      ОдинокийВолк   Пожаловаться

      нуэтоваще, это приведет к одному - к махровому национализму.

    • 22 ноября 2020 г., 21:28
      Amak   Пожаловаться

      нуэтоваще, если общий фон не родной, то как говорится с кем поведешься от того и наберешься. Тыа дьонугар саха буолары өйдөтөр улахан туһа суох, ону бэйэлэрэ бэрт үчүгэйдик билэллэр. Дьокуускай куоракка олорор олохтоох сахалары өйдөттөххө эрэ сатанар. Бу куорат сахалара омуктарын өйдөөн турдахтарына улахан төһүү күүс буолуоҕа, тоҕо диэтэр Дьокуускай Сахабыт сирин киинэ. Тыаттан Дьокуускайга кэлбит сахалар куорат сахаларыттан утары көрсүүнү көрсөллөр, уонна нуучатыйан бараллар. Манна элбэх саха нууччалыы тыыннаах сахалар, хахтара эрэ саха.

    • 10 часов назад
      Amak   Пожаловаться

      нуэтоваще, а чем мешает знание родного языка обучению в центровузе? Ну вот чем? Кстати в центровузах учатся много ребят с улусов и притом успешно. Чем им мешает знание родного языка? Как и чем?

  • 22 ноября 2020 г., 16:17
    nthn   Пожаловаться

    Иван Иванович, как думаете, кто больший вклад вносит в сохранение родного языка? Вайнеры, которые придумывают простые понятные всем шутки на родном языке, и видео которых смотрят тысячи молодых людей по всей республике? Или "проникнутые всей глубиной тагоровской ответственности" старцы, десятилетиями заседающие в академиях духовностей, в разнообразных рабочих группах и круглых столах, высокопарные сочинения которых никто не читает?

  • 22 ноября 2020 г., 16:21
    нуэтоваще   Пожаловаться

    И добавлю. Братья Ушницкие не заморачиваются по поводу языка, при этом создали мировую компанию "Мойтона". Индрайвер не имеет никакого отношения к якутскому языку, но завоевывает мир, и мир при этом знает, что Индрайвер родом из Якутии. И наоборот: все якутское фестивальное кино - сахалыы. Ему кто-то (государство, глобализация) мешает брать гран-при на фестивалях? Иван Иванович, учите детей физике, что у вас хорошо получается, и не портите им восприятие мира своими заморочками. 

  • 22 ноября 2020 г., 16:39
    Alv1   Пожаловаться

    Теhе да оскуолаларга Саха тылын киллэрэ сатаабыттарын иhин телевизорга да радиога да биир да сахалыы ыраастык санарар киhини булбаккын. Того оннугуй?!

    Мин санаабар билинни уйэгэ киhи бэйэтэ уларыйда. Тыл эмиэ олох тэтиминэн уларыйан иhэр.

    Сорогор киhи наhаа ахтан тереебут тылгын истээри да гыннаххына туох да киhи сэнээриэгин булбаккын.

    Тыага дьиннээх сахалыы тыл баара дуу суога дуу.

  • 22 ноября 2020 г., 16:47
    Святой1   Пожаловаться

    Даа, в детства я вообще не знал русского языка. Не учили. Повзрослел. В городе начинал работать рабочим и т д. В этом очень помогали р и русские женщины, и коллеги русские. Но не в этом дело. Короче ты человек работай ( это в.сов время. ) . Даа. ..С детства я внучку учил русскому языку сам не зная. До того учил, она прозносить русские слова, даже русские удивл откуда знает русский язык. Однажды одна женщина спросила про что то, по якутски. Она знает про что но говорить по якутски не может. Она полакала долго. А я говорю говори по русски., обьясни. И сейчас она говорит, эмэһэгин сыллаа, попробуй уговори, даа

  • 22 ноября 2020 г., 18:17
    OFS-1205   Пожаловаться

    Төрүт саха тылын билэргэ итэҕэлбит тиийбэт, иитэ аҕал- итэҕэл, итэҕэллээх киһи туох да хос харасанаата суох буоллаҕына биирдэ Аан дойду культуратын өйдүүр, көҥүл санаалаах, кыахтаах буолар эбит, саха тыла сахалыы сүһүөх дорҕооҥҥо саһа сылдьар, ол эбэтэр, руна- уурунуу сурукка, ол аата, төрүт итэҕэлбитигэр, оччоҕо эрэ иҥнигэһэ суох сахалыы билиэхтээх эбиппит.

    Оннук дьон син бааллар. Айыҥаны кытта билистэххэ төрөөн тахсар диэн өйдөөтүм, Мин Тэрис , Сырдыгы, Сылыгы, Оконешников В.И. үөрэхтэрин ааһан баран рунаҕа тиийдим, Сөпкө тутустум диэн өйдөөтүм.

    • 22 ноября 2020 г., 23:50
      Amak   Пожаловаться

      OFS-1205, итинник суолу сыыһа дии саныыбын, аһара дойҕохтооһун барар. Ити баар сайдыыбыт хаалыыта. Тыл тыл курдук биһиэнэ. Хас омук бэйэтэ тыллаах, ырыалаах, тойуктаах. Айылҕа, таҥара биһигитини оннук оҥорбут. Ол иһин оннук баран иһиэхтээхпит атын омуктары кытары тэҥҥэ. Онтон итинник ис иһиттэн дьоҕурдаах, үөһээттэн айдарыылаах дьон күүс-көмө көннөрү дьоҥҥо буолаллара өйдөнөр суол.

  • 22 ноября 2020 г., 18:32
    daush   Пожаловаться

    придут китайцы и сами себя не найдете. C'est La Vie.

  • 22 ноября 2020 г., 18:46
    Tiit   Пожаловаться

    Сейчас мы пожинаем плоды советской национальной политики, которая по иезуитски, с лицемерием провозглашая на словах право наций на развитие своего языка, на право выхода из СССР, на деле проводило политику русификации нерусских народов. Эту политику хорошо раскрыл чеченский ученый А. Авторханов в книге "Империя Кремля. Советский тип колониализма": "...Ведущая идея фальсификации национального вопроса - выдавать советский тип колониализма за идеальное решение национального вопроса, а советскую великодержавную политику русификации нерусских народов -за политику "интернационализации". Нынешняя воровская чекистская власть за основу своей политики опять приняла ту же замшелую великодержавную имперскую политику русификации нерусских народов, при которой защита нашего родного якутского языка становится задачей трудновыполнимой. Но мы не должны опускать руки, наоборот, должны дружно принять все необходимые и достаточные меры для изменения существующей ситуации по обучению наших детей и внуков родному языку, в рамках существующего законодательства.

    • 23 ноября 2020 г., 04:36
      Урицкий   Пожаловаться

      Tiit, проклятые коммуняки! Придумали тоже нацреспублики какието, книги наиздавали на языках, напереводили на мировые языки. Ага, знаем мы их, расскусили, хотели уничтожить нас. Мы хотим по демократичски как в богоспасаемых США, ведь там коренные народы достигли небывалого национального развития. А в Японии? Знаете сколько народов там жило? Тото же, много, все на слуху, развиваются в своих республиках в составе Японии. А в Австралии? Посмотрите каких высот достигли их аборигены! А в Германии? Помните там жило куча славян, вот знайте, они и сейчас там живут в своих славянских республиках на территории просвещенной Германии. Наверно... может быть...

      • 23 ноября 2020 г., 08:42
        Tiit   Пожаловаться

        Урицкий, ваш сарказм неуместен. Преступления коммунистов широко известны, как бы они ни старались их скрыть. Почитайте для ликбеза хотя бы "Черную книгу коммунизма". А феодальные порядки в России остаются неизменными опять же благодаря коммунистам, перекрасившимся в единороссов и восстановившим "вертикаль власти", совершенно неэффективную систему управления в век технического прогресса и глобализации экономики.

  • Мамбет - это тот человек, который рассуждает о величии своего народа и языка, но у самого ноги воняют из-за отсутствия элементарной гигиены

    • 22 ноября 2020 г., 19:04
      Святой1   Пожаловаться

      килбиэннээх_толон, понятно, эти слова мамбет появилась при Петра 1, почему? работают крестьяне, иногда идут в город что то продовать, грязные. Вот, приехали мамбеты, даа, учи истории, словами не...а то обратно.......спасибо

      • Святой1, садись - два, не испражняйся своим убогим интеллектом, историю ты явно не знаешь. "Мамбет" - это от казахского исламского имени "мухаммбет", это имя распространено в южных районах казастана, эти районы славятся своим криминалом и экономической отсталостью- так появилось слово "мамбет"

        • 22 ноября 2020 г., 20:58
          Святой1   Пожаловаться

          килбиэннээх_толон, даа вы , мамбеты с района. ? Дурака не валяй, до Петра 1 было, грязные, не мытые, необраз.. вы с богом не связывай. Вы пьяный, или

    • 22 ноября 2020 г., 23:52
      кент123   Пожаловаться

      килбиэннээх_толон, сыыьа , тыына сылдьазын

  • 22 ноября 2020 г., 20:07
    rubus14   Пожаловаться

    Жалко не начав работать, говорит о ненужности газет, ТВ на якутском языке это показатель уровня наших руководителей, откуда откапали? В.Солодов выпускник МГУ начал учить якутский язык только начав работать, а эти что скоро запретят читать на родном языке?

  • 22 ноября 2020 г., 20:34
    Kylym-chagul   Пожаловаться

    1. Саха саханы кытары сахалыы кэпсэтиэхтээх, суруйсуохтаах.

    2. Атыы-эргиэн, өҥө оҥорор тэрилтэлэргэ сахалыы кэпсэтиэхтээхпит.

    3. Аныгы культура сахатыйан, ыччакка саха тылынан тарҕаныкхтаах.

    4. Дьон-сэргэ ситимнэригэр сахалыы саҥарыаххайын, нууччалыы титрдаан.

    • 21 час назад
      T1000   Пожаловаться

      Kylym-chagul, 1) все люди должны стать богатыми 2) все люди должны стать добрыми 3) россия топ 1 экономик мира. Ну и прочее...

  • 22 ноября 2020 г., 21:01
    apaches   Пожаловаться

    По рюски ваще чут чут панимайу, потому што я настояший коренной САХА БАААТЫРА

    • 22 ноября 2020 г., 23:54
      Amak   Пожаловаться

      apaches, сахаларга баатыр диэн суох тыл. Мээнэ күлүү гынаҕын. Саха буолбатах эрээтигин тоҕо мээнэ суруйа олороҕун? Хоруйдаа!

  • 22 ноября 2020 г., 21:05
    Святой1   Пожаловаться

    Оннук буолбатах, кто как умеет общается, русск, армян, якутском и т д. Попровый ты скажи почему по русски гововоишь?, тугуй доо, тугуй доо. Ити кимий необр. сүөһү........

  • 22 ноября 2020 г., 21:18
    prolll84   Пожаловаться

    Оҕолору модьуйуу күүһүнэн Сахалыы саҥарда сатаатахпытына төттөрүтүн тэйитиэхпит. Ол оннугар Саха сиригэр көстөр голливуд игин киинэлэрин, мультиктарын Сахалыы тылбаастыах баара. Оҕо көрөр эйгэтин Сахалыы тыынныаххайын.

  • 22 ноября 2020 г., 22:24
    Nikolaypetrov47   Пожаловаться

    не честно стирать при печатании

  • 22 ноября 2020 г., 22:25
    Tiit   Пожаловаться

    Уважаемый Иван Иванович восхищается тем, что у алтайцев для сохранения языка и обычаев предков огромную роль играют некие сеоки. Это что, совет старейшин, родовая община? Если это так, то у нас возродить родовые общины, или совет старейшин вряд ли получится. Надо упор делать на создание информационного простанства на якутском языке для детей дошкольного и возраста начальной школы, в первую очередь телевизионного. Нужно также создавать такое пространство в наиболее популярных интернет порталах. Надо договориться с Арсеном Томским о заключении договора с Илоном Маском на поставку интернет оборудования сети "Starlink", с финансированием среспубликанского бюджета, достаточного количества, чтоб обеспечить высокоскоростным интернетом всю территорию республики, чтобы народ имел возможность получать правдивую информацию, а не лживую телепропаганду в духе пригожинских троллей.

    • Tiit, предлагаете очередной распил бюджета республики, играя на поцреотизме и национальных чувствах? Язык должен культивироваться в семье , 90% национального самосознания - это семья

  • 22 ноября 2020 г., 22:36
    ilid4n   Пожаловаться

    В последнее время язык Саха слишком начали усложнять, настолько в этом наша литературная элита преуспела, что не каждый носитель языка понимает, что хотели сказать. Нужно брать пример с таких писателей как Петр Тобуруокап. Нужно делать язык максимально доступным. Не надо пугать детей эпосами и Олонхо, надо делать так чтобы люди сами заинтересовались. Как писалось выше, если языком не пользуется простой среднестатистический современный человек, язык превратиться в мертвый язык элитных ученых, как латынь. 

    Нужно больше выпускать простых фильмов, роликов, даже ту же рекламу с простыми слоганами. В литературе нужны комиксы, короткие рассказы, комедийные рассказы, инструкции с детальными рисунками. И это должно быть сверх дешевым. Средняя цена литературы не должна превышать сто рублей, а газет и прочей периодики еще меньше. И самое главное, где Якутская литература сдает свои позиции это детский контент.

    Еще раз повторю: ученые и прочие топ найдут способ для себя достать высоко литературные произведения, хоть из-под вечной мерзлоты, но это никак не поможет сохранению разговорного языка.

    • 22 ноября 2020 г., 23:59
      Amak   Пожаловаться

      ilid4n, оннук, өрүү сөпкө этэҕин. Нууччалар түҥ былыргы тылларын эмиэ хостуу - хостуу кэпсэппэттэр. Үрдүк таһымнаах дьон булан үөрэтиэхтэрэ буо. Билигин ону буолохтааҕар дьиэ иһигэр таһыгар көннөрү кэпсэтии баар буоллаҕына сөп буолар. Кэлин сайдан тэнийэн истэҕинэ дириҥник да үөрэтиээххэ сөп буоло.

    • 23 ноября 2020 г., 04:10
      Repetitor_777   Пожаловаться

      ilid4n, полностью согласна. Вот все говорят нвк смотрят только старшее поколение. А он на них и ориентирован только.А что там смотреть ребенку? Мой ребенок обожает смотреть Ералаш, где серии даже советского периода. Можно на якутском языке. Снимать надо детские фильмы, пусть короткие и дешевые. Поддерживать писателей,пишущих детскую литературу на понятном детям языке, подобную рассказам Амма Аччыгыйа, стихам Тобурокова (вспомнила себя, его книжку таскала всегда с собой, до того нравились его понятные стихи).

  • 22 ноября 2020 г., 23:46
    Prons   Пожаловаться

    Надо практику экспериментальных классов Аллахского Николая Алексеевича пристально изучить.Тогда нас городских детей которые уже тэри мары говорили на якутском,заставили изучать якутский язык как иностранный все остальные предметы на русском.Директор Аллахский Н.А. был необычный человек,заставлял изучать бальные танцы, учил водить легковые автомобили и грузовики, английский и француский нам преподавали очень серьезно. Коллектив учителей подобранный им был просто уникален.Как итог мы все без проблем поступали в ВУЗы с первого раза. Для советского времени это было удивительно,поступить в ВУЗ было весьма сложно. Кстати оказалось люди владеющими двумя языками,без проблем осваивают новые языки. Знание якутского языка вероятно помогает математическому мышлению.

  • 23 ноября 2020 г., 01:45
    rq90   Пожаловаться

    Проблема в том что в Якутске нет детских садов на якутском языке, и школ. Если бы были, родной язык и не терялся бы

    • rq90, это проблема семьи, в семье должно быть общение на родном языке, школа, садик и прочее - не решат проблемы, родной язык должен культивироваться внутри семьи, а не должен преподаваться, как иностранный (английский, французкий и тд)

      • 9 часов назад
        rq90   Пожаловаться

        килбиэннээх_толон, я имею введу что из-за русско язычных садиков и школ, теряется якутский, будь даже семья полностью якутоязычной. Ребёнок все равно выберет русский

  • 23 ноября 2020 г., 02:14
    Alv1   Пожаловаться

    Далан Тулаайах оготун аахпыттар санаагытын уллэстин эрэ

    • Alv1, бастакы аахпыт улахан айымньым 4 кылааьы бутэрэн баран. Умсугуйан туран аахпытым. О5о буолан Ньырбачаан сырыытын туьунан атын главаларын кетутэ2. Улаатан баран дьэ айымньы атын сюжетнай линияларын аахпытым.

  • 23 ноября 2020 г., 04:59
    muuvy   Пожаловаться

    когда то очень удивило меня случай ребят из РК, когда они шли пересдавать какие то экзамены в этой РК, кажется математику. я думал там реально умные и талантливые ребята из республики учатся, качество, жесткая конкуренция, слабых выгоняют на место них приходят умнее, и никаких пересдач, тем более математики там нету и не бывает, а тут такое. подумал как такие слабые ребята туда попадают, неужели опять все по блату? разочаровался как то даже в этом проекте. и старался вспомнить выпускников выдающихся, ведь проект же давно работает уже должны же быть плоды, и никого кроме Томского вспомнить не смог к сожалению, а по идее их то сейчас якутской истинной интеллигенции должно же быть море уже, где все они??? где знаменитые на весь мир или страну ученые или крутые профессионалы своего дела известные врачи, хирурги, инженера, айтишники? где работают? какие компании возглавляют, есть ли специалисты в ведущих транс-национальных корпорациях страны типа Норникель, Сургут нефтегаз, газпром, ммк, мечел итд??? ну хотя бы в алросу.?  как там вообще проводится конкурс для попадания в эту школу, тщательно ли подбираете и ищете талантов по всей республике??? в эту сторону надо двигаться, хороший честный и качественный отбор! никаких пересдач, тащить кого либо итд, если не вывозишь, досвидос, есть много замечательных обычных школ и все. 

    p.s. второе, насчет сохранение языка и проявить нац. сущность на мировой арене это все замечательно, в этом плане вы очень классно работаете и я это поддерживаю, но думаю параллельно ребята должны учиться еще и думать глобально и мыслить нелинейно, в основном ребята из провинций хоть и интеллектуально сильно развитые но уступают от городских или мегаполисов тем что  мыслят линейно, что блокирует поступление новой информации и быть гибким, а они должны учиться еще дышать воздухом мира, думать масштабно системно, прям ориентироваться, собирать и обрабатывать информацию из мирового пространства, сохраняя при этом свою нац. сущность.

    • 23 ноября 2020 г., 06:14
      Alv1   Пожаловаться

      muuvy, не глобально и нелинейно спросите в любой конторе есть ли кто из выпускников РФМШ или РК. В любом учебном заведении. Наверняка в самом РК есть статистика.

      Зря вы так огульно охаивает.

      Школа действительно уникальная. Имеет право гордится своими учителями и учениками.

      • 23 ноября 2020 г., 07:15
        muuvy   Пожаловаться

        Alv1, в том то и дело что их выпускники не просто должны быть где то в любой конторе, а быть в лучших и передовых конторах страны, и должны быть известны. и почему там вообще двоешники учатся это тоже странно, ведь вроде же по строгому отбору идет, я вот никогда не слышал о пересдаче и двоешниках в той же авторке например, там такие просто и не попадают наверно

  • 23 ноября 2020 г., 05:40
    кулумнуур   Пожаловаться

    Я много думал над вопросом сохранения родного языка. Это очень древний язык. Язык нам нужен для самоидентификации. Язык напрямую связан с бытом людей.

    Например, группа цыган не теряют своего языка. Подкрадывается вопрос как им удается сохранить свой язык.

    Я могу сказать это связано с бытом.

    Также и с народом Саха. Якутский язык живёт в деревнях, и напрямую связано с сельским хозяйством.

    Соответственно, нужно поддерживать эту отрасль и развивать сельские местности. Только так можно сохранить якутский язык, конечно интеллегенция должна защищать язык на государственном уровне

  • 23 ноября 2020 г., 06:04
    Alv1   Пожаловаться

    Я согласна с вами в том что нужно развивать село. Не для языка. А вообще для народа.

    Климат тот же, люди те же. Но почему они должны в туалет на улицу ходить?

    Мы живём в 21 веке.

    И республика не из нищих вроде.

    Надо в селе открывать СПТУ со специальностями для строительства. Сейчас новые технологии, материалы и т.д. Обучить население для собственных нужд.

    Тогда народ останется в родных сёлах и сохранит язык.

  • У меня соседями были армяне. Жили этажом ниже. Дети появились и выросли в этой квартире. Вначале они разговаривали только по-армянски, даже не знали русского. Они выросли, давно взрослые и между собой разговаривают только на армянском и никогда не слышал, чтобы при разговоре между собой переходили на русский. Это пример уважения к своему народу и, в конечном счете, самого себя. Покажите хоть одного кавказца, не знающего родной язык? Они успешны, сильны потому что чтят свою культуру, свой язык и себя как представителя их народа. И назовите хоть одного успешного мужчину саха, не знающего свой родного языка? Такого в природе нет! Безвольные люди, принявшие под напором чужое, всегда остаются слабыми. У женщин, также игнорирующих родной язык отсутстует внутреннее "я".

    Эти люди ни рыба, ни мясо. Предавшие однажды - будут предавать всегда. Таких лучше держать на расстоянии

    Родной язык делает человека сильным и воспитывает только лучшие качества.

    • 21 час назад
      T1000   Пожаловаться

      Михаил_Местников, как высокопарно обвинять людей в незнании языка и называть их предателями. 

      • T1000, это ведь так на самом деле. Знаю очень многих людей, которые сохранили свой язык, живя в других регионах. А тут, они живут не то что в своей республике - живут в столице национальной республики и умудряются забыть свой язык. Это что?????? После этого каких слов Вы ждете, требуете в свой адрес?

         

        Имели бы уважение к своему народу - сохранили или выучили бы его язык. Если нет уважения, то требовать к себе уважение не стоит.

         

        Как-то в Каннах, познакомился с внуком белоэмигрантов. Он отлично говорил на русском - это было его желанием. Говорит, что читает много на русском. Вот к таким людям большое уважение!

  • 23 ноября 2020 г., 08:05
    vlad7viktor   Пожаловаться

    Сейчас 21 век нам саха надо не только язык и культуру беречь и развивать, но и демографию нас мало я был в азербайджане благодаря поддержке властей там их было 6 млн сейчас уже 10 млн надо властям республики помогать многодетным семьям плюс деревне нас должно быть как минимум 1 млн саха, тогда нас никакие внешние и внутренние проблемы не повлияют 

  • В современном мире должны знать три языка: свой родной, государственный русский и английский. Родной на первом месте!

  • 22 часа назад
    Порш   Пожаловаться

    странно, получается за столько лет только сейчас момент истины? 33 года на печи лежали, думы думали, переживали, и что толку? у 7 нянек дитя без глазу....а как же 15 томов якутского языка https://ysia.ru/luchshij-nauchnyj-proekt-v-novosibirske-izdali-15-tomov-bolshogo-tolkovogo-slovarya-yakutskogo-yazyka/....это что, пустой звук? хоть кто-либо из педагогов применяет в своей практике это издание?

  • 11 часов назад
    MOZENRAT   Пожаловаться

    Да ладно? Наоборот с Москвы приезжают специальные люди и мониторят как здесь учат русский язык. Не позволят просто так.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь