home
user-header

                        
                        
Якутский для поколения Ютуб
6 февраля 2019 г., 20:11 6098

 

 

 

Алексей Кулаковский в своем “Письме к якутской интеллигенции” писал: «Всякому известна аксиома, что дикий народ, приходя в соприкосновение с более культурным, вымирает в течении более или менее продолжительного периода времени. Какая масса тому исторических примеров!… Обращаясь, в частности, к современным и родственным нам Сибири инородцам, с ужасом замечаем явное и быстрое вымирание: родственных нам алтайцев, карагасов, койбальцев, жагатайцев, уйгуров, османли, кондомов, телеутов, камасинцев - теперь считают только сотнями, некоторых только – тысячами».

 

Речь не идет, конечно, о физическом исчезновении, а о постепенном исчезновении языка. Как известно, без языка, нет народа, нет культуры и литературы, нет кино, нет театра.

 

Несколько лет назад общался с представителем телерадиокомпании Калмыкии. Он сетовал, что калмыки не знают свой родной язык. Есть мнение, что только около 10-20 % знают свой язык, а молодежь до 30 лет практически не знает http://kalmykia-online.ru/articles/9216 В Бурятии бурятским языком владеют лишь 13,4% бурят. В 2002 году их было на порядок больше.  https://arigus.tv/projects/secrets/122487/ Татары и башкиры также отмечают, что говорящих на родном языке становится меньше.

 


 

Для народа саха ситуация более-менее радужная, но согласно Википедии 37 424 чел. не владеют родным языком.

Владение якутским языком в республике Саха (Якутия) по национальностям, в том числе в качестве родного (по данным переписи населения в РФ 2010 года):

 

 

Не знаю, что покажет следующая перепись. Скорее количество незнающих родной язык будет расти. Есть несколько факторов для такой нерадужной тенденции:  

 

Цифровизация

Уже знаю родителей, у которых несмотря на общение в семье на якутском, устройство в якутский сад или ясли, ребенок вырастает русскоязычным. Об этом пишут в социальных сетях и открыто говорят. Оказывается, вырастает поколение Ютуб, которые выросли с айпадом в руке. Они не могут говорить до 2-3 лет, видимо, им сложно выбрать язык общения, а затем полностью переходят на русский. Влияние оцифрованной среды ошеломительно. Как противостоять глобализации и цифровизации? Одними запретами не обойтись.

Пока у нас не будет якутской речи в ютуб, не будет своих блогеров, роликов и мультфильмов, хотя бы переведенных на якутский, год за годом мы будем терять владеющих родным языком. Необходимо оцифровать все произведения классиков и тиражировать их в интернете. Необходимо все словари оцифровать и сделать все в открытом доступе. Авторские права для маленького якутского народа губительные и только мешают развитию языка. Нужен детский телеканал.

Несомненно, огромная роль лежит на родителях и воспитании в семье. Сказки на ночь, чтение, обязательный просмотр якутских фильмов, даже НВК «Саха» должны стать категорией выживания. Школа должна стать наставником-ментором, который обязывает и контролирует внеклассное чтение (книги, журналы, газеты).

 

Урбанизация

Якутский язык сохранился благодаря селу. В селах есть быт и есть живой язык. Вместе с тем, в Якутии, как и во всем мире, происходит урбанизация. Селяне приезжают в город. Живут и работают. Рождаются целые поколения бывших деревенских. Урбанизация ведет также к "обеднению" языка. Ведь, в городе не используешь, например, слова и обороты, относящиеся к традиционному укладу жизни. Дети, наверно, не знакомы со словом "хардаҕас" (полено), так как уже не топят жилье дровами. 

Где-то  ватсапе читал призыв одной женщины не терять связь с деревней ради сохранения языка. Правда в ее словах есть. Без истоков, без корней, наше семейное древо будет всегда неустойчиво к изменением агрессивной внешней среды в эпоху глобализации и урбанизации. Вырастут Иваны, не помнящие родства. Сохраняя село - сохраняем язык. Сохраняя язык - сохраняем народ. 

В тоже же время желание городских саха обучать детей на родном языке, всячески должно поддерживаться, а не ограничиваться. Это детсады, школы и сахаязычная среда. 

 

Стандартизация и пределы возможности

Стандартизация образования, выбор языка обучения, сдача ЕГЭ, также влияют на отношение к родным языкам. Бытует мнение, что, если изучение языка не обязательно, не сдают ЕГЭ, предмет становится как бы «не основным».

При выборе родителем языка  также может произойти некое отчуждения от обучения (изучения) на «необязательном» родном языке. Как вы знаете, сейчас родитель сам выбирает язык образования для своего ребенка. Подумайте, что будет, если придет поколение уже родителей, выросших на Ютуб.

Согласно Федеральном закону «Об образовании» в РФ гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации (на русском, авт.), а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В школах, «расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации». 

Далее прописывается, что граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации… в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

«Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования» - прописано в законе.

Думаю, что пределы возможности системы образования и право выбора родителей (значит не обязанность и не гарантия), сужают перспективы обучения на родном якутском языке.

Спор с «Айыы кыһата» показал, что если обучение на русском гарантировано государством (никто с этим не спорит и это правильно), то обучение на якутском (хотя бы в начальных классах и как предмет в дальнейшем) – зависит от количества открываемых классов и школ.

 

Если родители начнут писать заявления в якутские классы в общеобразовательные школы, находящиеся в шаговой доступности, сможет ли система гарантировать уже их обучение, или откажет, ссылаясь на «пределы своих возможностей?»

В законе «Об образовании» Республики Саха (Якутия) прописано: «В Республике Саха (Якутия) гарантируется получение образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».

Считаю, что, если родители напишут заявление на обучение на родном языке, система образования должна выполнить законные права ребенка, а не отнекиваться «пределами возможности». Республиканский закон должен гарантировать получение образования на якутском языке при выборе родителем этого языка как родного, наравне с обучением на государственном русском языке.

Такая гарантия обучения никак не противоречит федеральному закону, не ухудшает условия, а наоборот расширяет и дополняет права ребенка. Юристы поймут. Образования является сферой совместного ведения по Конституции РФ.

 

Не хотелось бы, чтобы через пятьдесят лет, медленно исчез наш язык как других народов.  Будущее зависит от нас. Прежде всего от родителей. Есть пословица: один язык - один мир, два языка - два мира. Не лишайте своих детей целого мира, при том родного.    

Избранное
  • 6 февраля 2019 г., 21:34
    Невидимка_   Пожаловаться

    Да ладно! Негры-то не вымерли. Держатся пока))

  • 6 февраля 2019 г., 22:41
    irinanick   Пожаловаться

    Надо просто больше Детсадов на Якут.языке!

  • 7 февраля 2019 г., 10:15
    GEOstudent   Пожаловаться

    Ну это государственная стратегия. Чем меньше признаков для разделения - разные языки/религия/ культура - тем прочнее государство.

    Большие поглощают маленьких. Закон природы.

    • 7 февраля 2019 г., 14:28
      VlZ   Пожаловаться

      GEOstudent, не закон природы. А диктат многочисленных. Закон природы это продолжение жизни!

    • 8 февраля 2019 г., 19:53
      sakhaintek   Пожаловаться

      GEOstudent, это не закон природы. Закон природы как раз наоборот - бог (природа) создал людей разных рас, наций и языков, чтобы они все мирно развивались и они априори все имеют право существовать.

  • 7 февраля 2019 г., 10:18
    СевернаяРоза   Пожаловаться

    На государственном уровне нужно профинансировать качественный перевод популярных мультфильмов на якутский язык, а затем сделать студийную озвучку. Возможности для этого у нас в республике есть.

  • 7 февраля 2019 г., 10:37
    КВГАА   Пожаловаться

    irinanick, согласна

    в школах, худо-бедно, но стали открывать якутские классы. А в детских садиках якутских групп очень мало. Поэтому, даже если в семье с ребенком будут говорить на якутском языке, он будет русскоязычным. Будет понимать якутский, но говорить будет на русском. Это из личного опыта (

     

  • 8 февраля 2019 г., 12:19
    habrahabr   Пожаловаться

    У нас нет веры и история туманная, нет конкретности, что это мы и так было. 

    • habrahabr, по данному поводу был случай... Ректор московского универа, где я училась, еврейка, когда я с ней разговаривала по своим делам бросила мне в лицо "Вы даже своей истории не знаете". Ну вот...

  • 8 февраля 2019 г., 12:28
    Corvair   Пожаловаться

    Цифровизацию якутского языка в немалой степени тормозит отсутствие нормальной клавиатурной раскладки для него. Имеющаяся с дополнительными знаками на месте цифр это неудобный костыль, так как не учитывает особенностей языка. Нужна раскладка, учитывающая статистические особенности языка.

    • 8 февраля 2019 г., 15:42
      dancingraccoon   Пожаловаться

      Corvair, виртуальная клавиатура от Google поддерживает якутскую раскладку с гармонично интегрированными якутскими буквами. У физических клавиатур такой фичи нет, но ребята из Google дали нам готовую раскладку.

      • 8 февраля 2019 г., 15:53
        Corvair   Пожаловаться

        dancingraccoon, то есть, "саха клавиатура" больше не нужна? Надо глянуть, интересно).

        • 8 февраля 2019 г., 16:01
          dancingraccoon   Пожаловаться

          Corvair, вот .

           

           

           

          • 8 февраля 2019 г., 23:52
            Corvair   Пожаловаться

            dancingraccoon, это в какой версии есть такая якутская раскладка? В Android 8 не нашёл. Ещё и Т9 там есть? Вряд ли это в самом Google сделали, скорее всего наши разработали и предложили национальные раскладки и словари.

            • 9 февраля 2019 г., 09:53
              dancingraccoon   Пожаловаться

              Corvair, версия приложения 7.8

              У меня андроид 6. Т9 имеется, но словарь для довольно слабый, пришлось обучить некоторым словам. Специалисты которые создавали эту раскладку наверняка имели соответствующее образование и опыт, я имею в виду что при разработке раскладки возможно принимал участие лингвист по тюркским языкам, сомневаюсь что в нем участвовали наши люди.

            • 11 февраля 2019 г., 13:49
              аврл   Пожаловаться

              Corvair, во всех андроидах есть, во всех групах якутских по якутски пишут

  • 8 февраля 2019 г., 12:30
    Иваныч.   Пожаловаться

    в городе нет общедоступной системы "родители - якутский садик - якутская школа". Пока этого не будет - потеря языка у детей будет реальностью. Та молодежь, которую мы называем русскоязычной, дети нашего поколения, благодаря родителям понимающие язык но фактически им не разговаривающие, родят с большей вероятностью детей которые по якутски понимать не будут.

    • 10 февраля 2019 г., 00:33
      .kai.   Пожаловаться

      Иваныч., зачем ждать, надо действовать. У меня был выбор или дом в мархе или дорогущая квартира на территории якутского д/с и школы я выбрал второе. Заплатил дорогую цену и не жалею.

  • 8 февраля 2019 г., 12:33
    Стелла100   Пожаловаться

    Главное, что б в семье разговаривали на якутском языке. 

  • 8 февраля 2019 г., 12:39
    MuzzleToff   Пожаловаться

    да, нужна система, тогда только это будет работать, семья должна говорить с ребенком на якутском, детский сад на якутском, школа с изучением якутского языка, тогда есть шансы хоть как то удержать ребенка в поле якутского языка, чуть в сторону, одно из условий не выполнено уже все, система начинает рушиться и ребенок уже ни бе ни ме.

    Слышал от некоторых родителей, что ребенка надо с детства учить на русском, тогда он будет говорить по русски без акцента, это неправильный подход, школа, друзья, книги, телевидение, интернет все на русском, ребенок все равно будет разговаривать на русском и знать русский язык, запрещай вы ему или нет, тут опасности никакой, вот сохранить при этом свой родной язык, вот что тяжело.

  • 8 февраля 2019 г., 12:41
    qazedc12   Пожаловаться

    Олус сепке суруйбуккун

  • 8 февраля 2019 г., 12:42
    Дмитрий_88   Пожаловаться

    Уже поздно... Наш народ уже исчезает, и в языковом и в численном отношении; дети сейчас в основном говорят по-русски, дайте только им врасти и все; институт семьи разушен, женщины рожают по одному ребенку и остаются одни, а мужики спиваются

    • Автор
      8 февраля 2019 г., 12:45
      kremniy   Пожаловаться

      Дмитрий_88, не все потеряно. Я оптимист. 

      • 8 февраля 2019 г., 13:02
        Дмитрий_88   Пожаловаться

        kremniy, вникните в смысл предложения "поколение воспитывается Ютубом", все пропало, женщины должны были оставаться женщинами, а не вступать в конкуренцию с мужчинами

    • 8 февраля 2019 г., 19:58
      sakhaintek   Пожаловаться

      Дмитрий_88, вы неосведомленный человек, в численном отношении естественный рост есть, в отличии от большинства субъектов РФ. Рановато нас хороните 

  • 8 февраля 2019 г., 12:53
    Adminovich   Пожаловаться

    То что Бурятия и Калмыкия потеряны как народ это к сожалению необратимый процесс. Нет языка - нет народа. Великие сыны Якутского народа говорили и думали на якутском и благодаря им у нас есть своя республика.Никогда не будет так что "манкурт" будет отстаивать интересы своего народа, "манкурты" потерянные люди для нашей республики.    

    • 8 февраля 2019 г., 14:30
      GEOstudent   Пожаловаться

      Adminovich, у них есть Монголия. Прародина. Ведь они практически один народ. Так что могут окунуться в свой язык и культуру если захотят.

      • 11 февраля 2019 г., 14:05
        аврл   Пожаловаться

        GEOstudent, это родина и якутов, не одних бурятов, да и бурятский и монгольский разные языки

    • 8 февраля 2019 г., 16:20
      Стелла100   Пожаловаться

      Adminovich, Вы не правы в отношении "манкуртов"

    • 11 февраля 2019 г., 14:04
      аврл   Пожаловаться

      Adminovich, республика есть, потому что советская власть так решила, а не потому что говорили на якутском

      • 11 февраля 2019 г., 14:32
        Adminovich   Пожаловаться

        аврл, ага вот так просто в Москве решили.Этого надо было еще добиваться и отстаивать. Спасибо Аммосову, Ойунскому, Барахову за автономию. Николаеву спасибо за республику!

        • 11 февраля 2019 г., 14:39
          аврл   Пожаловаться

          Adminovich, как раз таки просто и решили, ибо политика партии такой тогда была, давали земли всем кто хотел, даже если по жизни никакого права на эти земли не имели. И не отстаивать, а заявить, типо мы тоже землицы хотим

  • 8 февраля 2019 г., 12:54
    Мээтэмэй   Пожаловаться

    У нас младший сын - дите ютуба. Хоть дома мы все говорим на родном якутском, устроили его в детсад "Туллукчаан" толку мало (там и другие меж собой разговаривают в основном на русском). Он хотя вроде и понимает сказанное, но отвечает и говорит все равно по-русски.  Мультики смотрит с утра до ночи, вот и результат. Потому что практически нет мультиков на якутском языке.  Ютуб сейчас действительно основная среда общения малышей.  Поэтому нужны мультики на языке саха, начиная для самых маленьких. Иначе язык вскоре действительно будет утерян, а с ним исчезнет и народ.   И куда смотрят наши минкультуры, минобразования?   

    • 8 февраля 2019 г., 22:52
      Sunnyside   Пожаловаться

      Мээтэмэй, такая же картина(

    • 10 февраля 2019 г., 00:48
      .kai.   Пожаловаться

      Мээтэмэй, а мне данный факт говорит что вы упустили в какой момент времени именно упустили контроль и личное общение с сыном. Еще не поздно, отправить в деревню на три года и вуаля.

  • Автор
    8 февраля 2019 г., 12:55
    kremniy   Пожаловаться

    Друзья, слишком эмоциональные комменты буду удалять, извините.

  • 8 февраля 2019 г., 12:57
    deathtrasser   Пожаловаться

    чую скоро всех говорящих на саха обвинят в разжигании ..сами понимаете чего

  • 8 февраля 2019 г., 13:05
    Corvair   Пожаловаться

    Нашему народу скорее грозит не потеря языка и традиций и ассимиляция, а вымирание из-за тотальной алкоголизации. Боюсь, что точку невозврата по этой части мы уже прошли.

    • 8 февраля 2019 г., 16:22
      Стелла100   Пожаловаться

      Corvair, до слез верно сказано

    • 8 февраля 2019 г., 20:04
      sakhaintek   Пожаловаться

      Corvair, " а вымирание из-за тотальной алкоголизации" - вы о чем мыслитель, о каком народе вещаете ? Поездите по другим регионам узнаете где и как пьют. На самом деле пить стали меньше заметно меньше чем 10-15 лет назад.

    • 11 февраля 2019 г., 14:07
      аврл   Пожаловаться

      Corvair, езжайте в деревню, там сухой закон

  • Комментарий удален
    • 8 февраля 2019 г., 14:45
      sepang   Пожаловаться

      сергей самофеев, вы возможно удивитесь, но именно вдали от родины очень важно знать свой родной язык, язык предков. Если человек внешне якут (бурят, калмык, неважно), он не будет полностью своим не то что среди русских, но и среди других национальностей. А когда внутри себя ты имеешь свой язык, культуру и обычаи, это помогает самоидентификации. У меня лично это так.

      • 8 февраля 2019 г., 15:38
        ZloyTatarin   Пожаловаться

        sepang, это стереотип.  

      • 8 февраля 2019 г., 16:22
        Стелла100   Пожаловаться

        sepang, это точно. По себе знаю

      • 8 февраля 2019 г., 20:06
        sakhaintek   Пожаловаться

        sepang, в точку. Когда я учился вне республики также было. Везде уважали только тех, кто знает свой язык и культуру. Так и должно быть, во всем мире подспудно идет конкуренция культур. Культура (а язык это неотъемлемый элемент культуры) и еще религия являются общественными доминантами, они определяют всё - политику, экономику, образ жизни, мораль и т.д.

  • 8 февраля 2019 г., 13:11
    semsid   Пожаловаться

    Дьиэ кэргэҥҥэ, уһуйааҥҥа, оскуолаҕа сахалыы кэпсэтэр буоллахпытына тыл сүтүө суоҕа, билигин куоратка тыаттан көһөн кэлии элбэх буолан саха тыла баар курдук.

  • Комментарий удален
    • 8 февраля 2019 г., 14:35
      GEOstudent   Пожаловаться

      genzek, вы путаете разные вещи. Билингво хорошо. Но когда нет своего языка, это потеря культуры. Для малочисленного народа это угроза исчезновения, полная ассимиляция.

      Было бы нас миллионов 5-10. Другой разговор.

      Можно конечно сдаться без боя. Или же упорно бороться за сохранение языка.

      • Комментарий удален
        • 8 февраля 2019 г., 14:46
          GEOstudent   Пожаловаться

          genzek, какая борьба с вестернизацией?? Да якуты быстрее подхватывают все западные тренды быстрее даже русских. Ты что-то путаешь

          Думаешь учащиеся национальных школ будут как то по другому себя вести. Они просто участия на родном языке. Чтобы не забыть язык.

          В остальном же они абсолютно такие же дети как и русскоязычные

          ..

  • 8 февраля 2019 г., 13:16
    Alaas_uola   Пожаловаться

    Вот так всегда... Пишут и говорят о СОХРАНЕНИИ якутского языка  на НЕякутском языке.

     

     

     

    • Автор
      8 февраля 2019 г., 13:21
      kremniy   Пожаловаться

      Alaas_uola, это обращение ко всем, в т.ч. комментатором извне на федеральных сайтах и федерльным СМИ с их заголовками, не соответствующим содержанию. Может кто-то увидит и постарается понять.

    • 8 февраля 2019 г., 13:26
      ptsokt   Пожаловаться

      Alaas_uola, без изучения языка как говорить о сохранении? Говорящие и так сохранили его. Это как хлебопекарю предложить "давай хлеб будешь печь"

    • 8 февраля 2019 г., 14:23
      qazedc12   Пожаловаться

      Alaas_uola, оннук ээ, коментарий да барыта нууччалыы

    • 8 февраля 2019 г., 16:05
      ZloyTatarin   Пожаловаться

      Alaas_uola, так тут и русскоязычные

  • 8 февраля 2019 г., 13:18
    Alaas_uola   Пожаловаться

    НВК, Вести-Саха саха тылын алдьатан бүтэрэн эрэллэр. Сонуннары, сыыһа сахалыы саҥаралларыттан сылтаан көрбөт да буолбутум ыраатта.

  • 8 февраля 2019 г., 13:21
    koster   Пожаловаться

    Hi, у меня есть пример, городские родители из Якутска говорят с ребёнком на якутском языке дома. Тот тоже разговаривает с ними на родном языке. Этот ребёнок много играет на компе и в играет используя компьютерные приставки, планшеты. В садик этот ребенок тоже ходит.

    Так что на бытовом уровне знание якутского языка зависит от языка общения дома.

    Школа, конечно, если класс якутский в городе Якутске, то общение на якутском языке. Якутский язык в данном случае действует психологически на детей. Дети в якутских национальных классах уравновешенные психологически.

    ВУЗ, в данном случае СВФУ, якутский язык в нём часто используется.

    Есть аспирантура и докторантура, где готовятся будущие ученые лингвисты, специалисты в области якутского языка.

    То есть в сфере образования якутский язык представлен на 100%.

    Работа, если трудовой коллектив организационно относится к системе МВД, Минздраву, Минобру и т.д., то есть с преобладанием якутоязычных людей, то и здесь якутский язык функционирует.

    Заметьте пожалуйста, со времён Кулаковского сфера использования якутского языка неуклонно расширяется в Якутии, так как якуты осваивают ранее неизвестные для них сферы деятельности.

    Якутский народ во всём мире насчитывает 500 000 людей. Этой цифры ранее в развитии якутов никогда не было. Это факт. Также является фактом, что в Якутии якуты по численности стоят на первом месте. 

    Но надо помнить:  переход на другой язык есть способ завоевания народа. Известно, что язык и общество тесно взаимосвязаны. Утрата языка, как средства  хранения и передачи национального самосознания,  часто приводит к исчезновению самоидентификации народа и его смешению с другими народами. С исчезновением народа, язык  которым он пользовался, становится мертвым. Народ, у которого исчез свой исконный родной язык, начинает обслуживать интересы другого этноса, который ассимилировал его в плане языка, начинает жить под чужой волей, а значит теряет и свою собственную свободу. 

     

    • 10 февраля 2019 г., 01:54
      .kai.   Пожаловаться

      koster, в части сохранения ребенком родного языка в семье, большая роль отводится родителям в плане контроля и частого с ним общения, иначе не поможет.

  • 8 февраля 2019 г., 13:21
    ptsokt   Пожаловаться

    Проблема сформулирована и ее существование не отрицают. У каждого свое мнение, есть и крайне агрессивно настроенные, в сети это принимает угрожающие масштабы. Что предпринять? Мне кажется, не нужно спорить с противниками якутского языка, они для себя все решили, их не переубедить, как говорится, не нужно кормить тролля. Предложения автора поддерживаю, от себя добавлю, что для сохранения языка нужно поддерживать к нему интерес. Мотивирующим фактором для изучения и использования родного языка могут стать успехи наших земляков, истории их успеха, качественные образцы современных жанров в искусстве, тонкости каких-то технологий, преподнесенные на родном языке. То, чего нельзя найти в сети на общемировых языках. А также избавление от комплекса неполноценности, самоуничижения, особенно в сети. Принятие себя как развитого, красивого, талантливого народа.

  • 8 февраля 2019 г., 13:21
    anatoly2016   Пожаловаться

    Естественный процесс. Всегда и везде большой и посильнее поглощал маленького и слабого.

    • 8 февраля 2019 г., 20:53
      sakhaintek   Пожаловаться

      anatoly2016, "Естественный процесс. Всегда и везде большой и посильнее поглощал маленького и слабого" - это естественный процесс для животных, а мы люди, так что это наш процесс.

       

      • 8 февраля 2019 г., 23:08
        anatoly2016   Пожаловаться

        sakhaintek, почитай историю, там про людей написано. а не про животный мир

        • 9 февраля 2019 г., 02:06
          sakhaintek   Пожаловаться

          anatoly2016, вы думаете не читал ? Как раз чтение истории меня в этом убедило. Если бы большой всегда и везде поглощал маленького, то сейчас в мире был бы один народ, но этого нет. Где Римская и Византийская империи, шумерская, ацтекская цивилизации не мало поглощавшие и ассимилировавшие ? Народы в свое время много поглощавшие незаметно теряют свою изначальную этническую силу, идентичность и в конце концом сами размываются и количество их не спасает, читайте историю внимательно.

    • 11 февраля 2019 г., 14:10
      аврл   Пожаловаться

      anatoly2016, тут тебе не америка, никто никого поглащать и уничтожать не собирается

  • 8 февраля 2019 г., 13:30
    coruscant   Пожаловаться

    я знаю якутский, разговаривать полноценно могу только с мамой и родными сестрами, думаю на русском языке, уот так вот

  • 8 февраля 2019 г., 13:32
    StraTeGGG   Пожаловаться

    Проблема то из за чего возникла...? Из за того что коренное население больше не хочет и не может жить в улусах в силу отсутствия работы места учебы и медицины.. Русские и прочие уезжают на родину а саха занимают их территорию. Но школы да и многие другие организации были не готовы к этому... Нужно какое то время для решения проблемы и строительства школ и садиков. НИКТО И НИКОГДА ИЗ РУССКИХ НЕ ПРОТИВИЛСЯ РАЗВИТИЮ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАРОДА САХА. Все это прекрасно знают! Но сейчас в Инете каждый день тема якутского языка муссируется когда надо и не надо. Будут школы и все само рассосется....

  • 8 февраля 2019 г., 13:37
    Basf   Пожаловаться

    Олус сепке этэ5ин, эбии маннык санаалар киирэллэр:

    Сахалыы санарар ютуб ханааллары, о5олорго элбэтиэххэ диибит. Ол эрэн бу уустук дьыаланы государствоттан кемете суох ханнык да5аны айар киьи ылсыа суо5а. Билинни рынок уйэтигэр, экономическай кыьал5а5а дойду урдунэн сабардаан турар кэмигэр, чахчы тереебут тылга сугуруйээччи улэлиэ, ол муора5а хаапыла. Кердерер-иьитиннэрэр, мун саатар государственнай тэрилтэлэр ити еттугэр улэлэрэ кууьуруен сеп этэ. Олунньу 13 кунэ чугаьаата5ына эрэ улэлииллэрин кердерер, ону ирдиир табыллыбат. Тегурук сыл улэ былааннаахтык барыахтаах. Тыл политикатын сэбиэтин улэтин кууьурдуеххэ, болномуочуйатын эбэн биэриэххэ, оччо5о уп-харчы тыырыллыа. Правительство, Ил тумэн, министерстволар куннээ5и мунньахтарын сахалыы ыытыахха. Ейдуур дьон баар буоллун суох буоллун. Ол кэриэтэ сахалыыттан-нууччалыы тылбаастыыр аппаратуралаах, улэьиттэрдээх (СГУ эрдэ5инэ туспа о5олор уерэммиттэрэ ити идэ5э, ким тугу билигин улэлиирин кере-истэ сылдьабыт, бэл английскайтан-сахалыы белех эмиэ баара!) бэрт хардыы буолуо этэ. Улахан киьи, тереппут ийэ тылга сыьыаныттан керен о5олор эмиэ оннук сыьыаннаьалларын кистээмиэххэ. Угуспут нууччалыы эрэ кэпсэтэр, теье да тылы билбитин иьин. Ол иьин мин улэбэр, тус дьыалабар бастаан сахалыы кэпсэтэбин, онтон ейдеебет киьитин истэн нууччалыы кэпсэтиэхтээхпин диэн сыал туруорбутум. Кэпсээтэххэ санаа элбэх, кыаллары кыаллыбат курдук кэпсиир сыыьа. Бары кууьу тумуеххэ, системалаан улэлэтиэххэ эрэ наада. Тэрээьин тэриллэн чахчы этиилэри киллэриэ5ин. Кэлэн иьэр тереебут тыл, сурук бичик кунунэн!!!

  • Нужны детские сады и школы на якутском языке, дети с детсада должны со своими светстниками привыкаться общаться на родном языке.

  • 8 февраля 2019 г., 13:46
    Софроно   Пожаловаться

    Лучше учите английский.как будто в мире все знают русский

    • 8 февраля 2019 г., 13:50
      ptsokt   Пожаловаться

      Софроно, не понимаю, зачем учить английский? Через 5 лет с любым американцем будете разговаривать с онлайн переводчиком и вам будет казаться, что он по-русски говорит, а ему, что вы - на английском.

  • 8 февраля 2019 г., 13:59
    Steelhat   Пожаловаться

    Чокуур поднял правильный и нужный для коренных народов вопрос. Вопрос сохранения родного языка. Есть язык, есть народ. Вспоминаем, что мы народ Саха только во время ысыаха. В повседневной жизни молодежь, и даже люди старшего поколения, общаются не понятно на каком языке. Просто ухо режет ломанная русско-якутская речь с идиоматическими оборотами для связки слов. Теперь по поводу преподавания родного языка. Очень сложная и  трудная для освоения ребенком учебная программа якутского языка. Язык преподавания должен быть понятным и доступным, и интересным. Обучения языка заканчивается 9 классом. Я считаю это не правильным.            

    • 8 февраля 2019 г., 14:29
      Corvair   Пожаловаться

      Steelhat, постоянно слышу обороты типа "соседняй здания5а тахса сырыт", "икки этэстээх двухэтажка" :-)

  • 8 февраля 2019 г., 15:29
    Стихосранец   Пожаловаться

    Правда глаза колет. Даже испугался моих комментов.

    • Автор
      8 февраля 2019 г., 15:43
      kremniy   Пожаловаться

      Стихосранец, нашли тут место "разборки" устраивать. В личку, друзья. Наһаа да өр бэккитин былдьастыгыт, ону ааҕа олорбоппут буоллаҕа. 

  • 8 февраля 2019 г., 15:44
    dancingraccoon   Пожаловаться

    Зачем мои комменты удалил?) Ничего плохого же не написал

    • Автор
      8 февраля 2019 г., 15:45
      kremniy   Пожаловаться

      dancingraccoon, алҕас, ити Стихосранецы кытта барда быһылаах. 

      • 8 февраля 2019 г., 15:50
        Стихосранец   Пожаловаться

        kremniy, до5ор сыыhа суруйбуккун ди - кимм? Тугу? Онон стихосранеhы кытары буолар. Кытта диэн тыл саха тылыгар суох

  • 8 февраля 2019 г., 15:55
    krch_solo   Пожаловаться

    а учителя то кто? сами кое-как говорят, все спорят где как говорят , договорится не могут кто умнее и грамотнее выражается. И понятно что ничего не понятно :)))

  • Steelhat правильно поднял вопрос изучения языка для ребенка.

    Не секрет, очень академически ведется изучение родного языка а средних классах, что осложняет язык. Хороший опыт изучения родного языка до 11 класса в Реслицее- интернате, там пишут сочинение на якутском языке все ребята шести профильных классов.

    Также ребенок хорошо приобщается языку вдали от родины, там действительно он чувствует себя частичкой своего народа.

    Полностью разделяю взгляды в основном смысле Ptsokt, Bast, Kostera, Sepang, Muttle Toff.

    • 8 февраля 2019 г., 17:08
      Kunnuk   Пожаловаться

      Надежда Александрова, совершенно верно, надо срочно менять в сторону упрощения методику преподавания якутского языка!

      Вы посмотрите учебник 4 класса по грамматике, очень сложно изложены правила грамматики!

      Зачем так усложнили для младших классов?! В наше время, в 70-е годы, не было таких сложностей!

      Ведь якутские дети в школу идут после якутского садика, и сразу начинают учить русский в качестве родного языка, то есть по учебникам для русских детей. Помните, мы то учили русский вначале как второй язык- были специально учебники «русский язык для национальных школ».

      Кроме того, они с 1-2 класса начинают учить английский также по учебникам для русских детей!

      А мы начинали учить иностранный только с 5 класса, когда достаточно освоили русский язык и ознакомились с грамматикой русского.

      Надо срочно пересмотреть учебники якутского для нач классов!

      Во вторых, там стихи такие нескладные, такое ощущение, будто авторы срочно написали стихи для этого учебника. Тексты безнадёжно устарели, -не вызывают интереса современных детей. Они просто плачут над этими учебниками!

      Им очень сложно.

      Как может ученик 3-4 класса разобраться в грамматике якутского, когда взрослые сахаязычные родители и бабушки- дедушки не разбираются ?!

      Основной упор надо делать на развитие разговорных навыков, на исчезающие из обихода слова, на чтение, письмо, на культуру и историю народа. Нужны современные игровые методы обучения, например, по фильмам и песням. Махтал.

  • 8 февраля 2019 г., 16:14
    Быйанг   Пожаловаться

    Сначала перестаньте себя называть в русском языке словом Саха. Саха - это наше самоназвание. Если мы откажемся от своего названия - якуты в русском языке, то Якутами станут называть совсем другие народы Севера. С названием Якуты, нас знают во всем мире. В документах, переписках, письмах,указах, приказах, в постановлениях, судебных делах в архивных документах мы значимся с названием - якуты. С названием якуты мы оставили очень большой след в истории России и мира. И мы не можем делиться названием Якуты с совершенного другими народами севера этим названием, которым они сейчас желают называть себя, а нам внушают что бы мы себя называли по самоназванию - Саха. — Что бы мы остались без истории, архивных документов, музейных экспонатов, научных трудов о нас - якутах

    • 8 февраля 2019 г., 16:31
      ptsokt   Пожаловаться

      Быйанг, эмиэ Да сөп курдук гынан баран, якут диэн куһаҕан баҕайытык иһиллэр. Киһини үөхпүт курдук.

    • 9 февраля 2019 г., 01:08
      prorochestvo   Пожаловаться

      Быйанг, Не правильно. Мы в первую очередь - Саха. А "Якуты" это быть покорным, мы были захвачены и колонизированы русскими еще и русифицированы силой (из-за этого у нас русские имена, у нас отняли веру и религию) истории так таковой нет, чем гордится? Ничем...

      А быть "Саха" это быть новым, свободным, непокорным и сильным. Именно так говорил Михаил Ефимович в 1990е при конгрессах Саха. Мы неотьемливая часть тюркского мира, Казахи, Кыргызы, и т.д - все они сохранили свой быт и до сих пор помнят свою веру в Тенгрианство. 

    • 11 февраля 2019 г., 14:14
      аврл   Пожаловаться

      Быйанг, тоже верно

  • 8 февраля 2019 г., 16:28
    Тараб   Пожаловаться

    Согласен. Беспокойство обоснованное. Есть мнение что якутский язык все равно исчезнет. Вопрос лишь во времени.

     

    Сейчас в мире около 7 тысяч языков. Из них:

    - половина исчезнет в течение 50 лет

    - каждые 2 недели исчезает 1 язык

    - на 360 языках говорит меньше 50 человек.

    Если менее 70% детей не изучают родной язык - его можно отнести к вымирающим.

    В Якутии положение более-менее лучше чем во многих регионах. 

    25 лет назад в Якутске почти не говорили на якутском. С одной стороны хорошо, что сегодня в столице много говорят на саха. С другой стороны, в условиях города язык теряет качество и сельчане, став горожанами постепенно утрачивают свой язык.

    Родной язык надо давать во всех школах.

    Родной язык надо сделать модным для молодежи.

    Вопрос нельзя политизировать, можно получить обратный эффект.  

      

    • 8 февраля 2019 г., 20:44
      sakhaintek   Пожаловаться

      Тараб, " Есть мнение что якутский язык все равно исчезнет." - это мнение тех, кто хочет этого. На  самом деле, при определенных условиях даже почти мертвые языки могут воскреснуть и развиться, пример, еврейский язык или басконский, каталонский, уэльский, народы, в основном европейские, приходят к пониманию о важности языка. Знание нескольких языков и в первую очередь своего родного языка это европейский тренд. 

  • 8 февраля 2019 г., 16:40
    Engineer777   Пожаловаться

    Айти центр баар. Ол кинилэр сахалыы мультиктары уонна смартфон ооньуулары оҥоруохтарын сөп.

  • 8 февраля 2019 г., 17:12
    aaanam1   Пожаловаться

    Родители займитесь воспитанием своих детей, читайте им сказки, играйте с ними, тогда они будут развиваться как вы хотите. А, вы суёте трёхлетке смартфон или планшет, тобы не мешался, и он сидит и в ютубе и в офлайне смотрит мультики. Потом уже «ахаете», что семилетний шпарит по русски и не хочет категорически говорить на родном. Женьщины не обрекайте своих детей на вечный дискомфорт уча их с детства по русски(культуры детям это не добавит), они потеряют свободу общения, свои сразу не примут, чужим они и даром не нужны.

    • 8 февраля 2019 г., 17:47
      Para_bellum   Пожаловаться

      aaanam1, это точно. То что ребёнок целыми днями сидит уткнувшись в экран, они значит проблемы не видят, мама с папой Инстаграмме, ребёнок в ютубе, вот такая современная семья. После этого удивляются почему дети так плохо разговаривают. С детьми дошкольного возраста обучение эффективно прежде всего посредством игр, стишков, песенок. Так легко сбагрить эту проблему на садик, ютуб, телевизор и прочее, чем самому пойти поиграть с ребёнком, рассказать стишок на якутском двухлетнему, со старшим игры настольные. Я конечно понимаю, чт время другое, но ничто не заменит живого общения.

    • 9 февраля 2019 г., 13:19
      Стелла100   Пожаловаться

      aaanam1, как это верно!

  • 8 февраля 2019 г., 17:21
    taattachaan   Пожаловаться

    Когда родители оба улусники, а дома говорят по русски конечно дети не понимают по якутски. Это уже не якут и не русский. Всегда уважают тех кто знает свой язык

  • 8 февраля 2019 г., 18:48
    Corvair   Пожаловаться

    Кстати, кто в курсе, учебник информатики на якутском языке существует? А то мне неоднократно говорили, что есть такой, но ни разу на глаза такая книжка не попадалась.

    • 9 февраля 2019 г., 13:51
      Engineer777   Пожаловаться

      Corvair, даже если существует, то будет очень устаревшей. Там, наверно, будет как включать комп, кнопка пуск, что такое принтер и т. д.

  • 8 февраля 2019 г., 20:28
    Marty_Mc   Пожаловаться

    Старых уже не обучить, вся надежда на детей!

  • 8 февраля 2019 г., 22:01
    DearDear   Пожаловаться

    Это все из-за лени. У нас в деревне, в якутской, в садике все дети поголовно говорят по-русски, и абсолютно все якуты. На собраниях или при встрече стопроцентно все родители говорят на якутском, и пожилые и молодые, но почему-то именно со своими детьми разговаривают по-русски. Я этого не понимаю. Например, 5 человек в семье с родителями, бабушкой и дедушкой, все говорят по-якутски, но только с ребенком по-русски - ребенок не понимает по-якутски, оказывается. Мы дома все говорим на якутском, детей постоянно учим говорить на родном языке, поправляем всегда, но большая часть общения у них происходит в садике, который они посещают с детьми ленивых родителей, которым недосуг объяснять своим детям о родном языке. Поэтому у нас речь уже стала на 70% русская, хотя в садик мы шли практически полностью якутоязычными. Очень больно и обидно из-за этого. Вот именно эти пофигисты лишают моих детей возможности общения на родном языке.

    • 9 февраля 2019 г., 13:54
      Engineer777   Пожаловаться

      DearDear, родители считают, что с русским языком у них будет отличное будущее. Они ошибаются

      • 9 февраля 2019 г., 14:04
        DearDear   Пожаловаться

        Engineer777, это очень совковое и мамбетское мнение до сих пор популярно? Неужели они не видят в кого выросло как минимум одно поколение, выросшее билингвами? Огромная часть из тех, кто двигает сейчас республику вперёд.

    • 9 февраля 2019 г., 14:40
      ZloyTatarin   Пожаловаться

      DearDear, вы правы. Организатор курсов якутского рассказывает, как родители прекращают водить маленьких детей из-за того, что рано приходится. У кого-то другие причины. 

    • 11 февраля 2019 г., 14:17
      аврл   Пожаловаться

      DearDear, во всех деревнях так, есть деревни, где и садик и школа на якутском языке, но жители всё равно знают русский

  • 8 февраля 2019 г., 22:22
    jem777   Пожаловаться

    Проблема очень острая на самом деле! У нас многие внуки испытывают те же проблемы. Имея сахаязычных родителей, внуки и маленькие дети под влиянием гаджетов и тв, начинают говорить на русском как первом для них языке. При этом естественно якутский они понимают, но начинают говорить именно на русском.

     

    Нужен детский телеканал

     

    Вот это совершенно верно!!! Не понимаю, как до этого не могут еще додуматься наверху? Проблема лежит на поверхности и решение ее тоже - все наши дети тем не менее сразу обращают внимание на детские передачи на якутском языке. Как начинается Биьикчээн вечером, так сразу ребенок внимание обращает на него.

    Определенно нужно больше детских передач на НВК! К черту все эти никому не интересные аналитические и т.п. передачи. Все равно кроме Димы Аргунова никто не интересен. А такими передачами у них забита вся сетка.
    И единственная передача за целый день для детей это Биьикчээн...просто жесть, как они не могут додуматься до этого решения? Надо срочно расширять спектр детских передач. Именно для малышей, а не школьников.

  • 9 февраля 2019 г., 00:50
    T1000   Пожаловаться

    нужно производить интересный детский и молодежный контент, а это гигантская работа, все остальное суета. Даже если ребенок перенимет от родителей и начального школьного обучения бытовой якутский, в зрелом школьном и студенческом возрасте ему не останется ничего кроме как общаться на русском, и зависать в абсолютно англоязычном и русскоязычном интернете.

  • 9 февраля 2019 г., 08:34
    v70   Пожаловаться

    наша страна весь мир это барахольная яма с нечистотами в самом низу в которой все выживают как могут пытаясь подняться в ней как можно выше. совсем из нее выбраться никому не получится кроме просветленных и примитивных людей.  

  • 9 февраля 2019 г., 09:12
    Zavmir   Пожаловаться

    Можно конечно обвинять ютуб и современный интернет в утрате традиций, но это не причина. Родители должны этим заниматься. А убегать от благ цивилизации - это глупо. Вот в Японии очень много англицизмов, но язык от этого не исчез. Одним из способов сохранить положение дел - согнать всех в деревню и откатить быт на дореволюционной уровень, отгородиться от внешнего мира - получится этакая резервация. Но никто не захочет отказаться от WhatsApp и Instagram, YouTube. Нас культурно поработили незаметно. Потому что нет альтернативы.

  • 9 февраля 2019 г., 09:13
    А.н.д.р.е.й   Пожаловаться

    На сегодняшний день якутский язык очень скромно применяется в сфере высшего образования и образования вообще.
    Необходимо прямое изучение английского/немецкого/французского/турецкого, минуя посредника в виде русского языка.
    Прямой англо-якутский и якутско-английской словарь - вот залог развития якутского языка. И для порядка надо бы сменить алфавит на латинский. При наличии  системы прямого изучения иностранцы смогут изучать саха тыла напрямую, без искажения смыслов.
    А русский язык не пропадёт, он второй после английского в Интернете.

    • 9 февраля 2019 г., 13:10
      Zavmir   Пожаловаться

      А.н.д.р.е.й, это сделает нас беднее в образовательном плане и лишит нас конкурентного преимущества. В мире есть много народов, которые знают только родной и английский, и у них нет возможности обращаться напрямую к российским источникам, которая все ещё лидирует в отдельных областях технических наук. Или как будете вести бизнес в России? Будущие поколения не смогут прочитать договора и вести сделки со 100+ народностями, для которых русский язык тоже не является родным. Не говоря уже о законах и бюрократии.

      • 9 февраля 2019 г., 16:53
        А.н.д.р.е.й   Пожаловаться

        Zavmir, в каких отдельных областях технических наук лидирует российская наука?

        Если бы якутское население владело английским на том же уровне, что и русским языком, то это было бы преимуществом, а не недостатком.
        Свободное владение английским/немецким - залог успешного трудоустройства не только за рубежом, но и в самой России.
        Русским языком достаточно владеть на разговорном уровне, а вот английский как язык науки и международного права необходимо изучать по-серьёзному.

        • 9 февраля 2019 г., 18:02
          Zavmir   Пожаловаться

          А.н.д.р.е.й, ядерная энергетика, космические технологии, технологии сплавов. "Владело английском на том же уровне" - это значит плохо, кроме работников в сфере образования я ни разу не видел людей, у которых была бы безупречная грамматика или построение мыслей на русском языке. Возможно вы имели в виду разговорный уровень, в таком случае прогресс уже заметен: молодежь гораздо лучше знает английский, чем старшее поколение, благодаря интернету у всех есть возможность изучать любой язык с самых малых лет. Вы просто слишком спешите, через 10 лет вы не узнаете современников, которые будут говорить на английском как на родном. Люди, тратившие 10 лет на изучение английского языка в школе и не умеющего связать два слова - уже скоро превратится в устаревший миф, как отголосок разваливающейся системы образования в конце 90х и в начале нулевых

          • 10 февраля 2019 г., 04:54
            А.н.д.р.е.й   Пожаловаться

            Zavmir:  "ядерная энергетика, космические технологии, технологии сплавов". 
            --------------------------------------------------------------------------------
            Из приведённого согласен только с третьим.
            "Ядерная энергетика" - это ж технологии уровня технологии паровых генераторов.
            "Космические технологии" - космические масштабы хищений и нецелевого использования денежных средств, разве что.

            А что касается роста уровня знания английского среди населения - согласен, что Интернет сыграл значительную роль, но без контакта с носителями не добиться хорошего уровня.
             А Ваш аргумент о том, что те, кто плохо знают иностранные языки просто не получили должного образования из-за "разваливающейся системы образования в конце 90-х и начале нулевых", однако даже в "светлое" советское время знание иностранных языков среди широких слоёв населения было просто на придонном уровне.  

            • 10 февраля 2019 г., 07:08
              Zavmir   Пожаловаться

              А.н.д.р.е.й, "технологии уровня технологии паровых генераторов" - я очень надеюсь что это шутка.

              В Советское время уровень образования был определенно выше, но в приоритете были физико-технические науки как наиболее востребованная в рабочих профессиях. Надо учитывать контекст того времени. Чтобы успешно понимать язык, надо использовать его постоянно, но в условиях железного занавеса и Холодной войны это теряло всякий смысл. До английского ещё изучали немецкий язык, в результате половина учащихся не изучала его вовсе, а те что изучали, сдавали экзамены, и на этом их изучение английского заканчивалось. Но у людей с высшим образованием дела обстояли куда лучше, но их было реально мало, в отличие от сегодняшнего дня, когда ВО сильно обесцененилось.

              • 10 февраля 2019 г., 07:24
                А.н.д.р.е.й   Пожаловаться

                Zavmir: "...я очень надеюсь, что это шутка".
                -------------------------------

                 

                 

                 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F#/media/File:PressurizedWaterReactor_ru.gif

              • 10 февраля 2019 г., 07:35
                А.н.д.р.е.й   Пожаловаться

                Zavmir, сторонники атомной электроэнергетики в прямом смысле слова играют с огнём: раскочегаривают реактор, в результате поднимается температура, затем всё это дело заливается водой или иным теплоносителем.
                Не просто устаревшая технология, но ещё и крайне опасная. в отличие от простой технологии на угле или мазуте, применямой в котельных, паровозах и пароходах, 

                • 10 февраля 2019 г., 08:42
                  Zavmir   Пожаловаться

                  А.н.д.р.е.й, вы так и не поняли разницу между ядерными технологиями и паровым котлом. Взорваться может и обычный котел. Вы можете построить в кустарных условиях простейший паровой двигатель, но вам никогда не сделать полноценный ядерный реактор.

                  • 10 февраля 2019 г., 09:46
                    А.н.д.р.е.й   Пожаловаться

                    Zavmir, согласен, что "полноценного ядерного реактора" в гараже не собрать. Однако сложность в изготовлении чего-либо не свидетельствует о его высокой научной ценности. Тупиковая ветвь развития энергетики выдаётся за чрезвычайно важное в научном плане явление.
                    Единственное, что реально получается при применении ядерных технологий - это оружие.
                    Атомная электроэнергетика - это что-то псевдонаучное на грани шарлатанства. Тот же паровой двигатель, просто топливо - не уголь, а обогащённый уран.
                    Цель средств не оправдывает. У атомной электроэнергетики слишком высокие риски при очень маленькой полезности. Человечество дало атомным проектам достаточно средств и времени на развитие - но это направление себя не оправдало.
                    Пример неэффективности - Билибинская АЭС, не способная обеспечить дешёвой электроэнергией крохотную по населению Чукотку, в результате чего киловатт-час в Чукотском автономном округе стоит дороже, чем в любом другом регионе страны.

                    • 10 февраля 2019 г., 10:27
                      Zavmir   Пожаловаться

                      А.н.д.р.е.й,

                      https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Атомная_энергетика_Франции

                      Франция 70% энергии добывает исключительно из атомных реакторов. Может они дураки, которые поддались шарлатанству? А США? Япония?

                      https://chrdk.ru/tech/otvety_na_piat_glavnykh_voprosov_ob_atomnoj_energetike

                      1 кг урана содержит в 90 000 раз больше энергии, чем при сгорании 1 кг угля. Это чрезвычайно мощный подъем для экономики.

                      Атомная энергетика - лишь одна сторона ядерной физики, продуктом которого мы пользуемся каждый день. Без знаний об устройстве атомов и электронов не получилось бы создать лучевую трубку, флюоресцентные лампы, лазеры. Не изобрели бы телевидение, не смогли бы создать рентгеновские снимки. Я бы не назвал Нильса Бора, Резерфорда, Курчатова, Марию Кюри, Беккереля, Планка, Шредингера, Альберта Эйнштейна кучкой шарлатанов

                      Чтож, наверно у вас есть другие способы для получения энергии. Может, сжигать уголь и нефть, как 150 лет назад? Нет конечно, это разрушает природу. Вроде есть другие виды альтернативной энергетики, назовите их мощности и давайте сравнить с атомными электростанциями.

                      • 10 февраля 2019 г., 12:15
                        А.н.д.р.е.й   Пожаловаться

                         

                         

                         

                      • 10 февраля 2019 г., 12:23
                        А.н.д.р.е.й   Пожаловаться

                        Zavmir, и такие данные по ЕС при том, что Франция, вывозящая ядерные отходы в Россию, вовсю использует атомную энергию. Как только Франция выйдет из системного кризиса и займётся развитием энергетики, АЭС позакрывают по всей стране.

      • 11 февраля 2019 г., 14:22
        аврл   Пожаловаться

        Zavmir, ему пофигу, он об этом не думает, а зря, у моего знакомого был однакласник якут, в математике шарил как лобачевский, ну его естественно отправили в центральный вуз, а парень русский плохо знает, говорит на бытовом уровне и всё, так мы лишились научной звезды, так что учить всех надо именно на русском, кто хочет учить якутский, да ради бога, все условия для этого созданы, а вся эта статья поднята по одной теме-получить и распилить государственные гранты, вот и всё. Тем более в республике якутскому языку мноооого внимания и финансов уделяют.

  • 9 февраля 2019 г., 15:56
    Oponas   Пожаловаться

    Да, ютуб вдохнул вторую жизнь в развитие русского языка. До недавнего времени наблюдал, как якутские дети говорили всё-таки преимущественно по-якутски. А как ютуб набрал невероятную популярность, появились популярные русскоязычные блогеры и исполнители, так русский язык снова обрел невиданную силу. Сегодня слышу больше русскую речь из уст якутских детей.

    Но кто в этом виноват? Можно конечно создать ютуб канал с республиканской поддержкой, где бы всё велось на якутском. Но кто будет его смотреть? Будет ли он пользоваться популярностью у молодежи? Сомневаюсь! Ибо такой канал будет искусственно созданным. Тогда как популярные блогеры появляются и развиваются сами, на своём таланте и харизме. Именно поэтому должны САМИ появляться якутоязычные блогеры из молодежи. Но появятся ли такие? Опять же, сомневаюсь. Каждому блогеру хочется максимально широкой аудитории. Если же блоги будут вестись исключительно по-якутски, то их аудитория будет ограничена только носителями языка. Именно поэтому, заметьте, популярные украинские ютуб-блогеры вещают исключительно по-русски. Они не хотят лишать себя огромной русскоязычной аудитории. 

    Я всё же думаю, что проблема всё-таки в родителях. Родители САМИ ленятся разговаривать с детьми на родном языке, предпочитая сваливать ответственность на других - на планшет, на детсад, на школу и т.д. Разговаривайте с детьми на родном - и ваши дети будут знать якутский язык!

    • 9 февраля 2019 г., 20:30
      Corvair   Пожаловаться

      Oponas, ютуб вдохнул вторую жизнь в развитие русского языка.

      Ага, есть такое, в том числе и на материке, особенно на западе в центральных городах, где ещё недавно казалось, что русский язык сдаёт позиции перед английским.

    • 11 февраля 2019 г., 14:23
      аврл   Пожаловаться

      Oponas, в точку!

  • 9 февраля 2019 г., 16:16
    Kunnuk   Пожаловаться

    Нет безвыходных ситуаций, если мы горим желанием! Можно провести конкурс среди детей на лучший ютуб-канал, на лучший мультфильм, на детские фильмы, песни, на комп и мобильные игры и приложения на якутском. При хорошей рекламе, вознаграждении, мотивации можно очень даже продвинуть язык!

    Можно провести международный конкурс якутских песен, на лучшее онлайн обучение якутскому, на лучшее приложение по знанию Саха тыла, на лучшее чтение якутских стихов. В общем, нет пределов совершенствованию!

    • 11 февраля 2019 г., 14:24
      аврл   Пожаловаться

      Kunnuk, почему международный? Давайте галактический для начала, а там глядишь и на вселенский выйдем)))

      • 11 февраля 2019 г., 15:20
        Kunnuk   Пожаловаться

        аврл, почему нет ? Уже турки, казахи, русские, и др. поют по якутски, притом добровольно. А если конкурс, то многие подтянутся. Есть же конкурс монгольских песен.

        • 11 февраля 2019 г., 16:30
          аврл   Пожаловаться

          Kunnuk, да потому что надо решать насущные проблемы, у нас пол города на улицу в туалет ходит, про деревенских я ваще молчу, и все деньги государства должны быть направлены на улучшение качества жизни граждан, да хотя бы на создание рабочих мест, а не конкурсы

  • 9 февраля 2019 г., 19:44
    iDalfour   Пожаловаться

    Комменты тоже все на русском языке причём тут село, если родился в городе но знаешь родной язык, обычно сельские билбетех буолаллар сахалы. Нужен Гугл переводчик на якутский тогда любой народ поймёт тебя

    • 10 февраля 2019 г., 06:16
      А.н.д.р.е.й   Пожаловаться

      iDalfour: "Нужен Гугл-переводчик на якутский, тогда любой народ поймёт тебя".
      -------------------------------------------------------------------
      На 100% согласен с Вами!!!!!!

    • 11 февраля 2019 г., 14:25
      аврл   Пожаловаться

      iDalfour, есть уже гугл-переводчик

  • 10 февраля 2019 г., 02:18
    .kai.   Пожаловаться

    Если верить глазам и ушам саха с не родным языком больше в несколько раз.

    Вот вы представитель СМИ, вы поднимали и мониторили эту больную тему - очевидность неизбежности утраты родного языка городских детей на высоком уровне?

    или только сейчас поняли?

  • 11 февраля 2019 г., 11:38
    туолльут   Пожаловаться

    Дьэ дьикти. Саха тылын харыстыырга туһаайыллыбыт сурук тоҕо эрэ нууча тылынан суруллубут.  

  • 11 февраля 2019 г., 12:26
    Hang   Пожаловаться

    Я когда был школьником  моя учительница русской литературы (якутка) нам всем говорила , учите русский свой родной вы никогда не забудете. А студентом я не верил что якутский язык сохраниться. Сейчас мне 61 год. Читаю и на якутском и на русском художественные книги. Вот тут под боком зеленый луг. Кто его летом бережет. Никто. Но комары, там их засилье, потому там мало кто гуляет. В Якутии все еще сохранилось много деревень. Где в основном говорят на родном языке. А на севере Якутии...кто там убьет якутский язык...Холод и огромные просторы вот защита якутов и родного языка. А в городах конечно надо проблему всегда поднимать. Это же смешно национальных школ когда меня мама забрала с деревни сюда в Якутск на второй класс, всего одна школа была, это 66 году. А счас их наверно прибавилось пару штук не более чем за полувека. Надо на пенсии ехать обратно в деревню. По ближе к корням.

    • 11 февраля 2019 г., 12:32
      Невидимка_   Пожаловаться

      Hang, я дико извиняюсь, а комары-то и Зеленый луг при чем??

      • 11 февраля 2019 г., 21:48
        Hang   Пожаловаться

        Невидимка_, Для меня за полвека Зеленый луг не изменился. Когда мне было 5 лет там выращивали подсолнух, в другой  год турнепс...Но потом земля истощилась и оттуда ушли агрономы, Через десятки лет луг восстановился, появился травостой годный для покосов. Из за комаров и гнуса туда не ходят. Мусор только от половодья остается и от сенокосчиков. С начала лета там все начинает цвести, все цвета и запахи. Для меня может вся  Якутия в этом луге. Конечно можно все засыпать песком и построить каменные джунгли. Но якутский язык. Его не похоронишь. Сколько ездил по командировкам по районам где живут в основном якуты, все приезжие и пустившиеся там корни в конце концов становятся якутами и говорят по якутски. В молодости не понимал, почему якуты все разные. Счас на старости лет понял, что якуты это те кто застрял тут на века.           

        • 11 февраля 2019 г., 21:54
          Невидимка_   Пожаловаться

          Hang, на Зеленом лугу  - турнепс??? Агрономы??? Эка вас, батенька, прибило-то комарами.

          • 11 февраля 2019 г., 22:19
            Hang   Пожаловаться

            Невидимка_, ну скоро май первый комар... радости то скока будет.

        • 12 февраля 2019 г., 10:09
          .kai.   Пожаловаться

          Hang, вы о чем вообще? Север русскоязычный, посмотрите на Тикси, Усть-Янск, Депутатский, Нижнеколымск, Зырянка, Черский

          • 12 февраля 2019 г., 12:08
            Hang   Пожаловаться

            .kai., Тикси не сравнить с 89-м. Тогда да. Народ туда ехал в отпуск работать докером. Ил-18 летал напрямую два рейса в Москву и Ленинград. Счас там заброшенные дома с черными окнами. Как будто там была Чеченская война. В Сангарах был 2004 году такая же песня. Зырянке был 2013 г. страшная картина. Основная масса приезжих выехала. Остались те кто не в силах выехать. Знакомый из Томска два года назад  наконец перевез родителей из Усть-неры к себе. Он там родился и школу закончил, геолог как и родители. Усть-Янск, Депутатский, Черский и другие пгт, и ГОКи бывшие это призраки...туда давно набежало местное население из ближних участков и поселений. Так бы давно позакрывали эти названия. В среднеколымском улусе народ сохранил совхозы, поэтому там более менее живут и летает по расписании стабильно МИ-8 Полярных авиалиний по их 8-ми наслегам. Так, что как бы мы тут не кичились дальние районы и тем паче северные сохраняют якутский язык. Там рождаемость больше и молодежь  оттуда едет в города. А приезжие приехали а потом уехали. А если остались значит уже якуты, на том и слава богу.          

  • 11 февраля 2019 г., 14:25
    аврл   Пожаловаться

    для связки слов)))

  • 11 февраля 2019 г., 19:42
    GEOstudent   Пожаловаться

    Самый прикол: когда не говорящие на родном языке едут учиться в центральные вузы))

    Азиат, маленькая народность, не говорящий на своем, да ещё с русской фамилией и именем ))) во прикол )) бывает немножко стыдно на фоне других народов

  • 12 февраля 2019 г., 13:17
    Hang   Пожаловаться

    В этом году запланировал поездку в Калмыкию. Не по теме конечно, там просто уже третий год будет проводиться кубок России по моему спорту .... в калмыцких степях. По отзывам знаю. что организуют экскурсии в дацан и саму Элисту. Вот посмотрю как там язык калмыцкий, похож на наш или нет. Там где промышленность конечно коренной язык страдает. Это я про Татарстан, Башкорстан и Бурятию. Но в Якутске какая промышленность. Я вырос в залоге. Тут автодорожники были и якутских семей по пальцам было посчитать 68 году знакомых куда ходил в гости , три всего семьи было. Жили татары, украинцы для меня они были все равно русскими, корейцы были, но мало. Все мои друзья короче русскоговорящие, но мать отдала меня в национальную школу в центр города. Далеко было ездить на автобусе по тем временам. Так что я ей безмерно благодарен. Да я согласен нужно развивать дошкольное образование на якутском и школы. Сам институт в этом направлении фундаментально давно развит, куча трудов и докторов наук и выпускаемых специалистов. Ну где эти частные садики, школы с якутским уклоном, кто мешает...Ну если мешают. Где общественники, НКО, пишите проекты и участвуйте в конкурсах субсидий и грантов и работайте молча. Я честно проблемы большой не вижу. Еще месяц назад я работал в большой компании, Там полно молодежи 22-30 лет, которые свободно говорят на якутском. Я там проработал 21 лет. 97 году когда пришел да там картина была другая, якутов много. но все говорят на русском. Дома наверно на своем родном. А теперь другая картина. Может от того, что много пришло молодых из филиалов, цехов и участков разбросанных по улусам. Так что проблема не критичная, не стоит ее раздувать а вот тихо, системно надо работать. И я полагаю, что это работа идет таким макаром, поэтому тут хай подняли..           

Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь