home
user-header
Как Макс Горький предсказал вырождение народа саха
10 февраля 2020 г., 14:55 3331

8–9 февраля в Саха театре состоялась премьера спектакля Сергея Потапова "Тимир Баасса" ("Железная Васса") по пьесе М.Горького "Васса Железнова".

 

Прекрасный перевод на якутский язык Кирилла Семенова очень близок к тексту пьесы, хотя и с якутской стилизацией, много цветистых оборотов из литературного якутского (думаю, давно пора признать разделение якутского языка на разговорный и литературный). Имена персонажей переведены на якутский манер: Сергей - Сэргэ, Прохор - Буоха, Людмила - Тутукуо, служанка Поля стала Хонуу (хонуу - як. "поле", смешно, ага), сын и внук Вассы носят говорящие имена Эрэл (надежда) и Көҥүл (воля), а матрос Пятеркин и вовсе стал Эрбэхтэй Бэргэн (хвастливый персонаж детской сказки).

 

В зале было много зрителей старшего возраста, но, судя по реакции, пьесу красного классика они не читали. И то правда, что массы помнят о Горьком сейчас? Максимум, фразу о глупом пИнгвине, который робко прячет тело жирное в утесах. Так что далее я займусь тем, что гнусно наспойлерю и про сюжет, и про спектакль. Товарищ Максим написал первый вариант пьесы в далеком 1910 году. Да, прошло уж более века, а бабы в России как тянули всё на себе, так и продолжают. Но Сергей Потапов прав, пьеса весьма злободневна: нувориши погрязли в коррупции, суют взятки судьям и прокурорам, чтобы замять скандальное дело, семейная ячейка общества живописно загнивает на глазах у изумленной публики, невестка богатой семьи в бегах за экстремизм, в общем, это безобразие будто Навальный сочинил, а не советский классик. 

 

Но если у Горького конфликт был завязан на классовой борьбе, то режиссер сделал акцент на другом, полностью изменив обвиняющий монолог Рахили, невестки Вассы: "Эhиги, сахалар, омук быhыытынан эстэн эрэҕит!.. Сирбит баайа баhаам диигит да, сорохторгут хотонтон да тахса иликтэр! Оттон өйдөөх, үөрэхтээх өттө атын сиргэ көспүттэрэ ыраатта!" ("Вы, якуты, вырождаетесь, как народ! Бахвалитесь своими ископаемыми богатствами, а многие из вас так и не вышли из хотонов! А те, кто поумнее да образованнее, давно свалили отсюда!") Конечно, многое видней со стороны, потому эти обвинения произносит именно бааhынай (полукровка). И ее слова небеспочвенны, учитывая вырождение в семье Вассы: она вышла замуж за пьющего тирана, ее брат алкоголик и наркоман, дочери тоже не прочь выпить, одна из них слабоумная, сын Эрэл также слаб здоровьем и находится при смерти ("Эрэл эрэлэ суох" - игра слов, буквально: "надежда безнадежно больна"). Диагноз обществу очевиден, судя по такому его срезу, ухвачена сама суть неблагополучной семьи, воспроизводящей свое уродство из поколения в поколение, подобно тому, как размножается раковая опухоль, с устрашающей быстротой множа свои больные клетки. Единственная надежда семьи, ее главы Вассы - пятилетний внук. В пьесе Горького о мальчике лишь упоминают, но Потапов вывел его в финале на сцену. Ребенок уселся на стул и тут же отрешился от реальности, с головой уйдя в виртуальную игру на планшете. Можно докрутить, что налицо уже другой вид зависимости - игровой, но таковы наши реалии, когда дети больше времени проводят в смартфоне, чем в реальной жизни семьи, они не знают родного языка, зачастую вообще не умеют говорить до 6 лет, зато с рождения мастерски давят кнопки. 

 

Потапов занял в спектакле актеров, на которых привык опираться в своих постановках:

- Геннадий Турантаев наконец не в эпизодической роли мужа главной героини Сэргэ, хотя по факту роль проходная, жена Баасса отравляет его в самом начале спектакля;

- Айталина Лавернова в привычном амплуа милой сумасшедшей девочки Тутукуо, после Офелии играть ей там особо нечего;

- Жанна Ксенофонтова (образ красавицы революционерки Рахиль решен нестандартно даже чисто внешне, с дредами и в мужском костюме) попыталась выйти из череды однообразных ролей недалеких красавиц, и это ей вполне удалось;

- Валентин Макаров - эпизодическая роль Мичила, сына судейского чиновника, подкупленного Вассой, не самая заметная среди ролей Макарова, он способен на гораздо большее;

- Айсен Лугинов - тоже выход из привычного амплуа трогательного очкарика-ботана (матрос Пятеркин, прекрасный танцор и расчетливый карьерист, превратившийся в Эрбэхтэй Бэргэна), оказалось, Лугинов неплохо танцует, и костюм человека-паука на нем сидит как влитой, явно пасхалка для оживляжа, зрители в восторге.

 

Но балом правили Изабелла Николаева (Баасса) и Альберт Алексеев (ее брат Буоха). В отличие от оригинала, брат Вассы намного младше ее, у Горького Прохор старше Вассы на 15 лет (ему 57, ей 42). Изменение возраста кардинально меняет взаимоотношения брата и сестры, Баасса - эдьиий (як. "старшая сестра", так уважительно принято называть женщин старше себя, пример - народная певица Марина Попова, все называли ее Эдьиий Марыына), относится к брату снисходительно, по-матерински, многое ему прощает и на слишком многое закрывает глаза. Фееричный Альберт Алексеев, обаятельный злодей, на поклонах сорвал аплодисментов едва ли не больше самой главной героини.

 

Современной пьесу Горького делает возраст и других главных персонажей. Вассе 42 года, хотя по сноске автора она выглядит моложе, т.е. это женщина в самом соку, та самая "типичная сорокалетка", как презрительно называют их те, кто пока моложе. Дочери Вассы в подростковом возрасте - 16 и 14 лет. Налицо острый конфликт поколений, подростковый максималистский протест. Вот было б здорово, если бы отвязных дочурок играли настоящие подростки. Увы, талантливых пэтэушниц нам взять негде, потому старшую дочь играет Ильяна Павлова, выступая в привычном амплуа красивой стервы.

 

Железная леди Васса - героиня шекспировского масштаба, весь сюжет движется ею. Она настоящая ийэ баhылык - глава семьи, в якутских семьях нередок матриархат, потому глава может быть как аҕа баhылык (аҕа - отец), так и ийэ баhылык (ийэ - мать). Вместе с тем именно Баасса хотун - носитель исконной якутской культуры, потому после ее смерти символические чорооны, украшавшие сцену, возносятся в небеса (прекрасная находка художника-сценографа Михаила Егорова). И это красноречивее прочего говорит не только о вырождении традиционной якутской семьи, но и об угасании всей якутской культуры.

 

Сергея Потапова всерьез беспокоит судьба национальных театров России. Он часто работает не только на родине, но и по приглашению в других театрах страны и мира, в Татарстане, Казахстане и т.д. При этом всегда ставит непременным условием, чтобы спектакль шел на родном языке. Часто это вызывает возражения из-за трудностей перевода, потому что родным языком владеют немногие. Саха театру в этом смысле пока везет больше, есть зрители, смотрящие спектакли на родном якутском без синхронного перевода на русский, и молодых зрителей больше, чем в других регионах. Но надолго ли это? В театральных кругах порой слышны разговоры о том, что Саха театр умирает. Не в первую очередь, из-за конкуренции с театром Олонхо. Многих может покоробить посыл нового спектакля Потапова о вырождении народа саха. Но, возможно, так повлияла на него недавняя премьера "hуума" в театре коренных малочисленных народов Севера по пьесе С.Ермолаева-Сиэн Екер о судьбе эвенов. Пронзительная камерная постановка Потапова прошла с успехом и подняла театр на новый уровень, как признали актеры труппы и постоянные преданные зрители. Эвенов осталось очень мало, их язык почти утрачен, надо было видеть, как радовались зрители, услышав родную эвенскую речь со сцены в небольшом отрывке, хотя сам спектакль полностью шел на якутском и русском языках. Неужели и нас ожидает такая судьба? И мы когда-то будем рады услышать якутскую речь со сцены, хотя бы в коротеньком отрывке, посвященном этнографическому погребальному обряду?.. Открытый вопрос. Открытый финал.

 

#рецки

Избранное
  • 10 февраля 2020 г., 16:15
    Сэксей   Пожаловаться

    Эксперимента нет у Сергея Потапова?Он решил попридержать издевательства над классиками? Это из-за провала его Гамлета?И не где-нибудь ,а на Золотой маске.Я не пошел на этот спектакль опасаясь очередной его буйной фантазии,типа,Васса Железнова окажется переодетым мужиком,а ее детей рожали суррогатные матери.Или что то в этом роде,репутация,знаете ли.

    • Автор
      10 февраля 2020 г., 16:30
      karapot   Пожаловаться

      Сэксей, как же трудно читать такие комментарии, ни одного пробела после знаков препинания, сплошное неуважение к русскому языку и к тому, кто будет это читать. Уж извините, не сдержалась. Вы всегда столь строгие требования предъявляете к людям, хорошо бы и самому служить эталоном при этом. А фантазия у вас действительно буйная, куда там какому-то Потапову. Вряд ли вы поверите моему мнению, что трансвеститов и суррогатов там нет, потому лучше не ходите туда, не тратьте денег, времени и нервов. Лучше сходите еще на одну пьесу Пиранделло, на коего подсел нынче Андрей Борисов, это вам явно больше понравится

    • Троль Сэксей, не встревайте анонимно, злобный вы наемный хейтер 

  • 10 февраля 2020 г., 16:37
    Сэксей   Пожаловаться

    Его Гамлет оставил незабываемое впечатление: монолог быть или не быть,то есть стоит жить или нет великий реформатор театра отдал Призраку отца Гамлета,вот это вынос мозга.А чё этому покойнику размышлять то to be or not to be,ведь он уже мертв

    • Автор
      10 февраля 2020 г., 16:46
      karapot   Пожаловаться

      Сэксей, неплохо для начала, но постарайтесь еще чуть-чуть, после запятых и точек все-таки нужен пробел, иначе трудно воспринимать текст, ведь это символизирует паузу в речи, не надо так спешить и тараторить, речь не мальчика, но мужа должна быть степенна и нетороплива. А незабываемое впечатление от спектакля - порой самое главное в эпоху постпостмодерн. Идея спектакля-то была в изобличении постправды, так что такая путаница оправдана - те, кто читал пьесу, в курсе, кто произносил этот монолог в оригинале, но много ли было таких в зале? Горацио ведь недаром спрашивал об этом в начале спектакля. Так что вы в данном случае за деревьями не увидели леса

  • 10 февраля 2020 г., 17:49
    LilyCarter   Пожаловаться

    Горького не читала, точнее, именно эту пьесу, но тебе удалось пересказать )

    Ух... возносящиеся в небеса чороны... аж представила, дух захватывает.

    А так сей обвинительный монолог напомнил постоянное ворчанье дедушки - тогда в детстве не воспринимала всерьёз, а сейчас понимаю, что он во многом правильно говорил. Вот, поэтому и пытаюсь изучать, копаться...

    • Автор
      10 февраля 2020 г., 18:07
      karapot   Пожаловаться

      LilyCarter, почитай, она совсем коротенькая, легко и быстро читается, именно 2-й вариант пьесы. Дедушка, значит, многое предвидел

  • 10 февраля 2020 г., 18:00
    trn   Пожаловаться

    Не думаю что театр умрет. Скорее переродится

  • 11 февраля 2020 г., 00:56
    helter   Пожаловаться

    Ну,

    За Пешкова!

  • 11 февраля 2020 г., 07:41
    IZUS   Пожаловаться

    "Буревестник" 4ever Горького читал мало Макар Чудра, Старуха Изергиль и На дне только помню. Еще Детство, Мать и Мои Университеты пытался читать, не дочитал. В университетах, остановился как гг. он же Макс видать, тусовался с пролетариатом и всякими не благонадежными элементами, потом в кружок тайный вступил, далее в теплое местечко устроился, то ли пекарня, то ли бакалейня, ну вобщем в хлебное место, оттуда он скорее всего тоже лыжи навострит. Скорее из-за своей юности, не стал читать дальше, потому как "экшОна" не шибко много, подозреваю, что вскоре он должен был как и остальные студентики революционеры, начинить портфель тротилом и кинуть ею в царя-батюшку. Такая же картина с матерью, остановился на самообразовании рабочего класса фабрики "Коркуновъ" кажется. Как им не сладко в этой сладкой фабрике буржуя работалось и видать далее они обретут просветление и выйдут под началом Троцкого на баррикады. А вот детство надо дочитать, остановился на том, как Цыганёнок помер, неся дубовый крест жене одного из дядь Алеши. Предполагаю вся семейка в конце кони двинет, ну добрая половина. Там еще в начале младенец еще помирает, дед по выходным звездюлей дает за скопившиеся неделю косяки, видать мозги старые и тело дряхлое в тонусе держит, этож надо запомнить, как Алешка в понедельник утром мимо горшка нассал или чихнул с полным ртом макаронов в его сторону. Дяди видать поэтому такие улетные долбоящеры были, что при живом деде имущество делили.

    Мндаа, ностальгия прям.

  • 11 февраля 2020 г., 09:57
    varvaraconsta   Пожаловаться

    Очень понравился ваш отзыв о спектакле. Как всегда написали очень точно и интересно)

     

    Ходила с друзьями в первый премьерный день. Сидела где-то в середине зала. Решила в следующий раз купить билеты где-то в самом начале, потому что мне почему-то было плохо слышно актеров(. У меня есть проблемы со слухом, но и акустика стала хуже, как будто( раньше таких проблем у меня не возникало

     

    Кстати, Лугинов был в костюме Спайдермена) Удивило, что его персонаж постоянно менял свои "прикиды". Даже навело на мысли, что он - психопат)))))))

    • Автор
      11 февраля 2020 г., 11:31
      karapot   Пожаловаться

      varvaraconsta, ээ арба, спайдермен 🤦‍♀️ он такой страшный же в этом спектакле. Страшный человек. Надо после обкатки сходить еще раз, когда сыграются, премьера же, все волнуются. А так я очень рада за Изу Николаеву, большая интересная роль, это ее звездный час!

      • 11 февраля 2020 г., 17:32
        varvaraconsta   Пожаловаться

        karapot, в спектакле он реально очень страшный человек из трех представленных психопатов: капитана и Прохора. Тоже хочется потом сходить на спектакль, интересно глянуть. 

         

        Действительно, это ее звездный час. Грустно, что актеры всю жизнь ждут значимую роль

  • 11 февраля 2020 г., 11:23
    g_andy   Пожаловаться

    Надо сходить...

  • 11 февраля 2020 г., 11:33
    nervometr   Пожаловаться

    Совершенно точно оформили мои ощущения в слова.

  • 11 февраля 2020 г., 11:34
    nervometr   Пожаловаться

    В вырождение народа не верю, как и в упадок саха театра. Скорее наоборот, подобные смелые высказывания говорят о новом уровне.

    • Автор
      11 февраля 2020 г., 11:38
      karapot   Пожаловаться

      nervometr, тоже не хочу верить... меня поразило такое смелое высказывание, но кто-то должен это говорить

  • 11 февраля 2020 г., 12:50
    Гарилас   Пожаловаться

    какой то бред с этим величием ..куда и к кому только не приписали себя....он и знать не знал про оных когда писал свои произведения, а то как это интерпретируют режиссеры театров по стране можно только предположить что многие манией величия поражены...

  • 11 февраля 2020 г., 14:07
    Аргентинец   Пожаловаться

    Хороший смысл спектакля и анализ, идет вырождение саха. Это на совести самих саха, которые воспитывают детей не знающими родного языка. Как известно без языка, нет народа-нации. Будут россиянами с азиатской внешностью, без национальной самоидентификации. Для жителей центальной России эти азиаты не знающие родного языка, как были так и останутся оленями, чукчами, чурками.

    • Автор
      11 февраля 2020 г., 14:09
      karapot   Пожаловаться

      Аргентинец, знание языка это больной вопрос, очень многие дети его не знают

    • 11 февраля 2020 г., 15:37
      YktHunter   Пожаловаться

      Аргентинец, Язык это хорошо,  но для сохранении народа мало, для того чтоб сохранился народ Саха нужно самодостаточная экономическое основа, которая у нас нету (земли нету, выхода на море нету, продукции обособленной нету) , короче мы банкроты которые цепляемся за соломинки ввиде языка, культуры итп

  • 11 февраля 2020 г., 14:50
    Пьянварь1   Пожаловаться

    Была и в дореволюционной Якутии судовладелица, купец из Хангаласского района Громова.

  • 11 февраля 2020 г., 14:56
    Хамса   Пожаловаться

    Это система дневников зависает или мой крммент удалили? ))

    • Автор
      11 февраля 2020 г., 15:02
      karapot   Пожаловаться

      Хамса, не знаю, вижу только этот коммент. Я обычно не удаляю комментарии, даже если они мне не нравятся

  • 11 февраля 2020 г., 17:20
    Al-luk   Пожаловаться

    Cергей Потапов - талантливый творец искусства. Уверена, его творчество переживет века.

    • Автор
      11 февраля 2020 г., 17:56
      karapot   Пожаловаться

      Al-luk, театральное творчество в силу своей природы не может пережить века, по-моему, потому что спектакль играется здесь и сейчас, в другой день уже немного иначе. Даже в записи это уже не то. Не знаю, кстати, записывают ли спектакли в якутских театрах на видео? Некоторые спектакли идут только 1 сезон, потом их снимают с репертуара

  • 11 февраля 2020 г., 17:32
    Rim05   Пожаловаться

    Не воспринимаю, вплоть до неприятия. Мы с Потаповым из разных миров. Почему ему подобные для воплощений своих больных фантазий выбирают классику?  Почему для этого им предоставляют сцену государственных театров? Пусть бы сами писали ересь и друг другу показывали. 

    • Автор
      11 февраля 2020 г., 17:52
      karapot   Пожаловаться

      Rim05, а какие режиссеры вам нравятся? Какие спектакли вы порекомендовали бы для просмотра? Я без подковырок всяких спрашиваю, из интереса

  • 11 февраля 2020 г., 17:36
    Милая-Мила   Пожаловаться

    Захотелось прямо сходить на эту постановку. к своему стыду, ни разу не ходила в саха театр.

    • Автор
      11 февраля 2020 г., 17:49
      karapot   Пожаловаться

      Милая-Мила, сходите, вдруг вам понравится) хотя некоторые не любят спектакли Потапова, тут некоторые уже написали об этом

  • 11 февраля 2020 г., 20:47
    Яна_К   Пожаловаться

    Тыа сирэ баарын, туруктааҕын тухары сахалар эстибэт инибит.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь