home
user-header

                        
                        
Саха в девятнадцатом веке глазами британки Кэт Марсден
jen_arctic
Pro аккаунт
3 августа 2021 г., 15:48 622

 

 

В 1891 году британка Кэт (Кейт) Марсден в рамках миссии по спасению якутских прокаженных посетила Якутск, Кобяйский улус и Вилюйск. Сама книга под названием «На санях и верхом на лошади к сибирским прокажённый-изгоям» была выпущена в 1893 году и является этнографическим памятником истории дореволюционной России 19 века. В самой книге описывается множество деталей быта русских городов конца девятнадцатого столетия, а также некоторые детали быта якутов того времени. Мне же было любопытно узнать о верованиях народа саха 19 века, который, как пишет Марсден, оставался языческим, несмотря на христианизацию. Стоит отметить, что в отличие от многих якутских этнографов-политссыльных, Кейт Марсден была викторианской женщиной тридцати лет и описывала события в духе своего времени и с точки зрения британской культуры.

 

 

 


 

 Характер и менталитет саха

 

По словам Марсден, в дореволюционной России якуты находились в полудиком состоянии, лишь недавно подпавшим под влияние цивилизации. Издревле якуты были язычниками, и в 189 1 году, несмотря на массовую христианизацию, они все еще продолжали практиковать языческие ритуалы. Жилища якутов можно было увидеть возле озер и рек. Якуты жили небольшими сообществами на больших расстояниях друг от друга. Некоторая изоляция якутских сообществ друг от друга, как пишет Марсден, нравится самим якутам, так как они склонны вступать в конфликты внутри своей нации. Якуты, по словам Кейт, крайне недоверчивы, скрытны и молчаливы, но тем не менее, всегда  сердечно приветствуют незнакомцев, которым даже могут разрешить, по желанию последних, поесть припасов в скромных якутских кладовках. Большинство якутов в Вилюйском округе были очень бедны, для Марсден так и осталось загадкой, как они выживали. Для якутов основным источником дохода являлась торговля пушниной, но из-за непостоянства сбыта мехов многие якуты мастерили из древесины корзины, сосуды для еды и питья, орнаменты и колыбели.Некоторые корзины были очень красивые, покрыты чешуей рыб, сверкающей всеми цветами радуги. Люди жили в юртах, самой простой конструкции, жилища были часто ужасно грязными, и лишенными комфорта домашнего уюта. Зимние юрты были построены из легких брёвен, покрытых слоями глины и коровьего навоза. 

 

Якуты, как пишет Кейт, прорубили дорогу (1600 верст) к поселению прокажённых специально для делегации англичанки. Марсден отмечает, что якутов никто не заставлял рубить лес для делегации, сделали они это по собственному желанию, отложив летнюю сезонную работу. Проложив дорогу сквозь леса, как пишет Марсден, якуты показали, что им не безразлична сама миссия, и они испытывают жалость к прокаженным.  Около двадцати якутов-казаков отправилось в путь в составе делегации Марсден, в которой также были русские казаки, врач и чиновник, говорящий по-французски. Передвигалась Кейт верхом на якутской лошади. Якутские лошади, по ее словам, были невероятно дикие и буйные. 

 

Еда якутов

 

В юрте, где когда-то остановилась Марсден подали большой ужин - некое чёрное блюдо (black meal), пожаренное на манер блинов, сметану, чай и молоко, рыбу, выловленную прошлым летом и замороженную с прошлого сезона. Марсден была рада отдыху в юрте, но ей крайне не понравился удушающий дым от тлеющего коровьего навоза в самой середине юрты. Как пишет Кейт, дым был предназначен для защиты от комаров и мошек, но он нещадно ел глаза, от него болели горло и голова. От длительной езды каждая косточка ломила, и поэтому ей не было дела до насекомых.

Также Марсден отмечает, что в Вилюйском округе ели древесную кору, смешанную с молоком  и время от времени рыбу и птиц.Даже чёрный хлеб являлся роскошью. Молоко часто продавали в замороженном виде, в виде брикетов, птицу и мясо - тоже замораживали. 

 

Как саха хоронили мертвых зимой

 

Похороны якутов зимой были долгим процессом. Сначала землю прогревали кострами три дня и три ночи. Тела мертвых, похороненных зимой, всегда оставались замороженными и находились в хорошем состоянии аж столетиями. 

 

Как саха почитали животных

 

Как пишет Марсден, при виде мертвой лошади, казак поднял руку, чтобы делегация обратила внимание, а чиновник прошептал: «Орлы!» Якуты тихо спустились с лошадей и затаились в лесу, но орёл был слишком бдителен. Гордо изучив людей с высоты, словно они были низшими смертными и сделав несколько грациозных маневров, орел улетел, сжимая в когтях голубя и уронив лапу крупного зайца, которую поднял якут. Якут сжал в руке лапу, будто она являлась для него великой наградой, заявив: «Не могу отказаться от этой роскоши, которую для меня поймал сам царь птиц».

 

Якутская лайка

 

Делегация взяла с собой в поход собаку. Марсден называет лайку верным другом, описывая пса как колли обычного размера, чёрного окраса, но с белым хвостом. Пес всегда сопровождал якута-гида, который ехал впереди Марсден. Кейт всегда старалась не терять из вида белый хвост собаки, так она чувствовала себя в относительной безопасности; если белое пятно пропадало, то это означало, что они находились возле впадины, следовало ждать инцидента. 

 

Проказа

 

Врачи сказали Кейт, что проказа - неизлечимая болезнь, и причиной ее распространения являются условия жизни якутов. Непроходимые леса, нескончаемые болота, сырой воздух, грязные дома якутов, гнилая рыба, которую они употребляли, вода, которую они добывали из болот и озер, недостаток хлеба, мяса, соли и прочих продуктов, голод - все эти факторы, по мнению Кейт, создавали условия для распространения болезни.

 

Загадка якутской тайги

 

В пути Кейт Марсден столкнулась с двумя необъяснимыми природными явлениями в Якутии. По словам Марсден, эти два случая были незабываемы. Как-то во время похода она заметила, что топот копыт лошадей стал звучать неестественно, будто лошади шли над туннелем с тонким потолком. Чиновник объяснил, что путешественники находились в одном из мест, где земля была в стадии горения. Возгорание начиналось  где-то далеко внизу под поверхностью земли, и пламя горело медленно. Горящая земля создавала огромные впадины, и для лошадей существовала опасность проломить корку земли и сорваться в огонь. Марсден отмечает, что на так и не додумалась, что же происходило в глубинах Матушки Земли. 

В другой раз на пути в Вилюйск делегация столкнулась с  необъяснимым феноменом, тоже связанным с горением внутри недр земли. Путешественники проехали мимо сотен поваленных деревьев. Якутская легенда гласила, что якутские ведьмы [вероятно, что Марсден имела в виду шаманок] поссорились друг с другом и встретились в лесу, чтобы разобраться, кто прав. Духам леса это не понравилось и разозлившись, они выпустили на волю низменных духов, тут же началась буря, повалившая деревья в правую сторону - там, где находились некоторые стороны конфликта. Реальное объяснение природного является, по словам Марсден, даже интереснее легенды. Под поверхностным слоем почвы этих лесов зимой начиналось горение. Таяние летом и ливни не оказывали особого эффекта на огонь. Когда начиналась буря, деревья падали сотнями, с наименьшим сопротивлением. Марсден забрала домой маленький кусок горелой почвы, который она плакировала отправить в Британский Музей.

Загадка вилюйской земли - что за горение недр под землей описывает Кейт Марсден? Горение природного газа? Известно, что до создания СССР в Якутии не были открыты источники нефти и газа.  Кейт Марсден посетила Якутию в 1891 году.

 

 

 

Избранное
  • 3 августа 2021 г., 18:46
    shadowcat   Пожаловаться

    торф горел, он может и зимой тихо тлеть, такой пожар очень проблематично потушить

  • 3 августа 2021 г., 23:25
    Para_bellum   Пожаловаться

    Относительно менталитета и характера сильно не изменились, так же вечно конфликтуем друг с другом на пустом месте и почему то очень любим иностранцев

  • 4 августа 2021 г., 08:56
    Режулук   Пожаловаться

    Как говоорит моя тетка, - где два якута, там очередь и драка!

  • 4 августа 2021 г., 11:25
    Инженер-юрист   Пожаловаться

    "так как они склонны вступать в конфликты внутри своей нации." 

    Вот это просто чётко сказано про выходцев из деревень. Конфликты всегда и везде ищут. Уже даже работать с такими не хочется...

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь