home
user-header
Юра, дядьки и "Завод"
22 февраля 2019 г., 09:36 2156

Сходила на "Завод" Юрия Быкова. Все-таки вредно, вредно предвкушать и ожидать слишком многого. С первой же фразы возникло недоверие: герой Шведова ходит пешком на завод за 6 км, а не ездит на автобусе, потому что "шуму много". Ага, на заводе, значит, шума меньше, чем в автобусе. Охраняет ворота дедушка-сторож с собакой. Обоих показывают ровно 2 (два) раза: в начале фильма и в конце. На приезд левых камазов, джипов с частной охраной и даже драку чоповцев с СОБРом на территории завода ни сторож, ни собачка не реагируют. Долго обсуждается вопрос, кто же вызвал ментов, но это тоже был не сторож, а вовсе даже идейный инициатор похищения владельца завода Седой. Персонаж весьма колоритный, весь усыпан шрамами, абсолютно весь - был на чеченской войне. Ночами его колбасит от воспоминаний, но водку подобно воде не пьет, что странно, даже Геласимов свою "Жажду" строил именно на этой детали.

 

Начинается фильм с любования деталями машин. Инженер из меня хероватый так себе, но даже мне очевидно, оборудование там вполне на уровне. Хотя Седой ставит в вину похищенному олигарху, что заставляет "на этом говне по 12 часов за копейки вкалывать" (вот тут на месте завода, разрешившего съемку в реальных производственных помещениях, я бы обиделась). Какая-то тирада из советского кино про дикий капитализм, право слово. Когда предприятие на грани разорения, обычно сокращают рабочий день, чтобы платить меньше, а не наоборот.

 

Социальной драмы маловато показали, понятно, что не просто так рабочие решили взять заложника, но можно было подбавить напряжения, подробнее раскрыть историю каждого персонажа, а то они обрисованы довольно условно и картонно. Кажется, режиссера таки испортил сериальный формат - успел привыкнуть растягивать на несколько серий, а тут денег не хватило, пришлось ужаться до пары часов. Все-таки Быков - режиссер камерный. Сразу же после объявления о закрытии завода работяги решают похитить героя Смолякова и требовать выкуп. У Лунгина в "Свадьбе" протесты в связи невыплатой зарплаты и вообще горячая атмосфера бунта переданы куда точнее. На своем опыте могу сказать, терпение у наших людей колоссальное, когда нам не платили зарплату год, открыто возмущаться начали спустя полгода, а дойти до прокуратуры хватило смелости лишь одному.

 

Теперь представьте, у вас в руках - пленный олигарх. Он закрывает ваше предприятие, денег не платит, фактически выбрасывает на улицу. Как устоять перед искушением хоть разочек дать ему по роже? А если на месте Смолякова будет Чубайс? Да кто удержался бы от желания съездить по этой наглой рыжей морде?!! Но нет! Герои фильма люди сдержанные! Они просто запихивают хозяина в подсобку. Автор словно сам себе по рукам надавал, ни в одном направлении не дошел до конца, смягчил всё, что можно было докрутить, приглушил неприязнь к богатым, ненависть к олигархам, усталость от власти, сросшейся с бывшими бандитами, даже безнадегу маленьких моногородов, хотя последняя известна ему слишком хорошо.

 

В ранних фильмах особая космическая пустота окраинного городского пейзажа передана Быковым удивительно точно. Точнее сказал разве что другой Быков, Дмитрий:

 

"...О, как я знаю эту вечернюю тоску спальных районов! Я, собственно, не знаю ничего более небесного. В таком спальном районе я вырос, Мосфильмовская тогда была окраиной, сразу за нашими домами начиналось колхозное поле, из окна был виден элеватор. Рядом были окраинные заводы, и вдалеке дымила ТЭЦ, которую постоянно рисовал художник Гариф Басыров, смотревший на неё с другой стороны, из Матвеевского. Он тоже прожил недолго, и лучшими иллюстрациями к песням Цоя я считаю минималистскую, в сущности, графику Басырова. И вот подростки, которые у нас во дворе играли на гитарах и которым ещё нечего тогда было петь, ибо Цою, как и им, было двенадцать-четырнадцать лет, - они что-то чувствовали; эта светлая, закатная тоска новостроек, их огромное небо, как будто за домами начинается море, - это заставляло их трепетать, и трепет был настоящий. Они глушили его пивом, матом, анекдотами, но чувствовали они, что кончается что-то очень большое и начинается что-то совсем новое, что-то необыкновенно интересное, открывающееся за поворотом.

 

За поворотом, как мы знаем, был автобус.

 

Но они этого не знали и знать не могли. Они что-то чувствовали (такой подросток ничего не знает, поэтому всё чувствует) и хотели стать чем-то гораздо большим, чем были; и все мы до сих пор пытаемся стать чем-то большим, потому что эпоха смахнула шахматы с доски, а там ведь стояла сложная комбинация с неочевидными продолжениями. Нам казалось, что после жизни бывает что-то необычное, а после жизни бывает смерть. Но сам момент этого предчувствия, этого трепета на грани Цой поймал, и в песнях его есть предчувствие некоего превращения. Оно слышится в «Кукушке» - единственной песне последнего альбома, в котором ещё есть этот прощальный, закатный, окраинный звук".

 

 

 Вот эта картина Гарифа Басырова - практически иллюстрация к фильмам Юрия Быкова

 

 

"Жить" - один из первых фильмов Юрия Быкова, который я посмотрела. Он меня поразил. Быков в нем и швец, и жнец, и на дуде игрец, буквально: выступил сценаристом, режиссером и даже музыку к фильму сам написал. Очень цельная картина, динамичная, с длинными планами по заветам Тарковского - тихая осенняя красота среднерусской полосы, прекрасное равнодушие природы, вдали дымят трубы Новомичуринской ГРЭС.

 

-

 

Как сказал в интервью (почитайте по ссылке, там есть его первая короткометражка "Начальник", квинтэссенция всего Быкова) сам режиссер:

 

"Когда ты рождаешься и живешь в вагончике, в степи, в поселке, у которого нет прямых корневых связей с исторической биографией страны - музеев, памятников архитектуры, - и постоянно видишь только степь, панельные пятиэтажки и электростанцию, то наполняешься каким-то космическим, вселенским чувством пустоты.

 

ГРЭС - это неофициальное название города, "Новомичуринск" там никто даже не говорит. Он с детства был для меня, с одной стороны, магической, с другой - совершенно завораживающей, а с третьей - невероятно тоскливой точкой притяжения. Я до сих пор никак не могу психологически вырваться из этого пространства. Иногда мне кажется, что остального мира не существует, что остальной мир придуман, нарисован. (...) Это не пустота в смысле "ничего нет"; это не феназепам, не ципралекс: выпил - и пустота. Это глобальная, манящая, засасывающая пустота. Для меня это более наполненное слово, чем какая-нибудь "вселенная" или "космос".

 

Единственное, чем я занимался вплоть до 18 лет, вместо того, чтобы ходить в боксерскую секцию или ездить на какие-нибудь стрелки, - брал общую тетрадь, шариковую ручку и уходил в эту пустоту по дорожкам, по которым сейчас ходят герои моих фильмов. Поэтому, если я снимал у себя на ГРЭСе, выбор натуры у меня обычно длился три-четыре дня. В детстве все окрестности города я прошел ногами".

 

Главное, что отличало ранние фильмы Быкова ("Начальник", "Жить") - трансформация героев, когда хороший персонаж совершал плохой поступок, нарушая свои принципы, бандит оказывался благороднее обывателя, а жертва и убийца менялись местами. В "Заводе", конечно, разоблачают Седого, но сделано это слишком прямолинейно, в лоб, вот прямо в лицо ему говорят "ты злой!" - и всё. Но его это никак не задевает и не меняет. Остается только убить его, что и происходит. Олигарх тоже особо не меняется, это усталый, видавший виды человек, всё про всех ему ясно, всех он может просчитать и видит насквозь. Ему скучно. И ничья смерть этого не изменит. В их конфликт можно было бы добавить остроты, изменив национальность олигарха. Если бы это был кавказец - ненависть Седого получила бы личный окрас и дополнительную глубину, но это слишком явная отсылка к Балабанову, да и вообще, не пришлось бы потом публично извиняться, потому этот вариант отпадает. Можно было бы евреем его сделать, но это тоже опасная тема, не надо никаких намеков на друзей президента и прочих абрамовичей. Видимо, потому и Смоляков с его безопасной, вполне русской внешностью.

 

Местами "Завод" напоминает американский фильм категории B, в коем непременно надо затеять перестрелку ночью на полупустом заводе. Будь на месте Шведова Брюс Уиллис, он бы тихо и хитро порешил всех чоповцев по одному. Но на полпути к спасенью мира по-брюсовски, всего после пары трупов, режиссер спохватывается, выгоняет ЧОП обратно на улицу и вставляет философские разговоры за жисть. Диалоги, кстати говоря, слабые, на ментов слов вообще не хватило, начальник СОБРа молчит всю дорогу, а бойцы повторяют друг за другом, как попугаи, что "козлов уронили, уронили козлов". Пора соавтора приглашать, что ли. Я уважаю Юрия за то, что он разносторонний, многое умеет, сам себе сценарист, композитор и актер, но иногда сторонний взгляд на пользу делу. Жаль, что фильм разочаровал. Но я оптимистичный зритель. По-моему, все, кто стоически верит в наше кино и продолжает его смотреть, несмотря ни на что, - дикие оптимисты по натуре. Может, Юра еще задаст всем жару?

Избранное
  • 22 февраля 2019 г., 09:43
    podium   Пожаловаться

    Ставлю лайк, потом начинаю неспешно смакуя читать

  • Комментарий удален
    • Автор
      22 февраля 2019 г., 10:04
      karapot   Пожаловаться

      татарин-барин, ваши мысли созвучны его убеждениям: неправильно снимать фильмы о том, как плохо живется в России и при этом приходить на презентацию фильма с шампанским и эскортом. Так что, думаю, ваши предположения неверны. Надо же верить хоть кому-то. Он как раз из голодных и злых, снимает на свои

  • 22 февраля 2019 г., 10:32
    HamsterHamster   Пожаловаться

    Спасибо мадам Карапот, не буду смотреть этот фильм

  • 22 февраля 2019 г., 12:58
    LilyCarter   Пожаловаться

    Ой-ой, а ведь первые фильмы Быкова нравились. Потом, начиная с "Дурака" что-то пошло не так. Видимо, крупный бюджет ему не идёт на пользу )

    • Автор
      22 февраля 2019 г., 13:57
      karapot   Пожаловаться

      LilyCarter, "Дурак" многим понравился же. Хотя у меня похожее ощущение было, будто с этого фильма начал заигрывать со зрителем. А сериалы его смотрели?

      • 22 февраля 2019 г., 14:25
        LilyCarter   Пожаловаться

        karapot, да да, именно так - начал заигрывать со зрителем. Не смогла точно сформулировать )

        Сериалы - фуфуфу, нет. Увидела ненароком, как женщина карандашом два глаза мужику выколола (еще и так смачно, по очереди - хрясь хрясь), аж плохо стало. Никогда не сяду смотреть это чудо, увольте =)

        • Автор
          22 февраля 2019 г., 15:12
          karapot   Пожаловаться

          LilyCarter, аа, это явно сериал "Метод") там новая жена Бондарчука Паулинка влюбилась в Хабенского, медленно, но верно сходящего с ума (потрясный синопсис же))

          • 22 февраля 2019 г., 15:15
            LilyCarter   Пожаловаться

            karapot, уу, не наш метод, этот "Метод" )

            • Автор
              22 февраля 2019 г., 15:17
              karapot   Пожаловаться

              LilyCarter, почему?) шо вы имеете против Паулинки? или не дай бох против Хабенскаго?!) там второстепенные персонажи такие колоритные были. И Юрий Колокольников классно сыграл

              • 22 февраля 2019 г., 15:20
                LilyCarter   Пожаловаться

                karapot, не выношу кровавые сцены. А Паулина и Хабенский - огонь, конечно ))

                • Автор
                  22 февраля 2019 г., 15:27
                  karapot   Пожаловаться

                  LilyCarter, понимаю. В этом смысле тяжелый для просмотра сериал, конечно. Местами опять же были провалы в социалку, как в советском назидательном кино (почему-то такое ощущение осталось), но в целом интересно было, чем закончится. Чувствовалось, что для режиссера в новинку новый формат, и снимать было интересно

                  • 22 февраля 2019 г., 15:32
                    LilyCarter   Пожаловаться

                    karapot, социалка - это хорошо ) Да, хотелось бы посмотреть, чтобы полнее понимать творческий путь Юрия, но фуфуфу, чур меня чур меня.

                    По той же причине не смотрела Игру престолов. Такой огромный пласт сериальной культуры мимо проходит, обидно =)

                    • Автор
                      22 февраля 2019 г., 15:37
                      karapot   Пожаловаться

                      LilyCarter, ИП я тоже не смотрела) иногда думаю, что с каждым годом столько всего упускаю в плане сериалов, фильмов и книг, что уже бесполезно пытаться наверстать

                      • 22 февраля 2019 г., 15:41
                        LilyCarter   Пожаловаться

                        karapot, вангую, в скором будущем нас ожидает сериальный коллапс )

                        Я тоже не успеваю всё смотреть, при том, что очень избирательна по сеттингу, жанру, ну и по уровню крови, разумеется

                        • Автор
                          22 февраля 2019 г., 15:45
                          karapot   Пожаловаться

                          LilyCarter, вполне возможно. Фильм это как рассказ, а сериал - как роман, читала недавно про такую аналогию

                        • 22 февраля 2019 г., 22:15
                          NIKA_SOVA   Пожаловаться

                          LilyCarter, интересно. Это как "сериальный коллапс"? Тип перестанут их снимать или произойдёт армагиздец и все сериалы исчезнут? Чиста интересно о чём была фраза) Без претензий)

                          • 23 февраля 2019 г., 12:32
                            LilyCarter   Пожаловаться

                            NIKA_SOVA, вахаха, конечно не так )

                            Я имела в виду, что сериалов станет так много, что просмотры зрителей упадут, они просто не будут успевать всё смотреть. И как итог - низкие показатели, и много классных сериалов закроются после первого сезона.

  • 22 февраля 2019 г., 13:53
    DearDear   Пожаловаться

    Как то неудобно читать этот пост в джинсах, хочется либо облачиться в стильную строгую блузу или в цветочный засаленный халат :)) вечером облачусь и толком почитаю, а так, захотелось посмотреть :)

    • Автор
      22 февраля 2019 г., 14:02
      karapot   Пожаловаться

      DearDear, наше кино только в халате надо смотреть! родном уютном халате, слегка порванном под мышкой)) я ранние фильмы Быкова только из-за Дениса Шведова смотрела, а тут его так изуродовали, ужас, потому, видимо, фильм и не понравился)) - глазу не на ком было отдохнуть. Разве что Александр Бухаров, красавец невозможный, играл в неудачной экранизации "Волкодава", потом нигде его не видела, но тут тоже сам не себя непохож, рзч!

  • 22 февраля 2019 г., 15:11
    korushka23   Пожаловаться

    Вроде он посыпает голову пеплом и обращается к зрителям с просьбами простить его за эту картину:). Типа "не шмагла я , не шмагла" :))

    • Автор
      22 февраля 2019 г., 15:15
      karapot   Пожаловаться

      korushka23, уже посыпает что ли) в интервью сразу после выхода бодрячком вроде держался. Может, дело в том, что параллельно сразу 2 фильма делал, скоро еще и "Сторож" должен выйти, где он играет одну из главных ролей

  • 22 февраля 2019 г., 15:13
    korushka23   Пожаловаться

    Быков обвинил себя в том, что «втянул огромное количество людей в авантюру, которая была обречена, поскольку не имела четко выраженного ориентира ни по бизнесу, ни по творческому посылу». И далее в том же духе:))

    • Автор
      22 февраля 2019 г., 15:18
      karapot   Пожаловаться

      korushka23, ну, если он все еще может найти людей, готовых втянуться в авантюру ради участия в его проекте - это ж хороший знак)

      • 22 февраля 2019 г., 15:24
        korushka23   Пожаловаться

        karapot, я так поняла, что в основном он себя винит в том, что хотел и нашим и вашим. И чтоб прокатился фильм хорошо и окупился, то есть тут реверанс в сторону массового зрителя. И чтоб остаться эдаким "кино для интеллектуалов". Но жопа оказалась узковата для двух стульев и не усидела. Он там так и пишет, что "больше никаких заигрываний со зрителем" :))

        • Автор
          22 февраля 2019 г., 15:28
          karapot   Пожаловаться

          korushka23, эх, Юра, Юра. Ну да. Тут либо - либо. Или совсем авторское кино. Или боевик а-ля сериал "Глухарь" с НТВ

  • 22 февраля 2019 г., 15:30
    shadowcat   Пожаловаться

    оу, а все хвалят и рейтинг такой неплохой:) надо бы посмотреть...

  • 23 февраля 2019 г., 00:14
    helter   Пожаловаться

    Разочарован

    Не Вами

    Быковым

  • 23 февраля 2019 г., 05:55
    радая   Пожаловаться

    не дочитала пост, противно. Фильм не смотрела ...пока.

    Отзыв в стиле г.Якутска. Я извиняюсь - ВСЁ ОБОСР@ТЬ. Здесь тоже, как в какой пост не зайдешь, автора гнобят по черному. Даже рейтинги КП им непочем.

    karapot   Серьезно хвалят? оО может, я чего-то не поняла...Тьфу! Неужели осенило? Зато простынь такую выложила)))). Да, конечно, у наших свои помыслы. Высший разум (возмущЁнный), так сказать!

    Представляю, как закидают меня, тухлыми помидорами))) Опять же якутскими.

    • Автор
      23 февраля 2019 г., 08:44
      karapot   Пожаловаться

      радая, ага, это так по-якутски - обосрать пост, не дочитав до конца) впрочем, спасибо за ваш комментарий, за то, что сподобились его написать, а то я думала, вы только копипастить умеете. Надеюсь, вам фильм понравится, и вы напишете пост в его защиту, своими словами

  • 23 февраля 2019 г., 11:43
    Voldemar007   Пожаловаться

    Ну, не знаю, мне фильм понравился. Может и не дожат в плане философии и социальных проблем, как в фильме "Дурак" или "Левиафан" Звягинцева, но атмосфера саспенса присутствует, да и фоновая музыка, так называемый эмбиент-саундтрек не подкачал. Персы хорошо прописаны, это конечно не "12" Михалкова, но всё же понятно,что у каждого своя ноша и драма, с которыми им приходится жить. Понравился подход режиссера, который срисовал неоднозначных героев. А диалоги в фильме, это вообще отдельная тема), дают пищу для размышления.

    А что касается, "герой Шведова ходит пешком на завод за 6 км, а не ездит на автобусе, потому что "шуму много". Ага, на заводе, значит, шума меньше, чем в автобусе", под шумом, я так думаю, подразумевается не физическое колебание волн), а так называемый 3,14здеш народа). Седой, как показывают в конце, человек, которому по боку жизнь других людей. Да и война сделала его черствым.

    А что касается дедушки-сторожа, то  показывают же, как его спаивают водкой в КПП, видимо вы пропустили сие действие).

    "Социальной драмы маловато показали" что? Провинциальный городок, один пашет на заводе, чтоб прокормить многодетную семью, а другой ухаживает за больной престарелой мамой. У третьего жена изменяет с соседом.И все эти люди живут в замызганных трущобах. 

    Вы реально думаете, что поставь перед любым нормальным адекватным человеком реального Чубайса, он проедет ему по морде?) Теоретически и на словах конечно, но на деле, я уверен на 98%, что такого не будет

    Резюмирую:  Это конечно не "Дурак" и не "Майор", но фильм отнюдь не проходной, оставляет после себя послевкусие от увиденного. Актерская игра и диалоги, если не шедевральные, то на высоте)

    • Автор
      23 февраля 2019 г., 11:54
      karapot   Пожаловаться

      Voldemar007, ну да, задумка была неплохой, сделать персонажей непохожими друг на друга, это своего рода комикс по-русски, но именно что комикс, глубоко не прожиты эти истории, нет бэкграунда. Хотя он в боевике и не нужен, наверно, и так сойдет. Соглашусь с вашим резюме, это, конечно, не "Дурак" и не "Майор", слабее ранних фильмов. Но как поиск новых путей и жанров картина интересная

      • 23 февраля 2019 г., 12:21
        Voldemar007   Пожаловаться

        karapot, нету бэкграунда?) У главных героев, в частности Седова и Калугина, извините за выражение, бэкграунда, хоть .опой ешь). Первый участник чеченского конфликта, раненый физически и душевно. Которого перемолола государственная машина и выкинула. У него ничего и никого нет, обиженный человек без глаза, которого использовали и бросили. А с другой стороны олигарх, который пахал и день и ночь, не смыкая глаз, рискуя жизнью, в то время, когда другие бухали, отдыхали и ругали власть.

        И это, как я думаю, не боевик, а драма с элементами боевика.

        • Автор
          23 февраля 2019 г., 13:27
          karapot   Пожаловаться

          Voldemar007, под бэкграундом я имела в виду, насколько актер прочувствовал роль, наполнил ее жизнью. Вы ранние фильмы Быкова смотрели? В том же "Дураке" не было нужды лишний раз объяснять, кто какую жизнь прожил, всё было ясно без слов. А тут лишь декларации. На деле бОльшими фанатами завода должны были быть старики, не бросившие работу даже в 90-е. Я знала таких людей, возможно, поэтому актерская игра меня не убедила. Но это личное дело каждого зрителя, верить в предлагаемые обстоятельства или нет

          • Автор
            23 февраля 2019 г., 14:25
            karapot   Пожаловаться

            Подумала и поняла, что мне не понравилось больше всего. Поиском справедливости в фильме занят только один персонаж - Седой. Остальным важнее деньги, семья, для них благополучие важнее идеи справедливости. А олигарх прямым текстом говорит: да нет никакой справедливости! Вообще. Вывод какой? Поднимать бунт и искать справедливость может только такой упырь, как Седой, которому плевать на всех, даже на детей, которых могут убить из-за него ("ну это же твои дети, не мои"). Хорошенькая аналогия, нечего сказать. В "Дураке" главный герой готов был жизнь положить ради людей, ради правды. И положил. Другой вопрос, зря он принес эту жертву или не зря? Почувствуйте разницу.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь