home
user-header

                        
                        
Рецензия на сериал Уборщица: История матери-одиночки (Нетфликс)
jen_arctic
Pro аккаунт
27 октября 2021 г., 16:04 в Киноманы 184

В ковидные времена как никогда устоялось выражение “binge-watching” (смотреть сериалы без остановки), когда с замиранием сердца ждёшь продолжения предыдущего эпизода и с трудом ждёшь окончания рабочего дня, чтобы снова насладиться увлекательным сюжетом. Немногие шоу могут похвастаться своей способностью вызывать эффект «binge-watching”, но, несомненно, возможность просмотреть весь сезон за раз на стриминговом сервисе Нетфликс сыграла свою роль в возникновении этого феномена. Не секрет, что многие пользователи Нетфликс, в том числе и в России, подсели на сериалом «Игра в кальмара», но корейское шоу меня так и не зацепило. Кто бы мог подумать, что последние три вечера я буду увлечённо наблюдать за перипетиями событий в жизни матери-одиночки Алекс, оказавшейся на дне жизни в современной Америке? Проблема поломанных «диким» капитализмом США не в первый раз исследуется кинематографистами, взять ту же оскароносную «Жизнь кочевников» Хлои Жао про обыденные будни жителей фургонов, оказавшихся на обочине жизни. Но история Алекс в сериале «Уборщица» не так проста, как кажется. Сперва шоу кажется триллером о домашнем насилии, затем позиционирует себя драмой о последствиях провала социальной политики и маргинализации низших социальных классов в индивидуалистской, слишком материалистичной Америке (привет, «Сокровище»!), а в итоге оказывается семейной историей молодой девушки, «self-made” женщины, призванной не только вдохновлять отчаявшихся, но и отрезвлять тех, кто не ценит, что имеет.

Грязные туалеты, тараканы, неприглядные интерьеры трейлеров, алкоголизм и насилие - западные источники уже прозвали «Уборщицу» «порнографией страдания», но есть в этом сериале определенные достоинства, которые и играют важную роль в этом шоу, которые и делают просмотр таким увлекательным и необыкновенным.

Искренность и чистая наивность Алекс, потрясающе переданные игрой молодой актрисы Маргарет Куэлли, без никаких вопросов составляют важный элемент успеха «Уборщицы». Кто смотрел «Однажды в Голливуде», наверняка помнит юную зеленоглазую русалку, пытающуюся «снять» героя Брэда Питта. Отчаянно флиртующая несовершеннолетняя девочка в исполнении Куэлли практически затмила своей непосредственной игрой Марго Робби и Дакоту Фаннинг. Наивность образа Маргарет Куэлли сослужила ей неплохую службу при кастинге в сериал. Пока я гадала, где же я могла видеть это знакомое лицо, газеты успели уведомить всех интересующихся, что в «Уборщице» снялась дочь той самой Энди Макдауэлл, лицо которой так старательно выпиливал в глыбе льда Билл Мюррей в «Дне сурка». Энди Макдауэлл сама снялась в сериале и это не секрет, но в довольно пожилой бродячей хиппи-художнице с трудом можно узнать лицо «Лореаль» - так Энди фантастически трансформировалась в образ немного сумасшедшей, безответственной матери главной героини. Но и мать-хиппи, и бывший парень-абьюзер Алекс, и клиентка Алекс - хозяйка роскошного особняка и остальные герои сериала, невероятно вжившиеся в свои роли, меркнут в сравнении с Маргарет Куэлли. Можно было бы смело заявить, что Куэлли живет в своей роли молодой девушки без образования, пытающейся свести концы с концами, но это было бы слишком похоже на клише. Можно лишь сказать, что Куэлли как талантливая актриса очень естественно реагирует на все жизненные препятствия, с которыми раз за разом сталкивается ее героиня. Режиссёр и оператор лишь умело запечатлевают моменты, когда Алекс поднимает брови в удивлении, смеётся, увидев свою дочку, впадает в ступор, рыдает или наслаждается редкими моментами счастья. Искренность игры Куэлли завораживает, ее не хочется пожалеть или отругать за глупый поступок. Напротив, Алекс вызывает настоящую эмоциональную эмпатию, потому что зритель не наблюдает за Алекс, а, скорее, видит реальность глазами Алекс. Мы - зрители, и есть Алекс.

Реализм «Уборщицы» - это не совсем «достоевщина» жизни людей на дне, живущих на последние гроши. Реализм заключается в непредсказуемости сюжета. Если Алекс в чем-то везёт, приходит добрая фея, находятся добрые самаритяне, то будьте уверены, через буквально несколько минут, жизнь преподнесёт девушке очередной неприятный сюрприз, отвесит ещё одну пощёчину. Поэтому никогда нельзя предугадать, что случится в следующий момент. Порой кажется, что создатели шоу слишком жестоки к Алекс, но сама история была основана на реальных событиях, описанных такой же матерью-одиночкой из бедной семьи.

Следя за отношениями Полы, матери Алекс с дочерью, я постоянно ловила себя на мысли, как же было неловко Макдауэлл и Куэлли изображать экранных мать и дочь, являясь родственниками в реальной жизни. Отношения между мамой и дочкой в «Уборщице» очень сложные, но и Маргарет и Энди уверяют, что их настоящие отношения мало похожи на экранные. На память почему-то приходят взаимоотношения между матерью и дочерью в фильме «Дикая», где героини Риз Уизерспун и Лоры Дёрн очень достоверно передали глубокую связь между родителем и ребёнком.

Передать дух книги и мышление бедняка очень помогла гениальная идея с «калькулятором» на экране, когда Алекс приходится подсчитывать последние деньги в кармане. Зритель будто сам ощущает, как быстро уходят последние центы из кармана и как сложно заработать достаточно денег, чтобы заплатить по всем счетам.

Оператор шоу очень талантливо передаёт интерьеры помещений и красивые виды природы северо-западной части США. Благодаря работе оператора и грамотным ракурсам зритель испытывает те же эмоции, что и Алекс - панику, отчаяние, разочарование и полное спокойствие и уверенность. Особенно красиво получилась сцена с Алекс, плывущей на лодке на озере в штате Монтана - созерцательно и безмятежно.

Сериал можно раскритиковать в попытке рекламы социальных домов-убежищ для жертв домашнего насилия, но про них ли писала Стефани Мэйд, автор романа, в своих мемуарах? Скорее, убежища в сериале - метафора попытки опереться на себя, жить обособленно и не сдаваться. Социальной повестки само шоу не несёт, политически левого подтекста в шоу зритель вряд ли найдёт. «Уборщица» - не обличение краха американской мечты, а история о силе, независимости, умении не сдаваться и внутреннем стержне, позволяющем не сдаваться и пробовать снова.

Изредка во время просмотра я ловила себя на мысли, не слишком ли наивной и доверчивой кажется героиня Маргарет Куэлли. Кажется, будто выросшая в бедной семье Алекс должна была быть «тертым калачом», а не казаться наивной девушкой, выброшенной на обочину жизни из благополучных условий. Но создатели сериала, скорее всего, сделали этот ход намеренно. Ведь не всякий зритель знаком с суровыми реалиями жизни в позиции жертвы домашнего насилия, вынужденной проходить через все эти испытания. Поэтому сериал «Уборщица» так и берет за душу, зрителям легче ассоциировать себя с главной героиней, наивно и эмоционально реагирующей на очередные неприятности. Так что, к концу шоу кажется, будто это мы, зрители, выживали все это время, а не экранная Алекс. Юный, наивный взгляд изумрудных глаз Маргарет Куэлли лишь подчёркивает эту связь между неискушённым зрителем и чистой душой и сердцем Алекс. Как пела Лана Дель Рей, “my eyes are wide-open”. ( широко открытые глаза, синоним наивности, непорочности и чистоты).

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь