home
user-header
Проект письма ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ КОНГРЕССА САХА по проекту фз о публичной власти по состоянии на 13.10.21 .
ivanshamaev 14 октября 2021 г., 13:30 46

*Проект письма ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ КОНГРЕССА САХА по проекту фз о публичной власти по состоянии на 13.10.21 .*

Уважаемые депутаты!

Проект закона “Об общих принципах организаций публичной власти в субъектах Российской Федерации” призван заменить ФЗ №184 “Об общих принципах законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации”. Таким образом, понятие “публичной власти”, введенное в новой редакции Конституции РФ 2020 года, предлагается сделать базовым, юридическим термином российского законодательства.

Даже поверхностное изучение проекта закона позволяет видеть, что под соусом обновления терминологии и усовершенствования структуры действующего ФЗ №184 идет попытка еще большего усиления вертикали власти, которую уже давно некуда еще больше усиливать.

По просьбе правления “Саха Конгресса” группа общественных экспертов проводит работу по изучению нового проекта закона. Сегодня мы имеем возможность озвучить часть предложений.

*1. О понятии “публичная власть”*. Анализ проекта закона о публичной власти будет наталкиваться на необходимость разобраться с самим термином “публичная власть”, который как троянский конь, призван законотворцами как средство еще большего усиления вертикали власти. Предлагаем депутатам Ил Тумэн запросить у Конституционного Суда РФ толкование термина “публичная власть”.

*2. Об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия*. Согласно пункту 3 части 1 статьи 28 проекта ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно в случае отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации. Однако в законопроекте не установлено, что может быть основанием утраты доверия Президента РФ, в отличие от пункта г статьи 19 ФЗ N184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

ФЗ N184 устанавливает, что основанием для утраты доверия Президента Российской Федерации является выявление в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", либо установление в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность.

Требуем в пункт 3 части 1 статьи 28 законопроекта добавить основание утраты доверия Президента как в вышесказанном действующем законе ФЗ N184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

*3. Об участии федеральных органов исполнительной власти в формировании органов исполнительной власти субъектов.* Часть 3 статьи 4 проекта закона звучит следующим образом: “Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищный, строительный надзор, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, указанных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и случая, установленных федеральным законом”.

В государстве с федеративным устройством, какой является Россия, введение такой гиперопеки над субъектами со стороны федеральной власти является абсолютно неуместным. Считаем, что пункт 3 статьи 4 проекта ФЗ необходимо изъять.

*4. О предоставлении права законодательной инициативы прокурору субъекта.* Согласно части 1 статьи 10 проекта ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" прокурору субъекта напрямую дается право законодательной инициативы в законодательный орган субъекта. Согласно статье 6 действующего ФЗ N184 прокурор субъекта не имеет права законодательной инициативы. Однако, Конституцией (уставом) субъекта такое право может быть предоставлено иным органам, в том числе и прокуратуре. Большинство субъектов предоставили в своих Конституциях (уставах) право законодательной инициативы прокурору субъекта. Однако, Республика Саха (Якутия) и Республики Чечня не внесли такое право в свои Основные законы.

На федеральном уровне в соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор не является субъектом законодательной инициативы. И это логично - прокуратура является надзорным органом. Она осуществляет надзор и вносит представления об устранении нарушений. У прокурора субъекта нет необходимости в праве законодательной инициативы, т.к. у прокурора субъекта в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» есть и другие средства прокурорского реагирования для изменения, признания не соответствующим закона субъекта, такие как представление и протест, которые вносятся в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта.

Считаем необходимым изъять пункт 1 статьи 10 проекта.

*5. О деятельности мировых судей*. Согласно части 5 статьи 4 проекта ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" мировые судьи субъекта Российской Федерации осуществляют свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о судебной системе, иными федеральными конституционными и федеральными законами. Такой текст проекта закона входит в противоречие с частью 1 статьи 1 ФЗ N188 "О мировых судьях в Российской Федерации", где устанавливается, что порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Тем самым требуем изменить часть 5 статьи 4 законопроекта следующим образом: «Мировые судьи субъекта Российской Федерации осуществляют свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о судебной системе, иными федеральными конституционными и федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации».

*6.О передаче полномочий по предметам ведения РФ органам госвласти субъектов.* В статьях 45, 46, 47 проекта ФЗ рассмотрены юридические нормы передачи полномочий, особенностей передачи полномочий и изъятия переданных полномочий по предметам ведения РФ, а также полномочий РФ по предметам совместного ведения органам госвласти субъектов РФ.

Прежде всего мы должны уяснить себе, что согласно статье 11 Конституции РФ “Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”. Согласно п.2 статьи 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Таким образом, нормы, рассматриваемые в статьях 45-47, не могут регулироваться федеральным законом, каким является данный проект ФЗ. В связи с этим статьи 45-47 должны быть изъяты из проекта закона, некоторые нормы по механизму заключения Федеративного договора и иных договоров могут перемещены в статьи 50 (о договорах о разграничении полномочий) и 51 (о Соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ими друг другу осуществляемой части своих полномочий).

1. Шамаев И.И.

2. Кириллин Н.Д.

3. Осипов Дь.Р.

4. Степанов С.К.

13 октября 2021 года

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь