home
community-header

                    
                    
Немного об Аляске 2: как коренные жители отвоевали свои ресурсы
jen_arctic 1 апреля 2019 г., 15:35 в Дикари 627

Аляска Нейтивы, они же коренные народы Аляски были покорены дважды, сначала Российской Империей с ее промышленниками и Русско-Американской компанией, а потом после продажи земли в 1867 году, американцами. Американцы коренные народы Аляски разделили на три категории: индейцы, алеуты и эскимосы. В целях политкорректности название американские индейцы и эскимосы убрали, и теперь их называют коренными жителями Аляски. Ближе к границе с Канадой живут хайда и гвичин, на юге - тлинкиты и алеуты, где-то посерёдке - юпики, а на севере - инупиак. Язык инупиак и юпикский принадлежат к чукотской языковой группе. Алеутов крестили русские, поэтому их легче распознать по славянским фамилиям. После русских миссионеров пришли протестантские и многие коренные аляскинцы получили англосаксонские имена. Некоторые американцы женились на местных женщинах и их потомки получили европейские фамилии. На севере живут многочисленные потомки некоего Брюера, белого американца, имевшего несколько индейских жён. 

 

 


После открытия нефтяного месторождения Прудо Бэй на севере штата, индейцы Аляски превратились в неудобных людей. Людей, которые своим существованием и образом жизни словно затемняли красивую обёртку американской мечты. Капиталистические блага для Америки были мечтой, многие нейтивы же эту мечту - дом в уютном пригороде, работа, машина, двое детей - осуществить не смогли и не особо хотели. В отличие от американцев из нижних штатов, коренные жители Аляски предпочитали охотиться и рыбачить, как завещали предки. 

 

В 1957 году Аляске дали статус полноценного штата Америки. Штат грозился забрать земли индейцев под распределение. Местные индейцы не пожелали смириться с этим и организовали Федерацию Коренных Народов Аляски, которая активно лоббировала в Конгрессе сохранение земель индейцев под их юрисдикцией в противовес позиции штата. Администрация штата же желала заполучить нефтяные богатства себе. 

 

 

Под напором движения за гражданские права в 1960-е и 70-е, которые тогда гремели по всей стране, Конгресс принял решение разделить земли между индейцами. Однако, американцы - народ практичный и этим решением они убили двух зайцев. Первым делом, было решено создать тринадцать корпораций, состоявших из коренного населения штата, которым передавались в управление земли штата. Корпораций, чтобы делать деньги, продавая нефть. Прудо Бэй, нефтяное сокровище Аляски, разделили между штатом и индейцами. Таким образом, конфликт был улажен. Вторым делом, все доходы между продажей нефти было решено делить между всеми корпорациями. 30 процентов доходов от нефти уходит корпорации North Slope, а остальные 70 процентов уходят остальным индейским корпорациям. Так чтобы никто не нуждался. Третьим делом, индейцам пришлось переучиваться на бухгалтеров, юристов и бизнесменов, чтобы управлять корпорациями. Доход корпораций уходит в деревни и на университетские стипендии детей индейцев. Так американцы решили ещё одну проблему - превратив охотников, китоловов и рыболовов в бизнесменов через введение акта ANCSA. Документ назывался Alaska Native Claims Settement Act, что переводится как Акт по урегулированию прошений коренных жителей Аляски. До сих идут дебаты по поводу был ли этот документ полезен

коренным или нет. 

 

Во главе Федерации коренных народов стоял политик-демократ Уилли Хенсли, потомок литовца и женщины-инупиак. 

Уилли написал известную книгу о своей политической жизни - 50 миль от завтрашнего дня. 

 

 Сейчас коренные жители Аляски снова борются с правительством США за свои права.

Бернадетт Демиентиефф - политик от народа гвичин борется с Дональдом Трампом за недопустимость добычи нефти в национальном резерве Аляски Arctic National Wildlife Refuge. Добыча нефти угрожает разрушить местную экологию, и поставить под угрозу существование американских северных оленей поркупайн, на которых охотятся местные охотники. Культура гвичин тесно связана с сосуществованием с этими оленями. Многодетная мать Демиентиефф утверждает, что уничтожение оленей поркупайн повлияет на культуру гвичин, оставляя их без поддержания традиционного образа жизни. 

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь